Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей icon

Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей

НазваниеМетодические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей
Дата конвертации03.11.2012
Размер287.03 Kb.
ТипМетодические рекомендации







РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


АДМИНИСТРАЦИЯ

ГОРОДА ВЛАДИМИРА

Управление образования


ул.Горького, д.62, г.Владимир, 600005

тел. (4922)53-70-85, факс (4922)32-23-94

e-mail: education@vladimir-city. ru

http://edu.vladimir-city.ru


_20.04.2011__ № _70-01-15/2141

на № ________ от __________







Руководителям образовательных учреждений

О направлении рекомендаций по разработке на основе ФГОС примерной основной образовательной программы начального общего образования с учетом региональных особенностей









Уважаемые руководители!


На основании письма департамента образования администрации Владимирской области от 14 апреля 2011 № ДО-1774-02-07 управление образования направляет рекомендации по разработке на основе ФГОС примерной основной образовательной программы начального общего образования с учетом региональных особенностей, разработанные ВИПКРО (прилагаются).

Просим учесть данные рекомендации при разработке образовательных программ начального общего образования на основе ФГОС в Вашем образовательном учреждении.


И.о. начальника управления Т.А. Панарина


Н.В. Латышева

45 19 13


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей


^ 1. Нормативно-правовая основа существования основной образовательной программы в образовательном учреждении


Нормативно-правовой основой разработки и существования основной образовательной программы в образовательном учреждении являются:


  • Закон Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241. г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19707).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно - эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ

3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 №986 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от28 декабря 2010 №2106 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».


В соответствии со статьей 9 п.1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ) официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п.3 ст.9 Закона РФ «Об образовании»).

Именно основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

В соответствии с п.6 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» ООП должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. ООП ступеней школьного образования разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ (статья 14 п.5, статья 32 п.6,7 Закона РФ «Об образовании»). Примерные основные образовательные программы могут включать базисный учебный план и набор примерных программ учебных курсов, дисциплин, образовательных модулей (п.5.2. ст.14 Закона РФ «Об образовании»).

Организация образовательного процесса на всех ступенях образования осуществляется в соответствии с основными общеобразовательными программами и расписанием занятий (статья 15 п.1 Закона РФ «Об образовании»).

Для деятельности образовательного учреждения минимальной необходимостью являются основные общеобразовательные программы ступеней образования (в зависимости от их количества). Если образовательное учреждение имеет все три ступени школьного образования, значит ОУ должно иметь три основные общеобразовательные программы (начального, основного и среднего (полного) образования).

В ФГОС НОО (п.14) записано: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

В соответствии с разделом 3 п.15 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

При разработке основной образовательной программы начального общего образования необходимо учитывать нормы Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в котором определено право образовательного учреждения на включение дисциплин, обеспечивающих удовлетворение этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся, в соответствующую структурную составляющую основной образовательной программы, которая формируется с учетом мнений участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся), родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления самостоятельно.

Необходимо отметить, что обязательными элементами ООП в соответствии со ст.9 п.6 Закона РФ «Об образовании» являются учебный план и учебные программы отдельных курсов, дисциплин и модулей. Остальные разделы программы определяются и разрабатываются непосредственно образовательным учреждением с использованием примерной основной образовательной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС НОО (раздел 3 п.16) расширяется перечень отдельных элементов ООП.


2.2. Примерная структура ООП НОО


Стандарт (раздел 3 п.16) ясно указывает, что теперь Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования;

  • набор отдельных программ (формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; отдельных учебных предметов, курсов; духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни);

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


В первом разделе ООП (пояснительная записка) необходимо зафиксировать цели начального образования, заложенные в ФГОС НОО. Однако с учетом местных особенностей образовательное учреждение вправе самостоятельно к заданным целям добавить собственные цели, которые формулируются под запрос родителей конкретного образовательного учреждения. Цели ООП разрабатываются рабочей группой по созданию программы на основе социального местного (регионального) заказа и профессиональных возможностей педагогов, далее проходят общественное обсуждение в общешкольном коллективе до начала проектирования ООП, т.к. от обозначенных целей будет зависеть все остальное содержание ООП.


Задачи необходимо рассматривать как условия достижения конкретных целей. Отсюда образовательное учреждение должно сформулировать задачи достижения целей так, чтобы было понятно, какие условия необходимо создать разным субъектам образовательного процесса. Фактически через задачи ООП НОО должна быть направлена на системные изменения способа существования конкретного образовательного учреждения, а не на частные задачи в преподавании отдельных учебных дисциплин.
 

ООП должна стать не набором отдельных программ, а программой действий по системным изменениям, прежде всего в условиях достижения конечных результатов образования по итогам ступени.

ООП НОО должна опираться на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО







^ Второй раздел целесообразно посвятить описанию планируемых результатов начального образования и системе оценки их достижения в ОУ. Необходимо отметить, что в новом ФГОС НОО результат образования имеет три составляющих: предметные результаты, метапредметные результаты (универсальные учебные действия или ключевые компетентности), личностные результаты (набор качеств личности или наличие социального опыта).


^ Третий раздел связан с учебным планом образовательного учреждения.

Учебный план начального общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).


Учебный (образовательный) план в соответствии с данными рекомендациями должен определять:

  • перечень (состав и структуру) обязательных предметных областей;

  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

  • вариант индивидуального учебного плана для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.



«Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность». «При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности как обязательной составляющей основной образовательной программы школы первой ступени, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта».

Образовательное учреждение имеет право на распределение часов учебной нагрузки для организации различных видов и форм занятий как урочных, так и внеурочных. Соотношение разных видов занятий (аудиторных и неаудиторных (внеурочных) образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Необходимо найти место в рабочем учебном плане для такой формы образования, как самостоятельная работа учащихся.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

  • учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

  • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.


Сверх данного норматива в рамках внеучебной образовательной деятельности по желанию обучающихся и их родителей в ОУ могут реализовываться дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания и социализации личности младшего школьника, в том числе и разные аспекты духовно-нравственного воспитания.

Таким образом, общая структура основной образовательной программы начального общего образования, объем времени на ее реализацию являются основой для создания рабочего учебного плана конкретного образовательного учреждения.

ООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов. В примерной основной образовательной программе представлены три варианта учебного плана:

вариант 1 – для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке;

вариант 2 – для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;

вариант 3 – для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке, в том числе в ОУ субъектов Российской Федерации, в которых законодательно установлено двуязычие.

Примерный учебный план (вариант 1, приводится в приложении 1) обеспечивает реализацию национального, регионального и этнокультурного компонента в начальной школе.

^ Четвертый раздел целесообразно посвятить программе формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования, задачам детей и педагогов для достижения поставленных целей. Принципиально важно разделить задачи, которые в ходе образования должны решать младшие школьники и педагоги.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

В данном разделе необходимо показать связь универсальных учебных действий с содержанием конкретных учебных предметов и факультативных курсов (если таковые имеют место в части, формируемой ОУ. Например, программы ф/к «Формирование основ проектной деятельности у младших школьников», «Я - исследователь» и т.п. )


^ Пятый раздел может быть посвящен общей характеристике содержания образования на конкретной ступени школьного образования. В связи с тем, что непосредственно текст ФГОС ОО не содержит минимальное содержание образования, то необходимо ОУ в ООП (используя рекомендательное «фундаментальное ядро», примерные учебные программы) описать основные общие характеристики и подходы к отбору содержания образования для достижения поставленных целей, а также выделить ключевое содержание по предметным областям учебного плана.


^ Шестой раздел может быть посвящен Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать процессы формирования целостной образовательной среды ОУ и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей нашего региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания определяется самостоятельно каждым образовательным учреждением (конкретного по каждой школе, каждому классу) и осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей (законных представителей).


^ Седьмой раздел ООП НОО может быть посвящен Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни1. Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.


^ Восьмой раздел необходимо посвятить условиям реализации ООП. В этом разделе описывается кадровое, финансовое, учебно-методическое, информационно-техническое, правовое (перечень локальных нормативно-правовых документов ОУ) обеспечение реализации ООП конкретного образовательного учреждения.


Важным в ООП является девятый раздел, в котором описывается мониторинг качества реализации основной образовательной программы начального образования. Именно в соответствии с этим мониторингом идет внешняя и внутренняя оценка деятельности всех субъектов образовательного процесса. Цель мониторинга должна быть направлена на повышение устойчивого эффективного и качественного начального образования. На основе заложенных показателей мониторинга должно идти и начисление стимулирующей части заработной платы педагогов, и их аттестация.

При описании планируемых результатов важно технологически их выстроить: индикаторы, показатели, способы и формы их оценивания, а также дать указания динамики их формирования (прежде всего это касается универсальных учебных действий или ключевых компетентностей). Особое место в этом разделе уделяется формам сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося.


Заключительный раздел ООП (десятый) – это набор рабочих учебных программ, факультативных курсов, краеведческих модулей и т.п., а также программ внеучебной деятельности, реализуемых в рамках воспитательной системы школы.


^ 3.3. Общий порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ


На основе принятой основной образовательной программы, учебного плана общеобразовательного учреждения и примерных (авторских) учебных программ учителем составляется рабочая учебная программа.


Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это совокупность учебно-методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности учащихся, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса), которая самостоятельно разрабатывается образовательным учреждением на основе базисного учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования школы и отражающая пути реализации содержания учебного предмета.


Программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (предметным, компетентностным (универсальным учебным действиям), личностным), а также основных положений ООП.

Программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны содержать:

-пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

-общую характеристику учебного предмета, курса;

-описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

-описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

-личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

-содержание учебного предмета, курса;

-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

-описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

На титульном листе рабочей учебной программы указывается: полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа; наименование учебного предмета (курса); указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования; срок реализации данной программы; указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа; ФИО учителя, составившего данную рабочую учебную программу.

В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей учебной программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе, обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

При разработке основной образовательной программы начального общего образования необходимо учитывать нормы Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в котором определено право образовательного учреждения на включение дисциплин, обеспечивающих удовлетворение этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся, в соответствующую структурную составляющую основной образовательной программы, которая формируется с учетом мнений участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся), родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления самостоятельно.

Педагоги при разработке программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) должны учитывать этнопедагогические традиции социума, национально-региональную специфику, этнокультурные образовательные потребности обучающихся, воспитанников, родителей и при изучении отдельных предметов дополнять содержание региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и другие особенности региона (муниципального образования). Таким образом, реализация программ модулей краеведческой направленности возможна в форме модулей в рамках различных учебных предметов федерального компонента, а также организации проектно-исследовательской, экскурсионно-краеведческой деятельности на базе социокультурных и природных объектов города/поселка.

Необходимо обратить особое внимание на обеспечение преемственности и единства обучения и воспитания. При изучении родных языков и литературного краеведения, а также дополнительных образовательных программ и внеурочной работы у обучающихся должна быть сформирована органическая связь между приобретением знаний и формированием эмоционально-ценностного отношения к малой Родине, культуре и истории родного края, к русскому языку, родной речи. Особая роль отводится названным предметам в духовном воспитании личности, в становлении нравственности растущего человека.

В приложении приводится список программ и учебной литературы, рекомендуемой для использования при планировании части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса самостоятельно. Предлагаемые региональные программы направлены на достижение социальной компетентности учащихся, на изучение этнорегиональной культуры в контексте общероссийской и мировой. Краеведческий материал может включаться в курсы литературы, физкультуры, музыки, ИЗО, иностранного языка, технологии.

Следует отметить, что реализация регионального компонента в образовательных учреждениях должна осуществляется не только через предметные области и самостоятельные учебные курсы, но и внеклассную работу, исследовательскую деятельность обучающихся


^ Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ:


-использование примерной программы;

-использование примерной программы с внесенными изменениями. В этом случае необходимы: пояснительная записка с указанием внесенных изменений, с указанием учебника, учебных пособий, которые используются для реализации данной программы; учебно-тематическое планирование;

-использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника);

-использование авторской программы с внесенными изменениями. В этом случае необходима пояснительная записка, в которой указываются внесенные изменения, и учебно-тематическое планирование;

-авторская программа учителя. Целесообразно для инновационных программ (позволяющих получать качественно новый результат) организовать рецензирование – внутреннюю и внешнюю экспертизу.

Разработанные учителем рабочие учебные программы должны рассматриваться на заседании методического объединения учителей школы (научно-методического Совета (НМС) ОУ). Школьное методическое объединение учителей (НМС) после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке учебных программ. Решение школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) от Института повышения квалификации работников образования по заявке руководителя образовательного учреждения. Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу). На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании школьного методобъединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих учреждений и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.

^ 4. Порядок утверждения ООП НОО

Разработанная программа рассматривается и обсуждается на педагогическом совете ОУ, проходит внешнюю экспертизу с привлечением общественных и иных экспертов и утверждается коллегиальным органом государственно-общественного управления ОУ.

ООП НОО разрабатывается на пять лет и является объектом экспертной оценки при лицензировании и аккредитации ОУ в соответствии с общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО)2.

^ Так, в Концепции отмечается, что объектами оценки ОСОКО являются: «образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты). Выбор актуальной и эффективной образовательной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией ОСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки…»

Необходимо знать и помнить, что, расширяя самостоятельность образовательного учреждения в разработке ООП, автоматически увеличивается в несколько раз и ответственность руководства ОУ за ее реализацию.

Мониторинг реализации программы осуществляется по решению органа самоуправления образовательного учреждения (Совет ОУ, Попечительский совет) или его учредителя.

Промежуточные итоги реализации и результаты мониторинга ООП должны отражаться в публичном докладе директора ОУ перед органом самоуправления ОУ и в публичном докладе перед общественностью.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Примерный базисный учебный план


^ Базисный учебный план

начального общего образования

Учебные предметы




Классы

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

Количество часов в неделю

^ Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык



2

2

2

6

Математика и информатика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы духовно-нравственной культуры народов России







0,5

0,5

^ Искусство (музыка, ИЗО)

2

2

2

2

8

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого

20

22

22

22,5

86,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

при 5-дневной учебной неделе

при 6-дневной учебной неделе



-





-

3



-

3



-

2,5



0

8,5

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка:

при 5-дневной учебной неделе

при 6-дневной учебной неделе



20

20



22

25



22

25



22,5

25



86,5

95




















^ Нормативными основаниями для составления учебного плана начальной школы и реализации (в дополнение к вышеназванным) являются следующие документы:


  • «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях»

(СанПиН 2.4.2.2821-10 Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Регистрационный N 19993)

  • «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).

  • «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (Письмо МО РФ № 2021/11-13 от 25.09.2000).

  • «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от 20.02.1999).

  • «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Письмо МО РФ от 19 ноября 1998 № 1561/14-15).

  • «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» (Письмо МО РФ № 13-51-120/13- от 03.06.2003).

  • «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13).

  • «О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы» (Приложение к письму МО РФ от 17.12.2001 № 957/13-13).


Обращаем внимание на изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10:


Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5

уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет

урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных

занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим

количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и

последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не

менее 45 минут.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности

предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования

основные предметы (математика, русский и иностранный язык,

природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного

искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени

образования предметы естественно - математического профиля чередовать с

гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м

уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м

уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Продолжительность

урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за

исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом

    1. Санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в

котором не должна превышать 40 минут (п.10.11).

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих

дополнительных требований:

-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

-использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в

сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре –

декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

-рекомендуется организация в середине учебного дня динамической

паузы продолжительностью не менее 40 минут;

^ Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня

работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный

учебный день в четверг или пятницу.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью

при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется

увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее

30 минут отводится на организацию двигательно - активных видов

деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале

или в рекреациях.

Часы, отведенные в 1–2-х классах на преподавание учебных предметов «ИЗО» (33 и 34 часа в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год соответственно) (программы Т.Я. Шпикаловой УМК «Школа России», программа Е.А. Лутцевой, О.А. Куревиной «Школа 2100»).

Содержание раздела «Информационно-компьютерные технологии» изучается в 3–4-х классах в качестве учебного модуля (в общем объеме 20–25 часов, по 10–12 часов каждый год) в рамках учебного предмета «Технология (Труд)». Целесообразно занятия по данному разделу вести учителю начальных классов, владеющему компьютером и прошедшему курсовую подготовку по освоению программного содержания данного модуля.

Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников на текущий учебный год, изданных после 2005 года. Образовательные учреждения имеют возможность составлять свой учебно-методический комплекс (УМК) в зависимости от реализуемых в начальной школе образовательных систем (дидактические системы развивающего обучения: система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; классическая дидактическая система). В рамках каждой системы допускается вариативность в использовании учебников и пособий для учащихся. Например, в традиционно-развивающей системе по предмету «Русский язык» могут быть использованы учебники следующих авторов (во выбору учителя): Т.Г. Рамзаевой, С.В. Иванова, М.С. Соловейчик, Г.Г. Граник, В.П. Канакиной, Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Преподавание предмета «Технология» в обязательном порядке должно основываться на учебниках по данному предмету, переработанных авторами в 2007/08 году (Н.М.Конышевой, Т.Я.Шпикаловой, Н.М. Геронимус, Е.А. Лутцевой и др.).

Часы вариативной части (части, формируемой ОУ при 6-дневной рабочей неделе) в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы для реализации:

  • регионального курса «Наш край» (рекомендован ДО) – 34 часа в год, 2–4-е классы;

  • курса «Внеклассное чтение», автора Н.Н.Светловской- 34часа в год, 1-4 классы;

  • курса «Литературное краеведение», автора Е.Л. Харчевниковой -34 часа в год, 2-4 классы;

  • курса «Художественное краеведение», автора Л.Е.Такташовой;

  • региональной программы «Основы здорового питания», авторов Т.А.Ловковой и М.М.Кормилициной;

  • курса «Введение в школьную жизнь» (программа адаптации детей к школьной жизни) авторов Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой;

  • курса риторики (курс в ОС «Школа 2100» (гриф ФЭС) 34 часа в год, 2–4-е классы;

  • программы «Я гражданин России», автора Н.Я.Чутко;

  • программы «Я исследователь», автора А.И.Савенкова;

  • программы «Информационная культура», автора Т.Е.Соколовой;

  • программы «Музей в твоем классе», авторов Н.А.Чураковой и др.;

  • на увеличение количества часов по программе «Технология» во 2-м классе (34 часа в год, получится по 2 часа в неделю);

  • на увеличение часов при изучении иностранного языка;

  • на введение полноценного курса информатики и др.

СанПиН (2.4.2.2821-10, п.10.21) рекомендует включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным народным играм и др.).



1 Данная программа может быть частью Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и , следовательно, не выделяться в отдельный раздел ООП НОО

2 Концепция общероссийской оценки качества образования// Версия 02.02.08. Вторая редакция.




Похожие:

Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей iconЛист оценки основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо)
Мон РФ от 22. 09. 11 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,...
Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей iconНачального профессионального образования ур
Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла основной профессиональной...
Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей iconО создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы
Для разработки основной образовательной программы начального общего образования оу на 2011-2015 год, на основании п 3, п 3,п 3, п...
Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей iconПротокол № О. Ф. Супрунова от 2012г приказ № от 2012г
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо)
Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей icon«Согласовано» Начальник управления образования Ковалькова Т. Ю. 2011 г
Основная образовательная программа начального общего образования сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования...
Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей icon«Согласовано» Начальник управления образования Ковалькова Т. Ю. 2011 г
Основная образовательная программа начального общего образования сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования...
Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей iconIi. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных...
Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей iconДокументи
1. /ООП НОО д. Захарвань/1.1. Пояснительная записка.docx
2. /ООП...

Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных особенностей iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы