Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг icon

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг

НазваниеМетодические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг
страница1/9
Дата конвертации14.11.2012
Размер1.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 – 2007 гг.


Региональный базисный учебный план на 2005 – 2009 гг. предусматривает в общеобразовательных классах организацию изучения предмета ОБЖ следующим образом:

- на первой ступени обучения (1 – 4 классы) интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир». По решению педагогического совета, ОБЖ может преподаваться в качестве самостоятельного предмета за счет часов школьного компонента;

- на второй ступени обучения (5 – 9 классы) преподавание осуществляется в объеме одного часа в неделю ежегодно;

- на третьей ступени обучения (10 – 11 классы) изучение ОБЖ организуется в объеме один час в неделю в течение двух лет с проведением учебных сборов на базе воинских частей, по окончании 10 класса объемом не менее 40 часов.

Для лицеев и гимназий в основной и полной средней школе

Учебный предмет ОБЖ изучается интегрировано с предметами физическая культура, физика, химия, биология, история, литература и другими предметами, соприкасающимися с тематикой программы ОБЖ.

В начальных классах рекомендуется работать по авторской программе А.Т. Смирнова, изданной в 2001 году и остающейся без изменений (см. приложение 1).

В основной школе с 5 – 9 классы рекомендуется работать по новой авторской программе А.Т. Смирнова, изданной в 2005 – 2006 гг. (см. приложение 2).

В средней (полной) школе рекомендуется работать по новой программе А.Т. Смирнова с дополнениями кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ, НИРО (см. приложение 3).

Данная учебная программа курса ОБЖ предполагает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, при этом необходимо учитывать, что разделы программы «Учебные сборы» (10 класс), «Особенности военной службы» (11 класс) являются необязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по специальной программе (см. приложение 4) «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин, изучение вопросов, связанных с созданием семьи. Данные особенности учебного материала программы следует помнить и при подготовке экзаменационных билетов, вопросы для мальчиков и девочек целесообразно пометить буквами "М" и "Д".

Особенностью новых программ является попытка создать интегрированную программу обучения безопасности личности, общества, государства, планеты Земля и человечества.

Переход на новые программы начинается фактически с 2006 – 2007 учебного года: в 1 – 4-ом классах, с 5 – 6 классов в основной школе; с 10 – 11 классов в средней (полной) школе.

По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка.

Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, туристических походах, слетах и соревнованиях.

Преподавание программы ведет, как правило, преподаватель-организатор ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46.

Приложение № 1


^ Авторская программа по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для I—IV классов общеобразовательных учреждений *


Пояснительная записка

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся I—IV классов общеобразовательных учреждений раз­работана в соответствии с требованиями Федеральных законов Рос­сийской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О по­жарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О граж­данской обороне» и др. Ее содержание согласовано и одобрено представителями Министерства по чрезвычайным ситуациям России, Минздрава России, Министерства внутренних дел РФ.

* Примерную программу подготовили А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Л. П. Анастасова, Н. А. Крючек, Н. В. Иванова, Б. И. Мишин, И. А. Петрова.

Настоящая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения населения, и прежде всего детей, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки бе­зопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главной задачей обучения по данной программе является развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и к окружающим, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработки умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

На изучение данной программы предусмотрено не менее 1 часа в неделю в каждом классе. Занятия проводит учитель начальных классов. На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестры, фельдшера или врача), а также родителей учащихся (профессионалов-спасателей, пожарных, представителей МВД и МЧС России).

В зависимости от решения администрации образовательного уч­реждения данная программа может быть интегрирована в курс «Окружающий мир» либо изучаться как самостоятельный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Отдельные актуальные вопросы безопасности жизнедеятельнос­ти могут изучаться факультативно, за счет вариативной части базисного учебного плана. Выбор вопросов для изучения определяется администрацией общеобразовательных учреждений регионов самостоятельно.

Изучение программы в каждом классе целесообразно заканчи­вать проведением практических занятий с целью закрепления полу­ченных знаний, умений и навыков по темам программы. Програм­мой предусмотрены обязательные практические занятия:

- работа с дидактическими материалами (в игровой форме);

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).


^ Примерный тематический план программы ОБЖ (I—IV классы)



раздела

и темы




^ Наименование раздела и темы



Кол-во часов



Из них по классам

1

2

3

4

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

77

20

16

25

16

1.1

Безопасное поведение на улицах и дорогах

24

6



10

8

1.2

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

4

1



3



1.3

Безопасное поведение на воде

8

1

5



2

1.4

Безопасное поведение дома

8

2



6



1.5

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного ха­рактера

8

2



6



1.6

Безопасное поведение на природе

23

6

11



6

1.7

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

2

2







2

Основы медицинских знаний и Оказание первой меди­цинской помощи

20

3

10

1

6

2.1

Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни

4



4





2.2

Основные виды травм у детей младшего школьного воз­раста, первая медицинская помощь

4

2





2

2.3

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

1

1







2.4

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

1



1





2.5

Первая медицинская помощь при отравлении газами

1





1



2.6

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

9



5



4

3

Основы здорового образа жизни

7

3





4

3.1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

2

1





1

3.2

Основы личной гигиены

2

2







3.3

Вредные привычки, их влияние на здоровье и профилак­тика

1







1

3.4

Пути укрепления здоровья

2







2

4

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

24

6

6

6

6

4.1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты)

4

1

1

1

1

4.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

4

1

1

1

1

4.3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

4

1

1

1

1

4.4

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия по плану образовательного учреждения)


12


3


3


3


3




^ Всего часов

128

32

32

32

32



Примерное распределение учебного времени

по разделам и темам программы ОБЖ (I класс)



раздела и темы


Наименование раздела и темы

^ Кол-во часов

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

20

1.1

Безопасное поведение на улицах и дорогах

6

1.2

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

1

1.3

Безопасное поведение на воде

1

1.4

Безопасное поведение дома

2

1.5

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

2

1.6

Безопасное поведение на природе

6

1.7

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

2

2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3

2.2

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

2

2.3

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

1

3

Основы здорового образа жизни

3

3.1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

3.2

Режим дня первоклассника. Основы личной гигиены

2

4

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

4.1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия

1

4.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1

4.3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

1

4.4

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия по плану школы)

3




^ Всего часов

32



Примерное содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» (I класс)

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

1.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода улиц и дорог.

Движение пешеходов по улицам и дорогам. Элементы улиц и дорог.

Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Мы пассажиры, обязанности пассажира.

Правила перехода улиц и дорог при высадке из транспортного средства. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

1.2. Пожарная безопасность и поведение при пожарах.
Огонь и вода — друзья и враги. Причина возникновения пожаров в доме. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

1.3. Безопасное поведение на воде.

Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения при отдыхе у воды, умение плавать. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

1.4. Безопасное поведение дома.

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Как вести себя, когда ты дома один?

Электричество и газ как источники возможной опасности.

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

Меры безопасности при пользовании различными инструментами.

Опасности, возникающие при нарушении правил поведения на балконах и лестничных клетках.

Домашние животные и меры безопасности при общении с ними.

1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь.

1.6. Безопасное поведение на природе.

Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег) правила поведения.

Правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, по­нятие об ориентировке на местности.

Опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведе­ния и меры защиты.

1.7. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

Зеленые насаждения, их значение для очистки воздуха, бережное отношение к живой природе.

^ 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах укусах насекомых

Как уберечься от порезов и ожогов. Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах.

Укусы насекомых. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

3. Основы здорового образа жизни.

3.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. Умственная и физическая работоспособность, профилактика переутомления.

3.2. Основы личной гигиены.

Умывание и купание, забота о глазах, ушах. Как ухаживать за зубами, руками, ногами. Прививки.

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

4.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия

Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария катастрофа, стихийное бедствие, вооруженный конфликт.

4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Что такое гражданская оборона, ее предназначение. Основные мероприятия ГО школы.

4.3. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противопылевая тканевая маска, ватно-марлевая повязка.

4.4. Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия, проводимые по плану учебного заведения).

^ Основная цель занятий — закрепление знаний, умений и навыков, полученных обучаемыми в течение года при изучении программы ОБЖ.


Примерное распределение учебного времени

по разделам и темам программы ОБЖ (II класс)



раздела и темы


Наименование раздела и темы

^ Кол-во часов

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила пове­дения учащихся

16

1.3

Безопасное поведение на воде

5

1.6

Безопасное поведение на природе

11

2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

10

2.1

Хронические неинфекционные заболевания, их причины, связь с обра­зом жизни

4

2.4

Первая медицинская помощь при отравлениях пищевыми продуктами

1

2.6

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицин­ской помощи

5

4

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

4.1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

1

4.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1

4.3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

1

4.4

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия)

3

^ Всего часов

32



Примерное содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» (II класс)

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

1.3. Безопасное поведение на воде.

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах правила поведения на пляже.

Уроки плавания. Подготовительные упражнения, помогающие освоиться в воде. Техника спортивного плавания «кроль на груди» Техника спортивного плавания брассом. Простейшие способы оказания помощи терпящему бедствие на воде.

1.6. Безопасное поведение на природе.

Правила безопасного поведения в лесу, поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. В лес за грибами и ягодами.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

2.1. Хронические неинфекционные заболевания, их причины связь с образом жизни

От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы, сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.

Близорукость и дальнозоркость. Слух и глухота. Осанка. Избыточный вес.

Травмы, порезы, ссадины и царапины.

2.4. Первая медицинская помощь при отравлениях пищевыми продуктами.

Отравления. Причина отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

2.6. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Оказание первой помощи при царапинах, ссадинах, порезах Указание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях.

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

4.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений Мероприятия по защите от наводнений.

4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

4.3. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Изучение средств индивидуальной защиты. Основные средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы и респираторы), краткая их характеристика и правила пользования.

4.4. Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия).

Практические занятия, проводимые по плану учебного заведения.

^ Основная цель — закрепить знания, умения и навыки, полу­ченные обучаемыми в течение года при изучении программы ОБЖ.

Примерное распределение учебного времени

по разделам и темам программы ОБЖ (III класс)


раздела и темы


Наименование раздела и темы

^ Кол-во часов

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила пове­дения учащихся

25

1.1

Безопасное поведение на улицах и дорогах

10

1.2

Пожарная безопасность и поведение при пожаре

3

1.4

Безопасное поведение дома

6

1.5

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

6

2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1

2.5

Первая медицинская помощь при отравлении газами

1

4

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

4.1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

1

4.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1

4.3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

1

4.4

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия)

3

^ Всего часов

32



Примерное содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» (III класс)

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

1.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды. Переходим улицу, площадь, перекресток.

Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств.

Скорости движения городского транспорта. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Мы пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства

На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге.

1.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Огонь и человек. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки.

Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведения.

1.4. Безопасное поведение дома.

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печном отоплении.

1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей. Звонок в дверь, звонок по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми. Самозащита от насильников и хулиганов.

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

2.5. Первая медицинская помощь при отравлении газами.

Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

4.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Ураганы бури (штормы), смерчи. Примеры их последствий, мероприятия по защите. Оползни, сели, лавины. Мероприятия по предупреждению и защите от их последствий.

4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

4.3. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны (убежище, ПРУ).

4.4. Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия).

Практические занятия, проводимые по плану учебного заведе­ния.

^ Основная цель — закрепление знаний, умений, навыков, полученных обучаемыми в течение года при изучении программы ОБЖ.


Примерное распределение учебного времени

по разделам и темам программы ОБЖ (IV класс)


раздела и темы


Наименование раздела и темы

^ Кол-во часов

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

1.1

Безопасное поведение на улицах и дорогах

8

1.3

Безопасное поведение на воде

2

1.6

Безопасное поведение на природе

6

2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

2.2

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

2

2.6

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицин­ской помощи

4

3

Основы здорового образа жизни

4

3.1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

3.3

Вредные привычки, их влияние на здоровье, профилактика

1

3.4

Пути укрепления здоровья

2

4

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

4.1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

1

4.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1

4.3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

1

4.4

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия)

3

^ Всего часов

32



Примерное содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» (IV класс)

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

1.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Правила перехода улиц и дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

1.3. Безопасное поведение на воде.

Основные правила поведения на воде, при купании, на отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.

1.6. Безопасное поведение на природе.

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам. Определение расстояния по карте и на местности.

Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы.

Меры пожарной безопасности при разведении костра.

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

2.2.Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Первая медицинская помощь при порезах и ссадинах. Первая медицинская помощь при ушибах, ожогах, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

Оказание первой медицинской помощи при кровотечении из носа.

Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова.

2.6. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти руки, бедра, колена).

3. Основы здорового образа жизни.

3.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Понятие о здоровье и факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека.

3.3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Как формируется пристрастие к наркотикам. Профилактика вредных привычек.

3.4. Пути укрепления здоровья

Основные составляющие здорового образа жизни в младшем школьном возрасте. Личная заинтересованность каждого человека в сохранении здоровья.

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

4.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах, возможные последствия, мероприятия по защите.

4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

План гражданской обороны учебного заведения, основные мероприятия ГО в классе по защите учащихся.

4.3. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Эвакуация (временное отселение) населения. Обязанности эва­куируемых. Правила поведения в пути следования и по прибытии на место временного отселения.

4.4. Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия).

Практические занятия, проводимые по плану учебного заведения.

^ Основная цель занятий — закрепление знаний, умений, навыков, по­лученных обучаемыми в течение года при изучении программы ОБЖ.


Приложение № 2

Авторская учебная программа общеобразовательной области

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для основного общего образования (5-9 классы)


Пояснительная записка

В двадцать первый век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности.

В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угроза экологической катастрофы от деградации окружающей природной среды, это демографическая обстановка в стране, рост международного терроризма.

В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности; пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.

В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».

Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классов).

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;

- развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

- освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

- овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.


Структурно программа состоит из 2 разделов и 7 тем.


Раздел I «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя 5 тем («Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», «Обеспечение безопасного отдыха в природных условиях», «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера», «Современный комплекс проблем безопасности», «Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»).

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя 2 темы («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»).

Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 часу в неделю во всех классах (5-9).

Логичным продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, туристических походах, слетах и соревнованиях.

Преподавание программы ведет, как правило, преподаватель-организатор ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46.

По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка.

Общую оценку итоговой аттестации по ОБЖ предлагается сформировать с учетом трех оценок: за защиту реферата, за ответы по теоретическим вопросам и за решение ситуационной задачи. Для формирования общей оценки по ОБЖ преподаватель может использовать материалы для подготовки и проведения экзамена (9 класс) авторов Б. И. Мишин, А. Т. Смирнов. Москва, «Просвещение», 2003.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Похожие:

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг iconРабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для 11-х классов, в которых обучающиеся начинают изучение
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по курсу «Основы...
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг iconИнформационное письмо об использовании в учебном процессе учебных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» авторов Анастасовой Л. П., Ижевского П. В., Ивановой Н. В. и рабочих тетрадей «Окружающий...
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг iconКалендарно-тематическое планирование по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности» 2 класс № п/п Тема урока Содержание, методические приёмы
Календарно-тематическое планирование по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-7 класса составлена на основе
Классный руководитель Мишина Т. В. учреждений по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией В. Н. Латчука.(«Дрофа»,...
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг iconРабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности и жизнедеятельности» Уровень обучения базовый
При ее разработке использованы материалы Примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор Б. И. Мишин), рекомендованной...
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг iconУрок Основы безопасности жизнедеятельности человека
Цель: рассмотреть основы безопасности жизнедеятельности как систему поведения человека в повседневной жизни
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг iconПриложение к Договору с родителями Основные образовательные программы, используемые в мадоу: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг iconМинистерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности. Средняя возрастная группа (9 класс). Муниципальный этап
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг iconМинистерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности. Старшая возрастная группа (10-11 класс). Муниципальный этап
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2006 2007 гг iconДорогие друзья! В этом году вы продолжите изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» иболее детально изучите различные опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
Дорогие друзья! В этом году вы продолжите изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и более детально изучите различные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы