Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году icon

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году

НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году
Дата конвертации08.10.2012
Размер317.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации



Министерство


ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

площадь Революции, д. 4, Челябинск, 454113

Тел. (351) 263-67-62, факс (3512) 63-87-05

E-mail: moin@chel.surnet.ru, www.minobr74.ru

ОКПО 00097442, ОГРН 1047423522277

ИНН/КПП 7451208572/745101001


21 сентября 2010 №103/4480




Руководителям

муниципальных органов

управления образованием




Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в 2010-2011 учебном году


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 г. № 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497 «Об утверждении Положения об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области»).

Организатором школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (далее - Олимпиада) являются государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы (далее - образовательные организации).

Школьный этап Олимпиады проводится образовательными организациями с 1октября по 15 ноября. Конкретная дата проведения устанавливается организатором муниципального этапа Олимпиады.

В школьном этапе Олимпиады могут принимать участие обучающиеся 8-11 классов образовательных организаций, желающие участвовать в Олимпиаде. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.

Для проведения школьного этапа организатором данного этапа создаются организационный комитет (далее - Оргкомитет) и жюри школьного этапа Олимпиады.

Оргкомитет школьного этапа Олимпиады обязан утверждать требования к его проведению, разработанные предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций региональной и центральной предметно-методических комиссий по ОБЖ, а также осуществлять общее руководство проведением школьного этапа Олимпиады и его организационным обеспечением. Его состав необходимо формировать из представителей органов местного самоуправления, муниципальных и городских округов в сфере образования, образовательных, научных и общественных организаций.

На Оргкомитет школьного этапа Олимпиады возлагаются следующие функции:

- разработка программы проведения школьного этапа Олимпиады и обеспечение ее реализации;

- организация предусмотренных в школьном этапе Олимпиады состязаний;

- обеспечение тиражирования заданий, шифровка и дешифровка работ участников;

- обеспечение помещений материально-техническими средствами в соответствии с рекомендациями, разработанными предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций региональной и центральной предметно-методических комиссий;

- обеспечение жюри помещением для работы и техническими средствами;

- обеспечение оказания медицинской помощи участникам в случае необходимости;

- рассмотрение возникших конфликтных ситуаций, заслушивание отчетов апелляционной комиссии и жюри школьного этапа Олимпиады;

- по представлению жюри утверждение списков победителей и призеров школьного этапа Олимпиады, оформление протокола;

- оформление дипломов победителей и призеров школьного этапа Олимпиады и составление отчета по итогам школьного этапа Олимпиады.

Работа жюри школьного этапа Олимпиады должна осуществляться под руководством председателя, функции которого поручаются опытному педагогическому работнику – специалисту в области безопасности жизнедеятельности.

Состав жюри школьного этапа Олимпиады рекомендуется формировать, как правило, из числа педагогических работников, аспирантов и студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, специалистов научных и общественных организаций в разных направлениях безопасности жизнедеятельности, педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и др.

На жюри школьного этапа Олимпиады возлагаются следующие функции:

- проведение анализа олимпиадных заданий, критериев оценивания и материально-технических средств, необходимых для проведения школьного этапа Олимпиады, подготовленных предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады;

- оценивание олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады, составление рейтинговых таблиц по результатам выполнения заданий и итогового рейтинга участников школьного этапа Олимпиады;

- объяснение критериев оценивания каждого из заданий теоретического и практического туров (конкурсов), а также организацию разбора их выполнения с участниками школьного этапа Олимпиады;

- рассмотрение совместно с оргкомитетом школьного этапа Олимпиады апелляции участников;

- определение победителей и призеров школьного этапа Олимпиады в соответствии с квотой для победителей и призеров школьного этапа, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады;

- представление в оргкомитет школьного этапа Олимпиады аналитического отчета о результатах его проведения.

Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по ОБЖ, а также составленным на основе общеобразовательных программ по ОБЖ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

Методическое обеспечение проведения школьного этапа Олимпиады возлагается на предметно-методические комиссии школьного этапа Олимпиады, которые должны формироваться из числа научных и педагогических работников; педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности, методистов, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и специалистов ОГУ ГЗ ЧО.

Кандидатура председателя и состав предметно-методической комиссии школьного этапа Олимпиады рассматривается и утверждается приказом руководителя органа управления в сфере образования. Председатель предметно-методической комиссии школьного этапа Олимпиады обязан распределять поручения между членами комиссии с учетом их компетенции и опыта.

На муниципальные предметно-методические комиссии Олимпиады возлагаются следующие организационные функции:

  • анализ содержания предметной области и школьного курса ОБЖ с целью разработки олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады;

  • разработка олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций региональной и центральной предметно-методической комиссии Олимпиады;

  • разработка форм для ответов, критерий и показателей оценки ответов на задания школьного этапа Олимпиады;

  • определение принципов судейства, правил и порядка проведения консультаций по итогам выполнения заданий туров школьного этапа Олимпиады с конкурсантами.

Работа жюри школьного этапа Олимпиады должна осуществляться под руководством председателя, функции которого может выполнять научный или педагогический работник – опытный специалист в области безопасности жизнедеятельности, который не является председателем (членом) муниципальной предметно-методической комиссии Олимпиады.

После окончания работы жюри Олимпиады школьников по ОБЖ, его руководитель обязан представить всю требуемую документацию в оргкомитет муниципального этапа Олимпиады.

Форму проведения школьных олимпиад принято определять как организационную структуру, в которой протекает учебная деятельность школьников – участников олимпиад. Следовательно, применимо к предметным олимпиадам, их форму проведения мы можем рассматривать как дидактическую категорию, обозначающую внешнюю сторону организации согласованной учебной деятельности организаторов и участников Олимпиады, которая связана с количеством школьников и их составом, временем и местом проведения олимпиады, а также порядком её осуществления.

Опыт проведения предметных олимпиад показывает, что наиболее эффективными являются такие формы проведения конкурсных мероприятий Олимпиады, которые позволяют оценить качество теоретической подготовки, уровень подготовленности участников к осуществлению практической деятельности по всем дидактическим линиям, составляющим содержание общего образования по учебному предмету. Такими формами проведения конкурсных мероприятий школьного этапа Олимпиады по ОБЖ являются:

- теоретический тур, цель которого - определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады;

  • практический тур, проводимый в специальных помещениях (спортзалах) и состоящий из практических заданий, цель которого – определение уровня подготовленности участников олимпиады к осуществлению практической деятельности в сфере предметной области ОБЖ, а также способности применять на практике полученные знания и навыки.

Опыт проведения предметных олимпиад дает возможность утверждать, что теоретический тур школьного этапа Олимпиады по ОБЖ должны быть сориентирован на решении участниками письменных заданий по различным темам школьного курса, образующим самостоятельные образовательные линии, которые могут быть представлены в виде письменных вопросов, ситуационных задач, творческих заданий, тестов и кроссвордов. В этом туре участникам даются одинаковые задания, что создает равные условия.

Практика показывает, что в теоретическом туре для оценки усвоения базового, программного уровня теоретических знаний, связанных с подготовленностью учащихся к совершению умственных действий с сохраненным в памяти массива терминов и понятий, т.е. выявлением продуктивных возможностей мышления учащихся, целесообразно использовать 60% теоретических заданий. На использование тестовых заданий, где за относительно короткий временной интервал на одинаковом материале имеется возможность проверить терминологический «багаж» участников и оценить уровень их информированности в предметной области, как показывает практика, желательно ориентировать только 40% заданий.

При этом, в структуре теоретического тура школьного этапа должны быть предусмотрены предметные секции, соответствующие самостоятельным образовательным линиям, определенных государственным стандартом общего образования по ОБЖ, а именно:

а) предметные секции для участников – учащихся на ступени основного общего образования:

  • предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»;
  • ^

    предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях»;


б) предметные секции для участников – учащихся на ступени среднего (полного) общего образования:

  • предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях»;
  • ^

    предметная секция – «Государственная система обеспечения безопасности населения»;

  • предметная секция – «Начальная военная подготовка».


Форма проведения практического тура олимпиады по ОБЖ, также как и других предметных олимпиад, должна быть ориентирована на выявление уровня подготовленности участников олимпиады к осуществлению практической деятельности в сфере предметной области ОБЖ, а также способностей применять на практике полученные знания и навыки.

При этом, практический тур рекомендуется проводить в заранее подготовленном организаторами Олимпиады спортзале. Расчет числа таких помещений, определяется числом участников. Особенно актуальной эта рекомендация представляется для проведения школьного этапа с 1 октября по 15 октября.

Практический тур должен предусматривать выполнение практических заданий для участников, по следующим тематическим образовательным линиям, определенных государственным стандартом общего образования по ОБЖ, а именно:

а) для участников – учащихся на ступени основного общего образования:

  • по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему;

  • по выживанию в условиях природной среды;

  • по действиям в опасных ситуациях локального характера;

  • по действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного социального характера;

б) для участников – учащихся на ступени среднего (полного) общего образования:

  • по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему;

  • по выживанию в условиях природной среды;

  • по действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного социального характера;

  • по начальной военной подготовке.

Для проведения всех мероприятий школьного этапа Олимпиады необходима соответствующая материальная база, подготовкой которой занимается технический персонал под руководством членов Оргкомитета и при участии специалистов предметно-методической комиссии.

Теоретический тур необходимо проводить в помещениях, обеспечивающих комфортные условия для участников Олимпиады: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, температура 20-22о С, влажность 40-60%. В качестве помещений для первого теоретического тура целесообразно использовать школьные кабинеты, обстановка которых привычна участникам и настраивает их на работу (кроме оборудованных наглядными пособиями кабинетами ОБЖ).

Расчет числа аудиторий определяется числом участников и посадочных мест в аудиториях. Лучше всего подходят учебные аудитории способные вместить не менее 15-20 учащихся. Каждому участнику должен быть предоставлен отдельный аудиторный стол без ящиков.

Участники разных возрастных групп должны выполнять задания в разных аудиториях. В помещении (аудитории) и около него должно быть не менее чем по 1 дежурному. При использовании сотового телефона участник олимпиады снимается с любого тура.

Для проведения практического тура в каждом спортзале, где выполняются олимпиадные задания по оказанию первой медицинской помощи организаторам, необходимо предусмотреть следующее оборудование: робот-тренажер «Гоша», кровоостанавливающий жгут, транспортная шина, косынка, перевязочный материал, носилки, бутылки с водой. При отсутствии указанных тренажеров на школьном этапе Олимпиады допускается применение других манекенов и тренажеров.

При выполнении олимпиадных заданий по выживанию в условиях природной среды, где предполагается индивидуальное преодоление участниками препятствий в экстремальной ситуации, все участники должны иметь брезентовые рукавицы, спортивную обувь без металлических шипов, каску, компас, часы.

При выполнении олимпиадных заданий по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера организаторам необходимо предусмотреть: гражданские противогазы марок ГП-5, ГП-7 или их модификации; ОЗК, Л-1, респираторы, ватно-марлевые повязки, комплект боевой одежды и снаряжения пожарного на участника, макет огнетушителя, компаса, визирные линейки, пакеты перевязочные, шины фанерные длинной 1 метр, жгут кровоостанавливающий, эластичный, бинты нестерильный размером 5 метров на 10 см.

Олимпиадные задания по начальной военной подготовке выполняются только старшеклассниками, учащимися 9-11 классов. Для их выполнения организаторам необходимо предусмотреть: муляжи любых учебных гранат и учебных запалов к ним, учебные автоматы Калашникова (АКМ, АК-74) для проведения конкурса по их неполной разборке и сборке, магазины к ним и по 30 учебных патронов для их снаряжения, пневматические винтовки и пули к ним для выполнения стрельб по бумажным мишеням на дистанции 10 метров (положение для стрельбы лежа с руки без упора), электронный тир (при наличии), погоны офицерского, сержантского и рядового состава, нарукавные знаки, эмблемы видов, родов войск и служб Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

Приведенный перечень средств оснащения для проведения практического тура школьного этапа Олимпиады может быть изменен в сторону усложнения для учащихся 10-11 классов (например, современные приборы радиационной и химической разведки, индивидуальные дозиметры и решение практических задач по дозиметрии).

Все участники практического тура должны иметь: допуск, заверенный медицинским работником; спортивную форму одежды: (футболку, спортивный костюм и спортивную обувь). При выполнении практических заданий участниками, где это необходимо, организуется независимая страховка.

Среди участников практических соревнований осуществляется постоянный контроль за состоянием здоровья и предупреждение травматизма. В месте проведения практического тура предусматриваются (в случае необходимости) мероприятия по оказанию медицинской помощи, транспортировке пострадавших в лечебные учреждения. Медицинские работники, обслуживающие практический тур, должны быть обеспечены ясно видимыми отличительными знаками.

Олимпиадные задания теоретического тура школьного этапа Олимпиады состоят из двух частей: теоретической, состоящей не менее чем из 20 теоретических вопросов, и тестовой, состоящей не менее чем из 20 тестов, раскрывающих обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности, при этом уровень их сложности должен быть определен таким образом, чтобы, на их решение участник смог затратить в общей сложности не более 45 минут.

Теоретические задания по тематике оказания первой медицинской помощи в теоретическом туре предусматривать не рекомендуется, поскольку эта тематическая линия является предметом оценки качества сформированных у участников олимпиады умений и навыков, которые целесообразно определять практическом туре Олимпиады.

Олимпиадные задания практического тура школьного этапа Олимпиады должны дать возможность выявить и оценить:

  • уровень подготовленности участников Олимпиады в выполнении приемов оказания первой медицинской помощи;

  • уровень подготовленности участников Олимпиады по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по начальной военной подготовке.

Для практического тура муниципальной предметно-методической комиссии Олимпиады необходимо разработать следующие задания:

  • не менее 4 заданий по оказанию первой медицинской помощи;

  • не менее 3 заданий по выживанию в условиях природной среды;

  • не менее 4 заданий по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

  • не менее 4 заданий по начальной военной подготовке (только для старшеклассников 10-11 классы).

Система и методика оценивания олимпиадных заданий должна позволять объективно выявить реальный уровень подготовки участников школьного этапа Олимпиады.

С учетом этого, при разработке методики оценивания олимпиадных заданий рекомендуется:

  • по всем теоретическим и практическим заданиям начисление баллов производить целыми, а не дробными числами;

  • размер максимальных баллов за задания теоретического тура установить в зависимости от уровня сложности задания, за задания одинакового уровня сложности начислять максимальный балл;

  • общий результат определяется по результатам решения участниками задач туров и оценивается путем простого сложения баллов, полученных участниками за каждое теоретическое и практическое задание.

Максимальную оценку по итогам выполнения заданий школьного этапа определить не более 250 баллами (теоретический тур не более 150 баллов, практический тур не более 100 баллов).

Например, если оценивать выполнение каждого теоретического вопроса максимальной оценкой не более 5 баллов, а каждого тестового задания не более 2 баллов, общий балл по теоретическому туру составит не более 150 баллов.

Оценивая выполнение каждого практического задания по оказанию первой медицинской помощи максимальной оценкой не более 10 баллов; каждого практического задания по выживанию в условиях природной среды максимальной оценкой не более 5 баллов; каждого практического задания по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера максимальной оценкой не более 5 баллов; каждого практического задания по начальной военной подготовке максимальной оценкой не более 5 баллов, получим общий балл по практическому туру – 90 баллов.

Таким образом, для обучающихся на ступени основного общего образования максимальный результат составит 220 баллов, а для обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования максимальный результат составит 240 баллов.

Для проведения апелляции Оргкомитет школьного этапа Олимпиады создает апелляционную комиссию из членов жюри (не менее трех человек).

Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения олимпиады. Заявление на апелляцию должно приниматься в течение 1-го астрономического часа после окончания разбора заданий.

Порядок проведения апелляции необходимо доводить до сведения участников Олимпиады перед началом проведения олимпиады.

Для проведения апелляции участнику Олимпиады необходимо подать письменное заявление (приложение 1) на имя председателя Жюри школьного этапа Олимпиады, которое обязано быть рассмотрено строго в день объявления результатов выполнения олимпиадного задания.

При рассмотрении апелляции присутствует только участник Олимпиады, подавший заявление. Ему должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными муниципальной предметно-методической комиссией для школьного этапа.

По результатам рассмотрения апелляции апелляционная комиссия может принять решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или об удовлетворении апелляции и изменении оценки. При этом:

  • критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат;

  • решения апелляционной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава комиссии, а в случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голос;

  • решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.

Работа апелляционной комиссии должна оформляться протоколами (приложение 2), которые подписываются председателем и всеми членами комиссии, после чего передаются председателю жюри школьного этапа для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.

Документами по основным видам работы апелляционной комиссии являются:

  • письменные заявления об апелляциях участников Олимпиады;

  • журнал (листы) регистрации апелляций;

  • протоколы заседания апелляционной комиссии.

Окончательные итоги школьного этапа Олимпиады утверждаются Оргкомитетом с учетом результатов работы апелляционной комиссии.

Победители и призеры школьного этапа Олимпиады определяются по результатам решения участниками задач туров (конкурсов). При этом, необходимо учесть, что итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником баллов за решение каждой задачи на турах (конкурсах).

Окончательные результаты участников необходимо фиксировать в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. При этом, победителями школьного этапа Олимпиады по ОБЖ признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов, при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов, а количество призеров школьного этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором этапа Олимпиады.

Организаторам школьного этапа Олимпиады по ОБЖ необходимо учесть, что окончательные итоги Олимпиады подводятся на заключительном заседании Жюри после завершения процесса рассмотрения всех поданных участниками апелляций. Документом, фиксирующим итоговые результаты школьного этапа Олимпиады, является протокол Жюри, подписанный его председателем, а также всеми членами Жюри.

Методическая база школьного этапа Олимпиады по ОБЖ должна быть сориентирована не только на знания, но в первую очередь на деятельный компонент образования. Это позволит в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы участников по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также повысить мотивацию обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Ответственность за подготовку методической базы школьного этапа возлагается на предметно-методическую комиссию муниципального этапа Олимпиады. Эту деятельность предметно-методические комиссии в лице специалистов рабочей группы начинают до объявления Олимпиады, и осуществляют в определенной последовательности.

Во-первых, уточняются принципы и подходы к построению содержания конкурсных мероприятий Олимпиады. Эффективной формой организации этой работы являются совещания и круглые столы с привлечением широкого круга представителей и специалистов системы образования в области безопасности жизнедеятельности, системы здравоохранения, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов и воинских частей.

Во-вторых, на основе уточненной методологической базы начинается формирование содержания конкурсов Олимпиады и в первую очередь устанавливается объем теоретических и практических знаний, которыми должны владеть участники. Для этого рекомендуется использовать программно-методические материалы, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по основам безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • стандарт основного общего образования по ОБЖ;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;

  • методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 27 апреля 2007 г. № 03-898);

  • примерные программы по ОБЖ для основного общего образования, в т.ч.: программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V - IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001); программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);

  • примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в т.ч.: программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для X - XI классов общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001); программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);

  • примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

В-третьих, анализируется содержание курса ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования с целью определения полного объема информации, которая будет использована для составления конкурсных заданий.

Только после такой предварительной процедуры специалисты приступают к разработке конкурсных заданий теоретического и практического туров.

Председатель предметно-методической комиссии раздает поручения по разработке заданий специалистам и назначает сроки выполнения этого поручения. Для новой Олимпиады разрабатываются оригинальные, новые по содержанию задания.

После создания массива олимпиадных заданий предметно-методическая комиссия приступает к процедуре корректировки и уточнения критериев и показателей оценки их выполнения.

Разработка заданий завершается их экспертизой. Оценка качества конкурсных заданий должна быть проведена не менее чем тремя специалистами.

На основе разработанной документации рабочая группа предметно-методической комиссии готовит информационные и методические материалы для рассылки в образовательные организации для формирования состава участников Олимпиады. Кроме того, предметно-методическая комиссия пересылает организации - устроителю школьного этапа Олимпиады - документацию с перечнем необходимого оснащения, оборудования и объектов, необходимых для проведения школьного этапа Олимпиады.

Олимпиадные задания теоретического тура должны отвечать следующим общим требованиям:

а) вопросы задания должно быть сформулировано ясно и четко, и способствовать формулированию правильного ответа, не допускать их двусмысленного толкования;

б) вопросы задания должны быть построены по принципам: «как читается задание легко, так и понимается легко», «время, выделенное на выполнение задания, должно быть потрачено на поиск ответа, а не на понимание условия вопроса»;

в) при любом варианте ответа вопрос не должен принимать неопределенное значение, т.е. высказывательная форма условия должна всегда принимать значение «истина» или «ложь» при любом допустимом значении ответа. При изменении допустимых условий вопроса задания, правильный ответ никогда не должен стать неправильным;

г) задания следует разнообразить по форме и содержанию, при этом около 80% заданий следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по ОБЖ;

д) при разработке ситуационных задач включаемых в вопросы исключить не информативность их содержания для поиска ответа, а также возможные противоречия: между содержанием условия ситуационной задачи и содержанием требуемого ответа; между образным мышлением участников и содержанием некоторых позиций алгоритмов; между содержанием условия ситуации и имеющимися у участников общеучебными навыками.
^

е) в заданиях теоретического тура для обучаемых на ступени основного общего образования должны быть представлены следующие тематические направления:


  • «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов); безопасность в бытовой среде (основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.); безопасность в природной среде; безопасность на водоемах; безопасность в социальной среде (в криминогенных ситуациях и при террористических проявлениях);

  • «Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях»: пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; действия школьников в здании общеобразовательного учреждения по сигналу «Эвакуация».
^

ж) в заданиях теоретического тура для обучаемых на ступени среднего (полного) общего образования должны быть представлены следующие тематические направления:


  • «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах; безопасность в бытовой среде; безопасность в природной среде; безопасность на водоемах летом и зимой; безопасность в социальной среде (безопасность при террористических проявлениях, возникновении перестрелок в общественных местах, возникновение пожара при массовом скоплении людей, и при возникновении массовых беспорядков); пожарная безопасность и правила поведения при пожаре в быту; безопасность в чрезвычайных ситуациях при взрывах, лесных пожарах, авариях на опасных производствах расположенных в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения, в том числе вызванных террористическими действиями.

  • «Государственная система обеспечения безопасности населения»: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской обороны; безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан; правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

  • «Начальная военная подготовка»: вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, вооруженные силы России в структуре государственных институтов); военно-историческая подготовка (военные реформы в истории российского государства, дни воинской славы в истории России); военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина); государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации. Знание наизусть текста Военной Присяги, обязанностей: солдата, дневального, часового.

При разработке тестовых заданий необходимо исходить из следующих требований:

а) в тестовые задания целесообразно включать известные в теории и практике обучения виды тестов или кроссвордов.

  • с выбором правильного ответа, когда в тесте присутствуют готовые ответы на выбор;

  • без готового ответа, или тесты открытой формы, когда участник Олимпиады вписывает ответ самостоятельно в отведенном для этого месте;

  • на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется поставить в соответствие элементам другого множества;

  • на установление правильной последовательности, где требуется установить правильную последовательность действий, шагов, операций, то есть алгоритма правильных действий;

  • тесты выбора, когда маскируется правильный ответ;

б) при составлении тестов необходимо использовались тестовые задания различных видов: словесные, знаковые, числовые, зрительно-пространственные (схемы, рисунки, графики, таблицы, кроссворды);

в) оптимизировать содержание тестов: минимумом числа заданий, за короткое время, быстро, объективно и с наименьшими затратами измерить знания как можно большего числа учащихся.

Тест должен состоять из минимального количества заданий, достаточных для полного определения уровня подготовки (обучения).

Олимпиадные задания практического тура по выполнению приемов оказания первой медицинской помощи должны отвечать следующим общим требованиям:

а) задания по выполнению приемов оказания первой медицинской помощи следует ориентировать на уровень практических умений и навыков, установленных программно-методическими документами отдельно для обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования;
^

б) в заданиях должны быть представлены следующие тематические линии:


  • первая медицинская помощь при отморожениях;

  • первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах;

  • первая медицинская помощь при химических и термических ожогах;

  • первая медицинская помощь при отравлениях;

  • первая медицинская помощь при поражениях электрическим током;

  • первая медицинская помощь при кровотечениях;

  • первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях;

  • первая медицинская помощь при переломах;

  • проведение реанимационных мероприятий;

в) при разработке заданий по оказанию первой медицинской помощи, перечень ошибок указывать таким образом, чтобы в случае совершения хотя бы одной из них задание признавалось не выполненным и участнику выставлялось 0 баллов;

Олимпиадные задания практического тура по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по начальной военной подготовке должны отвечать следующим общим требованиям:

а) в олимпиадные задания по выживанию в условиях природной среды в зависимости от места проведения тура могут быть включены общие для участников всех возрастных групп задания:

  • задания по ориентированию на местности (определение сторон горизонта или азимута на объект; чтение и распознавание 10 условных топографических часто употребляемых знаков на крупномасштабных туристских картах - схемах); Определение расстояния с помощью туристкой карты – схемы крупного масштаба;

  • задания по организации жизнеобеспечения в условиях вынужденного автономного существования: укладка рюкзака, распознавание съедобных и ядовитых растений и грибов по цветной картинке; подача сигналов бедствия, переноска пострадавшего с помощью подручных средств, изготовление из подручных средств охотничьих и рыболовных снастей;

б) в олимпиадные задания по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в зависимости от места проведения тура могут быть включены общие для участников средней и старшей возрастной групп задания: решение пожарно-тактической задач: (приведение в боевое положение макета огнетушителя, одевание боевой одежды пожарного, спасательного устройства, фильтрующего противогаза, респиратора, ватно-марлевой повязки, действия в районе аварии с утечкой аварийно-химических опасных веществ (хлор), подъем на высоту лестницы, изготовление ватно-марлевых повязок).

в) в олимпиадные задания по начальной военной подготовке включаются задания только для обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования: элементы строевой и начальной военной подготовки: неполная разборка и сборка модели автомата (АКМ, АК-74); снаряжение магазина автомата учебными патронами; заряжание и разряжение учебной гранаты в положении лёжа в противогазе; выполнение строевых приемов в движении в строю и на месте; стрельба из пневматического оружия на меткость на дистанции 10 метров, определение званий рядового, сержантского и офицерского состава, символики видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации по представленным образцам, подготовка новых приборов радиационной и химической разведки к работе. Решение практических вводных по дозиметрическим задачам, и действиям на зараженной РВ территории.

При подготовке школьников к школьному этапу Олимпиады и освоения учебного материала изучаемого на ступени основного общего образования как федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения целесообразно использовать учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (авторы В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.Н. Вангородский и др. издательство «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов (автор И.К. Топоров, издательство «Просвещение»).

При подготовке школьников к школьному этапу Олимпиады и освоения учебного материала изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования как федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения целесообразно использовать учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский и др. издательство «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»); Мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).

В целом для преподавания учебного предмета ОБЖ рекомендуется использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательных учреждениях.

В процессе подготовки к Олимпиаде идет поиск и Интернет-ресурсов поддерживающих вопросы методической работы учителя по основам безопасности жизнедеятельности, разработки содержания и степени сложности теоретических и практических олимпиадных заданий. К таким Интернет-ресурсам можно отнести:

  1. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и пособиях).

  2. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание ОБЖ).

  3. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по ОБЖ в свободном доступе, имеется также архив статей).

  4. http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по ОБЖ

  5. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет

  6. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»

  7. http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»

  8. http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича

  9. http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖ

  10. http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области

  11. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)

  12. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях

  13. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности

  14. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям

  15. http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)

  16. http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)

  17. http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по ОБЖ (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)

  18.  info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни

  19. vps@mail.ru Журнал ОБЖ. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.

  20. www.rosolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников. ОБЖ.




Начальник управления общего образования и социальной поддержки детей



Т.В. Абрамова



Фролов Евгений Петрович, (351) 2640126

Разослать: в дело, ЧИППКРО, отдел ОКО (Айткуловой Л.В.)

Приложение 1


Заявление участника олимпиады на апелляцию


Председателю жюри школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ

ученика ____ класса ___________________________________________

(полное название образовательного учреждения)


__________________________ (фамилия, имя, отчество)


Заявление


Прошу Вас пересмотреть мою работу, выполненную на 1 туре, (указывается олимпиадное задание), так как я не согласен с выставленными мне баллами. Участник Олимпиады далее обосновывает свое заявление

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата

Подпись


Приложение 2

Протокол №

заседания апелляционной комиссии по итогам проведения апелляции участника школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности


_________________________________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)


ученика _______ класса ________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

Место проведения _______________________________________________________

(субъект федерации, город)

Дата и время __________________________________________________________


Присутствуют:

члены апелляционной комиссии: (указываются Ф.И.О. - полностью).

члены Жюри: (указываются Ф.И.О. - полностью).


Краткая запись разъяснений членов жюри (по сути апелляции)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат апелляции:

  1. оценка, выставленная участнику олимпиады, оставлена без изменения;

  2. оценка, выставленная участнику олимпиады, изменена на ________________;


С результатом апелляции согласен (не согласен) _________________ (подпись заявителя)


Председатель апелляционной комиссии


Секретарь апелляционной комиссии


Члены жюри






Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (обж) в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010-2011 учебном году

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы