Предмет и объект культурологии icon

Предмет и объект культурологии

НазваниеПредмет и объект культурологии
страница1/5
Дата конвертации13.09.2013
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Предмет и объект культурологии.

Культурология – наука, предмет которой - различные стороны развития общества: материальные, социальные, политические, художественные. Культурология, как наука изучает наиболее общие закономерности развития культуры принципы ее функционирования, связь различных культур.

Объектом исследования культурологии является комплексный феномен человеческой культуры - всё созданное человеком, всё искусственного происхождения (вещи, сооружения, окультуренная территория, исторические события, технология деятельности, формы социальной организации, знания, понятия, символы, языки).

В качестве предмета исследования, в свою очередь, выступают процессы генезиса и морфологии культуры, типология, генезис и язык. Исследовательским предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики и технологий функционирования социокультурного опыта в ракурсах его генезиса, селекции и аккумуляции, системной упорядоченности, регулятивной практики, изменчивости, семантической выраженности, практики освоения, исполнения и нарушения индивидами его нормативного воспроизводства и творческого развития. То есть, в конечном счете, познание того, как порождаются, функционируют, транслируются и интерпретируются стихийно и целенаправленно выработанные "социальные конвенции" по интеграции людей и регуляции форм их совместного существования и деятельности.


^ Формы и функции культуры.

Народная культура – это культура, адресованная широким кругам общества и включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки итд. Народная культура: Фольклорная – описывает прошлое. Популярная – описывает сегодняшнее. Народное искусство – песни, сказки, итд. Существует народная медицина, народная педагогика.

Массовая культура – (поп-культура) эта культура отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный характер, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику, для распространения массовой культуры используются СМИ, для массовой культуры характерна стереотипность, шаблонность.

Элитарная культура – высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком . Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

Функции культуры:

- человеко - творческая или гуманистическая;

- трансляция социального опыта;

- познавательная (гносеологическая);

- регулятивная (нормативная);

- семиотическая или знаковая;

- ценностная или аксиологическая.


^ Виды и жанры изобразительного искусства.

Виды:

-Живопись (вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность);

-Графика (вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями);

-Скульптура (вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов);

-Архитектура (искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду);

-Декоративно-прикладное искусство (область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.)).

Жанры:

1) Пейзаж – изображение природы бывает:

а) Морской;

б) Деревенский;

в) Архитектурный;

г) Городской;

д) По временам года;

2) Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари;

3) Портрет – изображение человека;

4) Анималистический – изображение животных;

5) Бытовой - изображение жизни людей;

6) Батальный – изображение военных действий;

7) Сказочно-былинный – изображение сказочных героев;

8) Исторический – изображение исторических событий.


^ История Герба России.

Первый герб появился при Иване Грозном (1582г.), первом русском царе, герб Русского государства дополняется в центре сначала единорогом, а затем — вместо него — традиционным московским символом — всадником-змееборцем (всадник традиционно воспринимался как изображение государя). Также появляется православная символика, отражающая роль официальной религии. Подобная трактовка изображения оставалась неизменной до начала 18-го века, и только в петровское время его впервые стали называть «святым Георгием». Это было связано с установлением имперской эмблематики. Во времена смуты (1605г.) русский государственный символ активно использовался Лжедмитриями. В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орёл стал изображаться с поднятыми крыльями. После 1625 г. двуглавый орёл изображается с тремя коронами. Согласно разным версиям, три короны могли означать завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства, или союз Великой Руси, Малой Руси и Белой Руси. Во времена царя Алексея Михайловича орёл получает символы власти: скипетр и державу. Также утверждается, что после присоединения Украины орел стал трехглавым и должен был символизировать собой новый титул русского царя: «Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец». Но после смерти Алексея Михайловича Трехглавый орел заменяется старым Двуглавым. Во времена правления Петра I (1699г.) секретарь австрийского посла в России И. Г. Корб ведёт «Дневник путешествия в Московию», в котором описывает приближённых Петра и расправу над стрельцами. Дневник интересен как очередной взгляд на Россию глазами иностранца, в том числе содержит подробный рисунок герба России. В 1730—1740-х гг. герб получает надолго закрепившуюся форму. В 1736г. императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740г. Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856г. В 1799г. Павел I подписывает «Указ о включении в российский герб Мальтийского креста под короной». Крест разместился на груди орла, под московским гербом (который был назван «коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. В 1800г. он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако, принять этот герб до смерти Павла не успевают.


Эстетическая оценка произведения искусства.

Языческая культура Древней Руси.

Русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода — творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом — допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

В последующем появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VIв. повелителем Вселенной признавали бога громовержца Перуна. В договорах Xв. с греками русские князья клялись двумя богами: дружинным — Перуном, а купцы — Велесом — богом скота. У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействию на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей. Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре, в зодчестве — на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов. Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий. Византийские историки упоминали о трех музыкантах, захваченных в VI веке в плен по пути в Хазарию, куда шли в качестве послов своего князя. Пленные славяне сообщили, что они не умеют владеть оружием, а только умеют играть на своих инструментах. Это сообщение свидетельствовало о привилегированном, почетном положении древних музыкантов. Выполнять дипломатические поручения могли люди, облеченные доверием. Такое совмещение функций было широко распространено в средневековой Западной Европе. В феодальной Руси этот обычай некоторое время еще будет сохранен.

В связи с потребностью внутреннего объединения княжеский бог Перун становится богом общегосударственным. В славянском пантеоне были и боги неславянского происхождения. Финская богиня Мокош, бог солнца народов Востока — Хорос. В результате обычные межплеменные конфликты получали закрепление в религиозной сфере. В 980г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой — слияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского. Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла одновременно с ней к рубежу образования раннефеодального государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал понятие свободы. Главную и широкую основу для вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре.


^ История Флага России.

Официальное принятие государственного флага России относится ко временам Петра Первого. Однако, история флага уходит корнями глубоко в прошлое. В России исторически существует три цветовые гаммы, красно-сине-белая, красная с золотом и черно-золотая с белым.

Ярослав Мудрый в крещении был назван Георгием. При нем на стяге появилось изображение Святого Георгия, побеждающего змия. Стяг был красный, конь под Георгием – белый, а змий – синий. Так появилось первое сочетание этих цветов – красного, белого и синего. Великие князья Владимирской Руси имели свой отличительный стяг – золотого льва на красном поле. Под таким знаменем Александр Невский громил шведов, норвежцев, финнов, немцев, литовцев и чудь. Но и стяги с Нерукотворным Спасом и со Святым Георгием неизменно присутствовали в войске. В Великой Куликовской битве русское войско князя Дмитрия Донского сражалось под ликом Спаса Нерукотворного, цвета которого черный и золотой.

В различные исторические периоды жизни государства та или иная цветовая комбинация становилась доминирующей.

В 1669г. при царе Алексее Михайловиче на воду был спущен первый русский военный корабль – «Орёл», на котором был поднят трехцветный сине-бело-красный флаг, где синие полосы были проведены в виде креста.

Этот же флаг использовали казацкие части во время Азовских походов.

Вскоре царь Петр Первый утверждает в качестве военного морского флага трехцветное полотнище, а в 1705г. дарует право и гражданским судам поднимать такой флаг.

Указом Александра Второго в 1858г. официальным гербовым флагом государства становится черно-золотой-белый флаг.

В 1883г. император Александр III повелел официальным флагом считать вновь красно-сине-белый триколор, а черно-золотой с белым стал символом первого лица государства.

Перед революцией в 1914г. в качестве народного для употребления в частном быту появился флаг, объединяющий все цветовые гаммы, но к этому времени популярность стали набирать уже преимущественно красные цвета.

После буржуазно-демократической революции Февраля 1917г. масонское временное правительство использовало в качестве государственного флага сине-бело-красный триколор. Такой же флаг использовал Верховный правитель России адмирал Колчак. Комитет Учредительного собрания со столицей в Самаре использовал в качестве флага красное прямоугольное полотнище без каких либо надписей, а победившие в итоге Советы под руководством большевиков - красный флаг с золотой надписью.

Так, после семисотлетнего перерыва красно-золотая гамма снова возвращается в качестве официальной символики России.

В 1924г., когда образовался Союз ССР, официальным флагом государства становится красный флаг с золотым серпом и молотом и красной звездой в золотом обрамлении.

Под этим флагом русский народ одержал очередную победу над немцами, как и в 1242г. князь Александр Невский, вступивший в бой с псами-рыцарями под красно-золотыми флагами.

После буржуазно-демократической революции августа 1991г. официальным флагом государства снова стал петровский триколор.

Пропорции длины и ширины советских флагов составляли 1:2, как и первоначальные пропорции флага Российской Федерации, но в 1993г. Указом Президента флагу вернули старые монархические пропорции 2:3 В следующем году был утвержден штандарт президента, который по сути своей эквивалентен династийному романовскому черно-золотому с белым флагу, статуса 1883г., а по внешнему облику напоминает народный флаг, образца 1914г.

На президентском штандарте сегодня сочетаются и петровский триколор, и золото со стяга Дмитрия Донского и красное поле герба.


^ Литература и музыка России конца XIX-начала XX веков.

Литература.

Конец XIX — начало XX столетий вошли в историю русской поэзии, литературы и искусства под названием «серебряного века». Для духовной жизни России была характерна напряженная борьба различных направлений, течений, «всеобщая переоценка ценностей», противоречивость творчества многих писателей, поэтов, пора исканий и сомнений. Очень хорошо отразил эту обстановку Д. С. Мережковский: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и, вместе с тем, самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцании. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».

В литературе продолжает развиваться мощное направление критического реализма, представленное такими прославленными писателями, как Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко. Рядом с ними появляются и новые талантливые имена: А. И. Куприн, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, В. В. Вересаев, Н. Г. Гарин-Михайловский и др. Начал свою литературную деятельность А. М. Горький.

Истоки новых течений в русской литературе «серебряного века», получивших название модернизма, уходят корнями еще в 80-е гг. В 90-е гг. более или менее формируется такое литературное течение, как символизм, являющийся новой формой романтизма. К символистам конца XIX в. относились Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб. В начале XX столетия появилась плеяда младших символистов: А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие. Накануне первой мировой войны в русской поэзии зарождаются такие соперничающие между собой течения, как футуризм (В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузьмин), новокрестьянская поэзия (С. Есенин). Как футурист начал свою творческую биографию В. Маяковский. Эти течения также носили определенный налет романтизма и, каждое по своему, развивали традиции символизма.

Поиск новых художественных форм и путей развития литературы сопровождался ожесточенными спорами. Вопросы о том, как назвать новые течения и охарактеризовать их суть широко дискутировались в прессе. По этому поводу существовали различные точки зрения: их называли модернистами или декадентами. Все эти новые течения были очень противоречивы, подлинное творчество и искания соединялись в них зачастую с подражанием и модой. Современники отмечали, что слишком многие вдруг превратились в эстетов, мистиков, оккультистов, презирали этику, пренебрежительно относились к науке.

Музыка.

Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н. А. Римский-Корсаков), симфонической и каменной музыки (С. Н. Рахманинов, А. К. Глазунов, А. Н Скрябин, Р. М. Глиэр и др.).


^ Итальянское возрождение.

Периодами являются Раннее Возрождение (14-15вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя её; а также Высокое и Позднее Возрождение.

В эпоху Раннего Возрождения средоточием новаторства во всех видах искусства стала флорентийская школа, архитекторы, скульпторы, живописцы которой создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, распространившуюся постепенно по всей Италии.

Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески. В эпоху Возрождения на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное, авторское творчество. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены.

В период Высокого Возрождения, когда борьба за гуманистические ренессансные идеалы обрела напряженный и героический характер, архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов, полных духовной и физической активности. С 2-й четверти 16 века, когда Италия вступила в пору политического кризиса и разочарования в идеях гуманизма, творчество многих мастеров приобрело сложный и драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения возрос интерес к пространственному развитию композиции, подчинению здания широкому градостроительному замыслу; в получивших богатую и сложную разработку общественных зданиях, храмах, виллах, палаццо ясная тектоника Раннего Возрождения сменилась напряженной конфликтностью тектонических сил.


^ Искусство Венеции.

Венеция в эпоху Возрождения была особым культурным и художественным миром. В богатой торговой республике, владычице морских путей на Восток, многое определяли византийские традиции, проникали сюда и влияния мусульманской культуры. Здесь долго сохранялись четыре средневекового искусства, лишь со второй половины XV в. отчётливо проявляется новый дух раннего Возрождения.

Нарядные фасады дворцов, обращённые к заменяющим улицы каналам, строились ажурными, за каменным готическим кружевом пряталась глубокая лоджия. Лишь после середины XV столетия готический убор фасадов сменяется классическим. Однако некрупный масштаб ордерных форм, членящих здание на сравнительно невысокие ярусы, лёгкость мраморных облицовок отвечали традиционным для Венеции нарядности и открытости зданий.

И точно такая же архитектура в изобилии наполняет картины венецианских живописцев раннего Возрождения Джантиле Беллини и его ученика Витторе Карпаччо. Как это было принято в ту эпоху, они переносили традиционные церковные сюжеты в привычную обстановку родного города – на его набережные, площади, мостики через каналы, под аркады городских лоджий. И пёстрая уличная толпа, переполняющая эти холсты, одета в современные художнику костюмы. Реальный сиюминутный быт интересует его ничуть не меньше, чем главные герои картин – святые с их чудесами.

Произведения самого талантливого из венецианцев конца XVв., Джованни Беллини, глубже и тоньше, чем у этих неутомимых рассказчиков. В них городской шум сменяется задумчивой тишиной, активное действие – сосредоточенное паузой. Его персонажи кажутся углублёнными в себя, прислушивающимися к собственным мыслям. Всё более важным оказывается в картине пейзаж – не просто фон, декоративный задник для стены на переднем плане, как бывало у многих мастеров XV в., но величаво – поэтический образ прекрасной природы, в значительной мере определяющий настроение и неотделимый от смысла произведения.

Гармония красок, единство цветной среды – характерная черта венецианской живописи XVI в., которая по преимуществу становится колористической. Джорджоне, утверждали современники, писал свои картины сразу цветом, без предварительной прорисовки на холсте. Цвет у него непосредственно формирует зримый образ, а не раскрашивает уже готовые изображения.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Предмет и объект культурологии iconБилет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования

Предмет и объект культурологии iconВопросы к экзамену по социологии студентов дневного отделения факультета социальной работы. Объект и предмет социологии. Социология в системе социальных и гуманитарных дисциплин
Объект и предмет социологии. Социология в системе социальных и гуманитарных дисциплин
Предмет и объект культурологии iconМошенничество (ст. 190 Ук рм)
Бесспорно, объект и предмет мошенничества не совпадают. Ни право на имущество, ни право собственности сами по себе предметом преступлений...
Предмет и объект культурологии icon1. Объект и предмет теории коммуникации
Предмет тк – сложный комплекс образований, вытекающих из комплексности и многозначности самого феномена соц ком-ий. Ком-ия – процесс...
Предмет и объект культурологии iconОбъект, предмет, задачи и структура языкознания. Место в нем теории языка. Связь я-я с др. Науками. Языкознание
Объект, предмет, задачи и структура языкознания. Место в нем теории языка. Связь я-я с др. Науками
Предмет и объект культурологии icon1. Предмет и объект изучения С. Связь С. с лекс., морф. Осн ед-цы С. ? о С/с и ссц как синт ед-цах. Словоформа как мin элемент се
Предмет и объект изучения С. Связь С. с лекс., морф. Осн ед-цы С. ? о С/с и ссц как синт ед-цах. Словоформа как мin элемент се
Предмет и объект культурологии iconКонтрольные вопросы по дисциплине «Криминология» Предмет криминологии. Объект криминологического изучения. Взаимосвязь криминологии и других наук

Предмет и объект культурологии iconВопросы к экзамену по социологии для студентов заочного отделения факультета социальной работы
Объект и предмет социологии. Социология в системе социальных и гуманитарных дисциплин
Предмет и объект культурологии iconБилет Объект изучения и предмет социологии
Социология — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах,...
Предмет и объект культурологии iconВопросы к зачету по курсу «Региональная экономика»
Предмет и объект региональной экономики. Структура исследования региональной экономики
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы