Электронное портфолио студента icon

Электронное портфолио студента

НазваниеЭлектронное портфолио студента
страница1/2
Дата конвертации03.11.2012
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2


Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

Государственное казенное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Катайский педагогический техникум»


Электронное портфолио студента

(методические рекомендации)




Курган

2012


Лесникова, Л.В., Гаврилова, Е.В. Электронное портфолио студента: методические рекомендации / Л.В. Лесникова, Е.В. Гаврилова / ГАОУ ДПО ИРОСТ, ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум».- Катайск, 2012.- 38 с.


Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО ИРОСТ Сертификат № 1591 Протокол № 3 от 30 марта 2012


^ Авторы:

Лесникова Людмила Васильевна, заведующая методическим кабинетом ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум».

Гаврилова Елена Викторовна, преподаватель дисциплин предметной подготовки ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум».


^ Рецензенты: Москвина Т. И., доцент кафедры педагогики профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н.

Демишева Г.В. , заместитель директора по учебной работе ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум».


Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей художественно - графического отделения по специальности 050139 «Учитель изобразительного искусства и черчения».

В методических рекомендациях даны цели и задачи формирования портфолио в процессе обучения студента, принципы и структура его составления. В приложении включены рекомендации по составлению некоторых документов портфолио.


 Лесникова Л.В., Гаврилова Е.В., 2012

 Институт развития образования и социальных технологий, 2012

ВВЕДЕНИЕ


Учреждения среднего профессионального образования позволяют приобрести студенту определенный круг ключевых профессиональных компетенций, которые обеспечат ему эффективное поведение и творческую профессиональную деятельность в постоянно развивающихся социально-экономических условиях. Одной из технологий, способствующей объективной оценке сформированных компетенций обучающихся, является технология портфолио. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предполагают, что в результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт оформления портфолио педагогических достижений. Специфика подготовки обучающихся по специальности «Изобразительное искусство и черчение» определила саму структуру, содержание и способы оформления портфолио, т.к. для них удобнее все накопленные материалы и достижения представлять на электронных носителях.

^ Электронное портфолио – это совокупность студенческих работ и документов, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных в виде либо компакт дисков в форме CD – ROM / DVD, либо в виде Web – сайта (онлайн – портфолио).

При разработке элементов электронного портфолио студенты должны придерживаться следующих принципов:

1.^ Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определёнными видами самостоятельной познавательной, исследовательской, рефлексивной, коммуникативной и творческой деятельности.

2.^ Систематичность и регулярность самомониторинга (студент систематично отслеживает результаты своей деятельности по избранной специальности, отбирает наиболее интересные работы в своё портфолио, организует их в предусмотренную структуру на компетентностной основе).

3.^ Структуризация и логичность материалов, представленных в портфолио.

4.Целостность, тематическая завершенность материалов.

5.Наглядность и обоснованность презентации портфолио студента.

6. Адекватность структуры портфолио формируемым компетенциям.

7. Доступность электронного обеспечения.

8.Технологичность электронного обеспечения.

Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в техникуме.

Портфолио создаётся в течение всего периода обучения в техникуме. Завершается его формирование публичной защитой или презентацией.


^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО


Основная цель формирования портфолио – представить в электронном виде собственные достижения студента в процессе его обучения в техникуме.

Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:

- мотивации к образовательным достижениям;

- приобретению опыта к деловой конкуренции;

- обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетенций;

- выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций;

- повышению конкурентноспособности будущего специалиста.

Портфолио дополняет основные контрольно – оценочные средства знаний, принятые в техникуме, и позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетенций студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.

Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно – творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

Разработкой структуры и критериев оценивания портфолио на компетентностной основе занимались члены временного научно – исследовательского коллектива (ВНИК). Было апробировано много вариантов, и в результате коллективной деятельности разработана структура электронного портфолио по специальности «Изобразительное искусство и черчение» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Для студентов проводится спецкурс, на котором они осваивают принципы, способы оформления материалов портфолио.

^ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ПОРТФОЛИО


Федеральные государственные образовательные стандарты СПО третьего поколения предполагают, что в результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт оформления портфолио педагогических достижений. В основу структуры портфолио положено формирование общей и профессиональной компетенции студента.

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.



Общая компетенция включает формирование информационно- коммуникативной, исследовательской и рефлексивной компетенции, а профессиональная компетенция будет формироваться через общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули.


^ РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ


Общая компетенция
– совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.



1.1. Информационно-коммуникативная компетенция  будущего учителя  изобразительного искусства и черчения - это  качественная характеристика личности специалиста, выражающаяся в совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, позволяющих ориентироваться и адаптироваться в динамичном  информационно-коммуникативном пространстве, выстраивать собственный стиль профессионально-педагогической инфокоммуникации, направленный на организацию продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном процессе.

В структуре информационно-коммуникативной компетенции личности выделяются следующие компоненты:

когнитивный (готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями);

мотивационный (уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде);

коммуникативный (знание, понимание, применение технических средств коммуникаций в процессе передачи новой информации);

рефлексивный (уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной деятельности);

технологический (понимание принципов работы и возможностей информационных технологий).


^ Результаты сформированной информационно - коммуникативной компетенции



Информационно-коммуникативная компетентность является сформированной студентом способностью использовать полученные посредством образования и обучения навыки и умения в сфере создания, сохранения и передачи информации с применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной деятельности.


^ 1.2. Исследовательская компетенция - это совокупность умений студента выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности.

Достижения по итогам сформированной исследовательской компетенции



Компоненты исследовательской компетенции:

когнитивный компонент  рассматривается как совокупность знаний и понятий, которые необходимы студенту, чтобы ставить и решать исследовательские задачи в своей учебной и творческой деятельности.

мотивационный компонент – это смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека.

ориентировочный компонент – это совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в каких-то знаниях и построение образа того, как оно может быть получено в существующих условиях.

операциональный компонент исследовательской компетенции – это совокупность умений студента выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности.

^ 1.3. Рефлексивная компетенция – это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности.

^ Достижения по итогам сформированной рефлексивной компетенции



Компоненты рефлексивной компетенции:

когнитивный компонент - знания о том, что такое рефлексия и как ее осуществлять;

операциональный компонент - применение рефлексивных умений и навыков, прежде всего, навыков саморазвития и самосовершенствования: постановки адекватных задач, стремления к их достижению, точного определения задач, выполнения действий, осуществления контроля и самоконтроля в деятельности;

личностный компонент - ценностное отношение к рефлексии находит свое  проявление в повышении уровня рефлексивности  как значимого личностного качества.

^ РАЗДЕЛ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ


Профессиональная компетенция – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональная компетенция студентов формируется в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.




Выделяются следующие компоненты профессиональной компетенции будущего педагога:

мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности;

функциональный компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии;

коммуникативный  компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог;

рефлексивный  компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.


^ 2.1. Общепрофессиональные дисциплины


Общепрофессионалъные дисциплины - совокупность входящих в федеральный компонент ГОС учебных дисциплин, содержание которых ориентировано на определенный вид педагогической деятельности и раскрывает варианты компетентностной подготовки специалистов.


^ Результаты изучения общепрофессиональных дисциплин



К блоку общепрофессиональных дисциплин относятся: педагогика, психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена, правовое обеспечение профессиональной деятельности, безопасность жизнедеятельности, а так же дисциплины: композиция, история изобразительного искусства, изучаемые в различных областях художественно- творческой деятельности.


  1   2



Похожие:

Электронное портфолио студента iconИтоговый отчет о реализации программы областной экспериментальной площадки по теме: «Электронное портфолио как средство оценивания результатов формирования комплекса ключевых компетенций будущего специалиста в условиях педагогического техникума»
По «Катайский педагогический техникум» работает в статусе областной экспериментальной площадки по теме: «Электронное портфолио как...
Электронное портфолио студента iconДокументи
1. /портфолио ивановка/В_зитка методичнох роботи.doc
2. /портфолио...

Электронное портфолио студента iconПоложение о портфолио учителя Портфолио
Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя
Электронное портфолио студента iconПолное название учебного заведения портфолио город, год портфолио
Данный раздел содержит перечень представленных в портфолио официальных сертифицированных документов или их копий, подтверждающих...
Электронное портфолио студента iconПоложение о портфолио учащегося
Портфолио – эффективное средство мониторинга образовательных достижений учащихся
Электронное портфолио студента iconСписок электронных материалов и пособий из фонда библиотеки нмц электронное приложение к методическому изданию «Начальная школа» №1-4 2011
Электронное приложение к методическому изданию «Начальная школа» №1-4 (2011). Дополнительные материалы к №23 (2010), 1-4 (2011)
Электронное портфолио студента iconКонкурс «My English Portfolio»
Портфолио – досье, собрание достижений. Основное назначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях...
Электронное портфолио студента iconПоложение о портфолио ученика начальной школы моу «междуреченская сош»
Учебные портфолио – форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития
Электронное портфолио студента iconДокументи
1. /Портфолио ученика/Портфолио ученика.doc
Электронное портфолио студента iconПоложение о Портфолио учителя
Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы