Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 icon

Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010

НазваниеПрограмма для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010
Дата конвертации12.10.2012
Размер163.88 Kb.
ТипПрограмма

Министерство образования и науки Республики Казахстан




Национальная академия образования им.Ы.Алтынсарина




Учебная программа


РУССКИЙ ЯЗЫК



10-11 классы


естественно-математическое направление


Астана 2010



Министерство образования и науки Республики Казахстан


Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


РУССКИЙ ЯЗЫК


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


для 10-11 классов естественно-математического направления

общеобразовательной школы


Астана 2010


Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.


Авторы программ: Брулева Ф.Г., Кунакова К.У.



Учебная программа «Русский язык» для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 13 стр.




© Национальная академия образования

им.Ы.Алтынсарина, 2010
^

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и литература». Программа по русскому языку в старших классах общеобразовательной школы естественно-математического направления строится на комплексной основе углубленного повторения, обобщения и систематизации материала, изученного в предыдущих классах, а также расширения знаний о функционировании языковых средств на основе развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся.

Основная цель – научить старшеклассников свободно, грамотно и выразительно общаться на русском языке. Это вызывает необходимость развития и совершенствования всех видов речевой деятельности. Повторение грамматики, орфографии, пунктуации носит сопутствующий характер, пронизывает весь курс русского языка в 10-11 классах. Оно касается наиболее трудных тем по грамматике и правописанию с точки зрения их усвоения учащимися, типичности ошибок. Отбор и группировка материала, изученного в среднем звене, позволит дать его крупными «блоками» и сэкономить учебное время.

Курс русского языка в 10-11 классах включает культуроведческий материал, факты лингвострановедческого характера, а также языка художественной литературы.

Принцип преемственности осуществляется в соблюдении межпредметных и внутрипредметных связей русского языка с такими учебными дисциплинами, как русская литература, иностранные языки, история, прикладное искусство.

Помимо общих задач, которые решаются учебным предметом «Русский язык» на протяжении всех лет обучения, на завершающем этапе ставятся специальные задачи:

  • обеспечение базы знаний и умений из области речеведения и формирование прочных навыков владения практическими речевыми жанрами, такими, как конспект, реферат, аннотация, доклад, сложный план, очерк, эссе, деловое письмо и т.д.;

  • воспитание культуры речевого поведения учащихся старших классов школы применительно к различным сферам и ситуациям общения; работа по совершенствованию культуры речи, формирования навыков речи в условиях группового общения. Для полноценного образования по родному языку одной только правописной грамотности недостаточно, выпускник школы должен свободно пользоваться языком в любых жизненных ситуациях, владеть основами функциональной грамотности.

Расположение материала по классам предусматривает повторение морфологии на синтаксической основе и повторение синтаксических и пунктуационных правил в тесной связи с морфологией.

Речеведческий материал отбирается с ориентацией на формирование устной и письменной речи.

Определяется практическая задача – реальные результаты обучения, связанные с конкретными формами речи (в 10 классе ориентация на сочинение на литературную тему, пересказ художественного текста, рассказ, доклад, интервью, сочинение типа описание, повествование, рассуждение; в 11 классе – ознакомление с речевыми жанрами, как-то: реферат, конспект, рецензия, аннотация, заметка, деловое письмо, а также доклад, выступление, сообщение, поздравительная речь, диспут.

Авторы программы сознательно не дифференцируют требования к знаниям и умениям учащихся в 10 и 11 классах, поскольку данный курс носит обобщающе-повторительный характер.

В соответствии с типовым учебным планом количество часов в неделю по русскому языку составляет:

в 10 классе 1 ч. в неделю, общее количество – 34 ч.;

в 11 классе 2 ч. в неделю, общее количество – 34 ч.

ІІ.БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


10 КЛАСС – 34 часа


^ Введение. Сведения о русском языке (1 ч.). Русский язык в современном мире. Русский язык в Республике Казахстан. «Закон о языках». Повторение разделов науки о языке. Современный язык как развивающееся явление. Изменения в языке.


^ Повторение. Обобщение. Углубление изученного материала


Фонетика. Орфоэпия. Графика (3 часа). Звуки речи. Гласные и согласные. Значение букв Я, Ё, Е, Ю. Звуки и буквы. Буквы Ъ и Ь. Русское ударение. Орфоэпия.

Русская графика. Слоговой принцип русской графики. Русская орфография. Правописание гласных после шипящих и Ц.

Прописные и строчные буквы. Правописание безударных гласных в корне и приставках.


^ Морфемика. Словообразование (3 часа). Повторение сведений о строении слова. Типы морфем. Морфемный анализ. Словообразовательный анализ. Этимологический анализ. Способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов. Словообразовательные словари. Этимологические словари.


^ Лексикология. Фразеология (3 ч.). Слово и его значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активная и пассивная лексика. Архаизмы, неологизмы, заимствованные слова.

Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Толковые словари.


^ Морфология. Орфография. Культура речи (8 часов). Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Разряды по значению, род, число. Существительное общего рода. Склонение существительных. НЕ с существительными. Правописание суффиксов существительных. Стилистическое употребление форм существительных.

Имя прилагательное. Разряды прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Синонимика полных и кратких форм прилагательных. Правописание суффиксов -Н-, -НН- в прилагательных. НЕ с прилагательными.

Глагол. Глагольные формы (вид, наклонение, время, лицо). Спряжения глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

Причастие как особая форма глагола. Переход причастий в прилагательные. Правила правописания -н-, -нн- в причастиях. Правописание гласных в суффиксах причастий.

Деепричастие как особая форма глагола.

Местоимение. Разряды по значению. Правописание местоимений.

Имя числительное. Разряды. Склонение и правописание числительных. Наречие. Образование и правописание наречий.

Местоимения-наречия. НЕ и НИ с наречиями.

Слова категории состояния.

Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы. Синонимика союзов. Правописание предлогов, союзов, частиц. Переход знаменательных частей речи в служебные.

Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор.


^ Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения. Синонимика в простом предложении (8 ч.). Словосочетание и основные типы простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания. Синонимика одноставных и двусоставных предложений.

Простое предложение, осложненное однородными членами. Пунктуация при однородных членах. Обособленные члены предложения. Вводные слова, обращения, междометия. Знаки препинания в простом предложении и их интонирование. Синтаксический и пунктуационный разбор.


^ Стили речи (5 ч.). Общие сведения о стилях речи. Особенности разговорного стиля. Использование разговорного стиля в художественной литературе.

Публицистический стиль речи. Композиционные и языковые особенности. Формирование умения анализировать текст в разговорном и публицистическом стиле.

Умение строить жанры речи, как письмо, беседу, поздравление, основанные на разговорной речи.

Умение строить письменное высказывание в публицистических жанрах, как, например, сочинение на литературную или свободную тему.

Обобщение знаний о композиционных формах, языковом оформлении школьного сочинения на литературную и свободную тему; устного ответа в классе, рассказа.

Умение анализировать текст в научном, публицистическом, художественном стиле. Умение изложить одно и то же содержание речи в различных стилях и жанрах, деловое и художественное описание портрета человека или литературного героя, рассказать о случившемся событии в деловом или публицистическом стиле. Научный и официально-деловой стиль.


Повторение пройденного материала. Тестирование (3 часа).


^ 11 КЛАСС – 34 часа


Введение (1 ч.). Современный русский литературный язык, диалекты, профессионализмы, жаргон. О чистоте речи. Изменения в русском литературном языке в конце 20 века. Роль заимствований в развитии языка.

Культура речи и речевого поведения.


^ Повторение. Обобщение. Углубление изученного


Повторение синтаксиса и пунктуации сложного предложения. Синонимика в сложных предложениях (12 ч.). Общие сведения о сложном союзном и бессоюзном предложении, способах связи, пунктуации. Моделирование сложных предложений. Сложносочиненное предложение: структура, значение, пунктуация.

Сложноподчиненное предложение: союзы и союзные слова, структура, значение, знаки препинания.

Синонимика простых предложений с причастными и деепричастными оборотами и сложных с придаточными определительными, условия, причины и.т.д. Условия их взаимозамены при создании текста. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Синтаксис и пунктуация в бессоюзном предложении. Многокомпонентные сложные предложения. Прямая и косвенная речь.

Умение передать одно и то же содержание высказывания разными синтаксическими конструкциями.

Повторение пунктуации союзных сложных предложений, знаков препинания в прямой и косвенной речи. Синтаксический разбор сложного предложения.


^ Речеведение (12 часов). Речевая деятельность и ее виды. Особенности устной речи. Техника речи (речевое дыхание, голос, тональные изменения голоса). Дикция, тембр речи, словесное и логическое ударение, пауза – как компоненты интонации. Качества хорошей речи. Жест и мимика в устной речи – «язык движений». Слушание.

Речевое общение как вид речевой деятельности. Публичная речь как вид общения. Риторика как мастерство устной речи. Краткие сведения о классической риторике. Человек на трибуне. О чем должен знать выступающий (контакт со слушателями, привлечение внимания, знание предмета речи, уважение к слушателям и.т.д.).


Индивидуальный речевой тип. Структура публичной речи. Композиция и план речи. Виды речи. Речь информационная, аргументирующая, воздействующая. Учебно-научные жанры речи: доклад, реферативное сообщение, слово, поздравление, беседа и.т.д.

Убеждающие жанры – дискуссия, диспут, полемика. Построение речи. Правила ведения спора.

Требования культуры речи, знание норм речи. Развертывание авторского замысла речи. Смысловые части и средства их связи.

Дискуссионная речь. Культура спора. Особенности построения языка устных высказываний – ответа у доски, выступления на собрании, поздравительной речи, научного сообщения, беседы, диспута, рассказа об интересном событии, информации о новинках технической литературы.

Умение правильно строить и произносить речь с учетом ситуации речевого общения.


^ Текст. Строение текста (6 ч.).

Основные признаки теста. Тема и основная мысль. Условия, влияющие на высказывание: цель общения, форма, наличие адресата, авторских замысел.

Виды грамматической связи – параллельная и цепная связь. Средства связи (союзы, местоимения, лексический повтор, порядок слов, вводные слова, синонимы).

Строение текста. Логическая последовательность, доказательность, выбор аргументов. План простой и сложный.

Типы композиции текста. Абзац, строение его.

Виды сокращения текста: план, тезисы, конспект – их языковые и структурные особенности.


Повторение пройденного материала. Тестирование (3 часа).


ІІІ. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:

– функции языка в обществе;

– причины происхождения и развития языка;

– место русского языка в ряду славянских языков;

– сведения о богатстве русского языка;

– особенности литературного языка и его стили;

– основные единицы языка (звук, морфема, слово, предложение): их роль и значение.


По фонетике и графике: что изучает фонетика, группа звуков, чередование звуков, знаки письма, соотношение звуков и букв, алфавит;

по лексике: что изучает лексика, лексическое значение слова, группы слов по значению, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова, устаревшие и новые слова, заимствованные слова;

по словообразованию: что изучает словообразование, деление слова на основу и окончание, а основы на части (морфемы), значение частей слова (морфем), определять способы образования частей речи;

по морфологии: что изучает морфология, определение частей речи, их смысловые, морфологические особенности, постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и формы их словоизменения; деления частей речи на знаменательные, служебные и междометия;

по синтаксису: что изучает синтаксис: отличие словосочетания от предложения, отличие простого предложения от сложного, особенности главных и второстепенных членов предложения, особенности однородных и обособленных членов предложения, отличие прямой речи от диалога, особенности неполных предложения, различие сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложения любого типа, сложное синтаксическое целое;

по стилистике: стили речи и их основные особенности, признаки текста и средства связи его частей;

по орфографии и пунктуации: орфограммы и неорфограммы в словах, орфографические правила, пунктуационные правила, обнаруживать орфографические и пунктуационные ошибки (в своей и чужой работе).


Учащиеся должны уметь:


По фонетике и графике: различать в слове ударные и безударные гласные; звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, делить слово на слог, фонетически разбирать слова, находить в орфоэпических словарях справки о произношении и ударении в словах, правильно произносить гласные и согласные в соответствии с нормами литературного языка, производить фонетический разбор слов;

по лексике: толковать лексическое значение слова, в котором оно употреблено в предложении, подбирать к слову антонимы и синонимы, находить в тексте многозначные слова, омонимы, паронимы, находить в тексте диалектные, профессиональные и устаревшие слова, пользоваться словарем иностранных слов и толковыми словарями, употреблять слова в свойственном им значении;

по словообразованию: разбор слова по составу, определять с помощью чего и от чего образовано слово, определять способ образования слов, производить словообразовательный разбор;

по морфологии: распознавать части речи, определять их постоянные и непостоянные признаки, производить морфологический разбор, правильно образовывать формы слов;

по синтаксису: выделять словосочетания из предложений, отличать простые предложения от сложных, находить в предложении главные и второстепенные члены предложения, отличать простые предложения от сложных, различать виды сложных предложений, производить синтаксический разбор любого предложения, определять сложное синтаксическое целое;

по пунктуации: правила постановки знаков препинания;

по стилистике: определять стили различных текстов, их тему и основную мысль, создавать связные высказывания, соблюдать нормы литературного языка; написать сочинение, соблюдая выбранный стиль, совершенствовать написанное.


^ ІV.ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ


С учетом возрастных особенностей старшеклассников, усилением мотивации познавательной деятельности предполагается увеличение доли самостоятельной учебной работы, использование активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, экскурсий, экспедиций, где особое место принадлежит практической деятельности учащихся. Обучение языку носит ярко выраженную коммуникативную направленность, что требует от учащихся сформированности способов познания, мышления, практической деятельности.

Личностно-ориентированный подход требует актуализации индивидуальных траекторий и маршрутов обучения, в связи с чем овладение русским языком основывается на кропотливой работе учителя с каждым учащимся.

Использование активных методов обучения подразумевает реализацию современного арсенала инновационных технологий, основанных на достижениях мировой и отечественной практики, например, технологии модульного обучения, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, метод проектов и др. Современные информационные технологии (аудиовизуальные и компьютерные) позволяют в образовательном процессе использовать дополнительные источники информации, как энциклопедия «Кругосвет», http://www.gramota.ru, а также сайты www.history.kz, www.site.kz, посвященные вопросам истории, культуре, искусству казахов в разделе «Наследие древних цивилизаций», мультимедийные обучающие программы, компьютерные игры, программы по русскому языку, обеспечивающие развитие информационной компетентности в работе над усвоением модуля «Культура речевого поведения», а также в проведении мониторинга знаний и навыков по другим разделам программы.

Современные информационные технологии обучения активно используются учителями русского языка и литературы, так как этого требует сама суть языка, являющегося средством общения в обществе и познания действительности. Среди существующих технологий наиболее популярны и эффективны следующие ниже перечисленные.

Среди технологий интерактивного обучения эффективна технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая направлена на формирование информационной компетентности и самоменеджмента учащихся. В частности, при изучении раздела «Коммуникативные качества устной и письменной речи» в процессе совершенствования речи учащихся актуализируются интерактивные методы и приемы обучения, как «Круглый стол», дебаты, «Авторский стул», «Дневник двойной записи», написание различных эссе, рецензий, рефератов. Указанные технологии критического мышления в чтении и письме в перспективе обеспечивают достижение планируемых результатов.

Метод проектов позволит раскрыть творческий потенциал учащихся, научить самостоятельной работе, сформировать компетентность разрешения проблем. Лучше всего его использовать при изучении раздела «Нормы современного русского литературного языка», когда учащийся самостоятельно собирает материал, анализирует, выносит на обсуждение проблемные вопросы в ходе речевого общения.

Технология модульного обучения может быть адаптирована для формирования компетентности разрешения проблем и самоменеджмента, так как она научает самостоятельно планировать работу и индивидуализировать обучение. В процессе усвоения тем «Орфографические нормы русского языка», «Пунктуационные нормы» учащиеся создают необходимые модули на самые трудные правила написания слов и знаков препинания. Для развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей предусматривается проведение по культуре речи ролевых игр, интерактивных групповых игр как мини-конференции, составление портфолио, выступлений по экологическим темам.

Технологии интегративного обучения, основанные на концепции уменьшения предметности, укрупнения ожидаемых результатов, также эффективны при обучении русскому языку.

Интересными и перспективными для достижения целей и задач обучения языку являются игровые технологии, к которым относятся деловые игры, имитационные игры, школа-театр, которые готовят школьников к общественной деятельности и развивают коммуникативную компетентность.

Эффективность реализации образовательной программы зависит от материально-технического обеспечения учебного процесса. Обязательным условием является наличие учебной литературы в достаточном количестве, существование альтернативных учебников и УМК разнообразит поле деятельности как учителя, так и ученика.

Фонд школьной библиотеки должен быть укомплектован в достаточном количестве всеми видами справочной литературы: толковые словари, аспектные словари, словари-справочники и т.д., а также художественной литературой и изданиями периодической печати.

Наличие специализированных школьных кабинетов, оборудованных аудио-, видео-, медиатекой, различного рода техническими средствами обучения является велением времени. Кроме того, наличие Интернет-связи позволяет расширить и углубить познавательные возможности учащихся.

Одним из современных видов технического оснащения школьных кабинетов является Интерактивная доска, которая обладает колоссальными возможностями для эффективного обучения языкам, и в частности, русскому.





Похожие:

Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 iconПрограмма для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 iconПрограмма для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ Астана 2010
Авторы программы: Нурахметов Н. Н., Дуйсебек А. Т., Бекишев К. Б., Темирбулатова А. Е., Жумадилова Р. Н
Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 iconПрограмма для 5-9 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 iconПрограмма для 5-9 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 iconПрограмма для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 iconПрограмма для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010 iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
«Познание мира» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан 2010 года....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы