Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году icon

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году

НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году
Дата конвертации08.10.2012
Размер94.62 Kb.
ТипМетодические рекомендации



Министерство


ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

площадь Революции, д. 4, Челябинск, 454113

Тел. (351) 263-67-62, факс (3512) 63-87-05

E-mail: moin@chel.surnet.ru, www.minobr74.ru

ОКПО 00097442, ОГРН 1047423522277

ИНН/КПП 7451208572/745101001


22 сентября 2010 №103/4496




Руководителям

муниципальных органов

управления образованием




Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 г. № 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497 «Об утверждении Положения об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области»).

Рекомендуется проводить школьный этап Олимпиады в два дня: в первый день рекомендуется проводить все письменные конкурсы, во второй день рекомендуется проводить конкурс устной речи. Возможно проведение всех конкурсов в один день, если предметно-методическая комиссия муниципального этапа считает это технически возможным и целесообразным.

В требованиях по организации и проведению школьного этапа необходимо описать:

  • функции оргкомитета;

  • функции жюри;

  • порядок регистрации участников;

  • процедуру шифрования и дешифрования письменных работ;

  • процедуру проведения конкурсов;

  • процедуру разбора заданий и показа работ;

  • порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий.

В разработанных требованиях должны найти отражение следующие положения:

  • олимпиада начинается с инструктажа участников о правилах выполнения заданий;

  • участники должны сидеть по одному за столом (партой);

  • во время конкурсов участникам запрещается пользоваться справочной литературой, собственной бумагой, электронными средствами связи;

  • в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих мест;

  • рекомендуемое количество часов на проведение олимпиады (до 4 часов (240 минут) в 9-11 классах, до 3 часов (180 минут) – в 7-8 классах, не более 2 часов (120 минут) – в 5-6 классах);

  • в качестве ассистентов следует приглашать учителей других предметов.

Необходимо определить количество аудиторий для проведения каждого конкурса, техническую оснащенность олимпиады (нужна множительная техника – принтеры и копировальные аппараты - в достаточном количестве, расходные материалы - проштампованные тетради в клетку в достаточном количестве, ручки с синими чернилами).

Участники Олимпиады должны быть обеспечены отдельными помещениями для работы по классам. Во всех аудиториях желательно наличие часов для контроля за временем.

Жюри работает в отдельном кабинете, в котором желательно иметь компьютер с подключением к Интернету.

Процедура оценивания заданий и критерии оценивания должны включать следующие моменты:

    1. Индивидуальная проверка работ членами жюри: каждая работа проверяется в обязательном порядке двумя членами жюри независимо друг от друга. Члены жюри записывают замечания и выставляют баллы не в работе, а в своем бланке протокола. Итоговым баллом является средний балл между баллами, выставленными двумя членами жюри, проверяющими работу. В случае значительного расхождения выставленных оценок (это определяется председателем жюри) назначается еще одна проверка, затем выставляется средняя оценка между двумя ближайшими баллами. Если после третьей проверки все три оценки значительно расходятся, работа считается «спорной». «Спорные» работы проверяются и обсуждаются коллективно.

    2. Критерии оценивания конкурсов разрабатываются муниципальной предметно-методической комиссией. Комиссия может вводить коэффициенты с учетом сложности и количества заданий.

    3. Олимпиада по русскому языку проводится отдельно для каждой параллели классов (начиная с 5 класса).

    4. Участники Олимпиады должны продемонстрировать:

  • владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

  • знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

  • знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

  • знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

  • знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

  • навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

  • знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

  • знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

  • элементарную осведомленность в области истории русского языкознания;

  • коммуникативные умения и навыки;

  • творческие способности.

Олимпиадные задания должны быть разнообразными по форме и содержанию. Задание для 1-го тура состоит из 10-12 вопросов, охватывающих все уровни языка. По уровню сложности вопросы должны опираться на школьную программу и содержать элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся и способность кратко, точно, логично и аргументированно выразить мысль.

Задания могут следовать в произвольном порядке. Расположение заданий в рамках письменного тура определяется необходимостью смены форм умственной деятельности, переключения внимания и степенью сложности.

Желательно, чтобы муниципальные методические комиссии включили в задание 1-2 вопроса, связанные с местной этнокультурной и языковой ситуацией, диалектным окружением литературного языка, местной литературой и научными традициями.

Формулировки заданий должны быть четкими, ясными.

В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически, сформулировать… и т.д.), а в некоторых случаях и его объем. Если при проверке предполагается оценить какие-то отдельные стороны ответа, то они должны быть обозначены в задании в виде отдельного дополнительного вопроса или серии вопросов. Все это необходимо для определения единых критериев оценки ответов.

В большей степени задачам олимпиады соответствуют задания, требующие развернутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения. Полный ответ на вопрос такого задания предполагает не только констатацию свойств языковой единицы (значение, образование, употребление), но и комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный), умение соединить элементы ответа в единое законченное письменное высказывание.

Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ». Ответ-рассуждение демонстрирует навыки аргументирующей речи, позволяет участнику олимпиады использовать свои знания и наблюдения в качестве доводов, подтверждающих излагаемую точку зрения.

Типы заданий.

1. Лингвистические тесты.

1.1. Задания с выбором ответа (ответов).

1.2. Задания на установление соответствия.

2. Лингвистические задачи.

Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие: а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

2.1. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст небольшого объема или предложение, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутье», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала.

2.2. От языка к тексту. Здесь моделируется активная речевая деятельность, то есть процесс письма с целью выражения и сообщения мысли. Требуется применить знание правил, закономерностей языка, свойств языковых единиц к анализу предложенных фактов речи. В этом случае следует выделить две возможные группы заданий:

- от правил и структуры языка к конкретному факту;

- от системы языка к тексту. Задания такого типа предполагают выбор из предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в тексте. Это могут быть самые обычные задания «вставить пропущенное слово».

2.3. От языковых фактов к системе языка. В этом разделе могут быть представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа объединены в две группы:

- поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике.

- установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их систематизация.

2.4. От языка к науке о языке, описанию языка. Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.

Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов также можно рассмотреть в составе двух групп.

1. От модели текста к тексту. Задания первого типа обнаруживают владение навыками построения связного тематически целостного и стилистически единого текста, умение выбрать форму, соответствующую содержанию. В структуре текстовой компетентности человека выделяют три взаимосвязанных компонента: а) осознанная ориентация на текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой единиц текста); б) владение совокупностью средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; в) владение арсеналом средств жанрово-стилистического воплощения текста, их осознанный выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматикой текста. Эти параметры могут быть учтены и при оценке.

Целью подобных конкурсных испытаний может быть написание текста заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т. д.) на предложенную тему.

2. От текста к тексту. Этот тип заданий связан с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст.

Традиционно в число творческих испытаний на школьной олимпиаде включается комплексный анализ текста. Целесообразно включить в формулировку задания конкретные вопросы, определяющие задачи этого анализа.

В рамках школьного этапа Олимпиады могут проводиться дополнительные конкурсы, призванные развивать разнообразные навыки владения русским языком. Победа в этих конкурсах не дает участникам права на участие в следующих этапах олимпиады, однако служит стимулом к дальнейшему изучению русского языка. Такими мероприятиями могут быть:

  • конкурсы ораторов;

  • турниры поэтов;

  • защита рефератов и др.

Целесообразно включать мероприятия, связанные с местной этнокультурной и языковой ситуацией, диалектным окружением литературного языка, местной литературой и научными традициями. По результатам конкурсов учащимся могут быть вручены дипломы, призы.

При подготовке ко всем этапам всероссийской олимпиады школьников по русскому языку необходимо пользоваться следующими источниками:

  1. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.

  2. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.

  3. http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, учащий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.




Начальник управления общего образования и социальной поддержки детей



Т.В. Абрамова



Соловьева Татьяна Васильевна,

(351) 264-0129

Разослать: в дело, ЧИППКРО, отдел ОКО (Айткуловой Л.В.)






Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2010-2011 учебном году

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы