Памятка по самообразованию №1 icon

Памятка по самообразованию №1



НазваниеПамятка по самообразованию №1
Дата конвертации20.07.2013
Размер99.42 Kb.
ТипПамятка

Памятка по самообразованию № 1.


Проблемы, возникающие при организации работы по самообразованию и пути их решения

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, Минобрнауки УР, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе


Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

  • Включите современные взгляды на проблему

  • Используйте опыт работы педагогов других ОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.


Памятка для педагогов по организации самообразования № 2

Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.

  • профессиональное (предмет преподавания);

  • психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся и родителей);

  • психологическое (имидж, общение, искусство вли­яния, лидерские качества и др.);

  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

  • правовое;

  • эстетическое (гуманитарное);

  • историческое;

  • иностранные языки;

  • политическое;

  • информационно-компьютерные технологии;

  • охрана здоровья;

  • интересы и хобби.

Результат самообразования

В личном плане самообразования педагога обязатель­но должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

  • результаты самообразования педагога на опреде­лённых этапах (самообразование непрерывно, но плани­ровать его нужно поэтапно);

  • повышение качества преподавания предмета (ука­зать показатели, по которым будет определяться эффек­тивность и качество);

  • разработанные или изданные методические посо­бия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследо­вания;

  • разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения;

  • доклады, выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии;

  • разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов;

  • педагогических разработок;

  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатыва­ет личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист:

- название учреждения образования, в котором рабо­тает педагог, адрес, рабочий телефон.

^ 2. Творческая визитка педагога:
- Ф.И.О. педагога;
- образование, специальность;

- стаж работы по специальности, категория;

- курсы повышения квалификации по специальности;

- профессионально-педагогическое кредо.

^ 3. Научно-методическая и профессионально-педа­гогическая деятельность:

- название темы по самообразованию; цель, задачи;

- предполагаемый результат; этапы работы;

- сроки выполнения каждого этапа;

- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

^ 4. Оценка профессиональной деятельности:

- способ демонстрации результата проделанной ра­боты;

- форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый ИПР дол­жен написать отчёт с анализом, выводами и рекоменда­циями для других педагогов.

При оформлении работы следует учитывать:

  • творческий подход;

  • степень обоснованности содержащегося мате­риала;

  • глубину и практическую значимость материала;

  • наличие выраженной авторской позиции при раз­работке материала;

  • способ подачи материала


Примерное содержание папки по самообразованию:

1. Титульный лист

  1. Содержание

3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет.

  • Изучение психолого-педагогической литературы

  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

  • Участие в системе методической работы профессионального лицея № 15

  • Участие в системе методической работы города и республики

4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год

5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год

6. Материалы работы над индивидуальной методической темой

  • Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)

  • Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий)

  1. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.

Примерные темы для самообразования

  1. Формирование творческой личности.

  2. Организация работы с одарёнными детьми.

  3. Личностно ориентированный подход к воспитанию.

  4. Особенности групповой работы с учащимися во вне­урочное время.

  5. Технология индивидуальной работы с учащимися.

  6. Формирование коммуникативной компетентности уча­щихся.

  7. Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся.

  8. Формы физического воспитания учащихся во вне­урочное время.

  9. Пути взаимодействия классного руководителя и социального педагога, педагога-пси­холога по изучению личности учащихся.

  10. Игра как важное средство воспитания учащихся.

  11. Игровые моменты на уроках математики.

  12. Развитие культуры речи на уроках литературы.

  13. Развитие активности, самостоятельности, ответствен­ности учащихся на основе деятельностного подхода к обучению.

  14. Развитие личности учащегося, его способности, моти­вация учения и учебной деятельности.

  15. Информационные технологии обучения учащихся.

  16. Пути совершенствования работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием.

  17. Изучение психологических особенностей учащихся — важное условие повышения эффективно­сти обучения и воспитания.

  18. Эффективные средства развития критического мыш­ления учащихся.

  19. Проектная деятельность учащихся.

  20. Повышение мотивации учащихся к овладению устной иноязычной речью на уроках и во внеурочной деятель­ности.


^ Продуктивность процесса самообразования


Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• в процессе самообразования реализуется потреб­ность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

  • педагог владеет способами самопознания и са­моанализа педагогического опыта. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей про­фессиональной деятельности;

  • педагог обладает развитой способностью к реф­лексии. Педагогическая рефлексия является необходи­мым атрибутом педагога-профессионала (под рефлекси­ей понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятель­ности и формулирование выводов);

• программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поис­ковой деятельности;

• педагог обладает готовностью к педагогическому
творчеству;

• осуществляется взаимосвязь личностного и про­фессионального развития и саморазвития.


^

Памятка к исследовательской работе педагога


  1. Как правильно сформулировать тему:

  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

    Изучаемый процесс

    Предмет исследования

    Условия

    Изучение

    Исследование

    Развитие

    Формирование

    Становление

    Воспитание

    Анализ

    Разработка

    Организация

    Влияние и т.п.

    Познавательные способности

    Познавательная активность

    Умения что-то делать

    Личностные качества

    Любознательность

    Самостоятельность

    Наблюдательность

    и т.п.

    На уроках, занятиях

    В процессе изучения чего-либо

    В процессе знакомства с чем – либо

    Во внеучебной деятельности

    В игровой деятельности

    и т.п.


  2. Формулировка темы по схемам:
  • ^

    ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

  • ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО


  • Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО




  1. ^ Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.


  1. ^ Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие обучение как средство формирования познавательных способностей учащихся»

Цель: Показать роль и значение развивающего обучения в формировании познавательных способностей учащихся.

  1. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

^ Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.
^




Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»





  1. Этап – подготовка доклада, выступления.




  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.

  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.

  3. Составление развернутого плана выступления.

  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

  1. Распределение материала по вопросам.

  2. Письменное изложение полного текста выступления.




  1. Этап – работа с подготовленным материалом




  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.

  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).

  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).




  1. Этап – подготовка к выступлению




  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.

  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.




Похожие:

Памятка по самообразованию №1 iconПамятка «Самообразование педагога»
...
Памятка по самообразованию №1 iconПо самообразованию
Творческий отчёт на методсовете, открытый урок, выступление на совещании при директоре, курсы
Памятка по самообразованию №1 iconЦель: получение информации о состоянии образовательного процесса в 7б классе
Стимулирование потребности к самообразованию, самоанализу, самосовершенствованию, самоопределению
Памятка по самообразованию №1 iconПлан по самообразованию учителя Тема самообразования
Муниципальное образовательное учреждение средней (полной) общеобразовательной школы №12 г. Волжска Республики Марий Эл
Памятка по самообразованию №1 iconПамятка по безопасности в интернете
С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо...
Памятка по самообразованию №1 iconМетодическое объединение работает над проблемой
Повышение результативности работы по самообразованию, использование рациональных методов, приёмов технологии и технологии обучения,...
Памятка по самообразованию №1 iconМетодическое объединение работает над проблемой
Повышение результативности работы по самообразованию, использование рациональных методов, приёмов технологии и технологии обучения,...
Памятка по самообразованию №1 iconПлан методической работы мо «русского языка и литературы» на 2010- 2011 уч год
Формирование тем по самообразованию учителей на уч год, составление графика отчета по изученным темам
Памятка по самообразованию №1 iconОтчет по самообразованию. Васильевой И. А. Тема: «Развитие речи посредством игровой деятельности.»
Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг...
Памятка по самообразованию №1 iconПамятка для педагога Скачать этот документ в архиве Чтобы воспользоваться этим архивом, Вам нужно подписаться на бесплатную рассылку методических материалов для директора и завуча
Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога) Скачать этот документ в архиве
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы