Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» icon

Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог»

НазваниеПрограмма по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог»
страница1/5
Дата конвертации09.10.2012
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 25

ст. Анастасиевской муниципального образования

Славянский район


Авторская программа

по внеурочной деятельности

(духовно – нравственное направление)

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»


Яровая Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 25


2012 год


Содержание


1. Пояснительная записка 3

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной

деятельности ………………………………………………………………………….7

3. Тематический план 1-4 класс 10

4.Содержание программы 1-4 класс 17

5.Список литературы 24

6.Приложение: 25

6.1Тесты 1 класс…………………………………………………………………...…25

6.2 Тесты 2 класс 26

6.4 Тесты 3 класс 34

6.5 Тест 4 класс 40



  1. Пояснительная записка


Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. [1, с.23].

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [1, с.18].

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Программа « Юный эколог» призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе

Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.


Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своей станицы, занимаются изучением культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

На мой взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Юный эколог» основывается на принципах:

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Новизна программы «Юный эколог» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Содержание программы «Юный эколог», реализуется через заседания экологического клуба и интегрирует в себе следующие курсы: «Окружающий мир», научный руководитель А.В. Вахрушев УМК « Школа 2100». Возможности данного УМК позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Цели программы «Юный эколог»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ №25 для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок школы и учреждений дополнительного образования, школьные клумбы, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия станицы и района, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.

Содержание программы «Юный эколог» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.


^ Виды деятельности и формы занятий:


  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);




  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);




  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;




  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).


Программа «Юный эколог» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю.


Класс

Кол-во часов

Теория

Практика

1 класс

33 часа

10 часов

23 часов

2 класс

34часов

8 часов

26 часов

3 класс

34часов

6 часов

28 часов

4 класс

34часов

9 часов

25 часов












  1   2   3   4   5




Похожие:

Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» iconПрограмма по изобразительной деятельности «Цветные ладошки». С. Н. Николаева. Программа по экологическому воспитанию «Юный эколог»
...
Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» iconПоложение об очной сессии районной дистанционной экологической школы «Юный эколог»
«Юный эколог» проводится с целью совершенствования организации и содержания учебно-исследовательской работы учащихся, подготовке...
Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» iconПрограмма по изобразительной деятельности «Цветные ладошки». С. Н. Николаева. Программа по экологическому воспитанию «Юный эколог»
Учебно-воспитательный процесс проходил по образовательной программе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Мирновский...
Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» iconДокументи
1. /МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС НОО)/Методические рекомендации/11.05.12 методические...
Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» iconПрограмма по внеурочной деятельности вокально-хорового кружка «Капельки» Автор: Пузакова Светлана Вячеславовна Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа будет реализовываться на I ступени в рамках внеурочной деятельности, определённой требованиями...
Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Конструирование» Направление «Проектная деятельность»
Управление образования Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» iconРабочая программа по внеурочной деятельности Вокальное объединение «До-ре-ми» Направление «Художественно эстетическое»
Управление образования Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» (интегрированная) соответствует федеральному компоненту государственного...
Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 1 класса
Программа курса внеурочной деятельности Подвижные игры соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего
Программа по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог» iconПрограмма внеурочной деятельности
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы