Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное icon

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное

НазваниеАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное
Е. В. Демидова
Дата конвертации02.11.2012
Размер244.43 Kb.
ТипАвтореферат диссертации

Демидова Елизавета Викторовна.
Преступность беспризорных детей и социальных сирот и ее предупреждение

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
- Уголовное право и криминология ; Уголовно-исполнительное
право /Е. В. Демидова ; Науч. рук. М. В. Талан. -Казань, 2008.


Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Одной из проблем современного мира является проблема воспитания подрастающего поколения, что в полной мере касается и современной России.

Преступность приобрела в стране такие масштабы, что, по существу, стала угрожать национальной безопасности. Прогнозы специалистов свидетельствуют о том, что в недалёкой перспективе ожидается её дальнейший рост, в том числе прогнозируется рост преступности несовершеннолетних, в первую очередь беспризорных детей и социальных сирот.

Как отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, последствиями глубокого социального кризиса является Ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи[1].

Для Российской Федерации проблема защиты прав ребёнка имеет особую актуальность. С каждым годом растёт число безнадзорных и беспризорных подростков. Сегодня в нашей стране, только по официальным данным, более 730 тысяч детей-сирот, два миллиона подростков -неграмотны, более шести миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях[2].

В результате наступает отрешённость детей от нормальной жизни. На смену надежде на будущее приходит духовная и нравственная пустота. Если не принимать своевременных мер, то она неизбежно заполняется интересами, уводящими ^сформировавшуюся личность из нормальной жизни общества[3].

Основные причины, которые лежат в основе продолжающегося из года в год роста количества преступных деяний, совершаемых подростками, представляют собой снижение жизненного уровня, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных взглядов населения, а также ослабление воспитательных возможностей школы. Всё это сыграло ключевую роль в возникновении серьёзных деформаций в семейной сфере, вызвало падение деторождения, распад семейных и родственных связей, социальное сиротство, рост жестокости и насилия в семьях, безнадзорность и беспризорность. Крайне неблагоприятные условия в семье непосредственно связаны с асоциальным поведением детей и подростков и представляют собой один из провоцирующих факторов их преступного поведения.

В последние годы увеличивается количество детей и подростков, воспитывающихся в различных государственных учреждениях, а именно в домах ребёнка, детских домах, школах-интернатах и т.д. Следует отметить, что у большинства этих несовершеннолетних имеются родители, которые либо лишены родительских прав, либо уклоняются от их воспитания, либо вообще от них отказались. Проблема жестокого воспитания детей существует не только в семьях, но и в перечисленных выше государственных учреждениях. Не выдерживая подобного обращения, дети и подростки зачастую покидают данные учреждения. Оказавшись на улице, они пополняют ряды беспризорных, как правило, вовлекаются в употребление алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ, а также втягиваются в совершение преступных деяний.

В Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года признается неотъемлемым правом то, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания[4]. Но, к сожалению, на сегодняшний день в нашей стране это право в полном объеме не реализуется.

В системе государственных мер, направленных на оздоровление ситуации с подростковой преступностью, особое значение и актуальность приобретают вопросы совершенствования правового регулирования профилактики детской и подростковой преступности.

Эффективность борьбы с рассматриваемым видом преступности -преступности беспризорных детей и социальных сирот - возможна исключительно при наличии глубокого и всестороннего представления о данном социально-правовом явлении, а также при изучении его причин и условий.

В Российской Федерации проблемы преступности беспризорных детей и социальных сирот до сегодняшнего дня не были предметом самостоятельного уголовно-правового и криминологического анализа. При этом мы исходим из того, что по международно-правовым нормам и российскому законодательству под детьми понимаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Вышеизложенные обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Проблема преступности несовершеннолетних в целом - и беспризорных детей, и социальных сирот в особенности, всегда стояла перед криминологией, уголовно-правовой наукой, и вызывала интерес у ведущих учёных и практиков. В то же время основное количество работ посвящено уголовно-правовой характеристике этого вида преступности, а также её социологическим и психологическим аспектам. Наибольший вклад в изучение проблемы такого социального явления, как преступность несовершеннолетних, внесли Л.В. Акимова, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, Н.М. Букаев, Д.Х. Вафин, О.С. Газман, СИ. Герасимов, И.М. Гильманов, Л.П. Гирфанова, А.А. Даниленков, А.И. Долгова, СБ. Думов, В.Д. Ермаков, Е.Н. Измайлова, СМ. Иншаков, Л.М. Каримова, Ю.А. Клейберг, М.С Крутер, Н.И. Кузнецов, Н.Ф. Кузнецова, Г.Ю. Лутошкин, Т.В. Лутошкина, А.С Макаренко, В.В. Мальцев, Э.Б. Мельникова, А.В. Наумов, Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный, Е.Б. Роголева, Н.И. Савина, B.C. Собкин, Д.В. Сопов, Р.Ф. Степаненко, А.Я. Сухарев, Г.С. Тагиров, Н.И. Швецова, Д.А. Шестаков, А.С. Шляпочников, З.Г. Ягудин и др. Труды этих и других авторов были использованы при написании настоящей работы. Однако специального криминологического исследования преступности беспризорных детей и социальных сирот не проводилось.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с преступностью беспризорных детей и социальных сирот и её предупреждением.

Предметом исследования служит отечественное и зарубежное законодательство, регулирующее правовое положение несовершеннолетних, уголовно-правовые нормы, судебно-следственная практика, данные социальной и уголовной статистики, а также специальная литература.

Цель и задачи исследования. Исследование предпринято в целях создания научно обоснованной теории преступности беспризорных детей и социальных сирот, выявления её основных характеристик и разработки системы её предупреждения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть существующие подходы к изучению преступности беспризорных детей и социальных сирот, выявить её признаки и показатели;

2. Определить понятие преступности беспризорных детей и социальных сирот как специфичного вида преступности несовершеннолетних;

3. Проанализировать и систематизировать причины и условия, лежащие в основе преступности беспризорных детей и социальных сирот;

4. Дать криминологическую характеристику личности беспризорного преступника и преступника - социального сироты;

5. Разработать концепцию предупреждения преступности беспризорных детей и социальных сирот и предложить научно-практические рекомендации предупреждения преступности беспризорных детей и социальных сирот;

6. Внести предложения по совершенствованию уголовного

законодательства, направленного на предупреждение преступности несовершеннолетних в Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. При изучении предмета исследования использовались общенаучные методы познания: системный анализ, обобщение, абстракция, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, моделирование, а также частнонаучные методы аналитического обследования, социологического обследования (неформализованное интервью, изучение документов), методы Математической статистики.

Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили научные достижения ведущих учёных в области общей теории права, уголовного права, криминологии, статистики, математики, социологии, психологии и смежных с ними наук.

Нормативная основа работы. Нормативной основой работы выступают Конституция Российской Федерации, международно-правовые нормы, законодательство России и некоторых зарубежных государств, касающееся беспризорных детей и социальных сирот.

Эмпирическая база. Эмпирическую базу образуют данные статистики Главного информационно-аналитического центра МВД Российской Федерации за 1995 - 2007 годы, Информационного центра МВД по Республике Татарстан за 1995 - 2007 годы, Управления Судебного департамента в Республике Татарстан за 2006 - 2007 годы. В работе также использовались статистические данные о состоянии, структуре и динамике преступности в целом, а также преступности беспризорных детей и социальных сирот в Российской Федерации, в Республике Татарстан за 1964 - 2007 годы, материалы изучения 250 уголовных дел, рассмотренных судами Республики Татарстан, отказных и профилактических материалов за период с 2000 по 2007 год, данные опроса 200 несовершеннолетних граждан, 150 практических работников специализированных учреждений для несовершеннолетних и сотрудников органов внутренних дел.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в том, что оно представляет собой первое криминологическое исследование преступности беспризорных детей и социальных сирот, выполненное на основе анализа социально-экономической ситуации в России на рубеже XX -XXI веков, в результате которого сформулированы предложения по совершенствованию практики предупреждения этого вида преступности.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Беспризорным ребёнком является лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, не имеющее постоянного места жительства, за которым отсутствует контроль со стороны родителей, либо лиц, их заменяющих, или других работников образовательного, воспитательного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними. Социальным сиротой является ребёнок, имеющий биологических родителей, которые не выполняют своих обязанностей по его воспитанию и содержанию, в результате чего возможна криминогенная деформация личности несовершеннолетнего.

2. Под преступностью беспризорных детей и социальных сирот следует понимать исторически обусловленное, негативное, общественно опасное, относительно массовое, устойчивое, социально-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых беспризорными детьми и социальными сиротами на определённой территории за определённый период времени.

3. Основными факторами преступности беспризорных детей и социальных сирот в России на рубеже XX - XXI веков являются: социальное расслоение современного общества; неудовлетворительные условия воспитания ребёнка в семье; безработица, бедность, а зачастую и полное обнищание семей; распад семей (разводы, ранняя смертность родителей); весьма низкий уровень воспитательной работы в учебных заведениях; неоказание эффективной и своевременной помощи родителям трудных детей со стороны школьных педагогов, а также специалистами МВД и общественности; ликвидация сети государственных организаций, которые обеспечивали культурный досуг подростков; недостаточно эффективная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних; формализм в работе общественных организаций, в компетенцию которых входит помощь и содействие семье, школе, иным образовательным, культурным учреждениям, детским кружкам в воспитании, формировании сознания детей и подростков, а также милиции, прокуратуре в вопросах предупреждения подростковой преступности; недостатки в работе правоохранительных органов по борьбе с преступностью в подростковой среде.

4. Личность несовершеннолетнего беспризорного преступника и преступника - социального сироты - это система социальных и индивидуально-психологических свойств, которая отражает взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность беспризорного и социального сироты с окружающей его микро- и макросредой. Личность несовершеннолетнего беспризорного преступника и преступника - социального сироты включает в себя совокупность социальных ролей, а также нравственно-психологических ориентации и установок.

5. Предложена типология личности несовершеннолетнего беспризорного преступника и преступника - социального сироты: 1) по глубине криминогенной мотивации: а) случайные; б) неустойчивые; в) стойкие; 2) по направленности криминогенной мотивации: а) корыстные; б) насильственные; в) корыстно-насильственные; 3) по социальному положению, социально-демографическому статусу: а) имеющие семью, но покинувшие её вследствие конфликтов; б) не имеющие родителей; в) имеющие неблагополучную семью (один или оба родителя ведут асоциальный образ жизни, нищета); г) занимающиеся бродяжничеством под влиянием родителей и (или) близких родственников.

6. Предупреждение преступности беспризорных детей и социальных сирот - это спланированная и целенаправленная социально-правовая деятельность, предполагающая разработку и претворение в практическую плоскость общесоциальных и специальных мер экономического, социального, политического, духовно-нравственного, организационного, правового характера, направленных на нейтрализацию причин и условий преступности беспризорных детей и социальных сирот, основанная на принципах законности, демократизма, гуманизма, гласности, социальной справедливости, научной обоснованности, рациональности.

7. Необходимо изменить статус действующего на сегодняшний день постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и принять нормативный правовой акт уровня федерального закона Российской Федерации. В связи с этим вынести на рассмотрение проект закона Российской Федерации «О Государственной комиссии по делам несовершеннолетних, беспризорных, безнадзорных детей и защите их прав» на очередное заседание профильного комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

8. Предложено ввести в судебную систему новый вид судов -ювенальный суд. Для этого внести дополнения в статью 4, пункт 3, Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[5].

9. Дополнить статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» частями второй и третьей:

2. «То же деяние, которое привело несовершеннолетнего к систематическому употреблению спиртных напитков, одурманивающих веществ, к занятию бродяжничеством, попрошайничеством или проституцией, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2, которые привели несовершеннолетнего к совершению преступления, - наказываются штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет».

Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что оно восполняет определённый пробел в познании содержательной стороны негативного социального явления преступности беспризорных детей и социальных сирот за счёт выделения в ней специфичных признаков и свойств. Предложения и выводы, сформулированные в ходе и по результатам работы, а также сам материал исследования могут быть использованы для дальнейшего развития научного направления - теории преступности беспризорных детей и социальных сирот.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные предложения и выводы, а также сам материал исследования могут быть использованы при разработке стратегических программ по борьбе с преступностью беспризорных детей и социальных сирот. Полученный научный материал диссертации может быть использован в учебном процессе при преподавании курсов «Криминология», «Уголовное право», «Уголовная статистика», спецкурса «Преступность несовершеннолетних» в высших учебных и средне - специальных образовательных учреждениях, в том числе и на курсах повышения квалификации.

Апробация результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре уголовного права Казанского юридического института

Министерства внутренних дел Российской Федерации, где проводилось её обсуждение и рецензирование. Основные научные положения работы были отражены в монографии, учебном пособии и в 11 научных статьях, в том числе и в изданиях, рекомендованных ВАКом, докладывались на научно-практических конференциях (Казань, 2006 - 2008 гг.). Материалы диссертационного исследования используются в процессе преподавания в Казанском юридическом институте Министерства внутренних дел России.

Структура работы определяется кругом основных положений, рассматриваемых в ней. Она состоит из Введения, трёх Глав, параграфов, Заключения, списка используемой литературы и приложений.

Содержание работы

Во Введении описана актуальность темы исследования; охарактеризована степень разработанности проблемы; определены объект и предмет исследования; сформулированы цель и задачи работы; показана методологическая основа; выделены нормативная и эмпирическая базы диссертационного исследования; обоснована научная новизна диссертационного исследования; выдвинуты основные положения, выносимые на защиту; изложены теоретическая и практическая значимость работы, апробация её результатов, а также структура.

Первая глава «Понятие, признаки и показатели преступности беспризорных детей и социальных сирот» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Понятие и признаки преступности беспризорных детей и социальных сирот» рассмотрены сущность и понятие социальных отклонений в целом. Исследованы такие понятия, как маргиналы, маргинальность, а также маргинальные группы. Выявлено, что беспризорные дети и социальные сироты относятся к маргинальным группам. Преступность беспризорных детей и социальных сирот рассмотрена в соотношении с преступностью в целом, преступностью несовершеннолетних граждан, а также с маргинальной преступностью, что наглядно представлено автором на схеме

Автором обоснована формулировка собственных определений беспризорных детей, социальных сирот, а также такого социального правового явления, как преступность беспризорных детей и социальных сирот.

Во втором параграфе «Состояние, структура и динамика преступности беспризорных детей и социальных сирот в Российской Федерации и Республике Татарстан» преступность беспризорных детей и социальных сирот рассмотрена посредством количественных и качественных характеристик. Представлены статистические данные о состоянии преступности несовершеннолетних за периоды с 1874 по 1894 год, с 1964 по 1988 год, с 1994 по 1999 год, а также с 1999 по 2007 год в Российской Империи, СССР и в Российской Федерации. Проанализирована структура преступности беспризорных детей и социальных сирот. Выявлено, что из общего количества несовершеннолетних, совершивших преступления, 68% -это беспризорные дети и социальные сироты. Также структурированы данные о количестве, структуре и динамике преступности беспризорных детей и социальных сирот в Республике Татарстан.

Вторая глава «Причины и условия преступности беспризорных детей и социальных сирот, криминологический анализ личности беспризорного преступника и преступника - социального сироты» состоит из трёх параграфов.

В первом параграфе «Особенности причин и условий преступности несовершеннолетних» проведён анализ причин и условий преступности в целом, а также причин и условий преступности несовершеннолетних. Показано, что основные причины преступности несовершеннолетних коренятся в сферах формирования и жизнедеятельности подростка: в семье, школе, трудовой и досуговой деятельности.

Влияние семьи осуществляется с самого раннего детства, поэтому поведение, нормы общения, а также принятая в семье система ценностей усваиваются весьма прочно и приобретают ярко выраженный личностный характер. Объясняется это следующим: формирование личности ребёнка происходит не только посредством целенаправленного воспитательного воздействия со стороны членов семьи, но и под воздействием семейного уклада жизни.

Отмечено, что несовершеннолетние, совершившие уголовно-правовые деликты, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, утратой интереса к учёбе, недобросовестным отношением к ней. Часть подростков, участвующих в совершении преступлений, не имеет зачастую даже начального образования.

Для несовершеннолетних с противоправным поведением характерно следующее: хаотичность поступков, неоконченная сформированность собственной системы взглядов, позиций, ценностей; повышенная "«зависимость поведения от мнений, критики и оценок близкого окружения, эмоциональность, неспособность критически анализировать свои поступки и поведение других людей.

Во втором параграфе «Причины и условия преступности беспризорных детей и социальных сирот и их особенности» рассмотрены причины и условия преступности беспризорных детей и социальных сирот и их особенности.

Отмечено, то обстоятельство, что личность несовершеннолетнего находится ещё в процессе активного формирования, обусловливает прямую связь и зависимость недочётов воспитания в семье, школе, по месту жительства со становлением отдельных подростков на преступный путь. Иными словами, преступность беспризорных детей и социальных сирот выступает прежде всего как своеобразные «издержки воспитания», как специфический показатель имеющихся ещё недостатков в деле социального формирования подрастающего поколения. В свою очередь, эти недостатки обусловлены рядом общественных явлений материального, идеологического, психологически-бытового, организационного характера.

Сегодня семья оказалась в весьма сложных условиях. Это самый важный социальный институт воспитания человека, на который негативно влияют различные трудности и проблемы.

Выявлено, что до 40% всех детей сегодня живут в бедных семьях, где вынуждены ограничивать себя абсолютно во всём - в питании, одежде, образовательных услугах, полноценном досуге и т.п. Вследствие трудных экономических условий в таких семьях возрастает количество конфликтных ситуаций. А деструктивный конфликт разбивает семью, становится фактором психического нездоровья детей.

Криминогенное значение имеют не только внешние объективные проблемы и трудности семейной жизни, но также и субъективные факторы внутрисемейной жизни. В профилактическом плане важно учесть то, что в современных условиях российская семья оказалась под прессингом новых внешних факторов, в силу которых воспитательная внутрисемейная обстановка стала менее благоприятной. Неспособность адаптироваться к совершенно новым социально-экономическим условиям большей части взрослого населения, а также отсутствие постоянной работы или перегруженность работой, постоянный страх за будущее семьи и другие факторы приводят к тому, что между родителями и детьми ослабевает и теряется важнейший эмоциональный контакт, сокращается или совершенно отсутствует время для досуга семьи, ослабляется семейный контроль за поведением детей и подростков, перестаёт иметь значение авторитет родителей. Всё это в конечном итоге приводит к эмоциональному отдалению членов семьи друг от друга.

К началу XXI века в Российской Федерации насчитывалось примерно 42 млн семей, из них 22 млн (56%) имели в своём составе несовершеннолетних детей. Приблизительно 22 млн семей, т.е. почти каждая вторая, - за чертой бедности, 80,3% семей, воспитывающих трёх и более детей, имеют среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. Из них в крайней бедности, нищете живут 51,3% полных и 58,4% многодетных семей. В этих семьях среднедушевые доходы в два и более раза ниже уровня бедности.

В третьем параграфе «Криминологическая характеристика личности беспризорного преступника и преступника - социального сироты» автор показывает соотношение личности преступника в целом, личности несовершеннолетнего преступника и личности преступника - беспризорного и социального сироты, что наглядно продемонстрировано на схеме.



Отмечено, что поведение и поступки беспризорных детей и социальных сирот в этом возрасте носят уже сознательно-волевой характер, в связи с чем к ним предъявляются и более высокие требования. Однако физическое и нравственное развитие подростка ещё не завершено, и это отражается на характере его действий и поступков. Следовательно, причина противоправного или аморального поведения - не в слабости, а в отрицательной волевой направленности.

Эмоциональная неуравновешенность, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность относятся к наиболее распространённым характерным чертам личности беспризорного преступника и преступника - социального сироты. Автором представлена собственная типология личности беспризорного преступника и преступника - социального сироты, а также дано определение личности исследуемых граждан.

Проведено исследование лиц, содержавшихся в специальных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в Республике Татарстан за 2006 - 2007 годы. Проведённые исследования дают основания полагать, что в основном беспризорными детьми и социальными сиротами в Республике Татарстан являются граждане из неблагополучных семей. Как правило, это выходцы из неполных семей, то есть один из родителей ребёнка отсутствует либо ведёт асоциальный образ жизни, также семьи испытывают серьёзные материальные затруднения. Дети с раннего возраста начинают курить, употреблять крепкие спиртные напитки, наркотические, психотропные вещества. Питание беспризорных детей и социальных сирот крайне скудное, одеты «как придётся». По данным нашего исследования, количество беспризорных, безнадзорных и социальных сирот-мальчиков преобладает над количеством девочек: мальчиков (всего) - 477 человек, из них: до 7 лет - 200 человек; от 8 до 10 лет - 131 человек; от 11 до 14 лет - 94 человека; от 15 до 18 лет - 52 человека, девочек (всего) -435 человек, в том числе: до 7 лет - 183 человека; от 8 лет 10 лет -113 человек; от 11 до 14 лет - 93 человека; от 15 до 18 лет - 46 человек.

Источники добычи средств к существованию крайне разнообразны, но, к сожалению, зачастую это противоправные, преступные пути заработка. По национальному признаку преобладают русские и татары, меньше чувашей, удмуртов, башкир. Таким образом, дан социальный портрет личности преступников - беспризорных детей и социальных сирот в начале XXI века.

Третья глава «Предупреждение преступности беспризорных детей и социальных сирот» состоит из пяти параграфов.

В первом параграфе «Понятие и основные принципы предупреждения преступности беспризорных детей и социальных сирот» автором сформулировано авторское определение принципов предупреждения преступности, в том числе преступности беспризорных детей и социальных сирот, под которыми понимаются базовые, исходные, определяющие начала и основополагающие идеи, в соответствии с которыми строятся не только понимание, но и содержание в целом, а также отдельные институты предупреждения (превенции) преступности, которые составляют его систему.

Во втором параграфе «Международно-правовые основы предупреждения преступности беспризорных детей и социальных сирот» автор предлагает обзор основных международно-правовых актов, затрагивающих интересы несовершеннолетних лиц.

Отмечено, что мировое сообщество признало, что охрана прав ребёнка, несомненно, имеет свои особенности, что послужило основанием для разработки и принятия Генеральной Ассамблеей ООН ряда международных правовых актов: Декларации прав ребёнка (1959 г.), Конвенции ООН о правах ребёнка (1989 г.), Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985 г.), Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.), которые посвящались только несовершеннолетним.

Автор указывает, что международным сообществом одобрен и принят целый ряд нормативных актов и договорённостей, касающихся принципиально важных вопросов в сфере обеспечения прав ребёнка, предупреждения преступности несовершеннолетних, организации правосудия в отношении них, условий обращения с такими правонарушителями. Анализ соответствующих актов позволяет утверждать, что в международно-правовом пространстве оформился важнейший универсальный принцип приоритетной защиты прав и интересов ребёнка, который в силу ст. 15 Конституции Российской Федерации является исходным требованием к формированию и реализации любого направления национальной политики, так или иначе касающегося лиц в возрасте до 18 лет.

В третьем параграфе «Общесоциальное предупреждение преступности беспризорных детей и социальных сирот» отмечено, что на протяжении последних лет государством накапливался определённый опыт решения проблем детства через разработку и реализацию федеральных, отраслевых и территориальных программ. Крупным шагом в этом направлении стала регулярно разрабатываемая на определённый срок президентская, а впоследствии федеральная целевая программа «Дети России». 3 октября 2002 г. Правительство Российской Федерации утвердило новую федеральную целевую программу «Дети России» на 2003 - 2006 годы, включающую подпрограммы «Здоровый ребёнок», «Одарённые дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети - сироты» и «Дети - инвалиды». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы, включающую подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одарённые дети» и «Дети и семья».

Особо подчёркнуто, что в результате выполнения федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 - 2006 годы, по сравнению с 2003 годом, в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тысячи человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации, - 274 тысячи человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тысяч семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 года.

Под общесоциальным предупреждением преступности беспризорных детей и социальных сирот понимаются определённые систематизированные меры, которые осуществляются компетентными субъектами, а также субъектами предупреждения (профилактики) преступности беспризорных детей и социальных сирот, на которых возложена функция претворения в практическую плоскость, своевременного выявления и оперативной

минимизации причин, условий сложнейшего социально-правового явления -преступности.

В четвёртом параграфе «Специальное предупреждение преступности беспризорных детей и социальных сирот» сформулировано определение специального предупреждения преступности беспризорных детей и социальных сирот - это определённые меры воздействия органов государства, общественных и иных организаций, обладающих необходимыми, специфическими полномочиями для воздействия на причины и условия, которые её порождают и обуславливают, направленные на их минимизацию. Субъекты специального предупреждения данного вида преступности обладают возможностями воздействия на индивидуальные негативно-правовые проявления исследуемой категории граждан. Они затрагивают рассматриваемую социальную группу, и в частности лица, которые имеют повышенную склонность к асоциальному поведению, а также к совершению преступных деяний.

Обществу в современных условиях следует обратить более пристальное внимание на несовершеннолетних, так как они в силу возрастных особенностей, неопытности, доверчивости, наивности рискуют быть вовлечёнными в преступную деятельность. На сегодняшний день первостепенной задачей правоохранительных органов, всего государства в целом должна быть охрана нашего подрастающего поколения от попадания в криминогенную и преступную среду.

В пятом параграфе «Совершенствование законодательства, затрагивающего права, свободы и интересы беспризорных детей и социальных сирот» предложены подходы к совершенствованию современного российского законодательства, судебной системы в рамках вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетних.

Предложено принять федеральный закон «О проведении криминологической экспертизы законов и иных нормативных правовых актов, имеющих важное экономическое и социальное значение для страны», что имело бы серьёзное превентивное значение и способствовало бы своевременному выявлению и оперативному устранению возможных криминогенных ситуаций, а на перспективу - купированию их негативных последствий.

Отмечено, что в Российской Федерации должна быть создана система ювенальной юстиции, а не только ювенального правосудия, основывающегося на уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Уголовное законодательство может применяться только в отношении довольно ограниченного контингента несовершеннолетних, совершивших посягательство на жизнь других лиц и не поддающихся профилактическому воздействию.

Так как основной причиной бродяжничества являются проблемы в семье, то обоснована необходимость внесения дополнений в ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

В Заключении диссертационного исследования на основе обобщения результатов исследования формулируются теоретические выводы, излагаются положения по совершенствованию российского законодательства.

В Приложениях приведены таблицы, график, схема криминологических моделей семей.

^ Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих научных публикациях автора:

I. В ведущих рецензируемых научных журналах ВАК:

1) Демидова, Е.В. Состояние преступности среди беспризорных детей и социальных сирот [Текст] / Е.В. Демидова // Вестник Московского университета МВД России. - М., - 2007. - № 5. - С. 106 - 109.

2) Демидова, Е.В. Беспризорность как социально-криминологическая проблема в контексте маргинализации несовершеннолетних [Текст] /

23

Е.В. Демидова // Вестник Московского университета МВД России. - М., -2008. №2.-С. 155-158.

П. Монографии:

1) Демидова, Е.В. Преступность беспризорных детей и социальных сирот [Текст] / Е.В. Демидова. - Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 2007. - 310 с.

III. Учебные пособия:

1) Демидова, Е.В. Ювенальная юстиция в Российской Федерации и зарубежных странах: история и современные тенденции [Текст]: учебное пособие / Е.В. Демидова. - Казань: КЮИ МВД России, 2008. - 82 с.

IV. Статьи и тезисы докладов:

1) Демидова, Е.В. К вопросу о преступности беспризорных детей и социальных сирот в Республике Татарстан [Текст] / Е.В. Демидова // Научные труды Казанского юридического института МВД России. - Казань: КЮИ МВД России, 2007. - Вып. 7. - С. 253 - 260.

2) Демидова, Е.В. Беспризорность детей и социальных сирот: криминологические аспекты [Текст] / Е.В. Демидова // Сборник аспирантских научных работ. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. - Вып. 8. - С. 90 - 95.

3) Демидова, Е.В. К вопросу о причинах и условиях преступности беспризорных детей и социальных сирот Российской Федерации [Текст] / Е.В. Демидова // Сборник трудов молодых учёных и преподавателей КЮИ МВД России. - Казань: КЮИ МВД России, 2007. - С. 76 - 80.

4) Демидова, Е.В. Характеристика беспризорного преступника и преступника - социального сироты (на примере изучения контингента спецучреждений для несовершеннолетних Республики Татарстан) [Текст] / Е.В. Демидова // Вестник Всероссийского института повышения

24

квалификации сотрудников МВД России. - М., - 2008. - № 1(9). — С. 98 -102.

5) Демидова, Е.В. К вопросу о личности беспризорного преступника и преступника - социального сироты в Республике Татарстан [Текст] / Е.В. Демидова // Научные труды Казанского юридического института МВД России. - Казань: КЮИ МВД России, 2008. - Вып. 8. - С. 224 - 230.

6) Демидова, Е.В. Понятие и основные принципы предупреждения преступности беспризорных детей и социальных сирот [Текст] / Е.В. Демидова // Социально-правовые проблемы борьбы с преступностью в современной России: Материалы итоговой научно-практической конференции Казанского юридического института МВД России. - Казань: КЮИ МВД России, 2008. - С. 84, 85.

7) Демидова, Е.В. Личность беспризорного преступника и преступника - социального сироты [Текст] / Е.В. Демидова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - С-Пб., - 2008. - № 1 (37). -С. 93-96.

8) Демидова, Е.В. Международно-правовые основы предупреждения преступности беспризорных детей и социальных сирот [Текст] / Е.В. Демидова // Сборник трудов молодых учёных и преподавателей Казанского юридического института МВД России. - Казань: КЮИ МВД России, 2008. - С. 22 - 26.

9) Демидова, Е.В. Особенности личности беспризорного преступника и преступника - социального сироты (на примере Республики Татарстан) [Текст] / Е.В. Демидова // Преступность несовершеннолетних в Республике Татарстан: состояние, тенденции, проблемы противодействия. Сборник материалов круглого стола Казанского юридического института МВД России. - Казань: КЮИ МВД России, 2008. - С. 93 - 96.




[1] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 в ред. Указа от 10 января 2000 г. № 24 // Российская газета. - 2000. -18 января.

[2] Обращение Министерства внутренних дел Российской Федерации и Общественного совета при МВД России // Право и жизнь. - 2007. - № 5/46. - С. 24,25.

[3] Обращение Министерства внутренних дел Российской Федерации и Общественного совета при МВД России // Российская газета. - 2007. - 20 июня. - № 129 (4392). - С. 17.

[4] Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года // Международные акты о правах человека: Сборник документов. / Под ред. В.А. Карташкина, Е.А. Лукашевой. - М., 1998. - С. 1.

[5] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.).




Похожие:

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Чебоксары 2000
Инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное iconАвтореферат диссертации Мокрого Валерия Юрьевича
«педагогическое образование», представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13. 00. 02....
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное iconНа автореферат диссертации Амбаловой Анжелы Борисовны «Управление карьерой государственных гражданских служащих» (социологический анализ), представленную на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.
Амбаловой Анжелы Борисовны «Управление карьерой государственных гражданских служащих» (социологический анализ), представленную на...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное iconСписъ к
Радичев, Р. 1988. Интерпретация гравитационный аномалий с использованием метода регуляризации. Автореферат диссертации на соискани...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное icon14. 01. 04 – внутренние болезни 14. 01. 02 – эндокринология Авторефера т диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Душанбе – 2012
Состояние костной системы и фосфорно-кальциевого обмена у больных тиреотоксикозом в условиях йодного дефицита, влияние адекватной...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени
На современной стадий развития театрального искусства и науки о нем стало необходимым исследованное по частям, осознать в единстве,...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное iconДиссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук Научный руководитель к э. н., профессор Давтян М. А. Москва 2004 оглавление
Новая концепция и современный российский вторичный рынок акций
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное icon«Социальный потенциал организации (социологический анализ)»
Хорохордина Олега Леонидовича на диссертацию Воронковой Натальи Валерьевны «Социальный потенциал организации (социологический анализ)»,...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное iconВопросы к экзамену по курсу «Уголовно- исполнительное право» Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод
Понятие уголовно-исполнительной политики и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное iconФормирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа 13. 00. 08- теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
Защита состоится «13» ноября 2007 года в 10. 00 ч на заседании диссертационного совета дм 212. 087. 01 по защите диссертаций на соискание...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы