Основные требования к разработке учебной программы icon

Основные требования к разработке учебной программы

НазваниеОсновные требования к разработке учебной программы
Дата конвертации13.10.2012
Размер53.41 Kb.
ТипПрограмма

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ

УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Основным элементом системы учебно-методического комплекса по каждому предмету является ПРОГРАММА

Программа учебная – документ, определяющий по каждому учебному предмету содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

При составлении программ необходимо исходить из дидактических требований к ним.

Программы для общеобразовательной средней школы являются формой фиксации содержания учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т.е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания.

Программа является вместе с тем нормативным документом. Направляющим деятельность учителя и учащихся, детерминирующим деятельность составителей учебников и методических пособий. Она должна включать признаки нормативного документа, имплицирующего через содержание образования на уроке.

Одним из общих требований к программе являются полнота, конкретность, процессуальный характер ее.

^ Под полнотой понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания, с учетом того, что основная суть целей заключается в развитии личности, а это связано с умственным развитием учащихся, основными показателями которого являются, в конечном счете, умение применять полученные знания в новой ситуации и умение добывать дополнительные знания.

^ Под конкретностью понимается такое представление всех элементов с их признаками. Характеристиками, связями, которое показывает путь реализации заданного содержания в реальном учебном процессе,, что делает программы инструментальными.

^ Под процессуальностью понимается такое построение программы, при котором она показывает содержание образования в единстве с процессом обучения: последовательность расположения и взаимосвязи всех его элементов, деятельностную сторону их усвоения, последовательные этапы к достижению конечных целей обучения, раскрывает в известной мере методы, организационные формы и средства обучения.

Структура программы включает в себя такие части, как:

    • объяснительная записка

    • констатирующая часть

    • нормативная

    • информационно-методическая

I. Основными структурными элементами текста объяснительной записки являются: раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов, форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.

^ II. Следующей и основной структурной частью программы – констатирующей (содержательной) является текст программы, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета. В основу этой части программы положены теоретические аспекты отбора и конструирования содержания конкретного предмета

При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно показать, как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в объяснительной записке к программе.

Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не только знания, но и умения, и поты творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.

Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т.д, где ведущим компонентом содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы составляют соответствующим образом структурированные знания, пронизанные мировоззренческими идеями.

Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах, практических работах, экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам., увязаны с конкретным материалом.

Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы выполняет несколько функций:

  1. определяет собственно содержание учебного материала

  2. определяет объем содержания разделов

  3. определяет минимальный обязательны уровень усвоения указанного содержания.

III. Программа не только раскрывает содержание учебного предмета, но и регулирует процесс обучения и его результаты. К нормативной части программы относится время, выделяемое на изучение отдельных тем, и выделенные в специальную рубрику «Требования к знаниям, умениям и навыкам»

Под требованиями к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) понимается описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявить те или иные знания, умения и навыки, какими качествами должны обладать ученики. Иначе, требования являются конкретизацией целей образования, которые могут задаваться на разных уровнях и представляют собой описание планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития необходимо опираться на:

    • детализированное описание учебного предмета, раскрывающее, как, какими путями, в каких объектах содержания конкретизируются цели обучения

    • деятельностный подход к обучению, согласно которому любые его результаты проявляются в соответствующей деятельности учащихся

    • деятельностный подход, требующий учета реальных учебных возможностей учащихся, возрастных особенностей и уровни развития, обученности и воспитанности их.

Для описания учебной деятельности результатов обучения в программах используются традиционные термины: знать, уметь

Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся по своим функциям:

    • основные понятия и термины

    • факты, законы науки

    • теории, идеи

    • знания о способах деятельности

    • методологические знания

    • оценочные знания

Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования как способ описания учебной деятельности, они должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке школьников. При этом важнейшие виды учебной деятельности при определении требований к умениям школьников могут быть сведены к следующим:

    • специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета

    • умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т.п.)

    • интеллектуальные умения, переставляющие собой ядро учебной деятельности, в которых проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогии и т.п.)

    • для полноценной характеристики требований к ЗУН существенно указание на качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой учебной деятельностью

IV.Информационно-методическая часть программы включает в себя рубрики:

- межпредметные связи

- рекомендации к оцениванию заданий и умений учащихся

- перечень учебно-методического комплекса по предмету

-список литературы для учителей.



Похожие:

Основные требования к разработке учебной программы iconНачального профессионального образования ур
Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла основной профессиональной...
Основные требования к разработке учебной программы iconМетодическое письмо о преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный...
Основные требования к разработке учебной программы iconПриказ минобрнауки рф от 26. 11. 2009 n 673 "об утверждении положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" (зарегистрировано в минюсте рф 15.
Приказ минобрнауки рф от 26. 11. 2009 n 673 "об утверждении положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов),...
Основные требования к разработке учебной программы iconМинобрнауки России
Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные...
Основные требования к разработке учебной программы iconАннотация рабочей программы по обж в 5-9 классах
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций...
Основные требования к разработке учебной программы iconМетодические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей
О направлении рекомендаций по разработке на основе фгос примерной основной образовательной программы начального общего образования...
Основные требования к разработке учебной программы iconДокументи
1. /МР по разработке требований/Английский язык.doc
2. /МР...

Основные требования к разработке учебной программы iconМетодические рекомендации по разработке Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, подготовленные випкро (прилагаются)
О направлении методических рекомендаций по разработке Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени...
Основные требования к разработке учебной программы iconУчебной дисциплины Математика для образовательных организаций, реализующих
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы социально-экономического...
Основные требования к разработке учебной программы iconУчебной дисциплины Информатика для образовательных учреждений спо
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы