Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна icon

Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна

НазваниеЛето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна
страница1/9
Васильев В.В
Дата конвертации04.06.2013
Размер2.46 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Лето – время активного отдыха

Составитель: Великородная Валентина Алексеевна

Над созданием методического пособия принимали участие: Васильев В.В., Рослякова, Г.Н., Кумицкая Т. М., Смольянинова Н. М.

Аннотация

Активный отдых - это походы по родному краю, природо­охранная работа школьников, участие в профильных лагерях, проведение оздоровительных мероприятий, способствующих физическому, эмоциональному, интеллектуальному и нравст­венному развитию детей и подростков.

Пособие предназначено организаторам летнего труда и отдыха учащихся, педагогическим работникам учреждений общего и дополнительного образования, студентам педколледжей и педвузов.


Учебно-методическое пособие


^ ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Школьные каникулы - интересное время для ребят, а для педагогов - пора ответственной и напряженной работы. В это время среди мно­жества привычных, а также новых забот и проблем выделяются наибо­лее важные: как сделать, чтобы в пришкольном или загородном оздо­ровительном лагере дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, на­брались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, при­обрели друзей.

Главная цель образовательно-оздоровительных лагерей - укрепле­ние здоровья детей и подростков, создание условий для активного об­щения с природой и развития их способностей.

Для педагогов, всех, кто имеет отношение к воспитанию и обуче­нию детей, лето - не только долгожданный период отдыха, но и время осмысления того, что удалось сделать в учебном году, а самое главное - продолжение воспитательной работы, но в иных формах.

Лагерь - это своеобразная форма организации жизни детей, пред­полагающая создание особой среды для совместной деятельности взрослых и ребят. В содержании деятельности такого лагеря важно сделать акцент на игровые формы деятельности.

Система дополнительного образования, аккумулируя небольшие средства, позволяет решать серьезные педагогические задачи. Судите сами, профильный лагерь в полевых условиях дешевле в 5 - 7 раз за­городного стационарного. Лагерь с дневным пребыванием обходится еще вдвое дешевле. Наша задача - проявить заботу о детях и подрост­ках в период их летнего отдыха.

Материалы настоящего сборника адресованы руководителям и пе­дагогическим работникам образовательно-оздоровительных лагерей с целью оказания им помощи в воспитании детей.

Желаю вам успешной работы, творческой атмосферы, удачи в по­иске современных решений организации детского отдыха.


^ В.Ф. Трещалин, заместитель начальника управления общего образования главного управления образования администрации Воронежской области


ГЛАВА I

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

ЛАГЕРЯХ ОБЛАСТИ


I. Цели образовательно-оздоровительных лагерей.

  1. Укрепление здоровья детей и подростков, создание условий для активного общения с природой и развития способно­стей.

  2. Создание в лагере отношений сотрудничества, содружества, сотворчества между детьми, детьми и взрослыми.

  3. Организация полнокровной, творческой жизни всех детей
    вместе и каждого в отдельности.

  4. Переориентация мышления педагогов и обслуживающего
    персонала с понятия «ребенок для лагеря» на организацию ра­боты «лагерь для ребенка».

  5. Создание условий для удовлетворения каждым подростком
    личных потребностей, постижения им самоценности собствен­ной личности, осознания своей роли в жизни семьи, окружающих людей, общества.

П. Виды образовательно-оздоровительных лагерей и основ­ное направление их работы.

  1. Лагерь одного детского общественного объединения. Чаще
    всего он имеет одноименное название с детской организацией:
    лагерь скаутов, лагерь старшеклассников «Искра», пионерский
    лагерь «Надежда», «Юный кантемировец» и т.д.

Детский лагерь, работающий по программе Союза детских
общественных организаций, - разновозрастной. В таком лагере
каждый отряд работает по одной из российских программ («Ли­
дер», «Орден детского милосердия», «Игра - дело серьезное»)
или по авторским программам («Досуг» (формирование и развитие досуговой культуры подростков и молодежи), «Подростою> (нравст­венное воспитание, профилактика правонарушений и т.п.).

  1. Лагерь, организованный по типу «города», «республики», «страны» и т.п. В таком лагере, организуемом на одну смену
    или на весь сезон, используются рациональные формы органи­зации жизнедеятельности детей в природе (по типу жизни «му­равейника», «улья») или игра в жизнь «города», «села», «области».

  2. Профильный лагерь. Такие лагеря могут комплектоваться по двум принципам:




  • специальный отбор детей (воспитанники учреждений до­полнительного образования, образовательных учреждений инновационного типа);

  • без специального отбора. Подобные лагеря (смены) работают по профильным про­граммам: спортивным («Олимпийская деревня», «Старт», «Физ­культура», «Спорт», «Служу России»), экологическим («Зеле­ный мир», «Зеленая планета», «Природа и аптека», «Аранжи­ровка», «Фантазия», лагерь друзей комнатных цветов»), историко-краеведческим («В глубь веков», «Поиск», «Истоки»), тури­стским («Роза ветров», «Вертикаль», «Глобус», «Юный ту­рист»), техническим («Юный техник», «Юный умелец», «Юный авиамоделист», «Технический дизайн»), интеллектуально-познавательным («Эрудит», «Химик», «Математик», «Лирик»).

Могут создаваться и непрофильные лагеря.

5. Специализированные оздоровительные лагеря. В таких ла­герях занимаются, в первую очередь, укреплением здоровья и
реабилитационной работой с детьми (санаторные, узкопрофильные, оздоровительные).

Программа подобного типа лагерей предусматривает сочета­ние отдыха с активным лечением.

6. Семейный лагерь (лагерь для детей и родителей).

^ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛАГЕРЕ

Содержание педагогической деятельности можно условно сконцентрировать в следующих направлениях: 1. Лечебно-оздоровительное.

Это комплексное восстановление здоровья ребенка для обес­печения его жизнедеятельности, расширение и повышение его адаптационных возможностей и сопротивляемости к различным негативным воздействиям окружающей среды.

Ребенку необходимо приобрести устойчивые навыки здоро­вого образа жизни, навыки общения со сверстниками, поддер­жания здоровья народными и нетрадиционными методами. Здесь требуется поиск новых форм и подходов, например: заня­тия аэробикой, лечебной физкультурой, аутотренингом, лечеб­ной хореографией, упражнения на тренажерах; желательно при­влечь к работе в лагере стоматолога, массажиста, психолога, ор­ганизовать прием витаминов.

2. Спортивно-туристическое.

Это работа традиционных спортивных секций, проведение спортивных игр и соревнований. В лагере обязательно следует организовать большой спортивный праздник: яркий, веселый, со всем разнообразием его моделей и элементов. Спартакиаду или Малые олимпийские игры (МОИ) лучше проводить в первой половине смены. По их итогам рекомендуется организовать на­граждение.

Лагерь представляет широкие возможности для популяриза­ции массового спорта и его современных видов (приемы само­защиты, восточные единоборства, шейпинг, теннис, армрестлинг). Если среди подростков находятся «неформалы» или фа­наты, то им следует предоставить возможность быть услышан­ными и проявить себя с лучшей стороны.

Веселые старты популярны сейчас в виде сюжетных эстафет по типу «Зов джунглей», «Сафари», «Охотничья тропа» и т.п. Можно проводить военно-спортивные игры «Орленок», «Зарни­ца» или сюжетные комбинированные эстафеты с препятствия­ми, командные турниры, в ходе которых ребята учатся противо­стоять агрессии, накапливать опыт безопасного поведения, «держать удар», приобретают навыки оказания первой меди­цинской помощи. Если нет возможности ходить в турпоходы, можно обучиться некоторым туристским навыкам в лагере, ис­пользовать как поощрение ночевку в самодельном шалаше или обед, самостоятельно приготовленный на костре.


3. Приобретение воспитанниками практических навыков полезной деятельности, созидательного труда.

Это самообслуживающий труд в лагерях и работа профиль­ных клубов и объединений. Отметим лишь некоторые направле­ния деятельности: фотографирование, берестяная графика, ма­краме, рисунки на земле, изделия из кожи и замши, психологи­ческая и физическая подготовка к нестандартным ситуациям, цветоводство, работа клуба «Сам себе мастер».

4. Интеллектуально-творческое.

В плане работы каждого лагеря должны иметь место собы­тия, развивающие эмоциональную сферу и воображение детей. Это могут быть: ночные походы с фонарями; костюмированные балы при свечах, вечера «безумных» идей, рыцарские турниры, слеты мечтателей, хит-парады, ярмарки забав, факельные шест­вия, праздники.

Формы работы в каждом лагере могут быть самые разные, но в последние годы одной из наиболее эффективных форм учеб­но-воспитательной и организационно-массовой работы являют­ся интеллектуально-творческие игры (ИТИ). По количеству де­тей, принимающих в них участие, эти формы можно условно разделить на 5 типов.

  1. Зрелищные - самый распространенный тип. К ним относятся известные телевизионные игры, которые копируются детскими коллективами: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле
    чудес», «Своя игра» и т.д. Число игроков ограничено. Однако
    можно увеличить число игроков, команд, провести полуфинал,
    увеличить, усложнить задания зрителям, тем самым вовлечь в
    игру большее количество детей.

  2. Коммуникативно-зрелищные. В этом типе игр все зрители
    одновременно являются и участниками. Игра, как правило, предусматривает работу по группам и проходит в три этапа.

1-й этап - старт, все группы получают творческие задания.

2-й этап - выполнение заданий в отдельных местах.

3-й этап - демонстрация (защита) выполненных заданий на общем сборе.

Общее количество участников увеличится таким образом во много раз. К таким играм относятся «Защита профессий», «Фес­тиваль театральных жанров», «Устный журнал», «Турнир знатоков» и т.д. (турнир-викторина проводится в форме «цепочки», «атаки веером», «обороны веером»...).

3. Коммуникативно-групповые или игры-путешествия.

Для этого типа игр характерно активное участие команд по­следовательно в отдельных конкурсах. На каждом этапе коман­ды выполняют в течение определенного времени (10-20 минут) творческие задания, получая за это баллы. Побеждает команда с большим числом баллов. В игре нет зрителей, команды работа­ют «на себя». Игры такого типа могут быть самыми разными по содержанию: «По странам и континентам», «Путешествие в мир сказок», «По музеям и галереям», «Тропа Робинзона», «Научное многообразие», «Эврика», «Веселый экспресс» и т.п.

4. Лично-коммуникативные игры.

Здесь каждый участник лично задействован в игре, самостоя­тельно или объединяясь с другими участниками в группы.

В этих группах каждый участник наиболее эффективно и ак­тивно подключен к ходу игры и выполняет интеллектуально-творческие задания с большим интересом и желанием.

Игрой такого типа является «День свободного предпринима­тельства» (или «Город находчивых предпринимателей»). Каж­дый участник является «предпринимателем» и, имея «деньги», стремится активным образом их приумножить в различных «за­ведениях», то есть «открыть свое дело».

По такой же технологии проводятся праздники творчества, в которых ученики могут зарабатывать определенную «валюту» в викторинах, интеллектуально-творческих конкурсах, а потом потратить ее в видеозале, зале компьютерных игр, «торговых рядах», на «аукционе» и т.д. В этой игре самая высокая отдача от интеллектуально-творческой деятельности.

5. Заочные игры.

В этих играх игрокам даются задания через средства массо­вой информации (ТВ, печать, радио) или через афишу, рекламу. Задания: вопросы, кроссворды, ребусы, викторины на различ­ные темы. Определяются сроки подведения итогов, система оценки (лучше по баллам). Задача участников - набрать боль­шее количество баллов.


^ НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтобы процесс вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:

  • как можно скорее познакомить детей друг с другом: орга­низовать игры и отрядные дела, способствующие интенсивному
    знакомству;

  • приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюде­нию санитарных норм, для чего предъявить детям единые педа­гогические требования;

  • создать у детей ощущение уюта и комфорта: красиво
    оформить комнаты и весь корпус;

  • сделать детей организованными: поделить отряд на ма­ленькие группы, которые можно назвать «звеньями», «звездочками», «экипажами», «командами»;

  • дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться:
    предложить им набор отрядных дел разнообразной направленно­сти: спортивной, интеллектуальной, художественно-приклад­ной, трудовой, творческой;

  • сформировать у детей представление о том, что ждет их в
    ближайшем будущем: познакомить с планом смены, а по возможности - и к его составлению.

25 важных дел организационного периода с детьми 8-10 лет

  1. Конкурс фантазеров «Как меня собирали в лагерь».

  2. Первая организованная вылазка в лес.

  3. Операция «Вперед, спасатели!» - по «спасению» террито­рии вокруг корпуса от мусора.

  4. Конкурс на самого быстрого «шнуровальщика ботинок».

  5. Изготовление переходящего вымпела и награждение им
    того, кто первым выбегает на зарядку.

  6. Чтение вслух очень интересной сказки.

  7. Выпуск газеты-аппликации «Это мы!».

8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.


9. Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и
прыжками.

  1. Музыкальный час с разучиванием новой песни.

  2. Составление графика дежурства по комнатам.

12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке
«Курочка Ряба».

  1. Загадочный вечер, то есть вечер по отгадыванию загадок.

  2. Организация телестудии «Спокойной ночи, малыши»

  1. Изготовление переходящего вымпела и награждение им
    того, кто последний приходит в столовую.




  1. Музыкальный час с разучиванием еще одной новой
    песни.

  2. Оформление первых страниц бортжурнала «День за
    днем».

  3. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшест­вующей или последующей стиркой.

  1. Викторина «В стране Мульти-Пульти».

  1. Оборудование отрядного места с выкладыванием из ши­шек и камешков эмблемы и названия отряда.

  1. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.

  2. Турнир по мини-футболу.

  3. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.

  1. Сбор отряда по придумыванию плана дел на смену. Кро­ме этого, каждую свободную минуту, когда дети ожидают приглашения в столовую или начала мультфильма, можно органи­зовать самые разнообразные игры.

25 важных дел организационного периода с детьми 10-12 лет

  1. Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе.

  2. Вечер «Будем знакомы».

  3. Операция по скоростному покиданию комнат в направле­нии места проведения зарядки.

  4. Открытие «Дизайн-клуба» и разработка оформления комнат с последующим воплощением проектов.

Разучивание спортивной игры «Снайпер».


  1. Песенная перестрелка на тему: «Вода, вода, кругом во­
    да...».

  2. «Ты, да я, да мы с тобой» - сбор по формированию микро­
    коллективов.

  3. Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.

  4. Путешествие по ближнему зарубежью - исследование достопримечательностей ближайшего леса.




  1. Изготовление рекламного стенда «Эй, приятель, взгляни на
    нас».

  2. Эрудит-шоу «Все о лете».

  3. Час знакомства с лагерной библиотекой.

13. Сюжетно-ролевая игра «Предвыборная кампания», итог
которой - выборы командира (спикера, предводителя, верховного координатора) отряда.

  1. Конкурс «Моя тумбочка лучше всех».

  2. Оборудование отрядного места.

  3. Спортивно-игровая эстафета «Молодецкие забавы».

  4. Торжественное заполнение первой странички «Летописи
    отряда».

  5. Экологическая акция «Чистота спасет мир» - уборка тер­
    ритории, закрепленной за отрядом.

  6. Первый отрядный костер с пением песен и разговором о
    прошедшем дне.

  7. Разведка интересных дел.

  8. Творческий конкурс «Джентльмен-шоу» (на лучший ком­
    плимент и т.д.).

  9. Открытие отрядной «Настольной игротеки».

  10. «Футбол без границ» - просто «гонянье» мячика по фут­
    больному полю.

  11. Операция «Прощай, ватрушка!» по уничтожению через
    съедение последних запасов родительских продуктов.

  12. «Конституционное собрание» - сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни,


В летнее время детям большое удовольствие доставляет участие в коллективно-творческих делах. Приведем примеры коллективно-творческих дел. (Составлены Воробьевой Евгенией, педотряд «Надежда».

1. Тайна Аджедан

Цель: Попытаться создать другой мир, в котором от людей зависит, какие отношениясложатся между ними,тем самым дать детям возможность раскрыть свои способности.

Оборудование: карта-путеводитель по количесту групп – участников, название станций, музыкальная композиция с использованием барабана, подснежники из бумаги – примерно 75 штук, так как должны участвовать около 5 команд, оригинальное изображение ключа или его муляж.

Ход КТД

Ведущий рассказывает легенду (ее можно обыграть)

В одном известном королевстве номов правила молодая прекрасная и мудрая королева Аджедан. Все жители восхищались ею, в соседних королевствах уважали. И как-то раз проезжал мимо маг Настроения и, увидев очаровательную девушку, влюбился в нее. Он, не колеблясь, сделал королеве предложение руки и сердца. Однако получил отказ. Поскольку королева не испытывала никаких чувств к своему гостю. Подобный ответ оскорбил мага, и он решил наказать годую Аджедан. Особым заклинанием великий маг лишил королеву любых чувств. Теперь ничто не имело для нее смысла. Узнав о случившемся несчастии, жители предприняли множество попыток вернуть королеве умение чувствовать. Но все было тщетно! Ах, какой лукавый маг! Оказалось, что помочь королеве смогут только пришельцы – жители других планет. Этих чужеземцев нашли, пригласили по галактической почте и ждали с большим нетерпением и надеждой. И вот они появились! Оказалось, что эти гости из галактики – именно вы. В ваших силах спасти королеву Аджедан, всеми любимую и почитаемую.

Ваша миссия проста: пройти три этапа и собрать по 15 подснежников на каждом этапе. Эти священные цветы, преподнесенные королеве, смогут вернуть ей возможность чувствовать.

Пройдя все три этапа по 5 испытаний в каждом, номы (группы чужеземцев) по очереди дарят королеве цветы. Однако, она по-прежнему бесстрастна, равнодушна. Маг делает детям подсказку: «Только единым целым вы сможете помочь королеве и снять заклинание».

Соединившись, собрав все подснежники вместе, номы делают подорок Аджедан в виде букета. Королева от аромата, исходившего от цветов, возвращается к жизни, полной гармонии, эмоций, ощущений. В знак признательности и благадарности королева Аджедан (если прочитать с конца, то получим слово Надежда).Тот, кто первым назовет слово Надежда, станет обладателем заветного ключа и поведет всех домой, в родные земли.

Итак, первая эпоха – ЭПОХА МАТЕРИАЛЬНОГО.

Предлагаются следующие испытания:

  1. «Мастер цвета» - за 15 секунд запомнить порядок расположения цветных полос, наклеенных на ватмановском листе бумаги, а затем выложить из таких полос квадрат, расположив их в той же последовательности.

  2. «Мастер знаний» - ответить на вопросы мастера. (Тематика может быть любой)

- В какой стране и в какой организации кошки состоят на службе у государства и на их содержание выделяются средства из государственного бюджета? (В Англии в Британском музее содержат 6 кошек, чтобы избавиться от мышей, и на их содержание государство выделяет по 50 фунтов стерлингов ежегодно.)

- Какие коты признаны одними из лучших жонглеров? (Морские котики)

- В каком литературном произведении говорится о методе лечения бородавок с помощью кошек? (М. Твен «Приключения Тома Сойера»)

- Что случилось после того, как Н. Носов надел на кота Ваську шляпу? (Она стала «живой» и впоследствии была обстреляна картошкой.)

- С какими кошками чаще всего приходилось иметь дело пиратам? (Кошка – снаряд, который забрасывают на вражеский корабль с целью абордажа.)

- Какого кота знают многие американские и российские дети? (Том, герой мультфильма «Том и Джерри»)

- какой языческий праздник ассоциируется с народной молвой о кошачьем аппетите? (Масленица по поговорке: «Не все коту Масленица».)

- Каким способом передвигался кот в известном сказочном стихотворении К. Чуковского «Тараканище»? («… Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот – задом наперед.»)

- За что все фотографы мира могли бы сказать кошке: «Спасибо!» (Объектив фотоаппарата сконструирован по принципу кошачьего глаза.)

3. «Мастер меткости» - попасть мячом в корзину или дротиком в мишень.

4. «Мастер фотографии» стоп-кадр (имитировать интересную позу-фотографию.)

5. «Мастер тайны» расшифровать фразу, используя подсказки: название книги, номер страницы. Номер строки сверху вниз,номер слова от начала или конца строки. Найти по этим подсказкам нужные слова в тексте и составить фразу.

После этого звучит гонг. Нейтральная полоса. С закрытыми глазами дети идут по кругу по очерченной линии. Гонг


^ ЭПОХА ПРЕКРАСНОГО

Испытания дают Музы.

  1. Муза театра – создать спонтанное представление в театре длительностью – 3 минуты.

  2. Муза мечты – каждая команда должна нарисовать мечту своего нома.

  3. Муза грации – исполнить ритуальный танец своего нома под предложенную композицию, самим создать этот танец.

  4. Муза слова – дается первая строка, необходимо сочинить стихотворение попредложенной рифме.

  5. Муза гармонии – выполнить скульптуру чего – нибудь. Например, альпинисты взбираются на гору.

^ ЭПОХА ВЕЧНОГО

Испытания проводят Духи.

  1. Дух взаимопонимания – рассчитаться по порядку, закрыть глаза и попытаться сосчитаться, но в произвольной последовательности. Если одновременно называют номер несколько человек, то счет начинается заново. Но и долгого молчания быть не должно.

  2. Дух даверия – пройти с закрытыми глазами лабиринт. Один человек ведет, другой идет по определенной траектории, по которой его напрвляют на расстоянии вытянутых рук.

  3. Дух дружбы – вся команда держит в руках одеяло. Их задача, не переговариваясь. В абсолютной тишине, прокатить мячик три раза по краю одеяла, чтобы он не упал. В случае падения все начинать сначала.

  4. Дух силы – сгруппироваться так, чтобы было как можно меньше точек опоры. Чем меньшее количество ног на полу, тем лучше результат.

  5. Дух любви – участники – представляют, что они последователи Данко. Каждый из них должен подарить чужому человеку(не из своего отряда) самое дорогое, что у него есть с собой. Учитывается творческий подход к преподношению подарка.


КТД «Ночная игра – живая статуя»

Цель: Повысить интерес детей к активной жизни, в которой они могут проявить себя и изменить ход событий.

Оборудование: следы руки, вырезанные из бумаги, по количеству детей-участников; склеенные листы ватмана длиной 5 метров, на которые будут крепиться белые следы рук; карта.

Количество участников: более 40 человек.

Ход игры

Детям заранее рассказывается, что вечером они все превратятся в статуи. Дети становятся в общий круг и им один из ведущих объясняет, что на шее у каждого будет висеть белая бумажная рука, что будет являться символом жизни. По окончании игры, когда избранник спасет всех, ребята-участники должны приложить эти руки к тем. Которые нарисованы на газете.

Затем ведущий закрывает глаза, кражится вокруг своей оси, затем резко останавливается и указывает рукой на того человека, кому придется выполнять священную миссию. Этот человек выходит из круга, а астальные по условиям игры, за 2 минуты распределяются по территории в поисках места, на котором должны будут замереть для продолжения игры, т. Е. стать статуей.

После сигнала избран ик получает карту-путеводитель, по которой ему необходимо добраться до первого хранителя. Добравшись до него, человек настраивает себя на серьезный лад, поскольку должен ответить на вопрос-ключ ко всей игре: …

Затем ему разрешается в течение 15 секунд оживить как можно больше статуй, прикоснувшись к ним рукой. Вместе с ними подбежать к листам ватмана и приклеить руки. Затем они все вместе продолжают путь, ориентируясь по карте. Зная подсказку от первого хранителя, дети находят второго. Он сообщает. Что за 5 минут они должны вспомнить и изобразить то, что на их взгляд оживляет человека. (Вода, поцелуй. Слово, музыка, труд и т.д.) Если дети называют и показывают хотя бы два способа, то получают возможность подарить жизнь 15 статуям.

Оживив их, избранник осуществляет ту же процедуру: подводит к листам ватмана, приклеивают руки. Благодаря подсказке, находят третьего хранителя тайны скульптур, который предлагает сыграть в игру.

Если избранник побеждает, то получает кусок территории, на которой может свободно оживлять людей. Если проигрывает, то может откупиться, выполнив любое желание хранителя. И продолжает путь по кар те.

Финал: все руки должны быть наклеены на листы ватмана, и затем все ребята одновременно прикладывают свою живую руку к наклеенной. Закончить можно словами Антуана де Сент-экзюпери: «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком».


КТД «Вечер искусств»

Цель: Приобщать детей к искусству через легкую игровую форму и имитирование деятельности самих работников искусства.

Искусство сопровождает человека посвюду. Оно уходит своими корнями в древние эпохи, когда люди могли лишь чувствовать, а не осознавать Сейчас же искусство многолико, имеет множество видов, жанров, стилей.

Виды нашего искусства сегодня:

  1. Театр.

Определить профиль – драма, опера, балет, кукольный и т.д. Дети представляют исполнение, а все определяют, то показано, записывая свои ответы, а затем сверяются, правильно ли выполнено задание.


  1. Мода.

Придумать и продемонстрировать стиль третьего тысячелетия.

  1. Реклама

Прорекламировать русский национальный характер.

  1. Песня

Изобразить пародию на любую песню современности.

Ход:

Дети делятся на 4 группы и выбирают с помощью жеребьевки вид искусства, в котором будут творить. В течение 40 минут идет подготовка композиций и параллельно ведущими пишется конферанс. Далее следует отчетный концерт творческих коллективов различных жанров искусства.

Примечание: Возможны другие виды искусства, а также данное мероприятие можно присоединить к какому-нибудь другому празднику или соревнованию. Тогда и задания даются уже с соответствующей случаю тематикой.


КТД «Наблюдения - 2006»

Цель: Развить в детях наблюдательность, внимание, интерес к окружающему миру и людям, а также научить анализировать увиденное или услышанное.

Ход:

Дети за неделю до проведения итогового мероприятия распределяются по группам и получают задания.

1 группа должна в течение неделизаметить и провести наблюдение за различными жизненными ситуациями курьезного(смешного) характера.

2 группа – за неординарными ситуациями, выходящими за пределы норм и правил культуры поведения.

3 группа – собирает информацию о походке оитдельных людей. Их жестов.

4 группа – фиксирует особенности людей - характер, манеру говорить, жестикулировать.

После недельного наблюдения группы в течение 30 – 40 минут делятся накопленной информацией и готовят показательные выступления отдельных, самых ярких фактов социальной действительности.

На сцене висит лозунг «Наблюдения – 2006 года»

По итогам дефеле-концерта лучшие зарисовки. А вернее их авторы, получают соответствующие призы.

Примерный конферанс для ведущего.

_ Здравствуйте! Рады приветствовать вас на нашем дефеле-концерте «Наблюдение 2006»

Сегодня вашему вниманию будут представлены эксклюзивные живые коллекции. Это и всевозможные жизненные ситуации, и люди с их особенностями, и многое другое. Обещаем, вам не будет скучно и вы не пожалеете, если окцунетесь в атмосферу подобранных образов и ситуаций.

Оценивать выступления будут члены жюри в составе …

О жюри! Они умны, правдивы, компетентны.

За что и шлем им достойные аплодисменты.

Что ж. мы начинаем. Попрошу вас приветствовать наших выступающих.

(По ходу выступления ведущий ведет смешные комментарии, без язвительности в адрес тех, за кем наблюдали.)

С улыбкой на устах и болью на душе

Я вам хочу сказать: все позади уже.

Концерт наш пролетел, возможно, без гран-при.

Об этом и другом расскажет нам жюри.

(Высказываются члены жюри.)

Спасибо вам за помощь и участие,

За легкий юмор, взгляд, талант.

Пусть жизнь свою построите на счастье,

Возможности без страха наблюдать.



  1. ^ Как быстро запомнить имена детей

Существуют приемы быстрого запоминания. Первый из них - «визитки», которые вы прикрепили на грудь детям еще при первой вашей встрече.


А еще можно запомнить имена детей в процессе игры. Есть даже специальные игры, где играющие должны назвать свои имена «Здравствуйте», «Отгадай, чей голосок».

Можно изготовить газету-аппликацию «Это мы!». Чтобы ее сделать, ребятам нужно выстричь из цветной бумаги свой порт­рет и, надписав, приклеить его к плотному листу ватмана. Пока все будут этим заниматься, вам надо подходить к детям, интере­соваться работой и запоминать, как кого зовут.

Можно поговорить с ребенком откровенно пять минут, чтобы запомнить его имя.

^ Как обращаться к детям

Дети не любят, когда их называют детьми. Даже маленькие. Попробуйте в своей речи несколько раз употребить это обраще­ние («Дети, сейчас разучим новую песню»), и вы обнаружите, как между вами и малышами возникает холодок отчуждения и разобщенности. Ведь если они - «дети», то вы - «взрослый», и вам на этом основании нет места в стране детства. Вас не посвя­тят в секреты, не доверят тайны, да и вообще, о чем и на каком языке с вами, взрослым, можно говорить?

Поэтому опытные вожатые стараются избегать этого слова, лишний раз не напоминают детям, что они маленькие, нуждаю­щиеся в заботе и опеке.

Ну а как же обращаться к детям?

Существуют такие варианты: «Ребятушки», «Други мои», «Друзья мои», «Друзья», «Народ», «Люди», «Родные мои», «Братья и сестры», «Пацаны», «Девчонки», «Парни»... Порой очень выручает игровое «великосветское» обращение: «Мило­стивые государи и государыни», «Любезные сеньоры и сеньори­ты», «Уважаемые судари и сударыни». Обращение может быть сказочным: «Братцы-кролики», «Свободные волки», «Славные Мумми-тролли».

Ну а если у вас в отряде ребята более старшего возраста, то подойдут и такие игровые обращения: «Гвардейцы», «Земляки», «Братья славяне». Для мальчишек: «Мужики», «Мужички», «Молодые люди». Для девчонок: «Красавицы», «Барышни», «Мадмуазели».

Если вы обращаетесь не ко всем сразу, а к кому-то персо­нально, то существуют такие слова: «Дружок», «Голубчик», «Солнышко».

Но вообще-то при персональном обращении лучше всего пользоваться именами, причем девочки, да и мальчики порой тоже, не возражают, если их имя будет произнесено с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом: не «Ольга», а «Оленька», не «Татьяна», а «Танюша».

^ Как составлять вместе с детьми план смены

Степень привлечения детей к планированию растет по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть минимальной, старшеклассникам этот процесс можно доверить почти полностью.

На то, что вожатые редко привлекают к планированию ма­лышей, есть основания. Во-первых, опыт у ребят этого возраста крохотный, и предложить в план смены нечто действительно стоящее они не могут. Если хотите убедиться в этом сами, про­верьте. Дети назовут вам «Комический футбол», «День именин­ника» и «Поход с ночевкой».

Но, тем не менее, привлечь малышей к составлению плана смены можно. Например, так. Разбейте ребят на группы. Вручи­те каждой группе пять листочков. На каждом листочке - назва­ние какого-то дела. Задача малышей - из пяти дел выбрать в план смены только два. Малыши могут обратиться к вам за разъяснением или советом. Не навязывайте им свое мнение. Ко­гда все группы закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела им привлекательны, пусть малыши учатся ар­гументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров групп и на их глазах составьте план дел, только что утвержденных всеми вместе. Хотя фактически этот план на все 100% будет плодом вашей фантазии, малыши будут считать его своим.

Старшим ребятам можно предложить при планировании также карточки с названием дел, обсуждение по группам, выбор,


защита и утверждение на общем сборе, заседание доверенных представителей и составление плана.

Другой способ совместного планирования потребует от вас значительных организационных усилий, но окупится заинтере­сованностью и активностью детей. Он называется «Разведка ин­тересных дел». «Разведка» - это игра, в которой есть сюжет. Ро­ли очень просты, каждый ребенок становится «разведчиком», членом разведгруппы, возглавляемой командиром. Командиры получают задание - обнаружить интересные идеи для плана от­ряда, «захватить» их и «доставить» к установленному сроку в разведштаб. При этом можно не ограничивать свободу действий детей («Ищите, где хотите!), но лучше дать ориентиры и на­правления - задание не вдохновляет, если способы выполнения его туманны и расплывчаты. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в лагере или вне его.

Еще одной формой коллективного планирования может быть «аукцион идей». Нарисуйте условные «деньги» или же догово­ритесь о предметах, их заменяющих (шишки, камешки, фанти­ки). Выдайте каждому ребенку по 10 (25, 100) таких «денег». Соорудите помост для аукциона, сделайте молоток и войдите в образ ведущего, ваша задача - продать с аукциона идеи отряд­ных дел. Вы будете представлять, давать характеристику каждо­го дела, затем продавать; только те дела, за которые дали наи­большие суммы, войдут в план смены. При этом дети могут объединять свои «капиталы».

Когда все идеи будут раскуплены, предложите обладателям десяти самых «дорогостоящих покупок» собраться для разме­щения их в «банки», то есть для планирования смены.

А еще во время совместного планирования могут быть ис­пользованы такие формы: «Мозговой штурм», «Ящик предло­жений», «Рейтинг популярности», «Сеанс предсказаний», «Ка­талог идей».

В любом случае, какую бы форму привлечения детей к пла­нированию вы ни использовали, на заключительном этапе со­ставления плана не забывайте:

- существует общелагерный план, и не нужно этим двум планам «конфликтовать» между собой;

  • после оргпериода наступает эмоциональный спад, и в это
    время желательны более спокойные мероприятия;

  • в банный день не нужно играть в футбол, а в родительский
    - уходить в поход;

  • праздники, которые идут один за другим, могут утомить
    так же, как и скучные будни, и вообще лучший отдых - это смена деятельности;

  • может измениться погода, и тогда вместо запланированного
    придется проводить резервное.

Любое дело, в котором есть элементы соревновательности, зрелищности и чествования победителей, можно назвать кон­курсом: конкурс мастеров заправки кроватей, конкурс по сбору лекарственного сырья, конкурс на самого лучшего прыгуна че­рез табурет. Нет такой деятельности, которую нельзя организо­вать как конкурс.

Синонимами термина «конкурс» могут быть слова «турнир», «бой», «поединок», «схватка» и т.д.

Творческий конкурс - это состязание в выполнении какой-то работы. Поскольку не всякую работу можно и нужно выполнять творчески, то и количество творческих конкурсов несколько меньше, чем просто конкурсов.

Уже стали классикой такие мероприятия, как конкурс актер­ского мастерства, конкурс градостроителей из песка, конкурс поделок из природного материала, конкурс шумовых оркестров, конкурс врунов имени барона Мюнхгаузена.

Во всех этих мероприятиях детям нужно проявить не столько силу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу этого творческий конкурс - не только приятное для детей времяпрепровождение, но и замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности. Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован.

Как правильно организовать конкурс? Примером пусть будет «ромашка» - самое-самое часто проводимое отрядное дело. «Ромашкой» его назвали, потому что для организации требовал­ся вырезанный из бумаги цветок ромашки. На оборотной стороне белых лепестков надписываются задания творческого харак­тера, которые детям предстоит выполнить.

При организации этого и любого другого творческого кон­курса всегда необходимо помнить о десяти главных компонен­тах успеха:

  1. Интересные задания.

  2. Красивое оформление.

  3. Материальное обеспечение.

  4. Музыкальное сопровождение.

  5. Находчивый ведущий.

  6. Компетентное жюри.

  7. Эмоциональные зрители.

  8. Исполнительные помощники.

  9. Подготовленные команды.

10. Призы для победителей.

Последовательность действий при организации «Ромашки» такая:

1. Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено заранее.

Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется «Изобразите памятник жерт­вам обжорства», а другим «Попрыгайте, как кузнечики», - это будет неравноценно. Задания в «Ромашке» должны быть равно­значные. Если у одних «Изобразите сценку «Хирург на опера­ции», «Прокрякайте песню «Стюардесса по имени Жанна», то у других, соответственно - «Изобразите сценку «Вор в чужой квартире», «Прокрякайте песню «Ах, Леха, Леха...». Если типов заданий несколько, то их надо разместить на лепестках разного цвета: на синих - задания на исполнение песен, на белых - тан­цевальные задания и т.д. Кроме этого, задания изначально должны быть творческими, если вы напишите на листочке: «Спойте какую-нибудь песню» или «Прочитайте стихотворе­ние» - это ничуть не гарантирует творческий характер исполне­ния. Ребята споют песню «Поручик Голицын» и прочтут фраг­мент из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос». Ни способно­стей, ни склонности к фантазированию при выполнении таких заданий не требуется. Поэтому предлагайте только те задания, которые будят воображение, вызывают полет мысли.

  1. Следующее, что надо сделать, - это собрать всех будущих
    участников конкурса и зрителей, то есть весь отряд, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом мы должны создать у ребят эмоциональное положительное отношение к пред­стоящему делу. Только не начинайте свое обращение словами:
    «Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие». Уж лучше скажите: «А что, народ, давненько мы с вами не
    веселились». А еще лучше поиграйте в одну из так называемых
    «Игр с эстрады».

  2. Когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята
    вдохновились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы,
    то есть группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существуют десятки. Можно выстроить всех в шеренгу, произвести расчет на
    «первый-второй». Разрезать две или четыре открытки на части и
    раздать эти части участникам, а потом собирать фрагменты в
    целое.

  3. Затем команды отрывают лепестки у ромашки - сначала
    синие (красные будут после выполнения первого задания) - и
    читают, что там написали, уясняют разъяснения и начинают готовиться. При этом они могут оставаться на месте, а могут убежать в комнату или за корпус, чтобы другие не подглядывали.
    Время для подготовки должно быть коротким - 5 - 20 минут -
    сколько именно, вы должны объявить заранее.

  4. Как только все будут готовы, начнется кульминация всего
    дела - показ. Но и здесь не спешите. Сначала усадите всех, подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и
    представьте жюри, даже если оно будет состоять только из вашей единственной персоны. И лишь после соблюдения этих формальностей начинайте просмотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, заполняете, например, шуточными комментариями.

После выполнения всеми первого задания можно предложить второе (красные лепестки), потом третье (белые лепестки).
Максимальное количество заданий - пять (если у ребят остались
силы и желание продолжить конкурс), но помните: сладкого
должно всегда чуть-чуть не хватать.

  1. Когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы
    как организатор и ведущий произнесите еще одну речь. В ней
    вы выразите благодарность всем участникам, кого-то отметите
    особо и этого кого-то одарите скромной наградой. Итоги можно
    подвести и по-другому: каждая команда определяет, кто в ней
    был самым активным, самым находчивым, - эти ребята и будут
    особо поощрены. Если у вас были зрители, то можно утвердить
    приз зрительских симпатий и вручить его тому, кто доставил
    больше всего радостных минут. А можно использовать сразу все
    формы.

  2. Творческий конкурс будет считаться законченным лишь
    после того, как ребята коллективно приведут место действия в по­
    рядок.

  3. По тому алгоритму, который расписан для «Ромашки»,
    можно организовать и десятки других творческих конкурсов:
    конкурс инсценированных анекдотов, конкурс непрофессионального мастерства, вечер рекордов Гиннеса, конкурс рекламного плаката. Это могут также быть мультлото, парад «космаче­ских войск», комический цирк, конкурс рисованных фильмов, сказочный винегрет, КВН, «дурэстафета» и другие.

^ Что такое тематический день?

Удобство такого дня, прежде всего, организационно-содер­жательное: не надо ломать долго голову, что провести с детьми утром и что вечером. Логика дня выстраивается сама собой, те­ма, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что-то спортивное, что-то познавательное, что-то трудовое, что-то творческо-конкурсное, что-то из разговорного жанра и еще какой-то риту­ал. Например, если планировать день леса, то программа дня будет такой:

  1. «Зоологические забеги» (что-то спортивное).

  2. Викторина «Загадки леса» (что-то познавательное).




  1. Конкурс поделок из природного материала «Природа и
    фантазия» (что-то творческое).

Операция «Помощь другу» по очистке леса от консервных
банок (что-то трудовое).

  1. Церемония закапывания этих банок (какой-то ритуал).

  1. Беседа «Человек - дитя природы (что-то из разговорного
    жанра).

При организации другого дня алгоритм останется тем же. Может измениться только очередность. И может что-то доба­виться. Например, просмотр кинофильма, танцевально-игровая программа, концерт заезжего полупрофессионального коллекти­ва. Поэтому тематический день можно сравнить с калейдоско­пом: бусинки одни и те же, а узор каждый раз новый.

А еще тематический день позволяет внести «что-то свежень­кое» в «скучные оргмоменты». Ведь и подъем, и утренняя за­рядка, и уборка территории тоже становятся тематически наце­ленными. В результате появляются на свет «Конкурс на лучшую фазенду» вместо уборки палат, «Смотр индийских войск» вме­сто зарядки, «Процедура заправки топливом» вместо полдника.

Тематический день - замечательная организационно-педаго­гическая находка. Только вот дети не всегда могут по достоин­ству оценить это взрослое изобретение. Больше всего их не удовлетворяют две вещи: чрезмерная заорганизованность, необ­ходимость подчинения своего поведения жесткой логике дня и «бедность ассортимента» - из смены в смену во всех лагерях де­тям предлагается один и тот же набор: «День именинника», «День сказок», «День леса» и «День Нептуна». Если взрослые находят возможность избежать этих двух опасностей, то тема­тические дни охотно принимаются детьми. А для этого надо при составлении программы всегда учитывать, что хочется детям, и предлагать такие дни, которые интригуют своей нетрадиционностью. Когда несколько лет назад перед детьми вставал выбор: «День сказок» или «День рабыни Изауры», - они всегда отдава­ли предпочтение бразильскому колориту, даже зная, что им придется работать на плантациях.

Обычно на одну лагерную смену приходится 3-4 тематиче­ских дня. Вот возможные темы: «День аномальных явлений», «День цветов», «День здоровья», «День Древней Греции», «День Эдуарда Успенского», «День рекордов Гиннеса», «День смеха», «День эволюции человечества», «День индейца», «День проказ и приколов», «День страхов и жуткостей», «День дож­дя», «День спорта», «День Киевской Руси», «День Уолта Дис­нея», «День девочек», «День мальчиков», «День веселой поли­тики».


^ Варианты подведения итогов коллективно-творческого дела

Все мы знаем, что подведение итогов занимает важное место в работе с детьми. И когда дети самостоятельно и в интересной форме анализируют итоги прожитого дня, то быстрее понимают, что необходимо для того, чтобы добиться своей цели. Поскольку при этом налицо преимущества и недостатки того или иного мероприятия, собственной деятельности и деятельности коллектива, акцентрируется внимание на определенных моментах, которые увлекли, вызвали споры, понравились, запомнились и т.д. таким образом легко выявляются предпочтения детей. Кроме того, использование нестандартных форм при подведении итогов приводит к развитию творческих способностей, формирует умение отстоять свою точку зрения, позволяет раскрепоститься, что помогает им научиться выражать свои мысли и чувства неоднородно, учит анализировать, сопоставлять и обобщать.

  1. детям предлагается все свои впечатления, эмоции, сложившиеся в течение дня, отобразить на бумаге, выполнив рисунок. При этом лист делится на две половинки. В первой из них изображается все положительное, что понравилось и запомнилос, не вызвав негативных ассоциаций. Во второй – все отрицательное, неприятное, все. Что не понравилось. Затем готовые рисунки поясняются теми, кто их выполнял. Делаются общие выводы о результатах всех работ.

  2. детям предлагается множество журналов. Из них они должны выбрать те фразы, фотографии, пейзажи, которые соответствуют их настроению, их деятельности в течение дня. Далее все вырезки соединяются в одну целую композицию и наклеиваются на лист бумаги. Затем проходит обсуждение, почему именно те или иные фразы, рисунки и т.д. соответствуют его настроению. В конце сбора можно сделать выставку работ на тему: «Как это было».

  3. Для подведения итогов деятельности детей, для демоснстрации тех хороших качеств и свойств, которыми они обладают, можно провести игру «Пожелания». Каждый ребенок имеет лист бумаги, на котором указывает свою фамилию и имя. Далее лист делится на три равные колонки, которые называются:

  1. Продолжай и далее …

  2. Пожалуйста, перестань …

  3. Начни в будущем …

Листы пускаются по кругу. Задача участника: заполнить колонки, дополнив фразы для того человека, кто является хозяином листа, то есть нужно вписать то, что этот человек должен продолжать делать или каким должен стать, что не должен делать или каким ему нежелательно быть. Наконец, что ему необходимо сделать в будущем или каким стать. После того, как лист заполнили все участники и вернули хозяевам, идет просмотр и обсуждение пожеланий друг другу. Если есть пожелания, непонятные адресату, ТОО высказывается тот, кто это пожелал. Если же адресат вообще не согласен с каким-нибудь пожеланием, то открыто заявляет всем о своем расхождении во мнении по этому вопросу. Исходя из заполненных колонок, делаются общие выводы, каким увидел себя ребенок и каким увидел его коллектив.

Примечание: пожелания от каждого человека не должны быть анонимными. Игра рассчитана на детей среднего и старшего возраста.

4. Анкетирование или проведение социалогического опроса. Вопросы подбираются в зависимости от возраста и должны быть интересными, необычными, не очень сложными, однозначными. За заполнение анкеты присуждается бонус (не обязательно материальный).

Затем анкеты анализируются. Выводы учитываются при дальнейшем планировании своей деятельности и проведении тех или иных дел.

5. Лотерея.

Каждому участнику достается номерок. Должны быть две коробочки, в которых содержатся тоже номерки. Вытянутый номер из первой коробочки соответствует номеру участника, которому предоставляется вопрос.

Номер, взятый из второй коробочки, есть ничто иное, как номер вопроса, на который необходимо ответить участнику. Таким образом, все участники выиграют в лотерее и получат право высказаться.

  1. Свободный микрофон.

Для данного мероприятия понадобится микрофон или предмет, который сможет его заменить (имитация). Ребята в произвольном порядке берут микрофон и говорят все, что хочется о прошедшем дне и мероприятиях. Высказывают впечатления, делают замечания, признают заслуги или отмечают неудачи,, делают выводы. Почему они произошли, и как можно было избежать неудач и проблем. Говорят несколько слов о своем участии и о своем коллективе, о вожатом, вносят предложения и высказывают пожелание на будущее.


^ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ

Задачи организационного сбора частично ложатся на отряд­ные формы работы оргпериода (современные, интересные, ро­мантичные) и частично решаются на первом общем сборе в день открытия смены. Это концерт-массовка типа «Шире круг» или «Азбука знакомств» с выступлением юных артистов в различ­ных жанрах, с интересными ведущими, с играми и конкурсами, с творческими выступлениями-знакомствами всего педколлек­тива и технического персонала лагеря, где можно в интересной форме и ненавязчиво преподнести детям общие требования к жизни лагеря, собрать предложения и пожелания в план смены.

Поднятие Государственного Флага России и исполнение Гимна Российской Федерации - важный патриотический ритуал. Но как это делать, должны определить сами участники лагеря. Видимо, нецелесообразно делать это каждый день, так как обы­денность уменьшает значимость, а только в день открытия и по особым праздникам. Место линейки можно перестроить в гале­рею портретов выдающихся людей всех времен и народов или расположить здесь стенд, рассказывающий о предприятии, где работают родители воспитанников.

Могут быть использованы также современные и историче­ские символы областного центра, городов и поселков области, символы детского общественного объединения (флаги, значки, галстуки), символы смены (эмблемы, значки).

Профильные отряды могут выбрать свою форму.

Важно привлечь к разработке символики и ритуалов (привет­ствия, прощания, посвящения, поощрения и т.д.) самих детей и подростков, проводить конкурсы соответствующих проектов.

Каждый отряд может иметь свою отрядную песню. В целом же во время лагерной смены следует всячески культивировать любовь к песне, знание и умение их исполнять, в том числе пес­ни старших поколений.

Разучивание новых песен должно стать традицией летнего ла­геря.

Знакомить детей с планом дня, подводить итоги, отмечать отличившихся можно не на линейке, а в отряде на сборе «Старт

дня», который проводится утром (10 - 15 минут), или на вечер­нем огоньке, а также в рабочем порядке.

Общая информация, касающаяся всего лагеря, итоги дней и событий должны предлагаться детям в увлекательной форме. Это можно сделать перед началом «вечернего дела», кинофиль­ма или в другое время.

Часть информации можно помещать на афишах, плакатах, рекламах. Часть - в отрядных листовках, газетах, бюллетенях, если ребята решат создать отрядную редколлегию и периодиче­ски выпускать свои информационные издания.

На смену могут планироваться 2-3 больших общих празд­ника, один из них - заключительный. Все праздники - театрали­зованные, например: «День Нептуна», «Фестиваль искусств», «Улыбнись, зодиак», день именинников месяца, ярмарка с ря­жеными и концертами, где ребята сами выступают в роли про­давцов и продают привезенные с собой сувениры и изготовлен­ные в лагере поделки.

Праздники требуют серьезной подготовки и являются завер­шающим этапом отрядных дел, работы профильных объедине­ний. Идеи каждого воспитанника лагеря вполне могут вписаться в структуру праздников.

Очень важно и необходимо участие вожатого отряда во всех значимых событиях. Это не только незабываемые страницы в жизни детей, но и школа творчества.

В зависимости от типа лагерей устанавливается продолжи­тельность смены (от 10 до 30 дней), режим дня (подъем в 7.30, отбой до 23.00 для детей в возрасте со 14 лет и бесшумное время до 1 часа ночи для старшеклассников). Питание четырехразовое (с двумя завтраками, обедом и ужином или с завтраком, обедом, полдником и ужином) или трехразовое (завтрак, обед, ужин).

^ ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЛАГЕРЕ

Детское самоуправление в лагере - это выборные органы от­рядов и в целом всего лагеря. Они нужны для того, чтобы рас­ширять представления подростков о демократических нормах жизни общества, воспитывать чувство ответственности за общее дело, развивать инициативу и самостоятельность.

Самоуправление в лагере складывается из деятельности по­стоянных и временных выборных органов.

Постоянные органы самоуправления - это совет (штаб) лаге­ря, который избирается на весь поток, также выбираются на весь поток командиры (председатели) отрядов. Совет (штаб) лагеря состоит из командиров отрядов и других лиц - наиболее актив­ных представителей отрядов («лидеров»).

Совет (штаб) лагеря участвует в разработке плана на смену, неделю, день; организует выполнение намеченных мероприя­тий, распределяя поручения при выполнении «дела лагеря».

Структура детского самоуправления в каждом лагере специ­фична и право решать, какой она будет, остается за коллективом лагеря. Как назвать лидеров (командир, председатель, атаман и т.п.), каковы их обязанности и права, как будет проходить их смена, - также решает коллектив лагеря.

На первом педсовете лагеря необходимо обсудить вопрос об организации действенного самоуправления и его структуре.

Дети должны иметь право высказывать критические замеча­ния в любой адрес. При этом надо учить ребят не только вскры­вать недостатки, но и искать, предлагать способы их устранения.

Дети также имеют право на судейство всех конкурсов, сорев­нований. Они могут ошибаться, но пусть в «советах справедли­вых», конкурсных комиссиях, жюри будут самыми активными воспитанники лагеря. Чем больше будет законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллек­тивом - сформировать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и индикато­ром всех дел. В этом поможет методика чередования традици­онных творческих поручений.

В лагере создаются одновозрастные или разновозрастные от­ряды. Это зависит от содержания работы в лагере.

В последнее время все большее распространение получают разновозрастные отряды (РВО). Это отряд, объединяющий ре­бят разных возрастов одним интересным делом для всех, отряд дружбы и взаимопомощи, форма прямой передачи опыта стар­ших младшим, реализация возрастных потребностей: у младших


- иметь «кумира», походить на него, у старших - утвердиться в роли лидера.

Для создания разновозрастного отряда надо знать характери­стику каждого ребенка, побеседовать с родителями, сделать ан­кетный опрос интересов и запросов ребят.

^ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В соответствии с типом лагеря подбирается его педагогиче­ский коллектив. Вне зависимости от стажа работы и профессио­нальной специализации принимаемые работники проходят спе­циальную подготовку (теоретическую и практическую). Каждый работник должен сочетать в себе знания педагогики, психологии ребенка с профессиональной подготовкой по различным профи­лям деятельности, интересной для ребят.

Следует активно привлекать для работы в лагере интересных людей (помимо учителей), склонных к воспитательной деятель­ности и имеющих большой жизненный опыт. Очень важно во­влекать в воспитательный процесс всех сотрудников лагеря.

^ НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЕНКА В ЛАГЕРЕ

На начальном этапе работы лагеря особое внимание педаго­гические работники должны уделять проблеме адаптации детей. В течение нескольких дней дети привыкают к условиям, педаго­гам, друг к другу. Между детьми могут возникать конфликтные ситуации, а в связи с этим и стрессы. Для того, чтобы дети мог­ли освободиться от напряжения, необходимо оборудовать ком­наты разгрузки, комнаты отдыха.

Особо следует учесть, что культура и этика межличностных отношений администрации и педколлектива, воспитателей и вожатых, всех сотрудников лагеря между собой, взрослых и де­тей имеют большое значение для всей системы воспитательной работы и для эмоционального комфорта каждого ребенка.

Необходимое требование к оптимальному функционирова­нию лагерей - оборудование игровых площадок.


Различают четыре типа игровых площадок: традиционная (стандартная), современная (дизайнерская), приключенческая, креативная. Традиционная игровая площадка (качели, карусели, горки, лестница) предназначена для общих моторных игр. Со­временная (авторская) - для индивидуальных скульптурных игр. Приключенческая (неформальная площадка) - это склад средств для игр и рабочих инструментов. Дети сами планируют и обо­рудуют игру, сами разбирают сконструированную игровую площадку. Креативная площадка - вода, песок и другие природ­ные материалы, которые используются для игр.

Игровые площадки должны находиться в поле зрения взрос­лых. Длительность занятий на площадках - от 35 до 75 минут.

Вечерние костры устраиваются в специально разрезанной вдоль металлической бочке, установленной на кирпичах, чтобы не повредить траву.

В лагере должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические и противопожарные правила. Выполнение этих правил должны контролировать все работники лагеря, персо­нальную ответственность за создание соответствующих этим правилам условий несет начальник лагеря.


ГЛАВА II


Глава II Одна смена летнего отдыха детей в загородном лагере

Кумицкая Т. М., Смольянинова Н. М.


Творчество – не редкий дар, а драгоценный источник,

который существует

в сознании каждого человека

и нуждается в постоянной

подпитке.

Как сделать так, чтобы дети в лагере чувствовали себя уютно, не скучали, чтобы им было интересно и, конечно, чтобы они окрепли, стали более здоровыми, а также нашли новых друзей?

Попробуем ответить на этот вопрос, поведав читателю причину по которой мальчишки и девчонки, вернувшись домой из детского оздоровительного лагеря, с восторгом рассказывают друзьям и родителям о том, как здорово было в нём. Расскажем лишь про одну смену – третью.


«Встреча детей у ворот»

Все вожатые выстраиваются у открытых ворот.


1-й вожатый: К нам! Сюда! Собирайся народ!

Сегодня вас много интересного ждёт!

2-й вожатый: Ну вот, наконец, явились!

А мы думали – вы заблудились!

3-й вожатый: А, всё-таки на свете

Придумано не зря,

Что уезжают дети

На лето в лагеря.

Все хором: (песня на мотив песни «Чёрный кот»)


1. Если солнышко светит с утра –

Значит, нам собираться пора.

Этот день ждали мы целый год,

Летний лагерь нас в гости зовёт.

Припев:

Станем мы за 20 дней

И взрослее, и умнее, и сильней,

И тогда в учебный год (2 раза)

Не сумеем сделать всё наоборот!

2. Если капает дождик с утра,

Все равно нам в дорогу пора.

Не на год, не на день, не на час

Отпускают родители нас.

Припев.

3. Если с неба посыплется град,

Каждый будет ему только рад.

Мы захватим в дорогу тогда

Эту песню и горсточку льда!

Припев.


4-й вожатый (переодетый в ребёнка):

Как-то летом в день погожий

Привезли меня сюда,

Осмотрели, записали,

Пожелали мне добра.


Я волнуюсь, я тревожусь,

Как же в лагерь я пойду –

Ничего не знаю,

Ничего я не могу!

Вожатая: Распрекрасным днём июльским озорным

Ты на отдых к нам пришла, и рады мы.

Мы обняли, посадили и, любя,

Тебе сказали: «Не волнуйся, это зря!»

Все хором:

Входите сюда весёлой гурьбой,

Улыбку и песню возьмите с собой!

Наиболее сложным и важным в педагогической деятельности вожатого являются первые три дня его работы, организационный период, в процессе которого дети должны почувствовать эмоциональный комфорт, включиться в новую среду общения, а вожатый – постараться вызвать к себе симпатию, уважение и доверие детей.

Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и к новому рациону питания. Оргпериод – это переход из одной жизни в другую, полную своих законов и традиций. По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдёт оргпериод, так пройдёт и вся смена».

Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись со всей серьёзностью и вниманием – напрасно люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут всё это делать к середине смены. Т. е. в оргпериод необходимо познакомить детей с основными законами и традициями лагеря. У «Кировца» их не мало.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Похожие:

Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна iconПрограмма летнего отдыха «Лето- 2012 г»
Программа летнего отдыха «Лето- 2012 г» летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Особый городок»
Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна iconПояснительная записка летние каникулы важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, их творческого и интеллектуального развития, формирования важнейших компетенций, лидерских качеств.
Летние каникулы – важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, их творческого и интеллектуального развития,...
Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна iconУрок 7 режим дня и здоровье подростка
Раскрыть роль активного отдыха в сохранении работоспособности и здоровья обучающихся
Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна iconПрограмма организации летнего отдыха «лето без границ»
Сегодня отдел это центр воспитательной, методической и информационной работы в районе
Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна iconОт 6,6 лет до 10 лет составит 175,00 рублей, а для детей старше 10 лет 199,0 рублей
Лето это время отдыха. Для взрослых это отпуск, море, пляжи и много-много солнца. Для детей это в первую очередь каникулы, а во вторую...
Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна iconПостановление От 11. 03. 2012 г. №245 г. Верхнеуральск Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей района в каникулярное время
Мау «Детский оздоровительный лагерь Заря» и лагерей дневного пребывания к летнему сезону 2012 года и создания необходимых условий...
Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна iconРекомендации психолога для родителей на лето
Летнее время – это лучшее время для того, чтобы, наконец, дать ребёнку то, что Вы давно собирались, но не успели в течение учебного...
Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна iconВалентина Терешкова
...
Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна iconВалентина Терешкова
...
Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна iconСоставитель: учитель немецкого языка Мартыненко Валентина Серафимовна. Класс
Учат понимать характеры людей, мотивы поступков, совершаемые героями пьесы, т е человеческую жизнь, учат самоконтролю, взаимоконтролю....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы