Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" icon

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы"

НазваниеКонспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы"
Дата конвертации17.10.2013
Размер50.84 Kb.
ТипКонспект

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы"

Цели:

познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов;

расширить представление обучающихся о природных сообществах.

Задачи:

сформировать представления обучающихся о жизни пресного водоёма;

расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.

1. Организационный момент

Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

2. Сообщение темы и плана урока.


– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровоз и окончание из слова слоны .Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)


– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

– Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

– Можно ли назвать пресный водоём сообществом?

– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

(Вопросы записаны на доске, читают ученики).

3. Проверка домашнего задания

(Устные ответы учеников на вопросы)

Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?

4. Изучение нового материала.

(Приложение 1, слайд 1.).

– На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)

– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (^ На пресные и солёные)

– Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.



Посреди поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная. (^ Озеро).


Не конь, а бежит

Не лес, а шумит. (Река).



– Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).


(слайд 2)


– И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).


(слайд 3)

– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения - рогоз, камыш, тростник, осока.


(слайды 4-7)

– Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника - крупная, отогнутая в сторону метёлка.

– На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.


(слайды 8-9)

– Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями

Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик)

(слайд 10)

– Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение.

– Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.

(слайды 12-14)

– Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.

– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

5. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

^ Улыбнулась, потянулась.

Ра з – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.


– Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.

Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.

С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

(слайд 15)

– Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – жук- плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

(слайд 16)

– По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.

(слайд 17)

– Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

(слайд 18)

– В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

(слайд 19)

– На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.

(слайд 20)

– Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.

(слайд 21)

– Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.

(слайд 22)

– Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру и выдру.

(слайд 23)

– У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

– сосредоточение запаса воды;

– рыбная ловля и охота;

– источник энергии;

– место для отдыха и занятий спортом;

– источник эстетического наслаждения.

(слайд 24).

6. Закрепление

– Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.

– Является ли пресный водоём - сообществом?

(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

– Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

– Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?

(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)

– Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?

(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).

7. Итоги урока

8. Домашнее задание



Похожие:

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе
Муниципальное общеобразовательное учреждени Маливская сош коломенского района Московской области
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconПлан-конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных" цели: закреплять и уточнять знания учащихся по теме
План-конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: Твёрдые тела, жидкости и газы. Цели
Познакомить учащихся с различными состояниями веществ и их свойствами (1 линия развития – уметь объяснять мир)
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект урока геометрии в 9 классе Тема урока: "Решение треугольников"
Цели урока: повторение и систематизация изученного по теме “Треугольники”, решение треугольников; развитие элементов геометрического...
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconПлан-конспект открытого урока по теме: «Разложение многочленов на множители» 7 класс Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий
Тема урока: «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители»
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект открытого урока (интегрированного) по литературе в 9к классе познание творчества А. С. Пушкина через изучение математики
Муниципальное образовательное учреждение средней (полной) общеобразовательной школы №12 г. Волжска Республики Марий Эл
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconРабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Проект «Перспективная...
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект урока по немецкому языку для 10 класса по теме «Liebe»
Совершенствовать произносительные навыки учащихся, учить высказывать своё мнение по теме
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект урока по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников» (геометрия, 7 класс) (деятельностный подход) Цели урока
Каждое задание, которое вы решаете самостоятельно, будет оценено вами. В конце урока мы подведем итоги по такой таблице
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонтрольно – измерительные материалы по предмету окружающий мир Тест по окружающему миру по теме "Космос"
Учёные выделяют две главные характеристики Космоса
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы