Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина icon

Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина

НазваниеНациональная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Дата конвертации12.10.2012
Размер346.44 Kb.
ТипРеферат


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина





ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПИСЬМО


ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ НАУК

В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД


Астана 2010


Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им.Ы. Алтынсарина (протокол № 5 от 26 мая 2010 года).


Подготовлено в НИИ дошкольного и среднего образования НАО им.Ы.Алтынсарина под руководством С.Д.Мукановой, А.Т.Дуйсебека, К.Л.Кабдоловой, Ш.Ш.Карбаевой, Г.Д.Аульбековой.


Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан на 2010-2011 учебный год. – Астана, 2010. – 96 стр.


Сборник включает материалы по организации образовательного процесса в 1-11 классах в средних общеобразовательных учебных заведениях РК, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования.

Сборник адресован руководителям и учителям-предметникам, работникам системы среднего образования.


Содержание


Введение


4

1. Особенности обучения предметам уровня начального образования

1.1 Образовательная область «Язык и литература»

1.2. Образовательная область «Математика»

1.3 Образовательная область «Естествознание»

1.4 Образовательная область «Человек и общество»

1.5 Образовательная область «Искусство»

1.6 Образовательная область «Технология»

1.7 Образовательная область «Физкультура»




7

13

15

16

17

19

19

^ 2. Особенности обучения предметам уровня основного среднего образования

2.1 Образовательная область «Язык и литература»

2.2. Образовательная область «Математика и информатика»

2.3 Образовательная область «Естествознание»

2.4 Образовательная область «Человек и общество»

2.5 Образовательная область «Искусство»

2.6 Образовательная область «Технология»

2.7 Образовательная область «Физкультура»




22

34

37

47

51

53

54

^ 3. Особенности обучения предметам уровня общего среднего образования

3.1 Образовательная область «Язык и литература»

3.2. Образовательная область «Математика и информатика»

3.3 Образовательная область «Естествознание»

3.4 Образовательная область «Человек и общество»

3.5 Образовательная область «Искусство»

3.6 Образовательная область «Технология»

3.7 Образовательная область «Физкультура и начальная военная подготовка»




55

67

70

80

87

88

89



^ 4. Особенности обучения в малокомплектной школе


94

5. Особенности обучения в школах г.Байконур


96



ВВЕДЕНИЕ


В 2010-2011 учебном году обучение в общеобразовательных школах Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного приказом МОН РК от 9 июля 2010 года, № 367 (ГОСО РК 2.3.4.01–2010). В соответствии с пунктом 19 «Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий» от 5 июня 2008 года, № 325. Перечень учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий (далее – Перечень), разрешенный к использованию в организациях образования, предусматривает возможность выбора их организациями образования.

При этом для организаций среднего образования в Перечень включается не более пяти учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий по одной учебной дисциплине.

В 2010-2011 учебном году в учебно-воспитательном процессе рекомендуется пользоваться учебной литературой, указанных в Перечнях, утвержденными приказами Министра образования и науки Республики Казахстан в 2010 году, также в 2007-2009 годы. Перечень учебных изданий определен приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Перечня учебников и учебно-методических комплексов по английскому языку, разрешенных к использованию в организациях образования» от 26 января 2010 года, № 20, приказом Министра образования и науки РК «Об утверждении Перечня учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования в 2010–2011 учебном году» от 5 апреля 2010 года, № 152 и дополнениями к приказу МОН РК № 152 (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного образования. В соответствии с ними уточнены учебно-воспитательные цели обучения предметам начального, основного среднего, общего среднего образования, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.

Формирование конкурентоспособной личности учащегося требует объединения усилий всего педагогического коллектива. На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть созданы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Веления времени диктуют обновление арсенала технологий обучения. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от инициативности, творческого подхода педагогических кадров. Поиск новых форм и методов обучения при условии направленности на личность учащегося завершается прочным освоением знаний предметной области, так как они становятся значимыми для него. Педагогу необходимо приложить немало усилий для овладения современными педагогическими технологиями.

Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образования, является введение профильного обучения на уровне общего среднего образования. Нормативные рамки этого процесса отражены в Государственном общеобязательного стандарте начального, основного среднего, общего среднего образования РК (ГОСО РК 2.3.4.01–2010).

В 2010–2011 учебном году в соответствии с общеевропейскими уровнями владения иностранным языком и на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего и общего среднего уровня образования (ГОСО РК 2.3.4.01–2010) была введена уровневая модель владения языками (приказ МОН РК № 367 от 09.07.2010). Одна из важных отличительных особенностей новой системы уровневой модели образования, концептуально базируемой на уровневом подходе, состоит в ее направленности на конечный результат обучения, т.е. на определенно заданный уровень обученности.

Профильное обучение рассматривается как система дифференциации обучаемых на уровне общего среднего образования. В связи с этим старшие классы будут обучаться по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому. Выбор одного или обоих направлений осуществляется школой с учетом потребностей учащихся и запросов родителей. Внутри направления формируются профили (к примеру, физико-технический, экономико-математический, химико-биологический, географо-экологический, художественный, лингвистический, историко-правоведческий и т.д.).

Уровень общего среднего образования должен способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, успешной социализации, обеспечить преемственность между средним и профессиональным образованием. Необходимо создание условий для осознанного выбора будущей сферы деятельности. Это  представляется возможным осуществить в рамках реализации учебных курсов вариативного компонента учебного плана уровня общего среднего образования школы. Учебные курсы реализуются за счет школьного и ученического компонентов учебного плана и носят авторский характер.

В настоящее время широко распространилась практика реализации учебных курсов вариативного компонента строго по утвержденным областными (городскими) ИПК программам, что является ущемлением прав школ по выбору направления. В связи с этим утвержденные областными (городскими) ИПК учебные программы рекомендуется адаптировать с учетом особенностей конкретной школы.

Единое национальное тестирование по курсам вариативного компонента не проводится. Курсы вариативного компонента не подлежат оцениванию.

Согласно ГОСО РК 2.3.4.01–2010 на учебные курсы вариативного компонента учебного плана как в общественно-гуманитарном, так и естественно-математическом направлении отводится:

  • прикладным курсам – 3 часа;

  • курсам по выбору – 3 часа.

Важной частью профильного обучения на уровне общего среднего образования является предпрофильная подготовка, организуемая в 8-9 классах основного среднего образования. Результатом предпрофильной подготовки должен стать осознанный выбор обучающегося профиля обучения на уровне общего среднего образования или выбор профессии, которой он может овладеть, обучаясь в организации технического и профессионального образования.

Задачи, стоящие перед школьным образованием в 1–11 классах, реализуются через:

1. Типовые учебные планы начального, основного среднего и общего среднего образования (Приказ МОН РК от 09.07. 2010 г., № 367).

2. Типовые образовательные учебные программы начального образования (Приложение 2 к Приказу МОН РК от 09.07. 2010 г., № 367).

3. Типовые образовательные учебные программы основного среднего образования (Приложение 3 к Приказу МОН РК от 09.07. 2010 г., № 367).

4. Типовые учебные программы общего среднего образования. Общественно-гуманитарный и естественно-математический направления обучения (Приложения 4, 5 к Приказу МОН РК от 09.07. 2010 г., № 367).


^ 1.3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»


Познание мира

В 2010–2011 учебном году изучение предмета «Познание мира» осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК (ГОСО РК 2.3.4.01–2010), утвержденного приказом МОН РК за № 367 от 09.07.2010 г., перечня учебных изданий, определенного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года «Об утверждении Перечня учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования в 2010–2011 учебном году» и дополнениями к приказу МОН РК № 152, (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Предмет «Познание мира» способствует расширению у учащихся знаний об окружающем мире, формированию навыков наблюдения за предметами и явлениями окружающей среды. Особенностью курса «Познание мира» является то, что в процессе его изучения учащиеся познают человека во взаимосвязи с окружающим миром. Структуру предмета составляют взаимосвязанные блоки «Человек», «Природа» и «Общество». Содержание каждого блока изучается непрерывно с первого по четвертый классы и по мере перехода от класса к классу последовательно усложняется. В процессе изучения предмета учащиеся получают информацию из различных отраслей научных знаний, а также знакомятся с методами познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, анализ, сравнение, синтез и др.).

Цель изучения предмета: расширение знаний учащихся об окружающем мире, о многообразии и целостности мира, о взаимосвязи и взаимообусловленности предметов и явлений природы; формирование навыков наблюдений за предметами и явлениями окружающей среды и навыков проведения опытов; развитие самостоятельной, познавательной и творческой деятельности учащихся.

Главные задачи предмета «Познание мира»:

  • формирование научных понятий о мире;

  • определение понятий: предметы, тела, явления, их свойства и взаимосвязи;

  • формирование творческих навыков и развитие познавательного интереса;

  • воспитание бережного отношения к окружающему миру, формирование экологической культуры учащихся, формирование чувства ответственности за сохранение и преумножение богатств природы;

  • развитие умений самостоятельно добывать и применять знания об окружающем мире.

Разносторонность и насыщенность содержания предмета, достаточный теоретический уровень учебного материала, его обусловленность психолого-возрастными особенностями школьников определяют его пропедевтический характер, что позволяет на последующих ступенях школы перейти к изучению курсов географии, биологии, химии, физики, истории и обществознания.

Приемы включения школьников в практическую деятельность помогают организовать взаимодействие с объектами окружающего мира, преобразовать и модифицировать их. Практическая предметная деятельность обуславливает развитие практических действий во взаимосвязи с мышлением, что способствует развитию школьников.


^ 2.3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»


Естествознание

В 2010-2011 учебном году изучение предмета «Естествознание» осуществляется на основе ГОСО РК 2.3.4.01–2010, утвержденного приказом МОН РК № 367 от 09.07.2010 г., перечня учебных изданий, определенного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года, и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Естественнонаучное образование призвано дать возможность человеку как части природы осознать не только мир природы, но и свое место в этом мире и направлено на формирование мировоззренческих, культурологических и практико-ориентированных характеристик личности.

В содержание учебного материала интегрированного учебного предмета «Естествознание» включены темы, объединяющие современные базовые естественнонаучные представления из области физики, астрономии, географии, биологии, химии и которые необходимо осмыслить в рамках единой естественнонаучной картины мира.

Целью обучения учебному предмету «Естествознание» является формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира, знакомство с методами, используемыми естественными науками при исследовании природы.

Задачи учебного предмета:

  • освоение основных понятий естествознания для понимания единой научной картины мира;

  • умение применять естественнонаучные методы познания окружающего мира (наблюдения, измерения, проведение опытов, составление плана исследования, интерпретация результатов, выводы) и опыт действий для осуществления экологически грамотной, безопасной для здоровья деятельности;

  • умение пользоваться различными источниками для получения естественнонаучной информации.

Программа по учебному предмету «Естествознание» для уровня основного среднего образования определяет образовательный минимум содержания образования, а также основные требования к обеспечению учебного процесса.

Содержание естественнонаучного образования в 5 классе структурировано в соответствии с принципами:

  • соответствия целям и задачам обучения;

  • соответствия возрастным особенностям учащихся;

  • преемственности содержания учебного предмета с содержанием курса «Познание мира»;

  • реализации практической направленности пропедевтического образования, обеспечивающего развитие личности;

  • отражения региональных особенностей природы Казахстана в содержании образования.

Содержание предмета «Естествознание» на пропедевтическом уровне раскрывает методы научного познания природы; дает представление о Вселенной и Солнечной системе, о Земле как небесном теле с общими представлениями о её движении, форме, поверхности, магнитных свойствах, далее атмосфере, гидросфере, литосфере и человеке на планете Земля, формирует знания о телах и веществах, их свойствах, о физических и химических явлениях; об особенностях строения и жизнедеятельности живых организмов.


География

В 2010–2011 учебном году изучение предмета «География» осуществляется на основе ГОСО РК 2.3.4.01–2010, утвержденного приказом МОН РК № 367 от 09.07.2010 г., перечня учебных изданий, определенного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года, и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Содержание учебного предмета «География» выстраивается в соответствии с развитием трех содержательных линий:  естественнонаучные системы в их взаимодействии; естественнонаучные методы исследования явлений природы; естественнонаучное мировоззрение человека.

В системе школьного образования предмет «География» играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения и в развитии их общей культуры, формировании творческой личности, осознании ответственности перед природой и обществом за сохранение жизни на Земле.

Основной целью обучения географии является осознанное усвоение фундаментальных теоретических знаний и обобщенных приемов самостоятельной работы как основы их применения в учебных и жизненных ситуациях.

В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «География»:

  • формировать географическое мышление школьников;

  • передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире:

  • создать условия для формирования и развития картографической грамотности;

  • способствовать в получении из разных источников и оценивание информации, характеризующей природу, хозяйство и демографическую ситуацию в Казахстане и в мире целом;

  • способствовать развитию патриотических чувств и бережному отношению к природе своей местности;

  • формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах.

Важная задача географического образования в старших классах заключается в педагогической поддержке учащихся при их самоопределении и выборе будущей профессии.

При отборе содержания учебного предмета «География» учтены возрастные особенности учащихся 6–9 классов и предусмотрены личностно-ориентированный и компетентностный подходы к процессу обучения.

Выбор структуры и содержания учебного предмета «География» основного среднего уровня образования осуществлен на основе принципов преемственности в изучении учебного материала и межпредметной связи. Знания о природе и хозяйстве мира формируются в контакте и с другими общеобразовательными предметами, например: историей, математикой. Особенно эти связи будут полезны при выполнении картографических работ, полевых исследованиях, практических работ, составлении различных диаграмм и таблиц, описании историко-географических объектов и событии, слежением за природными и экономическими явлениями. Поэтому, применение принципа междисциплинарных связей будет способствовать в получении заявленных результатов при обучении данного предмета.

Исходя из содержательных линий учебного предмета представлена следующая структура:

1. Развитие географических знаний о Земле.

2. Особенности природы Земли.

3. Население земли и освоение природы человеком.

4. Земля – наш общий дом.

В структуре учебного материала «Развитие географических знаний о Земле» у учащихся формируются представления о роли и назначении предмета географии в науке, о целях и задачах предмета, об историческом этапе географического исследования, о современном исследовании и их результатах, о картографических и комлексных физико-экономико-географических понятиях, необходимых для применения их в различных жизненных ситуациях.

В структуре учебного материала «Особенностях природы Земли» учащиеся изучают поверхность Земли, атмосферу и климат Земли, Мировой океан как часть гидросферы, природные комплексы и природные зоны для выявления взаимосвязи и взаимообусловленности объектов природы.

В структуре учебного материала «Население земли и освоение природы человеком» учащиеся получают знания о численности населения Земли и его распространении, о расах и их отличительных чертах, о политической карте современного мира и месте Казахстана на политической карте, об освоении человеком Земли, о видах хозяйства, о природных ресурсах.

В структуре учебного материала «Земля – наш общий дом» учащиеся знакомятся с понятиями о взаимоотношениях человека с природой, с экологическими проблемами, возникающие под влиянием антропогенных факторов, также у них формируются умения анализировать причины возникающих проблем.

В 6 классе осуществляется логический переход от курса «Естествознание» к курсам предмета географии и служит основой для них.

Учебная программа по географии для 6-9 классов предоставляет возможности для реализации различных подходов к преподаванию предмета «География» при сохранении обязательного объема содержания предмета.

В изучении географии большая роль отводится различным средствам наглядности – учебным рисункам, схемам, графикам и особенно географическим картам.

Особое место в учебной программе занимают геоэкологический подход обучения, позволяющий убедить школьников в необходимости проведения единой всемирной экологической политики по спасению биосферы, решению проблемы устойчивого развития человечества.

С развитием общества и хозяйства Казахстана в содержание школьного географического образования введены следующие понятия и термины. краеведение, топонимика, природно-исторические, культурные наследия, туристко-рекреационные ресурсы, индустрия туризма, инновационная политика, геополитические условия, кластер, стратегия и т.д.

Начальный курс школьной географии с первоначальных представлений и понятий физической географии трансформируется в курс, объединяющий знания учащихся о взаимоотношении человека с природой, формирующий географическую культуру учащихся.

Реализация образовательной программы по географии осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета и обеспечивается наличием приборов и принадлежностей общего назначения, географических карт, атласов, печатных пособий, диапозитивов и диа-, кино- и видеофильмов, кино- и видеофрагментов и других технических средств обучения.

Библиотечный фонд школы должен содержать необходимую учебно-методическую литературу по учебному предмету «География» соответственно установленным нормативам и составу учебно-методического комплекса. Библиотечный фонд и информационная база должны быть доступными учащимся для пользования.


^ 2.4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»


История

В 2010–2011 учебном году изучение предмета «История» осуществляется на основе ГОСО РК 2.3.4.01–2010, перечня учебных изданий, определенного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года, и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

История как учебная дисциплина составляет стержень всех гуманитарных и обществоведческих курсов уровня основного среднего образования. Формируя национальное самосознание и нравственно-этические нормы, история служит мировозренической основой изучения учебных дисциплин.

Данная дисциплина отражает весь опыт человечества. Благодаря изучению истории учащийся получает возможность определить свое место в обществе, выделить важные общественные проблемы и найти пути их правильного решения. Историческое образование и воспитание способствуют развитию основ, навыков, умений и компетентности учащихся, необходимых для понимания ими своих гражданских прав и обязанностей, формирования навыков критического мышления исторического самосознания.

Взамодействие истории с другими учебными дисциплинами предусматривает применение общих для учебных дисциплин единых логических методов познания (анализ и синтез). Кроме того, взаимосвязь истории с дисциплинами гуманитарного цикла реализуется на основе общих для них методов и приемов обучения, таких, как работа с картой, с текстом, выявление общих и особенных элементов событий и явлений.

Современный этап обучения харектеризуется коренными изменениями в подходе к преподованию истории в школе. Основными из них являются:

  • приоритет изучения отечественной истории;

  • воспитание национального самосознания;

  • личностная ориентация исторического образования, отказ от догматизированной парагдигмы;

  • ориентация школьного исторического образования на результативность, на формирование модели образования, требующей смены роли ученика от пассивного получателя знаннй к активному субьекту образовательного процесса;

  • выработка единых подходов к преподованию истории в школе, заключающихся в сочетании формационного и цивилизационного подходов к изучению истории.

Формационный подход отражает преемственность внутреннюю обусловленность этапов исторического развития, позволяет проникнуть в логику социально- экономических процессов. Цивилизационный подход показывает взаймодействие и взаимовлияние культур разных народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. При всех подхода сходятся в представлении о том, что история – это процесс развития конкретных обществ, а не механическое сочетание фактов:

  • усиление образовательной познавательной и воспитательной роли исторических дисциплин в системе непрерывного образования;

  • повышение уровня гуманитарной подготовки учащихся в контексте интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство.

Целью исторического образования является формирование исторического сознания учащихся как основы миропознания, чувства уважения и почитания исторических знаний, осознание учащимися логики исторического процесса, идеи культурно- идеологического плюрализма, нелинейности истории.

Основными задачами школьного исторического образования являются:

  • создание условий для приобретения учащимися системных знаний, раскрывающих исторический путь развития человечества с древнейших времен, его социальный, духовный и нравственный опыт;

  • формирование у учащихся представления о многомерности изучения истории, альтернативности развития исторического процесса;

  • воспитание ценностно-ориентированной личности, освоившей лучшие традиции гуманизма и уважения прав человека;

  • формирование у учащихся навыков творческого применения исторического знания, умения работать с историческими источниками, осмысливать исторические события и явления на основе сравнительного анализа;

  • формирование гражданской позиции молодого поколения.

Историческое образование имеет приоритетное значение в демократизации современного казахстанского общества, так как историческая наука тесно связана с реалиями сегодняшнего дня.

В 5 классе пареллельные пропедевтические курсы должны служить формированию элементарных представлений по истории Казахстана, всемирной истории. В этих курсах изучаются новые понятия и термины, основы измерения исторического времени, отдельные исторические явления и события, история Казахстана и зарубежных стран.

По пропедевтическим курсам не требуется системное изложение материала в целом, однако должна соблюдаться хронологическая и логическая последовательность.

В соответствии с содержанием и стурктурой школьного исторического образования изучение систематического курса истории начинается с 6-го класса.

Содержание курсов по истории в 6–9 классах определяется в соответствии с обьемом учебного времени, новой периодизацией отечественной и всемирной истории. На данной ступени изучение исторических дичциплин должно сформировать у учащихся:

  • основы исторического мышления;

  • знание основных понятий, категорий и законов исторического процесса и представлений по теории исторического познания;

  • гражданскую позицию, ценностные ориентации и убеждения учащихся.

Курсы истории в 6–9 классах должны охватывать все периоды отечественной и всемирной истории, т.е. с древности по новое время. На уровне основного среднего образования должно соблюдаться требование относительно унифицированного содержания привлекаемого исторического материала, определения хронологических рамок каждого курса по годам обучения.


Человек. Общество. Право

В 2010–2011 учебном году изучение предмета «Основы правоведения» осуществляется на основе ГОСО РК 2.3.4.01–2010, перечня учебных изданий, определенного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года, и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Содержание предмета «Основы правоведения» представлено курсами как общекультурного, так и общегосударственного значения. На уровне основного среднего образования (в 9 классе) предмет представлен интегрированным курсом «Человек. Общество. Право». Курс рассчитан на 68 часов. Содержание учебного процесса базируются на культуротворческой модели, позволяющей создать социокультурное образовательное пространство, ориентированное на создание разнообразных сред становления личности учащегося уровня основного среднего образования.


Учебный предмет «География» в общем среднем образовании определяется, прежде всего, мировозренческим характером содержания предмета, формирующим у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей.

В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «География»:

  • показать на конкретных примерах многообразие современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическою картину;

  • выявить особенности и динамику главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических процессов, происходящих в географическом пространстве Казахстана и мира;

  • выработать понимание взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, географических подходов к проблеме устойчивого развития в масштабах Казахстана и мира;

  • показать сущность и динамику глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни Казахстана и мира, а также закономерностей размещения населения и хозяйства в связи с природными социальными и пространственными факторами, проблемами адаптации человека к географическим условиям проживания;

  • раскрыть закономерности территориальной организации производительных сил в странах и регионах с различными социально-экономическими системами;

  • дать полное представление о главных политических и экономических взаимоотношениях в современном мире, включая политические группировки, экономические союзы, социально-экономические контрасты и влияние региональных конфликтов на мировую политику и экономику;

  • создать условия для глубокого и всестороннего познания географии Казахстана, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, экономические районы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • познакомить с развитием географических знаний о Земле на современном этапе;

  • научить самостоятельно работать с различными источниками географической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию, использовать ее для постановки географических вопросов и заданий и ответов на них;

  • развить умение пользоваться одним из «языков» международного общения – географической картой (атласом) для поиска, интерпретации и презентации географической информации;

  • научить пользоваться современными информационными технологиями, развивать компьютерную грамотность, привить начальные навыки географического моделирования и прогнозирования;

  • сформировать умение ориентироваться, вести наблюдения и исследования на местности, касающиеся природных, природно-техногенных и социально-экономических явлений и процессов;

  • учить применять приобретенные географические знания в производственной и повседневной бытовой деятельности, включая правила поведения в окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценивание природной, хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.

Выбор структуры и содержания учебного предмета «География» уровня общего среднего образования составлен на основе следующих дидактических принципов:

  • школьная география не представляет собой механически приспособленную к учебным целям проекцию науки на школу. Ее содержание и структура должны рассматриваться как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);

  • содержание и структура предмета должны основываться на дидактическом принципе личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса, рассматривающего учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления научных и прикладных знаний и умений;

  • единство содержательной и процессуальной сторон обучения в школьной географии подразумевает не только передачу учащимся определенной системы научных знаний и умений, но и приобретение навыков самостоятельного их добывания упомянутых знаний и умений с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.

Соответственно этим дидактическим принципам учебная программа по географии в 10-11 классх классах определяется такими функциями, как:

  • познавательно-развивающая функция, которая способствует саморазвитию личности, расширению и углублению научных знаний, объективно отражающих основные закономерности и процессы географической среды и общества.

  • познавательно-обучающая функция, предусматривающая формирование навыков исследований географических процессов и явлений с помощью наблюдений, систематизации, анализа, обобщения географической информации, а также освоение начальных подходов к их прогнозированию.

  • воспитательная функция, предполагающая взаимозависимость образования и воспитания и как результат – формирование личностных качеств учащегося и его отношения к окружающему миру.

  • социально-адаптационная функция, призванная способствовать самоопределению и конкурентоспособности личности в современном и быстро меняющемся мире, ее умению принимать самостоятельные решения.

 Основу формирования географического мышления составляет знакомство учащихся с территориальным (включая краеведческий), комплексным, историческим, типологическим, проблемным и конструктивным подходами. Она исходит также их того, что углубление фундаментально-прикладных основ предмета ни в коем случае не должно снижать уровень его эмоционального восприятия.

В содержании учебного материала для общественно-гуманитарного направления включены знания и умения, наиболее значимые к повышению географической грамотности, географической культуре подрастающего поколения. На естественно-математическом направлении кроме знаний и умений, значимых для формирования общей культуры, большое внимание уделяется знаниям и умениям, с углубленным содержанием необходимым для продолжения образования и подготовки к приобретению профессии.

«География», как учебный предмет, способствует усилению тесной взаимосвязи химических, биологических, физических и других знаний в познании законов природы, материальной жизни общества, современной картины мира.

Содержание образовательной программы направлено на рассмотрение основных категорий географической науки, систематизацию ранее полученных географических сведений основной ступени школы и ознакомление учащихся с развитием географической знаний, местом и ролью географии в современной науке.

Изучение географии в рамках общественно-гуманитарного направления направлено на формирование теории единства природы и общества, понимании роли географии в гармонизации отношений между человеком и природой.

Изучение географии в рамках естественно-математического направления предполагает организацию модульного обучения, где их содержание будет отражать ведущие на сегодняшний день направления развития географической науки и географические проблемы с учетом их общеобразовательного и прикладного значения. Основной целью обучения географии на естественно-математическом направлении является необходимость дополнить и углубить знания учащихся о природных, социальных и экономических явлениях и процессах; обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.

Реализация образовательной программы по географии осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета и обеспечивается наличием приборов и принадлежностей общего назначения, географических карт, атласов, печатных пособий, диапозитивов и диа-, кино- и видеофильмов, кино- и видеофрагментов и других технических средств обучения.

Библиотечный фонд школы должен содержать необходимую учебно-методическую литературу по учебному предмету «География» соответственно установленным нормативам и составу учебно-методического комплекса. Библиотечный фонд и информационная база должны быть доступными учащимся для пользования.


^ 3.4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»


История

В 2010-2011 учебном году обучение предметам образовательной области «Человек и общество» в 10-11 классах общеобразовательной школы Республики Казахстан осуществляется на основе ГОСО РК 2.3.4.01–2010, утвержденного приказом Министра образования и науки РК № 367 от 09.07.2010 г.

Перечень учебников и учебно-методических изданий, необходимых для методического обеспечения предметам образовательной области «Человек и общество» и разрешенных к использованию в организациях образования, определен приказами Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Изучение всемирной истории имеет познавательное значение и является важным инструментом в патриотическом воспитании школьников. Цель курса «Всемирная история» – развитие творческого подхода к современному историческому процессу, рассматриваемому в его единстве и многообразии, выработка активной нравственной позиции формирующейся личности.

«Всемирная история» подготовлена в двух вариантах. Первый вариант предназначен для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления профильной школы в объеме 68 часов. Второй – для 10 класса естественно-математического направления в объеме 34 часа. Сокращенный вариант связан с требованиями обязательного уровня знаний.

Предмет «История Казахстана» предназначен для 11 классов общественно-гуманитарного направления профильной школы в объеме 68 часов, естественно-математического направления – 34 часа.

Предложенный курс способствует формированию глубокого исторического сознания и умений анализировать узловые проблемы по важнейшим периодам отечественной истории у учащихся 10-11 классов общественно-гуманитарного направления профильной школы.

В целях совершенствования знаний учащихся по предмету «История», повышения интереса к участию в жизни общества рекомендуются ввести дополнительные курсы, факультативы из расчета 1 час в неделю, 34 часа в учебном году (для каждого класса, начиная с 5-го).


^ Основы обществознания

Современные социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашем государстве и в мире, требуют от подрастающего поколения обладания широкими знаниями в сфере общественных наук. Демократизация общественной жизни, построение основ правового государства и гражданского общества диктуют необходимость овладения школьниками всем богатством мировой общественной мысли.

В условиях глобализации и становления плюрализма как формы общественного сознания особое значение приобретает воспитание казахстанского патриотизма, формирование гражданской позиции у подростающего поколения, что обусловливает необходимость знания истории и достижений отечественной социально-политической мысли.

Основной целью преподования основ обществознания является обучение школьников основам знаний о человеке, обществе, природе, формирование навыков и умений применять полученные знания в жизни, воспитание у учащихся гражданской позиции и патриотизма и осознания национальных и общечеловеческих ценностей.

Основными задачами обучения основам обществознания являются:

  • формировать у учащегося научный взгляд на окружающий мир, чтобы на его основе он мог выбрать будущую профессию, соответствующую своим склонностям и способностям;

  • способствовать правильной ориентации в политико-правовой ситуации, складывающейся в обществе, выработке активной гражданской позиции на происходящие в нем события, выбора вида общественной деятельности;

  • прививать уважение к общечеловеческим и национальным ценностям, вырабатывать умение культурно общаться с людьми на производстве, общественных местах и семье;

  • формировать умение решать личные социальные проблемы, вопросы создания семьи, ведения правильного образа жизни, сохранения своего здоровья.

Согласно ГОСО РК 2.3.4.01 – 2010, утвержденного приказом МОН РК от 09.07.2010 г., № 367 предмет «Основы обществознания» состоит из трех основных курсов, предназначенных для изучения в 10-11 классах.

«Основы обществознания», 10 класс профильной школы общественно-гуманитарного направления. Минимальный объем нагрузки курса 34 часа. Для 11 класса профильной школы общественно-гуманитарного направления 68 часов. Курс является продолжением курсов «Человек. Общество. Право» и «Основы обществознания», которые изучаются в 9 и 10 классах и представляет собой усложненный вариант.

Минимальный объем нагрузки курса «Основы обществознания» для 11-класса профильной школы естественно-математического 68 часов. Курс представляет собой специфический вариант и является продолжением курса «Человек. Общество. Право» для 9 класса. Содержание образования подобрано по принципу преемственности образования, и вместе с курсом «Человек. Общество. Право» составляет единое целое. Разница с курсом «Основы обществознания» заключается в том, что изучение курса «Человек и общество» в 10 классе не предусмотрено, из-за иного распределения часов для образовательной области, чем в школах общественно-гуманитарного направления и связующие материалы сосредоточены в первой главе.

В курсах «Основы обществознания» для 11 класса общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений сосредоточена необходимая информация о человеке, обществе и природе, их взаимоотношениях – то, что обязан знать каждый сознательный человек.

В учебниках имеются научные сведения, которые могут помочь молодому человеку стать активным членом гражданского и правового общества, усвоить, соответственно с велением времени, национальные, общечеловеческие и демократические ценности, стать сознательным гражданином, имеющим свои четкие позиции и взгляды на происходящие вокруг события.

Выпускники профильных школ должны освоить материалы, не только на уровне научных понятий, теорий и концепций, но и научиться вникать в сущность проблемы, обяснять причины явлений, анализировать процессы, прогнозировать будущее.

Характерной особенностью блока знаний, сконцентрированного в учебниках, является то, что они сгруппированы по разделам философии. В связи с увеличением учебного времени в профильной школе общественно-гуманитарного направления философские материалы представлены шире, чем в курсе, предназначенном для изучения в профильных школах естественно-математического направления, и включают блоки знаний по социологии, экономике, политике и культуре. Ученики получат обширную информацию о цивилизациях прошлого и современности, где они представлены отдельной темой, знакомятся общими закономерностями развития обществ, демократическими ценностями. Учителю рекомендуется сосредоточить особое внимание на духовных основах цивилизации, которые являются главными движущими факторами обществ.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Курсы по выбору – курсы, выбранные учащимися с согласия родителей, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.  Курсы по выбору выполняют три основные функции: дополняет содержания профильного курса; развивает содержание одного из базовых курсов; удовлетворяет познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Число курсов по выбору, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Предлагаемый подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов, где реализуется  большая специализация образования. При этом в рамках каждого отдельного профиля возможна (прежде всего, за счет курсов по выбору) дополнительная внутрипрофильная специализация (например, правоведение в рамках общественного профиля).

Рекомендуются следующие курсы по выбору и прикладные курсы в 10-11 классах:

Основы демократии – 34 часа;

Граждановедение – 34 часа.

Человек и экономика – 34 часа;

Логика – 34 часа;

Основы философской этики – 34 часа.


^ Основы правоведения

Правоведческое образование является составной частью среднего общего образования. Оно обеспечивает усвоение учащимися основ политико-правоведческих дисциплин, развивает их мыслительные и творческие способности, способствует формированию правового мировоззрения.

Согласно ГОСО РК 2.003-2010 предмет «Основы правоведения» состоит из трех основных курсов, предназначенных для изучения в 10–11 классах.

Объектами изучения предмета «Основы правоведения» являются Конституция Республики Казахстан, правовая система Республики Казахстан, основы отраслей права, права человека, деятельность суда, прокуратуры и других правоохранительных органов, проблемы построения правового государства, правовая культура, правовые отношения между гражданином и государством.

«Основы правоведения» представлены как самостоятельный учебный предмет, входящий в структуру «Обществоведение», который представляет собой одну из базовых образовательных областей. Предметный стандарт по «Основам правоведения» в школе дает возможность обучения школьников самому необходимому из блока правоведческих знаний, тому, что нужно знать каждому гражданину. В условиях современной правовой реальности, в период построения правового государства важно не только иметь в достаточном объеме правовые знания, но и уметь применять их на практике, а также необходимо повышение правовой культуры молодежи, соблюдение требований законности и правопорядка среди молодежи.

Предлагаются курсы по выбору и прикладные курсы.

Задачи предмета «Основы правоведения»:

  • формирование в сознании учащихся научной картины мира;

  • формирование умений и навыков работы с литературой, средствами электронного обучения и массовой информации;

  • формирование понимания процессов, происходящих в современном обществе;

  • способствовать совершенствованию полученных учащимися на начальнои уровне образования знаний о теории права, о политико-правовой системе государства;

  • создать условия учащимся для изучения Конституции Республики Казахстана, понимания основных разделов права: конститутционного, гражданского, административного, семейного, трудового, уголовного.

Решение данных задач в преподовании общественных дисциплин даст возможность системе образования реолизовать свои главные цели – формирование активной, всесторонне развитой личности, воспитание патриота, способного в будущем обеспечить, процветание нашего государства.

Краткая характеристика курсов:

1. 10–11 классы профильной школы общественно-гуманитарного направления. Название курса – «Основы правоведения». Минимальный объем нагрузки курса 68 часов (34+34).

2. 10 класс профильной школы естественно-математического направления. Название курса – «Основы правоведения». Минимальный объем нагрузки курса 34 часа.

«Основы правоведения» представляет собой самостоятельный предмет и является продолжением курса «Человек. Общество. Право», который изучается в 9 классе. В нем представлена информация об основах отраслях права, которая раскрывается на уровне основных принципов отраслей права: конституционного, гражданского, административного, семейного, трудового и уголовного права, предоставляя каждому гражданину необходимый объем знаний по предмету. Отдельными темами также представлены гражданское процессуальное и уголовное процессуальное право, правовые основы организации деятельности правоохранительных органов. Материалы раскрываются на примере развития Республики Казахстан в период ее независимости.

Выпускники средней школы должны освоить материалы не только на уровне конкретных статей Конституции, законов Республики Казахстан, правильного толкования правовых понятий, но и научиться вникать в сущность проблемы, объяснять причины явлений, анализировать процессы, и, главное, уметь пользоваться ими на практике.

Построение правового общества – это главная политическая цель, которую Республика Казахстан ставит перед собой, так как будущее нации зависит от утверждения демократических приоритетов в обществе.

Изучение курса «Основы правоведения» для 10-11 классов профильной школы общественно-гуманитарного направления осуществляются в расширенном варианте, по учебникам и УМК нового поколения, выполненные авторским коллективом во главе с А. Ибраевой. Изучение курса «Основы правоведения» для 10-класса профильной школы естественно-математического направления осуществляется в сокращенном варианте, по учебнику и УМК нового поколения, выполненных авторским коллективом во главе с О. Копабаевым.

Гражданское и правовое образование и воспитание способствуют развитию основ, навыков, умений и компетентности учащихся, необходимых для понимания ими своих гражданских прав и обязанностей, формирования навыков критического мышления, гражданского самосознания. В целях совершенствования знаний учащихся по правовому и гражданскому образованию, повышения интереса к участию в жизни общества, рекомендуется ведение факультативного курса по правовому и гражданскому образованию объемом 34 часа в учебном году в 5-9 классах.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

 Курсы по выбору – курсы, выбранные учащимися с согласия родителей, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.  Курсы по выбору выполняют три основные функции: дополняет содержания профильного курса; развивает содержание одного из базовых курсов; удовлетворяет познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Число курсов по выбору, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Предлагаемый подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов, где реализуется  большая специализация образования. При этом в рамках каждого отдельного профиля возможна дополнительная внутрипрофильная специализация.






Похожие:

Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина iconНациональная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол №5 от 26 мая 2010 года)
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина iconНациональная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол №5 от 26 мая 2010 года)
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина iconНациональная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Перечень учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий (далее – Перечень), разрешенный к использованию...
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина iconЕ. В. Землянская юридическая психология допущено Департаментом по работе с персоналом мвд украины в качестве учебник
Рецензенты: д-р психол наук Медведев В. С. (Киевский институт права); д-р юрид наук, академик Академии правовых наук Украины проф....
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина iconИнклюзивное образование: опыт и перспективы развития
Токарь И. Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования гоу педагогическая академия
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина iconПеречень государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить в 2012 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная...
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина iconПравительство российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная...
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина iconРоссийская академия образования Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья
...
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина iconI. Введение в специальность практического психолога
Практическая психология образования: Учеб пособие для студ психол фак университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. —...
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина iconАкадемия педагогических и социальных наук московский психолого-социальный институт
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы