Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году icon

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году

НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году
Дата конвертации08.10.2012
Размер121.4 Kb.
ТипМетодические рекомендации



Министерство


ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

площадь Революции, д. 4, Челябинск, 454113

Тел. (351) 263-67-62, факс (3512) 63-87-05

E-mail: moin@chel.surnet.ru, www.minobr74.ru

ОКПО 00097442, ОГРН 1047423522277

ИНН/КПП 7451208572/745101001


22 сентября 2010 №103/4515




Руководителям

муниципальных органов

управления образованием




Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 г. № 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497 «Об утверждении Положения об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области»).

Всероссийская олимпиада школьников по технологии играет важную роль в формировании технологической культуры школьников. Она носит просветительский, воспитательный и обучающий характер, поэтому конкурсные и внеконкурсные мероприятия Олимпиады должны быть организованы в соответствии с принципами современной педагогической науки, а разработку методических основ мероприятий Олимпиады следует считать ключевым этапом подготовки к ее проведению.

В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки от 2.12.2009 № 695, школьный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010/2011 учебном году проводится во всех субъектах Российской Федерации с 1 октября по 15 ноября 2010 г.

В разработке методики проведения школьного этапа Олимпиады участвуют учителя, методический и экспертный советы по предмету. Оргкомитет школьного этапа Олимпиады утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций региональных и центральных предметно-методических комиссий.

В процессе подготовки к каждой следующей Олимпиаде необходимо вести поиск наилучших форм и методов проведения Олимпиады по технологии. Школьный этап всероссийской олимпиады школьников допускает достаточно свободную форму организации с тем, чтобы учитель мог проявить творческий подход и учесть местные условия обучения и наличие учебно-материальной базы.

Школьный этап Олимпиады проводится среди учащихся 5-11 классов, желающих

принять в ней участие. Олимпиаду можно проводить как во время уроков, например, провести «Олимпиадную неделю», так и во внеурочное время. Если желающих принять участие в Олимпиаде больше, чем позволяет материальное оснащение кабинета, можно разделить учащихся по группам и проводить Олимпиаду в разное время.

При разработке плана проведения школьного этапа Олимпиады необходимо учитывать контингент учащихся, уровень их подготовки, учебно-материальную базу мастерских, профиль школы, региональные особенности.

Школьный этап включает в себя теоретический конкурс, практические задания и защиту творческих проектов. Для проведения теоретического конкурса для каждого участника должны быть распечатаны контрольные вопросы и задания.

Для проведения конкурса практических работ должны быть подготовлены технологические карты с чертежами и рисунками и демонстрационные образцы.

Практическое задание может быть подготовлено по одному из основных разделов курса «Технология». Практические задания должны быть построены таким образом, чтобы при их выполнении школьник максимально использовал весь набор знаний и умений, полученный им в процессе обучения. Степень сложности задания должна соответствовать уровню теоретической и практической подготовки учащихся в данной возрастной группе.

В практические задания по направлению «Обслуживающий труд», помимо заданий по обработке материалов, дополнительно включаются задания по конструированию и моделированию.

Для удобства контроля данной практической работы для проверяющих необходимо подготовить карты пооперационного контроля и правильно выполненные чертежи модельных конструкций на каждое задание.

При разработке практических заданий по технологии нецелесообразно давать на конкурс обработку сложных трудоемких изделий, так как они требуют неоправданно больших затрат времени и сил учащихся, которые получат не только физическую усталость, но и нервное переутомление. Аргументом в пользу выбора небольших по объему заданий по технологии является также то, что при выполнении сложного задания основным становится фактор скорости, а не знаний и умений, что более соответствует профессиональным конкурсам.

Для того чтобы участники Олимпиады при выполнении практического задания по технологии выполняли одинаковые технологические операции, должна быть разработана подробная инструкционная технологическая карта с чертежами и рисунками на выполнение каждого задания. Только в этом случае возможна однозначная и объективная оценка качества выполнения практического задания каждым участником по заранее подготовленным критериям.

Для оценки результатов практических работ необходимо разрабатывать карты по пооперационного контроля, по которым будет определяться степень владения безопасными приемами труда, умение выбирать инструменты, приспособления и материалы для работы, понимание технологической документации, точность и аккуратность выполнения технологического задания, правильное выполнение влажно-тепловой обработки. В этом случае профессиональное жюри может с высокой точностью и объективностью оценить все эти параметры при выполнении учащимися заданных технологических операций по заранее подготовленным качественным и количественным параметрам.

Победителей и призеров школьного этапа Олимпиады необходимо определять в каждой параллели с 5 по 11 класс. Победитель определяется по суммарному результату выполнения теоретических, практических заданий и конкурса проектов.

Для проведения конкурсов должны быть подготовлены аудитории и мастерские. На каждой аудитории и мастерской должна быть табличка с указанием номеров участников, которые будут здесь работать. Кроме этого, необходимо определить заранее дежурных по каждой аудитории, которые перед началом конкурса собирают свои группы и проводят их в аудитории.

В качестве аудиторий для теоретического конкурса целесообразно использовать школьные кабинеты и мастерские, обстановка которых привычна участникам и настраивает их на работу. Каждому участнику Олимпиады должен быть предоставлен отдельный стол или парта.

В каждой аудитории должны быть дежурные. Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, температура 20-22˚С, влажность 40-60%.

Для решения задач целесообразно каждому участнику иметь калькулятор. Пользоваться мобильными телефонами запрещено.

В качестве аудиторий для выполнения практических работ по технологии изготовления швейных изделий лучше всего подходят швейные мастерские, в которых оснащение и планировка рабочих мест создают оптимальные условия для проведения этого этапа. У каждого участника должно быть свое рабочее место, оснащенное всем необходимым для работы: швейной машиной, нитками, ножницами, иглами ручными, наперстком, мелом, линейкой, булавками, игольницами, укладками, инструкционными картами, емкостью для сбора отходов. Для выполнения практической работы необходимо подготовить выкройки и ткань или детали кроя для каждого участника.

В аудитории должно быть оборудовано не менее трех рабочих мест для ВТО: гладильная доска, утюг, проутюжильник, вода для отпаривания.

В аудитории должны постоянно находиться преподаватель для оперативного решения возникающих вопросов и механик для устранения неполадок швейных машин. В мастерских должны быть таблицы по безопасным приемам работы.

Презентацию проектов лучше всего проводить в актовом зале, который способен вместить всех желающих. В зале обычно имеется сцена с занавесом, который позволяет организовать быструю смену моделей и декораций.

Вход в зал должен быть с противоположной стороны от места презентации проекта. Актовый зал желательно хорошо оформить, например, выставкой творческих работ учащихся. Для проведения презентаций необходимо наличие компьютера, проектора-мультимедиа, экрана, устройства для крепления плакатов, изделий, демонстрационные столы (3 штуки), манекены, скотч для крепления экспонатов, столы для жюри, таймер.

Рядом с актовым залом, где проводится презентация проектов, должна быть аудитория по подготовке участников к защите. Там должны быть утюг с гладильной доской, зеркало, достаточное количество розеток (для фенов, щипцов и т.п.), вешалки.

Для проведения всех конкурсов, работы жюри и оргкомитета необходимы канцелярские принадлежности: офисная бумага формата А4; авторучки синего (для участников), черного и красного (для жюри) цветов; папки и блокноты для жюри и оргкомитета; настольные калькуляторы для жюри; линейки; фломастеры и маркеры; прозрачные файлы (А4) для документации; самоклеющиеся бумажные этикетки разных цветов для маркировки рукописей проектов, стендовых докладов и тезисов; картонные коробки для хранения и транспортировки рукописей проектов, тезисов, заполненных бланков ответов на задания теоретического конкурса и другой документацией.

Регламент проведения школьного этапа включает тестирование учащихся в течение 1 часа (60 минут), выполнение практических работ в течение 2,5 часов (150 минут) и презентацию проектов. Порядок выполнения тестирования, практических работ и презентацию проектов определяет жюри школьного этапа.

Для удобства подсчета результатов теоретического конкурса за каждый правильно выполненный тест участник конкурса получается один балл. Если тест выполнен неправильно или только частично - ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла за тест, выполненный наполовину. Формулировка свободных ответов на контрольные вопросы и задания не обязательно должна точно совпадать с ответом, прилагаемым к заданию. Здесь правильность ответа должна оцениваться по общему смыслу и по ключевым словам.

Максимальное число баллов за выполнение теоретического задания – 35.

Максимальное число баллов за выполнение практической работы – 40.

Максимальное число баллов за выполнение и презентацию проектов – 50.

Творческая работа оценивается экспертным методом, при этом учитываются следующие критерии.

^ Критерии оценки творческих проектов на школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии

, фамилия школьников и тема проекта










^ Оценка пояснительной записки проекта (до 10 баллов)

1

Общее оформление










2

Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта










3

Сбор информации по теме проекта.

Анализа прототипов










4

Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи










5

Выбор технологии изготовления изделия










6

Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления










7

Разработка конструкторской документации, качество графики.










8

Описание изготовления изделия










9

Описание окончательного варианта изделия










10

Эстетическая оценка выбранного варианта










11

Экономическая и экологическая оценка готового изделия










12

Реклама изделия










^ Оценка изделия (до 25 баллов)

1

Оригинальность конструкции










2

Качество изделия










3

Соответствие изделия проекту










4

Практическая значимость










^ Оценка защиты проекта (до 15 баллов)

1

Формулировка проблемы и темы проекта










2

Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи










3

Описание технологии изготовления изделия










4

Четкость и ясность изложения










5

Глубина знаний и эрудиция










6

Время изложения










7

Самооценка










8

Ответы на вопросы










Итого (до 50 баллов)










В целом учащиеся могут получить соответственно 125 баллов.

Проверка и разбор выполненных олимпиадных заданий и оценка проектов школьного этапов Олимпиады осуществляется жюри в соответствии с разработанными критериями.

Жюри всех этапов Олимпиады рассматривает совместно с оргкомитетом соответствующего этапа апелляции.


Начальник управления общего образования и социальной поддержки детей



Т.В. Абрамова



Зуева Флюра Акрамовна, (351) 264-0151

Разослать: в дело, ЧИППКРО, отдел ОКО (Айткуловой Л.В.)





Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2010-2011 учебном году

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы