Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари icon

Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари

НазваниеМосква — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари
страница1/24
Дата конвертации07.11.2014
Размер4.39 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24









ОБЫЧАИ И ПРИЛИЧИЯ В ИСЛАМЕ

Хадисы Пророка о правилах поведения


Москва — Санкт-Петербург

«диля»



ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ИМАМА АЛ-БУХАРИ
(194-256 гг. х./810-870 гг. н. э.)
Имя и нисбы ал-Бухарй

Имя имама — Мухаммад ибн Исма'йл ибн Ибрахйм ибн ал-Мугйра ал-Бухарй ал-Джу'фи; его кунья2 — Абу 'Абд Аллах.
Рождение и детство

Имам ал-Бухарй родился в Бухаре в пятницу 11 -го числа месяца шав-валь 194 года хиджры. Он рано лишился отца и ослеп еще в раннем дет­стве, а через некоторое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима который сказал ей: «О такая-то, Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам».

Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был еще ребенком. Абу Жа'фар Мухаммад ибн Абй Хатим ал-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу 'Абд Аллаха ал-Бухарй: "Как ты начал изу­чать хадисы?" Он ответил: "Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне 10 лет или менее того. Потом я покинул школу и стал учиться то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось 16 лет, я уже помнил наизусть книги Ибн ал-Мубарака и Ваки'а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и моим братом Ахмадом я отправился в Мекку, где мы и по­селились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось 18 лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания"».

Нисба — относительное имя, обозначающее происхождение по племени, роду, го­роду, местности и т. д.

2 Кунья — имя по отцу или по сыну, например Абу Абд Аллах (отец Абд Аллаха) или Ибн Мухаммад (сын Мухаммада).

Ал-Бухарй всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто го­ворил: «Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценою в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что ал-Бухарй ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали его».

Ал-Бухарй, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешенностью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскивал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним».

Ему были присущи чувство собственного достоинство и гордость. Как-то один правитель, желавший, чтобы имам занялся обучением его детей, послал за ним. однако ал-Бухарй велел передать правителю, что ищущие знаний должны сами приходить к знающим, и отказался поехать к нему.

Он часто постился днем, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного Рамадана. Абу Бакр ал-Багдади передал, что Масйх ибн Са'йд сказал: «С наступлением первой ночи Рамадана у Мухаммада ибн Исма'йла ал-Бухарй собирались его това­рищи, а он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого рак'ата, и так продолжалось, пока он не прочитывал Коран целиком».

Кроме того, ал-Бухарй ежедневно прочитывал Коран полностью, за­вершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завер­шения чтения Корана не остается без ответа».

Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закон­чив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.
^ Удивительная память ал-Бухарй

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в дет­стве. Хашид ибн Исма'йл рассказывал следующее: «В Басре Абу 'Абд Аллах Мухаммад ибн Исма'йл ал-Бухарй, который был тогда еще юно­шей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: "Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов, ничего не записывая, но почему ты так делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Поис­тине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записа­ли". Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч

хадисов, а он стал читать все это наизусть, и мы даже принялись исправ­лять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: "Считаете ли вы, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?" — и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Когда ал-Бухарй был еще юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, после чего вокруг него со­бирались тысячи людей, большинство из которых записывали то, что он говорил, а был он в ту пору безусым юнцом.

Еще одним доказательством того, что ал-Бухарй обладал прекрасной памятью и отличался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоков хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к мат-нам других, после чего прочли все это ал-Бухарй, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и все привел в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообща­ется также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал ее содержание, и таких сообщений известно много.
^ Наиболее известные шейхи и ученики ал-Бухарй

Имам ал-Бухарй передавал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или уче­ников, но и просто перечислить их имена, а поэтому ограничимся упо­минанием о наиболее известных из них.

К числу самых известных шейхов ал-Бухарй относятся Хаммад ибн Шакир, Тахир ибн Махлид, имам Ахмад ибн Ханбаль, Али ибн ал-Ма-дини, Макки ибн Ибрахим ал-Балхи, Абдуллах ибн Муса ал-Абси, Абу Бакр ал-Хумайди, Ибрахим ибн Ма'киль, Абу Талха ибн Али ал-Баради ан-Насафи, Ибрахим ибн ал-Мунзир, Адам ибн Ийас, Абдан ибн 'Усман ал-Марвази, Абу Асим аш-Шайбани и Йахайа ибн Му'ин.

Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных ал-Бухарй, являлись имам Муслим ибн ал-Хаджжадж, включивший эти хадисы в свой Сахйх, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой Джами', ан-Наса'и, который, как считают некоторые улемы, включил их в Сунан, Ибрахим ал-Харби, Ибн Аби-д-Дунйа, Абу Хатим, Абд Аллах ибн Мухаммад ибн Над-жих, ал-Хусайн ибн Исма'йл ал-Махамили и многие другие.

отзывы улемов ОБ имаме ал-бухарй

Об имаме ал-Бухарй с похвалой отзывались многие из улемов, являв­шихся его современниками, и достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил прозвище Повелителя Правоверных, что не оспари­валось никем. Однажды имам Муслим поцеловал имама ал-Бухарй в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу1, и ал-Бухарй указал ему на недостатки этого хадиса, когда же он закончил го­ворить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе».

Биндар сказал: «Лучшими мухаддисами являются четверо: Абу Зур'а из Рея, Муслим из Нишапура, ад-Дарими из Самарканда и ал-Бухарй из Бухары». Имам Ахмад сказал: «Не было еще в Хорасане подобного ему». Али ибн ал-Мадини сказал: «Ал-Бухарй никогда не встречал подобного себе». Исхак ибн Рахавийа сказал: «Если бы жил он даже во времена ал-Хасана2, люди непременно нуждались бы в его хадисах, его познани­ях и его знании фикха». Абу-ль-Аббас ад-Да'ляви передал, что в посла­нии жителей Багдада к ал-Бухарй были такие слова: «Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними, не найдется после тебя лучшего, а тебя будет недоставать». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Поистине, он яв­ляется самым знающим из тех, кто приезжал в Багдад». Ибн Хузайма сказал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомленного о хади­сах Посланника Аллахани того, кто помнил бы больше хадисов, чем ал-Бухарй». Ат-Тирмизи сказал: «Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше ал-Бухарй знал бы историю и разбирался в не­достатках хадисов и их иснадах».
^ Важнейшие и наиболее известные труды ал-Бухарй



1 Имеются в виду те слова, которые следует произнести в конце встречи в том случае, когда в ходе ее люди не поминали Аллаха или вели пустые разговоры.

2 Имеется в виду один из известнейших последователей ал-Хасан ал-Басри, пользо­вавшийся огромным авторитетом среди своих современников.

Имам ал-Бухарй оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является Ал-джами' ас-сахйх. К числу сочинений ал-Бухарй относятся также такие книги, как Ал-асма' ва-ль-куна, Ат-та 'рйх ал-кабйр, Ас-сунан фи-л-фикх, Халк аф 'ал ал- 'ибад, Ал-адаб ал-муфрад и Ал-кира 'а халфа-лъ-имам.
РОДИТЕЛИ

1. О сказании Всевышнего: И повелели Мы человеку почитать родителей (29:8)

1. 'Абу 'Амр аш-Шайбанй сказал: «Хозяин этого дома рассказал нам (и он указал на дом 'Абд Аллаха ибн Мас'уда): «Я спросил Пророка «Какое дело наиболее любимо Аллахом?» Он ответил: «Молитва в долж­ное время». «А потом?» — спросил я. Он сказал: «Потом — почитание родителей». Я спросил: «А потом?» Он ответил: «Потом — борьба на пути Аллаха». Он ('Абд Аллах,) сказал: «Он говорил мне об этом, и если бы я спросил еще, он ответил бы мне».

2. 'Абд Аллах, ибн 'Умарсказал: «Довольство Господа — в доволь­стве родителей. Гнев Господа — в родительском гневе».
2. Почитание матери

3. Дед Бахза ибн Хакйма сказал: «Я спросил: «О Посланник Аллаха, кого (из людей более всего) мне почитать?» Он ответил: «Свою мать». Я спросил: «Кого мне почитать?» — «Мать», — ответствовал он. Я спро­сил: «Кого мне почитать?» — «Мать», — ответствовал он. Я спросил: «Кого мне почитать?» Он ответил: «Своего отца, а потом родственников по степени близости родства».

4. 'Ата' ибн Йасар сообщил, что к Ибн 'Аббасу пришел человек и сказал: «Я предложил женщине стать моей женой, а она отказалась выхо­дить за меня. Другой посватался к ней, и она согласилась. Я приревновал


и убил ее. Есть ли для меня покаяние (т. е. как мне покаяться, чтобы мой грех был прощен)?» Он спросил: «Жива ли твоя мать?» — «Нет», — от­ветил человек. Он сказал: «Покайся перед Всемогущим Аллахом и ста­райся приблизиться к Нему по мере своих сил».

'Ата' сказал: «Я подошел к Ибн 'Аббасу и спросил его: «Почему ты спросил, жива ли его мать?» Он ответил: «Я не знаю дела более прибли­жающего к Аллаху, чем почитание матери».
3. Почитание отца

5. 'Абу Хурайра сказал: «Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха, кого
(из людей более всего) мне почитать?» — «Свою мать», — ответил он.
Он спросил: «А потом кого?» — «Свою мать», — ответил он. Он спро-
сил: «А потом?» — «Свою мать», — ответил он. Он спросил: «А потом
кого?» — «Свою мать». — ответил он. Он спросил: «А потом?» Он от-
ветил: «Своего отца».


6. 'Абу Хурайра поведал: «К Пророку Аллахапришел человек и
спросил: «Что ты мне повелеваешь?» Он ответил: «Почитай свою мать».
Затем он вновь задал ему тот же вопрос, и услышал: «Почитай свою
мать». Он еше раз повторил свой вопрос, и Пророк ответил: «Почитай
свою мать». Он повторил вопрос в четвертый раз, и последовал ответ:
«Почитай свою мать». Затем он задал этот вопрос в пятый раз, и Пророк
сказал: «Почитай своего отца».
4. Почитание родителей, даже если они не правы
7. Ибн "Аббас сказал: «Любому мусульманину, у которого оба роди-
теля — мусульмане, если он будет удовлетворяющим их и вести себя
почтительно. Аллах откроет двое ворот, т. е. Рая. А если бы он жил
только с одним из родителей, то ему откроются только одни ворота.
А если он рассердил одного из них, то Аллах не будет доволен до тех
пор, пока этот родитель не будет доволен им». Его спросили: «Даже
если они были не правы?» — «Даже если они были не правы», — от-
ветил он.

5. Мягкое обращение с родителями

8. Тайсала ибн Майас сказал: «Я был с наждитами [харижитами], ко­гда совершил грехи, которые я счел относящимися исключительно к чис­лу больших грехов. Я упомянул об этом Ибн 'Умару. Он спросил: «Что же это за грехи?» Я ответил: «То-то и то-то». Он заявил: «Они не при­надлежат к числу больших грехов, коих всего девять: придание сотова­рищей Аллаху, убийство человека, бегство с поля боя при наступлении, опорочивание чистой женщины, занятие ростовщичеством, присвоение собственности сироты, ересь в мечети, издевательство над другими и доведение родителей до слез своим непослушанием». Затем Ибн 'Умар спросил меня: «Хочешь избавить себя от Огня и войти в Рай?» «Клянусь Аллахом, да!»— ответил я. Он спросил: «Твои родители еще живы?» Я ответил: «Мать жива». Он сказал: «Клянусь Аллахом, если ты будешь мягко общаться с ней и содержать ее, то ты непременно войдешь в Рай, коль отдалишься от больших грехов».

9. Хишам ибн 'Урва пересказал со слов своего отца (пояснение к аяту): И преклоняй пред ними обоими крыло смирения и милосердия (17:24). Он сказал: «То есть не возражай ничему из того, что они полюбили».
6. Воздаяние должного родителям

10. 'Абу Хурайра поведал, что Пророксказал: «Дитя не сможет воз­дать должное своему родителю, кроме как в том случае, если найдет его рабом, выкупит его и освободит от рабства».

11. Са'йд ибн 'Абй Бурда сказал: «Я слышал, как мой отец рассказы­вал, что Ибн 'Умар наблюдал за тем, как один йеменец совершал обряд таваф (обход вокруг Каабы), неся на спине свою мать и приговаривая: «Я ее смиренный верблюд. Если верблюд пугает своего наездника, то я не пугаю». Затем он спросил: «Как ты думаешь, Ибн 'Умар, я воздал ей?» Он ответил: «Нет, даже ни за один ее стон». Потом Ибн 'Умар совершил таваф, пошел к Макаму 'Ибрах,йм и совершил молитву в два рак'ата, затем сказал: «О Ибн 'Абй Муса, воистину каждые два рак'ата искупа­ют то, что (было совершено) до них».
12. Марван (наместник города Медины) использовал 'Абу Хурайру в качестве своего доверенного лица, а жил он ('Абу Хурайра) в Зу-л-Хулайфе. Его мать жила в одном доме, а он — в другом. Когда он хо­тел выйти из дома, он останавливался у ее двери и говорил: «Мир те­бе, матушка, да будет с тобой милость Аллаха и Его благословение». Она отвечала: «Мир и тебе, сын мой, да будет с тобой милость Аллаха и Его благословение». Затем он говорил: «Да будет Аллах милостив к тебе за то, что ты воспитала меня, когда я был ребенком». Она отве­чала: «Да будет Аллах милостив к тебе за то, что ты почитаешь меня, когда я состарилась». Затем, если он хотел войти, он повторял то же самое.

13. 'Абд Аллах ибн 'Амр сказал: «К Пророкупришел человек, же­лающий дать присягу, чтобы совершить хиджру (переселение), оставив своих родителей со слезами на глазах. Пророк сказал: «Возвращайся к ним и заставь их смеяться так же, как ты заставил их плакать».

14. 'Абу Хазим рассказал, что 'Абу Мурра, слуга 'Умм Хани' бинт 'Абй Талиб, рассказывал ему, что однажды ездил с 'Абу Хурайрой на его участок земли в местечке ал-'Акык. Когда он вступил на свою землю, он изо всех сил крикнул: «Мир тебе, матушка, да будет с тобой милость Аллаха и Его благословение!» Она ответила: «И тебе мир, ми­лость Аллаха и Его благословение». Он сказал: «Да будет Аллах мило­стив к тебе, ибо ты воспитала меня, когда я был ребенком». Она ответила: «Сын мой, да вознаградит тебя Аллах добром, да будет Он доволен тобой за то, что ты почитаешь меня, когда я состарилась». Муса (один из пере­датчиков хадиса) сказал: «'Абу Хурайру звали 'Абд Аллах ибн 'Амр».
7. Неповиновение родителям

15. 'Абу Бакр сказал, что Посланник Аллахаспросил: «Сказать вам, какие из больших грехов являются наихудшими?» Он повторил это три раза. «Да, Посланник Аллаха», — последовал ответ. Он сказал: «Призна­ние кого бы то ни было ровней Аллаху и неповиновение родителям». Он полулежал, опершись на локоть, но затем сел и произнес: «И лжесвиде-


тельство». 'Абу Бакр сказал: «Он продолжал повторять это, и я подумал: «Хоть бы он остановился».



16. Варрад, писец, служивший у ал-Мугыры ибн Шу'бы, сказал:
«Му'авийа написал ал-Мугыре: «Напиши мне, что ты слышал от По-
сланника Аллаха». Варрад сказал: «Он продиктовал мне, и я записал:
«Воистину, я слышал, как он запрещал задавать слишком много вопро-
сов, бросать деньги на ветер и молоть языком».
8. Аллах проклинает того, кто проклинает своих родителей

17. 'Абу ат-Туфайль сказал: «'Али спросили: «Выделил ли вас (се-
мейство Пророка) Пророкчем-то, чем он не выделил других людей?»
Он ответил: «Посланник Аллаханас ничем не обособил, за исключе-
нием того, что у меня в ножнах моего меча». Он извлек из ножен свиток,
на котором было начертано: «Аллах проклинает всякого, кто приносит в
жертву животное чему-либо, кроме Аллаха. Аллах проклинает всякого,
кто крадет вехи, указывающие путь. Аллах проклинает всякого, кто про-
клинает своих родителей. Аллах проклинает всякого, кто предоставляет
кров тому, кто вводит новшества в религиозные заповеди».
9. Послушание родителям в том, что не является грехом

18. 'Абу ад-Дарда' сказал: «Посланник Аллахаповелел мне де-
вять дел: «Не ставь никого вровень с Аллахом, даже если тебя будут
резать на куски или поджаривать на огне. Не уклоняйся преднамеренно
от предписанной молитвы. Всякий, кто уклоняется от нее преднаме-
ренно, утратит покровительство Аллаха. Никогда не употребляй спирт-
ного, ибо оно — ключ ко всякому злу. Повинуйся родителям: даже ес-
ли они велят тебе отказаться от всего мирского, то откажись ради них.
Не оспаривай решения тех, кто облечен властью, даже если думаешь,
что ты прав. Не покидай поле боя, даже если ты погибнешь или твои
товарищи обратятся в бегство. Щедро трать деньги на семью. Не за-
махивайся палкой на родных. Побуждай свою семью бояться Аллаха,
Всемогущего и Славного».

19. 'Абд Аллах, ибн 'Амр сказал: «К Пророкупришел человек, же-
лающий принести присягу, чтобы совершить хиджру (переселение), и
упомянул, что оставил своих родителей со слезами на глазах. Пророк
сказал: «Возвращайся к ним и заставь их смеяться так же, как ты заста-
вил их плакать».


20. 'Абд Аллах ибн 'Амр сказал: «К Пророкупришел человек, же-
лающий совершать подвиги на пути Аллаха. Пророк спросил: «Живы
ли твои родители? — «Да», — ответил тот. Он произнес: «Тогда посвяти
себя им».
10. тот, кто отказывается ухаживать за родителями, не войдет в рай

21. 'Абу Хурайра поведал, что Пророксказал: «Да будет унижен!
Да будет унижен! Да будет унижен!» Его спросили: «О ком это, о По-
сланник Аллаха?» Он сказал: «Это о том, кто отказывается ухаживать
за родителями или за одним из них, когда они состарились, и поэтому
войдет в Ад».
11. Тому, кто почитает родителей, Аллах продлевает жизнь

22. Сахл ибн Му'аз передал со слов своего отца: «Тот, кто почитает
родителей, будет блажен, и Всемогущий Аллах продлит его жизнь».
12. Нельзя просить прощения для своего отца,
если он многобожник

23. Ибн 'Аббас по поводу слов Всевышнего: Если достигнет у тебя
старости один из них или оба, то не говори им — «уф!» и не кричи на них,
а говори им слово благородное. И преклоняй пред ними обоими крыло
смирения из милосердия и говори: ^ Господи! Помилуй их, как они воспи-
тали меня маленьким
(17:23-24), сказал: «Эти аяты конкретизированы
аятом из суры ат-Тауба: Не следует Пророку и тем, которые уверовали,


просить прощения для многобожников, если даже они были родственни­ками, после того как стало ясно для них, что они — обитатели Огня (т. е. после смерти их в многобожии)» (9:113).
13. Почитание родителей, являющихся многобожниками

24. Са'ад ибн 'Абй Ваккас сказал: «Со мной связано ниспослание че-
тырех аятов. Первый — когда моя мать поклялась, что не будет ни есть,
ни пить до тех пор, пока я не оставлю МухаммадаВсемогущий Аллах
ниспослал: А если они будут усердствовать, чтобы ты придан Мне в
сотоварищи то, о чем у тебя нет никакого знания, то не повинуйся им.
Сопровождай их в этом мире в добре и следуй по пути тех, кто обра-
тился ко Мне
(31:15). Второй — когда я взял меч, которым восхищался,
и сказал: «Посланник Аллаха, подари его мне!» Тогда был явлен такой
аят: ^ Они спрашивают тебя о добыче (8:1). Третий — когда я был болен,
а Посланник Аллахапришел ко мне, и я сказал: «Посланник Аллаха,
я хочу поделить имущество. Могу ли я завещать его половину?» Он ска-
зал: «Нет». «А треть?» — спросил я. Он промолчал, и после этого было
разрешено завещать треть имущества. Четвертый — когда я пил вино с
кем-то из 'ансаров. Один ударил меня по носу челюстной костью вер-
блюда. Я отправился к Пророку, и Всемогущий Аллах ниспослал за-
прет на спиртное».


25. 'Асма' бинт 'Абй Бакр сказала: «Во времена Пророкамоя мать при-
шла ко мне с надеждой (что я буду почитать ее). Я спросила Пророка
«Должна ли я обходиться с ней по-хорошему?» — «Да», — ответил он».

Ибн 'Уйайна сказал: «Тогда Аллах ниспослал по этому поводу: ^ Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за ре­лигии...» (60:8).


26. Ибн 'Умар сказал: «'Умар увидел, что продается шелковый халат.
Он сказал: «Посланник Аллаха, не хочешь ли купить этот халат и носить
его во время жум 'а и тогда, когда к тебе приходят делегации?» Он от-
ветил: «Такое может носить только тот, кому ничего не будет дано в по-
следующем мире». Затем Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах
и приветствует) подарили одежды, сделанные из этого же материала.

Он отослал один из халатов 'Умару. 'Умар сказал: «Как же мне носить его, если ты сказал о нем то, что сказал?» Пророк ответил: «Я отдал его тебе не для того, чтобы ты носил его. Ты можешь продать его или отдать кому-то другому». 'Умар отослал его одному из своих братьев, который жил в Мекке и еще не стал мусульманином».

^ 14. Человек не должен оскорблять своих родителей

27. 'Абд Аллах ибн "Амр сказал, что Пророксказал: «Оскорбление
своих родителей — один из больших грехов». Его спросили: «Как же их
можно оскорбить?» Он ответил: «Один оскорбляет другого, а тот, в свою
очередь, оскорбляет его мать и отца».


28. 'Абд Аллах ибн 'Амр сказал: «У Аллаха одним из больших грехов
считается оскорбление человеком своих родителей».
15. Наказание за неповиновение родителям

29. 'Абу Бакр поведал, что Пророксказал: «Нет никакого греха,
который с большей неизбежностью повлечет наказание в этом мире, вме-
сте с тем, которое последует в последующем мире, чем игнорирование
родственных уз и их разрыв».


30. 'Имран ибн Хусайн сказал: «Посланник Аллахасказал:
«Что вы скажете о прелюбодеянии, употреблении спиртного и во-
ровстве?» — «Аллаху и Его Посланнику больше ведомо об этом», —
ответили мы. Он заявил: «Это возмутительные деяния, и за них по-
следует наказание, но я скажу вам о самых наихудших из больших
грехов: приписывание равных Всемогущему Аллаху и неповиновение
родителям». Он полулежал, облокотившись, затем сел и добавил: «И
лжесвидетельство».

16. Поведение, доводящее родителей до слез
31. Ибн 'Умар сказал: «Доведение родителей до слез является непо-
слушанием и одним из больших грехов».


17. Молитва родителей

32. 'Абу Хурайра сообщил, что Пророксказал: «Три молитвы всегда
будут услышаны Аллахом, нет сомнения в этом: молитва угнетенного, мо-
литва путника и молитва родителей, возносимая ими за своих детей».


33. 'Абу Хурайра сообщил, что он слышал, как Посланник Аллаха
сказал: «Ни одно дитя человеческое не разговаривало в колыбели, кроме
'Йсы ибн Марйам и собеседника Журайжа». Его спросили: «Пророк
Аллаха, кто был собеседником Журайжа?» Пророк ответил: «Журайж был
монахом-отшельником. У порога его хижины находил пристанище пастух,
пасший коров, а к этому пастуху часто приходила женщина из деревни.

Однажды, когда отшельник молился, пришла его мать и позвала его: «Журайж!» Он спросил себя (находясь в молитве): «Мать или молитва?» Он пришел к заключению, что молитва важнее. Она окликнула его во второй раз, и вновь он спросил себя: «Мать или молитва?» Он подумал, что молитва важнее. Она крикнула в третий раз, и опять он спросил себя: «Мать или молитва?» И вновь он решил, что молитва важнее. Когда он не откликнулся на зов матери, она сказала: «Журайж, пусть не позволит тебе Аллах умереть, пока ты не посмотришь на лица красивых женщин». Потом она ушла.

Тем временем к царю привели деревенскую женщину, родившую ре­бенка. Он спросил:

  • Чей он?

  • Журайжа, — ответила она. Царь спросил:

  • Человека, живущего в хижине отшельником?

  • Да, — ответила она. Он приказал:

  • Разрушьте его жилище и приведите его ко мне.

Хижину рубили топорами до тех пор, пока она не рухнула. Руки от­шельника связали к шее, и повели его к царю. Проходя мимо красивых женщин, он заметил их и улыбнулся. Красавицы смотрели на него, как и все остальные люди.

Царь спросил:

  • Знаешь ли ты, что утверждает эта женщина?

  • Что она утверждает? — спросил он. Царь ответил:

  • Она утверждает, что ты — отец ее ребенка. Он спросил ее:



  • Ты так утверждаешь?

  • Да, — ответила она. Он спросил:

  • Где этот ребенок? Ему ответили:

  • Он в ее комнате.

Он пошел к ребенку и спросил:

  • Кто твой отец?

  • Пастух, — ответил ребенок. Тогда царь спросил:

  • Построить тебе дом из золота?

  • Нет, — ответил он.

  • Из серебра?

  • Нет.

Царь спросил:

  • Из чего же нам его построить? Отшельник сказал:

  • Сделайте его таким, каким он был. Тогда царь спросил:

  • Что заставило тебя улыбнуться?

— Я нечто осознал, — ответил он, — и это то, что молитва матери меня настигла.

И потом он рассказал им о случившемся».

18. Предложение стать мусульманкой матери-христианке

34. 'Абу Хурайра говорил: «Не было такого слышавшего обо мне иу­дея или христианина, которому бы я не нравился. Я хотел, чтобы моя мать стала мусульманкой, но она отказывалась. Я говорил ей об этом, но она по-прежнему отказывалась. Я пошел к Пророкуи попросил: «По­молись за нее Аллаху», и он помолился. Когда я пришел к ней, она уже стояла в дверном проеме дома и сказала: «'Абу Хурайра, я стала мусуль­манкой». Я рассказал об этом Пророкуи попросил: «Помолись Аллаху обо мне и моей матери». Он сказал: «О Аллах, сделай так, чтобы люди любили твоего раба 'Абу Хурайру и его мать».


^ 19. Почитание родителей после их смерти
35. 'Абу 'Усайд сказал: «Мы были у Посланника Аллаха , когда один
человек спросил: «Посланник Аллаха, осталось ли на мне какое-либо де-
ло, которое я должен совершить в качестве почитания своих родителей по-
сле их смерти?» Он ответил: «Да. Четыре дела: молиться за них и просить
прощения, исполнить их обязательства, почитать их друзей и поддержи-
вать родственные узы, установившиеся у тебя только благодаря им».


36. 'Абу Хурайра сказал: «Если у человека после смерти увеличится
запас добрых дел, он скажет: «О Господи, что же это такое?» «Твое дитя
просило прощения за тебя», — последует ответ.


37. Мухаммад ибн Сйрйн сказал: «Однажды вечером мы были у 'Абу
Хурайры, и он сказал: «О Аллах, прости 'Абу Хурайру и его мать, и всякого,
кто попросит о прощении их обоих». Мухаммад сказал: «С тех пор мы про-
сим об их прощении, чтобы быть вошедшими в молитву 'Абу Хурайры».


38. 'Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллахасказал: «Когда
человек умирает, все его деяния приостанавливаются, за исключением
трех: плодоносящей милостыни (данной им), знания, приносящего поль-
зу (им оставленного), или праведного ребенка, молящегося за него».


39. Ибн 'Аббас рассказал, что один человек сказал: «Посланник
Аллаха, моя мать умерла, не оставив завещания. Воздастся ли ей, если я
раздам милостыню от ее имени?» — «Да», — ответил Пророк.
20. Почитание того, с кем отец имел дружественные отношения

40. 'Абд Аллах ибн Динар поведал, что во время путешествия один
бедуин проезжал мимо Ибн 'Умара. Отец этого бедуина был другом отца


Ибн 'Умара. Бедуин сказал: «Не являешься ли ты сыном такого-то?» Он сказал: «Да, конечно». Ибн 'Умар приказал дать ему осла, который сле­довал за ним, а также снял чалму и передал ему. Один из людей сказал: «Разве не достаточно было бы дать ему пару дирхемов?» Он ответил: «Пророксказал: «Поддерживай то, чем дорожил твой отец. Не разры­вай эту связь, ибо Аллах погасит твой свет».

41. Ибн 'Умар рассказал, что Посланник Аллахасказал: «Самая наилучшая форма почитания состоит в том, чтобы поддерживать отно­шения с людьми, которых любил отец».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24




Похожие:

Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари iconИ. П. Шиповник на страже здоровья Москва Санкт-Петербург «Диля» 2008 ббк 36. 847 Н38 Авторские права на данную книгу охраняются Закон
ФЗ, от 20. 07. 2004 №72-фз (ст ст. 48 19). Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 12), а также Уголовным кодексом РФ...
Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари iconПрисоединившиеся регионы
Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Подольск, Воронеж, Великий Новгород, Дубна, Курск, Тамбов, Дмитров, Владимир, Калуга
Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари iconПортал нко: календарь на 31 января-13 февраля 2011 года
Москва, Санкт-Петербург, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань: Акции оппозиции, направленные на поддержку 31-й статьи Конституции РФ
Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари iconИсследование " Имидж движения «Наши» "
Города: Москва, Рязань, Курск, Красноярск, Орел, Брянск, Тула, Владимир, Дубна, Иваново, Калуга, Самара, Саранск, Томск, Чебоксары,...
Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари iconИсследование " Имидж движения «Наши» "
Города: Москва, Рязань, Курск, Красноярск, Орел, Брянск, Тула, Владимир, Дубна, Иваново, Калуга, Самара, Саранск, Томск, Чебоксары,...
Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари iconВасилий Дмитриевич захарченко, Вадим Александрович чернобров
Над пропастью нераскрытых тайн" вышла в свет трижды: в издательстве { kn } Санкт-Петербург, 1995 и в издательстве "современник",...
Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари iconРуководство по Диалогу голосов москва "эксмо" санкт-петербург домино 2003 удк 159. 9 Ббк 88. 6 С 81
Охватывает чувство напряжения или стыда, можно с уверенностью сказать, что мы опять имеем дело с «защитником/контролером»
Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари iconРеальность. Или как выйти из системы!? "Суть моя истина, поэтому я доверяю себе" (Вадим Карабинский)
География: Усинск (р. Коми), Смоленск, Зеленоград (Москва), Кимры (Тверская обл.), Санкт-Петербург, Петрозаводск (Карелия)
Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари iconИнститут Общественного Проектирования Сфера конкурс
География проекта: 8 регионов России (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Самарская обл., Краснодарский край, Рязанская...
Москва — Санкт-Петербург «диля» жизнеописание имама ал-бухари iconПрактикум по спортивной психологии Санкт-Петербург Москва ■ Харьков • Минск 2002 1 Практикум по спортивной психологии
Охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы