Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год icon

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год

НазваниеРабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год
Дата конвертации04.11.2014
Размер268.66 Kb.
ТипРабочая программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кытмановская средняя общеобразовательная школа № 2


«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МО

___________/________________/

Протокол № ___ от

«____»____________2013

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ КСОШ № 2

_________Л.Н.Сафрошкина

Приказ № ___ от «___»___2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 10 класса

среднего (полного) общего образования

на 2013-2014 учебный год

(рабочая программа составлена на основе

авторской программы по русскому языку

под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой:

^ М. Просвещение, 2011)

Составитель:

Грицук М.А.,

учитель русского языка

и литературы

I квалификационной

категории

Кытманово 2013
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа отражает обязательное для усвоения в средней школе содержание обучения русскому языку. Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования - Федерального БУП для общеобразовательных учреждений РФ; - учебного плана школы; - примерной программы по русскому языку; - авторской программы по русскому языку под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Рабочая программа соответствует авторской программе по русскому языку под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

^ Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

^ Цели изучения курса:


  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

^ Основные задачи курса:

- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию; - совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; - закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов; - дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования; -обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; - обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму; -способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно - коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.

^ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и

навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация); информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
^ Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
^ Методы и приёмы обучения:


  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах

( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • письмо под диктовку;

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • взаиморецензирование;

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

  • аудирование;

  • информационная переработка устного и письменного текста:

  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • пересказ текста с использованием цитат;

  • переложение текста;

  • продолжение текста;

  • составление тезисов;

  • редактирование;

  • -создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

  • реферирование;

  • докладирование;

  • рецензирование;

  • аннотирование и т.д.

  • создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

  • участие в дискуссии;

  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

^ Учебно-методический комплект :

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А.И.Власенковым, Л.М.Рыбченковой к учебникам ВласенковаА.И., РыбченковойЛ.М. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень, русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. /Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.:базовый уровень – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
^ Место предмета «Русский язык» в школьном учебном плане

Авторская программа по русскому языку Власенкова А. И. отводит в 10 классе 34 часа. С учетом годового календарного учебного графика рабочая программа рассчитана на 35 часов. Часы сверх авторской программы являются резервными.
Содержание программы

10 класс (35 часов)

^ Общие сведения о языке (5 ч.)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных сла­вян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; пери­од выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Про­блемы экологии языка.

^ Русский язык как система средств разных уровней (2 ч.)

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

^ Фонетика и графика. Орфография и орфоэпия (4 ч.)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфо­графии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонети­ки. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

^ Лексика и фразеология (6 ч.)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее проис­хождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диа­лектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арго­тизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Актив­ный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологиз­мы. Индивидуальные новообразования, использование их в художе­ственной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соот­ветствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический анализ текста.

^ Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч.)

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

^ Морфология и орфография (6 ч.)

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и граммати­ческого разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.

^ Речь, функциональные стили речи (3 ч.)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точ­ность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Речеведческий анализ художественного и научно-по­пулярного текста.Оценка текста. Рецензия.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

^ Научный стиль речи (4 ч.)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классифи­кация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терми­нологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и про­фессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.
^ Резерв 1 час
Требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании 10 класса учащиеся должны:

-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русско­го языка, о тексте и стилях речи;

-владеть читательскими умениями, достаточными для продуктив­ной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

-уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжа­то, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих Идейный смысл произведе­ния, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;

-владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотнос­тью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразователь­ный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного выска­зывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

-составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, < отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

-участвовать в диспуте, дискуссии;

-иметь представление о социальной сущности языка, его функци-1 ях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском язы­ке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Тематическое планирование учебного материала

Учебно- тематический план
1 час в неделю, всего 34 часа

Тема

Количество часов

Количество самостоятельных, практических работ

Количество контрольных работ

Общие сведения о языке

5

1

-

Русский язык как система средств разных уровней

2

-

-

Фонетика и графика, орфоэпия, орфография

4

-

1

Лексика и фразеология

6

-

1

Состав слова (морфемика) и словообразование

4

1

-

Морфология и орфография

6

-

1

Речь. Функциональные стили речи

3

-

-

Научный стиль речи

4

1

1


Практические и контрольные работы



тема раздела

практические и контрольные работы

тема

форма

1

Общие сведения о языке

Изложение лингвистического текста.


изложение

2

Русский язык как система средств разных уровней

-

-

3

Фонетика и графика, орфоэпия, орфография

Контрольная работа №1 по теме «Фонетика. Орфография. Орфоэпия»


тест

4

Лексика и фразеология

Контрольная работа №2. Диктант с лексико-грамматическими заданиями



диктант

5

Состав слова (морфемика) и словообразование

Практическая работа по морфемике и словообразованию


Тест

6

Морфология и орфография

Контрольная работа №3 Диктант с лексико -грамматическими заданиеми


диктант

7

Научный стиль речи

Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте

Итоговая

контрольная работа

Изложение
Тест

^ Оценка знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку

Оценка знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в соответствии с «Положением о системе оценки знаний, умений, навыков (ЗУН) учащихся» и «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся».

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; речевое оформление ответа. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5» ставится, если ученик:

обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» ставится, если ученик:

обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» ставится, если ученик:

обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.
Оценка диктантов

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120, для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова). Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов. Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для б класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограмм были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе - 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до конца первого учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу,

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче так называемой авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дупло" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из всех правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;

4) в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;

5) в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);

6) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки "4" 2 орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания и тестов рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задании.

Оценка "1" выставляется, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350-450.

Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по сравнению с нормами.

Рекомендуется следующий примерный объем самостоятельных классных сочинений: в 5 классе - 0,5-1,0 страницы, в 6 классе - 1,0-1,5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-2,5, в 9 классе - 2,5-3,5.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития и т.п.

Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;

2) соблюдение грамматических норм и правил правописания.

Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5»: 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану или без него). 4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по стилистике). 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматическая ошибки.

Оценка «4»: 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли. 4. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2». 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1». В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. Учителю необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на 1 балл

2. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются указания об учете при выставлении оценки однотипных ошибок и сделанных учеником исправлений.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные виды упражнений и диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося, 2) этап обучения; 3) объем работы.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки "5" и "4" ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из этих оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки "4" допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая (или: первая и вторая) работа, как классная, так и домашняя, по закреплению определенного умения и навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Совершенно самостоятельно выполненные работы (без предшествовавшего анализа ошибок в классе) оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
^ Источники информации и средства обучения.

1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. /Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.:базовый уровень – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

2.Горбачевич К.С./Нормы современного русского литературного языка. – 3-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1999

3. Горшков А.И. /Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват.учреждений.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1996

4.Жуков В.П., Жуков А.В. /Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся.- 2-е изд., перераб., - М.: Просвещение, 1999

5. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. /Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.: Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ВАКО, 2005 6.Культура русской речи : учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. профиля / А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий. – М.: Просвещение, 2006 7.Николина Н.А. /Филологический анализ текста: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

8.Потиха З.А. /Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1997

9.Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и литературе. Методическое пособие / С.И Райский, Е.В.Ерошкина. – М.: Айрис-пресс, 2005

10.Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы /К.А.Войлова, А.В.Канафьева, В.В.Леденёва и др.. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000 11.Савко И.Э. /Весь школьный курс русского языка: Пособие для учащ. Ст. Кл. и абитуриентов.-3-е изд., исправленное и дополненное. – Мн.: Современный литератор, 2002

12.Скороход Л.К. /Словарная работа на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990

13.Словарь иностранных слов./Под редакцией И.С.Лехина, С.М.Локшиной, Ф.Н.Петрова иЛ.С.Шаумяна. Изд.-6-е, переработ. и доп. М., 1994

14.Цыбулько И.П. /ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания/И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова. – М.: Эксмо, 2008




Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год
Данная программа отражает обязательное для усвоения в средней школе содержание обучения русскому языку. Рабочая программа составлена...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 11 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год
Данная программа отражает обязательное для усвоения в средней школе содержание литературы
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку 7 класс Учитель: Ефименко Алла Сергеевна 2013 2014 учебный год
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку 10 кл. / Сост на основе Примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку 2 класс начальное общее образование на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа начального общего образования по предмету «Русский язык» составлена на основе следующих документов
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку 10 кл. / Сост на основе фгос и Примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования Мин образ и науки рф, 2009г

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по физике для 10 класса основное общее образование на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования,...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего (полного) образования...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год iconПрограмма среднего (полного) общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой обучающихся по предметам лингвистического профиля) на 2013-2014 учебный год
Учебный плана средней (полной) ступени общего образования (программа среднего (полного) общего образования с дополнительной (углубленной)...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа учебного предмета русский язык
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы среднего общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы