Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году icon

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году

НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году
Дата конвертации08.10.2012
Размер127.05 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Министерство


ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

площадь Революции, д. 4, Челябинск, 454113

Тел. (351) 263-67-62, факс (3512) 63-87-05

E-mail: moin@chel.surnet.ru, www.minobr74.ru

ОКПО 00097442, ОГРН 1047423522277

ИНН/КПП 7451208572/745101001


22 сентября 2010 №103/4497




Руководителям

муниципальных органов

управления образованием




Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 г. № 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497 «Об утверждении Положения об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области»).

Школьный этап Олимпиады проводится с 01 октября по 15 ноября 2010 года.

Для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву создаются организационный комитет и жюри школьного этапа Олимпиады.

Школьный этап Олимпиады проводятся в очном режиме. Задания олимпиады выполняются письменно.

В школьном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 9-11-х классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Участниками школьного этапа Олимпиады по праву могут быть на добровольной основе все учащиеся 9-11-х классов образовательного учреждения. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются (п. 8 Положения).

Школьный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению школьного этапа Олимпиады. Требования к проведению школьного этапа Олимпиады разрабатываются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций региональной и центральной предметно-методических комиссий Олимпиады и утверждаются оргкомитетом школьного этапа Олимпиады (п. 21 Положения).

В требования для школьного этапа Олимпиады рекомендуется включить следующие общие позиции:

1) Дата проведения этапа Олимпиады на основании п.п. 20,29 Положения.

2) Время проведения Олимпиады для каждой параллели (см. рекомендации ниже).

3) Функции Оргкомитета и Жюри школьного этапа Олимпиады.

4) Порядок регистрации участников.

5) Материально-техническое обеспечение этапа Олимпиады (см. рекомендации).

6) Форма проведения Олимпиады (выполнение письменных заданий на проштампованных листах для ответов, указание на время выполнения заданий (см. рекомендации).

7) Порядок проверки работ и их оценивание (см. рекомендации ниже).

8) Порядок сообщения об итогах проверки олимпиадных заданий (сроки, указание места и способа ознакомления с результатами).

9) Порядок разбора заданий.

10) Порядок показа работ с комментариями проверяющих.

11) Порядок проведения апелляций (рекомендуется составить на основе приложения к данным рекомендациям с учетом специфики этапа Олимпиады).

12) Порядок подведения итогов этапа (см. рекомендации).

Задания каждой возрастной параллели (9, 10, 11 класс) составляются в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом (партой). Для каждого участника школьного этапа необходимо подготовить распечатанный комплект заданий. Для выполнения заданий учащиеся обеспечиваются проштампованными школьными тетрадными листами или листами А4 в количестве, которое определит муниципальная предметно-методическая комиссия, формировавшая олимпиадные задания.

Участники школьного этапа должны быть обеспечены листами для черновиков.

Участники должны иметь собственные авторучками с синими или фиолетовыми чернилами. Оргкомитету рекомендуется иметь для участников запасные авторучки того же цвета.

Оргкомитет, жюри школьного этапа, муниципальная предметно-методическая комиссия должны быть обеспечены необходимыми для выполнения их функций канцелярскими принадлежностями и оргтехникой.

Участники школьного этапа Олимпиады имеют право на просмотр своей работы и подачу апелляции. Просмотр работ участниками и подача апелляции проводится не позднее 2 дней с момента проведения школьного этапа Олимпиады. Во время просмотра работы участнику Олимпиады предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными предметно-методической комиссией данного этапа Олимпиады.

В случае несогласия с выставленными баллами участник Олимпиады имеет право подать апелляцию на имя председателя жюри. Апелляции по вопросам содержания и структуры олимпиадных заданий, критериям и методике оценивания олимпиадных заданий не принимаются.

Для рассмотрения апелляции создается апелляционная комиссия, персональный состав которой формируется и утверждается оргкомитетом Олимпиады. Председателем Комиссии является председатель оргкомитета. Комиссия состоит из членов жюри.

По результатам рассмотрения апелляции комиссия может принять решение либо об отклонении апелляции ввиду отсутствия ошибок в оценивании ответов и сохранении выставленных баллов, либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов (баллы могут быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).

Решения апелляционной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса.

Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.

Победители и призеры школьного этапа Олимпиады определяются по трем возрастным параллелям 9, 10, 11 класс. Победителями и призерами олимпиады признаются участники, набравшие лучшие результаты по итогам выполнения всех типов заданий Олимпиады.

Результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников по каждой параллели, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке.

Победители и призеры Олимпиады определяются на заседании жюри школьного этапа Олимпиады по окончании проведения и утверждения результатов апелляций в соответствии с квотой, установленной организатором муниципального этапов. Решение жюри оформляется протоколом, который подписывает председатель жюри и все члены.

Итоги Олимпиады должны быть размещены на стенде или сайте организатора школьного этапа Олимпиады.

Олимпиадные задания для проведения школьного этапа разрабатываются предметно-методической комиссией муниципального этапа с учетом методических рекомендаций региональной и центральной предметно-методических комиссий Олимпиады.

Содержание заданий Олимпиады по праву определяются Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по праву (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 с дальнейшими изменениями).

При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который готовится для внедрения в образовательные учреждения Российской Федерации.

Олимпиада по праву является предметной и проводится «по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (п.7 Положения о всероссийской олимпиаде школьников).

С учетом особенностей требований к олимпиадным заданиям, которые в своей совокупности отличаются от традиционных форм контроля, текущей и итоговой аттестации учащихся, в них должны найти отражение:

- нормативные требования к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- творческий характер соревнований;

- общая культура участников, их эрудированность.

Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном уровне:

1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном этапе Олимпиады определяет муниципальная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения Олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций региональной и центральной предметно-методических комиссий.

3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени, глубины их рассмотрения на уроках ко времени проведения школьного этапа Олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. Сочетание заданий с кратким ответом (тесты) до развернутого текста (решение правовых задач).

6. Представление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

7. Опора на межпредметные связи в части заданий.

Возможен следующий алгоритм подготовки заданий Олимпиады по праву для каждой параллели участников школьного этапа:

1. определение целей проведения школьного этапа на основе общего целеполагания всероссийской олимпиады школьников;

2. определение того, какие содержательные линии, в какой степени, и на основе какого учебно-методического комплекса изучены школьниками данной параллели к началу этапа Олимпиады;

3. вычленение дидактических единиц, вынесение которых в олимпиадные задания наиболее целесообразно;

4. выделение типов заданий, доступных для выполнения учащимися данной параллели, позволяющих в наибольшей степени выявить уровень их подготовленности, творческие задатки;

5. определение ориентировочного времени выполнения каждого из предлагаемых заданий для вывода о возможном наборе комплекта для параллели.

Наиболее распространенными типами заданий Олимпиады по праву являются:

1. Тест. Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).

2. Соответствие элементов из двух или нескольких перечней.

3. Работа с таблицами и схемами:

1) составьте таблицу, используя все предложенные понятия и термины, отразив их соотношение

2) начертите схему, которая, например, отражает принципы построения правовой нормы.

4. Задания по работе с правовыми понятиями:

4.1. Правильность написания правовых терминов (раскройте содержание понятий или перечислите признаки или гарантии).

4.2. Замена выделенного фрагмента правовым термином.

5. Работа с правовыми текстами:

5.1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний.

5.2. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.

5.3. Поиск и исправление ошибок в тексте.

6. Правовые задачи (например: правовая ситуация… необходимо ответить кратко или с обоснованием ответа):

6.1. Какое решение вынесет суд?

6.2. Правомерны ли действия (требования) Х.? Кто прав в этой ситуации?

6.3. Какой из законов подлежит применению? К какому нормативному акту нужно обратиться для решения спора? Какой нормативный акт регулирует этот вопрос?

6.4. Будет ли Х. привлечен к ответственности? К какому виду ответственности будет привлечен Х.?

6.5. Может ли Х. обратиться в суд за защитой своих прав?

6.6. Правомерен ли отказ Х. от исполнения обязательств по договору?

6.7. Кто должен разрешить конфликт?

6.8. Возможно ли обжалование решения?

7. Расшифровка аббревиатуры.

8. Перевод или соотнесение латинских выражений.

Муниципальная предметно-методическая комиссия Олимпиады обеспечивает ее проведение не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их оценивания.

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения. Ниже дается таблица, которая содержит рекомендации по времени, отводимому для работы школьников на школьном этапе Олимпиады.


Класс

Типы заданий, баллы

Время

9 класс

тесты – 50 баллов

задания – 25 баллов

задачи – 25 баллов

60 минут

10 класс

тесты – 35 баллов

задания – 15 баллов

задачи – 50 баллов

80 минут

11 класс

тесты – 25 баллов

задания – 15 баллов

задачи – 60 баллов

80 минут

Максимальное количество баллов в каждой параллели – 100 баллов. При оценивании олимпиадных работ рекомендуется каждую из них проверять двум членам комиссии с последующим подключением дополнительного члена жюри (председателя) при значительном расхождении оценок тех, кто первоначально проверил работу. Это особенно важно при обращении к творческим заданиям, требующим развернутого текста.

Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по праву. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий или может быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными предметно-методическими комиссиями.

        1. Основы правовых знаний. В 2-х кн. Учеб. для 8-9 классов /С.И. Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская – изд. 6-е испр. и доп. – М.: Новый учебник, 2008.

        2. Всероссийская олимпиада школьников по праву: материалы и комментации /Под ред. С.И.Володиной, В.В. Спасской – М.: Школа-пресс, 2003.

        3. Всероссийская олимпиада школьников по праву: Методическое пособие /Пож ред. С.И.Володиной – М. : АПКиППРО, 2005.

        4. С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В. Спасская. Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 г. :Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006.

        5. http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.

        6. http://www.medvedev-da.ru/ – сайт Президента РФ Д.А. Медведева.

        7. http://premier.gov.ru/ – официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

        8. http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.

        9. http://www.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

        10. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

        11. http://www.mioo.ru – сайт Московского институт открытого образования.

        12. http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

        13. http://www.philos.msu.ru/library.php – библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

        14. http://www.philososophe.ru/ – философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.

        15. http://www.garant.ru/ - «Гарант» (законодательство с комментариями).




Начальник управления общего образования и социальной поддержки детей



Т.В. Абрамова

Якубовская Татьяна Владимировна, (351) 263-43-71

Разослать: в дело, ЧИППКРО, отдел ОКО (Айткуловой Л.В.)

Приложение 1


Положение об апелляции

^ Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий

1. Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Заявление на апелляцию принимаются в течение 1-го астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ.

2. Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады, их сопровождающих лиц перед началом проведения разбора заданий и показа работ.

3. Для проведения апелляции Оргкомитет Олимпиады создает апелляционную комиссию из членов Жюри (не менее трех человек), один из которых избирается Председателем апелляционной комиссии, а другой – ее секретарем.

4. Во время апелляции стороны не имеют право вести аудио- и видео- записи.

5. Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными муниципальной предметно-методической комиссией.

6. Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление на имя председателя Жюри в установленной форме.

7. При рассмотрении апелляции присутствует только участник Олимпиады, подавший заявление.

8. По результатам рассмотрения апелляции апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:

  • об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

  • об удовлетворении апелляции и изменении оценки в баллах.

9. Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.

10. Решения апелляционной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса.

11. Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.

12. Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.

13. Протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.

14. Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя и членов жюри.

15. Документами по основным видам работы апелляционной комиссии являются:

  • письменные заявления об апелляциях участников Олимпиады;

  • журнал (листы) регистрации апелляций.

16. Окончательные итоги Олимпиады утверждаются Жюри с учетом результатов работы апелляционной комиссии.




Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2010-2011 учебном году

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы