Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности icon

Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности

НазваниеСалихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности
страница1/3
Дата конвертации14.06.2013
Размер368.97 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Салихова

Елена Юрьевна


ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА

ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ


03.03.01 - Физиология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Душанбе – 2012


Работа выполнена на кафедре нормальной физиологии Карагандинском государственном медицинском университете


Научный руководитель: доктор медицинских наук,

профессор Миндубаева

^ Фарида Анваровна


Официальные оппоненты: доктор медицинских наук,

профессор Соколов

Александр Дмитриевич


кандидат медицинских наук

Солиев

Фатто Гаппаралиевич


Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский Государственный университет"


Защита состоится «17» мая 2012 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета К737.005.02 при Таджикском государственном медицинском университете имени Абуали ибни Сино (734003, г.Душанбе, проспект Рудаки,139)


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино


Автореферат разослан «16» апреля 2012г


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат медицинских наук, доцент Сагдиева Ш.С.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Приоритетной задачей современного общества является сохранение здоровья подрастающего поколения, совершенствование физиологических систем растущего и развивающегося организма в процессе его обучения и воспитания, разработка путей и средств сохранения высокой работоспособности учащихся в условиях современной школы. Результаты многочисленных исследований во всех странах мира заявляют о крайне неблагополучной ситуации со здоровьем школьников [Janz K.F et all 1992, Falgairette G., Gavvary O.1996, Алифанова2002,Заркешев, Сейдуманов2005,Braun J.M et all 2006 ,Безобразова2010]. Обучение в современных школах характеризуют как самый стрессонасыщенный период жизнедеятельности подрастающего поколения, тогда как именно в этот период закладываются и развиваются все потенциалы человеческой жизни. При всем многообразии стрессовых факторов, вызывающих напряжение регуляторных механизмов и снижение адаптации к растущим умственным нагрузкам школьников, первое место занимает снижение двигательной активности [GoldA.J., Zomitztr A. 1996,Быков, Исаев 2001, Kozakova M., Palombo C. 2007, Криволапчук 2009]. Именно двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующему нормальную жизнедеятельность, отводится основная роль в полноценном становлении и развитии физиологических систем организма. Таким образом, наше исследование посвящено изучению функционально состояния и механизмов адаптации организма школьников с разным уровнем двигательной активности в условиях сенсорной, информационной и психоэмоциональной перегрузок, обусловленных форсированным ритмом современной жизни.

^ Цель исследования: изучить физиологические механизмы, обеспечивающие адаптацию детей с разным уровнем двигательной активности, с выявлением ранних прогностических признаков дизадаптации.

^ Задачи исследования:

1.Изучить особенности мозгового кровообращения и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков с разным уровнем двигательной активности.

2. Выявить особенности функционального состояния миокарда подростков в зависимости от исходного тонуса вегетативной регуляции и уровня двигательной активности.

3. Изучить состояние регуляторных механизмов, обеспечивающих адаптацию подростков в условиях современной школы и выявить прогностические критерии дизадаптации.

^ Научная новизна

Впервые выявлены особенности мозгового кровообращения подростков, имеющих регулярные физические нагрузки, и подростков, находящихся в условиях обычного двигательного режима. Показано, что различный уровень двигательной активности влияет на показатели церебральной гемодинамики, обуславливающие широкие функциональные возможности адаптации подростков к различным стрессовым факторам. Комплексный подход в оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы и мозговой гемодинамики подростков с учетом исходного вегетативного тонуса позволил углубить представление об адаптационных возможностях организма школьников и механизмах их развития в условиях современной жизни, насыщенной инновационными методиками развивающего обучения. Впервые анализ гемодинамических показателей был проведен в процессе непрерывной дозированной физической нагрузки по протоколу Брюса, что позволило определить резервные возможности сердечно-сосудистой системы при разных режимах двигательной активности. Показано, что уровень двигательной активности, исходный вегетативный тонус оказывают существенное влияние на адаптационные возможности организма подростков, биоэлектрические процессы в миокарде, пульсовое кровенаполнение и тонус церебральных сосудов.

^ Практическая значимость

На основании полученных данных разработаны практические рекомендации по профилактике и коррекции отклонений в функциональном состоянии организма подростков с разным уровнем двигательной активности. Результаты исследования используются в работе спортивными, школьными врачами, врачами-кардиологами клиники «Аланда». Имеют теоретическое значение, дополняя и углубляя имеющиеся сведения в области физиологии сердечно-сосудистой, нервной системы и физиологии адаптации. Используются в лекционном материале, при проведении практических занятий со студентами по специальности «Общая медицина» дисциплина «Физиология-2», «Основы функциональной диагностики» в разделах «Физиология кровообращения», «Физиология нервной системы» на кафедре физиологии КГМУ и на кафедре физиологии с курсом валеологии КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова .

^ Основные положения, выносимые на защиту:

1. Уровень двигательной активности подростков оказывает существенное влияние на функциональное состояние мозговой гемодинамики и миокарда. Эластичность периферических артериальных сосудов головного мозга, тонус вен, венозный отток у школьников, не имеющих регулярной физической нагрузки, значительно снижены. Состояние миокарда зависит от исходного уровня вегетативной регуляции.

2. Уровень двигательной активности подростков оказывает существенное влияние на функциональное состояние центральной гемодинамики. Подростки, имеющие регулярные физические нагрузки имеют более высокий уровень функционирования адаптационных механизмов организма.

3 Основными прогностическими критериями неудовлетворительной адаптации организма к физической нагрузке являются: тип вегетативной регуляции в исходном состоянии и на высоте дозированной физической нагрузки, динамика САД и ДАД в предстартовый и восстановительный период, максимальное потребление кислорода и состояние эластичности сосудов бассейна сонной артерии.


^ Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования доложены и обсуждены на: республиканской научно-практической конференции «Актуальные вопросы медицинской реабилитации и спортивной медицины» ( Караганда ,2007); на ХХ Съезде Физиологического общества им. И.П. Павлова (Москва, 2007); на VI съезде физиологов Казахстана( Караганда,2007); на IV международной научно-практической конференции «Научное пространство Европы»(София,2008); на VI Сибирском физиологическом съезде(Барнаул,2008); на II Съезде физиологов СНГ (Кишинев, Молдова , 2008); на IV Всероссийском симпозиуме с международным участием «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение» (Ижевск,2008); на Международном симпозиуме «Современные проблемы лимфологии» (Алматы, 2009); на Международной научно-практической конференции «Наука и ее роль в современном мире» (Караганда,2010); на ХХI Съезде Физиологического общества им. И.П. Павлова (Калуга,2010) ); на III Съезде физиологов СНГ «Физиология и здоровье человека» (Ялта, Украина, 2011); на VII Съезде казахского физиологического общества с международным участием: «Современная физиология…- основа здоровья и долголетия»(Алматы,2011); на V всеросс. симпозиуме с международным участием «Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение» ( Ижевск, 2011); на международной научно-практической конференции «Достижения и перспективы кардиологии и кардиохирургии»(Караганда, 2011).

Публикации: По теме опубликовано 18 печатных работ, в том числе 1 статья в журнале, рецензируемых ВАК РФ.

^ Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 107 страницах компьютерного текста, состоит из введения, обзора литературы, главы материала и методов исследования 4 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографии. Диссертация иллюстрирована 15 таблицами и 32 рисунками. Список литературы включает источников на русском и английском языках.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материал и методы исследования. Обследовано 120 подростков, мужского пола, первой группы здоровья, в возрасте 15-16 лет, разделенных на две группы: I группа- 58 подростков, находящиеся в условиях обычной повседневной двигательной активности (занятия физкультурой в объеме школьной программы); II группа – 62 подростка с высоким уровнем двигательной активности (занимающиеся в спортивных секциях не менее 3раз в неделю, продолжительностью не менее 1часа).

Изучение мозговой гемодинамики проводили методом биполярной реоэнцефалографии во фронтомастоидальном (F-М) отведении с помощью реографического комплекса «Мицар-РЕО», что позволяло получить информацию о кровообращении бассейна внутренней сонной артерии [Зенков,Ронкин 1991]. Были использованы визуальный анализ реографической волны, анализ амплитудных и временных показателей реографической волны (А, I, D, Ом), отражающих период полного раскрытия сосуда и информирующих о состоянии сосудистой стенки. Проведена оценка скорости быстрого и медленного кровенаполнения (Ом/с), тонуса артерий головного мозга большого, среднего (α/Т, %) и малого калибра (дикротический индекс), тонуса вен (диастолический индекс) и венозного оттока.

Состояние ССС оценивали по показателям ЭКГ в 12 отведениях, частоте сердечных сокращений (ЧСС), артериальному давлению: систолическому (САД), диастолическому (ДАД), пульсовому (ПД), которые оценивали в состоянии покоя, при проведении нагрузочной пробы на тредмиле по стандартному протоколу Брюса, и в восстановительном периоде в течение 10-20 минут [Липовецкий,1985]. Нагрузка увеличивалась ступенчато без отдыха, продолжительность каждой ступени 3 минуты. Проба прекращалась при достижении субмаксимальных значений ЧСС и в случае появления неадекватных клинических или электрокардиографических критериев. Адаптацию к физической нагрузке оценивали по индексу функциональных изменений (ИФИ), тип регуляции вегетативной нервной системы (ВНС) определяли с помощью вегетативного индекса Кердо и методом анализа вариабельности сердечного ритма. Состояние общей активности регуляторных механизмов, резервные возможности организма изучали анализируя общепринятые статистические характеристики динамического ряда кардиоинтервалов: HR, SDNN, RMSSD , рNN50; показатели вариационной пульсометрии: Мо, АМо , MxDMn; производные показатели: ИН(индекс напряжения регуляторных систем), ПАРС( показатель активности регуляторных систем), ВП( вегетативный показатель).

Статистическая обработка данных проводилась по стандартным методикам с использованием табличного процессора «Microsoft Excel 2007». Изменения считали достоверными при р≤0,05 (по t-критерию Стьюдента).


^ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ функционального состояния мозгового кровообращения подростков выявил зависимость параметров и показателей реоэнцефалограммы(РЭГ) от уровня двигательной активности. Визуальный анализ реоэнцефалограмм подростков с разным уровнем двигательной активности выявил разницу внешней формы реографической волны и ее отдельных деталей. У 60% обследуемых подростков I группы на нисходящей части реографической волны отмечается дополнительная волна, которая больше смещена к вершине, инцизура менее выражена, чем у подростков II группы. Выявленные изменения нисходящей части реографической волны указывают на повышение тонуса периферических сосудов и вен у подростков, не имеющих регулярных физических нагрузок.

Влияние уровня двигательной активности выявлено при анализе амплитудных параметров реоэнцефалограммы подростков. Максимальная амплитуда реоволны (А,Ом) подростков II группы выше (0,148±0,004 Ом в правом, 0,149 ±0,003 Ом в левом отведении), чем у подростков I группы (0, 120±0,001 Ом и 0,121± 0,09 Ом соответственно), что свидетельствует о лучшем кровенаполнении церебральных сосудов подростков, занимающихся спортом. Величина амплитуды реографической волны на уровне инцизуры (I,Ом) и величина амплитуды на уровне дикротического зубца (D,Ом) также выше у подростков II группы (табл.1).Таким образом, амплитудные параметры, являющиеся показателями интенсивности кровоснабжения и тонуса артериального русла, свидетельствуют о лучшем кровообращении бассейна внутренней сонной артерии подростков, имеющих повышенную двигательную активность. Кровоснабжение левого (FMs) и правого(FMd) полушарий равномерно как в I–ой, так и во II-ой группе исследуемых (табл. 1).

Таблица 1

Амплитудные параметры реоэнцефалограммы подростков, находящихся в режиме обычной (I группа) и повышенной двигательной активности (II группа)

Амплитудные

показатели (Ом)

I группа

II группа

FMd

FMs

FMd

FMs

А

0,120±0,001

0,121±0,009

0,148±0,004*

0,149±0,003*

I

0,070±0,002

0,067±0,002

0,082±0,003*

0,076±0,009

D

0,079±0,002

0,075±0,001

0,100±0,005*

0,089±0,003*

*Достоверные различия показателей по сравнению с I группой ( р<0.05).

Анализ времени восходящей части реографической волны (А, с), характеризующий период полного раскрытия крупных артериальных сосудов, показал значения, соответствующие высшей границе нормы для исследуемого возраста (М.А. Ронкин,1991) . Таким образом, у подростков, не занимающихся спортом, отмечается более ригидная сосудистая стенка, о чем свидетельствует удлинение времени полного раскрытия сосудов левого полушария (0,124±0,003 с) (табл.2). Такое временное значение восходящей части реоволны характерно для взрослого населения, у которых отмечается возрастное снижение эластичности мозговых сосудов. Отношение времени восходящей части реографической волны к длительности всей реоволны (А/Т, % )показывает повышение тонического напряжения сосудов у первой группы подростков( 17,83 % в правом и 16,25 % в левом полушариях). У второй группы подростков, этот показатель значительно ниже(15,17% и 13,98% соответственно) (табл.2).

^ Таблица 2

Временные показатели мозговой гемодинамики подростков с разным уровнем двигательной активности


Временные

показатели(с)

I группа

II группа

FMd

FMs

FMs

FMs

А, с

0,115±0,003

0,124±0,003

0,112±0,005*

0,115±0,002*

А1, с

0,053±0,001

0,059±0,001

0,050±0,001*

0,051±0,008

Т, с

0,744±0,080

0,757±0,080

0,738±0,060

0,725±0,060

(А/Т)%

17,83±0,21

16,25±0,30

15,17±0,41*

13,98±0,51*

*Достоверные различия показателей по сравнению с I группой ( р<0.05).


Показатель максимальной скорости быстрого наполнения, характеризующий кровенаполнение крупных артериальных сосудов значительно выше у подростков II группы (3,54±0,50 Ом/с в правом, 2,35±0,40 Ом/с в левом полушариях). Скорость кровенаполнения крупных артериальных сосудов у обычных школьников значительно ниже (1,88±0,20 Ом/с и 1,75±0,35 Ом/с соответственно). Средняя скорость медленного кровенаполнения, свидетельствующая о раскрытии средних и мелких артериальных сосудов головного мозга, у спортсменов в 2 раза выше, чем у обычных школьников (табл.3).

^ Таблица 3

Зависимость показателей РЭГ подростков от уровня двигательной активности



Показатели

I группа

II группа

FMd

FMs

FMd

FMs

Скор.быстр.кровенаполнения, Ом/сек

1,88±0,20

1,75±0,35

3,54±0,50*

2,35±0,40*

Скор. медл. кровенаполнения, Ом/сек

0,47±0,09

0,42±0,13

0,78±0,07*

0,67±0,10*

Модуль упругости, %

18,7±0,43

24,9±0,21

13,1±0,32*

13,1±0,22*

*Достоверные различия показателей по сравнению с I группой ( р<0.05).


Кровенаполнение артериальных магистральных и периферических сосудов правого полушария происходит быстрее, чем левого в обеих исследуемых группах. Модуль упругости, свидетельствующий об эластичности артериальных сосудов ниже у детей I группы на 30% справа и на 47% слева. Таким образом, наши исследования показали лучшую эластичность сосудов бассейна внутренней сонной артерии у подростков, имеющих регулярную физическую нагрузку. У обычных школьников эластичность церебральных сосудов правого полушария на 25% лучше эластичности сосудов левого полушария (табл.3).

Дикротический индекс(ДКИ) ,характеризующий тонус артериол и зависящий от периферического сопротивления сосудов, выявил достоверные отличия у подростков исследуемых групп. 70% исследуемых подростков II группы имели показатели соответствующие норме, у 30% исследуемых данной группы выявлено снижение ДКИ на 16%,повышение тонуса артериол у тренированных подростков не отмечено. У школьников, не имеющих физической нагрузки, повышение тонуса отмечается у 15% обследуемых, 35% подростков этой группы выявило снижение ДКИ на 19%, нормальные показатели отмечены только у 50% обследуемых. Таким образом, тонус артериол головного мозга у подростков II группы можно считать удовлетворительным, подростки I группы имеют удовлетворительный тонус артериол только в 50% исследований. Диастолический индекс(ДАИ), который отражает состояние оттока крови из артерий в вены и тонус вен соответствует возрастным показателям у 80% подростков II группы и у 33% подростков I группы. У 50% школьников с обычным двигательным режимом выявлено снижение ДАИ и повышение данного индекса у 17% исследуемых. Таким образом, анализ дикротического и диастолического индексов РЭГ выявил удовлетворительное состояние тонуса вен у тренированных подростков и выраженное снижение эластичности венозных сосудов у школьников, не имеющих регулярной физической нагрузки.

Исходные показатели ЧСС у 63,15% подростков II группы и у 100% подростков I группы были несколько выше возрастной нормы, что можно объяснить условно-рефлекторным механизмом в ожидании старта.

Величины САД, ДАД и ПД у 96,67% тренирующихся подростков в покое находились в пределах нормы. У 3,33% учащихся данной группы и 20% учащихся, не имеющих регулярных физических нагрузок, отмечалось повышение САД до 140 мм рт.ст. На стадии преднагрузки и на 1 ступени пробы САД тренирующихся подростков снизилось до 130 -120 мм рт.ст. У обычных школьников снижение показателей САД не отмечалось. У 100% испытуемых второй и 90 % первой группы в состоянии покоя отмечался удовлетворительный уровень адаптации ССС.

При прохождении нагрузочной пробы среди подростков второй группы, у 13,33% исследуемых, проба была прекращена на 3-ей и 4-ой ступени тредмил-теста, в связи с появлением неадекватной реакции со стороны сердечно-сосудистой системы: подъем САД до 180 мм рт.ст., ДАД до 90 мм рт.ст., экстрасистолия, выраженный подъем сегмента ST до +2,8 мм в отведении V5. Все эти изменения свидетельствовали о гипертоническом типе реакции на физическую нагрузку. На 5-ой ступени нагрузки проба была прекращена у 36,66% испытуемых в связи с достижением ими субмаксимальной ЧСС, из неадекватных реакций в одном случае отмечалось появление в отведении V5 депрессии сегмента ST до -0,8 мм при исходном подъеме до 1,1 мм, что является прогностическим критерием развития ишемии миокарда. На 6-ой ступени субмаксимальной ЧСС достигли 33,33% испытуемых первой группы. У 10% тренирующихся подростков проба была остановлена в связи с появлением депрессии сегмента ST до -0,9 мм в отведении V5, высокого зубца T в грудных отведениях. У 6,66% испытуемых проба была прекращена на 7-й ступени нагрузки при отсутствии достижения субмаксимальной ЧСС .У одного из спортсменов была выявлена полная блокада правой ножки пучка Гиса. У 20% учащихся I группы проба была прекращена на первой ступени нагрузки, у 40% - на 4-ой и 5-ой, в связи с достижением ими субмаксимальной ЧСС. На 4-ой и 5-ой ступени нагрузочной пробы у 2-х подростков диагностирована неполная блокада правой ножки пучка Гиса .

Нами был проанализирован тонус ВНС на всех ступенях физической нагрузки. Следует отметить, что по мере возрастания нагрузки как у подростков первой, так и второй группы увеличивался тонус симпатической нервной системы. Однако у тренирующихся подростков активация симпатического отдела ВНС с увеличением физической нагрузки более выражена, о чем свидетельствует увеличение индекса Кердо почти в 2 раза: от 24,69±5,42 на 1-ой ступени до 52,8±5,21 на 5-ой .

Следует отметить, что при проведении нагрузочной пробы изменения ЧСС у подростков II группы носили плавный характер, у первой – хаотичный, что свидетельствует о нестабильности регуляции ВНС у данной группы подростков. Восстановительный период исследуемых второй группы проходил через отрицательную фазу пульса, которую отмечали некоторые исследователи [Дембо, Земцовский 1989], что свидетельствует о более совершенной регуляции сердечно-сосудистой системы при адаптации к физической нагрузке подростков, имеющих регулярные физические нагрузки .

В период восстановления (на 10мин) у 90% подростков второй группы и 70% первой группы был отмечен удовлетворительный уровень адаптации; у 10% и 20% соответственно - напряжение адаптационных механизмов; у 10% первой группы - срыв адаптации. У юношей 2-ой группы восстановление исходной ЧСС было зарегистрировано у 53,33%, среди юношей 1-ой группы реституция наступила у 50% исследуемых. Таким образом, результаты наших исследований свидетельствуют о более высоком уровне функционирования адаптационных механизмов ССС у учащихся, имеющих регулярные физические нагрузки.

Электрокардиографический анализ показал, что функциональное состояние миокарда подростков зависит от исходного типа вегетативной регуляции сердечного ритма и уровня двигательной активности. Более адекватная реакция коронарного кровотока выявлена у тренированных подростков, о чем свидетельствуют: более низкая амплитуда зубца Р в предстартовом состоянии и меньший его прирост в процессе возрастающей физической нагрузки, однонаправленность изменений высоты зубцов Р и Т в сторону прироста у подростков с исходным преобладанием симпатического и парасимпатического влияния вегетативной регуляции, более низкий зубец Р на фоне повышенного зубца Т и удлиненного интервала QT у подростков с уравновешенным типом регуляции ВНС (табл.4).
  1   2   3




Похожие:

Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности iconКарта медико-педагогического контроля №1 по определению показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики за 2011 – 2012 учебный год
Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях
Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности iconУрок 21. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья
Цель: рассмотреть роль двигательной активности и закаливания организма в укреплении здоровья
Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности iconСредства и методы повышения двигательной активности детей на прогулке
Использование прогулки в целях развития движений детей дошкольного уровня
Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности iconРежим двигательной активности детей 2-3 лет 2013-2014 учебный год

Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности iconУкрепление здоровья младших школьников средствами физической культуры
Практически все специалисты сходятся во мнении, что одной из причин сложившейся ситуации является дефицит двигательной активности...
Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности iconКонсультация для родителей «Формирование первоначальных трудовых навыков у детей»
Трудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма ещё ограничена. Но в данном возрасте у детей формируются...
Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности iconУрок 35 значение двигаетльной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности, необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой предмет: обж
Цель: дать представление о значении двигательной активности и закаливающих процедур для здоровья человека
Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности iconУрок 8 утомление и переутомление. Причины переутомления и его профилактика. Гиподинамия
Показать роль двигательной активности, физических усилий в укреплении здоровья; формирование понятия о здоровом образе жизни
Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности iconОбщие положения: Права воспитанника
Проявления собственной активности в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей Центра
Салихова Елена Юрьевна оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности iconУрок 36 правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания и укрепления здоровья предмет: обж. Класс: 10. Дата: 25. 02. 2012. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель: дать представление о значении двигательной активности и закаливающих процедур для здоровья человека
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы