Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено icon

Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено

НазваниеПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Дата конвертации13.10.2012
Размер285.7 Kb.
ТипПрограмма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ы.АЛТЫНСАРИНА


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ПОЗНАНИЕ МИРА


1-4 классы


Астана

2010


Министерство образования и науки Республики Казахстан


Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


ПОЗНАНИЕ МИРА


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


для 1-4 классов общеобразовательной школы


Астана 2010


Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики

Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.


Авторы программы: Карбаева Ш.Ш., Аймагамбетова К.А.,

Жунусова К.Ж., Бирмагамбетов А.Б., Мамирова К.Н.


^

Учебная программа «Познание мира» для 1-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 21 стр.







© Национальная академия образования

им.Ы.Алтынсарина, 2010


^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная программа «Познание мира» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан 2010 года. «Познание мира» – интегрированный учебный предмет, формирующий у обучающихся систему знаний о человеке, природе и обществе, их взаимосвязях и взаимозависимостях.

Познание окружающего мира предусматривает последовательное овладение учащимися методов и спосо­бов познавательной деятельности, направленной на изуче­ние различных объектов и явлений окружающего мира. Основным предметом ее изучения является процесс обучения учащихся начального уровня образования познанию окружающего мира, их воспитанию и развитию в ходе обучения.

Общие цели учебного предмета «Познание мира» – формирование у обучающихся системы знаний о природном и социальном окружении человека, представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях природы и общества, как общечеловеческих ценностях.

Задачи учебного предмета:

– сформировать у обучающихся элементарные понятия об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;

– дать первоначальные представления о системе ценностей, социально приемлемых нормах поведения и нормах безопасного поведения в социальной среде, об экологической культуре;

– подготовить обучающихся уровня начального образования к последующему образованию в области окружающей среды в рамках естествоведческих и обществоведческих дисциплин и сформировать у них стремление познавать окружающий мир самостоятельно.

Отбор содержания образования основан на деятельностном, здоровьесберегающем и личностно-ориентированном подходе. При отборе содержания учебного предмета «Познание мира» учтены возрастные особенности учащихся 1-4 классов и предусмотрен личностно-ориентированный подход к процессу обучения.

Выбор структуры и содержания учебного предмета «Познание мира» начального уровня образования составлен на основе принципов интеграции, преемственности и целостности. При распределении учебного материала по годам обучения следует использовать концентрическое построение содержания образования. Исходя из структуры учебного предмета «Познание мира» представлены следующие содержательные линии:

1. Человек.

2. Природа.

3. Общество.

Согласно содержательной линии «Человек» учащиеся овладевают элементарными знаниями о физиологическом развитии человека, здоровье и безопасности, о необходимых условиях для жизнедеятельности человека, о здоровом образе жизни. Здесь человек рассматривается в рамках био­логических представлений и в социальном аспекте.

По содержательной линии «Природа» учащиеся знакомятся с элементарными биологическими (о признаках животных и растений, разновидностях растений и животных, их приспособлении к различной среде обитания, их взаимосвязи, значении для жизни человека) и географическими (о методах ориентирования на местности, плане и карте, форме поверхности земли, о полезных ископаемых, круговороте воды в природе, погоде и климате, космическом теле Земли) понятиями.

Содержательная линия «Общество» дает учащимся первичные представления о развитии человека и общества, культурно-историческом наследии народов Казахстана, учащиеся овладевают элементарными знаниями и умениями о взаимоотношениях и взаимодействиях человека с окружающей его действительностью.

В соответствии с типовым учебным планом учебного предмета «Познание мира» количество часов составляет:

в 1 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

во 2 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 3 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 4 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

Вариативная часть содержания учебного предмета направлена на разработку и реализацию дополнительных учебных программ, в пределах государственного общеобязательного стандарта начального образования. Вариативная часть содержания образования обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся и разрабатывается с учетом пожелания детей и запросов их родителей. Рекомендуются следующие дополнительные учебные программы: «Познай самого себя», «Природа и люди», «Зеленый дом», «Мир и человек», «В гостях у природы», «Зеленая аптека», «Родная страна», «Природные богатства родной земли» и др.


^ II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


1 класс – 68 часов


Введение (4 часа). Элементарные представления об окружающем мире. Первичные наблюдения за различным состоянием окружающего мира. Рассказ об увиденном и прочитанном. Познание мира – учебный предмет об окружающем мире. Значе­ние учебного предмета и методы его изучения.


Человек (6 часов). Я – человек. Строение человеческого тела. Что нужно для физиологического роста человека (здоровое питание, витамины, здоровый сон). Режим дня.

Демонстрации. Различие вещей по форме, цвету, раз­меру, качеству (большой – маленький, мягкий – твердый, особенности материалов из ткани, дерева, железа и т.д.). Про­слушивание записей различных звуков, определение их принадлежности (речь человека, пение птиц, шум листвы, стрекотание насекомых, лай собаки, плеск воды и т.д.).


Природа (36 часов)


Живая и неживая природа. Изменения в при­роде (4 часа). Первоначальные представления о понятиях «воздух», «вода», «почва», «солнце». Воздух и его значение. Вода и ее значение. Почва и ее значение. Значение Солнца для жизни на Земле.

Времена года. Погода: ясные, об­лачные дни. Виды осадков.

Растения (16 часов). Первоначальное понятие о растениях. Комнатные растения и их рост. Части растений и их значение. Деревья, кустарники, травы.

Условия роста растений. Влияние се­зонных изменений в природе на жизнь растений. Значение растений в природе и в жизни человека. Охрана растений.


Животные (12 часов). Общие представления об основ­ных группах животных: млекопитающие (звери), птицы, до­машние животные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые. Животные и их повадки. Домашние и дикие животные. Животные живого уголка. Уход за животными.


Труд человека (4 часа). Сезонные виды работ людей. Осень: заготовка топлива, убор­ка зерновых культур и овощей, сбор плодов и ягод, посадка деревьев, утепление помещений для домашних животных, заготовка сена и других кормов. Зима: отопление домов, уход за домашними животными, подкармливание диких птиц, зве­рей. Весна: уборка и очистка садов, огородов, рыхление по­чвы, посев, выращивание рассады, выгон скота на пастби­ще. Охрана окружающего мира.

^ Практические работы. Определение частей растения. Краткое описание повадок домашних и диких животных.

Экскурсии. Наблюдения за влиянием сезонных измене­ний в природе на жизнь растений.

^ Общественно-полезный труд. Уход за комнатными ра­стениями, животными в уголке живой природы.


Общество (22 часа)


Семья (4 часа). Состав семьи. Взаимная забота членов семьи друг о друге. Роль в семье отца и матери. Сущность понятий «я», «мы», «мой», «наш».

Разделение обязанностей среди членов семьи. Правила поведения дома и в гостях. Этикет. Культура общения с соседями, сверстниками. Правила обращения с бытовой техникой, приборами (электрическими, газовыми, электронными). Эко­номия электроэнергии, воды.


Школа (4 часа). Я – школьник. Обязан­ности ученика. Домашний адрес ученика. Режим дня школь­ника. Мой класс. Классный коллектив. Моя школа. Школьный коллектив.

Правила поведения в школе. Школа и ее окрестность. Адрес школы.


Родной город (область/район) (6 часов). Название города (области/района), глав­ная улица, площадь. Дорога. Пешеходная дорога, шоссе. Пе­рекресток, светофор. Правила перехода дороги, необходимость соблюдения этих правил. Дорога от дома до школы. Виды транс­порта в городе (ауле). Правила поведения в транспорте.

Понятие о государственном учреждении. Понятия о профессиях, виды профессий.


Родная страна (8 часов). Моя Родина – Казахстан. Гимн, Герб, Флаг – символы Республики Казахстан. Астана – столица Казахстана.

Национальные праздники республики. Праздник Наурыз.

Демонстрации. Фрагменты из кинофильмов о Казах­стане, о столице Республики – Астане.

^ Практичсекие работы. Ролевые игры на знания правил дорожного движения, правила поведения в общественных местах.

Общественно полезный труд. Участие в домашней работе. Участие в подготовке к праз­дникам.


^ 2 КЛАСС – 68 часов


Человек (8 часов). Необходимые условия для жизнедеятельности человека (дом, питание, одежда, техника, выращивание растений, разведение животных). Труд – необходимая для жизни человека деятельность.

Органы чувств и их значение. Особая функция языка. Уход за органами чувств. Здоровый образ жизни.

^ Практические работы. Ролевая игра «Функции частей тела». Тренинг навыков правильного ухода за полостью рта (чистка зубов) и мытья рук.


Природа (33 часа)


Понятие о взаимосвязи живой и неживой природы. Тела неживой природы и их свойства (12 часов). Воздух – газообразное вещество. Общие свойства воздуха. Значение воздуха в при­роде и в жизни человека. Сохранение воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды (цвет, вкус). Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Значение воды в природе и в жизни человека. Экономия воды.

Почва. Представление о составе и плодородности почвы. Значение почвы. Мероприятия по охране почвы.

Солнце – источник света и тепла.

Демонстрации. Опыты: воздух поддерживает горение; сравнение воды с другими жидкостями (по цвету); раство­римые в воде вещества.


Растение (7 часов). Потребность растений в воде, воздухе, свете, тепле. Рост и размножение. Органы растений и их функции.


Животное (8 часов). Потребность животных в воздухе, воде, тепле, пище. Рост, передвижение, размноже­ние.


Значение растений и животных в жизни человека (6 часов). Полеводство. Животноводство. Понятия растениеводства и животноводства и общие представ­ления о предприятиях по переработке растительного и жи­вотного сырья. Ответственность человека за сохранение чи­стоты окружающей среды. Охрана растений и животных.

Демонстрации. Гербарий: органы растений, их структура, семе­на, плоды. Техника высадки комнатных растений в горшки. Диафильм «Различные стадии развития бабочек, лягушек».

^ Общественно-полезный труд. Размножение комнатных растений. Уход за растениями на при­школьном участке. Кормление домашних животных.

Экскурсии. В городе: ознакомление с растениями и животными в парках, зоопарках. На местности: ознакомление с растениями на при­школьном участке, на своем огороде и ознакомление с домашними животными.


Общество (27 часов)


Семья (6 часов). Подготовка детей в семье к общественно-социальной жизни. Место работы родителей, их профессия. Роль и место в семье дедушки и бабушки. Родственные связи. Взаимоотношения с близкими и даль­ними родственниками. Семейные традиции. Отдых членов семьи, виды совместного отдыха, его значение для членов семьи.


Школа (6 часов). Порядок работы в школе: расписание уроков, начало и окончание заня­тий, перемены. Правила для учащихся. Взаимоотношения учащихся и учителя. Общественно-полезная и культурно-массовая работа. Ответственность и дисциплина. Участие классного коллектива в общественных мероприятиях. Правила работы в школьной библиотеке и мастерской.


Родной город (область/район) (8 часов). Город (область/район) – составная часть администрации республики. Первоначальные понятия о хозяйстве. Главные отрасли хозяйства города (области/района). Исторические достопримечательности и культурное наследие. Места отдыха населения. Правила поведения на ули­цах, в общественных местах.


Родная страна (7 часов). Наша Родина Республика Казахстан – суверенное государство. Авторы государственных сим­волик. Видные государственные деятели Родины.

Общее представление о хозяйственных отраслях страны: сельское хо­зяйство, промышленность, транспорт, строительство, энерге­тика.

Общее представление о культуре, науке, образовании Казахстана. М.Ауэзов - великий писатель; К.Сатпаев – вид­ный ученый-геолог, основатель Академии наук Казахстана.

Общенародные праздники Республики Казахстан: Наурыз – Новый год, День независимости республики.

Демонстрации. Диафильм «Астана – мой любимый город».

Практические работы. Ситуативно-ролевые игры по правилам поведения в школьной библиотеке.


^ 3 КЛАСС – 68 часов


Человек (8 часов). Человек – часть природы. Общий обзор строения организма человека. Скелет и мышцы. Движе­ние. Органы дыхания. Легкие и их работа. Органы пищева­рения, их работа. Органы кровообращения. Сердце и его ра­бота. Нервная система. Взаимосвязь функций органов.

Значение физического труда и физкультуры для укрепле­ния мышц. Гигиена питания. Прогулки на свежем воздухе.

^ Наглядные пособия. Модель скелета, муляж сердца человека. Таблицы. Приборы: секундомер, спидометр.

Демонстрации. Диафильмы «Скелет человека. Соединение костей», «Строение и работа органов дыхания», «Строение и работа сердца», «Нервная система человека» и др.

^ Практические работы. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после бега на месте.

Природа (34 часа)


Методы изучения природы (4 часа). Наблюдение за живыми и неживыми телами природы. Наблюдение и опыт – основные методы познания природы. Планирование, фиксация проведения опыта, обобщение ре­зультатов, заключение.

Величины, их измерение (время, температура, масса, длина и др.), значение их в изучении объектов и явлений приро­ды.

^ Наглядные пособия. Перекидной календарь, часы, тер­мометр, весы, рулетка, линейка и др.

Демонстрации. Различные приборы измерения величин. Фиксация исходного состояния в расположении листьев ком­натных растений по отношению к свету; предположение об их способности к движению по направлению к источнику све­та.

^ Практические работы. Работа с приборами, измере­ние с их помощью различных величин. Работа с календарем, часами по определению количества месяцев в году, недель в месяце, суток в неделе, часов в сутках.


Тело. Вещество. Явление (4 часа). Первичное пред­ставление о телах. Природные тела и искусственные тела (изготовленные человеком). Вещество. Агрегатное состоя­ние веществ. Явления природы (ветер, молния, ледоход, осад­ки, роса, размножение и развитие живых тел и т.д.).

^ Наглядные пособия. Предметы, сделанные из различ­ных веществ (дерево, железо); образцы жидких веществ.

Практические работы. Ознакомление с телами при­роды и телами, изготовленными руками человека.

Воздух. Вода. Погода (4 часа). Воздух: теплый воздух легче холодного. Движение воздуха – ветер. Вода в природе. Понятие «подземные воды», «реки», «озера», «моря», «океаны». Облака, формы облаков. Осадки. Туман. Погода. Сохранение чистоты возду­ха. Значение воздуха и воды (для природы и жизни человека).

^ Наглядные пособия. Рисунки рек, озер и морей. Спиртовка, стеклянные и резиновые трубочки, химичес­кая колба, вода.

Демонстрации. Передвижение воздуха между смежны­ми комнатами при открытой двери. Переход воды в газооб­разное состояние и пара в воду.

^ Практические работы. Ознакомление с названиями крупных рек, озер и океанов.


Горные породы и полезные ископаемые (10 часов). Понятие о горной породе. Виды, многообразие горных пород, их свойства. Твердые горные породы: гранит, мрамор. По­лезные ископаемые. Нефть. Природный газ.

Почва. Образование почвы. Свойства почвы.

^ Наглядные пособия. Коллекция образцов полезных ис­копаемых. Таблицы «Добыча угля», «Добыча нефти».

Демонстрации. Диафильмы «Гранит», «Известняк», «Каменный уголь».

^ Практические работы. Ознакомление с образцами гор­ных пород, их сравнение. Ознаком­ление с видами почвы и ее свойствами.

Экскурсии. Ознакомление с почвами на местности.


Растения (6 часов). Разнообразие растений на Земле. Влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тене­выносливые растения. Одно-, многолетние растения. Дикие и культурные растения. Среда обитания растений. Использо­вание растений человеком. Влияние человека на раститель­ный мир. «Красная книга» растений Казахстана.

^ Наглядные пособия. Гербарий. Рисунки с изображени­ем растений, произрастающих в данной местности, в других климатических условиях (жарких, засушливых, повышенной влажности и др.).

Экскурсии. Ознакомление с рас­тениями на местности.


Животные (6 часов). Разнообразие мира животных и их среды обитания. Животные-паразиты (клещи, кишечные черви, клопы и др.). Ядовитые животные: каракурт, змеи и др. Профилактика заражения кишечными червями; меры борьбы с насекомыми – переносчиками бо­лезней. Меры, принимаемые при укусе ядовитых змей. «Красная книга» животных Казахстана.

^ Наглядные пособия. Таблицы. Влажные препараты. Коллекции насекомых. Чучела птиц и зверей.


Общество (26 часов)


Семья (4 часа). Изменения в общении между членами семьи по мере взросления детей. Понятие о долге. Лучшие семейные традиции: гостеприимство, празднование знамена­тельных дат и других радостных событий (день рождения, юбилей и т.д.). Забота в семье друг о друге. Бюджет семьи, его виды, значение.

Этикет и его роль в общении между людьми (родствен­никами, соседями, сверстниками). Доброта. Вежливость. Товарище­ство и дружба.


Школа (4 часа). Организация внеурочной работы и уча­стие в ней. Ученические организации, объединения. Общественно-полезные, культурные мероприя­тия.


Родной город (область/район) (8 часов). Различия между аулом и городом: плотность населения (на уровне понятий больше – меньше), устройство быта, условия и специфика труда, транс­порт, строительство и т.д. Культурные связи города и аула.

Профессиональные праздники: «День учителя», «День медицинского работника», «День шахтера», «День металлур­га», «Праздник чабана» и др.


Наша Родина (10 часов). Независимость Республики Казахстан. «Золотой человек», «Байтерек» – символический облик Казахстана. Конституция – основной закон Республики Казахстан. Органы управления страны: президент, парламент, министерства (образования и науки, здравоохранения, сельс­кого хозяйства и т.д.). Вооруженные Силы Республики Ка­захстан.

Государственный язык. Язык меж­национального общения. Казахский народ. Народы, проживающие в Казахстане: (русские, уйгуры, татары, немцы и др.). Деятели культуры и общественности независимого Казахстана.

^ Наглядные пособия. Картины, открытки с изображением Астаны и городов Республики. Макеты Государ­ственного флага, Государственного герба Республики Казах­стан, портреты деятелей науки, искусства, литературы.

Демонстрации. Диафильм «Независимый Казахстан». Творчество учащихся, посвященное теме Родины.

^ Практические работы. Познавательная игра: «Современные деятели культуры и общественности».

Экскурсии. «Достопримечательности родного края, города/аула.


^ 4 КЛАСС – 68 часов


Человек (6 часов). Человек – дитя общества. Понятие о религии. Религиозные и научные пред­ставления о происхождении человека. Жизнь первобытных людей, орудия их труда. Роль труда в жизни человека. Мыш­ление и речь – специфические свойства человека. Общие сведения о семи чудесах света.

Воздействие человека (положительное и отрицательное) на окружающую среду. Охрана окружающей среды.

^ Наглядные пособия. Рисунки «Пещерные люди», «Со­вместная охота», по теме «Семь чудес света».

Демонстрации. Диапозитивы «Происхождение челове­ка», диафильмы о жизни первобытных людей, об орудиях труда первобытных людей.


Природа (38 часов)


Методы ориентирования на местности (3 часа). Понятие о горизонте. Четыре стороны горизонта. Компас. Понятие о плане и карте. Рисунок и план местности. Наша страна на карте. Понятие о масштабе. Глобус.

^ Наглядные пособия. Физическая карта Казахстана. Таб­лица «Ориентирование по природным признакам».

Практические работы. Работа с физической картой Казахстана. Глобус.


Природа родного края. Рельеф (8 часов). Понятие рельефа. Равнина, кот­ловина, гора, холм. Изображение форм поверхности земли на плане, на карте. Равнины: степи в Северном и Центральном Казахстане, пустыни, полупустыни на юге. Холмы: казахские мелкосопочные складчатые горы в Центральном Казахста­не. Горы: Алтайские, Алатау, Тянь-Шань. Горные породы рав­нин и гор: глина, гранит, песок.

^ Наглядные пособия. План местности, физическая кар­та Казахстана.

Практические работы. Обучение умению находить и показывать на карте Ка­захстана горы: Алтайские, Алатау, Тянь-Шань; обозначать их на контурной карте.

Экскурсии. Ознакомление с рельефом местности.


Полезные ископаемые (6 часов). Понятие полезные ископаемые. Виды полезных иско­паемых. Рудники в Казахстане: Соколовско-Сарбайский, Темиртауский, Жезказганский комбинаты. Нерудные полезные ископаемые: горючие (нефть, природный газ, каменный уголь); удобрения (каменная соль, фосфориты); строительные (известняк, мра­мор, гранит, глина, песок). Каспийская нефть и Каспийский газ. Карагандинский, Экибастузский угольные бассейны. Фосфориты Каратау. История открытия Карагандинского бассейна. Апак Байжанов.

^ Наглядные пособия. Коллекции образцов полезных ис­копаемых, экономическая карта Казахстана.

Практические работы. Определение на карте месторождений полезных ископаемых, обозначение их на контурной карте.


Вода (4 часа). Круговорот воды в природе. Подземные воды. Колодцы. Родники, реки, озера Казахстана. Минераль­ные воды: курорт Сары-Агаш. Охрана водоемов.

^ Наглядные пособия. Физическая карта Казахстана.

Практические работы. Нахождение крупных рек и озер Казах­стана на физической карте и обозначение их на контурной карте.


Воздух и погода (4 часа). Воздух – щит Земли. Погода. Изменчивость погоды. Прогноз погоды и его значение. При­знаки, характерные для каждого сезона. Первичные представ­ления о климате. Общая характеристика климата Казахстана. Влияние деятельности человека на воздух. Охрана воздуха.

^ Наглядные пособия. Таблица «Состав воздуха».

Практические работы. Обучение умению определять направление ветра при помощи флюгера.


Растения и животные родного края (7 часов). Ес­тественные места обитания растений и животных. Расте­ния и животные лугов, степей, пустынь, водоемов, лесов, гор. Охрана при­родных сообществ живых организмов. Заповедники. Нацио­нальные парки. Ботанический сад. «Красная книга Казах­стана».

^ Наглядные пособия. Таблица «Природные сообщества живых организмов». Коллекция плодов и семян культурных растений.

Демонстрации. Учебные фильмы «Животные – оби­татели водоемов», «Животные – обитатели суши».


Земля космическое тело (6 часов). Понятие о космо­се. Изучение космоса человеком. Космические полеты. Пер­вые космонавты: Ю.Гагарин, Т.Аубакиров, Т.Мусабаев. Вид Земли из космоса. Земля – шарообразное тело. Глобус – модель Земли. Источник света и тепла на земле – Солнце. Вра­щение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Полушария. Природа и образ жизни людей в холод­ных и жарких странах.

^ Наглядные пособия. Глобус, физическая карта мира, теллурий. Картины на темы «Природа весной», «Труд чело­века». Портреты космонавтов.

Демонстрации. Вращение Земли вокруг Солнца (тел­лурий).


Общество (24 часа)


Семья (4 часа). Семья – составная часть общества. Обществен­ная роль семьи. Гражданские и религиозные обряды созда­ния семьи. Регулирование взаимоотношений членов семьи на основе родственных чувств, обычаев, традиций и правовых норм. Долг детей перед родителями. Обязанности и права детей. Роль родителей в семье. Быт семьи. Планирование доходов семьи. Взаимоотношения в семье, со старши­ми по возрасту, с ровесниками: уважение, помощь. Семейное счастье.


Школа (4 часа). Творчество учащихся (стихи, рассказы, песни, рисунки, модели, проекты и др.). Ролевые игры: ученик в роли учите­ля, воспитателя, консультанта, организатора, советника и т.д.


Родной город (область/район) (6 часов). Административно-терри­ториальное управление городом (аулом). Район. Область. Участие семьи и школы в хозяйственной, культурной жизни города (аула). Заслуженные люди города (аула), их жизнь и трудовой путь. Учащиеся – будущее своего города (области/района).


Наша Родина (10 часов). Борьба за независимость: по­беда над джунгарскими завоевателями и сохранение целост­ности Отечества. Народные герои; исторические сведения об их жизни и подвигах. Краткие исторические сведения об истории становления Казахстана (деятель­ность Тауке хана, Абылай хана).

Место и роль Казахстана в мировом сообществе. Взаимоотношения и связи с зарубежными государ­ствами. Дружба наро­дов Казахстана. Борьба за мир.

^ Наглядные пособия. Карта области, города (района). «Кон­ституция Республики Казахстан».

Демонстрации. Кинофильм «Аманат».

Экскурсии. Встречи с трудовыми коллективами, заслу­женными людьми города (аула), района, области, республики.


^ III. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ


Учащиеся 1 класса должны знать:

- об особенностях человека как живого организма;

- об органах чувств и их значении в познании окружаю­щего мира;

- о месте человека в семье, о взаимоуважении, взаимо­помощи членов семьи;

- о методах познания природы: наблюдение, исследова­ние, опыт;

- о живых и неживых веществах и телах природы;

- о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь жи­вых организмов;

- о влиянии сезонных изменений на жизнь растений;

- о значении растений в жизни человека и животных;

- о животных как о живых организмах;

- об условиях, необходимых для жизни животных;

- о приспособлении животных к среде обитания;

- об охране животных;

- о семье как составной части общества;

- о членах семьи, их взаимоотношениях и взаимопони­мании;

- о школе как центре обучения и воспитания;

- о месте ученика в школьном коллективе;

- о родном городе (область/район);

- о родной стране, столице Родины;

- о великих деятелях науки, искусства и т.д.

Должны уметь:

- сравнивать человека с другими живыми организмами, характеризуя его особенности (прямохождение, речь, мыш­ление, трудовые навыки);

- различать монолог и диалог;

- соблюдать элементарные правила этикета;

- описывать предметы окружающего мира, определять их цвет, форму, величину;

- проводить наблюдения за природой в зависимости от времени года, описывать свои впечатления, результаты на­блюдений;

- участвовать в различных видах труда на пришкольном участке; ухаживать за комнатными растениями, за живот­ными в живом уголке;

- наблюдать за влиянием сезонных изменений на жизнь животных, фиксировать результаты наблюдений в тетради;

- контролировать свое поведение в школе, взаимоотноше­ния с учителями, одноклассниками, проявлять отзывчивость, человечность, честность;

- выполнять посильные виды труда;

- пользоваться нужной информацией.


Учащиеся 2 класса должны знать:

- об условиях, необходимых для жизни человека (путь к созданию этих условий через труд и знания);

- о необходимости бережного отношения к использова­нию природных богатств, общественного и личного иму­щества;

- о значении труда человека в формировании его как лич­ности;

- о горизонте; его основных и промежуточных сторонах;

- об отличии плана от рисунка;

- о воздухе как газообразном веществе;

- о воде как растворителе;

- о потребности растений в воде, воздухе, тепле;

- об органах размножения и условиях роста растений;

- о потребности животных в воздухе, воде, тепле, пище;

- о передвижении, размножении животных;

- об охране растений и животных;

- о семье, членах семьи, их взаимоотношениях и взаимопонимании;

- о семейных традициях;

- об основных хозяйственных отраслях страны (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, энергетика);

- об общенародных праздниках.


Должны уметь:

- составлять рассказы по картинкам, по рисункам учебников, пересказывать тексты;

- объяснять свои чувства, проявлять положительные эмоции в процессе общения с друзьями, родственниками;

- понимать настроение членов семьи, душевное состояние других людей;

- объяснять значение понятий природа, природные объекты, природные явления;

- различать особенности городской и сельской жизни, наблюдать за хозяйственными связями села и города;

- наблюдать за живыми и неживыми объектами природы, кратко характеризовать результаты наблюдений;

- понимать значение слов хорошо, плохо, трудолюбие, лень, красота и т.д., правильно использовать их в своей речи.


Учащиеся 3 класса должны знать:

- об особенностях человека как живого организма;

- об особенностях строения организма человека (части тела, скелет, функции кровеносных сосудов, мышцы, кожа, органы дыхания и пищеварения, нервная система и ее значение);

- о гигиене;

- об органах чувств и их значении;

- о многообразии природных тел и веществ, об их переходе из одного состояния в другое;

- о наличии воздуха во всех телах;

- о значении воздуха в природе и хозяйственной деятельности человека;

- о причинах происхождения ветра;

- об осадках и их видах;

- об основных свойствах воды; океаны, моря, реки, озера и их отличие друг от друга;

- о значении воды для жизни организмов;

- об основных видах полезных ископаемых и их свойствах;

- об охране почвы;

- о группах и видах растений;

- об органах растений;

- о семенах растений и их распространении;

- о растительных сообществах;

- об охране растительного мира;

- о животных как о живых организмах;

- о приспособлении животных к среде обитания;

- о многообразии животных;

- о государственной символике;

- об истории становления Республики Казахстан;

- о роли Казахстана в мировом сообществе;

- о государственном языке и языке межнационального общения.


Должны уметь:

- соблюдать личную гигиену, объяснять друзьям правила личной гигиены;

-сравнивать свою деятельность с деятельностью товарищей, анализировать собственные и чужие ошибки;

- работать с географическими картами;

- наблюдать колебания температуры воздуха;

- наблюдать за изменениями в жизни растений и животных;

- узнавать государственные символы Казахстана;

- характеризовать исторические этапы развития общества.


Учащиеся 4 класса должны знать:

- о происхождении человека;

- о роли труда в жизни человека;

- о влиянии деятельности людей на окружающую среду;

- об охране окружающего мира;

- об изображении форм поверхности земли на карте Казахстана, на плане местности;

- о масштабе;

- о видах полезных ископаемых;

- об охране природных сообществ;

- об общей характеристике космоса;

- об общественной роли семьи;

- о планировании доходов семьи;

- об участии семьи и школы в хозяйственной, культурной жизни города (области/района);

- о заслуженных людях города, района, области, республики;

- о борьбе казахского народа за независимость, за сохранение целостности Отечества;

- о месте и роли нашей страны в мировом сообществе государств;

- о дружбе народов.


Должны уметь:

- проводить наблюдения за деятельностью представителей разных профессий (в зависимости от времени года);

- описывать по личным наблюдениям любой объект или явление окружающей жизни, (правильно используя слова и конструкции предложений);

- «путешествовать» по географической карте; понимать условные знаки, пользоваться ими; характеризовать рельеф Казахстана по физической карте;

- выполнять работы с различными таблицами, чертежами, диаграммами;

- определять почвенный слой по разрезу, различать виды почв на данной местности;

- определять свойства воздуха путем проведения опытов;

- проводить наблюдения за водоемами своей местности, объяснять происходящие в них изменения в зависимости от времени года, характеризовать их хозяйственное значение;

- характеризовать виды деятельности и труда в связи с развитием общества;

- ориентироваться в понятиях зарплата, стоимость, экономика, семейный бюджет, деньги;

- различать денежные знаки разных стран: тенге, доллар, сом, рубль и т.д.;

- пользоваться знаниями о культурных учреждениях (театр, библиотека, музей); учебных заведениях (школа, гимназия, институт, колледж, университет, академия и т.д.).


^ IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ


Содержание учебного предмета «Познание мира» предусматривает последовательное овладение учащимися методами и спосо­бами познавательной деятельности, направленной на изуче­ние различных объектов и явлений окружающей жизни.

Цель обучения – дать учащимся начального уровня образования осознанные, систематические и прочные знания. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей и явлений, процессах и связях между ними. Основная методическая закономерность усвоения знаний заключается в планомерном образовании и развитии понятий у учащихся в процессе обучения. Понятия помогают учащимся в познании внешнего мира.

Содержание предмета «Познание мира» подчинено принципам систематичности и последовательности в раскрытии сущности понятий. Учебный материал в программе располагается в определенной системе. Учащиеся сначала изучают элементы физиологического развития человека, биологические признаки животных и растений, развития человека и общества, накапливают базу соответствующих знаний для изучения человека, природы, общества и понимания их взаимосвязи и взаимозависимости. В программе хорошо просматривается преемственность в формировании и развитии понятий. Например, в содержательной линии «Человек», ученик от познания самого себя постепенно переходит к осмыслению места человека в мире.

Все темы и разделы предмета познания мира взаимосвязаны и поэтому в процесс последовательного изучения природоведческие и обществоведческие знания и умения обогащаются новым содержанием, развиваются на основе элементарных сведений, полученных учащимися в 1-2 классах. Например, содержание учебного материала 3 класса по содержательной линии «Природа» представлено следующими темами: «Методы изучения природы», «Тело. Вещество. Явление», «Воздух, вода, погода», «Горные породы и полезные ископаемые», «Растения», «Животные». Такое построение программы «Познания мира» в 3 классе расширяет, систематизирует и обобщает знания о неживой и живой природе, сезонном характере ее развития и трудовой деятельности человека, а также способствует формированию знаний о физических свойствах тел неживой и живой природы, о растениях и животных своей местности, их охране.

Содержание учебного материала 4 класса по содержательной линии «Природа» представлено следующими темами, как «Методы ориентирования на местности», «Природа родного края. Рельеф», «Полезные ископаемые», «Вода», «Воздух и погода», «Растения и животные родного края», «Земля – космическое тело».

По теме «Методы ориентирования на местности» в процессе проведения уроков, экскурсий, наблюдений, практических работ формируются понятия о горизонте, компасе, плане, карте, школьники знакомятся с физической картой Казахстана, с Землей как планетой, с размещением нашей Родины на глобусе и карте полушарий. Эти знания подготавливают учащихся к восприятию материала о разнообразии природы нашей страны.

Большое место в процессе обучения «Познанию мира» занимает формирование практических умений и навыков. Это процесс длительный и требует систематической и целенаправленной работы. Например, при изучении устройства и работы термометра у учащихся формируются умения определять различную температуру воды, фиксировать результаты работы в «Дневнике наблюдений». На этом же уроке используются имеющиеся знания и умения наблюдать за погодой. Учащиеся «читают» записи из «Дневника наблюдений», это позволяет отрабатывать умения определять температуру «плюс» и «минус», объяснять что значит, например, десять градусов тепла и десять градусов мороза и т.д.

В 4 классе предусмотрены практические занятия, на которых учащиеся проводят опыты и наблюдения. Так, на уроке при изучении темы «почва, ее состав. Виды почв» учащиеся выполняют опыты по определению состава почвы. В процессе проведенных опытов отрабатываются следующие умения: подготовить воду и взболтать в воде почву, вести наблюдение за оседанием ее частиц, обнаружить оседание песка и глины и на основе наблюдений сделать вывод о том, что входит в состав почвы. Кроме того, проанализировать опыты, проведенные учителем, и доказать, что в состав почвы входят воздух, вода и перегной (органические вещества). Учащиеся получают, что для получения высоких урожаев необходимы знания о составе и свойствах почвы. На этом же уроке можно познакомить учащихся с мероприятиями, проводимыми в нашей стране по охране почв.

На основе природоведческих знаний учащиеся овладевают практическими умениями и навыками:

  • проводить фенологические наблюдения и результаты их записывать в «Дневнике наблюдений»,

  • делать выводы и обобщения,

  • вести наблюдения за погодой,

  • работать с компасом,

  • пользоваться снегомерной линейкой и др.

На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные объекты, самостоятельно изготавливать несложные схематические рисунки, гербарии, коллекции.

Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение предмета. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках темы. Экскурсии по познанию мира имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Наблюдения объектов и явлений природы на экскурсиях создает прочную научную основу для формирования диалектико-материалистического мировоззрения у школьников начального уровня образования.

Экскурсия в природу начинается с описания природного ландшафта. Учитель обращает внимание детей на время года, на состояние неживой и живой природы в данном сезоне, дает характеристику местности или проводит беседу с учащимися на основании их непосредственного наблюдения. Учитель конкретизирует тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия материала и предлагает школьникам выполнять задания по самостоятельному наблюдению. Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими внимание детей на изучаемый объект или явление. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблюдаемых предметов и явлении, выявление их признаков сходства и различия. После выполнения учащимися заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.






Похожие:

Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 5-9 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 5-9 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1 класса общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом. Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы