Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления icon

Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления

НазваниеБиология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Дата конвертации12.10.2012
Размер217.67 Kb.
ТипПрограмма

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина




Учебная программа


БИОЛОГИЯ




для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления


Астана 2009




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с государственными общеобязательными стандартами среднего общего образования республики Казахстан и решает задачи обучения биологии в средней общеобразовательной школе.

Содержание состоит из следующих разделов, которые изучаются последовательно:

  1. Биология клетки

  2. Обмен веществ и энергии

  3. Размножение и развитие организмов

  4. Основы генетики

  5. Изменчивость

  6. Генетические основы селекции

  7. Взгляды на происхождение жизни

  8. Возрождение идеи и развитие учения об эволюции органического мира

  9. Основы экологии

  10. Биосфера. Охрана биосферы.

Учебная программа является ориентиром для составления учебников и учебно-методических пособий для учителей и учащихся. Учебная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебников могут предложить собственный подход в формировании системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым учебная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе учебники должны соблюдать строгую преемственность с компонентом Государственного стандарта основного общего образования. Учебная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. В учебной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базой, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

^ 1. Объект учебного предмета – расширение научных знаний о клеточном, тканевом, организменном, популяционном, видовом, биогеоценотическом, биосферном уровнях органического мира, его многообразии, взаимосвязи с окружающей средой, значении в сохранении устойчивости биосферы; основных биологических теориях (клеточная, эволюционная, хромосомная) и концепций (в области экологии, антропосоциогенез, возникновение жизни на Земле).

^ 2. Предмет учебного предмета характеризует развитие понятий о живой природе, уровневой организации биологических систем, общих биологических закономерностях; на углубление мировоззренческих аспектов биологического образования, связанных с познанием современных теоретических обобщений (теорий, гипотез, законов).

^ 3. Общие цели учебного предмета – формирование учащимися теоретических и прикладных вопросов общей биологии; углубление знаний, полученных из курса «Основы общей биологии» основной ступени и ориентирование на качественное усвоение достаточно сложного материала по общей биологии; объяснение процессов, законов, зкономерностей, и применение их на практике, продолжение получение естественно-научных знаний, повышение мотивации для самостоятельного поиска информации.

^ 4. Задачи учебного предмета :

– приобретение знаний об основных биологических теориях, принципах и гипотезах и их роли в формировании естественнонаучной картины мира; о причинах эволюции живой природы; о современных методах и исследованиях в биологической науке; строении и многообразии биологических систем.

– овладение умениями и навыками анализа биологических гипотез; оценки взаимосвязи биологических социально-этических и экологических проблем; планирования и проведения влияния деятельности человека на изменение равновесия в биосфере; самостоятельного поиска биологической информации в различных источниках.

– развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся посредством изучения проблем современной биологической науки, проведения биологических экспериментов, моделирования объектов и процессов, а также наблюдения и практических, лабораторных работ, экскурсий.

– воспитание убежденности в необходимости сохранения биоразнообразия живой природы, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований, активной пропаганды здорового образа жизни.

– продолжение развития ключевых компетенций современного биологического образования, что является ориентацией на формирование у учащихся информационной и коммуникативной культуры.

^ 5. Дидактические основания, регулирующие отбор содержания учебного предмета.

Важная задача биологического образования в старших классах заключается в педагогической поддержке учащихся при их самоопределении и выборе будущей профессии. Из этого вытекает необходимость ориентации на профессии, прямо или косвенно связанные с биологией.

Выбор структуры и содержания учебного предмета «Биология» общего среднего уровня образования составлен на основе следующих дидактических принципов:

– школьная биология не представляет собой механически приспособленную к учебным целям проекцию науки на школу. Ее содержание и структура должны рассматриваться как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);

единство содержательной и процессуальной сторон обучения в школьной биологии подразумевает не только передачу учащимся определенной системы научных знаний и умений, но и приобретение навыков самостоятельного их добывания упомянутых знаний и умений с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.

Предмет биологии на старшей ступени общего образования на базовом и профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Содержание предмета состоит из отличительных особенностей биологических систем, уровневой организации живой природы, ее эволюции и охраны. В связи с этим большое внимание уделяется роли живых организмов в эволюционном процессе, экосистеме; в соответствии с ожидаемыми учебными результатами рассматриваются следующие аспекты:

– соответствие учебным задачам;

– соответствие возрастным особенностям учащихся;

На старшей ступени школы в 10-11 классах учащиеся при изучении учебного предмета «Биологии» знакомятся с основными биологическими законами и закономерностями, процессами жизнедеятельности клетки и в целом организма, развитием организма и эволюцией органического мира. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет концентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. В учебной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий. Содержание учебного предмета «Биология» выстраивается в соответствии содержательных линий образовательной области «Естествознание», как естественнонаучные системы в их взаимодействии; естественнонаучные методы исследования явлений природы; естественнонаучное мировоззрение человека.

^ 6. Учебная нагрузка по предмету :

В соответствии с базисным учебным планом ГОС ОСО РК количество часов в неделю по биологии на профильном уровне составляет:

в 10-11 классах 2 часа в неделю, в учебном году 68 часа, из них:

в 10 классе – 1 час в неделю, 34 часов в учебном году;

в 11 классе – 1 час в неделю, 34 часов в учебном году.

соответствует недельной и годовой нагрузке в соответствии с базисным учебным планом, представленным в Государственном общеобязательном стандарте общего среднего образования.

^ 7. Вариативная часть содержания учебного предмета направлена на реализацию организацией образования дополнительных учебных программ, разаботанных с учетом возможностей общеобразовательных школ, желаний самих учащихся и их родителей, учителя составляют программы вариативных курсов.

Например, «Медицинская генетика», «Основы экологии», «Экологические аспекты Казахстана», «Биотехнология», «Молекулярная биология» “Цитология с основами естественных наук”, “Нейробиология”, “Молекулярная биология бактерий и вирусов”, “Молекулярная биология эукариот” и т.д.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Общественно-гуманитарное направление


X класс

(всего 34 часа, 1 час в неделю)

^

Введение (1 час)


Основные свойства и особенности живых организмов. Уровни организации жизни. Методы биологии. Значение биологии.


Биология клетки (9 часов)

Клеточная теория и ее значение. Создание и развитие клеточный теории (А.Левенгук, Т.Шванн, М.Шлейден, Р.Вирхов). Клетка как структурно-функциональная основа жизни. Типы клетки (прокариот, эукариот). Методы изучения клетки. Прокариоты и вирусы. Строение прокариотов (на примере бактерии), их значение в природе и жизни человека. Строение вирусов и их значение в жизни человека (на примере бактериофагов). Химический состав клетки. Неорганические вещества (вода, минеральные соли). Важнейшие биополимеры клетки. Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка. Аминокислоты. РНК. ДНК. Ферменты: строение, значение. Углеводы. Липиды. Витамины. Гормоны. Их роль в жизнедеятельности клетки.

Строение клетки. Мембрана: строение, основные функции. Цитоплазма и цитоскелет. Основные органоиды клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, центриоли, хлоропласты, вакуоль, сферосомы), их строение и функции.

Демонстрация


Модели: растительных и животных клеток, ДНК; глюкоза, сахар.

Лабораторная работа

1. Ознакомление строением клеток прокариотов и эукариотов.

2. Методы исследования клетки.


^ Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа ее жизнедеятельности. Пластический и энергетический обмен: сущность и механизмы. Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Строения и функция ядра клетки. Хромосомы. Генетическая инженерия. Жизненный цикл клетки.

Демонстрация


Модели-аппликации «Синтез белка»


^ Размножение и развитие организмов (4 часа)

Деление клеток - основа размножения и индивидуального развития организмов. Митоз. Мейоз. Удвоение молекул ДНК. Гаметогенез – развитие половых клеток.

Формы размножения организмов: бесполое и половые. Половые клетки. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Особенности оплодотворения цветкового растение (двойное оплодотворение). Клонирование млекопитающих. Развитие зародыша. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Демонстрация


Микропрепаратов митоза (на корешках лука), хромосом, микропрепарата яйцеклетки; Моделей–аппликаций, иллюстрирующих деление клетки, размножения и развитие хордовых, способов размножения растений уголка живой природы.

Лабораторная работа

1. Методы приготовления цитологических микропрепаратов, выявление деления клетки путем митоза и сфотографировать рисунок.

^ Основы генетики (9 часов)

Генетика ее место в системе естествознания. Основные этапы развития генетики. Научные исследования в области генетики. Греческие философы (Демокрит, Гиппократ, Аристотель). Эволюционное ученье (Ч.Дарвин). Становление и развитие генетики: Г,Мендель, Т.Бовери, У.Сэттон, Т.Морган, В.Иогансен, Гуго де Фриз, К.Коренс, Э.Чермак, Н.Вавилов и др. Развитие науки генетики и селекции в Казахстане. Выведение новых сортов растений, пород животных (Ф.М.Мухамедгалиев, Г.З.Бияшев, Б.Дарканбаев, М.А.Айткожин, Н.Я.Удольская, М.Х.Шигаева и др.). Методы исследование генетики. Связь генетики другими науками и ее практическое значение. Генетические термины и символы. Законы наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. Гибридологический метод. Единообразие первого поколения. Правила доминирования. Расщепление признаков у гибридов второго поколения. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Второй закон Менделя. Независимое наследование. Решетка Пеннета. Цитологические основы расщепление признаков. Наследование признаков при взаимодействие генов. Полимерное влияние генов. Сцепление и кроссинговер. Генетические карты. Генетика пола. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом.


^ Закономерности изменчивости (5 часов)

Виды изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости: генетическая изменчивость, комбинативная и мутационная. Геномные мутации. Популяция и генетическое строение. Закон Харди-Вайнберга. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический методы. Метод моделирования.

Человеческие расы. Европеоидная, монголоидная и негроидная расы. Евгеника. Реакционная сущность расизма. Генетические основы здоровья. Профилактика некоторых наследственных болезней человека. Медико-генетическая консультация.

Демонстрация


Гербарных материалов по результатам скрещивания растений на учебно-опытном участке, результатов скрещивания растений и животных. Результатов опытов, проведенных в уголке живой природы или на учебно-опытном участке, иллюстрирующие влияние условий среды на изменчивость растений и животных, гербарных материалов мутантных форм.

Лабораторная работа

5. Выявить наследственные признаки семян пшеницы. Изучение изменчивости, построение вариационных ряда и кривой на основе изменений признаков у растений и животных; рассматривание мутантной и нормальной форм дрозофилы.


^ Генетические основы селекции (3 часа)

Наука селекции. Задачи современной селекции. Н.И.Вавилов о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции: сознательный отбор, скрещивание, мутационная селекция. Гетерозис. Отдаленное скрещивание. Полиплоидия.

Селекция растений, животных и микроорганизмов. Достижения Казахстанской селекции высокопродуктивных сортов растений и пород домашних животных. Биотехнология, их основные направления. Генетическая инженерия. Клеточная инженерия.

Демонстрация


Гербарных листов, коллекций, муляжей, влажных препаратов сортов культурных растений.

Экскурсия на селекционную станцию, сельскохозяйственную выставку, племенную ферму.


XI класс

(всего 34 часа, 1 час в неделю)


Введение

Происхождение и начальные этапы развития жизни на земле (4 часа)

Определение жизни, признаки живого. Уровни организации жизни. Основные свойства живых организмов. Первоначальные взгляды на возникновение жизни (Луи Пастер, А.И.Опарин и др.). Современные взгляды на происхождение жизни. Условия окружающей среды в начальные периоды появления земли. Гипотеза А.И.Опарина: теория коацервата.

Демонстрация
^

Портретов Дж. Холдейна, Л.Пастера и др. Схемы опытов Л.Пастера, С.Миллера; таблицу «Образование коацерватов»



Основы эволюционного учения (8 часов )

История развития эволюционных идей. Труды древних мыслителей (Аристотель, Флес и др.). Эволюционные взгляды К.Линнея.

Эволюционное учение Ж.Б.Ламарка. Критика взглядов Ламарка о факторах эволюции. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Труды и биография Ч.Дарвина. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Виды отбора. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Изменчивость. Наследственность. Естественный отбор. Борьба за существования. Роль факторов эволюции в образовании новых видов. Теоретическое и практическое значение эволюционного учения Ч.Дарвина.

История развития Земли. Летопись земли. Развитие жизни в архейскую эру, протерозойскую эру. Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эру. Понятие о микроэволюции. Покровительственная окраска и ее виды. Вид – основной этап эволюции. Критерии вида. Понятие о макроэволюции. Основные пути и направления эволюции органического мира.

Антропогенез – учение о происхождении и эволюции человека (4 часа)

Начальные представления о происхождении человека. Движущие силы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Древние и первые современные люди. Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма.

Демонстрация

Портретов К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. Карту кругосветного путешествия Ч.Дарвина. Геохронологическую карту, таблиц, иллюстрирующих флоры и фауны в отдельных эрах и периодах развития органического мира на Земле. Схему «Антропогенез».

^ Основы экологии (5 часов)

Актуальные проблемы современной экологии. Новые направления в исследование экологии. Опыт и направления формирования экологического образования. Обзор природных сообществ и агроценозов. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Экологические бедствия и их последствия. Современные экологическое состояние окружающей среды. Система мониторинга контроля качества окружающей среды.

^ Экологическая ситуация в Казахстане (5 часов)

Современное состояние экологических проблем в Казахстана. Экология воздушного бассейна. Экологическое состояние водных ресурсов. Экология почвы. Экология растений. Экология животных.

Демонстрация

Коллекций, гербариев, результаты опытов, наблюдений по выяснению влияния различных экологических факторов на развитие организма; таблиц, схем, коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи, пищевые связи и цепи питания; моделей экологических систем (аквариумы, диорамы).

Экскурсии в различные природнызличные природный темы: «Биогеоценозы», «Сезонные явления в природе» и др.


^ Продуктивность экосистемы и биогеография (2 часа)

Обмен веществ и энергии в экосистемах. Биогеографические зоны в биосфере и их продуктивность.


^ Основы учения о биосфере и человек (5 часов)

Биосфера и свойства биомассы планеты Земля. Биосфера и ее границы. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биомасса поверхности суши и океана. Структура биосферы. Функции живого вещества в биосфере. Возникновение и развитие биосферы. Биосфера и научно-технический прогресс. Возникновение и развитие ноосферы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

Демонстрация

Моделей – аппликации на тему: «Биосфера и человек»

Заключительный урок (1 час)

^ III. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся 10 класса должны знать:

  • биологическая наука, объекты и методы исследования;

  • значение биологических знаний, умений и навыков в грамотной ориентации в мире живых организмов, в сельскохозяйственном производстве, промышленности, медицине и в охране природы;

- основные ее положения клеточной теории, функции ядра, цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, рибосом, хромосом;

- типы клеток: прокариоты и эукариоты;

- химический состав клетки: неорганические вещества и полимеры; их роль в клетке; значение липоидов, АТФ, биополимеров;

- сущность энергетического и пластического обмена, фотосинтеза, биосинтеза белков;

- размножение и развитие: деление клетки, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, постоянство количества хромосом;

- бесполое и половое размножение, половые клетки;

- оплодотворение, развитие зародыша;

- значение митоза, мейоза и оплодотворения в осуществлении преемственности между поколениями;

- закономерности индивидуального развития и их использование в хозяйстве; научные основы микробиологической промышленности;

- истоки генетики: научные, социально-экономические, философские;

- законы наследственности: первый закон и второй закон Менделя;

- типы скрещивания: моногибридное и дигибридное;

- значение гибридологического анализа, генетическую терминологию (доминантные и рецессивные признаки, гомо- и гетерозигота, аллельные гены, генотип и фенотип); символику и законы наследования;

- значение генетики для селекции, развития теории эволюции, медицины и здравоохранения;

- норму реакции, определения модификационной и мутационной изменчивости и их причины, значение для эволюции и селекции; необходимость защиты природной среды от загрязнения мутагенами; вредное влияние употребления алкоголя и курения на наследственность человека;

- особенности методов селекции растений, животных и микроорганизмов, успехи Казахстанских селекционеров.

^ Учащиеся должны уметь:

- работать микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;

- выявлять основные компоненты клетки;

- сравнивать растительную и животную клетки, клетки прокариот и эукариот, митоз и мейоз, типы скрещивания, исходные формы с потомством; методы селекции растений и животных, мутации и модификации, сорта растений, породы животных;

- применять знания о размножении. онтогенеза, закономерностях наследования, селекции для обоснования мероприятий по охране природы; приемов выращивания и выведения сортов растений и пород животных;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты научно-популярных статей, краткие рефераты работ.

^ Учащиеся 11 класса должны знать:

- предмет, объект, цель, задачи курса;

- значение общего биологического образования;

- сущность жизни; связь понятии сущности и идеи возникновения жизни;

многообразие как ранних, так и современных точек зрения, идеи и гипотез концепции о происхождения жизни; сводимость их к двум взаимоисключающим гипотезам-концепциям: биогенезу и абиогенезу;

- причины, допускавшие идеи (биогенез) «о возможности самозарождения жизни» и витализму в опытах Ф.Реди, Л.Пастера;

- гипотеза А.И.Опарина-теория коацервата. Идеи и опыты А.И.Миллера, Дж. Холдейна, Дж.Бернала и др. (абиогенез);

- идеи античных мыслителей (Аристотель - «Лестницы существ», Анаксимен, Фалес, Гераклит; стихийных материалисты Древнего Востока-всеобщность движения, естественного возникновения живого, причинности развития и др.), их значение для развития эволюционных воззрений;

- метафизические представления о природе К.Линнея;

- эволюционное учение Ж.Б.Ламарка и оценка его учении. Критика, данное им объяснение причинам эволюции и возникновении приспособленности живых организмов;

- учение Ч.Дарвина об эволюции органического мира;

- исходные положения (постулаты) учения Ч.Дарвина: наследственность, изменчивость, геометрическая прогрессия размножения и ограниченность места и ресурсов для жизни;

-механизм и силы разрешения противоречий между интенсивности размножения и ограниченности места и ресурсов для жизни: Борьба за существование (механизм) и естественный отбор; искусственный отбор-способность человека создавать по своему замыслу новые сорта растений и породы животных;

- научно-позновательное и практическое значение учения Ч.Дарвина;

- основные этапы (эры и периоды) развития органического мира на Земле, море первичная среда. Архейская эра: бактерии, водоросли; протерозойская эра: одноклеточные жгутиковые;

- палеозойская эра: выход растений на сушу: кистепе5рые рыбы: земноводные, динозавры;

- главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация;

- изменения в растительном и животном мире в мезозое и их развитие в кайнозое. Формирование современной флоры и фауны;

-развитие представлений о происхождении человека; предпосылки антропогенеза; движущие силы антропогенеза: биологические факторы, труд и общественный образ жизни –как важнейший социально-общественный фактор эволюции человека;

- направления эволюции человека: первые люди(древнейшие люди, древние люди, современные люди –Homo habilis, Homo erectus, Homo supienes);

- человек биологическое и социальное существо;

- современные проблемы человекознания;

- человеческие расы. Реакционная сущность расизма;

- экология, сущность многообразных экологических концепций, перспективы развития, роль, значение экологических знаний в общей культуре;

  • развитие экологических идеи, концепций: экология-«экономика природы (Э.Геккель), аут-, синэкология, экосистемы; законы, закономерности, открытые Н.Ф.Реймарсом;

  • правило экономической пирамиды;

  • регуляции количеств популяций;

  • смена экосистем;

  • агроценозы, пути повышения продуктивности агроценозов;

  • экологические катастрофы и их виды: чрезвычайные природные положения (землятресение, сель, селевые потоки), техногенные катастрофы;

  • экологии ресурсов воздушного, водных бассейнов. Почв, растений, животных в Казахстане; антропогенные причины возникновения неблагоприятных экологических положений в них; охрана природных ландшафтов;

- биосфера-часть геологических оболочек земли, заселенной живыми организмами;

- состав биосферы, функции живого вещества;

- роль живых организмов в создании осадочных пород, почвы,

- влияние деятельности человека на биосферу: климатические изменения, состояние почв, проблемы энергетики, примеры о состояниях Казахстанского состояния воздушно-водных бассейнов. Покров Земли и др.;

- мероприятия, проводимые в нашей стране по охране, восстановлению ландшафтных и экосистемных комплексов Заповедники, заказники, национальные парки и др.;

- учение В.И.Вернадского о перерастании биосферы в Ноосферу;

- основы экологизации научно-практической деятельности человека, воспитание почтительного, уважительного отношения к жизни, без подчинения ее технике, к неживой природе вообще.

^ Учащиеся должны уметь:

- наблюдать и выявлять гомологичные и аналогические органы, ископаемые остатки; зародыши позвоночных на разных этапах развития;

- использовать знания о направлениях эволюции для выявления ароморфозов и идиоадаптации;

- использовать теорию эволюции для объяснения развития органического мира, основывания необходимости охраны природы;

- пользоваться схемой соотношения путей эволюции; геохронологической таблицей;

-рассматривать и сравнивать модели ископаемых остатков человека и материальной культуры;

- выявлять происхождения человека от животных; особенности человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением, развитием сознания, речи и др.;

- составлять характеристику этапов эволюции человека; использовать учение о движущих силах антропогенеза для объяснения происхождения человека; критики расизма;

- работать с текстом, рисунками, чтобы раскрывать содержание понятий движущих сил эволюции человека, единства происхождения человеческих рас, давать критику буржуазных теории;

- составлять обобщенную характеристику этапов эволюции человека;

- наблюдать сезонные изменения в природе; устанавливать их причины;

- выявлять приспособленность видов к совместному обитанию в экосистемах; признаки воздействия человека на биогеоценозы и предсказывать ее последствия; анализировать видовой состав биогеоценозов и агроценозов;

- устанавливать связи между видами и с факторами неживой природы, причины численности популяций и смены биогеоценозов;

- сравнивать биогеоценозы, агроценозы, использовать экологические знания для определения путей охраны экосистем, повышения продуктивности агроценозов;

- по учебнику составлять цепи питания; использовать рисунки для объяснения зависимости биологических ритмов от сезонных изменений, правила экологической пирамиды, взаимосвязей в биогеоценозах;

- анализировать функции живого вещества;

- обосновывать необходимость развития биосферы по пути Ноосферы;

- работать с текстом, схемами, рисунками.


^ V. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ


Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного биологического образования. В соответствии с ним уточнены учебно-воспитательные цели обучения биологии на каждой ступени школы, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.

В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления.

Как видно, учебные материалы в содержательном плане принадлежат трем фундаментальным теориям и двум пограничным концепциям (клеточная, хромосомная, эволюционная теории; о концепции о происхождении жизни и экологии). Каждая из теорий и концепций представлена в теоретическом и прикладном аспектах. Теоретические аспекты, с одной стороны, более углубленно обобщают эмпирические знания, усвоенные учащимися в 6-9 классах; С другой стороны, системно, глубже ознакомят их с узловыми закономерностями живых организмов, общими для жизни. Внутренний синтез этих теорий дает целостную картину живой природы со всеми ее компонентами, т.е. единый образ биологической реальности.

При аналитическом рассмотрении четко проявляется каждый компонент этой единой науки (от биосферы с характерными для нее функциями до клетки).

Так что с содержанием, его структуры и последовательности изучения программы общей биологии, в целом можно ознакомиться по этой модели.

Редукционно-интегративный подход с учетом принципов детерминизма (т.е. принципов причинности, системности и др.) в разработке такого содержания, дает возможность уложиться в объем учебной нагрузки (34 ч. в учебном году), которая утверждена в учебном плане. Прикладные аспекты учебного материала, в основном составляют содержания лабораторных занятий, экскурсии, работ на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Способствуют формированию умений, навыков, наблюдать, характеризовать, применять знания в жизни, работать с текстом, рисунками, схемами, пользоваться оборудованием, приготовить микропрепаратов и т.д.


Авторы программы

Жумагулова К.А.

к.п.н., доцент ҚазНПУ имени Абая

Сатимбеков Р.

Избасарова Р.Ш


Нарымбет Ж.А.

Доцент, КазГОСЖенПУ


к.п.н., доцент ҚазНПУ имени Абая


учитель биологии №2 школы им.С.Сейфулина








Похожие:

Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления iconРешение нестандартных задач (10, 11 классы, 68 часов, курс по выбору) программа «решение нестандартных задач» (для классов общественно-гуманитарного направления)
Автор – Кирпичева Елена Валерьевна, учитель математики гу «Средняя школа №6 отдела образования акимата города Костаная»
Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления iconHttp://koob ru
Королевского Гуманитарного Общества Королевского Госпиталя и Дома неизлечимо больных, активно участвовал в ряде про­грамм гуманитарного...
Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления iconIdries Shah special illumination the Sufi use of Humour
Королевского Гуманитарного Общества Королевского Госпиталя и Дома неизлечимо больных, активно участвовал в ряде программ гуманитарного...
Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления iconРассмотрено согласовано
Н. М. Киреева «Задачи по биологии с комментариями и решениями», Д. К. Беляева «Поурочные планы 10 класс Биология», В. И. Сивоглазов...
Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления iconРассмотрено согласовано
Н. М. Киреева «Задачи по биологии с комментариями и решениями», Д. К. Беляева «Поурочные планы 10 класс Биология», В. И. Сивоглазов...
Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления iconПлан мероприятий по подготовке учащихся к сдаче ент по предмету биология 2010 -2011 учебный год
Определение прогнозируемого среднего балла ент по предмет биология, с учетом потенциала учащихся 11 классов
Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления iconПлан работы шмо учителей гуманитарного направления на 2011/2012 учебный год
Цели: Совершенствование деятельности мо по обеспечению эффективности процесса обучения русскому языку и литературе
Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления iconЦель соуправления в школе: включение учащихся, воспитанников в социально значимую и общественно полезную деятельность. Основные направления работы для реализации поставленной цели
В классе – это классный руководитель и воспитатель, на школьном уровне – организатор внеклассной работы, соцпедагог, зам директора...
Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления iconНаправления дополнительного образования и внеурочной деятельности Дополнительное образование осуществляет свою деятельность по 6 направленностям
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения...
Биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления iconПрограмма для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ Астана 2010
Авторы программы: Нурахметов Н. Н., Дуйсебек А. Т., Бекишев К. Б., Темирбулатова А. Е., Жумадилова Р. Н
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы