Рекомендации по анализу учебных занятий icon

Рекомендации по анализу учебных занятий

НазваниеРекомендации по анализу учебных занятий
Дата конвертации09.10.2012
Размер291.76 Kb.
ТипАнализ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ


Анализ урока может производиться с различных позиций. Различают следующие виды анализа:

– общий психолого-педагогический;

– методический;

– сопоставительный;

– целевой;

– анализ урока с точки зрения педагогического общения;

– анализ урока с физиолого-гигиенических позиций.

Для каждого вида анализа имеются разработанные педагогами и психологами схемы.

Кроме того, разработаны различные схемы самоанализа учителя. Однако наряду с этими специальными схемами для самоанализа могут использоваться и перечисленные выше схемы анализа. В схемах в сжатом виде отражены основные требования к уроку, а, как известно, требования к нему и к анализу его должны быть адекватны друг другу. Процедура анализа включает следующие этапы:

этап самоанализа

вопросно-ответный этап (когда посещающий с помощью вопросов устраняет терминологическое и содержательное различие в понимании посещённого урока);

этап анализа.

^ I. СХЕМЫ АНАЛИЗА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Схема общепедагогического анализа урока

1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока.

2. Организация урока:

а) тип урока;

б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

в) подготовленность класса к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;

д) плотность урока; рациональное использование времени.

3. Содержание урока:

а) научность материала;

б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности, учащихся;

в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;

г) воспитательная направленность урока;

д)связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;

е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;

ж) межпредметные связи;

з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;

к) речь учащихся.

4. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;

в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;

г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;

ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.

5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.

6. Работа и поведение учащихся на уроке:

а) активность класса и отдельных учащихся;

б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;

в) отношение учащихся к учителю;

г) дисциплинированность и организованность учащихся;

д) речь учащихся; задаваемые вопросы.

7. Общие выводы по уроку.

8. Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?

Методический анализ урока

(когнитивной направленности)

1. Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно):

а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно);

б) достижение данной цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования и на продуктивном уровне).

2. Сопутствующие учебные цели:

а) правомерность их постановки в цикле (аналогично пункту 1а);

б) соотнесение их с основной целью;

в) достижение сопутствующих целей (аналогично пункту 1б).

3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

а) правомерность их постановки;

б) соотнесение их с основной целью;

в) степень и уровень достижений.

4. Методическая логика урока:

а) структура урока (назвать структурные звенья);

б) обоснованность структуры урока;

в) хронометрирование урока (структурных компонентов урока) и целесообразность распределения времени;

г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;

е) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске и в тетрадях для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);

ж) характер представления нового материала со стороны учителя и характер восприятия и осмысления его со стороны учеников (исходит ли инициатива со стороны учителя или учеников или является переменной, степень самостоятельности учащихся);

з) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала); и) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы. 5. Использование различных средств обучения:

– заданий различного характера,

– образцов,

– инструкций, алгоритмов,

– опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.),

– ключей для самоконтроля,

– временных ограничителей,

– информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов и опорных сигналов):

а) адекватность использованных средств основной цели урока;

б) адекватность использованных средств сопутствующим целям урока;

в) правомерность использования средств на данном этапе урока (на этапе подачи нового материала), на этапе усвоения нового материала на этапе контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала), на этапе самооценки;

г) эффективность использования средств в данном классе;

д) грамотное использование и сочетание различных средств.

6. Использование различных методических приёмов:

а) адекватность данного приёма цели или сопутствующим задачам;

б) обоснованность места использования данного приёма;

в) эффективность использования данного приёма.

7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.


Сопоставительный анализ урока

(сокращённый адаптированный перевод)

1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методические приёмы и формы обучения на уроке.

2. Целесообразность сопоставления данного урока с другими уроками, цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса уроков в данном учебном году.

3. Связь данного урока с уроками других предметов.

4. Связь данного урока с внеурочной, воспитательной и развивающей деятельностью школы. Содержание (связь) данного урока с жизнью города, региона, страны, с жизнью семей и ближайшего окружения учеников.

5. Взаимосвязь целей данного урока и целей других уроков. Целевая прогрессия.

6. Прогрессия в характере и способах подачи материала.

7. Прогрессия в организации этапов усвоения материала на уроке и самостоятельной работы по усвоению материала дома.

8. Прогрессия в использовании различных средств и методических приёмов в обучении на данном уроке и на других уроках. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.

9. Распределение внимания учителя на различных учеников в цикле уроков. Динамика контроля.

^ Целевой анализ урока

Целевой анализ урока направлен на выявление мастерства учителя в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик – технологий обучения, в том числе и разработанных самим учителем.

^ Целевой анализ урока: форм, средств или методов обучения

1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока.

2. Общая характеристика анализируемой формы (средства или метода) обучения. Принятая сфера использования (этап) данной формы (средства или методы) обучения. Использование для всех учащихся или для определённого контингента.

3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям урока.

4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу урока.

5. Учёт учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.

6. Учёт содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.

7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.

8. Степень проявления индивидуального стиля учителя при использовании данного метода (форм и средств) обучения.


^ Целевой анализ методики урока: авторские методики обучения

1. Краткая характеристика авторской методики, её цели, принципы, система их реализации и сфера использования. Раскрытие новизны данной методики.

2. Краткая общая характеристика урока, на которой показана данная методика или её элемент.

3. Раскрытие особенностей реализации принципов данной методики. Соотношение целей и средств достижения.

4. Степень адаптированности данной методики к особенностям классного коллектива.

5. Результативность данной методики с указанием критериев результативности (можно обсудить сравнительную результативность).

6. Рекомендации для дальнейшего использования или распространения данной методики.

^ Целевой анализ урока как системы с позиций деятельностного подхода

Рассматриваем анализ эффективности урока с позиций деятельностного подхода, ключевым моментом которого является характер деятельности учащихся. При этом определяются следующие основные характеристики урока: цель деятельности, субъект, содержание и способы деятельности.

Первый компонент урока как системы – его главная дидактическая цель (ГДЦ), которая анализируется и оценивается примерно со следующих позиций: степень соответствия диагностической цели урока требованиям программы; оптимальное сочетание образовательной, развивающей и воспитательной задач урока, обоснованность и направленность на высокий конечный результат; доведение целей урока до сознания и принятия учениками; степень достижения заданной ГДЦ к концу урока.

Второй компонент урока как системы – учитель (субъект деятельности). Личность педагога на уроке анализируется и оценивается примерно по следующим её проявлениям:

– общая эрудиция и профессиональная компетентность;

– уровень педагогической техники;

– степень демократичности в общении с учащимися в ходе урока (создание на уроке психологического комфорта и обеспечение гуманного отношения к ученику).

Третий компонент урока как системы – учащиеся, которые являются субъектом и объектом деятельности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям:

– уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на уроке);

– готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;

– уровень познавательной активности учащихся в ходе всего урока, что в целом и позволяет говорить о них как об активных субъектах деятельности;

– наличие и навык коллективной работы (парной, групповой...).

Четвёртый компонент урока как системы – содержание деятельности учителя и учащихся. В общем виде – это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа и оценки является следующее:

– содержание деятельности учителя и учащихся, степень новизны учебной информации, рассматриваемой на этом уроке;

– актуализация у учащихся прежних знаний, постановка учебной проблемы; гуманизация знаний (исторический экскурс, ориентация на использование знаний в жизни, установление межпредметных связей...).

Пятый компонент урока (системообразующий) – способы деятельности, которые включают:

– организацию самостоятельной работы учащихся (объём, характер, виды, последовательность работы);

– наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной;

– создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий;

– реализация на уроке индивидуального и дифференцированного подхода;

– приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

^ Выборочный анализ деятельности отдельных учащихся

или дифференцированных групп учащихся на уроке

1. Характеристика данного ученика, группы (склонности, способности, уровень развитости познавательных процессов, уровень подготовки по данному предмету в сравнении с другими предметами гуманитарного, естественно-математического циклов, физической культуры и трудового обучения, индивидуализированные цели и особенности обучения).

Использование психодиагностической карты данного ученика.

2. Краткая общая характеристика урока и её преломление по отношению к данному ученику, группе.

3. Особенности деятельности учителя по отношению к данному ученику или группе учеников (сознательность, самостоятельность, активность, особенности внимания, памяти и т.д., уровень организованности деятельности, хронометраж).

4. Оценка результативности деятельности ученика (группы учеников) и возможные дополнения к психодиагностической карте. Раскрытие динамики развития данного ученика или группы учеников.

Анализ урока по педагогическому общению

1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методические приёмы и формы обучения на уроке.

2. Стиль педагогического общения: в центре – педагог, в центре – ученики как индивидуальности, открытость или скрытность управленческой работы учителя.

3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам, способам обучения:

монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то;

соотношение проблемности и информированности; обращённость, чёткость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение;

различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).

4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.

5. Культура речи учащихся и требования к ней. Инициативность и мыслительная активность учащихся и её выражение в их речи.

6. Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнёр. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении учителя.

7. Сравнительный хронометраж речи учащихся и учителя и его обоснование.

8. Внешняя комфортность общения учителя и учащихся на уроке (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).

Анализ урока с физиолого-гигиенических позиций

1. Краткая общая характеристика урока.

2. Требования, предъявляемые при данном плане урока к деятельности учащихся, их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки.

Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.

3. Характеристика класса. Нарушение здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам детей с нарушением здоровья, учёт этих рекомендаций.

4. Учёт возрастных особенностей учащихся.

5. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.

6. Соблюдение гигиенических требований к содержанию классного помещения.

7. Соблюдение психогигиенических требований при определении места урока в расписании.

Анализ урока учителя ________________________________


Предмет ___________________ Класс _______ Дата______________

Тема________________________________________________________

1. Цель урока




2. Организация действий учащихся по принятию деятельности




3. Содержание учебного материала в соответствии с целевой установкой и методами обучения обеспечили

а) мотивацию деятельности

б) сотрудничество учителя и ученика

в) контроль и самоконтроль




4. Соответствие методов обучения:

а) содержанию учебного материала

б) целевой установке




5. Формы познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество учащихся

б) включение каждого ученика в деятельность




6. Формы организации познавательной деятельности отражены в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала и целевой установкой




7. Уровень достижения целевой установки:

а) познавательный аспект

б) воспитательный аспект

в) развивающий аспект




Итого:




Коэффициент эффективности:




Реализовано полностью – 2 балла

Реализовано частично – 1 балл

Не реализовано – 0




85 и больше, нет О

От 65 до 84

От 45 до 64

Урок отличный

Урок хороший

Урок удовлетворит.


Анализ урока





^ I. Введение в урок










1

Создание психологического настроя

0

1

2

2

Постановка целей

0

1

2

3

Формирование мотивов учения

0

1

2




^ II. Оснащенность урока










1

Доска, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО

0

1

2

2

Целесообразность использования средств наглядности

0

1

2




^ III. Содержание урока, формы реализации










1

Соответствие методической структуры урока целям

0

1

2

2

Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала

0

1

2

3

Дифференциация заданий

0

1

2

4

Научность содержания










5

Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи

0

1

2

6

Нравственная и мировоззренческая направленность урока

0

1

2

7

Эстетическое воздействие урока

0

1

2

8

Использование эффективных методов обучения, их вариативность

0

1

2

9

Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль

0

1

2

10

Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность, использование игровых форм

0

1

2

11

Работа по расширению осведомленности учащихся (использование доп. литературы)

0

1

2

12

Наличие практической деятельности учащихся

0

1

2

13

Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата

0

1

2

14

Привитие навыков самообразовательной деятельности

0

1

2




^ IV. Психологические аспекты урока










1

Смена видов деятельности на уроке

0

1

2

2

Учет времени активного внимания

0

1

2

3

Учет объема оперативной памяти на слух и при письме

0

1

2

4

Использование различных видов памяти /образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной/

0

1

2




^ V. Оценка деятельности учащихся










1

Степень активности учащихся

0

1

2

2

Организованность и дисциплина

0

1

2

3

Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументированно доказывать тезис (правило)

0

1

2

4

Умение работать у доски с картой, схемой, прибором

0

1

2

5

Навыки самостоятельной деятельности

0

1

2

Окончание табл.




^ VI. Охрана труда на уроке










1

Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха)

0

1

2

2

Наблюдение за посадкой учащихся

0

1

2

3

Проведение динамической паузы

0

1

2




^ VII. Взаимодействие ученика и учителя










1

Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность)

0

1

2

2

Наличие обратной связи с учащимися

0

1

2

3

Наличие индивидуальной работы с учащимися

0

1

2

4

Организация коллективной деятельности

0

1

2

5

Обеспечение доброжелательного психологического климата













^ VIII. Итоги урока










1

Выполнение намеченного плана, степень достижения цели

0

1

2

2

Домашнее задание: объем, посильность, вариантность

0

1

2

3

Использование воспитательных возможностей оценки

0

1

2

4

Эффект последействия

0

1

2


Сумма баллов: _________ Процент от макс:_________ Оценка урока: ___

Оценка: «5» – 100–75%; «4» – 75–50%; «3» – 50–25%; «2» – 25% и ниже.

Выводы и предложения ________________________________________

Рекомендации ________________________________________________


^ Схема анализа личностно-ориентировочного урока


1. Учащимся предоставляется возможность по ходу урока внести изменения в планирование работы на уроке:

• Да;

• Нет;

• Частично.

2. Задания предлагаются учащимся на выбор:

по содержанию;

• по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.

3. Характер заданий, предлагаемых учащимся:

• Репродуктивный;

• Частично-поисковый;

• Исследовательский;

• Творческий.

4. На уроке используются формы общения:

• Монолог;

• Диалог;

• Полилог.

5. При введении нового понятия учитель предлагает ученикам дать свои версии его содержания:

• Да;

• Нет;

• Частично.

6. При изучении новой темы учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, систематизирует, научно «окультуривает».

7. Домашнее задание предлагаемся ученикам на выбор:

• По форме;

• По содержанию.

8. Обсуждение с учащимися итогов урока: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.

9. Обсуждение наиболее рациональных способов работы.

10. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учеников.

11. При выставлении отметки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания.

В критерии отметки входит:

• Уровень активности ученика на уроке;

• Выбор самостоятельного способа работы.

12. На уроке применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности:

• Фронтальные;

• Парные;

• Групповые;

• Индивидуальные.


^ Анализ урока информатики


Листок анализа урока по информатике


Дата ________ Класс ____ Кол-во уч-ся ______

Ф.И.О. учителя ___________________________

Тема урока: _________________________________________________

Цель урока: _________________________________________________

Задачи урока: _______________________________________________

Цель посещения:_____________________________________________

Выводы: ___________________________________________________

Рекомендации: ______________________________________________

Подпись: _______________________

С анализом урока ознакомлен (а): _______________________

Ф.И.О. учителя _____________________ Класс ________ Дата ______

Ф.И.О. оператора ____________________________________________



Этапы урока

Уровни
оценки

1

2

3




1. Организационно-подготовительная часть

ИТОГО:

1.

Организационный момент

0 1 2 3 4 5

2.

Готовность учителя к уроку (исправность компьютеров, план-конспект, пособия и т. д.)

0 1 2 3 4 5

3.

Проверка подговленности учащихся к уроку

0 1 2 3 4 5

4.

Выполнение учащимися домашнего задания

0 1 2 3 4 5

5.

Санитарное состояние кабинета.

0 1 2 3 4 5




2. Теоретическая часть

ИТОГО:

1.

Умение учителя поставить цель и выделить задачи урока

0 1 2 3 4 5

2.

Умение учителя стимулировать мотивы обучения

0 1 2 3 4 5

3.

Умение учителя структурировать содержание темы

0 1 2 3 4 5

4.

Умение учителя выбрать методы обучения

0 1 2 3 4 5

5.

Уровень грамотности изложения материала (стиль, логика, доступность, научность)

0 1 2 3 4 5

6.

Восприятие материала учащимися (интерес, напряженность)

0 1 2 3 4 5

7.

Стиль взаимоотношения «учитель–ученик»

0 1 2 3 4 5




3. Практическая часть

ИТОГО:

1.

Инструктаж по ТБ

0 1 2 3 4 5

2.

Характеристика задания (соответствие теоретической части, наглядность, доступность)

0 1 2 3 4 5

^ Окончание табл

3а. Самостоятельная работа учащихся




1

2

3

1.

Соблюдение охраны труда

0 1 2 3 4 5

2.

Умение работать с ВТ

0 1 2 3 4 5

3.

Культура труда и роль учителя в ее формировании

0 1 2 3 4 5

4.

Умение преодолеть затруднения учащихся в работе

0 1 2 3 4 5

5.

Умение учителя дифференцировать обучение

0 1 2 3 4 5

4. Организационно-заключительная часть

ИТОГО:

1.

Умение учителя подвести итоги урока (общая оценка)

0 1 2 3 4 5

2.

Умение выделить типичные ошибки учащихся

0 1 2 3 4 5

3.

Педагогический такт учителя при оценки работы учащихся

0 1 2 3 4 5

4.

Санитарное состояние кабинета

0 1 2 3 4 5




5. Самоанализ и оценка урока учителем

ИТОГО:

1.

Достигнута ли цель

0 1 2 3 4 5

2.

Анализ этапов урока

0 1 2 3 4 5

3.

Целесообразность затраченного времени на каждом этапе

0 1 2 3 4 5

4.

Выполнение задач урока

0 1 2 3 4 5

5.

Понимание учителем места и роли информатики в научно-техническом прогрессе, для других учебных предметов

0 1 2 3 4 5


^ Циглограмма урока


Уровни













35













30













25













20













15













10













5













0













1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап




Похожие:

Рекомендации по анализу учебных занятий iconПоложение о посещении учебных занятий участниками образовательного процесса
Настоящее Положение устанавливает порядок посещения учебных занятий участниками образовательного процесса и призвано обеспечить
Рекомендации по анализу учебных занятий iconV. посещаемость учащимися учебных занятий

Рекомендации по анализу учебных занятий iconРасписание учебных занятий в 2013-2014 учебном году

Рекомендации по анализу учебных занятий iconРасписание учебных занятий на 2012 -2013 учебный год

Рекомендации по анализу учебных занятий iconПояснительная записка Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий
Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний...
Рекомендации по анализу учебных занятий iconНазвание Основные места для проведения учебных занятий, активности и событий

Рекомендации по анализу учебных занятий iconНазвание Основные места для проведения учебных занятий, активности и событий

Рекомендации по анализу учебных занятий iconДокументи
1. /Рекомендации по планированию занятий предэкзаменационного повторения по истории России...
Рекомендации по анализу учебных занятий iconРасписание учебных занятий финансового факультета 5 курса на 9 семестр 2008/2009 учебного года

Рекомендации по анализу учебных занятий iconМетодические рекомендации для проведения рефлексии дня 4 смена «Лидерство» 27. 07. 09. 02. 08. 09. Общие рекомендации
«Лидерство», а также для формирования личностных лидерских новообразований и закреплении основных идей дня, вечерами рекомендуется...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы