Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни icon

Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни

НазваниеVi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни
Дата конвертации15.10.2012
Размер167.78 Kb.
ТипПрограмма


Раздел VI. Программа формирования культуры

Здорового и безопасного образа жизни


  1. Пояснительная записка



Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Свердловская средняя общеобразовательная школа», которая разработана в связи с введением Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Устав ОУ;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

(2009 г.);

Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.


^ 2. Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:


Цель: комплексное формирование знаний, установок, личностных

ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Задачи:

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на

здоровье;

научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Принципы:

Научности и обоснованности;

Последовательности;

Возрастной и социокультурной адекватности;

Информационной безопасности и практической целесообразности.


^ 3. Направления реализации программы


3.1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.


В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Учебные занятия проходят в одну смену с 8.30ч до 15.00ч (в начальной школе до 13.00ч).

Для каждого класса отведена учебная комната, в каждой классной комнате имеется гигиенический уголок (раковина для мытья рук).

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время

Столовая рассчитана на 96 посадочных мест, горячее питание учащиеся получают с 9.15ч. до 13.30ч.

88% учащихся получают бесплатное питание:

53 чел. – начальные классы;

3чел. – дети сироты;

52 чел. – дети из малообеспеченных семей;

7 чел. – дети коррекционных классов;

21 чел. – дети из многодетных семей;

12% за родительскую плату с компенсацией 10руб/день;

Осуществляется витаминизация питания через напитки

«Золотой шар», чай с лимоном.

Учащиеся регулярно получают свежие фрукты и салаты.

В школе работают оснащенный спортивный зал (171.8 м2), имеется спортивная площадка (450 м2), оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

С 2010-2011уч.г. введён третий час физической культуры с 1-11 класс.

Учащиеся школы посещают 2 спортивные секции, туристический кружок и подростковый клуб «Улыбка», что составляет 71 % от общего числа обучающихся.

В школе работает медицинский кабинет:

Часы работы: с 8.30ч. до 12.00ч.;

Осуществляется приём заболевших учащихся и оказание первой медицинской помощи;

Проведение профилактических прививок;

Ежегодный спортивный мониторинг учащихся по формированию групп здоровья;

Создана служба медико-психологического сопровождения;

Имеется комната психологической разгрузки (21 м2).


Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

учителя физической культуры;

медицинский работник;

психолог;

логопед.


^ 3.2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебнике обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

На уроках технологии рассматриваются вопросы соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Отношение к природе», «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе»

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранного языка, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

^ 3.3. Рациональная организация учебной и внеучебной

деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

С этой целью в 2010-2011уч.г. на педагогических советах школы

и предметных МО педагогов рассматривались вопросы оптимизации

учебной нагрузки;

Проведён научно-практический семинар «Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки учащихся » (январь 2011г.);


В учебном процессе педагоги школы применяют методы обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

В школе имеется компьютерный класс на 12 персональных компьютеров;

Имеется компьютер в комплекте и в 1 классе;

В 3-4 классах начальной школы введен урок «Мир информатики» - 2 часа в неделю (режим использования компьютерной

техники и ТСО на различных уроках, согласно норм СанПиНа)

Во всех классах начальной школы имеются различные средства ТСО.


Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темп их развития и темп деятельности. Учитываются психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов педагогами используются разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. Педагогами начальной школы накоплен достаточный объём разработок разноуровневых заданий для самостоятельной работы, заданий с созданием ситуаций выбора учащимися.


^ 3.4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

организацию занятий по лечебной физкультуре (ЛФК) для учащихся занимающихся по индивидуальной программе;

организацию физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни здоровья, весёлые старты, лыжные гонки и эстафеты, праздник скакалки, экскурсии и походы, игры на свежем воздухе и т. п.).


^ 3.5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

спортивная секция «Подвижные игры»;

кружок «Туристическая подготовка»;

кружок «Мы учимся танцевать» (танцевальная подготовка учащихся начальной школы);

кружок «Юный эколог»:

Программа «Здоровье плюс …» летнего оздоровительного лагеря «Радуга».


Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни предусматривает разные формы организации занятий: классные часы, конкурсы, праздники, викторины, экскурсии и т.п.

(Темы: Что значит быть здоровым человеком?, Режим дня школьника,

В гостях у Мойдодыра, В здоровом теле – здоровый дух,

Вредные привычки и т.п.)


^ 3.6. Просветительская работа с родителями (законными

представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

Проведение соответствующих лекций, консультации, круглых столов и т. п.;

(темы: Особенности развития детей семилетнего возраста,

Культура учебного труда и организация свободного времени,

Вредные привычки и как с ними бороться, Физиологическое

взросление ребёнка и т.п.)

Привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований (День туриста, кросс наций, весёлые старты, походы и т.д. )

Встречи с медицинским работником школы и классными руководителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.


^ 3.7. Направления реализации программы по формированию

культуры здорового и безопасного образа жизни



Направления

деятельности


Содержание


Ответственность и контроль за реализацию

Оценка инфраструктуры

образовательного учреждения

• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопед, учителя физической культуры, психолог, медицинский работник).

Администрация ОУ

Организация учебной

и внеучебной деятельности обучающихся

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;

• организация физкультурно-оздоровительной работы;

• реализация дополнительных образовательных программ;

-просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

• индивидуализация обучения через учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности;

• работа по индивидуальным программам начального и основного общего образования.


Педагоги образовательного учреждения


физкультурно-оздоровительная работа

• рациональная организация двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов,

• эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

• организация уроков и занятий физической культурой активно двигательного характера на ступени начального и основного общего образования;

• организация занятий по лечебной физкультуре;

• организация часа активных движений;

• организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Администрация

образовательного учреждения, учителя физической культуры, педагоги образовательного учреждения.



Дополнительная образовательная

деятельность



• внедрение программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового безопасного образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс через интеграцию в базовые образовательные дисциплины, проведение часов здоровья, факультативных занятий, элективных курсов, классных часов, кружков, досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

• создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей) обучающихся;

• разработка и апробация программ «Образование и здоровье», «Основы здорового питания», «Уроки здоровья», «Все цвета кроме черного»,

Педагоги образовательного учреждения



Просветительская работа с родителями

(законными представителями) обучающихся


• лекции, консультации, беседы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

• приобретение для родителей (законных представителей) обучающихся необходимой научно-методической литературы в библиотеку ОУ;

• организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек


Педагоги образовательного учреждения




^ 4. Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.


Диагностика эффективности и реализации программы



критерии

показатели

Сформированность физического потенциала

1.Состояние здоровья обучающихся

по итогам медицинского осмотра.

2.Развитость физических качеств (уровень обученности по физической культуре).

2.Сформированность нравственного потенциала личности выпускника

1.Осознание значимости ЗОЖ в сохранении здоровья (по итогам анкетирования).

2.Отрицание вредных привычек: курение, алкоголь (по итогам анкетирования)

3.Удовлетворенность обучающихся школьной

жизнью

1.Уровень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью 2.Уровни эмоционально – психологического климата в классных коллективах (в 1-4 классах по итогам исследований психолога по вопросам адаптации, по итогам тематического контроля).

4.Осмысление учащимися содержания проведенных мероприятий по здоровьесбережению

1.Уровень осмысление учащимися содержания проведенных мероприятий (на основе анкетирования).



^ 5. Ожидаемые результаты программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры

отношения к своему здоровью, что включает

знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

А также:

Рост массовости участия обучающихся в спортивных соревнованиях;

Улучшение спортивной материально-технической базы школы;

Внедрение новых физкультурно-образовательных технологий и методик;

Улучшение условий для занятий спортом (помещение для раздевалок);

Создание банка данных о динамике здоровья обучающихся;

Рост качества знаний обучающихся;

Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.



Похожие:

Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Паспорт Полное наименование Программы
Программа формирования культуры здорового безопасного образо жизни моу «Сланцевская сош №6» (далее «КЗибож»)
Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни пояснительная записка
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни iconСправка по итогам проверки применения на уроках и внеурочной деятельности первоклассников здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий Цель
Цель: реализация Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ооп ноо (по фгос ноо)
Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни iconШвецова Вера Михайловна
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях внедрения фгос
Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни iconШвецова Вера Михайловна
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях внедрения фгос
Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся тогбоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска»
Тогбоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска»
Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни iconУрок 20. О здоровом образе жизни Предмет: обж
Цель: рассмотреть понятие здорового образа жизни, познакомиться с основными составляющими здорового образа жизни
Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни icon«Средняя общеобразовательная школа №101» г. Перми Программа формирования здорового образа жизни «Говорим здоровью – да!»
Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания,...
Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни iconПротокол № от Директор школы Дмитриенко И. Ю
Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного
Vi. Программа формирования культуры Здорового и безопасного образа жизни iconПоложение о республиканском конкурсе проектов, сценариев направленных на пропаганду здорового образа жизни «На грани дозволенного»
Целью Конкурса является совершенствование и расширение форм и методов работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы