Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация icon

Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация

НазваниеИнструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация
Дата конвертации11.09.2013
Размер274.47 Kb.
ТипИнструкция

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА: РЕКОМЕНДАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ

Ситуация

Организация «ХХ век» как субъект хозяйствования зарегистрирована в г.Минске 1 июня 2011 г. Она осуществляет административную (офисную) деятельность в здании, которое ей принадлежит. Организация разработала и утвердила до 1 августа 2011 г. Инструкцию (в течение 60 дней со дня государственной регистрации) и согласовала ее 29 августа в территориальном органе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, где должна получить разрешение на хранение и захоронение отходов производства.

 

Итак, рассмотрим на примере этой организации содержание Инструкции по обращению с отходами производства.

Важно!

Данной статьей могут воспользоваться также организации, осуществляющие иные виды деятельности и имеющие свою номенклатуру отходов.

Титульный лист

Рекомендации по оформлению титульного листа. На титульном листе организации следует:

1) указать название документа:

Инструкция по обращению с отходами производства;

2) указать название организации:

Общество с ограниченной ответственностью «ХХ век»;

3) проставить:

- гриф утверждения:

Утверждаю, Директор ООО «ХХ век» - Ф.И.О., подпись, дата утверждения - 30 июля 2011 г.;

- гриф согласования:

Согласовано, Начальник ____ райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды - Ф.И.О., место для подписи, дата согласования - 29 августа 2011 г.;

4) указать срок действия Инструкции:

Срок действия - с 29 августа 2011 г. по 28 августа 2016 г.

Справочно

Срок действия согласованной Инструкции - 5 лет. Его исчисляют с даты, указанной в грифе согласования.

 

Пример оформления титульного листа.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ООО «ХХ век»

____________ А.А.Иванов

«30» июля 2011 г.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского городского

комитета природных ресурсов

и охраны окружающей среды

__________________

«29» августа 2011 г.

 

ИНСТРУКЦИЯ

по обращению с отходами производства

общества с ограниченной ответственностью «ХХ век»

 

 

Срок действия:

с «29» августа 2011 г.

по «28» августа 2016 г.

Раздел 1. Общие сведения

Рекомендации по оформлению раздела 1. В разделе «Общие сведения» следует указать наименование организации, место ее нахождения, дату государственной регистрации, место осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами.

Информация о месте осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами, важна, поскольку не всегда такая деятельность осуществляется в месте, которое указано как юридический адрес организации. Для наглядности рассмотрим несколько ситуаций.

Пример 1

Организация зарегистрирована как юридическое лицо в Дзержинском р-не, однако помещение под офис арендует в г.Минске.

В изложенном примере обращение с отходами, образующимися при осуществлении офисной деятельности, организация осуществляет не в Дзержинском р-не, а в г.Минске.

Отметим, что от места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами, зависит и получение разрешения на хранение и захоронение отходов производства.

Пример 2

Организация находится в г.Гродно и имеет филиал в г.Витебске. Она разрабатывает 2 инструкции.

В качестве места фактического осуществления деятельности по обращению с отходами она должна указать в разделе «Общие сведения» Инструкции соответственно г.Гродно и г.Витебск.

 

Пример оформления раздела 1. 

1.1. Общество с ограниченной ответственностью «ХХ век» (далее - ООО «ХХ век») зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 123456789 решением Минского городского исполнительного комитета от 01.06.2011. Юридический адрес: г.Минск, ул.Ландера, 25.

1.2. Общество с ограниченной ответственностью «ХХ век» имеет офисные помещения по адресу: г.Минск, ул.Ландера, 25.

Общество с ограниченной ответственностью «ХХ век» осуществляет рекламную деятельность.

Раздел 2. Ответственные за организацию обращения с отходами производства

Рекомендации по оформлению раздела 2. Этот раздел должен содержать перечень должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за учет и организацию обращения с отходами, и их обязанности.

Отметим, что понятие «должностное лицо» в природоохранном законодательстве отсутствует. Однако на практике применяют определение из административного законодательства.

Так, должностное лицо - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (ст.1.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Если организация определит 2 и более ответственных должностных лица, то в разделе «Ответственные за организацию обращения с отходами производства» надо определить одно должностное лицо, отвечающее за координацию обращения с отходами. Таким лицом может быть главный инженер, заместитель директора. Его функция - организовать взаимодействие между ответственными должностными лицами.

 

Примерный перечень обязанностей заместителя директора, главного инженера

Организация выполнения требований законодательства об обращении с отходами, в т.ч. Инструкции;

координация деятельности, связанной с обращением с отходами и их учетом;

организация проведения инвентаризации отходов производства;

организация разработки (согласования) необходимых документов в области обращения с отходами (Инструкции, нормативов образования отходов производства; получение разрешения на хранение и захоронение отходов производства и др.);

обеспечение подготовки, обучения работников в области обращения с отходами, инструктажа, проверки знаний и повышения их квалификации

 

Следует также указать должности тех лиц, которые непосредственно ведут работу с отходами, документами по отходам (например, технолог, мастер цеха, электрик, бухгалтер и т.д.). На крупном предприятии возможно назначение ответственными начальников структурных подразделений.

 

Примерный перечень обязанностей ответственных лиц (инженер-технолог, эколог, мастер цеха и т.д.)

Организация сбора образующихся отходов в соответствующем подразделении;

организация хранения отходов;

организация перевозки отходов;

ведение книг учета отходов по форме ПОД-9;

ведение книги общего учета отходов по форме ПОД-10;

ежегодное представление государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»*;

организация соблюдения нормативов образования отходов;

участие в проведении инвентаризации отходов производства;

заключение договоров на передачу отходов;

организация передачи отходов на использование, обезвреживание, захоронение;

обеспечение хранения документов учета отходов в течение сроков, установленных законодательством;

разработка природоохранных мероприятий, направленных на снижение объемов образования отходов и повышения их использования, принятие мер по реализации таких мероприятий;

заполнение сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;

регистрация сделок по отчуждению отходов;

передача отходов на использование, обезвреживание, захоронение;

выполнение поручений ответственного должностного лица по координации обращения с отходами

 

* Постановление Белстата от 29.09.2011 № 277 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению» (вступило в силу с 21 октября 2011 г.).

Важно!

Вышеуказанные обязанности не являются исчерпывающими. Они на усмотрение организации могут быть распределены по-иному либо дополнены.

 

Пример оформления раздела 2. 

2.1. Организация обращения с отходами предполагает функционирование на ООО «ХХ век» системы по обращению и учету отходов.

2.2. Для организации обращения с отходами в ООО «ХХ век» определяются следующие работники, ответственные за обращение с отходами (см. таблицу).

 

Наименование работ

Ответственное лицо

Организация выполнения требований законодательства об обращении с отходами, в т.ч. Инструкции;

координация деятельности, связанной с обращением с отходами

и их учетом;

организация разработки новой Инструкции по обращению с отходами производства и других документов, необходимых обществу для обращения с отходами

Заместитель директора

Организация обращения (сбора, временного хранения и др.) с отходами в обществе;

заключение договоров на передачу отходов на использование, обезвреживание, захоронение;

передача отходов на использование, обезвреживание, захоронение

Заведующий хозяйством

Расчет нормативов образования отходов производства;

получение разрешения на хранение и захоронение отходов;

контроль за соблюдением разрешения на хранение и захоронение отходов производства;

ведение книг учета отходов по форме ПОД-9;

ведение книги общего учета отходов по форме ПОД-10;

составление отчета 1-отходы (Минприроды) и других отчетов;

составление сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и ведение журнала их регистрации;

организация инвентаризации отходов производства

Бухгалтер

Раздел 3. Образование отходов производства

Рекомендации по оформлению раздела 3. В разделе «Образование отходов производства» организация должна:

1) указать перечень источников образования отходов производства.

 

^ От редакции: Источник образования отходов производства - технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства (п.4 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17 (далее - Инструкция № 17; постановление № 17)).

Источники образования отходов производства указывают в соответствии с результатами инвентаризации отходов производства, которую необходимо провести до разработки Инструкции.

Для определения источников образования отходов производства рассматривают все виды деятельности, как основные, так и вспомогательные, осуществляемые организацией, в т.ч. (п.5 Инструкции № 17):

- прием, хранение, затаривание (растаривание), упаковку (распаковку), транспортировку в пределах производственной площадки сырья, материалов и продукции, при которых образуются утратившие потребительские свойства сырье, материалы, препараты, готовая продукция, остатки из вагонов, контейнеров, поддонов, тара и упаковка, грунт, загрязненный при россыпях, разливах, переливах, и другие виды отходов;

- переработка сырья и материалов, в процессе которой образуются отходы, а также брак, некондиционная продукция, остатки механической, термической, электрохимической обработки материалов и другие виды отходов;

- эксплуатация, обслуживание и ремонт технологического оборудования и транспортных средств, в результате чего образуются вышедшие из употребления корпуса, детали технологического оборудования и транспортных средств, изоляционные материалы, растворители и их смеси, отработанные свинцовые аккумуляторы, отработанные электролиты, изношенные шины и другие резинотехнические изделия, отработанные горюче-смазочные материалы, шламы от мойки транспортных средств и другие виды отходов;

- строительные и (или) ремонтные работы, работы по реконструкции, сносу зданий и сооружений, при проведении которых образуются различные виды строительных отходов (отходы теплоизоляционных материалов, бетона, железобетона, цемента, кирпича и другие виды отходов);

- содержание зданий и сооружений, благоустройство территорий, в результате чего образуются смет с производственных территорий, списанная мебель, изношенная спецодежда и другие виды отходов;

 

2) сделать ссылку на приложение «Образующиеся отходы производства» к Инструкции;

3) описать порядок разработки нормативов образования отходов производства (далее - нормативы) со ссылкой на соответствующие документы, не приводя полного расчета нормативов.

В Инструкции должен быть установлен общий порядок расчета нормативов. Собственно расчет производится при проведении инвентаризации отходов производства с оформлением сведений по утвержденным формам (см. постановление № 17). А для согласования нормативов готовятся расчет и обоснование к расчету.

Если нормативы утверждены до разработки Инструкции, то в Инструкции можно указать полученные значения. Их оформляют в виде дополнительного приложения к Инструкции, например:

 

Наименование отхода производства

Код отхода производства

Норматив образования отхода производства

Источник образования отхода производства

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно!

Согласовать с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ необходимо только нормативы для отходов, подлежащих хранению на объектах хранения отходов и захоронению на объектах захоронения отходов, а при проведении инвентаризации нормативы рассчитываются для всех образующихся отходов;

 

4) указать, какие документы для согласования нормативов должно представить ответственное лицо (можно указать должность).

Пример оформления раздела 3. 

3.1. Источник образования отходов в ООО «XX век»:

 

Уборка помещений, жизнедеятельность работников

Делопроизводство

Упаковка товаров

Тара товаров

Освещение

 

Источники образования отходов производства указаны в приложении «Карта-схема источников образования отходов производства» к Инструкции.

Образующиеся в ООО «XX век» отходы классифицируют как коммунальные отходы производства.

3.2. Наименования, коды отходов, образующихся в ООО «ХХ век», и другие свойства отходов указаны в приложении «Образующиеся отходы производства» к Инструкции.

Наименования и коды, степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов определяются согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85.

3.3. Нормативы образования отходов производства (далее - нормативы) в ООО «ХХ век» разрабатываются для отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400).

Расчет и обоснование нормативов указаны в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения в ООО «XX век».

3.4. Нормативы разрабатываются заведующим хозяйством.

3.5. Нормативы разрабатываются на основании данных, полученных при инвентаризации отходов производства.

3.6. Нормативы утверждаются на срок 5 лет по согласованию с Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды.

3.7. Согласование нормативов обеспечивает заведующий хозяйством.

Нормативы согласовываются в порядке, установленном Положением о порядке согласования и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104.

3.8. Для согласования нормативов подаются заявление и следующие документы:

- нормативы по утвержденной форме (приложение 10 к постановлению Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44);

- акт инвентаризации отходов производства;

- расчет нормативов;

- обоснование к расчету нормативов.

3.9. При изменении наименований или количества образования отходов ООО «ХХ век» произведет повторное согласование нормативов.

Справочно

На изменение наименования или количество образования отходов может повлиять изменение режимов работы технологического оборудования, изменение технологических процессов, изменение качества или вида сырья, топлива и материалов, влияющее на изменение и т.д.

Раздел 4. Учет отходов производства

Рекомендации по оформлению раздела 4. При установлении в организации системы учета отходов помните, что учет можно производить по структурным подразделениям.

Пример 3

Организация имеет 3 производственных участка, станцию технического обслуживания автотранспорта и административное здание, в каждом из которых образуются разные наименования отходов. Первичный учет организован в каждом из этих структурных подразделений. Указываем эти подразделения как места ведения ПОД-9. Количество книг учета отходов - 5.

Эта же организация также может организовать отдельно первичный учет по наименованиям отходов. Например, по отработанным люминесцентным трубкам (на крупных предприятиях такой учет часто находится в ведении электрика, который и является ответственным лицом), по отходам упаковочного картона, который образуется при поступлении и распаковке материалов, по отходам, которые организация принимает для использования (в месте приема сырья). Тогда книг учета будет 8.

 

Выбор способа ведения первичного учета осуществляет сама организация в зависимости от того, как ей удобно вести такой учет.

Если в раздел 2 «Ответственные за организацию обращения с отходами производства» ответственными должностными лицами по ведению первичного учета в структурных подразделениях определены начальники этих подразделений, то в разделе 4 Инструкции (учет отходов) можно указать, что начальник подразделения, непосредственно заполняющий книгу ПОД-9, издает распоряжение о назначении ответственных работников.

В разделе также необходимо указать:

- кто несет ответственность за достоверность данных учета (бухгалтер, руководители подразделений и т.д.);

- срок внесения записей в книги учета отходов (например, по факту образования отходов, по факту накопления контейнера, при замене люминесцентных трубок и т.д. Если удобно, то можно определить и конкретную дату внесения записей в книгу учета);

- срок представления сведений первичного учета для заполнения книги общего учета (ПОД-10).

Например, учитывая, что книгу по форме ПОД-10 заполняют ежемесячно, следует записать: «Ответственные должностные лица, осуществляющие ведение учета отходов в местах их образования (или первичного учета отходов), обязаны до 4-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять сведения из книг ПОД-9 ответственному должностному лицу, осуществляющему ведение общего учета по форме ПОД-10».

Датой внесения сведений в книгу общего учета по форме ПОД-10 нужно определить 6-е число месяца, следующего за отчетным.

Ответственное должностное лицо по ведению учета отходов, например, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, составляет и передает в бухгалтерию данные для расчета экологического налога за хранение и захоронение отходов производства.

Пример оформления раздела 4. 

4.1. Общие требования.

4.1.1. Система учета отходов в ООО «ХХ век» включает:

- ведение учета отходов в местах их образования (поступления);

- ведение единого учета отходов;

- инвентаризацию отходов.

4.1.2. Учет отходов ведется с целью:

- своевременного и достоверного документального отображения действий по обращению с отходами;

- формирования данных для составления государственной статистической отчетности по форме 1-отходы (Минприроды), расчета экологического налога за хранение и захоронение отходов производства.

4.2. Организация учета осуществляется на основании:

фактического количества образования отходов, определяемого путем взвешивания (замера);

отчетных документов (товарно-транспортных накладных, сопроводительных паспортов перевозки отходов производства), которые отражают движение отходов при вывозе их для использования, обезвреживания, захоронения.

Отходы в ООО «ХХ век» учитываются в следующем порядке:

 

Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения

Замер

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

Взвешивание

Отходы упаковочного картона незагрязненные

Взвешивание

Пластмассовая упаковка

Взвешивание

ПЭТ-бутылка

Взвешивание

Отработанные ртутные лампы

Поштучно

Отработанные люминесцентные трубки

Поштучно

 

4.3. В ООО «ХХ век» ведутся книги учета отходов по форме ПОД-9 (форма представлена в приложении 1 к Инструкции) в количестве 6 штук.

Ведение книг учета отходов по форме ПОД-9 обеспечивает бухгалтер.

Книги учета отходов по форме ПОД-9 находятся в офисном помещении.

Записи в книгу учета отходов:

 

Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения

По факту вывоза отходов на захоронение

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

По факту передачи отходов на хранение

Отходы упаковочного картона незагрязненные

По факту передачи отходов на хранение

Пластмассовая упаковка

По факту передачи отходов на хранение

ПЭТ-бутылка

По факту передачи отходов на хранение

Отработанные ртутные лампы

По факту образования отходов

Отработанные люминесцентные трубки

По факту образования отходов

 

4.4. Ведение общего учета в организации.

4.4.1. Ведение общего учета отходов в организации «ХХ век» осуществляется на основании книг первичного учета.

Книга общего учета отходов по форме ПОД-10 (форма представлена в приложении 2 к Инструкции) ведется бухгалтером.

4.4.2. Книга до начала записей нумеруется с указанием количества страниц, прошнуровывается, скрепляется печатью, подписывается директором ООО «ХХ век» и хранится в течение 5 лет. По истечении срока передается в архив.

4.4.3. Для каждого календарного месяца отводится отдельный лист, для каждого наименования отхода - отдельная строка.

4.4.4. Книга общего учета заполняется ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

4.5. Представление государственной статистической отчетности по отходам.

4.5.1. Бухгалтер составляет государственный статистический отчет 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства».

Форма государственного статистического отчета 1-отходы (Минприроды) и сроки ее представления ежегодно устанавливаются постановлением Национального статистического комитета РБ.

4.5.2. Сбор данных для представления государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» осуществляется на основании:

- сведений книг ПОД-9 и ПОД-10;

- акта инвентаризации отходов производства;

- товарно-транспортных накладных;

- актов выполненных работ по договорам, заключенным на оказание услуг по использованию, захоронению и обезвреживанию отходов.

4.6. Инвентаризация отходов.

4.6.1. С целью определения количественных и качественных показателей отходов в ООО «ХХ век» проводится инвентаризация отходов производства.

Инвентаризация отходов проводится:

- в соответствии с Инструкцией № 17;

- ежегодно не ранее 1 июля отчетного года.

4.6.2. Инвентаризацию отходов организовывает бухгалтер путем подготовки приказа.

В приказе:

- устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации;

- назначается комиссия по проведению инвентаризации;

- определяются перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;

- определяется перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации.

4.6.3. По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации коммунальных отходов по форме приложения 4 к Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17 (приложение 5 к Инструкции).

Раздел 5. Сбор и хранение отходов производства

Рекомендации по оформлению раздела 5. Раздел «Сбор и хранение отходов производства» является одним из самых больших и важных разделов Инструкции. По сути, в нем определяют сначала порядок сбора отходов, а затем порядок их хранения.

При определении порядка сбора отходов необходимо учесть свойства отходов, а также требования нормативных документов, которыми могут быть установлены специальные требования к сбору отдельных отходов.

При описании хранения отходов следует указать, где хранятся отходы и каковы условия их хранения.

Важно!

Загромождение отходами проходов, путей эвакуации является недопустимым. Не допускается хранение отходов производства в местах, не отведенных и не оборудованных для этих целей.

 

В СанПиН 2.1.7.12-42-2005 «Гигиенические требования к накоплению, транспортированию и захоронению токсичных промышленных отходов» установлены следующие требования, которыми нужно руководствоваться при определении мест и условий хранения отходов.

В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов 1 и 2-го классов опасности, должны быть предусмотрены пространственная изоляция и раздельное хранение в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.

Опасные отходы подлежат упорядоченному, доступному для визуального контроля хранению (складированию). Во избежание чрезмерных механических воздействий, которые могут привести к нарушению герметичности или устойчивости упакованных отходов, необходимо оберегать их от толчков, падений, опрокидывания и скручивания.

Способ временного хранения отходов определяется классом опасности отхода:

- отходы 1-го класса опасности следует хранить в герметизированной таре;

- отходы 2-го класса опасности - в закрытой таре;

- отходы 3-го класса опасности - в бумажных и полиэтиленовых пакетах, тканевых мешках;

- отходы 4-го класса опасности могут храниться открыто - навалом, насыпью.

При наличии в составе отходов веществ различного класса опасности предельное количество накопления, время и способ хранения определяют по наличию наиболее опасных компонентов.

В Инструкции целесообразно выделить отдельно отходы, которые подлежат длительному хранению на объектах хранения отходов (шламонакопители, иловые площадки и др.), т.е. это те отходы, для которых на сегодняшний момент отсутствуют объекты по использованию отходов, объекты обезвреживания и захоронения отходов. Для таких отходов необходимо получение разрешения на хранение и захоронение отходов производства в порядке, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 (далее - постановление № 1104) (здесь можно указать должностное лицо, ответственное за получение такого разрешения).

Если организация эксплуатирует объекты хранения, то информация о них приводится в данном разделе. Указывается перечень отходов, поступающих для хранения от других организаций.

Если требуется получать разрешение на хранение и захоронение отходов производства для санкционирования хранения отходов, то нужно указать порядок получения такого разрешения (аналогично, как при захоронении отходов, - см. далее).

Места временного хранения отходов и объекты их хранения описываются и показываются в виде приложения «Карта-схема хранения отходов производства» к Инструкции.

Как и при описании системы сбора отходов, целесообразно в Инструкции указать работников, ответственных за хранение отходов.

Пример оформления раздела 5. 

5.1. Сбор отходов в ООО «ХХ век».

5.1.1. Сбор отходов обеспечивается с соблюдением природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований законодательства.

5.1.2. Сбор отходов осуществляется по месту образования отходов.

5.1.3. Собираемые отходы должны разделяться по видам, в т.ч. с учетом агрегатного состояния, степени опасности и класса опасности опасных отходов производства, возможности их использования в качестве вторичных материальных ресурсов сырья.

5.1.4. Порядок сбора отходов в ООО «ХХ век» следующий:

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства собираются в местах их образования в отдельные коробки. По мере накопления передаются в место их временного хранения (специально отведенное помещение корпуса А);

- отходы упаковочного картона незагрязненные после образования тюкуются. В конце рабочего дня (смены) отходы выносятся уборщиком помещений в место для хранения отходов (склад Б). Ответственный за сбор отходов - кладовщик;

- отходы в виде пластмассовой упаковки помещаются в мешок. Далее по мере накопления отходы выносятся уборщиком помещений в место для хранения отходов (контейнерная площадка № 1). Ответственный за сбор отходов - кладовщик;

- отходы в виде ПЭТ-бутылок помещаются в корзину. В конце рабочего дня (смены) отходы выносятся уборщиком помещений в место для хранения отходов (контейнерная площадка № 1);

- отходы в виде отработанных люминесцентных трубок и отработанных ртутных ламп помещаются в картонный чехол из-под новой лампы и сразу же передаются на временное хранение. Сбор ламп производится с соблюдением мер предосторожности, направленных на предотвращение их боя. В случае боя ламп необходимо в помещении, в котором это произошло, произвести демеркуризацию стен и пола, а стеклобой смести и поместить в плотно закрывающуюся пластмассовую емкость. Ответственный за сбор отходов - электрик;

- отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, собираются раздельно в корзины. В конце рабочего дня (смены) отходы выносятся уборщиком помещений в место для хранения отходов (контейнерная площадка № 2). В указанные корзины запрещается выбрасывать вторичные материальные ресурсы (макулатуру, пластик, металл и т.д.), компьютерное и другое офисное оборудование и их части и другие отходы.

5.2. Хранение отходов в ООО «ХХ век» допускается только в местах хранения отходов, указанных в настоящей Инструкции.

5.2.1. Хранение отходов в ООО «ХХ век» осуществляется следующим образом:

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства. Место хранения - помещение корпуса А, условия хранения - в таре, применяемой при сборе отходов;

- отходы упаковочного картона незагрязненные. Место хранения - склад Б. Условия хранения - навалом в тюках;

- пластмассовая упаковка. Место хранения - контейнерная площадка № 1. Условия хранения - в контейнере;

- ПЭТ-бутылка. Место хранения - контейнерная площадка № 1. Условия хранения - в контейнере;

- отработанные люминесцентные трубки и отработанные ртутные лампы. Место хранения - выделенное помещение Б. Условия хранения - в картонных коробках, находящихся в металлическом закрывающемся ящике. Ответственный за хранение отходов - электрик;

- отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Место хранения отходов - контейнерная площадка № 2. Условия хранения отходов - в контейнере.

5.2.2. Места временного хранения отходов, тара, применяемая для хранения отходов, обозначаются соответствующими надписями или табличками.

5.2.3. Карта-схема хранения отходов производства размещена в приложении к Инструкции.

5.2.4. Количество отходов, накапливаемое для перевозки одной транспортной единицей, расчет-обоснование этого количества, периодичность вывоза отходов, обоснование этой периодичности указаны в приложении к Инструкции.

5.2.5. При изменении мест хранения отходов требуется разработка новой Инструкции.

Раздел 6. Использование и обезвреживание отходов производства

Рекомендации по оформлению раздела 6. Если организация не использует отходы для собственных нужд, не производит самостоятельно обезвреживание отходов, то в разделе можно выделить 2 перечня:

- отходы, которые передаются на использование (макулатура, пластмассовые отходы, древесные опилки, металлическая тара, изношенные шины и др.);

- отходы, которые передаются на обезвреживание (ртутные лампы, люминесцентные трубки, аккумуляторные кислоты и др.).

Отходы передаются непосредственно на объекты по использованию отходов, объекты обезвреживания отходов либо организациям-посредникам в соответствии с заключенными договорами.

Если организация эксплуатирует объекты по использованию отходов, объекты обезвреживания отходов, то указываем:

- перечень таких объектов;

- информацию о том, используются (обезвреживаются) только собственные отходы или также принимаются от сторонних организаций (в последнем случае нужно привести перечень принимаемых для использования (обезвреживания) отходов);

- сведения о регистрации объектов в реестре объектов по использованию отходов, реестре объектов обезвреживания отходов (см. постановление № 1104);

- наличие лицензии на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду (в части использования отходов 1-3-го классов опасности, обезвреживания) (см. Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В простейшем случае в разделе Инструкции указываются перечень отходов, передаваемых на использование, обезвреживание, и организации - получатели отходов.

Пример оформления раздела 6. 

6.1. Общество с ограниченной ответственностью «ХХ век» не имеет собственных технологий по использованию и обезвреживанию отходов.

6.2. Отходы, подлежащие использованию и обезвреживанию, передаются сторонним организациям в соответствии с заключенными договорами.

6.3. На использование передаются отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочного картона незагрязненные, пластмассовая упаковка, ПЭТ-бутылка. Все отходы передаются в ООО «Ресурсоприемка».

6.4. На обезвреживание передаются отработанные люминесцентные трубки и отработанные ртутные лампы. Отходы передаются в ООО «Демеркуризация».

6.5. Организация передачи отходов на использование и обезвреживание возлагается на заведующего хозяйством.

Раздел 7. Захоронение отходов производства

Рекомендации по оформлению раздела 7. В разделе «Захоронение отходов производства» приводится перечень отходов, подлежащих захоронению. Это такие отходы, для которых нет введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и объектов обезвреживания отходов.

В этом разделе можно отметить, что в соответствии с Законом РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» захоронение вторичных материальных ресурсов запрещено.

В разделе 7 целесообразно отразить вопросы, связанные с получением разрешения на хранение и (или) захоронение отходов (перечень необходимых документов, лицо, ответственное за получение разрешения).

Организация, которая эксплуатирует объекты захоронения отходов, указывает:

- краткую информацию о таких объектах;

- перечень принимаемых на захоронение отходов от сторонних организаций;

- сведения о регистрации объектов в реестре объектов захоронения отходов;

- наличие лицензии на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду (в части захоронения отходов).

Пример оформления раздела 7. 

7.1. Общество с ограниченной ответственностью «ХХ век» передает на захоронение отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Объект захоронения отходов - полигоны коммунального унитарного предприятия «Экорес». Ответственный за передачу отходов на захоронение - заведующий хозяйством.

7.2. Отходы вывозятся на захоронение в соответствии с разрешением на хранение и захоронение отходов производства, получаемым в Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды.

7.3. Разрешение получает бухгалтер.

7.4. Для получения разрешения на хранение и захоронение отходов подаются заявление и следующие документы:

- заявка на захоронение отходов производства по установленным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ формам;

- расчет годового количества образования отходов производства на основе нормативов образования отходов производства;

- акт инвентаризации отходов производства, оформленный по устанавливаемой Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ форме;

- копия Инструкции по обращению с отходами производства.

7.5. Контроль полученного разрешения обеспечивает бухгалтер.

7.6. При появлении (выявлении) новых отходов, подлежащих вывозу на захоронение, в действующее разрешение вносятся изменения и дополнения до вывоза отходов на захоронение.

Раздел 8. Перевозка отходов производства

Рекомендации по оформлению раздела 8. Если организация осуществляет перевозку отходов самостоятельно, то в разделе следует указать требования законодательства о перевозке отходов с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.

Перевозку отходов надо производить на специально оборудованном транспорте, исключающем возможность потерь отходов по пути следования и обеспечивающем удобство при их загрузке и выгрузке.

Перевозку отходов, идентифицированных как опасные грузы, необходимо осуществлять в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов.

Пример оформления раздела 8. 

8.1. Перевозка отходов в ООО «ХХ век» осуществляется транспортом сторонних организаций в соответствии с договором перевозки (передачи) отходов на объекты по использованию отходов, на объекты захоронения и обезвреживания отходов.

Требования при перевозке отходов следующие:

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - в таре, применяемой при сборе отходов;

- отходы упаковочного картона незагрязненные, пластмассовая упаковка, ПЭТ-бутылка - навалом;

- отработанные люминесцентные трубки и отработанные ртутные лампы - в картонных коробках;

- отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, - навалом в спецтранспорте.

8.2. До начала каждой перевозки отходов оформляется сопроводительный паспорт перевозки отходов производства по форме, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112 (приложение 3 к Инструкции).

Регистрация паспортов осуществляется в Журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов по установленной форме (приложение 4 к Инструкции).

В конце налогового периода в Журнале указывается общий объем отходов (по классам опасности), которые были переданы на использование, обезвреживание, хранение (длительное), захоронение.

8.3. Ответственным за составление и регистрацию паспортов является бухгалтер.

 

11.11.2011 г.

 

Александра Федоренчик, эколог

Александр Гнедов, эколог




Похожие:

Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация iconИнструкция по обращению с отходами, кроме разделов, должна содержать
«Образующиеся отходы производства», «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения», «Карта-схема источников...
Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация iconИнструкция по обращению с отходами производства разрабатывается в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Минприроды рб от 28. 11. 2001 №28
Это определено Инструкцией о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов в области охраны окружающей среды,...
Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация iconГосударственный стандарт РФ гост р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
См также гост 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", гост 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение...
Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация iconРешение 21. 02. 2013 №8 о признании утратившими силу решений Совета городского поселения Красавино от 06. 04. 2006 №19 «О порядке обращения с отходами производства и потребления на территории городского поселения Красавино», от 22.
Красавино», от 22. 10. 2010 №41 «О внесении изменений в решение Совета городского поселения Красавино от 06. 04. 2006 №19 «О порядке...
Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация iconРыночная ситуация в алкогольной отрасли
То во втором полугодии ситуация резко изменилась. Основными факторами, повлиявшими на ситуацию, стали мировой финансовый кризис,...
Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация iconРешение 22. 10. 2010 №41 о внесении изменений в решение Совета городского поселения Красавино от 06. 04. 2006 №19 о порядке обращения с отходами производства и потребления на
О внесении изменений в решение Совета городского поселения Красавино от 06. 04. 2006 №19 о порядке обращения с отходами производства...
Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация iconНормативы образования отходов производства
Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами» от 20 июля 2007 г. №271-З, норматив образования отходов производства – предельно...
Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация icon2. Устная речевая ситуация должна быть предельно ясна уч-ся. Это значит
Важнейшей стороной реальной коммуникации является речевая ситуация – такие условия и обстоятельства, которые, являясь личностно-значимыми...
Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация iconПрактические рекомендации по обращению со вторичными материальными ресурсами согласно нормам указа президента республики беларусь от 11. 07. 2012 №313

Инструкция по обращению с отходами производства: рекомендации и оформление обязательных разделов ситуация iconОткрытое акционерное общество “Рога и копыта”
На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами», Постановления Министерства природных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы