Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология

НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология
страница1/4
Дата конвертации01.05.2013
Размер0.93 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

культуры и искусств»


Факультет культуры семьи и детства


Кафедра психологии семьи и детства


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Социализация личности


Специальность 030301.65 Психология


Квалификация выпускника психолог, преподаватель психологии


Санкт-Петербург

2011


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_»__________201_г., протокол №_.


Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «___»_______201_г.,протокол № __.


Учебно-методический комплекс подготовила кандидат педагогических наук, доцент Титова Виктория Борисовна.


Рецензент: доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии СПбГУКИ Онищенко Элла Васильевна.


Рабочая программа дисциплины «Социализация личности», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по циклу специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология».

^ Аннотация содержания дисциплины: курс «Социализация личности» рассматривает историю становления социализации как области междисциплинарных исследований; ведущие концепции социализации. В русле субъект-субъектного подхода к социализации человека в обществе раскрываются сущность и универсальные характеристики процесса социализации; раскрывается влияние различных факторов на социализацию личности.

Основные разделы дисциплины: «Природа и закономерности социализации», «Досуг как сфера социализации», «Дифференцированный подход в социализации детей первого периода детства (3-6 лет)», «Дифференцированный подход в социализации детей второго периода детства (6-10 лет)», «Дифференцированный подход в социализации подростков», «Дифференцированный подход в социализации юношества», «Особенности социализации людей зрелого возраста», «Социальная психология старости», «Программы социализации личности».

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

культуры и искусств»


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год


Факультет культуры семьи и детства


Кафедра психологии семьи и детства


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Социализация личности


Специальность 030301.65 Психология


Квалификация выпускника психолог, преподаватель психологии


Санкт-Петербург

2011 г.

  1. Выписка из ГОС ВПО




  1. Виды занятий и методы обучения.

В процессе преподавания данной учебной дисциплины в различных сочетаниях применяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, имитации. В результате изучения данной учебной дисциплины студенты приобретают знания и умения, овладевают навыками, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности. Разнообразные формы и виды контроля, интерактивные методы обучения, применяемые в процессе преподавания учебной дисциплины, создают возможности для включения студентов в исследовательскую, творческую, продуктивную активность.

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем теоретических занятий составляет 32 академических часов на очной форме обучения; 36 академических часов на очно/заочной форме обучения; 6 академических часов на заочной форме обучения.

Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий составляет 36 академических часов на очной форме обучения; 18 академических часов на очно/заочной форме обучения; 10 академических часа на заочной форме обучения.

Мелкогрупповые занятия организуются по группам. Общий объем мелкогрупповых занятий составляет 4 академических часов на очной форме обучения; 10 академических часов на очно/заочной форме обучения.

Объем самостоятельной работы студентов по дисциплине, предусмотренный учебным планом СПбГУКИ по специальности, составляет 36 академических часов на очной форме обучения; 53 академических часов на очно/заочной форме обучения; 128 академических часов на заочной форме обучения.


3. Цели и задачи учебной дисциплины

Цели:


  • Сформировать навыки оценки удовлетворенности потребителей услугами туристской индустрии;

  • Подготовить будущего специалиста к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе реализации туристского продукта.

Задачи:

  • сформировать представление об основных индивидуальных потребностях и психофизиологических возможностях человека, их взаимосвязь с социальной активностью человека;

содействовать формированию навыков организации межличностных взаимоотношений с учетом социально-культурных особенностей общения.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их взаимосвязь с социальной активностью человека.

Уметь:

  • организовывать взаимодействие в группе, обеспечивать межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения.

Владеть:

  • навыками оценки удовлетворенности потребителей услугами туристской индустрии;

  • навыками разрешения проблемных ситуаций, возникающих в ходе реализации туристского продукта.

^ 4. Формы контроля.

Формами оперативного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: тест, опрос.

Формами рубежного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: участие в дискуссии, участие в пресс-конференции, подготовка творческой работы, представление досуговой программы.

Формами итогового контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: экзамен, курсовая работа.


^ Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения




п/п

Наименование раздела (темы)

Всего ак. час.

В том числе, ак. час.

Формы контроля

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

Практ. зан.

Малогруп. зан.

Инд. зан.

1.

Природа и закономерности социализации

69

2

2










52

Тест, участие в дискуссии

2.

Досуг как сфера социализации

1011

2

4










54

Тест, участие в дискуссии

3.

Дифференцированный подход в социализации детей первого периода детства (3-6 лет)

1213

4

4










54

Опрос, участие в пресс-конференции

4.

Дифференцированный подход в социализации детей второго периода детства (6-10 лет)

1213

4

4










54

Тест, участие в пресс-конференции

5.

Дифференцированный подход в социализации подростков

1213

4

4










54

Тест, участие в пресс-конференции

6.

Дифференцированный подход в социализации юношества

1213

4

4










54

Тест, участие в пресс-конференции

7.

Особенности социализации людей зрелого возраста

1213

4

4










54

Тест, участие в дискуссии,

8.

Социальная психология старости

132

4

4










54

Тест, участие в дискуссии

9.

Программы социализации личности

2019

4

6




4




65

Опрос, представление досуговой программы презентация творческих работ




Итоговый контроль:

27



















Экзамен

Курсовая работа




Итого:

144

32

36




4




45





^ Учебно-тематический план дисциплины

Очно/заочная форма обучения




п/п

Наименование раздела (темы)

Всего ак. Час.

В том числе, ак. Час.

Формы контроля

Аудиторные занятия

Самост. Работа

Лекции

Семинары

Практ. зан.

Малогруп. Зан.

Инд. Зан.

1.

Природа и закономерности социализации

10

2

2










6

Тест, участие в дискуссии

2.

Досуг как сфера социализации

12

4

2










6

Тест, участие в дискуссии

3.

Дифференцированный подход в социализации детей первого периода детства (3-6 лет)

14

4

2




2




6

Опрос, участие в пресс-конференции

4.

Дифференцированный подход в социализации детей второго периода детства (6-10 лет)

14

4

2




2




6

Тест, участие в пресс-конференции

5.

Дифференцированный подход в социализации подростков

14

4

2




2




6

Тест, участие в пресс-конференции

6.

Дифференцированный подход в социализации юношества

14

4

2




2




6

Тест, участие в пресс-конференции

7.

Особенности социализации людей зрелого возраста

14

4

2




2




6

Тест, участие в дискуссии,

8.

Социальная психология старости

12

4

2










6

Тест, участие в дискуссии

9.

Программы социализации личности

13

6

2










5

Опрос, представление докладов, презентация творческих работ




Итоговый контроль:

27



















Экзамен

Курсовая работа




Итого:

144

36

18




10




53






^ Учебно-тематический план дисциплины

Заочная форма обучения




п/п

Наименование раздела (темы)

Всего ак. час.

В том числе, ак. час.

Формы контроля

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

Практ. зан.

Малогруп. зан.

Инд. зан.

1.

Природа и закономерности социализации

16

2













14

Тест

2.

Досуг как сфера социализации

16

2













14

Тест

3.

Дифференцированный подход в социализации детей первого периода детства (3-6 лет)

16




2










14

Участие в пресс-конференции

4.

Дифференцированный подход в социализации детей второго периода детства (6-10 лет)

16




2










14

Участие в пресс-конференции

5.

Дифференцированный подход в социализации подростков

16




2










14

Участие в пресс-конференции

6.

Дифференцированный подход в социализации юношества

16




2










14

Участие в пресс-конференции

7.

Особенности социализации людей зрелого возраста

16




2










14

Участие в дискуссии,

8.

Социальная психология старости

14
















14

Тест

9.

Программы социализации личности

18

2













16

Опрос




Итоговый контроль:






















Экзамен

Курсовая работа




Итого:

144

6

10










128





^ 5. Содержание учебной дисциплины


5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины



№ п/п

Наименование раздела (темы)

Содержание раздела (темы)

1.

Природа и закономерности социализации

Социализация как область межлисциплинарных исследований. Социализация как объект изучения в науках о человеке и обществе. Общая характеристика феномена социализации. Сущность и генезис социализации. Составляющие процесса социализации. Универсальные характеристики процесса социализации. Человек, индивид. Индивидуальность, личность. Роль среды и наследственности в социализации индивида. Мегафакторы и макрофакторы социализации. Мезофакторы социализации. Микрофакторы социализации. Педагогика сотворчества как инструмент социальной интеграции детей, подростков и юношества. Диагностика социализации детей, подростков и юношества. Диагностика социализации людей зрелого возраста.

2.

Досуг как сфера социализации

Концепция детско-юношеского досуга в контексте социализации индивида. Пространственно-временная структура социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга. Стратегия и тактика досуговых социальных институтов в социализации детей, подростков, юношества. Пространственно-временная социализация людей зрелого и пожилого возраста в сфере досуга. Игра как метод социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга.

3.

Дифференцированный подход в социализации детей первого периода детства (3-6 лет)

Социализация детей первого периода детства(3-6) лет. Основные понятия детской психологии и теории псизического развития ребенка. Методы детской психологии. Основные теории, объясняющие детское психическое развитие. Движущие силы и условия психического развития ребенка. Психологические особенности ребенка раннего возраста (до 3-х лет). Предпосылки становления личности и кризис 3-х лет. Психологическая характеристика–физиологическая характеристика детей 3-6 летнего возраста. Характеристика познавательной сферы. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника Особенности воображения. Развитие общении со взрослыми и сверстниками. Развитие личности в дошкольном возрасте. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе. Пути детского развития. Типы досугового общения детей 3-6 лет. Типы досугового общения детей 3-6 лет.

4.

Дифференцированный подход в социализации детей второго периода детства (6-10 лет)

Социализация детей первого периода детства(6-10) лет. Психолого-физиологическая характеристика детей 6-10 летнего возраста. Психологические характеристики начального этапа обучения. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста. Совершенствование психических процессов. Развитие общих и специальных способностей. Развитие мышления. Трудовая и учебная деятельность младшего школьника. Формирование личносьти в младшем школьном возрасте. Развитие мотивации достижения успеха. Усвоение праваил и норм общения. Сензитивные периоды актуализации сущностных сил детей 6-10 летнего возраста. Типы досугового общения детей 6-10 лет.

5.

Дифференцированный подход в социализации подростков

Социализация подростков. Психолого-физиологическая характеристика подростков. Личность подростка. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте. Формирование волевых качеств. Развитие деловых качеств личности. Достижения психического и социального развития подростков. Взаимоотношения подростков. Сензитивные периоды актуализации сущностных подростков. Типы досугового общения подростков.

6.

Дифференцированный подход в социализации юношества

Социализация юношей и девушек 11-17 лет. Психолого-физиологическая характеристика юношей и девушек. Становление личности в юности. Формирование и развитие морали. Становление мировоззрения. Нравственное самопределение. Отношения с людьми в юности. Сензитивные периоды актуализации сущностных сил юношей и девушек. Типы досугового общения юношей и девушек. Особенности социализации периода молодости (17-23 лет).

7.

Особенности социализации людей зрелого возраста

Социализация людей периода ранней зрелости (23-33 лет). Социализация людей зрелого возраста (33-65 лет). Когнитивные особенности. Эмоциональная сфера. Особенности мотивационной сферы. Особенности развития Я-концепции. Поведенческие особенности. Типология ориентации людей зрелого возраста. Стили жизни.

8.

Социальная психология старости

Социальная психология старения как междисциплинарная область знаний. Пожилой человек как субъект возрастных изменений. Пожилой человек в обществе, семье, культуре. Семья в поздней жизни и пожилой человек в семье. Выход на пенсию как социально-психологическая проблема. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей. Потери и горе в старости. Социально-психологические проблемы пожилых людей. Условия и качество жизни в позднем возрасте. Социально-психологическая помощь пожилому человеку.

9.

Программы социализации личности

Стандартизированные характеристики уровня социализации детей 3-6 лет. Досуговая программа социализации детей 3-летнего возраста. Досуговая программа социализации детей 5-летнего возраста. Досуговая программа для детей 6-летнего возраста. Стандартизированные характеристики уровня социализации детей 6-10 лет. Досуговая программа для детей 7-летнего возраста. Досуговая программа для детей 8-9-летнего возраста. Досуговая программа для детей 10-летнего возраста. Стандартизированные характеристики уровня социализации подростков. Досуговая программа для детей 11-12-летнего возраста. Досуговая программа для 13-14 летнего возраста. Досуговая программа для 14-15 летнего возраста.


5.2. Планы семинарских занятий


Семинар 1. «Природа и закономерности социализации»

  1   2   3   4




Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Семейная психология Специальность 030301 Психология
Охватывает основные принципы, главные вопросы данного курса, не загромождая его излишними деталями. Доскональные подробности же опускаются,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Макроэкономика подготовлен коллективом авторов рггу на кафедре экономических теорий
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Макроэкономика подготовлен коллективом авторов рггу на кафедре экономических теорий
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология iconУчебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)»
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология iconУчебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)»
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология iconУчебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)»
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины местные налоги и сборы
Методические рекомендации преподавателям по эффективным средствам, методам и технологиям обучения дисциплине 97
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «опд. Ф. 01» «Педагогика (История педагогики и образования, Социальная педагогика)» для специальностей: 032600. 00 История, 032700. 00 Юриспруденция
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология iconУчебно-методический комплекс, обеспечивающий выполнение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования мбоу сош №21 г. Канска в 2013-2014 учебном году
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социализация личности Специальность 030301. 65 Психология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусство делового общения» для подготовки бакалавров и специалистов всех специальностей, отраженных в номенклатуре специальностей угнту
Охватывает неприятное «ощущение конца». Он уже начинает размышлять о трудностях и пре­пятствиях, связанных с реализацией принятого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы