Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено icon

Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено

НазваниеПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Дата конвертации13.10.2012
Размер253.13 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки Республики Казахстан


Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


Учебная программа


ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ


1-4 классы


Астана 2010

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


для 1-4 классов общеобразовательной школы


Астана 2010

Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.


Авторы программ: Сатканов О.С., Нуралиева С.К., Нурсеитова С.Д., Сатканова Г.О.


^

Учебная программа «Трудовое обучение» для 1-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 20 стр.




© Национальная академия образования

им.Ы.Алтынсарина, 2010


^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предмет «Трудовое обучение» входит в образовательную область «Технология» как важнейший компонент ГОСО РК. Объектом учебного предмета «Трудовое обучение» являются три формы практической художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная.
Предметом «Трудовое обучение» является изучение комплекса различных видов пластических искусств и творческая художественная деятельность. Обучающиеся на уроках художественного труда знакомятся с шедеврами искусства, выражают свою личную позицию в собственной деятельности и создании творческих работ.

На уровне начального образования главной целью обучения предмету «Трудовое обучение» является формирование творческой личности, раскрытие художественных способностей обучающихся.

Задачи учебного предмета:

  • знакомство с видами разных искусств (декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, скульптура и архитектура);

  • получение навыков рисования, лепки, аппликации и конструирования;

  • освоение технических навыков работы с разными художественными материалами (бумагой, красками, тканями, пластилином, природными и современными технологическими материалами);

  • знание специальных терминов и определений, используемых в различных видах художественной деятельности.

Учебная программа по предмету «Трудовое обучение» опирается на дидактические принципы отбора содержания учебного материала: принцип воспитывающего обучения, принцип наглядности, принцип творческой деятельности, творческий принцип и принцип учета возрастных особенностей.

^ Принцип воспитывающего обучения включает развитие эстетических вкусов, прививает уважение к труду, бережное отношение к национальному культурному наследию. Принцип воспитывающего обучения направлен на достижение органической связи между усвоением учебного материала, опытом творческой деятельности и формированием эмоционально-целостного отношения к миру, взаимоуважения друг к другу.

^ Принцип наглядности. В начальных классах принцип наглядности является ведущей формой обучения, так как обучающиеся получают знания на примере готовых художественных образцов декоративно-прикладной деятельности, изобразительного искусства, конструирования. Путем отбора для изучения наиболее типичных образцов национально-бытовой утвари, ювелирных украшений, картин художников, фотоснимков и макетов архитектурных сооружений идет передача художественных знаний, представляющий многовековой опыт, накопленный человечеством. Наглядное обучение способствует развитию эмоционального восприятия, памяти, детской фантазии и художественного воображения.

^ Принцип творческой деятельности. Принцип творческой деятельности предполагает раскрытие способностей и склонностей обучающихся, совершенствование техники выполнения рисования, лепки, аппликации, конструкции, умение создавать свои проекты.

Принцип учета возрастных особенностей. Основой начального уровня, являются рисование, работа красками, аппликация, лепка, склеивание объемных вещей, декоративная деятельность. Поэтому в 1-2 классах вводится работа кистью и красками без предварительного рисунка контура карандашом, ножницами, лепка без заготовки. В 3-4 классах на первый план выходит рисование в сравнение с лепкой и поделками, украшениями. Упражнения в изобразительной и конструктивной деятельности служат мостом к письму (мелкая моторика пальцев рук), к чтению (форма букв, их начертание печатным шрифтом и письменной вязью), к счёту (планирование работы и оперирование образами представлений). Пространственные и смысловые связи, размещение форм на плоскости и в пространстве, заполнение листа (композиция), чтение плоских графических структур сложного содержания облегчает переход к разметке и чертежу.

На учебный предмет «Трудовое обучение» по учебному плану выделяется:

в 1 классе – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

в 2 классе – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

в 3 классе – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год:

в 4 классе – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год.

Вариативная часть содержания образования используется для практических работ, бесед, экскурсий, отчетных выставок, пленэров, содействующих реализации государственной программы «Культурное наследие» при активном участии родителей и семьи.


ІІ. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1 КЛАСС – 68 часов


^ Технический труд (48 ч.)


Работа с бумагой и картоном (20 ч.). Технические сведения. Свойства и особенности бумаги, ее значение, использование в быту. Виды бумаги, применение. Цветосочетания бумаги. Виды клея. Аппликация. Оригами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Сгибание, фальцевание, измерение, разметка. Разрывание, резание, склеивание. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Аппликация: светофор, орнамент, цветы. Оригами: птичка, рыба, утка, лягушка, камзол, шапка, котенок. Изготовление: конверт, ёлочные игрушки, пакетик для семян, коробка, вертушка. Составление композиций.


Работа с текстильным материалом (8 ч.). Технические сведения. Виды тканей, применение. Лицевая и изнаночная стороны. Как разрезать ткань. Виды ниток, их особенности, применение. Как разорвать нитку, сделать узелок. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Правильная организация рабочего места.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, кройка, резание, отрывание, склеивание. Экономный расход ткани и ниток.

Примерные задания. Изготовление: закладка для книг, кисти из ниток, плетение. Аппликация из ткани: орнамент, заяц. Подготовка коллекции тканей и ниток. Составление композиций.


Работа с природным материалом (14 ч.). Технические сведения. Свойства и применение природных материалов. Экскурсия в парк или зону отдыха. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, склеивание, конструирование. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: посуда, овощи, фрукты и ягоды, рыба, птица, бабочка, утка, парусная лодка, птенец, заяц. Составление композиции «Цветы в вазе».


Техническое моделирование (6 ч.). Технические сведения. Знакомство с деталями набора «Конструктор». Сведения о конструировании изделий из деталей конструктора. Понятия образец, технический рисунок, модель изделия. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Конструирование различных изделий. Соединение деталей с помощью болтов и гаек. Закручивание и выкручивание болтов.

Примерные задания. Конструирование моделей: весы, качели, телега, лестница; конструирование различных геометрических фигур.


^ Художественный труд (20 ч.)


Национальная одежда (10 ч.). Технические сведения. Виды национальной одежды. Зимняя и летняя одежда. Мужская и женская одежда. Способы аппликации на одежде из разного материала. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Поддержание чистоты рабочего места.

^ Приемы работы. Кройка, измерение, разметка, резание, соединение. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: борик – уголовной убор,), саукеле, такия (тюбетейка), шапан, камзол, рубаш­ка, платье, юбка, сапоги, галоши, брюки, шапка, ремень.


Посуда (4 ч.). Технические сведения. Понятие о скульптуре. Различ­ные виды посуды: форма, материал, назначение. Украшение посуды. Соблюдение техники безопасности и санитарно-ги­гиенических требований.

^ Приемы работы. Лепка посуды из глины, пластилина. Украшение посуды. Аппликация из бумаги и ткани. Измере­ние, конструирование, резание, склеивание.

Примерные задания. Изготовление, украшение: кесе, чашка, поварешка, ложка, леген, таз.


Ювелирные изделия (4 ч.). Технические сведения. Применение ювелирных изделий в быту. Украшение ювелирных изделий орнаментом, узорами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

^ Приемы работы. Сгибание мягкой проволоки, резание, скручивание, закручивание.

Примерные задания. Изготовление: кольцо, браслет, серьги, пуговицы, капсырма (крючки).


Национальные изделия (2 ч.). Технические сведения. Назначение и применение разнообразных национальных изделий. Украшение орнаментом, узорами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Чертеж, кройка, резка, разрывание, склеивание, соединение. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: подушка из лоскутков ткани (курак), сырмак, алаша, ковер.


^ 2 КЛАСС – 68 часов


Технический труд (44 ч.)


Работа с бумагой и картоном (18 ч.). Технические сведения. Особенности картона и клея, их применение. Отличие бумаги от картона. Соблюдение техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, сгибание, резание, склеивание картона.

Примерные задания. Изготовление: ёлочные игрушки, полумаски, дорожные знаки, коробка, парусная лодка, часы, закладки для книг, катушка для ниток (бобина), флажки, плетеные сумки; подвижные поделки. Оригами: лягушка, кот, щенок, домашние животные, вороненок. Составление композиции «Рыбки в аквариуме».


Работа с текстильным материалом (8 ч.). Технические сведения. Ткани растительного происхождения: применение, виды. Как вдеть нитку в иголку, завязать узелок. Виды швов. Соблюдение техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, кройка, резание, шитье.

Примерные задания. Аппликация из ткани, стежки ручным способом, изонить, плетение из ниток, пришивание пуговиц. Изготовление: закладка для книг, бубенчик для шапки (кисть).


Работа с природным материалом (12 ч.). Технические сведения. Сведения о местном природном материале. Соблюдение техники безопасности и личной гигиены.

^ Приемы работы. Разметка, измерение, сгибание, резание, сверление, склеивание, соединение. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: домашние птицы, животные, еж, бабочка, жук, паук, черепаха. Составление композиций «Рыбки в аквариуме», «На жайлау», «Пейзаж».


Техническое моделирование (6 ч.). Технические сведения. Детали набора «Конструктор» (винт, ключ, гайка, болт, отвертка, шайба). Конструирование изделий. Техника безопасности. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Выкручивание и закручивание с помощью гаечного ключа и отвертки.

Примерные задания. Конструирование моделей: машина, светофор, подъемный кран, весы, самолет, вертолет, лодка, корабль, парусник.


^ Художественный труд (24 ч.)


Национальная одежда (10 ч.). Технические сведения. Сведения о национальной одеж­де. Пошив национальной одежды, изготовление аппликаций.

Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиеничес­ких требований.

^ Приемы работы. Измерение, кройка, резание, шитье, скле­ивание, соединение. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: шапка, такия, шапан, тымак, саукеле, кимешек, платье, сапоги, брюки, шуба.


Посуда (4 ч.). Технические сведения. Посуда бытового назначения. Национальный орнамент на посуде. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Эффективное использование рабочего места.

^ Приемы работы. Лепка посуды из глины и пластилина. Аппликация на посуде из различных материалов. Измерение, разметка, резание, склеивание, шитье, соединение.

^ Примерные задания. Изготовление: чашка, поварешка, ложка, тегене, тарелка.


Ювелирные изделия (6 ч.). Технические сведения. Виды и применение ювелирных изделий. Виды орнаментов ювелирных изделий. Соблюдение техники безопасности.

^ Приемы работы. Сгибание, закручивание, резание, соединение гибкой проволоки.

Примерные задания. Изготовление: цепочка, серьги, перстень, браслет, ремешок для часов, крючки.


Национальные изделия (4 ч.). Технические сведения. Применение национальных изделий в быту. Украшение изделий. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Эффективное использование рабочего места.

^ Приемы работы. Измерение, резание, склеивание, соединение, шитье.

Примерные задания. Изготовление: коврик для кукол, сырмак, тускииз, мешочек для кесе (кесе кап).


3 КЛАСС – 68 часов


Технический труд (32 ч.)


Работа с бумагой и картоном (8 ч.). Технические сведения. Особенности применения бумаги и картона. Краткое понятие о графике. Виды линий. Правильное расположение элементов узора и орнамента. Цветосочетания узоров и орнаментов. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

^ Приемы работы. Работа по составленному плану. Измерение, черчение, резание, склеивание, соединение бумаги и картона.

Примерные задания. Изготовление: коробочка с крышкой (украшение узорами и орнаментом), закладка для книг, папье-маше, фрукты и овощи, мебель, головные уборы, папка.


Работа с текстильным материалом (8 ч.). Технические сведения. Особенности изделий из хлопка и льна (шитье, вышивка, бахрома). Различные ткани, их применение. Ручные швы. Виды ниток (толстые, тонкие, цветные). Цветосочетания различных тканей, правильное расположение на плоскости. Организация экскурсий в швейную мастерскую. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Правильная организация рабочего места.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, кройка, резание ткани, соединение с помощью клея. Рациональное расходование ткани. Правильное использование при шитье иголки, наперстка. Виды шитья и вышивания.

^ Примерные задания. Аппликации из ткани. Изготовление: манжеты, носовые платки, подушечка для иголок, фартук для кукол, закладка для книг. Выполнение ручных и декоративных швов.


Работа с природным материалом (8 ч.). Технические сведения. Особенности и виды природных материалов. Плоский и объемный природный материал. Виды творческих работ. Экскурсия на природу. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Правильная организация рабочего места.

^ Приемы работы. Соединение материалов с помощью клея. Экономичное использование материалов, эффективное применение инструментов.

Примерные задания. Составление композиций на сказочные темы: «Домашние животные», «Птицы», «Зимний пейзаж».


Техническое моделирование (4 ч.). Технические сведения. Профессии в области техники и сельского хозяйства. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Работа с деталями набора "Конструктор". Соединение изделий с помощью болтов, шурупов.

Примерные задания. Конструирование моделей: машина, качели, весы, сельскохозяйственная техника.


Работа с древесиной и проволокой (4 ч.). Технические сведения. Древесина и проволока: виды и применение в быту. Специалисты по обработке дерева и изготовлению изделий из дерева. Экскурсия в мастерскую по деревообработке. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, пиление, строгание. Приемы использования в работе пилы и лобзика. Экономичное использование древесины и проволоки.

Примерные задания. Изготовление: доска для нарезки хлеба; фигуры птиц, насекомых, диких животных; посуда.


^ Художественный труд (28 ч.)


Национальная одежда (8 ч.). Технические сведения. Национальная одежда и ее виды. Различия в головных уборах девочек и мальчиков. Кройка национальной одежды по шаблону. Виды узоров-орнаментов. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Правильная организация рабочего места.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, резание, соединение с помощью клея. Экономичное использование материала.

Примерные задания. Изготовление: камзол, платье, борик, такия, шапан, юбка, маси (сапоги), галоши.


Посуда (10 ч.). Технические сведения. Виды посуды. Изготовление посуды из различных материалов. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Измерение, разметка, резание, соединение с помощью клея.

Примерные задания. Изготовление: чашка, пиала, чайник, ложка, ведро, кумган, маслобойка, кепи, леген.


Ювелирные изделия (6 ч.). Технические сведения. Пластмасса, проволока, их применение. Изделия для украшения одежды. Образцы ювелирных изделий. Экскурсии в ювелирные мастерские, на выставки. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Сгибание, сверление, деление, резание, украшение. Экономичное расходование материала. Эффективное использование инструментов.

Примерные задания. Изготовление: серьги, перстень, брошка, алка, капсырма, шолпы.


Национальные изделия (4 ч.). Технические сведения. Декоративно-прикладное искусство. Национальные изделия: ковер, сырмак, тускииз, теке-мет, кошма, алаша, их виды и применение в быту. Виды узоров и орнаментов. Цветосочетания изделий. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Правильная организация рабочего места.

^ Приемы работы. По образцу: разметка, резание, соединение, шитье. Составление композиций из лоскутов ткани.

Примерные задания. Изготовление: сырмак, коврик для кукол, лоскутное одеяло, лоскутная подушечка, тускииз, алаша.


^ Дизайн (8 ч.)


Изделия и конструкции из цветной бумаги и тек­стильных материалов (4 ч.). Технические сведения. Понятие о дизайне. Бумага, ткань и другие материалы. Цветосочетания и украшение изделий. Элементарное понятие об архитектуре. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, кройка, резание, соединение бумаги с тканью. Соблюдение пропорций и цветосочетаний предметов.

Примерные задания. Изготовление: мебель, предметы интерьера юрты, одежда, саукеле, посуда, торсык.


Изделия и конструкции из разных материалов (4 ч.). Технические сведения. Виды материалов. Особенности их соединения и украшения. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Правильная организация рабочего места.

^ Приемы работы. Сгибание, сверление, соединение, конструирование.

Примерные задания. Изготовление: мебель, домашняя утварь, шым ши, посуда, цветы, дикие звери и птицы.


^ 4 КЛАСС – 68 часов


Технический труд (32 ч.)


Работа с бумагой и картоном (8 ч.). Технические сведения. Плоские изделия. Объемные поделки из бумаги и картона. Папье-маше. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Сгибание, фальцевание, разметка, измерение, разрывание, резание, склеивание, соединение. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: объемные поделки (папье-маше), подвижные поделки. Составление сюжетных композиций: «У гор Алатау», «Летние каникулы», «На жайлау».


Работа с текстильным материалом (8 ч.). Технические сведения. Виды тканей, их применение. Синтетические ткани. Технология изготовления мягкой игрушки. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, резание, пришивание пуговиц, шитье. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: коврик, передник, мягкая игрушка (черепаха, заяц, собака, кошка). Пришивание различных пуговиц. Вышивание носового платка. Изонить.


Работа с природным материалом (8 ч.). Технические сведения. Виды природных материалов. Особенности применения тополиного пуха, крылатки ясеня, соломы. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

^ Приемы работы. Пиление, резание, строгание, склеивание, соединение.

Примерные задания. Составление композиций из плоских и объемных природных материалов: «Зимние каникулы», «С дедом вместе», «Рыбалка». Кормление птиц, домашних животных.


Техническое моделирование (4 ч.). Технические сведения. Элементы электрической цепи. Условные схемы (гальванический элемент, батарея гальванических элементов, лампочка, электродвигатель, выключатель, провод, соединение проводов). Соблюдение техники безопасности. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Сборка моделей из деталей набора "Конструктор", подвижное и неподвижное соединение деталей.

Примерные задания. Сборка моделей машин (с элементами электрических схем): трактора, самолета, вертолета.


Работа с древесиной и проволокой (4 ч.). Технические сведения. Древесина и гибкая проволока: виды и применение. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Пиление, резание, разделение на части, склеивание, соединение.

Примерные задания. Изготовление: декоративная доска-хлеборезка, скалка, указка, фигуры домашних животных.


^ Художественный труд (26 ч.)


Национальная одежда (6 ч.). Технические сведения. Виды национальной одежды, её украшение. Кройка национальной одежды из различных материалов (бумага, ткань). Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

^ Приемы работы. Кройка, измерение, разметка, резание, шитье, склеивание. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Украшение национальной одежды орнаментом: саукеле, кимешек, тумак. Вышивание такия.


Посуда (10 ч.). Технические сведения. Виды посуды, применение в быту. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиеничес­ких требований.

^ Приемы работы. Измерение, разделение на части, склеивание, соединение, лепка, украшение.

Примерные задания. Изготовление, украшение: маслобойка, ковш, ваза, леген, чайник, кесе, деревянная чашка, деревянные ложки.


Ювелирные изделия (6 ч.). Технические сведения. Декоративно-прикладное искусство. Технология изготовления ювелирных изделий. Экскурсии в музей и мастерские. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, сгибание, резание, соединение, конструирование.

Примерные задания. Изготовление: камшы сабы, кап-сырма, браслет, серьги, шолпы, деревянные пуговицы, колечки.


Национальные изделия (4 ч.). Технические сведения. Технология изготовления национальных изделий. Значение и место орнамента в национальных изделиях, цветосочетания. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

^ Приемы работы. Сгибание, фальцевание, резание, соединение, склеивание. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление из цветной бумаги или лоскутов ткани: коврик, сырмак, матрац, подушка, алаша.


^ Дизайн (10 ч.)


Изделия и конструкции из цветной бумаги и текстильных материалов (4 ч.). Технические сведения. Конструирование изделий из бумаги и ткани. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

^ Приемы работы. Измерение, сгибание, фальцевание, разметка, резание, склеивание, соединение.

Примерные задания. Интерьер комнаты, сервировка стола, внешний вид юрты, современная и национальная одежда.


Изделия и конструкции из разных материалов (6 ч.). Технические сведения. Конструирование макета юрты. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

^ Приемы работы. Измерение, разметка, кройка, резание, плетение, ткачество.

Примерные задания. Оформление интерьера юрты. Оформление класса. Украшение новогодних ёлок. Оформление масок для новогоднего бала. Сервировка стола.

^

ІІІ.ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ



Для учащихся 1 класса:

  • эмоционально отзывается на явления окружающего мира;

  • удивляется и радуется красоте окружающего мира;

  • эстетически относится к природе, явлениям растительного и животного мира;

  • имеет представление о трех формах художественной деятельности: изобразительной, декоративной, конструктивной;

  • эстетически относится к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;

  • обладает навыками восприятия произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, строений и сооружений, предметов декоративного искусства, произведений дизайна;

  • обладает навыками работы со следующими художественным материалами и инструментами: красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши); аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги;

  • имеет представление о народных ремеслах Казахстана;

  • экспериментирует с различными материалами по созданию художественных образов;

  • знает о том, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, пятна. Знает несколько имён художников и произведений из учебника;

  • умеет работать кистью, смешивать краски. Умеет работать гуашью, свободно заполняет весь лист бумаги изображением;

  • конструирует из бумаги;

  • изображает линии разного эмоционального содержания;

  • имеет навыки построения композиции на всем листе;

  • работает с пластилином, использует цвет, его насыщенность для выражения эмоций и владеет цветовой палитрой, живописной фактурой, заполняет лист цветовым пятном.


Для учащихся 2 класса:

  • проявляет интерес к окружающей жизни, радуется неповторимости и совершенству, цветовому богатству природных форм;

  • испытывает любовь к красоте природы Казахстана, чувствует духовную близость с ней;

  • понимает, что художник, видя красоту, стремится выразить её в своих произведениях. Проявляет отзывчивость к выразительности цвета и линии в природе;

  • умеет видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры;

  • испытывает радость от передачи красоты природы в живописном и линейном рисунке, радость от умения фантазировать;

  • ощущает эмоциональные связи между собственной деятельностью и творчеством художников в различных формах художественной дельности;

  • испытывает чувство уважения и любви к благородным, мужественным характерам и отвращения к злым и жестоким;

  • понимает, как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях;

  • активно включается в художественную деятельность по созданию художественного образа средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, проявляя инициативу, фантазию, воображение в интегрированных проектах;

  • испытывает потребность в творческой деятельности, в расширении собственного жизненного опыта;

  • творчески воспринимает человека в искусстве и жизни, сопоставляет его внутренний и внешний облик;

  • представляет выразительные возможности цвета, линии, пятна, композиции, фактуры, движения, ритма и т.д.;

  • проявляет творческую активность в коллективных формах работы - выражает собственные представления о содержании искусства и воспринимает оценочные суждения сверстников;

  • стремится к художественно-творческой деятельности во внеурочное время;

  • знает о роли фантазии в искусстве, о связи фантазии и реальности. Имеет представления о многообразии природных форм, их рациональности и красоте;

  • делает осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к изображаемому;

  • работает пастелью, графическими материалами, работает в паре, группе, коллективе сверстников (распределяет роли, подчиняет свои действия общим интересам, т.е. творчески сотрудничает).


Для учащихся 3 класса:

  • понимает неразрывную связь своей жизни, предметного окружения с деятельностью визуальных (пластических, пространственных искусств);

  • понимает роль трёх форм художественной деятельности в создании любого предмета быта и произведений искусств в окружающей человека жизни. Умеет видеть и ценить труд художников, создающих неповторимый облик Астаны;

  • проводит аналогии между разными видами искусств: изобразительным искусством, музыкой, литературой;

  • различает творческий вклад художников в создании различных предметов для дома, для г.Астана, для улицы, для театра. Участвует в создании эскизов предметов, окружающих детей дома (игрушек, книжек, посуды и др.) и на улицах, в театре;

  • участвует в беседах на уроке, в индивидуально-коллективных формах творчества;

  • понимает роль качества и красоты материала, разнообразие форм, конструкций;

  • имеет представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг и помнит имена некоторых художников Казахстана;

  • владеет элементарными навыками работы со следующими художественными материалами: гуашью, пастелью, пластилином, бумагой;

  • владеет элементарными приёмами изображения глубины пространства (наблюдательной перспективы) с элементами загораживания, передачи величины предметов (дальше-ближе, меньше-больше);

  • владеет простейшими навыками объёмного конструирования из бумаги;

  • эстетически относится к художественным произведениям, уважает личность художника, постигает язык искусства и понимает особенности трех форм художественной деятельности;

  • понимает, что природа эмоционально воздействует на человека и испытывает чувство удивления и восхищения от сочетания в природных объектах и в произведениях искусства гармоничных и пропорциональных объёмов.


Для учащихся 4 класса:

  • эстетически относится к родной природе и традициям народной культуры;

  • нравственно-эстетически отзывается на явления окружающей жизни – на прекрасное и безобразное;

  • представляет многообразие национальных художественных культур, их особенности и красоту, общие гуманистические основы искусства разных народов;

  • уважительно относится к другим людям, понимает многовариантность человеческого бытия в отличных друг от друга культурных сферах;

  • передает движение, пропорции фигуры человека и животных;

  • включается в творческую работу по освоению возможностей цвета, формы, объёма, а также по освоению выразительности художественных материалов и возможностей художественных инструментов;

  • понимает чувства и мотивы поведения других людей на основе сочувствия и сопереживания. Способен к диалоговому взаимодействию;

  • интересуется произведениями изобразительного искусства, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, представляет их роль в жизни людей;

  • имеет навыки учебного сотрудничества в интегрированных проектах. Знает истоки казахского народного искусства;

  • представляет архитектурный образ исторических казахских городов, жилых и культовых построек. Знает о богатстве и разнообразии искусства и архитектуры европейских и азиатских народов. Структурирует целостную форму и видит соотношение ее частей (пропорций).

  • умеет работать с различными художественными материалами и инструментами;

  • обладает навыками изображения человека, пространства, предметного мира, архитектурных объектов;

  • знает жанры станкового искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический, бытовой.



^ IV. Особенности методической системы обучения


Интегрированный курс – это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие обучающихся в начальной школе. Во-первых, изменение педагогического мировоззрения учителя, изменение его сознания. Во-вторых, это самообразование, самовоспитание, самосовершенствование педагога. В-третьих, это ориентация в обучении на развитие школьников, а не обучение их определенным навыкам и умениям. Акцент в обучении на воображение ученика, развитие его желания самостоятельно развивать в себе творца.

В процессе обучения важен не осваиваемый предмет, а ученик, который обучается, развивается, воспитывается на уроках художественного труда.

На основе интегрированного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность детям этого возраста, целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты заданий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Художественно-творческая деятельность является залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через деятельность приемы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.

Предлагаемые в курсе виды работ по народному прикладному искусству имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное культурное наследие народов Казахстана и художественно-творческая изобразительная деятельность как коллективная форма творчества.

Уроки художественного труда, построенные в контексте искусства, – это уроки творчества, целью которых является развитие качеств творческой личности. Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Практическая художественная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса.

Постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера, проектов.

Данный курс интегрируется с другими видами искусств, где дети получают необходимый материал для формирования их эмоционально-чувственной сферы, которая является главной в развитии творческого воображения – стержневой основы любого творчества.

Одним из важных педагогических условий развивающего обучения является перенос акцента на творческую деятельность учащихся. Для развития творческих способностей детей, их фантазии и воображения весь процесс обучения следует выстраивать таким образом, чтобы у учащихся одновременно были задействованы левое – логическое и правое – творческое полушария головного мозга. Для этого важно понять, что каждый ребенок воспринимает мир благодаря взаимодействию левого и правого полушарий. Из этого следует, что учителю на уроке следует таким образом вести процесс обучения, чтобы у школьника в процессе занятия были задействованы логическое и образное мышление, а предлагаемые задания должны содержат логическую информацию и её творческую составляющую. Только в этом случае у детей будет развиваться равноценно логическое и творческое мышление. А это значит, что в решении любой задачи логическое и творческое мышление у детей будет работать в комплексе.




Похожие:

Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 5-9 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 5-9 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1 класса общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
Утверждено Приказом. Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
«Познание мира» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан 2010 года....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы