Памятка по самообразованию №1 icon

Памятка по самообразованию №1

НазваниеПамятка по самообразованию №1
Дата конвертации20.07.2013
Размер99.42 Kb.
ТипПамятка

Памятка по самообразованию № 1.


Проблемы, возникающие при организации работы по самообразованию и пути их решения

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, Минобрнауки УР, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе


Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

  • Включите современные взгляды на проблему

  • Используйте опыт работы педагогов других ОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.


Памятка для педагогов по организации самообразования № 2

Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.

  • профессиональное (предмет преподавания);

  • психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся и родителей);

  • психологическое (имидж, общение, искусство вли­яния, лидерские качества и др.);

  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

  • правовое;

  • эстетическое (гуманитарное);

  • историческое;

  • иностранные языки;

  • политическое;

  • информационно-компьютерные технологии;

  • охрана здоровья;

  • интересы и хобби.

Результат самообразования

В личном плане самообразования педагога обязатель­но должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

  • результаты самообразования педагога на опреде­лённых этапах (самообразование непрерывно, но плани­ровать его нужно поэтапно);

  • повышение качества преподавания предмета (ука­зать показатели, по которым будет определяться эффек­тивность и качество);

  • разработанные или изданные методические посо­бия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследо­вания;

  • разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения;

  • доклады, выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии;

  • разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов;

  • педагогических разработок;

  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатыва­ет личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист:

- название учреждения образования, в котором рабо­тает педагог, адрес, рабочий телефон.

^ 2. Творческая визитка педагога:
- Ф.И.О. педагога;
- образование, специальность;

- стаж работы по специальности, категория;

- курсы повышения квалификации по специальности;

- профессионально-педагогическое кредо.

^ 3. Научно-методическая и профессионально-педа­гогическая деятельность:

- название темы по самообразованию; цель, задачи;

- предполагаемый результат; этапы работы;

- сроки выполнения каждого этапа;

- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

^ 4. Оценка профессиональной деятельности:

- способ демонстрации результата проделанной ра­боты;

- форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый ИПР дол­жен написать отчёт с анализом, выводами и рекоменда­циями для других педагогов.

При оформлении работы следует учитывать:

  • творческий подход;

  • степень обоснованности содержащегося мате­риала;

  • глубину и практическую значимость материала;

  • наличие выраженной авторской позиции при раз­работке материала;

  • способ подачи материала


Примерное содержание папки по самообразованию:

1. Титульный лист

  1. Содержание

3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет.

  • Изучение психолого-педагогической литературы

  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

  • Участие в системе методической работы профессионального лицея № 15

  • Участие в системе методической работы города и республики

4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год

5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год

6. Материалы работы над индивидуальной методической темой

  • Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)

  • Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий)

  1. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.

Примерные темы для самообразования

  1. Формирование творческой личности.

  2. Организация работы с одарёнными детьми.

  3. Личностно ориентированный подход к воспитанию.

  4. Особенности групповой работы с учащимися во вне­урочное время.

  5. Технология индивидуальной работы с учащимися.

  6. Формирование коммуникативной компетентности уча­щихся.

  7. Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся.

  8. Формы физического воспитания учащихся во вне­урочное время.

  9. Пути взаимодействия классного руководителя и социального педагога, педагога-пси­холога по изучению личности учащихся.

  10. Игра как важное средство воспитания учащихся.

  11. Игровые моменты на уроках математики.

  12. Развитие культуры речи на уроках литературы.

  13. Развитие активности, самостоятельности, ответствен­ности учащихся на основе деятельностного подхода к обучению.

  14. Развитие личности учащегося, его способности, моти­вация учения и учебной деятельности.

  15. Информационные технологии обучения учащихся.

  16. Пути совершенствования работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием.

  17. Изучение психологических особенностей учащихся — важное условие повышения эффективно­сти обучения и воспитания.

  18. Эффективные средства развития критического мыш­ления учащихся.

  19. Проектная деятельность учащихся.

  20. Повышение мотивации учащихся к овладению устной иноязычной речью на уроках и во внеурочной деятель­ности.


^ Продуктивность процесса самообразования


Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• в процессе самообразования реализуется потреб­ность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

  • педагог владеет способами самопознания и са­моанализа педагогического опыта. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей про­фессиональной деятельности;

  • педагог обладает развитой способностью к реф­лексии. Педагогическая рефлексия является необходи­мым атрибутом педагога-профессионала (под рефлекси­ей понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятель­ности и формулирование выводов);

• программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поис­ковой деятельности;

• педагог обладает готовностью к педагогическому
творчеству;

• осуществляется взаимосвязь личностного и про­фессионального развития и саморазвития.


^

Памятка к исследовательской работе педагога


  1. Как правильно сформулировать тему:

  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

    Изучаемый процесс

    Предмет исследования

    Условия

    Изучение

    Исследование

    Развитие

    Формирование

    Становление

    Воспитание

    Анализ

    Разработка

    Организация

    Влияние и т.п.

    Познавательные способности

    Познавательная активность

    Умения что-то делать

    Личностные качества

    Любознательность

    Самостоятельность

    Наблюдательность

    и т.п.

    На уроках, занятиях

    В процессе изучения чего-либо

    В процессе знакомства с чем – либо

    Во внеучебной деятельности

    В игровой деятельности

    и т.п.


  2. Формулировка темы по схемам:
  • ^

    ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

  • ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО


  • Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО




  1. ^ Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.


  1. ^ Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие обучение как средство формирования познавательных способностей учащихся»

Цель: Показать роль и значение развивающего обучения в формировании познавательных способностей учащихся.

  1. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

^ Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.
^




Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»





  1. Этап – подготовка доклада, выступления.




  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.

  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.

  3. Составление развернутого плана выступления.

  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

  1. Распределение материала по вопросам.

  2. Письменное изложение полного текста выступления.




  1. Этап – работа с подготовленным материалом




  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.

  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).

  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).




  1. Этап – подготовка к выступлению




  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.

  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.




Похожие:

Памятка по самообразованию №1 iconПамятка «Самообразование педагога»
...
Памятка по самообразованию №1 iconПо самообразованию
Творческий отчёт на методсовете, открытый урок, выступление на совещании при директоре, курсы
Памятка по самообразованию №1 iconЦель: получение информации о состоянии образовательного процесса в 7б классе
Стимулирование потребности к самообразованию, самоанализу, самосовершенствованию, самоопределению
Памятка по самообразованию №1 iconПлан по самообразованию учителя Тема самообразования
Муниципальное образовательное учреждение средней (полной) общеобразовательной школы №12 г. Волжска Республики Марий Эл
Памятка по самообразованию №1 iconМетодическое объединение работает над проблемой
Повышение результативности работы по самообразованию, использование рациональных методов, приёмов технологии и технологии обучения,...
Памятка по самообразованию №1 iconМетодическое объединение работает над проблемой
Повышение результативности работы по самообразованию, использование рациональных методов, приёмов технологии и технологии обучения,...
Памятка по самообразованию №1 iconПамятка по безопасности в интернете
С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо...
Памятка по самообразованию №1 iconПлан методической работы мо «русского языка и литературы» на 2010- 2011 уч год
Формирование тем по самообразованию учителей на уч год, составление графика отчета по изученным темам
Памятка по самообразованию №1 iconОтчет по самообразованию. Васильевой И. А. Тема: «Развитие речи посредством игровой деятельности.»
Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг...
Памятка по самообразованию №1 iconРассмотрено на заседании методсовета. 10. 09. 2012 года положение работы педагога по самообразованию общие положения
Настоящее положение регулирует работу педагогов над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы по совершенствованию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы