Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие icon

Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие

НазваниеМетодические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие
Дата конвертации02.11.2012
Размер380.58 Kb.
ТипМетодические рекомендации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Инженерно-экономический институт




Кафедра экономики


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК

Учебно-методическое пособие


Для студентов всех форм обучения


Специальность: 080502 – Экономика и управление на предприятии (в металлургии)


ЧЕРЕПОВЕЦ

2008

Рассмотрено на заседании кафедры экономики, протокол № 10 от 27 июня 2008 г.

Одобрено редакционной комиссией инженерно-экономического института протокол № 14 от 27 июня 2008 г.


Составители: А.Н. Морозов, д.э.н., профессор, С.М. Корнеева ст.преп.


Рецензенты: В.Б. Мишин, к.э.н., доцент, З.М. Магрупова, к.э.н., доцент.


Научный редактор: З.М. Магрупова, к.э.н., доцент.


Череповецкий государственный

университет, 2008

ВВЕДЕНИЕ


В Череповецком государственном университете создается система менеджмента качества, основанная на восьми основных принципах. Главным является принцип ориентации на потребителя: организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания (ГОС Р ИСО 9000-2001).

Непрерывность развития теории и практики организации и управления на предприятиях за рубежом и в нашей стране требует совершенствования процесса профессионального образования за счет повышения, как теоретического уровня обучения, так и практического. Успешность развития указанных направлений зависит от последовательной, систематической и совместной работы в рамках стратегического партнерства с промышленными предприятиями и организациями региона - базами практик студентов данной специальности.

В предложенном пособии представлены все виды практик, прохождение которых предусмотрено ГОС ВПО, с определением задач, целей и способов их проведения.

Государственным образовательным стандартом подготовки специалистов с высшим экономическим образованием по специальности 080502 - Экономика и управление на предприятии (в металлургии) предусмотрены следующие практики:

- учебная по информатике и информационным технологиям в экономике (продолжительность – 2 недели);

- учебно-ознакомительная по специальности (продолжительность – 2 недели);

- учебная по технологии отраслевого производства (продолжительность – 2 недели);

- производственно-профессиональная (продолжительность – 5 недель);

- преддипломная (продолжительность – 5 недель).

Форма отчетности для всех видов практики – дифференцированный зачет.


^ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК

1.1 Подготовка к проведению практик

Все виды практик организуются выпускающей кафедрой экономики. Организация практик осуществляется согласно ГОС ВПО.

Календарное время начала и окончания практик определяется графиком учебного процесса на соответствующий учебный год. В начале учебного года составляется график проведения учебных и производственных практик студентов ЧГУ на текущий учебный год, формируется заявка по базам практик.

Базами практик являются предприятия металлургической отрасли.

Выбор места прохождения практики осуществляется совместно студентами и ответственными сотрудниками кафедры согласно предоставленным местам, либо на основании заключенных индивидуальных договоров с базами практик. Кафедра в лице руководителя практики оказывает необходимое содействие в организации практики на выбранном студентом предприятии путем переговоров, деловой переписки с руководством предприятия.

После распределения студентов по базам практики формируется приказ о прохождении практики студентами с назначением руководителя практики.

После завершения практики руководитель представляет отчет об ее итогах, который, после обсуждения на заседании кафедры, утверждается заведующим кафедрой для предоставления в учебно-методический отдел ЧГУ.

До начала практики руководитель от кафедры проводит со студентами подготовительную работу, в ходе которой уточняется следующая информация:

- база практики;

- сроки начала и окончания практики;

- цели и задачи практики;

- порядок прибытия к местам практики;

- порядок защиты отчета по практике.

Перед прохождением практики студент получает: программу практики, дневник практики, методические рекомендации по организации практик.

^

1.2. Руководство практикой


Руководство практикой осуществляет преподаватель, назначенный кафедрой. В обязанности руководителя практики входят следующие виды работ:

- обеспечение высокого качества прохождения студентами практики, ее строгое соответствие учебной программе;

- согласование программы и графиков прохождения студентами практики с руководителями практики от предприятий, подготовка и выдача студентам индивидуальных заданий на время практики;

- участие в проведении всех организационных мероприятий по практике, проводимых на кафедре;

- осуществление регулярного контроля прохождения студентами практики, соблюдения студентами правил внутреннего трудового распорядка;

- проведение консультаций по всем возникающим вопросам;

- проверка отчетов и дневников студентов по завершении практики.

Руководитель практики от предприятия назначается приказом по организации. В его обязанности входит обеспечение условий для прохождения студентами практики; консультации по вопросам производства, ведения дневника, составления отчета. По окончании практики им проверяются и заверяются дневник и отчет о практике, пишется отзыв о прохождении практики с предполагаемой оценкой.

По завершению практики руководитель представляет отчет заведующему кафедрой и в учебно-методический отдел ЧГУ.


1.3. Права и обязанности студентов в период практики

При прохождении практики студенты имеют право:

- получать необходимую информацию для выполнения задания по практике;

- пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений информационными фондами и техническими архивами предприятия;

- получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданием на практику.

В период практики студенты обязаны:

- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов;

- обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу подразделения и ее результаты;

- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда;

- представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его.

К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается заведующему выпускающей кафедрой.


1.4. Составление и защита отчета по практике


По завершении практики студенты представляют на выпускающую кафедру:

- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия;

- отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой;

- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.

Отчет и дневник по практике сдается на проверку руководителю практики от кафедры.

Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики. Отчет предоставляется на кафедру в скоросшивателе (мягком или твердом), и обязательно должен содержать: титульный лист, содержание с указанием страниц, все необходимые разделы, список литературы и приложения. Отчет состоит из следующих разделов: введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

Введение раскрывает основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.

Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам примерного тематического плана практики.

В заключении приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной работы и даются практические рекомендации.

Совместно с руководителем студент может включить в отчет элементы научных исследований.

1.4.1.Требования к оформлению отчета.

Текст отчета объемом не менее 30 машинописных страниц (на одной стороне), выполняется на компьютере в программе Microsoft Word через полуторный (1,5) междустрочный интервал, шрифтом Times New Roman Cyr (кегль 14), интервал между букв – обычный, масштаб букв – 100%, цвет шрифта – черный.

В отчете должны быть соблюдены следующие размеры полей: правое – 10 мм; левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Используется выравнивание текста по ширине. Первая строка (красная строка) равна 15 мм.

Нумерация страниц начинается с раздела «Введение», вверху посередине. При использовании материалов публикаций в тексте отчета обязательны ссылки на источники с указанием страниц. Иллюстрации (таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.п.) должны иметь название и порядковый номер. Разделы отчета нумеруются арабскими цифрами с точкой в конце. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Сведения об использованных источниках, включенных в список литературы, дается в соответствии с требованиями ГОСТа.

Приложения имеют сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение начинается с чистого листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №). Ниже посередине указывается тематический заголовок приложения, раскрывающий его содержание.

Защита отчета по практике предусматривает дифференцированную оценку, которая выставляется в экзаменационную ведомость. На защите отчета по практике студент должен показать знания и опыт, приобретенные на производстве.

Помимо отчета по практике студент должен предоставить дневник прохождения практики (приложение 2), заверенный подписью руководителя от предприятия и печатью.

^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК


2.1. Учебная практика по информатике и информационным технологиям в экономике


Введение

Календарное время начала и окончания практики определяется графиком учебного процесса на соответствующий учебный год. Продолжительность практики 2 недели.

Время проведения:

- очная, заочная формы обучения - 2 семестр;

- заочная форма обучения (второе высшее) - 1 семестр
^

Цели и задачи практики


Цель практики: подготовка студентов к активному применению вычислительных методов и средств в решении специальных задач с арифметическими, статистическими и прочими функциями, закрепление и расширение навыков использования возможностей пакетов прикладных программ, ориентированных на обеспечение решения управленческих задач на предприятии отрасли.

Содержание практики

Содержание учебной практики по информатике и информационным технологиям в экономике определяется кафедрой экономики в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке специалиста в университете.

Во время прохождения практики студенты знакомятся с устройством и принципами работы персонального компьютера, обучаются работать с текстовым и табличным процессом. Выполняют тесты по скорости работы с текстом. Знакомятся с различными системами сжатия информации – текстовой, графической, с потерей и без потерь данных. Учатся работать с программными продуктами, решающие отдельные задачи, информационно-поисковыми системами типа «Гарант», «Кодекс», «Консультант», многофункциональными программными комплексами для управления предприятием (системы 1С: Предприятия, «Access» и пр.).

База практики

Практика по информатике и информационным технологиям в экономике проводится в компьютерном классе кафедры экономики.

Требования к критериям оценки студентов

Критериями оценки являются:

  • умение грамотно выбирать программное обеспечение для решения конкретных экономических задач;

  • использовать для решения поставленных задач специализированные пакеты программ по различным направлениям экономической деятельности;

  • умение делать выводы по полученным данным.

В соответствии с общими требованиями студент по резуль­татам практики получает оценку, которая должна быть вне­сена в его зачетную книжку.

Оценка формируется на основе промежуточных оценок, полученных студентами во время выполнения практических заданий на компьютере.


2.2 Учебно-ознакомительная практика по специальности


Введение

Учебно-ознакомительная практика студентов специальности 080502 - Экономика и управление на предприятии (в металлургии) является экскурсионной групповой практикой и осуществляется путем знакомства студентов с деятельностью организаций и предприятий г. Череповца. Общее руководство и организация учебно-ознакомительной практики осуществляется преподавателями кафедры.

Продолжительность практики - 2 недели.

Время проведения:

- очная, заочная формы обучения - 4 семестр;

- заочная форма обучения (второе высшее) - 2 семестр

Теоретическая подготовка к практике проводится при изучении дисциплины «Экономика предприятия».
^

Цели и задачи практики


Цель практики состоит в подготовке к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В соответствии с поставленной целью в процессе практики студент должен:

- получить представления о современном предприятии отрасли и о роли экономиста-менеджера в управлении предприятием;

- получить представление о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста-менеджера по специальности;

- ознакомиться с организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работы в вузе;

- ознакомиться с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами.

Содержание практики

I. Знакомство с деятельностью предприятия по следующему плану:

  1. название предприятия. Время, цель создания. Организационно-правовая форма. Тип предпринимательской деятельности. Сфера деятельности. Способы формирования предпринимательского канала;

  2. стратегия развития;

  3. характеристика товаров и услуг;

  4. рынки сбыта. Конкуренты;

  5. маркетинговая стратегия;

  6. организационная структура управления. Кадровая политика;

  7. финансовые результаты деятельности предприятия;

  8. проблемы предприятия и пути их решения.

Студенты встречаются с руководителями предприятия, ведущими специалистами, наблюдают организацию производственного процесса, изучают доступную документацию, работают с материалами периодической печати.

II. Выступления специалистов экономических, плановых, финансовых, маркетинговых и других отделов перед группой по проблемам конкретных предприятий.

III. Экскурсии (групповые) на предприятия, библиотеки города, структурные подразделения вуза.

IV. Работа с библиотечными фондами, библиографический поиск литературы по заданным руководителем темам, краткое реферирование и аннотирование источников по согласованному с руководителем тематическому списку, выполнение индивидуального задания.

База практики

Практика организуется выпускающей кафедрой экономики и проводится в дирекции, на кафедрах и отделах ЧГУ; в цехах и подразделениях предприятий металлургической отрасли; библиотеках г. Череповца: центральная городская им. Верещагина, библиотека ЧГУ, библиотеки предприятий металлургической отрасли.

Организация практики

1. До начала практики проводится организационное собрание студентов, на котором руководитель практики сообщает о целях, задачах и порядке проведения групповых экскурсий, разъясняет общие правила техники безопасности и требования к оформлению отчетов по практике.

2. Ответственный за проведение учебной практики определяет (с учетом желания студентов) один из объектов практики. Уточняет содержание практики и возможность отступления от программы с учетом специфики выбранного объекта.

3. Студент информирует руководителя о начале работы и источниках получения информации.

4. Собранный материал студент использует для выступления перед группой. Это позволит провести коррекцию его работы, определить пробелы в изучении данной проблемы, получить представление о деятельности различных предприятий города.

5. По прибытии группы на объект, до начала осмотра, экскурсовод разъясняет конкретные правила техники безопасности при осмотре данного объекта.

Во время прохождения учебно-ознакомительной практики студенты должны провести исследование по заранее выбранной теме. Тематика этих исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем практики.

В ходе подготовки исследования необходимо обратить особое внимание на специфику проблемы.

Полученный материал используется при составлении отчета по прохождению практики.


2.3 Учебная практика по технологии отраслевого производства


Введение

Учебная практика по технологии отраслевого производства является экскурсионной групповой практикой и осуществляется путем знакомства студентов с деятельностью предприятий и подразделений металлургической отрасли. Общее руководство и организация учебной практики по технологии отраслевого производства осуществляется преподавателями кафедры.

Продолжительность практики - 2 недели.

Время проведения:

- очная форма обучения - 6 семестр (скользящим графиком);

- заочная форма обучения - 8 семестр;

- заочная форма обучения (второе высшее) - 3 семестр
^

Цели и задачи практики


Цель практики состоит в подготовке к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин, отражающих специфику отраслевого производства.

В ходе проведения практики студенты расширяют кругозор по избранной специальности, знакомясь с производственными процессами, происходящими в отрасли. Это позволяет в последующем обучении лучше усвоить такие дисциплины как: «Экономика отрасли», «Организация производства на предприятиях отрасли» и др.

В соответствии с поставленной целью в процессе практики студент должен знать:

- структуру предприятия, назначение и функции основных производств, вспомогательных цехов и подразделений;

- основы технологии важнейших производств и их особенности;

- главные стадии производства и технические схемы;

- основные виды сырья и готовой продукции предприятия и требования к их качеству;

- основные отходы производства и способы их утилизации;

- виды потребляемых энергоресурсов;

- устройство и характеристику основного производственного оборудования;

Кроме этого студенты должны уметь производить технические расчеты, приобрести навыки поведения и соблюдения основных правил по ТБ.

База практики

Учебная практика по технологии отраслевого производства организуется выпускающей кафедрой экономики и проводится в виде экскурсий на предприятиях металлургической отрасли Конкретное место прохождения студентом учебной практики и задание на практику устанавливаются выпускающей кафедрой.


2.4. Производственно-профессиональная практика

Введение

Производственно - профессиональная практика осуществляется путем знакомства с деятельностью организаций и предприятий металлургической отрасли. Общее руководство и организация практики осуществляется преподавателями кафедры.

Продолжительность практики - 5 недель.

Время проведения:

- очная форма обучения - 8 семестр;

- заочная форма обучения - 9 семестр;

- заочная форма обучения (второе высшее) - 4 семестр
^

Цели и задачи практики


Производственно - профессиональная практика проводится с целью закрепления и расширения теоретических и практических знаний студентов, приобретения профессиональных навыков работы по специальности.

Задачами студентов при прохождении производственно - профессиональной практики являются:

- изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений;

- изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;

- изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;

- оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;

- определение финансовых результатов деятельности предприятия;

- оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;

В соответствии с поставленной целью в процессе практики студент должен:

- самостоятельно определить область своей будущей деятельности;

- осуществить подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовых работ и для научно-исследовательской работы;

- освоить методики организации планирования, финансирования основных видов деятельности предприятия.

В период прохождения производственно - профессиональной практики определяется тема будущей дипломной работы.

Содержание практики

В ходе производственно – профессиональной практики студент должен особое внимание уделить внедрению мероприятий, обеспечивающих увеличение производительности труда, применения новой техники, внедрению передовой технологии, снижению себестоимости и повышению рентабельности работы предприятия.

Примерный тематический план производственно – профессиональной практики.

Общая характеристика предприятия:

- цели и задачи предприятия;

  • функции и структура управления;

  • особенности производимой продукции;

  • состав технико-производственной базы;

  • состав основных фондов, их структура;

  • бизнес-план предприятия (при невозможности в целом – взять фрагменты);

  • организация процессов производства.

  1. Экономическая и финансовая работа:

  • производственная программа, объемы продукции (работ);

  • номенклатура и структура выпускаемой продукции;

  • выполнение плана по реализации продукции;

  • сущность финансов и их роль в управлении предприятием;

  • доходы, расходы и прибыль предприятия;

  • выполнение финансового плана;

  • общие показатели себестоимости продукции;

  • структура себестоимости;

  • ценовая политика;

  • трансфертные сферы.

  1. Труд и заработная плата:

  • трудовые ресурсы и контингент работающих;

  • изучение потребности предприятия в кадрах;

  • оплата труда работников предприятия;

  • составление штатных расписаний;

  • понятие о производительности труда;

  • оценка динамики роста (снижения) производительности труда.

Эти три группы вопросов необходимо рассмотреть с точки зрения экономики, планирования и задач современной статистики в условиях рыночной экономике.

Одновременно с выполнением текущей работы в качестве дублера (экономиста, бухгалтера, менеджера, специалиста по маркетингу) по указанию руководителя практики от производства студент должен выполнять одно индивидуальное задание.

Основным назначением индивидуальных занятий является более глубокое изучение студентами отдельных вопросов организации работы предприятий, а также получение ими самостоятельных навыков работы на базе практических знаний.
^

Темы индивидуальных заданий


  1. Анализ рентабельности работы предприятия.

  2. Образование и использования прибыли.

  3. Формы системы оплаты труда и расчет фонда оплаты труда.

  4. Ценообразование.

  5. Анализ мероприятий по снижению затрат в производстве.

  6. Основные фонды и пути улучшения их использования.

  7. Финансовые ресурсы, их использование.

  8. Маркетинговая среда, в которой функционирует предприятие.

  9. Маркетинг внешнеэкономической деятельности.

  10. Анализ инвестиционной политики предприятия.

  11. Анализ использования оборотных средств.

  12. Управление затратами на предприятии.

  13. Управление качеством продукции.

  14. Оперативное планирование на предприятии.

  15. Управление материально-технического обеспечения.

База практики

Производственно-профессиональная практика проводится на предприятиях металлургической отрасли.


Организация практики

Календарное время начала и окончания производственно-профессиональной практики определяется графиком учебного процесса на соответствующий учебный год. Конкретное место прохождения студентом практики устанавливается выпускающей кафедрой. К производственно-профессиональной практике допускаются студенты, полностью выполнившие график учебного процесса.

Перед прохождением практики студент получает: программу практики, дневник практики, методические рекомендации по организации практик.

Студенты очной формы направляются на места практики в соответствии с договорами, заключенными ЧГУ с базовыми предприятиями и организациями, по запросу предприятий или, при необходимости, самостоятельно находят базу для прохождения практики. В этом случае между студентом и базовым предприятием заключается индивидуальный договор на время прохождения практики. Студенты заочной формы обучения могут проходить практику непосредственно на предприятии, где работают, при условии, что место работы соответствует профилю специальности, и обязательно в качестве экономиста в тех отделах, где имеется возможность собрать необходимый материал для составления отчета.

В первый день практики студент обязан явиться в отдел кадров предприятия, сделать отметку в дневнике о прибытии на практику.

Отдел кадров должен подготовить и подписать приказ руководства о назначении руководителя практики от производства.

Затем студенту необходимо явиться к руководителю практики от производства и ознакомить его с программой практики. Руководитель совместно со студентом составляет план прохождения практики, включающий ознакомление с предприятием, его организацией и производственной деятельностью, составление отчета.

Форма отчетности

Завершающий этап производственно-профессиональной практики - составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические данные, источники их получения и другие сведения. Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики.

Отчет по производственно-профессиональной практике является основным документом, отражающим объем и качество выполненной студентом в период практики работы, полученные им технические, организационные и методические знания и умения. Материалы отчета могут быть использованы для выполнения научно-исследовательской работы.

Подготовка отчета по практике должна осуществляться равномерно в течение всего периода практики. Материал отчета должен быть изложен четко и в логической последовательности, выводы и предложения обоснованы, текст, и иллюстрации качественно оформлены.

По завершении производственно-профессиональной практики студенты представляют на выпускающую кафедру:

- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителем практики от предприятия;

- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.

Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом производственно-профессиональной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:

- сбор материалов к написанию отчета по практике;

- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения, и ее оценки руководителем практики от предприятия;

- краткая характеристика и оценка работы студента в период практики руководителем практики от предприятия и кафедры;

- все подписи в дневнике и отчете заверяются печатями соответствующих организаций и учреждений.

В содержание отчета по практике должны входить:

  • краткая характеристика деятельности предприятия;

  • структура управления предприятия, функции основных отделов (экономического, планового, коммерческого, отдела труда и заработной платы);

  • краткое изложение вопросов программы практики;

  • изложение выполненного индивидуального задания с расчетами и пояснениями.

Вместе с отчетом на кафедру сдается дневник по практикам и отзыв руководителя от предприятия с предполагаемой оценкой, заверенные подписью и печатью предприятия.


2.5. Преддипломная практика

Введение

Преддипломная практика является важнейшим элементом подготовки экономиста-менеджера и направлена на обучение управленческим приемам и планированию в масштабах цеха, производства, предприятия и любой управленческой структуры.

Преддипломная практика является составной частью учебного процесса, предусмотренной Государственным образовательным стандартом подготовки специалистов с высшим экономическим образованием по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (в металлургии).

Продолжительность практики составляет 5 недель.

Время проведения:

- очная форма обучения - 10 семестр;

- заочная форма обучения - 11 семестр;

- заочная форма обучения (второе высшее) - 6 семестр

К прохождению преддипломной практики допускаются студенты, прослушавшие теоретический курс и успешно сдавшие все предусмотренные учебным планом формы итогового контроля (экзамены, зачеты и курсовые работы), имеющие утвержденную тему выпускной квалификационной работы и научного руководителя дипломного проекта.

Практика является завершающим этапом подготовки специалиста по экономике и управлению на предприятии отрасли и проводится для овладения выпускником первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов для выполнения выпускной квалификационной работы. На этом этапе завершается формирование квалифицированного специалиста, способного решать сложные производственные задачи.

Цель и задачи преддипломной практики

Преддипломная практика проводится с целью овладения и получения выпускником первоначального профессионального опыта, проверки готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Преддипломная практика является обязательной частью учебного процесса и подготовительным этапом к выполнению дипломного проекта, и, исходя из этого, главной задачей студентов является сбор и изучение данных по теме дипломного проекта.

В соответствии с поставленной целью в процессе преддипломной практики студенту необходимо:

- получить сведения об общей характеристике предприятия, организационной структуре предприятия, о производстве важнейших видов продукции;

- знать основные показатели производственной программы, использование производственных мощностей, потребность сырья и материалов, показатели финансовой деятельности предприятия;

- уметь определять факторы, влияющие на эффективность работы предприятия, проводить оценку применения новейших технологий, экономии сырья, топлива, электроэнергии, повышения производительности труда.

- ознакомиться с литературой, в которой освещается отечественный и зарубежный опыт деятельности фирм и организаций конкретной отрасли и функционирует выбранный объект исследования;

- изучить методические указания, нормативные документы по исследуемому вопросу и отраслевые инструкции, действующие в настоящее время и регламентирующие работу организации;

- приобрести опыт организационной, правовой и психологической работы на различных должностях в целях развития навыков самостоятельной работы по решению стоящих задач;

- собрать фактический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта, собрать и подготовить необходимый графический материал;

- овладеть методами аналитической и самостоятельной научно-исследовательской работы на конкретном предприятии (учреждении);

- обобщить собранный материал, определить его достаточность и достоверность для выполнения дипломного проекта с последующим оформлением отчета по практике.

Конкретные задачи преддипломной практики руководитель формулирует студенту в зависимости от темы дипломной работы.

Содержание преддипломной практики

1. Ознакомление с базовым подразделением

Общая характеристика предприятия; вид деятельности; форма собственности; характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия; срок реализации плана; сумма необходимых финансовых средств; способы погашения стоимости основных средств; оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; прибыль от реализации продукции (товаров, услуг, работ); перспективы развития отрасли; рынки, на которые “нацелен” бизнес; характеристики основных рынков и сегментов рынка; размеры основного рынка; проникновение на рынок; ориентиры цен и балансовой прибыли, средства коммуникации; важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных рынках; конкуренция; стратегия маркетинга; каналы распределения; стратегия осуществления продаж; характеристика и анализ каналов сбыта; стратегия роста; продукты и услуги; производственная программа предприятия; планируемый обмен продаж продукции; потребность в основных фондах; потребность в персонале и заработной плате; прогноз финансовых результатов; потребность в дополнительных инвестициях; формирование источников финансирования; движение денежных потоков; ценообразование товара; потребность в материальных ресурсах.

2. Самостоятельная работа студентов

Под руководством ведущих специалистов базового предприятия студент выполняет самостоятельную работу в качестве дублера экономиста-менеджера в зависимости от специфики задания на дипломную работу.

Как правило, видами самостоятельной работы являются:

- получение инструктажа по технике безопасности через отдел техники безопасности предприятия;

- изучение общей характеристики организационной структуры предприятия, юридического статуса структуры, основных показателей производственно-финансовой деятельности предприятия;

- анализ и оценка эффективности работы предприятия;

- участие в подготовке и проведении экспериментальных исследований, обработке результатов эксперимента и подготовке отчета;

- выполнение исследований в качестве дублера экономиста-менеджера по научно-исследовательской теме, включающей (определяющей) тему дипломной работы.


3. Особенности содержания преддипломной практики на предприятиях и организациях


К особенностям содержания преддипломной практики на предприятиях и организациях относятся различные аспекты деятельности компаний, подлежащие изучению в процессе прохождения преддипломной практики.

1. Организационная структура предприятия, форма собственности, вышестоящие структуры.

2. Предмет деятельности: объем, состав и структура производимой продукции, оказываемых услуг.

3. Внутрихозяйственные отношения между дочерними предприятиями, филиалами, подразделениями.

4. Функции служб, отделов, осуществляющих финансовые операции. Совершенствование деятельности финансово-экономических служб на предприятии.

5. Маркетинг на предприятии; виды цен; методика планирования цен и экономической эффективности.

6. Анализ реализованной и товарной продукции по элементам.

7. Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

8. Анализ финансовых результатов предприятия: исчисление выручки от реализации, определение прибыли от реализации, составные части балансовой прибыли.

9. Методы планирования прибыли.

10. Состав и структура внереализационных доходов и расходов; доходы от реализации имущества. Распределение прибыли на предприятии.

11. Состав и структура финансовых ресурсов предприятия.

12. Анализ имущества предприятия. Состояние основных фондов. Источники финансирования капитальных вложений: собственные и заемные средства. Амортизация основных фондов. Анализ эффективности использования основных фондов.

13. Состав оборотных средств. Действующий порядок финансирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств.

14. Взаимоотношения предприятия с финансовыми институтами:

- с бюджетами всех уровней при внесении платежей и получении средств из бюджетов;

- с внебюджетными фондами: пенсионным фондом - по подаче сведений для персонифицированного учета, фондом социального страхования - по использованию средств;

- взаимоотношения с банками при осуществлении расчетов, получении кредитов.

15. Роль финансов в экономическом стимулировании производства. Анализ данных о составе фонда накопления на предприятии. Образование и использование фонда потребления.

16. Финансовое планирование на предприятии.

17. Анализ использования производственных ресурсов.

В отчете по преддипломной практике должны найти отражение те аспекты деятельности предприятия, которые соответствуют выбранной теме ВКР.

База практики

Преддипломная практика организуется выпускающей кафедрой экономики и проводится на предприятиях металлургической отрасли.

Организация практики

Практика является завершающим этапом подготовки специалиста по экономике и управлению на предприятии отрасли. Календарное время начала и окончания практики определяется графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.

К преддипломной практике допускаются студенты, полностью выполнившие график учебного процесса. До начала практики студентам выдается список тем дипломных работ, утвержденный выпускающей кафедрой и предварительно согласованный с базовыми предприятиями. Каждый студент заполняет заявление с указанием выбранной им темой будущей дипломной работы (приложение ).

Конкретное место прохождения студентом преддипломной практики и задание на преддипломную практику устанавливаются выпускающей кафедрой в зависимости от выбранной им темы дипломной работы.

Перед прохождением практики студент получает: программу преддипломной практики, дневник практики, методические рекомендации по организации практик.

Студенты очной формы направляются на места практики в соответствии с договорами, заключенными с базовыми предприятиями и организациями, по запросу предприятий или, при необходимости, самостоятельно находят базу для прохождения практики. Студенты заочной формы обучения могут проходить практику непосредственно на предприятии, где работают, при условии, что место работы соответствует профилю специальности, и обязательно в качестве экономиста в тех отделах, где имеется возможность собрать необходимый материал для составления отчета и разработки дипломной работы.

Форма отчетности

Подготовка отчета должна осуществляться равномерно в течение всего периода практики. Материал отчета должен быть изложен четко и в логической последовательности, выводы и предложения обоснованы, текст, и иллюстрации качественно оформлены.

По завершении преддипломной практики студенты представляют на выпускающую кафедру:

- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителем практики от предприятия;

- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач;

- материалы к выполнению дипломного проекта (приложения к отчету).

Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:

- сбор материалов к дипломной работе;

- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения, и ее оценки руководителем практики от предприятия;

- краткая характеристика и оценка работы студента в период практики руководителем практики от предприятия и кафедры;

- все подписи в дневнике и отчете заверяются печатями соответствующих организаций и учреждений.

Завершающий этап преддипломной практики - составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические данные, источники их получения и другие сведения, необходимые для выполнения дипломной работы. Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке дипломной работы.

Во введении кратко сообщаются основная цель, задачи работы, тема дипломного проекта. Формулируется актуальность постановки вопросов и новизна исследования. Можно также обобщить собранные материалы, указать источники сведений и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике. Объем введения не превышает 3-х страниц.

Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам примерного тематического плана преддипломной практики. По возможности включаются в отчет и элементы научных исследований. Тематика этих исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем дипломной работы.

В первом пункте основной части студент должен дать характеристику предприятия. Для этого студент должен собрать информацию о местонахождении предприятия (юридический адрес), организационно-правовой форме и форме собственности, историю создания, охарактеризовать цели и задачи предприятия, технико-экономические показатели деятельности предприятия, организационную структуру управления производством, порядок формирования и предоставления отчетности.

Для решения этих вопросов необходимо изучить основные положения устава предприятия, его лицензионные, сертификационные документы, отчеты по результатам деятельности за последние годы.

Основная часть отчета должна содержать систематизированную информацию, соответствующую выполнению студентом программы преддипломной практики и разработке задания на дипломное проектирование с необходимым анализом, обобщениями и выводами.

Остальные пункты основной части выполняются в соответствии с пунктом 3.3 данного пособия. Студент выполняет те из них, которые ему необходимы для дипломной работы. Также студентом, по согласованию с руководителем дипломной работы и руководителем преддипломной практики, могут быть добавлены нужные пункты. Основная часть должна содержать не менее 5 пунктов.

В заключении приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной работы и даются практические рекомендации. Объем заключения – 3-5 страниц.

Список литературы включает в себя правовые, нормативные, методические документы, отраслевые инструкции, учебно-методические пособия, учебники, монографии и статьи в журналах и газетах по исследуемой проблеме. Количество источников литературы не должно быть менее 25, изданных не ранее последних 5 лет.

Приложения должны содержать копии отчетной документации предприятия, подтверждающие сделанные студентом расчеты и выводы: копии Устава предприятия, его учредительные документы, балансы и приложения к ним за соответствующие годы, прайс-листы, рекламные проспекты, бланки документации и т.д.

Отчет о преддипломной практике на титульном листе должен быть подписан руководителем практики от предприятия и заверен гербовой печатью данной организации.

По окончании срока практики отчет сдается на кафедру в вузе. Защита отчета является допуском к написанию и защите дипломной работы.

В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов, включаемых в дипломную работу. Для доклада отводится 8-10 минут, после чего выставляется оценка с учетом качества отчета и защиты. Без сдачи и защиты отчета студент не допускается к работе над дипломной работой.

Примерная схема составления отчета:

- титульный лист;

  • отзыв руководителя практики от предприятия;

  • оглавление;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения.

Выполненный в полном объеме и соответствии с выше изложенными требованиями, отчет представляется руководителю практики от предприятия не позднее, чем за 2-3 дня до ее окончания.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». – М., 2000.

2. Положение о практике студентов ЧГУ. – Череповец: ЧГУ, 2004.

3. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом: Учебник. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004.

4. Методическое пособие по практикам. Специальность 080502 – Экономика и управление на предприятии по отраслям. /Сост. С.А. Биглер, Л.М. Голубева. – Череповец, 2003.




^

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1

Д О Г О В О Р


на проведение практики студентов

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Череповецкий государственный университет»

на предприятиях, в учреждениях, организациях


Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», именуемый в дальнейшем «университет», в лице ректора Грызлова В.С., действующего на основании Устава, и с другой стороны___________________________________________________________ (название предприятия, учреждения, организации), именуемое в дальнейшем «база практики» в лице______________________________________________________________

(должность,Ф.И.О.), действующего на основании____________________________________, заключили между собой настоящий договор о нижеследующем:


1. «База практики» обязуется:

1.1. Предоставить университету в соответствии с прилагаемым графиком прохождения практик места для проведения практики студентов:

№ п/п

Направление подготовки (специальность)

(код, наименование)

Курс

Вид практики

Кол-во

студентов

ФИО студентов

Сроки проведения практики




















































































































































1.2. Обеспечить студентам условия безопасной работы на каждом рабочем месте. Проводить обязательные инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.

1.3. Расследовать и учитывать несчастные случаи, если они произошли со студентами в период практики на базе практики, в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

1.4. Создать необходимые условия для выполнения студентами программы практики. Не допускать использования студентов – практикантов на работах, не предусмотренных программой практики и не имеющих отношения к специальности студента.

1.5. Назначить квалифицированных специалистов для руководства практикой в подразделениях базы практики.

1.6. Предоставить студентам - практикантам и преподавателям университета - руководителям практики возможность пользоваться лабораториями, кабинетами, мастерскими, библиотекой, инструментами и чертежными принадлежностями, технической и другой документацией в подразделениях базы практики, необходимыми для успешного освоения студентами программы практики и выполнения ими индивидуальных заданий, если это не связано с коммерческой тайной предприятия.

1.7. В соответствии с графиком проведения практики, согласованным с университетом, осуществлять перемещение студентов по рабочим местам в целях более полного ознакомления практикантов со структурными подразделениями базы практики.

1.8. Обеспечить учет выходов на работу студентов – практикантов. Во всех случаях нарушения студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка базы практики сообщать руководителю практики от кафедры.

1.9. По окончании практики предоставить университету письменную характеристику о работе каждого студента- практиканта и качестве подготовленного им отчета.


2. Университет обязуется:

2.1. За два месяца до начала практики предоставить базе практики для согласования программу и график проведения практики.

2.2. Предоставить базе практики список студентов, направляемых на практику, не позднее, чем за неделю до начала практики.

2.3. Направить на базу практики студентов в сроки, предусмотренные графиком проведения практики.

2.4. Выделить в качестве руководителей практики наиболее квалифицированных работников профессорско-преподавательского состава университета.

2.5. Разработать и согласовать с базой практики план проведения специалистами базы практики теоретических занятий, экскурсий.

2.6. Контролировать проведение инструктажей по охране труда и промышленной безопасности.

2.7. Контролировать соблюдение студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, обязательных для работников данной базы практики.

2.8. Оказывать работникам базы практики - руководителям практики студентов - методическую помощь в организации и проведении практики.

2.9. Принимать участие в расследовании и учете несчастных случаев, если они произошли со студентами в период прохождения практики.


^ 3. Ответственность сторон за невыполнение договора.

3.1. Стороны несут ответственность за невыполнение договора в соответствии с действующим законодательством.

3.2. Все споры, возникающие между сторонами по настоящему договору, разрешаются в установленном законом порядке.

3.3. Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами.


Срок действия договора до ____20__г.


^ Адреса, подписи, печати:


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет»


г. Череповец, ул. Луначарского, 5


Ректор

______________ В.С. Грызлов

______________ 20___ г.

Учреждение


Должность

______________ Инициалы, Фамилия

______________ 20___ г.


Согласовано:


Начальник отдела практик УМУ М.А. Бабич


Руководитель практики от кафедры Инициалы, Фамилия

(телефон кафедры)

Приложение 2


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Череповецкий государственный университет

Инженерно-экономический институт Кафедра экономики


УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

Должность, звание, Ф.И.О




________________200 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

От студента (ки) 5-го курса, отделения _________________________

____________________________________________________________________________________________


(Ф.И.О. студента)


Прошу закрепить за мной тему квалификационной (дипломной)
работы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководителем квалификационной (дипломной) работы прошу
назначить: ______________________________________________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

____________________________________________________________________________________________


___________________ __________________

(подпись руководителя) (подпись студента)

«__»_________ 200 г. «__»_________ 200 г.


Приложение 3


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^ «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Институт

Инженерно-экономический

Специальность

080502 Экономика и управление на предприятии (в металлургии)

Выпускающая кафедра

Экономики




ОТЧЕТ


ПО …… ПРАКТИКЕ


Выполнил студент группы ___________ ___________________________________

(Ф.И.О., полностью)


Руководитель практики от института ___________________________________

(Ф.И.О., полностью, должность)


Руководитель практики от предприятия ___________________________________

(Ф.И.О., полностью, должность)


Отметка о зачете ___________________ ___________________________________ Подпись преподавателя


Череповец

200_




Похожие:

Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие iconМетодические указания по организации производственной и преддипломной практик Учебно-методическое пособие
Одобрено редакционной комиссией инженерно-экономического института протокол № от 2010 г
Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по основам пауэрлифтинга, книга Оглавление о учебно-методическом пособии
Настоящее учебно-методическое пособие по основам нового на Украине вида спорта — пауэрлифтинга (силового троеборья!) написано коллективом...
Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений казань, 2009 ббк удк печатается по решению методического совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения Казанского государственного медицинского...
Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие iconМетодические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы учебно-методическое пособие
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие iconМетодические рекомендации по выполнению раздела выпускной квалификационной работы Учебно- методическое пособие
Охватывают все основные внутрифирменные процессы, протекающие в различных функциональных областях ее внутренней среды. В результате...
Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие iconМетодические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т. И. Науменко, В. В. Алеев. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005г
Целью программы по музыке является: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры; духовно-нравственное...
Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие iconСтавропольская Государственная Медицинская Академия Кафедра «Общественное здоровье и здравоохранение». Методика расчета показателей деятельности учреждений здравоохранения, и здоровья населения учебно-методическое пособие
Анализ деятельности учреждений здравоохранения и здоровья населения: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: изд-во: сгма. 2006....
Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие iconН. Л. Технология освоения концептов русской культуры: учебно-методическое пособие
Мишатина Н. Л. Технология освоения концептов русской культуры: учебно-методическое пособие. (Серия «Инновационные технологии в филологическом...
Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по курсу «мировая экономика» Череповец 2000 Сергеева В. Н. В помощь изучающим мировую экономику. Учебно-методическое пособие. Череповец, чгу, 2000 27 с
Сергеева В. Н. В помощь изучающим мировую экономику. Учебно-методическое пособие. Череповец, чгу, 2000 27 с
Методические рекомендации по организации практик учебно-методическое пособие iconМетодические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных работ Учебно-методическое пособие
Составлено на основе методических указаний, стандарта смк сту 02-02-2007 Выпускная квалификационная работа специалиста
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы