Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова icon

Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова

НазваниеСовременные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова
страница1/12
Дата конвертации04.11.2012
Размер3.5 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Современные образовательные технологии

Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова

Пособие для учителей

общеобразовательных школ

МОСКВА

БизнесМеридиан

2011

Содержание

Введение.............................................................................................................................4

Современная система средств обучения.............................................................................9

Автоматизированные рабочие места педагога и обучающегося......................................16

Интерактивное оборудование современной системы средств обучения.........................26

Интерактивная доска.........................................................................................................28

Интерактивная приставка..................................................................................................29

Интерактивный планшет....................................................................................................30

Интерактивная плазменная панель...................................................................................33

Документ-камера...............................................................................................................34

Цифровой микроскоп........................................................................................................37

Модульная система экспериментов..................................................................................42

Система контроля и мониторинга качества знаний...........................................................46

Электронные образовательные ресурсы в современной системе средств обучения.......48

Электронные образовательные ресурсы...........................................................................48

Оценка уровня качества ЭОР.............................................................................................50

Рекомендательный перечень информационно-образовательных ресурсов ( специализированные сайты )...........................................................................................52

Электронные таблицы........................................................................................................57

Основные требования к разработке ЭОР..........................................................................58

Методика использования ЭОР в процессе обучения........................................................59

Инрернет-ресурсы в школе ...............................................................................................65

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе с указанием электронных образовательных ресурсов......................................................70

Проект урока окружающего мира в 1 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................101

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 2 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................111

Проект урока окружающего мира в 2 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................154

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................168

Проект урока окружающего мира в 3 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................201

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................214

Проект урока окружающего мира в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................248

Литература и сайты..........................................................................................................260

4

Введение

Современное образование — один из наиболее динамичных процес­сов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами ( глобализация, информатизация, обновление технологий и др.). Происходит формирование новой информационно- образовательной среды. Стремительное развитие цифровых техноло­гий приводит к разнообразию новых средств обучения. Однако их эф­фективное методическое применение часто становится проблемой для современного педагога.

По мере развития и становления информационного общества воз­растает потребность в грамотных и компетентных пользователях инфор­мации, возникает необходимость использовать и тот образовательный потенциал, который представляет использование средств массовой ин­формации и каналов массовой коммуникации, что помогает найти ис­тинное место и наиболее эффективные способы использования новых информационных технологий в образовательном процессе.

Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать « готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познава­тельной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, пра­восознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, спо­собность к осознанию российской идентичности в поликультурном соци­уме »1.Работа в этом направлении приводит к необходимости формиро­вания образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфорт­

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра­зования.

5

ные условия образования и ориентацию на формирование коммуника­тивной компетенции, творческих качеств личности, критического мыш­ления, рефлексии, реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, изменение сферы мотиваций и жизни в открытом информа­ционном пространстве. Эти факторы призваны обеспечить вхождение в следующий этап образовательного процесса ( профессиональное обра­зование ) и возможность полноценной жизни и общения в многоаспект­ном поликультурном пространстве.

В последние десятилетия кардинальным образом изменилась информационно-образовательная среда. Объемы информации, полу­чаемые каждым человеком, значительно расширились. Произошло это не только за счет снятия запретов со средств массовой информации, по­влекших за собой расширение получаемых сведений из разных сфер жизни, а, прежде всего, за счет расширения электронных технологий и расширения доступа к самым разным средствам информации.

Обозначенные проблемы могут быть решены лишь путем совершен­ствования информационно-образовательной среды, которое предпо­лагает :

соответствие новой информационно-образовательной среды требо­ваниям современности ;

придание ей интерактивного характера ;

содействие достижению целей и задач преподавания конкретных предметов ;

поиск путей взаимодействия информационно-образовательной сре­ды и внешнего информационного пространства ;

обеспечение удовлетворения личностных потребностей и интересов обучающихся ;

выявление методических аспектов использования информации в соответствии с дидактическими, психологическими и технологиче­скими функциями компонентов информационно-образовательной среды.

Целью формирования современной информационно-образовательной среды является оптимизация образовательного процесса, повышение ка­чества образования.

Если ранее предметно-информационная среда обучения была ори­ентирована на базовый уровень образования, то в наши дни следует ду­

6

мать о расширении и изменении образовательной среды, придания ей интерактивного характера, особенно по отношению к внешнему инфор­мационному пространству. Связь обучения и жизни приобретает новый смысл. Для нового социального этапа — этапа развития информацион­ного общества — очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности. Средства обучения должны стать основой фор­мирования новой информационно-образовательной среды.

Само содержание образования прежде было жестко фиксирован­ным, и система средств обучения отражала это строго заданное содер­жание. Однако сегодня становится необходимым поиск новых ориенти­ров. Реформа образования определила основные направления обнов­ления отечественной школы : это гуманизация, гуманитаризация, лич­ностная ориентация образования, его вариативность и открытость. До­стижение этих целей требует существенной перестройки образователь­ного процесса, внедрения педагогических технологий, обеспечиваю­щих формирование универсальных действий познавательной направ­ленности, в число которых входят, в частности, такие умения, как при­менение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования ( далее ФГОС ) сформулированы требования к материально- техническому и информационному оснащению образовательного про­цесса, которое должно обеспечивать возможность :

поиска, создания и использования информации ( поиск информации и общение в сети Интернет, запись и обработка изображения и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопро­вождением, работа в библиотеке и др.);

проведения экспериментов, в т. ч. с использованием учебного лабора­торного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моде­лей и коллекций основных математических и естественно-научных объ­ектов и явлений ; цифрового ( электронного ) и традиционного измере­ния ; наблюдений, наглядного представления и анализа данных ; исполь­зования цифровых планов и карт, спутниковых изображений и др;

создания материальных объектов ; обработки материалов и инфор­мации с использованием технологических инструментов ; проектиро­вания и конструирования ;7

планирования учебного процесса, фиксирования его результатов в целом и отдельных этапов ; размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения и т.д.2

Требования ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению, возможности использования достижений новых технологий ( свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дис­танционность, мобильность, интерактивность, возможность формирова­ния социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют новый подход к оснащению образователь­ного процесса средствами обучения. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современ­ные средства обучения.

Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения дает возможность обеспечить самостоятельность обучающихся при изучении нового материала, работе с текстом, раскрывающим основ­ное содержание предмета, оценить свой уровень подготовки по конкрет­ной теме на данный момент времени. Использование средств мультиме­диапроекции позволяет проиллюстрировать естественно-научный про­цесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определенной тематике или по курсу в целом, применить особые фор­мы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Интерактивные средства обучения призваны обеспечить создание информационно-образовательной среды, содействующей (при поддерж­ке педагогических работников):

достижению планируемых результатов освоения основной образова­тельной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с огра­ниченными возможностями здоровья ;

использованию в образовательном процессе современных образо­вательных технологий деятельностного типа ;

организацию эффективной самостоятельной работы обучающихся по поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требова­ниям информационного общества, инновационной экономики;

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра­зования.

выявлению и развитию способностей обучающихся, в том числе за счет формирования и реализации индивидуальных образователь­ных маршрутов, работе с одаренными детьми;

организации научно-технического творчества и проектно- исследовательской деятельности;

эффективному использованию учебного времени, в том числе за счет уменьшения трудоемкости выполнения педагогическим работником действий по передаче знаний, умений и навыков путем автоматиза­ции3 части профессиональных задач.

Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогам использо­вать такие методы и приемы обучения, которые способствуют развитию познавательных процессов обучающихся. При этом предусматривается возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализа­ции школьников для активного участия в образовательной деятельности.

3 Автоматизация — это применение саморегулирующих технических средств, экономико- математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного от участия в процессах получения, преобразования, пе­редачи и использования энергии, материалов или информации, существенно уменьша­ющих степень этого участия или трудоёмкость выполняемых операций.

9

Современная система средств обучения

Современные средства обучения ( СО ) можно классифициро­вать по различным критериям. С точки зрения представляемой ин­формации и инновационных технологий, в современной системе средств обучения представлены следующие СО :

Печатные СО — различные СО на печатной основе ( учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие те­тради, атласы, словари, литература для дополнительной и само­стоятельной работы, раздаточные материалы и др.).

Аудийные СО — аудиохрестоматии, аудиокниги и т.п.

Аудиовизуальные СО — коллекции слайдов, экранные посо­бия, учебные фильмы на различных носителях, а также мультиме­дийные образовательные ресурсы ( в т.ч. цифровые ) — электрон­ные учебники.

Наглядно-демонстрационные СО — гербарии, муляжи, ма­кеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные и т.п.

Приборы и оборудование — приборы, используемые в учеб­ных целях : барометры, компасы ; тренажеры и различные виды учебного оборудования, в т.ч. для технического обеспечения за­нятий в среде мультимедиа : программно-аппаратные средства на базе электронных компьютерных технологий и др.

^ Современная система средств обучения ( СССО ) представ­ляет собой органичное сочетание традиционных ( уже известных ) и инновационных ( находящихся в развитии ) средств обучения.

С точки зрения соотношения традиционных пособий и средств новых информационных технологий и требований к новым сред­ствам обучения и методическим аспектам их применения, к тра­диционным средствам обучения относятся все средства, кото­10

рые ограничены реализацией базовых дидактических функций и одним видом представляемой информации ( только визуальная в печатных средствах и т.п.).

В этом случае инновационными будут средства обучения, при­меняя которые учитель имеет возможность реализовывать вари­ативный набор функций; информация в них представлена ком­плексно. Инновационными по отношению к традиционной систе­ме средств обучения становятся все средства, функционирующие на базе электронных ( компьютерных ) технологий.

СССО находится в постоянном развитии. Вариативность и личностно-ориентированный подход требуют введения в новые средства обучения не только иллюстративных и познавательных материалов, но и реализацию креативных функций, более широ­ких возможностей для поисковой и творческой деятельности уча­щихся, живой связи учебного материала и реальности.

Специфика СССО в том, чтобы объединить различные спосо­бы наглядности и дидактические функции на едином носителе ин­формации. Мультимедиа ( что в переводе с английского означает и « много сред », и « много средств ») — термин, который содержит одновременно характеристику и формы, и содержания средств обучения. Мультимедийные средства обучения представляют собой коллекции различных видов текстовой, аудитивной, визу­альной и аудиовизуальной информации, что способствует реше­нию самых разнообразных методических задач, которые ставит перед собой учитель.

Так, современное мультимедийное пособие может объединять в себе и печатные тексты, и аудиозаписи, и фрагменты фильмов, и тесты, и интерактивные обучающие программы или тренажеры, и функцию взаимодействия с окружающим информационным про­странством ( ссылки на образовательные или информационные ресурсы Интернет ), и методические рекомендации по использо­ванию отдельных разделов.

В настоящее время главным условием для достижения образо­вательных целей становится включение каждого обучающегося на учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей, спо­собностей, уровня подготовки, « зоны ближайшего развития », а 11

также перевод из позиции объекта воспитания и обучения в по­зицию субъекта самоуправления.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, ориентирован главным образом на предметную ( прак­тическую ) деятельность обучающихся. Таким образом, в со­временной системе средств обучения существует тематическая, внутрипредметная и межпредметная взаимосвязь между сред­ствами обучения

Особое внимание должно быть уделено тандему субъектов процесса обучения : педагог — обучающийся. Педагог использу­ет средства обучения в целях реализации функций воспитатель­ной, развивающей, обучающей и административной. Обучающий­ся применяет средства обучения для учебно-познавательной де­ятельности и реализации практической направленности процес­са обучения. В связи с этим должен быть проведен специальный отбор средств обучения, как традиционных, привычных для учи­теля массовой школы ( печатные материалы, натуральные объек­ты, модели и т.п.), так и современных, представленных средства­ми информатизации процесса обучения.

В основу разработки СССО должны быть положены следующие требования ФГОС .

Воспитание и развитие качеств личности учащихся, отвечаю­щих требованиям информационного общества, инновационной экономики ; достижение личностных, предметных и метапредмет­ных результатов освоения основной образовательной программы общего образования с использованием средств информационно- коммуникационных технологий ( ИКТ ) предполагает необходи­мость оснащения учебных кабинетов высокотехнологичным учебным оборудованием на базе цифровой техники.

Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования — в пределах образовательного учреждения должен быть обеспечен доступ учащихся к основным средствам обучения в целях реализации учебно-познавательной деятельности в рамках урочной и внеучебной деятельности, что мо­жет быть реализовано посредством
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Похожие:

Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова icon1 Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, С. В. Корнилаев Пособие для учителей общеобразовательных школ москва бизнесМеридиан

Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова iconПоложение о Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер – 2007»
Селигера молодежь осваивает передовые образовательные технологии, инновации сегодняшнего и завтрашнего дня, современные гуманитарные...
Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова iconПоложение о Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер – 2007»
Селигера молодежь осваивает передовые образовательные технологии, инновации сегодняшнего и завтрашнего дня, современные гуманитарные...
Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова iconПоложение о Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер-2007»
Селигера молодежь осваивает передовые образовательные технологии, иннова­ции сегодняшнего и завтрашнего дня, современные гуманитарные...
Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова iconМосква просвещение-регион 2011 удк 372. 851. 046. 12 Ббк 74. 262. 21-7 б 14 Серия ォ Современные образовательные технологии サ
В. Б. Багирян, В. Г. Смелова Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе
Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова icon2007г. Республиканская научно-практическая конференция «Русский язык в школе: опыт, проблемы, поиски», участие
Г. 2 открытый Интернет- педсовет «Дистанционное образование и икт как современные образовательные технологии»,участие
Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова iconСведения о педагогических работниках на 2014-2015 учебный год
Фгбоу впо огу «Современные образовательные технологии. Реализация образовательных программ с применением современных образовательных...
Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова iconПри реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение
Огут участвовать организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления...
Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова iconЛекция Модели обучения и современные педагогические технологии
Лекция 3 Технологии проектирования педагогических систем, педагогического процесса, педагогических ситуаций
Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова iconТема: «Современные педагогические технологии образовательной системы Школа 2100 как условие повышения качества образования в условиях фгос»
Тема: «Современные педагогические технологии образовательной системы Школа 2100 как условие повышения качества образования в условиях...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы