Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено icon

Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено

НазваниеПрограмма для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Дата конвертации13.10.2012
Размер297.51 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ы.АЛТЫНСАРИНА


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


РУССКИЙ ЯЗЫК


2-4 классы


Астана 2010


Министерство образования и науки Республики Казахстан


Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


РУССКИЙ ЯЗЫК


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


для 2-4 классов общеобразовательной школы


Астана 2010


Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09.07.2010 г. № 367.


Авторы программы: Павленко В.К., Мендикенова Р.Т., Никитина С.Я., Кульгульдинова Т.А., Кунакова К.У.


Учебная программа «Русский язык» для 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 25 с.




© Национальная академия образования

им.Ы.Алтынсарина, 2010


^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Язык и литература». Роль предмета обусловлена значимостью русского языка как средства межнационального общения в Республике Казахстан, как средства познания и обучения в общеобразовательной школе.

Содержание учебного предмета «Русский язык» во 2-4 классах основано на современных данных лингвистики, педагогики, психологии и методики преподавания русского языка в начальных классах общеобразовательной школы. Языковое образование учащихся обеспечивается не только изучением основных разделов русского языка – фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации, но и владением универсальными способами деятельности с языковыми единицами, их практическим использованием в речи. Наряду с лингвистическими знаниями включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема, основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), что активизирует познавательную деятельность учащихся, их речь, развивает самостоятельность мышления, личностного развития.

Процесс обучения русскому языку ориентирован на практическое использование родного (русского) языка в различных ситуациях общения, что определяет значение деятельностного подхода к овладению программным содержанием учебного предмета.

В соответствии с коммуникативным направлением в обучении русскому языку большое место в учебном процессе занимает работа по развитию связной речи, формированию орфографических умений и навыков. Языковое образование и речевое развитие в программе тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, являясь основой деятельностной методики обучения русскому языку в начальной школе.

Цели учебного предмета:

1. Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение), в различных ситуациях общения.

2. Воспитание стремления к продуктивному обучению, творческой совместной деятельности с учителем; формирование гражданских, духовно-нравственных качеств личности обучаемого.

Задачи учебного предмета:

1. Овладеть видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание).

2. Развить навыки беглого выразительного сознательного чтения, каллиграфического и грамотного письма, развитой связной речи; логического мышления: навыки анализа, сравнения, сопоставления фактов языка, умения делать самостоятельные выводы.

3. Усвоить базовые знания начального курса грамматики русского языка из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики, морфемики (состав слова, элементы словообразования).

4. Расширить представления обучаемых об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка.

5. Заложить основы самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.


Начальный курс русского языка является первым уровнем изучения этой дисциплины в общеобразовательной школе и носит теоретико-пропедевтический и практический характер. Начальное языковое образование нацелено на становление личности, социально активной, разносторонне развитой, самостоятельно мыслящей, владеющей всеми видами речевой деятельности, которые формируются в основном на связных текстах. Обучаемые должны осознать, что они изучают те единицы, которыми пользуются между собой и которые обеспечивают общение людей.

Отбор содержания учебного предмета подчинен лингводидактическим принципам:

1.Принцип научности: отбор программного материала соответствует научным данным современной лингвистики.

2. Принцип доступности: отобранный материал языковых знаний соответствует возрастным особенностям учащихся с точки зрения доступности его усвоения, а также объема программных знаний.

2. Принципы преемственности, систематичности лежат в основе распределения материала по программам 2-4 классов: в содержании каждой программы учтен известный (усвоенный) и новый для данного класса языковой материал.

3. Принцип сознательности и активности, при которой каждый языковой объект содержания программы становится основой для эвристических заданий, способов учебной деятельности по овладению знаниями в практических целях общения.

4. Принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку: все языковые знания отобраны как необходимые в практике коммуникативного общения.

5. Принцип развивающего обучения, благодаря которому на базе данного содержания обучения у учащихся формируется творческое и логическое мышление, самостоятельность, самоанализ результатов учебной деятельности.

В соответствии с принципами отбора определена структура базового содержания программы: знания и умения представлены по разделам школьного курса русского языка в соответствии с линейно-концентрическим принципом презентации учебного материала.

Учебная нагрузка по предмету – распределение часов недельной и годовой нагрузки в соответствии с типовым учебным планом, представленным в ГОСО РК, составляет:

во 2 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

в 3 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

в 4 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году.


^ II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2 КЛАСС – 136 часов


Повторение изученного в первом классе. 10 часов


Речь. Речь устная и письменная. Качества речи: ясность, точность, выразительность, правильность. Слова речевого этикета: извинение, просьба, благодарность, приветствие, прощание.

Слово. Предложение. Точка в конце предложения. Большая буква в начале предложения.


^ Звуки и буквы. Правописание. Произношение. 20 часов


Содержание знаний: Звуки и буквы. Гласные звуки, их обозначение буквами. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Согласные звуки, их обозначение буквами. Парные глухие и звонкие согласные.

Твёрдые и мягкие согласные. Слог и правила переноса. Правила переноса слов с буквами Й и Ь, с двойными согласными.

Ударение, его смыслоразличительная функция.

Алфавит.

Содержание практической деятельности: Различение звуков в речи, их правильное произношение и обозначение буквами: гласные и согласные. Правописание слов с буквами е, ё, ю, я, звукобуквенный анализ слов с этими буквами. Произношение и правописание звонких и глухих согласных на конце слова, применение способа их проверки. Обозначение мягкости согласного в слове буквами Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком (Ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь).

Нахождение в слове безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением. Применение способа проверки безударных гласных. (изменение формы слова). Правописание слов с сочетаниями ^ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ. Правописание слов с -ЧК-, -ЧН-, -ЩН-. Правописание Ь знака в конце и середине слова. Практическое применение алфавита.

Звукобуквенный разбор слов.


^ Состав слова. Развитие речи. Правописание. 12 часов


Содержание знаний: Общее понятие о составе слова. Окончание (звуковое). Корень слова. Однокоренные слова. Приставка, ее место в структуре слова. Суффикс, его место в структуре слова.

Содержание практической деятельности: Разбор слова по составу (в пределах минимума); графическое обозначение значимых частей слова.

Изменение окончаний для связи слов в предложении.

Нахождение в слове безударных гласных, произношение и проверка «слабых» гласных способом подбора однокоренных слов, написание слов с безударными гласными.

Нахождение на конце корне слова парных глухих и звонких согласных, их произношение, применение способа проверки «слабых» согласных, написание слов с парными согласными.

Произношение и правописание слов с приставками, не изменяющимися на письме (с, по, об, от, за, во, пере и др.). Сравнение правописания приставки и предлога.

Нахождение и употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк, -еньк-.


Части речи. Правописание. Развитие речи


^ Имя существительное. Правописание. Развитие речи. 30 часов


Содержание знаний: Имя существительное (общее грамматическое значение, вопросы кто? что?). Существительные одушевленные и неодушевленные, Собственные имена существительные. Род имен существительных (мужской, женский, средний род). Число имен существительных (единственное и множественное число).

Содержание практической деятельности: Различение по вопросам кто? и что? существительных одушевленных и неодушевленных, их употребление в речи. Письмо собственных имен существительных (клички животных, имена и фамилии людей, географические названия) с большой буквы. Определение рода имен существительных, употребление форм рода существительных в речи. Правописание Ь на конце слов женского рода после шипящих. Определение числа имен существительных, употребление в речи форм единственного и множественного числа имен существительных.

Правописание существительных с предлогами.


^ Имя прилагательное. Правописание. Развитие речи. 10 часов


Содержание знаний: Имя прилагательное (общее грамматическое значение, вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?)

Содержание практической деятельности: Установление связи прилагательного с существительным. Изменение прилагательного по родам, употребление прилагательных мужского, женского и среднего рода в речи. Изменение прилагательного по числам, употребление прилагательных единственного и множественного числа в речи.

Употребление в речи имен прилагательных, близких и противоположных по значению. Использование имен прилагательных при описании предмета, животного.


^ Глагол. Правописание. Развитие речи. 10 часов


Содержание знаний: Глагол (общее грамматическое значение и вопросы Что делать? Что сделать?)

Содержание практической деятельности: Изменение глагола по числам, употребление в речи глаголов единственного и множественного числа.

Употребление в речи глаголов, близких и противоположных по значению. Использование глаголов в повествовании (рассказе).


^ Предлог. Правописание. Развитие речи. 4 часа


Содержание знаний: Предлог, его раздельное написание со словами.

Содержание практической деятельности: Связь слов в предложении с помощью предлога. Написание слов с приставками, сравнение написания приставки и предлога.


^ Предложение. Знаки препинания. Развитие речи. 15 часов


Содержание знаний: Предложение и его виды по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (невосклицательные и восклицательные). Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), их графическое обозначение. Общее понятие о второстепенных членах предложения.

Содержание практической деятельности: Составление и различение предложений по цели высказывания и интонации. Написание предложений, их произношение, постановка знаков препинания в конце повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения. Прописная буква в начале предложения. Разбор предложений по членам.


^ Текст. Развитие связной речи. 10 часов


Содержание знаний: Общее понятие о тексте. Тема текста. Заголовок текста. Текст-описание: Ключевые (опорные) слова текста. Структурные части текста: начало, основная часть, концовка.

Содержание практической деятельности: Нахождение и составление текста. Определение темы текста. Нахождение ключевых (опорных) слов в тексте. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста.

Составление текста по опорным словам, по картине. Составление текста по вопросам. Составление текста-описания животного и природы. Восстановление последовательности развития действия в тексте-повествовании. Озаглавливание текста в соответствии с темой.


^ Повторение изученного во 2 классе. 6 часов

Чистописание: Закрепление гигиенических навыков письма, правильная посадка, положение тетради и др.

Работа над письмом букв, их соединений в словах. Написание строчных и прописных (заглавных) букв по группам, в порядке усложнения их начертания:

  1. и, ш, И, Ш, п, Р, Т, г;

  2. л, м, Л, М, я, Я, А;

  3. у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;

  4. е, Е, с, С, о, О, а, д, б;

  5. ь, ы, ъ;

  6. н, ю, И, Ю, к, К;

  7. В, в, з, З, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф;

  8. Ф, У, Г, Т, Р, Б, Д;

  9. написание слов, предложений.



3 КЛАСС – 136 часов


Повторение изученного во 2 классе. 10 часов


Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Правописание прописной буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

Звуки, их обозначение буквами. Звукобуквенный разбор слов. Различение безударных и ударных гласных, проверка безударных гласных. Глухие и звонкие согласные, их правописание в корне слова. Твёрдые и мягкие согласные, обозначение мягкости согласных на письме. Разделительный Ь. Сочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу,чк, -чн, -щн. Двойные согласные. Правила переноса слов.


^ Слово и его значение. Развитие речи. 10 часов


Содержание знаний: Общее понятие о лексическом значении слова. Синонимы. Антонимы.

Толковый словарь (общее понятие об его назначении).

Содержание практической деятельности: Нахождение и придумывание слов, называющих предметы, признаки, действия, их употребление в предложении. Составление тематических групп слов. Подбор синонимов и антонимов, их употребление в речи.

Использование толкового словаря для раскрытия значения слов.


^ Состав слова и словообразование. Правописание.

Развитие речи. 12 часов


Содержание знаний: Окончание и основа слова. Нулевое окончание. Роль окончания в предложении. Корень слова и однокоренные слова. Суффиксы, их значение для образования слов. Приставки, их значение для образования слов.

Содержание практической деятельности: Составление из слов предложений, изменение их окончаний. Подбор однокоренных слов. Проверка безударных гласных с помощью однокоренных слов.

Образование слов с помощью суффиксов -еньк, -оньк, -юшк, -ушк, -ик, -ек; определение значения суффиксов в слове.

Образование слов с помощью приставок, правописание слов с приставками с-, от-, о-, про-, под-, над-, за-, на-.


^ Части речи. Правописание. Развитие речи. 59 часов


Имя существительное. 30 часов


Содержание знаний: Общее грамматическое значение имен существительных, вопросы, роль в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж существительных. Падежи существительного, падежные вопросы.

Содержание практической деятельности: Распознавание рода существительных по окончанию (звуковое и нулевое окончание): женский род – окончание -а,-я, нулевое окончание; мужской род – нулевое окончание, -а,-я; средний род – окончание -о,-е. Изменение существительных по числам.

Склонение существительных по падежам. Распознавание падежей имени существительного по вопросам, значению, предлогам. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий (ночь, меч).


^ Имя прилагательное. 10 часов


Содержание знаний: Общее грамматическое значение имен прилагательных, вопросы, роль в предложении (второстепенный член предложения).

Содержание практической деятельности: Изменение имен прилагательных по числам, родам при сочетании с именем существительным. Склонение имен прилагательных женского рода единственного числа. Склонение прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Использование имен прилагательных в тексте-описании (природы, животного). Подбор и употребление в речи прилагательных-синонимов и антонимов.


^ Местоимение. 4 часа


Содержание знаний: Местоимение (общее понятие). Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа

Содержание практической деятельности: Использование личных местоимений в предложении (подлежащее).

^ Глагол. 15 часов


Содержание знаний: Общее грамматическое значение глагола, вопросы, роль в предложении (сказуемое).

Неопределенная форма глагола. Настоящее время глагола Прошедшее время глагола. Будущее время.^ Не с глаголами.

Содержание практической деятельности: >Нахождение и употребление глагола в речи. Написание глаголов в неопределенной форме. Изменение глагола по лицам и числам. Изменение глагола по родам. Изменение глагола по временам. Написание глаголов с частицей НЕ.


^ Предложение. Члены предложения. Развитие речи. 15 часов


Содержание знаний: Словосочетание и предложение (общее понятие). Главное и зависимое слово в словосочетании. Главные и второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Содержание практической деятельности: Составление и употребление в речи словосочетаний и предложений. Определение в словосочетании главного и зависимого слова. Разбор предложений по членам. Распространение предложений второстепенными членами.


^ Текст. Развитие связной письменной и устной речи. 20 часов


Содержание знаний: Предложение и текст. Тема и основная мысль текста. Типы текста: описание и повествование. Структура текста: начало, основная часть, концовка.

Содержание практической деятельности: Нахождение текста по признаку связности и целостности. Определение темы и основной мысли текста. Установление типа текста. Нахождение в тексте-описании прилагательных. Нахождение в тексте-повествовании глаголов. Деление текста на части. Составление плана текста.


^ Повторение изученного за 3 класс. 10 часов


Повторение основных тем разделов «Звуки и буквы», «Слово и его значение», «Слово и его состав», «Части речи», «Предложение».

Контрольные работы (диктанты) – 55-60 слов.


^ 4 КЛАСС – 136 часов


Повторение изученного за 3 класс. 10 часов


Язык – средство общения. Наша речь: какой ей быть?

Состав слова: окончание, основа, корень, суффикс, окончание. Словообразование слов с помощью приставки и суффикса.

Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением. Глухие и звонкие согласные в конце и середине слов перед согласными, способ их проверки.

Правописание слов с разделительным Ь и Ъ знаками.


^ Лексика. Развитие речи. 12 часов


Содержание знаний: Лексическое значение слова многозначного слова. Прямое и переносное значение слова.

Содержание практической деятельности: Определение лексического значения слова, толкование значения слова. Использование толкового словаря при работе над значением слова. Нахождение и подбор синонимов и антонимов разных частей речи, их использование в тексте.

Определение в тексте прямого и переносного значения. Составление словосочетаний и предложений со словами в переносном значении.


^ Части речи. Правописание. Развитие речи. 69 часов


Имя существительное. 20 часов


Содержание знаний: Актуализация знаний об имени существительном, изученных в 3 классе: общее значение, вопросы, грамматические признаки (род, число, падеж). Три типа склонения имен существительных. Неизменяемые имена существительные.

Содержание практической деятельности: Различение падежей в устной и письменной речи: именительный и винительный, винительный и родительный, винительный и предложный. Правописание падежных окончаний существительных 1 склонения. Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения. Правописание падежных окончаний существительных 3 склонения. Окончания -е, -и в именах существительных 1,2 и 3 склонения.

Употребление в речи неизменяемых имен существительных, существительных в прямом и переносном значении, существительных – синонимов и антонимов.

^ Имя прилагательное. 10 часов


Содержание знаний: Актуализация знаний об имени прилагательном, изученных в 3 классе: общее значение, вопросы, грамматические признаки (изменение в роде, числе, падеже).

Содержание практической деятельности:

Склонение прилагательных женского, мужского и среднего рода единственного числа. Употребление падежных форм прилагательных в речи.

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Употребление падежных форм прилагательных во множественном числе в речи.

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе. Употребление в речи прилагательных в прямом и переносном значении, прилагательных - синонимов и антонимов.


^ Местоимение. 10 часов


Содержание знаний: Актуализация знаний о местоимении, полученных в 3 классе: личные местоимения, их роль в предложении.

Содержание практической деятельности: Склонение личных местоимений, их употребление в речи. Правописание местоимений с предлогами.


^ Глагол. 25 часов


Содержание знаний: Актуализация знаний о глаголе, изученных в 3 классе: общее грамматическое значение глагола, вопросы, неопределенная форма глагола, изменение глагола по временам, числам, родам.

Виды глагола (совершенный и несовершенный вид). Настоящее и будущее время глагола.1 и 2 спряжение глагола, личные окончания глаголов.

Прошедшее время глагола.

Содержание практической деятельности: Правописание глаголов на -ТСЯ и -ТЬСЯ. Спряжение глагола в настоящем и будущем времени. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Определение спряжения глагола по окончанию 3 лица мн.ч.: -ут(-ют) и -ат(-ят). Правописание Ь после шипящего в глаголах 2 лица ед.ч. Изменение глагола в прошедшем времени по родам. Правописание глаголов с частицей НЕ.

Употребление глагола в речи. Определение многозначного значения глагола, прямого и переносного значения, Подбор и употребление в речи глаголов- синонимов и антонимов.


^ Числительное. 4 часа


Содержание знаний: Числительное, его общее грамматическое значение, вопросы Сколько? Который?

Содержание практической деятельности: Употребление в речи и правописание числительных пять-тридцать.


^ Предложение. Знаки препинания. Развитие речи. 20 часов


Содержание знаний: Предложение, виды предложений; главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных интонацией.

Содержание практической деятельности: Составление и употребление в устной и письменной речи предложений, разных по цели высказывания, интонации. Распространение предложений второстепенными членами. Нахождение главных и второстепенных членов предложений по вопросам, их графическое выделение в предложении.

Составление и нахождение предложений с однородными членами. Расстановка знаков препинания между однородными членами, связанных интонацией.


^ Текст. Развитие связной речи. 15 часов


Содержание знаний: Актуализация знаний, изученных в 3 классе: тексты описание и повествование. Основная мысль текста. Текст-рассуждение.

Содержание практической деятельности: Наблюдение и использование прилагательных в тексте-описании и глаголов в повествовании.

Сочинение – описание пейзажа. Сочинение-повествование.

Анализ образца текста-рассуждения.


^ Повторение пройденного за 4 класс. 10 часов


Повторение основных тем разделов «Лексика», «Части речи», «Текст».

Контрольные работы (диктанты) – 60-70 слов.


^ III. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ

И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ


К концу 2 класса учащиеся должны


Знать:

- части слова: окончание, корень слова, приставка, суффикс; однокоренные слова;

- части речи, их значение, вопросы, грамматические признаки (род, число), имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

- предложение и его виды по цели высказывания (повествовательные, (вопросительные, побудительные), по интонации (невосклицательные и восклицательные);

- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены (общее понятие);

- текст, тема текста.


Уметь:

- различать в слове ударный и безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением; парные согласные звуки (глухие и звонкие) на конце слова; уметь проверять «слабые» звуки (звуки в слабой позиции) в слове, находить проверочное слово;

- производить звукобуквенный (фонетический) разбор слов;

- правильно писать слова с твердыми и мягкими согласными, обозначать мягкость согласного буквами Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком (Ь); слова с разделительным мягким знаком (Ь);

- правильно переносить слова по слогам, слова с буквами Й и Ь, с двойными согласными;

- писать сочетания -чк-,-чн-, -щн-, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- производить разбор слова по составу, графически обозначать значимые части слова;

- подбирать однокоренные слова для проверки безударной гласной в корне;

- писать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк-; слова с приставками с, по, об, от, за, во, пере и др., не изменяющимися на письме.


Упражнениям по чистописанию на каждом уроке отводится по 8-10 минут. В них учащиеся должны:

- распознавать части речи по вопросу и значению; определять их признаки (род, число);

- писать Ь на конце существительных женского рода после шипящих;

- писать с большой буквы имена собственные (клички животных, имена и фамилии людей, географические названия);

- подбирать слова, близкие и противоположные по значению, использовать в устной и письменной речи;

- использовать в речи слова речевого этикета: извинение, просьба, благодарность, приветствие, прощание;

- составлять предложения, находить главные и второстепенные члены предложения;

- читать предложения с интонацией сообщения, вопроса, приказа, просьбы, соблюдать паузы при чтении предложений;

- писать предложения с прописной буквы; ставить знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный знак);

- раскрывать значение слов с помощью толкования, подбора синонимов, толкового словаря, составлять группы слов по одной теме;

- находить предлоги, правильно писать предлоги со словами, различать предлог и приставку;

- делить текст на смысловые части, составлять текст по опорным словам, по вопросам;

- восстанавливать последовательность развития действия в тексте, озаглавливать текст в соответствии с темой;

- писать словарные диктанты – 6-8 слов, обучающие и контрольные диктанты – 25-30 слов, изложения – 40-50 слов, сочинения – 4-6 предложений;

- различать числительное по значению и вопросам, правильно писать числительные от 1 до 30;

- производить элементарный синтаксический разбор предложения, графически отмечать главные и второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);

- правильно списывать и писать тексты под диктовку (75-80 слов) с изученными орфограммами;

- писать изложения (текст 70-80 слов);

- писать сочинения (по10-12 предложений описание, повествование).


К концу 3 класса учащиеся должны


Знать:

- слово и его лексическое значение;

- синонимы и антонимы;

- способы словообразования с помощью приставок и суффиксов;

- падежи, их вопросы;

- склонение существительного по падежам;

- склонение прилагательных мужского и женского рода единственного числа;

- личные местоимения;

- глагол, его неопределенная форма;

- времена глагола;

- словосочетание, главное и зависимое слово;

- второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство;

- типы текста: описание, повествование.


Уметь:

- раскрывать лексическое значение слова;

- подбирать синонимы, антонимы;

- пользоваться толковым словарём;

- составлять тематические группы слов;

- образовывать слова с помощью приставки и суффикса;

- связывать слова в предложении с помощью окончания;

- правильно писать приставки, не изменяющиеся на письме;

- подбирать однокоренные слова;

- распознавать части речи и их грамматические признаки (существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение);

- распознавать падежи по вопросам и предлогам;

- склонять имена существительные;

- изменять прилагательное по числам, родам в связи с существительным;

- склонять имена прилагательные мужского, женского и среднего рода единственного числа;

- писать падежные окончания прилагательных;

- распознавать в предложении личные местоимения, определять их роль в предложении;

- изменять глагол по временам, числам и лицам;

- писать частицу НЕ с глаголом;

- устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания; определять главное и зависимое слово;

- разбирать предложение по членам: находить главные и второстепенные члены - определения, дополнения, обстоятельства;

- отличать предложения от текста; устанавливать тип текста (описание, повествование);

- грамотно списывать и писать под диктовку текст (55-60 слов), включающий изученные орфограммы;

- восстанавливать деформированный текст; создавать текст по опорным словам, предложениям;

- писать изложение по вопросам, с грамматическим заданием, по коллективно составленному плану (60-70 слов);

- писать сочинение-описание, сочинение-повествование по сюжетной картине, личным наблюдениям (55-60 слов).


К концу 4 класса учащиеся должны


Знать:

- три типа склонения имен существительных;

- несклоняемые имена существительные;

- времена глагола;

- виды глагола;

- 1 и 2 спряжение глагола;

- числительное, его грамматические признаки;

- второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство;

- типы текста: описание, повествование, рассуждение.


Уметь:

- различать падежи: винительный и именительный, винительный и родительный, винительный и предложный;

- определять тип склонения; правильно писать безударные падежные окончания существительных;

- склонять прилагательные во множественном числе;

- склонять личные местоимения; правильно писать местоимения с предлогами;

- различать неопределенную форму и формы глагола 3 лица единственного и множественного числа, правильно писать -ТЬСЯ и -ТСЯ;

- различать по вопросам глаголы совершенного и несовершенного вида;

- изменять глаголы по временам;

- определять спряжение глаголов по 3 лицу множественного числа;

- изменять глаголы по лицам и числам;

- правильно писать личные окончания глагола 2 лица единственного числа;

- изменять глаголы прошедшего времени по родам:

- писать частицу НЕ с глаголами.


^ IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ


Особенность методической системы обучения русскому языку определяется целевой установкой программы – научить владеть языком на основе полученных знаний по фонетике, лексике, составу слова, морфологии и синтаксису, речеведческих и орфографических знаний. Поэтому программа отвечает на вопросы: что ученики должны знать о языке и что они должны уметь делать, чтобы применять полученные знания. Наряду со «знаниевым» компонентом в программе впервые представлен деятельностный компонент, что позволяет соблюсти баланс теоретических знаний и практических умений, составляющих содержание обучения во 2-4 классах.

В каждом разделе программы выделено содержание знаний и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения обучаемого использовать полученные знания в практической деятельности, в творческой деятельности, самообразовании.

Отбор языковых знаний, их распределение по классам основано на линейно-концентрическом принципе, что позволяет избежать ненужных перегрузок и реализовать систематическое повторение (актуализацию) материала из класса в класс.

Во 2 классе главным разделом программы является «Звуки и буквы», поскольку совершенствование навыков чтения и письма в данном классе непосредственно связано с овладением фонетического строя языка и русской графики. Вводится раздел «Слово и его структура», в котором представлены значимые части слова.

В программе 3 класса центральное место занимает формирование понятия «часть речи» (имя существительное, прилагательное, глагол). Программный материал ориентирован на развитие словарного запаса учащихся, осознание ими общего грамматического значения частей речи, способности слова отразить мир в его многообразии, названии и передаче мыслей, чувств человека. Каждая часть речи в программе представлена по плану:

1.Что обозначает часть речи, на какие вопросы отвечает?

2. Как изменяется? Какие имеет признаки?

3. С какой частью речи связано в предложении?

4. Каким членом предложения чаще всего является?

В программу 3 класса впервые вводится местоимение, практическая необходимость которого диктуется использованием в его тексте, употреблением местоимения при спряжении глагола, которое изучается в 4 классе.

В 3 классе продолжается изучение раздела «Слово и его структура», где повторяются значимые части слова и их роль в образовании слова (приставки, суффиксы). Если во 2 классе учащиеся знакомились с составом слова, то в 3 классе формируются умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

В программу вводится новый раздел «Слово и его значение», что позволяет расширить лексический запас учащихся, усилить внимание к правильному употреблению слов в речи в зависимости от его значения.

В программе 4 класса ведущим направлением является словоизменение: изменение по падежам имен существительных и прилагательных (склонение, типы склонения), изменение по лицам и числам глагола (спряжение глагола). Формируются навыки правописания падежных окончаний, личных окончаний глагола.

Введение в программу числительного объясняется необходимостью научить учащихся писать числа от одного до тридцати, поэтому данная часть речи усваивается лишь практически.

В разделах «Предложение. Развитие речи» предлагается сначала изучение на понятийном уровне главных членов предложения и общего понятия второстепенных членов предложения (2 класс), а затем (3 класс) вводится понятие определения, дополнения и обстоятельства. В четвертом классе в связи с введением понятия «словосочетание» расширяется представление о связи слов в предложении, формируется умение ставить вопросы к второстепенным членам предложения.

В разделе «Текст. Развитие связной речи» центральное место отводится творческой работе с текстом, его анализу и созданию собственных текстов разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Изучение данного раздела позволяет учащимся строить тексты, определять его тему и основную мысль, находить ключевые (опорные) слова текста, наблюдать за использованием частей речи в текстах разных типов речи.

В процессе усвоения программного материала следует больше уделять внимание развитию активной познавательной деятельности учащихся, ставить перед ними поисковые задачи и включать их в поисковую деятельность по нахождению решений поисковых задач.

С целью повышения эффективности усвоения программного содержания рекомендуется применение современных форм и методов обучения:

- сочетание дедуктивного и индуктивного методов при усвоении нового материала;

- групповые формы обучения;

- частично-поисковый метод обучения.

После каждого урока необходимо учить ребенка подводить итоги проделанной работы, ответить на вопросы: Что я понял? Чему научился? Какие задания были интересными? Какие оказались трудными? Какому способу проверки знаний я научился?

Формирование языкового мышления – это важная, но не единственная задача обучения русскому языку младших школьников. На материале текстов необходимо развивать эмоциональную, духовно-нравственную сферу ребенка, совмещать процесс обучения и воспитания на уроках русского языка.

Приложение 1


Орфографический минимум


^ 1. Перечень орфограмм для начальной школы

Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

Парные глухие и звонкие согласные в корне слова.

Непроизносимые согласные в корне слова.

Буквы и, у, а после шипящих.

Разделительные Ъ и Ь знаки.

Раздельное написание предлогов со словами.

Употребление Ь на конце существительных после шипящих.

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Приставки с-, от-,о-,про-,до-,над-,за-,на-.

Сочетания –чк-,-чн-, -щн-.

Суффиксы –ик-,-ек-

Буквы е и и в падежных окончаниях существительных..

Заглавная (прописная) буква в именах собственных.

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Буквы е и и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

Не с глаголами.

Мягкий знак в неопределенной форме глагола и во 2 лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени.

-тся и -ться в глаголах;

Предлоги со словами.


^ 2. Минимум словарных слов

Абажур, абрикос, автомобиль, адрес, акация, аквариум, акваланг, аккуратно, акын, аллея, Алматы, ананас, аптека, апельсин, аппарат, арбуз, арена, аромат, Астана, багаж, Байконур, баклажан, балкон, банан, барабан, барбарис, барсук, батон, батыр, берег, бегемот, берлога, берёза, беседа, беседка, библиотека, билет, бинокль, болото, борода, ботинки, бутерброд, быстро, вагон, велосипед, верблюд, весело, ветер, видеокассета, виноград, вокзал, волшебник, воробей, ворона, восток, газета, герой, город, горох, девочка, дежурный, деревня, директор, дискета, долото, дорога, жигит, жайляу, завтрак, здравствуй, иней, Казахстан, каравай, караван, карниз, картина, картофель, квартира, километр, килограмм, колени, колодец, колдунья, командир, комар, компот, компьютер, консервы, конфета, комната, корабль, коридор, корзина, корова, космос, котлета, кровать, крокодил, лагерь, лестница, лопата, лопух, лотерея, магазин, малина, масленица, машина, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, мороженое, народ, Наурыз, обед, овощи, огород, огурец, одежда, орех, орнамент, осина, павлин, пенал, перчатка, песок, пиала, пирог, платок, пластилин, победа, погода, пожалуйста, помидор, понедельник, посуда, портрет, праздник, привет, прийти, пшеница, пуговица, пятница, работа, ребята, растение, Республика, рисунок, Родина, ромашка, Россия, русский язык, рябина, салат, салют, самолет, сметана, смородина, скоро, собака, солдат, сорока, спасибо, стадион, стакан, стрекоза, столица, суббота, табурет, тарелка, театр, телефон, тетрадь, только, тополь, трамвай, тренер, троллейбус, тротуар, ужин, улица, ураган, урожай, фамилия, фермер, фламинго, фонарь, хорошо, чабан, чеснок, четверг, чувство, юрта, яблоко, ягода, язык, ярмарка, ящерица.


Приложение 2


Орфоэпический минимум (транскрипция дается для учителя)


1. Произношение глухих согласных вместо звонких на конце слова: поезд [ст], сторож[ш]; дождь (щишть);

глухих перед звонкими (сбегал[з], сгущенное [з] молоко);

чн как [шн] (коне[шн]о, сч как [шш ] с [щ]астье, счёт (щ), сж как [жж] с[жж] ать; тся как [тца ] учит[ца];

ч как [ш], коне [ш] но, [ш]то; чтобы (шт), скворечник (шн), скучно (шн);

Е как [э] мод [э] ль; шоссе (сэ), ателье (тэ), свитер (тэ), термос (тэ). Но: музей (зе),

Г как [х] ле [х]кий; как [в] сегодня (в).


2. Произношение слов с правильным выделением ударного слога в словах:

Библиотека, верба, ворота, добыча, документ, звонить (звонит, звонят), инструмент, километр, красивее, кроить, портфель, свёкла, случай, столяр, хозяева, шофёр, щавель, щекотно, айва, аккомпанемент, акын, алфавит, баловать, безвестный, беззвёздный, бисеринка, грамматика, гречиха, досыта и доп. досыта, драже, повторить, повторишь, повторит, понял, поняла, поняли, сантиметр.


Приложение 3


Минимум слов для фонетического разбора


Бочка, бьёт, вьюга, вода, день, друзья, дуб, ель, ёлка, ёж, гараж, голова, зайчонок, земля, иней, коньки, лестница, леса, метель, низкий, обувь, огород, оса, петля, река, сказка, снег, солнце, тюль, урожай, фонарь, хлеб, цепь, чайник, этаж, юг, яблоко.


Приложение 4


Минимум слов для словообразовательного разбора


Выход, голубенький, дружок, зимний, кружок, лесник, лесной, маленький, написать, настольный, отлёт., переписать, подосиновик, пригород, подводный, подорожник, строитель,





Похожие:

Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 5-9 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 5-9 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1 класса общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом. Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
«Познание мира» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан 2010 года....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы