Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу icon

Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу

НазваниеМетодические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу
страница1/3
Дата конвертации12.04.2013
Размер408.56 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В НОУ


Введение

Работа 1. Определение гранулометрического состава почвы

Работа 2. Определение кислотности почвы

Работа 3. Определение всхожести, чистоты, энергии прорастания семян культурных растений

Работа 4. Определение всхожести семян окрашиванием

Работа 5. Необходимость воды и воздуха для прорастания семян

Работа 6. Много ли воды впитывают семена?

Работа 7. Влияние температуры окружающей среды на рост растений

Работа 8. Влияние света на рост растений

Работа 9. Необходимость почвенной влаги для роста растений

Работа 10. Базальный рост листьев лука

Работа 11. Наблюдения за перемещением питательных веществ в луковице

Работа 12. Получение спиртовой вытяжки хлорофилла

Работа 13. Разделение пигментов по методу Крауса

Работа 14. Выделение антоцианов

Работа 15. Образование сахара в зеленых листьях на свету

Работа 16. Определение количества сахара в корнеплодах моркови

Работа 17. Анализ картофеля на содержание сахара

Работа 18. Выделение крахмала, белка, жира из запасающих органов растений

Работа 19. Выделение крахмальных зерен из семян растений

Работа 20. Обнаружение нитратов в растениях методом дифениламина

Работа 21. Сравнение содержания нитратов в различных частях растения


ВВЕДЕНИЕ

Важное место в учебном процессе отводится выполнению лабораторных и демонстрационных работ, другими словами учебно-исследовательской деятельности. Суть этой деятельности заключается в том, что во время ее проведения не выявляются какие-либо новые факты, не совершается открытий. Итог работы руководителю известен заранее. Главная ее цель – научить ребят методам проведения исследований в природе или лаборатории и осуществить первое знакомство с исследовательской составляющей учебного процесса в учебном заведении.

Очень важно до учащихся донести не только теорию, но и показать наглядно, как мы приходим к такому результату. Ребята учатся получать не просто готовую информацию, они учатся самостоятельно получать практические результаты, анализировать их, делать выводы.

Эти занятия способствуют приобретению практических умений и навыков, стимулируют развитие познавательных и мыслетворческих способностей учащихся, приучают их к четкости действий и дисциплине.

Все лабораторные и демонстрационные работы построены по единой схеме: указана тема, определены цели, перечислены требующиеся материалы и образование, изложен ход работы. В необходимых случаях дается теоретический материал, приводятся методические рекомендации по подготовке и проведению работ, направленные на усвоение учащимися изучаемой темы.

При выполнении лабораторной работы важно уделять внимание как всей группе, так проводить и индивидуальную работу. По ходу работы оказать помощь, консультацию учащимся.


^ РАБОТА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВ

Цель работы. Познакомиться с различными способами определения гранулометрического состава почв.

^ Материалы и оборудование. Образцы почв, мерный цилиндр на 100см3, стеклянная палочка с каучуковым наконечником, часы с секундной стрелкой, сито с диаметром отверстий в 1см.

^ Краткое теоретическое пояснение. Гранулометрический (механический) состав – это относительное (в процентах) содержание в почвообразующей породе и почве частиц различных размеров. Обычно гранулометрический состав определяется соотношением частиц глины, куда условно относятся частицы размером меньше 0,01мм и песка — частицы крупнее 0,01мм. В зависимости от содержания частиц менее 0,01мм почвы делятся на глинистые (легкие содержат 50—60% глины, средние 65—80%, тяжелые — более 80%), суглинистые (легкие — 20—30%, средние 30—40%, тяжелые — 40—50%), супесчаные (рыхлые — 10—15%, связные — 15—20%), песчаные (рыхлые — 0—5%, связные — 5—10% глины).

В зависимости от размера почвенные частицы классифицируются на камни — диаметр крупнее 3мм, гравий — 3—1мм, песок — 1—0,05мм, пыль — 0,05—0,001мм, ил — меньше 0,001мм.

^ Ход работы.

I.Определение гранулометрического состава почвы в поле (без приборов):

1) сухим методом – «зеркало».

Взять комочек почвы величиной с горошину, раздавить его ногтем на ладони и втереть в кожу. Чем более угловато, жестко, прочно зерно и чем большая его часть после полного раздавливания втирается в кожу, тем почва тяжелее по гранулометрическому составу.

Глинистые почвы в сухом состоянии растираются на ладони с большим трудом, а после растирания дают тонкий однородный порошок. В суглинистых почвах среди преобладающих глинистых частиц отмечается наличие незначительного количества песчаных. А в супесчаных почвах преобладают песчаные частицы с небольшой примесью глинистых. Песчаные почвы состоят почти полностью из зерен песка, почвенная масса сыпуча, бесструктурна.

^ 2) мокрым методом – «метод раскатывания шнура».

Почву смочить водой и размягчить пальцами до консистенции теста, то есть до влажности приблизительно соответствующей нижней границе текучести (в таком состоянии вода из почвы не отжимается, но почва поблескивает от воды и мажется). Хорошо размятую почву раскатать на ладони в шнур толщиной около 3 мм и свернуть в колечко диаметром около 3 см. Вид этого шнура и будет показателем гранулометрического состава почвы:

-глина – шнур легко свертывается в кольцо без трещин;

-тяжелый суглинок - шнур легко скатывается, при свертывании в кольцо дает трещины;

-средний суглинок – шнур легко образуется, но при свертывании в кольцо распадается;

-легкий суглинок – шнур распадается на части при малейшей попытке свернуть его в кольцо;

-супесь – шнур при скатывании распадается на части;

-песок – шнур не образуется.

Таблица. Показатели «мокрого» метода определения гранулометрического состава почвы в поле (метод Н.А. Качинского)




^ II. Определение гранулометрического состава почвы в лабораторных условиях методом М.М. Филатова.

1. Определение содержания глины в почве.

В мерный цилиндр емкостью 50 мл насыпать почву, предварительно просеянную через сито, чтобы при легком уплотнении (путем постукивания цилиндра о стол) она заняла объем 5 мл (см3). В цилиндр прилить 30 мл воды и 5 мл 1 н. раствора хлорида кальция (для коагуляции частиц). Всю помещенную в цилиндр массу тщательно размешать стеклянной палочкой и прилить воды до метки 50 мл. Дать жидкости отстояться в течение 30 минут (если есть время, то следует оставить на 24 часа).

Определить объем почвы в пересчете на 1 см3 первоначального объема (величину измеренного прироста разделить на 5).

Определить процентное содержание глины в почве (по приросту ее объема), пользуясь таблицей 1.

Таблица 1. Определение содержания глины в почве

Прирост (увеличение) объема почвы в пересчете на 1 см3

Глина,

%

Прирост (увеличение) объема почвы в пересчете на 1 см3

Глина,

%

4,00

90,70

1,75

39,68

3,75

85,03

1,50

34,00

3,50

79,36

1,25

28,34

3,25

73,67

1,00

22,67

3,00

68,01

0,75

17,00

2,75

62,35

0,50

11,33

2,50

56,68

0,25

5,66

2,25

51,01

0,12

2,72

2,00

45,35

0,06

1,35


Полученные данные записать в итоговую таблицу, приведенную ниже.


  1. ^ Определение содержания песка в почве.

В мерный цилиндр вместимостью 100 мл насыпать той же почвы, в которой определялось содержание глины, и уплотнить до объема 10 мл (см3). Прилить воды до метки 100 мл и хорошо размешать стеклянной палочкой. Дать жидкости отстояться в течение 1,5 минуты. Слить мутную воду и снова в оставшийся осадок долить воды до метки 100 мл, хорошо размешать, дать отстояться 1,5 минуты и снова слить мутную воду. И так повторять до тех пор, пока вода после отстаивания не будет совершенно прозрачная.

Измерить объем оставшегося в цилиндре песка, принимая каждый миллилитр (см3) осевшей почвы за 10% песка.

Определить гранулометрический состав почвы, пользуясь таблицей 2.

Таблица 2. Определение гранулометрического состава почвы

(по соотношению песка на каждую часть глины)


Песок, часть

Разновидность почвы

1 – 2

Глинистая

3

Суглинистая тяжелая

4

Суглинистая средняя

5 – 6

Суглинистая легкая

7 – 10

Супесчаная

Более 10

Песчаная


Полученные данные занести в итоговую таблицу.

Итоговая таблица

№ образ-ца

Объем почвы, взятой для опреде-ления глины

Объем почвы в цилинд-ре через 30 минут

При-рост объема почвы

Глина,

%

Объем почвы, взятой для опреде-ления песка

Объем почвы после отмы-вания

Песок, %

Соот-ноше-ние глины и песка

Грануло-метри-ческий состав почвы


































  1. ^ Определение содержания пыли.

Зная процент содержания глины и песка, вычитают сумму их из 100 и получают процент содержания пыли.

Примерный расчет содержания пыли. Содержится в почве:

глины 22,67 %

песка 52,50 %

глины и песка 75,17 %

пыли 100 — 75,17 = 33,45 %

Выводы. 1. Взятая для анализа почва является легким суглинком.

Контрольные вопросы. 1. Что понимают под механическим составом почвы? 2. Как можно определить механический состав почвы в полевых условиях? 3. Как определяется механический состав почв по методу М.М. Филатова?


^ РАБОТА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИСЛОТНОСТИ ПОЧВЫ

Цель: научиться определять кислотность почвы.

Материалы и оборудование: образцы почв, прибор Н.И. Алямовского, дистиллированная вода, колба, пробирки, пипетки, сито, весы с разновесами, рН-метр.

^ Краткое теоретическое пояснение. Кислотность – важнейшая агрономическая характеристика почвы и экологический фактор, который необходимо учитывать в практике сельского хозяйства. Повышенная кислотность почв ухудшает рост и развитие растений, подавляет жизнедеятельность полезных бактерий, способствует развитию почвенных грибов и болезнетворных микроорганизмов, ухудшает физико-химические свойства почвы и т. д.

Реакция почвенной среды определяется соотношением в ней водородных и гидроксильных ионов. Обычно для характеристики реакции раствора (кислотности почвы) пользуются величиной рН (отрицательный логарифм концентрации водородных ионов).

Для каждого растения существует определенный, наиболее благоприятный интервал кислотности.

Оптимальные значения рН для сельскохозяйственных культур

Культура

рН

Культура

рН

Люцерна

7,2 –-8,0

Горох, клевер

6,0 – 7.0

Свекла

6,7 – 7,5

Овес

5,5 – 7,5

Груша, вишня, слива

6,5 – 7,0

Морковь, редис

5,5 – 7,3

Озимая пшеница

6,3 – 7,7

Лен

5,5 – 6,5

Огурец, томат

6,3 – 7,0

Яблоня

5,5 – 6,0

Кукуруза

6,0 – 7,5

Озимая рожь

5,0 – 7,7

Яровая пшеница

6,0 – 7,3

Картофель

5,0 – 5,5

Капуста

6,0 – 7,1

Брюква, люпин

4,8 – 5,5

По степени кислотности (величине рН) почвы делят на следующие группы:

-сильнокислые — рН ниже 4,5;

-кислые — рН 4,6-5,5;

-слабокислые — рН 5,6-6,0;

-нейтральные — рН 6,6-7,0;

-щелочные — рН 7,1-8,0;

-сильнощелочные — рН выше 8,1.

Определение кислотности почвы чаще всего проводят патенциометрическим и колорометрическим (цветным) методом по шкале Н.И. Алямовского.

Колорометрический метод основан на свойствах некоторых веществ (индикаторов) менять окраску при изменении реакции среды. Шкала представляет собой набор запаянных пробирок с растворами, которые различаются по концентрации ионов водорода. Растворы окрашены индикатором и соответствуют по цвету определенному значению кислотности, который указан на этикетке.

Ход работы.

^ 1. Определение кислотности почвы колорометрическим способом.

20грамм просеянной почвы поместить в колбу емкостью 100мл и прилить 50мл дистиллированной воды. Закрыть колбу чистой пробкой и хорошо взболтать в течение 5 минут. Дать жидкости хорошо отстояться до полного осветления в течение 18—24 часов. Фильтровать нельзя, так как фильтр может изменить реакцию вытяжки. Осторожно взять пипеткой 5мл прозрачной почвенной вытяжки и перенести в чистую пробирку. Прилить 6-7 капель (0,3 мл) комбинированного индикатора. Содержимое пробирки хорошо взболтать. Цвет вытяжки сравнить с окраской стандартной шкалы растворов-эталонов и определить величину рН.

^ 2. Определение кислотности почвы (рН) патенциометрическим способом.

Из средней пробы воздушно-сухой почвы, просеянной через сито с отверстиями в 1мм, отвесить 8 г почвы (для торфа 1 г). Навеску почвы поместить в стаканчик (колбу) вместимостью 50 мл, прилить 20 мл дистиллированной воды. Колбу закрыть чистой пробкой и хорошо взбалтать в течение 5 минут. Дать жидкости отстояться. Измерить рН при помощи рН-метра.


^ РАБОТА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСТОТЫ, ВСХОЖЕСТИ,

ЭНЕРГИИ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Цель: научиться проверять посевные качества семян

Материалы и оборудование: чашки Петри, фильтровальная бумага, семена, вода.

^ Краткое теоретическое пояснение. Перед посевом обязательно проверяются посевные качества семян. Основные показатели качества — чистота, всхожесть, энергия прорастания, хозяйственная годность. Чистотой семян называют отношение массы чистых семян к массе семян вместе с примесями, выраженное в процентах. Всхожестью семян называют их способность давать нормальные проростки при оптимальных условиях проращивания за определенный для каждой культуры срок. Всхожесть выражают (в процентах) отношением нормально проросших семян к общему числу семян, взятых для проращивания. Одновременно со всхожестью обычно определяют энергию прорастания семян, то есть дружность появления проростков за относительно короткий срок.

По всхожести и энергии прорастания судят о пригодности семян к посеву и соответственно устанавливают норму высева.

Для определения всхожести и энергии прорастания семян используют фракцию чистых семян исследуемой культуры.

^ Ход работы

  1. Определение чистоты семян.

Из образцов семян после тщательного перемешивания взять навеску (указывается ее масса). Рассыпать семена навески на разборную доску или лист бумаги и выбрать посторонние примеси (семена других растений, битые и больные семена). Отобранные семена взвесить и определить процент чистоты по формуле

а х 100 = х%,

в

где а — масса чистых семян, в—масса семян вместе с примесями (навеска).

Результаты записать в таблицу.

№ образца

Культура

Масса навески

Масса чистых семян

Чистота семян, в %

Посторонние примеси


^ 2. Определение всхожести семян.

Из образца семян исследуемой культуры отобрать четыре пробы по сто штук. Равномерно разложить семена в ячейки керамических плиток или чашки Петри на влажной фильтровальной бумаге. Накрыть стеклом и поставить на проращивание в теплое место (20-25°С). В течение всего периода проращивания следить за влажностью и вести учет проросших семян. Учет проросших семян проводить дважды (предварительный учёт и окончательный учёт), в сроки определенные для каждой культуры.

Таблица. Сроки для определения энергии прорастания и всхожести

овощных и полевых культур

Культура

Предварительный учёт (через сколько дней)

Окончательный учёт (через сколько дней)

Пшеница

3

7

Рожь

3

7

Ячмень

3

7

Овёс

4

7

Просо

3

7

Кукуруза

3

7

Гречиха

3

7

Горох

3

6

Фасоль

4

8

Лён

3

7

Подсолнечник

3

7

Капуста

3

10

Томат

6

12

Огурец

3

8

Лук

5

12

Морковь

5

12

Свёкла

4

8


По истечении указанного времени подсчитать количество проросших семян и определить процент всхожести.

Результаты записать в таблицу.

№ образ-ца

Культура

Предварительная всхожесть

Окончательная всхожесть

Примечание (класс семян)

число проросших семян

%

число проросших семян

%


На основании первого подсчёта определяют предварительную всхожесть семян или их энергию прорастания. Чем выше энергия прорастания семян, тем дружнее появятся всходы.

На основании второго подсчёта определяют окончательную всхожесть семян. Она показывает, сколько в данном образце имеется семян, способных прорасти.

Нормальной всхожестью считают:

- для моркови, петрушки, пастернака, укропа—60-70%;

-для лука, перца, свеклы, салата—80%;

-для капусты, томатов, редиса—85%;

-для гороха, кабачков, баклажанов, огурцов, репы, тыквы, фасоли—90-95%.

При низкой всхожести увеличивают норму высева или заменяют семена.

В зависимости от всхожести и чистоты семена делятся на три класса. Семена первого класса должны иметь чистоту не ниже 99% и всхожесть не менее 95%. Семена второго класса — чистоту 98-99% и всхожесть 90-95%. Семена третьего класса — чистоту 97-98% и всхожесть 85-90%. Семенные участки засевают только семенами первого класса, производственные — первого и второго класса. Семена третьего класса требуют дополнительной сортировки и подвергаются дополнительной обработке для повышения их посевных качеств.

^ 3. Определение хозяйственной годности.

Хозяйственная годность выражается в процентах и равняется произведению чистоты семян на их всхожесть, деленному на 100.

Норма высева устанавливается по семенам первого класса. Их хозяйственная годность составляет:

99 х 95 = 94%

100

  1   2   3




Похожие:

Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по предмету «Химия»
Методические рекомендации предназначены для проведения практических работ на занятиях по органической и общей химии
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу iconМетодические рекомендации для выполнения лабораторных работ / Т. И. Макрушина. Бийск: бти алт гту, 2012. − с. Практическая часть
Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы по дисциплине Информационное обеспечение
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу iconМетодические рекомендации по безопасности наборов химических реактивов Общая характеристика реактивов
В "Перечни учебного оборудования для общеобразовательных школ" включены реактивы, необходимые для выполнения демонстрационных, лабораторных...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу icon2008-2009 учебный год Химия. Нормы лабораторных опытов, практических работ, экскурсий

Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу iconМетодические указания по организации и методике проведения курсовых работ и контрольных работ 181
Методические рекомендации преподавателям по эффективным средствам, методам и технологиям обучения дисциплины 199
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Делопроизводство и корреспонденция» для студентов
«Делопроизводство и корреспонденция» для студентов специальности 080401 всех форм обучения / Т. И. Макрушина; Алт гос техн ун-т,...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу iconМетодические рекомендации по выполнению научно-исследовательских работ направление подготовки магистров
Рекомендации рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры «Финансы и кредит» № от 2012г
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу iconПрактикум по курсу «Информатика» ч. Составили И. Н. Зотов, С. В. Молокова, Е. В. Зыкова- иркутск, 2004. 20с
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов специальностей 130100 и 130300
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу iconМетодические рекомендации для работников ду. Сценарии. М.: Арки, 1999 Лысова В. Я. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников ду. Сценарии. М.: Арки, 1999
...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ в ноу iconМетодические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) образовательных организаций
Минобрнауки России направляет методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы государственных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы