Тема, над которой работает педагогический коллектив школы icon

Тема, над которой работает педагогический коллектив школы

НазваниеТема, над которой работает педагогический коллектив школы
Дата конвертации08.10.2012
Размер197.9 Kb.
ТипАнализ

Анализ работы психологической службы

МОУ Старокриушанская СОШ за 2010 – 2011 уч.

Тема, над которой работает педагогический коллектив школы:

«Социальное становление личности».

Цели:

  1. Создание условий для формирования и развития способностей учащихся в разных сферах деятельности.

  2. Формирование социально активной личности

В своей деятельности психолог школы руководствуется международными актами в области защиты детей, Законом РФ «Об образовании», федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, распоряжениями соответствующих органов управления образованием, положением о службе практической психологии.

Целью работы педагога-психолога школы является психологическое сопровождение естественного развития детей. Для выполнения данной цели необходимо:

  • содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, которые соответствовали бы индивидуальности детей и обеспечивала психологические условия для охраны здоровья и развития личности;

  • содействие в приобретении учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для профессии, для успешной социализации;

  • оказание помощи в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, состояния здоровья;

  • содействие в формировании принципов толерантности, взаимопомощи, ответственности и уверенности в себе.

Задачи: - создание оптимальных условий для развития способностей личности учащихся;

  • оказание помощи ребенку в его самореализации;

  • социализация учащихся;

  • пропаганда учащихся на нравственную ориентацию;

  • применение современных методов мониторинга;

  • разработка системы психопрофилактики и коррекции, основанных на индивидуально-психологическом подходе;

  • активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам здорового образа жизни, профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ;

  • разработка и внедрение педагогических, психологических, валеологических методов коррекции;

  • стимулирование повышенного внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни;

  • повышение самосознания учащихся

Были осуществлены следующие виды работ:

I. Начальное звено.

С помощью диагностик у учащихся первых классов Старокриушанской СОШ в динамике (начало и середину учебного года) прослеживалось интеллектуальное развитие. С первоклассниками были проведены коррекционно-развивающие занятия по программе формирования способности взаимопонимания и умения сотрудничать «Секреты гармонии»: «Знакомство», «Доброе имя», «Сотворим в себе солнце», «Режим дня первоклассника».

С учащимися 3, 4 класса проводились групповые занятия по развитию интеллекта, общительности, толерантности, сплочению коллектива.

Тестированием дошкольников ежегодно выявляется уровень готовности их к школьному обучению.

II. Среднее звено.

С помощью рисуночного тестирования была изучена комфортность уч-ся 5 класса, разработаны рекомендации учителям, проведена беседа с классным руководителем; с детьми проведены адаптационные тренинговые занятия: «Первый раз в первый класс», «Легко ли быть учеником?», «Три главных испытания», «Я и мои права», «Душа обязана трудиться».

На психологических часах с учащимися 6а и 6б классов были раскрыты темы из программы развития способностей к самопознанию и уверенности в себе: «Мои права и права других людей», «Наши чувства, желания, настроения», «Как выразить и простить обиду?», «Как справиться с плохим настроением, раздражением?»; проведены семинары «Развитие памяти», коррекционно-развивающие занятия «Игра-соревнование», психопрофилактический час «Влияние алкоголя на организм человека»(6бкл).

С целью выявления информации и формирования устойчивого сопротивления к употреблению табака, было проведено анкетирование учащихся 5-11 классов «Отношение к курению», с помощью которого были вскрыты причины курения учащихся школы, определен возраст и пол курящих учащихся, мотивы отказа курения.

^ Результаты исследования и их анализ

Опыт в отношении курения

В опросе приняли участие учащиеся 5-11 классах в количестве 126 человек: 58 юношей и 68 девушек. Курят 13 % респондентов. Различия в опыте курения между мальчиками и девочками очень велики - 12% юношей (15 человек) и 1,6 % девушек (2 человека). Кроме этого, 13 % (16 человек) учащихся школы в возрасте от 10 до 17 лет пробовали курить, по половому признаку распределение таково: 4,8% юношей (6 человек) и 8% девушек (10 человек).




На первый вопрос «Нравится ли вам учиться?» получено 71 % позитивных ответов: 38% респондентов утвердительно сказали «Да», а 33 % - «скорее да, чем нет»; 24% негативных ответов: 10% из них принадлежат утвердительному «нет», 14% - «скорее нет, чем да». Зависимость между учебной мотивацией учащихся и числом курильщиков отражают данные таблицы №1:

Таблица №1. Учебная мотивация и курение.








Возрастные группы







10-12 лет (5-6 кл)

13-14 лет (7-8 кл)

15-17 лет (9-11 кл)

всего







юноши

% (чел)

девушки

% (чел)

юноши

% (чел)

девушки

% (чел)


юноши

% (чел)


девушки

% (чел)

юноши

% (чел)

девушки

% (чел)

Курят респондентов

4(5)

0

2,4(3)

0,8(1)

5,6(7)

0,8(1)

12(15)

1,6(2)

Негативно

относятся

к учению

«нет»

2,4(3)

1,6(2)

0

4(5)

1,6(2)

0,8(1)

4(5)

6,3(8)

«скорее нет, чем да»

1,6(2)

0,8(1)

2,4(3)

4(5)

4(5)

1,6(2)

7,9(10)

6,3(8)

Не курят респондентов

13,5(17)

14,3(18)

8,7(11)

19,8(25)

11(14)

10,3(13)

33(42)

44,4(56)

Позитивно

относятся к учению

«да»

8,7(11)

9,5(12)

4,8(6)

5,6(7)

6,3(8)

3,3(4)

19,8(25)

18,3(23)

«скорее да, чем нет»

4(5)

2,4(3)

3,2(4)

5,6(7)

4,8(6)

13,5(17)

12(15)

21,4(27)


Анализ таблицы №1 показывает корреляцию всех возрастных групп юношей между «негативно относящихся к учению» и «курильщиками», а так же между «позитивно относящихся к учению» и «некурящими юношами».

Рекомендации: важность поощрения юношей в учебном процессе, создании ситуации успеха – как профилактика курения. Девушки более устойчивы к негативным переживаниям в учебе: из 16 негативно настроенных – лишь 2 курящие.

В свободное время ученики Старокриушанской СОШ во всех возрастных группах отдают предпочтение (по ранжированию): 1)прослушиванию музыки - 64% (81человек), 2) встрече с друзьями – 62% (78 человек), 3) просмотру телевизора - 48% (60человек), 4) компьютерным играм – 41% (52 человека), 5) чтению 30% (38 человек), 6) дискотеке 28% (35 человек). Живое общение предпочитает большая половина респондентов.


На вопрос: «С какими высказываниями вы согласны?» ответы учащихся распределились следующим образом:

- 73 % сказали, что не стоит даже пробовать курить (из них 43% девушек и 30% юношей);

- 52 % (32% девушек и 20% юношей) согласились с тем, что сигаретный дым причиняет вред не только курящему, но и тем, кто находится с ним в одной комнате;

- 6% (из них 0,8% девушек, пробовавших курить и 2,4% курящих юношей, 2,8% некурящих юношей) считают, что сигареты с фильтром не вредны;

- 1,6% некурящих юношей 10-13 лет считают, что курение опасно, если человек выкуривает в день больше одной сигареты.

Причины курения подростков

Причины приобщения к табаку зачастую не достаточно осознаны подростками и не всегда объясняют мотивов дальнейшего курения. Некурящие юноши и девушки предпочитают не задумываться о причинах, т.к. считают это не своей проблемой, курящие предпочитают не вспоминать, когда в первый раз закурили. Среди мотивов табакокурения, подростки выделяют три более значимых мотива – «поддаются влиянию друзей и, поэтому, не могут им отказать»; «так принято в их компании, не хотят выделяться»; «считают, что это престижно». Более подробные данные на вопрос «Почему современные подростки начинают курить?» представлены на диаграмме «Причины курения»:




61% высказали причиной курения – «почувствовать себя взрослым» (юношей респондентов оказалось в два раза больше: 21% девушек и 41% юношей, причем из них большинство некурящих: 86%);

52% говорят о том, что современные подростки поддаются влиянию друзей, не знают, как отказать предлагающему (с этим соглашаются 17% курящих юношей и 12% курящих и пробовавших курить девушек);

44 % (поровну юношей и девушек) полагают, что так принято в компании подростков и те не хотят выделяться;

44 % респондентов считают: «что курение, престижно» (из них 33% некурящих и 11% курящих подростков, т.е. нельзя утверждать, что курят ребята из-за престижа);

41,8% респондентов соглашаются с тем, что это не причинит вреда их здоровью (из них небольшой процент курящих – 3,2%. т.е. остальные курящие подростки признают негативное влияние курения на здоровье;

26% респондентов называют причиной курения «возможность забыть о своих проблемах» (реально забыть о своих проблемах хотят треть (33%) курящих юношей и 58% курящих и пробовавших курить девушек);

причину «безнаказанность» обнаружило 16% респондентов (сравнимые величины юношей и девушек).


Большинство девушек отрицательно относится к курению и ориентированы на ценности здорового образа жизни.

На вопрос: «Курите ли Вы?» сознались 5 юношей (12%) и 1 пробовавшая курить девушка10-12 лет; 3 (7,5%) юноши и 7(17,5%) девушек (6 из них пробовали несколько раз)13-14 лет; 7 юношей (16%) и 4 (9%) девушки (3 из них пробовали несколько раз) 15-17 лет; всего курящих юношей 15 (29% от всех юношей) 12 (18% от всех девушек) курящих или пробовавших курить девушек; 89 (71%) респондентов (46 юношей – 79% и 43 девушки – 63%) дали отрицательный ответ «нет».


Интенсивность курения отражают данные по возрастным группам:

12% подростков 10-12 лет пробовали курить несколько раз, 5% - курят реже одного раза в неделю, 5% - 1-2 раза в неделю, 2% - несколько раз в день;

17,5% подростков 13-14 лет пробовали курить несколько раз, 5% - курят реже одного раза в неделю, 2% - 1-2 раза в неделю, 2% - несколько раз в день;

9% респондентов 15-17 лет пробовали курить несколько раз, 4% - курят чаще двух раз в неделю, 11% - несколько раз в день;

количество подростков, желающих попробовать курить, возрастает до 14 лет, зато с возрастом, к 17 годам, увеличивается частота курения.


^ Мотивация отказа от табака




Полученные результаты свидетельствуют об осведомленности подростков о влиянии курения на организм человека.

Самый распространенный мотив отказа от курения во всех возрастных группах – «опасность заболеть тяжелой болезнью». Так считают 64% (81) респондента, причем количество некурящих школьников значительно выше: 55% (69) к 10% (12).

На втором месте по значимости выступает мотив «боязнь ранней смерти». Его выбрали 33% (42) респондентов, большее число которых также являются некурящими: 29% (36). Можно с уверенностью сказать, что не курят подростки по причине опасения болезней и ранней смерти.

Третьим мотивом отказа от курения учащиеся выбрали «частые ссоры в семье» - их 32% (40), курящих из них – только 8%.

Сравнимое число респондентов приходится на мотивы «смерть знакомого» и «потеря уважения со стороны родителей и родственников» - 29% (36) и 28%(35) соответственно (курящие составляют 8% (10) и 6% (8)).

27% (34) респондентов опасаются «неспособности иметь детей», девушек из них 16%(20): 7% (9) курящих и 9% (11) некурящих.

23 (29)% респондентов называют мотив «опасность привыкания», но об этом задумывается только 3% курящих в школе.

Мотивы «нездоровое потомство» и «расставание с близким человеком» набрали по 19% (24).

«Потеря привлекательности волнует 17% (21) респондентов, девушки их них составляют 13%(16), курящих -5% (6).

«Исключения из школы» бояться 14% учащихся, из них 4% юношей.

8% респондентов выбрали мотив «денежные долги», они волнуют по 0,8 % курящих юношей и девушек.

Выводы.

Проведённое исследование позволило получить необходимую информацию по вопросам отношения подростков и старшеклассников (отдельно девушек и юношей) к табаку. В ходе исследования выяснено следующее:

Курящие мальчики были обнаружены, начиная с 5 класса обучения, пробующие курить девушки – с 8 класса.

Выявлено 15 курящих и 6 пробовавших курить юношей: 10-12 лет - 5 и 4, 13-14 лет – 3 и 1, 15-17 лет – 7 и 1 (соответственно); основное число мальчиков начинает курить в младшем подростковом возрасте (10-12лет).

Выявлено 2 курящих и 10 пробовавших курить девушек: 10-12 лет - 0 и 1, 13-14 лет – 1 и 6, 15-17 лет – 1 и 3 (соответственно); основное число девушек начинает курить в подростковом возрасте (13-14лет).

Анализ таблицы №1 показывает корреляцию всех возрастных групп юношей между «негативно относящихся к учению» и «курильщиками», а так же между «позитивно относящихся к учению» и «некурящими юношами». Курят юноши, испытывающие затруднения в учении и поэтому отрицательно к нему относящихся. Девушки более устойчивы к негативным переживаниям в учебе: из 16 негативно настроенных – лишь 2 курящие.

Основные причины курения можно свести к двум мнениям – 1) подростки хотят почувствовать себя взрослыми; 2) подростки соподчиняют себя мнению группы и не могу противостоять ей.

Следует отметить, что достаточно высокий показатель информированности учащихся, который указывает на планомерную профилактическую работу в образовательном учреждении: «использование сигарет совершенно недопустимо» – считает 69% респондентов.

Интенсивность курения испытуемых возрастает с возрастом. Считаем, что профилактические меры, предпринятые для учащихся 10-12 лет будут достаточно эффективны, т.к. зависимость к курению у них минимальная.


Что следует сделать для большего закрепления? Укоренить уверенность активного противостояния табаку.

В течение учебного года для подростков использовались психопрофилактические программы, способствующие формированию позитивной жизненной позиции через процессы самопознания и самосознания себя как личности. Так, для учащихся 6-х,7,8-х классов был предложен цикл развивающих психологических часов-семинаров: «Характер человека и здоровье», «Противостоять агрессии», «Стресс и пути выхода из него» «О вреде курения», «Эмоции человека и здоровье», «Влияние алкоголя на организм человека», «Общение в моей жизни», «Влияние курения на организм человека» (8,9кл), которые активизировали внимание учащихся к здоровому образу жизни, валеологическому видению проблем злоупотребления ПАВ, профилактики правонарушений.

С целью помочь учащимся сориентироваться в сложном мире труда, актуализировать процесс профессионального самоопределения, повысить уровень психологической компетенции, научить соотносить свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, для учащихся 9 классов в течение года преподаются курсы «Профильная ориентация и диагностика учащихся» и «Мир профессий».

На занятиях были раскрыты темы: «Мои интересы и склонности», «Учитываем индивидуальные качества при выборе профессии», «Профессия и тип темперамента», «Учебные заведения, где продолжить учебу?» и др.

Данные курсы помогают девятиклассникам всесторонне изучить себя и проанализировать свои задатки и склонности, интересы, особенности памяти, мышления, характера. На занятиях с ребятами мы строим жизненные перспективы, определяем качества, необходимые для овладения определенными профессиями, способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

По запросу администрации, классных руководителей осуществлено анкетирование учащихся 5- 9-х классов на предмет выбора профилей и элективных курсов, изучены характерологические особенности учащихся, стоящих на внутришкольном учете.


III. Старшее звено.

Для выпускников 11 классов проводились занятия согласно написанной психологом программе: «Психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену» (по пособию Неделиной Н.В.), цель которых отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах. Были проведены семинарские занятия: «ЕГЭ. Как подготовиться к экзамену?», «Эффективные способы подготовки к экзаменам», «Приемы и упражнения для снятия эмоционального напряжения до и во время экзамена», «Как готовиться к ЕГЭ по русскому языку и победить, или Рецепт от Н.С. Тихоновой», «Решая задачи, сдадим математику, или Рецепт от И.А. Каминской» и др.

Проведены тематические часы: «Влияние алкоголя на организм человека и его потомство»(10, 11 кл), психологическая игра «Метафора моей жизни», беседы со старшеклассниками по валеологии семьи «Самоотношение», «За здоровый образ жизни», «Мы выбираем, нас выбирают», «Супружеская жизнь. Умение ладить», «Любовь.Экология любви»(10 кл).

Для одиннадцатиклассников преподавался факультативный курс «Этика и психология семейной жизни». Данные занятия для выпускников открывают сферу человеческих взаимоотношений и их нравственные устои, заставляют задуматься о духовной сущности брака, показывают реальные пути и возможности налаживания отношений, формируют навыки общения в среде сверстников – важные и актуальные социальные компетенции современного общества.

По запросу администрации школы были организованы встречи старшеклассников (6б,8б,9,10,11кл) с представителем КДН Беленковой В.С. и инспектором по делам несовершеннолетних Артюховым Е.Г.

17 мая в Международный день детского Телефона доверия для учащихся 5-11 классов была проведена акция «Скажи телефону доверия «Да», в результате которой ученики были информированы о предназначении Телефона доверия, видах психологической помощи и проблемами обращения. Учащиеся также ответили на вопросы анкеты по данной тематике. Данные представлены на диаграммах.





На вопрос: «В какой ситуации ты, скорее всего, воспользовался бы возможностью позвонить на Телефон доверия?», выбор детей из предложенных ответов распределился следующим образом:




Старшие подростки преследуют и угрожают:

- 37% учащихся 5класса;

-27% учащихся 7 класса;

-по 24% учащихся 6б и 10 классов.

Проблемы любви больше всего волнуют учащихся 6б(67%) и 8б(33%) классов (слабые в учебе).

Серьезно обижаются на родителей учащиеся 8а, 11, 10, 5 и 9 классов (в большинстве это классы сильные в учебе).

В результате акции достаточно большой процент учащихся был мотивирован для обращения за помощь на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.





IV. Учителя и родители.


В тематике психологического просвещения, преследуя цели ознакомить учителей с психологическими условиями обеспечения охраны здоровья детей и дифференцированного подхода развития личности обучающихся, освещается информационно-просветительская работа на страницах психолого-педагогических вестников для педагогов «Призвание» и уч-ся «Зеркало».

Для учителей Старокриушанская СОШ проведены ТМС: «Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти?» и тематический педсовет «Проблема одаренности: от теории к практике».

На родительских собраниях были затронуты темы: «Как вести себя с гиперактивным ребенком?», «Родителям первоклассника». Для родителей был оформлен стенд «Для вас, родители», информирующий об индивидуальных взаимодействиях их с детьми.

В течение года проводились индивидуальные консультации учащихся, учителей, родителей.

^ Обобщенный анализ консультативного приема за 2010 – 2011 г.




Проблематика обращений

Количество обратившихся за консультацией

Количество консультаций

детей

родителей

педагогов

всего

первичных

вторичных

1.

Личностные проблемы

28

-

9

37

24

13

2.

Недостаток общения

8

5

6

19

7

12

3.

Проблемы социальной адаптации

9

13

4

26

20

6

4.

Проблемы взаимоотношений

8

12

14

34

17

17

5.

Проблемы любви

3

-

-

3

2

1

6.

Проблемы психологического и соматического здоровья

3

2

5

10

6

4

7.

Проблемы воспитания детей

-

8

6

14

11

3

8.

Проблемы семейных отношений

7

2

3

12

9

3




Всего

66

42

47

155

96

59



По плану РОО в месячник методического мастерства для педагогов-психологов, социальных педагогов и логопедов был проведен мастер-класс «Что такое толерантность?» с учащимися 11 класса.

Работа «Героическая тематика – как необходимый ресурс формирования нравственно здоровых детей» была представлена на Всероссийской научно-проктической конференции с международным участием «Новой школе – здоровые дети» (ВГПУ, 14-16 октября 2010г).

Вышла печатная работа «Использование проектной и информационно коммуникативной технологий в деятельности педагога-психолога - как факторов, способствующих социальному становлению личности учащихся» (материалы ХI Международной научно-методической конференции «Информатика: проблемы, методология, технологии», ВГУ, 11 02.11)


Пройдено обучение в Интернет-сообществе Open class по программе «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития. Использование ИКТ в работе учителя-предметника» (06.07.2010).

Принималось участие в заседаниях МПК.





Похожие:

Тема, над которой работает педагогический коллектив школы iconАнализ работы педагога – психолога Старокриушанского округа Пархоменко Е. А. за 2008 – 2009 уч г. Тема над которой работает педагогический коллектив школы
Создание условий развития творческих способностей учащихся в разных сферах деятельности
Тема, над которой работает педагогический коллектив школы iconТема, над которой работал педагогический коллектив школы
Создание условий для формирования и развития способностей учащихся в разных сферах деятельности
Тема, над которой работает педагогический коллектив школы iconКомплексный анализ работы школы
Российской Федерации, Министерства образования Оренбургской области, Устав школы. В течение всего учебного года вся работа педагогического...
Тема, над которой работает педагогический коллектив школы iconАнализ воспитательной работы Грушевской оош в условиях реализации образовательной инициативы «наша новая школа»
Педагогический коллектив Грушевской школы в 2013-2014 учебном году выполнял миссию школы, которая является частью программы перспективного...
Тема, над которой работает педагогический коллектив школы iconУважаемые родители!
Администрация школы и педагогический коллектив выражаем вам свою благодарность за участие в воспитании ваших детей
Тема, над которой работает педагогический коллектив школы icon1. Работа с педагогами центра по повышению их профессиональной компетентности
В течение года педагогический коллектив центра работал над единой методической темой: «Ознакомление с методикой написания авторской...
Тема, над которой работает педагогический коллектив школы iconОтечественная война 1812 года – тема для изучения на уроках истории учащимися средней школы. Однако в преддверии юбилея героической победы русского народа над
Однако в преддверии юбилея героической победы русского народа над французами творческий коллектив школьного музея в рамках специально...
Тема, над которой работает педагогический коллектив школы icon1. Работа с педагогами центра по повышению их профессиональной компетентности
В течение года педагогический коллектив центра работал над единой методической темой: «Исследовательская деятельность как форма самореализации...
Тема, над которой работает педагогический коллектив школы iconИтоги работы в 2011-2012 учебном году в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Калиновской средней общеобразовательной школе Карасукского района Новосибирской области
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив мбоу калиновской сош работал над темой «Развитие интеллектуальной личности с высокой...
Тема, над которой работает педагогический коллектив школы iconДепартамент образования города москвы
Педагогический коллектив учителей начальной школы приглашает вас и ваших детей выпускников детского сада на День открытых дверей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы