Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  icon

Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка 

НазваниеПрограмма «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка 
страница1/6
Дата конвертации10.11.2012
Размер1.15 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6



ПРОГРАММА «ОБЩАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

(направление «Общая и прикладная экология»)


Г.В. Волкова,

к. п. н., доцент кафедры ботаники ДВГГУ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Общая и прикладная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной экологической школе (КОЗЭШ) и рассчитана на 3 года, с очно-заочной формой обучения.

Изучение программы «Общая и прикладная экология» основывается на полученных раннее знаниях по природоведению, биологии (раздел «растения», «животные», «человек и его здоровье»), а так же географии, истории, химии, литературе и др. Эти предметы усиливают роль данного направления в общей системе экологической подготовки учащихся.

В программе дано распределение учебных часов по формам (очно, заочно) обучения, учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а так же определены практические работы (в соответствии со спецификой предмета).

Программа «Общая и прикладная экология» апробирована в системе дополнительного образования и адаптирована для КОЗЭШ.


Актуальность и новизна программы

«Общая и прикладная экология» как учебный предмет краевой очно-заочной экологической школы несет в себе большой развивающий потенциал: у учащихся формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные, исследовательские интересы и способности; создаются условия для саморазвития детей. Знания, формируемые в рамках предмета «Общая и прикладная экология» имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью учащихся, а так же дальнейшего выбора профессии.

Особенностью программы является то, что все темы раскрывают основные закономерности природы и очень тесно связанны с деятельностью человека. Дается объективная оценка состояния природной и окружающей среды края, а также с современных позиций обозначены некоторые направления в ее улучшении.

При изучении каждой темы представляется возможность использовать примеры из местной природы, взяв за основу наиболее типичных представителей растений и животных, а так же редкие и охраняемые виды.

Полезно остановиться на состоянии численности популяции человека в крае, городе Хабаровске. Дать объективную оценку ее численности, плотности, смертности. С современных позиций объяснить динамику популяции человека и обозначить некоторые направления в улучшении ее состояния. Это позволит наиболее рационально решать природоохранные задачи.


Цели и задачи программы

Изучение программы «Общая и прикладная экология» в КОЗЭШ направлено на достижение следующих целей:

  • развитие у учащихся интереса к изучению живой природы на основе знаний по экологии и

охране биологических систем;

  • воспитание потребности личного участия в природоохранной деятельности;

  • в будущей профессиональной деятельности принять участие в разработке проектов

программ по оздоровлению окружающей и природной среды.

Задачи:

  • знакомство учащихся с жизнью во многих ее проявлениях и взаимосвязях;

  • разностороннее рассматривание природы и населения Земли и родного края;

  • выяснение влияния человека на природную и окружающую среду;

  • определение конкретных путей ее оздоровления и сохранения;

  • воспитание нравственной позиции по отношению к природе через практическую

деятельность.


Особенности программы

Отличительными особенностями содержания программы «Общая и прикладная экология» являются:

  • интегрированный характер;

  • изучение и применение естественнонаучных знаний;

  • расширение практической деятельности учащихся;

  • наличие содержания, обеспечивающего развитие как общих учебных умений, навыков и способов учебно-исследовательской деятельности, так и обучение учащихся соответствующим способностям проектной деятельности (целеполаганию, самоопределению, позициированию, проблематизации и т.д.);

  • формирование информационной культуры учащихся через освоение различных способов получения учебной информации (конспектирование, лекции, практическое занятие, изучение учебной и специальной литературы, переписка с преподавателями, методистом КОЗЭШ, умение работать в Интернете, электронная почта и др.), ее обработка и оформление через использование дневников наблюдений, схем, алгоритмов, конспектов и др.


Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Общая и прикладная экология» определены ступенями (I, II,II) обучения, требованиями, предъявляемые КОЗЭШ и представлены в программе разделами:

I год обучения

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – «Введение», «Экологические факторы», «Среды жизни», «Биотические отношения», «Популяция – структурная единица вида»

  • очное обучение (сессионные занятия) – «Общие вопросы экологии», «Биоиндикация».

II год обучения

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – «Экология сообществ и экосистем их классификация», «Человек и экосистема», «Биосфера», творческая работа, олимпиада;

  • очное обучение (сессионные занятия) – лагерь (экспедиция), школа «Юный эколог», очная сессия (индивидуальные консультации).

III год обучения

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – подготовка исследовательской работы, индивидуальная работа (письменные консультации), олимпиада;

  • очное обучение (сессионные занятия) – научно-практическая конференция, подготовка автореферата, очная сессия (индивидуальные консультации).


Место программы «Общая и прикладная экология»

в «Примерном учебном плане краевой очно-заочной экологической школы»

Общий объем учебного времени составляет 458 часов, из них:

I год обучения – 26 часов, в том числе:

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – 18 часов

  • очное обучение (сессионные занятия) – 8 часов

II год обучения – 216 часов, в том числе:

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – 140 часов

  • очное обучение (сессионные занятия) – 60 часов

  • контрольные задания – 16 часов

III год обучения – 216 часов, в том числе:

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – 177 часов




  • очное обучение (сессионные занятия) – 16 часов

  • контрольные задания – 23 часа


Методы, средства и формы образовательного процесса

Основные методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесные, которые позволяют учащимся понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой (консультация, лекция, беседа и др.).

Наглядные, которые лежат в основе разных видов деятельности, направленных на познание природы. Формирование экологической культуры основывается в первую очередь на наблюдении.

Практические – ключевое значение имеет практическая деятельность и используется, когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов, выполнение практических природоохранных мероприятий.

^ Самостоятельная работа направлена на развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда через очно-заочную форму с учетом особенностей естественнонаучного содержания и наличие дидактического материала для ее проведения:

  • наблюдение

  • эксперимент

  • работа с книгой

  • общегрупповая, групповая, индивидуальная

  • самостоятельная выработка и совершенствование навыков

  • самостоятельное закрепление и совершенствование усвоенных умений и навыков

  • самостоятельная подготовка к восприятию нового материала

  • самостоятельное усвоение нового материала

Используются так же методы обучения: индуктивно-дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые. С целью мотивации учебной деятельности, подкрепления и усиления воздействия на личность учащихся в процессе обучения используются методы стимулирования: соревнования, познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций при проведении очных сессий, а также методы стимулирования ответственности через предъявления требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания.

Формы обучения по программе «Общая и прикладная экология» - это четко организованные занятия при очной и заочной формах обучения. Очное обучение (сессионные занятия) рассчитано не только на изучение более сложных тем, но и на отслеживание уровня усвоения материала, предложенного для самостоятельного изучения, консультаций и помощи в практических, исследовательских и проектных работах учащихся КОЗЭШ. Чтобы сохранить интерес у учащихся и желание заниматься выбранным видом деятельности во время сессионных работ (очно) организуются и проводятся новые типы занятий, позволяющие расширять кругозор и обогащать мировоззрение учащихся, например: экспедиции, экскурсии, тематические встречи, научно-практические конференции, групповые и индивидуальные консультации и др. в школе-лагере, профильном лагере, полевых условиях.

Заочное обучение (межсессионные занятия) предполагает помощь учащимся в изучении предлагаемого материала и формировании навыков практической работы со стороны учителей биологии и экологии, педагогов дополнительного образования и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. Межсессионные занятия (заочно) включают изучение относительно легких разделов программы по литературным источникам, приведенным в списке литературы, а также выполнение практических заданий. Используя дистанционное обучение, учащиеся выстраивают индивидуальный образовательный маршрут по годам или в целом по всей программе в соответствии с учебной программой.

Для этого учащийся под руководством педагога овладевает содержанием исследовательской темы.

С целью ускорения процесса усвоения учебного материала по программе «Общая и прикладная экология» необходимо использовать следующие дидактические средства обучения: учебную литературу по предмету, учебно-методические рекомендации к программе КОЗЭШ, учебные пособия, ж/л «ЭГБО», дидактические материалы и средства наглядности (схемы, диаграммы, фотографии и др.), тестовый материал, технические средства обучения (фотоаппарат, лупа, микроскоп и др.), учебные компьютерные программы, сайт в Интернете.


Ожидаемый результат

Индивидуальные результаты (уровень образованности личности), которые может достичь учащийся на каждой ступени или в конце обучения по программе «Общая и прикладная экология»:

  • общекультурный (I ступень обучения) – развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, информированность в естественнонаучной области, обогащение опыта общения, в результате совместной образовательной деятельности;

  • углубленный (II ступень обучения) – предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;

  • профессионально ориентированный (III ступень или «Образ ожидаемого результата») – предусматривает достижение высшей на данном этапе степени образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального (среднего, высшего) образования.

^ Ожидаемые формальные результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки, оканчивающих ступени (I, II, III) обучения» программы «Общая и прикладная экология» и содержат три компонента: знать/ понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками и использование их в повседневной практической, проектно-исследовательской деятельностях, а так же влияющие на профессиональное самоопределение учащихся (количество выпускников, процент поступающих в ВУЗы и ССУЗы).


Мониторинг образовательной деятельности

Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля. Основные методы контроля и самоконтроля, которые используются в данной образовательной программе:

  • устного контроля и самоконтроля по темам и вопросам;

  • письменного контроля и самоконтроля (письменный самоконтроль, тестовый контроль, проблемные творческие работы, письменные зачеты, авторефераты, исследовательская работа, олимпиадные задания);

  • окончательным результатом учебного процесса является составление исследовательской работы или учебного проекта по избранной теме и защита его и автореферата на научно-практической конференции «Шаг в будущее» в конце III ступени обучения.

Итоговым документом обучающихся КОЗЭШ является «Зачетная книжка», в которой фиксируются результаты по ступеням и формам обучения (т.е. суммарный образовательный рейтинг). Мониторинг образовательной деятельности осуществляется на протяжении учебного года (Приложение 3,4,5).

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первой ступени (года) обучения (26 часов)



Тема

Теория

Практика

Итого

^ ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Введение

3

-

3

2

Экологические факторы

1

2

3

3

Среды жизни

2

2

4

4

Биотические отношения

1

2

3

5

Популяция – структурная единица вида

2

3

5

ИТОГО

9

9

18

^ ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

6

Общие вопросы экологии.

4

-

4

7

Биоиндикация.

-

4

4

ИТОГО

4

4

8



СОДЕРЖАНИЕ

^ ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тема 1. Введение (3 часа)

Определение экологии как науки о закономерностях взаимоотношений организмов с условиями окружающей среды. Содержание и задачи экологии. Основные этапы исторического развития экологии (К. Ф. Рулье, Геккель, Ч. Дарвин, Г. Ф. Морозов, В. И. Вернадский и др.). Экологические школы. Начало экологических проблем и их современное состояние (воздух, вода, растительный и животный мир, человек и др.).

^ Тема 2. Экологические факторы (3 часа)

Понятие о факторах среды. Их классификация: абиотические, биотические.

Абиотические факторы. Их характеристика. Влияние на живые организмы в условиях Хабаровского края.

Биотические факторы. Определение. Классификация. Влияние на живые организмы.

Антропогенные факторы. Формы их влияния на природу. Использование и потребление человеком живых природных ресурсов (на примере Хабаровского края) возделывание растений. Приручение животных человеком. Изменение человеком природы в целом.

Климатические факторы в условиях Хабаровского края: свет, температура, влажность, давление. Роль климатических факторов в жизни живых организмов. Основные адаптации всего живого к этим факторам.

^ Практическая работа: Комплексное действие факторов на организм. Влияние отделяющих экологических факторов на живые организмы. Проверочные тестовые задания.

^ Тема 3. Среды жизни (4 часа)

Понятие о среде жизни. Основные среды жизни: водная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания, наземно-воздушная среда. Эволюция сред. Основные адаптации организмов.

^ Практическая работа: Составление экологической характеристики одного представителя растения или животных (по выбору учащегося). Приспособление растения или животного к одной из сред жизни (по выбору). Проверочные тестовые задания.

^ Тема 4. Биотические отношения (3 часа)

Понятия о биотических отношениях. Типы биотических отношений организмов. Взаимно-полезные (симбиоз). Полезно-вредные (хищник-жертва, паразит-хозяин). Нейтральные. Взаимно-вредные (конкуренция). Значение биотических отношений в природе. На примере Хабаровского края или региона.

^ Практическая работа: Определение типов биотических отношений по гербарным материалам, коллекциям, чучелам, открыткам и др.

Тема 5. Популяция – структурная единица вида (5 часа)

Понятие о популяции. Основные свойства: численность, плотность, рождаемость, возрастной состав, распространение по территории, смертность. Экологическое значение свойств популяции.

Численность популяции. Способы регуляции численности: жесткие и не жесткие. Механизм регуляции численности: факторы, зависимые от плотности, факторы не зависимые от плотности.

^ Практическая работа: Изменение численности населения птиц лиственного леса под воздействием сплошных рубок. Типы распределения отдельных популяций по территории.


^ ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тема 6. Общие вопросы экологии (4 часа)

Законы, задачи, проблемы. Методы исследования. Уровни организации.

Тема 7. Биоиндикация (4 часа)

Практическая работа: Изучение загрязнений территории по хвойным растениям и лишайникам.


^ Требования к уровню подготовки учащихся,

оканчивающих I ступень обучения

В результате изучения учащийся должен:

Знать/понимать:

  • основные экологические факторы, среды жизни. Адаптации живых организмов к условиям среды;

  • необходимость в получении экологических знаний;

  • основные экологические и природоохранные понятия;

  • основные законы экологии;

  • методы экологических исследований.

Уметь:

  • обосновывать основные проблемы и направления современной экологии, экологические факторы и закономерности их действия на живые организмы на материале родного края;

  • дать анализ адаптивных особенностей конкретных организмов к экологическим факторам, раскрывая экологическую характеристику территории по определенным показателям;

  • проводить научно-исследовательскую работу в регионе на основе знаний методик.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

второй ступени (года) обучения (216 часов)



Тема

Теория

Практика

Итого

^ ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Экология сообществ и экосистем их классификация

30

20

50

2

Человек и экосистема

20

30

50

3

Биосфера

20

20

40

ИТОГО

70

70

140

^ ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Лагерь (экспедиция)







40

2

Школа «Юный эколог»







16

3

Очная сессия







4

ИТОГО







60

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1

Творческая работа







8

2

Олимпиада







8

ИТОГО







16


СОДЕРЖАНИЕ

^ Тема 1. Экология сообществ и экосистем их классификация (50 часов)

Видовая и пространственная структура. Связи организмов. Законы функционирования экосистем. Цепи питания, поток энергии. Экологические пирамиды. Динамика сообществ, причины их смены. Место человека в экосистемах.

^ Практическая работа: Определение структуры различных сообществ и экосистем на материале Хабаровского края (широколиственный, хвойный лес, луг, водоем и др.). Определение ярусности в пространстве и во времени в природной обстановке или по наглядному материалу. Пирамида чисел биомасс и энергии на материале Хабаровского края. Изменение видового состава организмов в сенном настое (экологические сукцессии).

^ Тема 2. Человек и экосистема (50 часов)

Экомониторинг среды территорий Хабаровского края. Влияние деятельности человека на экосистемы, изменение их структуры связей и продуктивности.

Принципы создания системы заповедных территорий. Понятие об агроценозах, их продуктивности. Технология выращивания растений.

^ Практическая работа: Влияние деятельности человека на изменение структуры биоценозов и экосистем. Пищевые связи организмов, причины их нарушения в различных экосистемах. Система создания заповедных территорий в Хабаровском крае. Агроценозы Хабаровского края, их экологические и экономические особенности.

^ Тема 3. Биосфера (40 часов)

Живое вещество в биосфере, его функции. Экологические проблемы Хабаровского края, их связь с деятельностью человека. Экомониторинг среды территории Хабаровского края. Современные подходы к охране природы.

^ Практическая работа: Виды деятельности человека в биосфере и ее последствия на территории России и Хабаровского края. Экологические проблемы в Хабаровском крае и конкретном регионе. Система мер по охране природы в Хабаровском крае и конкретном регионе. Оценка состояния различных сред жизни (вода, почва и др.) конкретных территорий. Оздоровление окружающей и природной среды в регионе.


^ Требования к уровню подготовки учащихся,

оканчивающих II ступень обучения

В результате изучения учащийся должен:

Знать/понимать:

  • основные понятия раздела синэкологии;

  • законы структуры и функционирования живой системы различных уровней их

организации (надорганизменной, организменной);

  • закономерности типов связи организмов живых систем;

  • принципы организации и функционирования биосферы;

  • влияние деятельности человека на биосферу на примере экологических проблем

территории Хабаровского края.

Уметь:

  • раскрывать и обосновывать на конкретном материале типы связей организмов в

природе;

  • выделять наиболее характерные экологические проблемы региона;

  • участвовать в практической работе по оздоровлению окружающей среды;

  • находить и моделировать возможные направления в решении экологических проблем

конкретного региона.


^ ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(индивидуальный маршрут развития)

третей ступени (года) обучения (216 часов)

^ ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Подготовка исследовательской работы

150

2


Индивидуальная работа

(письменные консультации)

27

3

Олимпиада

8

^ ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Научно-практическая конференция

3

2

Подготовка автореферата

12

3

Очная сессия

4

4


Индивидуальная работа

(устные консультации)

12

ИТОГО

216
  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  iconПрограмма «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка 
Программа «Экология и здоровье человека» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...
Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  iconПояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя первая экология» составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы
«Моя первая экология» Самковой В. А. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф,...
Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  iconВот некоторые возможные определения науки «экология»
Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie...
Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова
Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  iconЕ. А. Каретникова, к б. н, научный сотрудник лаб экобиотехнологии ивэп дво ран пояснительная записка
Программа «Водная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной экологической...
Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  iconПояснительная записка 3 1 Общая характеристика предмета
Учебно-методическое, материально- техническое, информационное обеспечение образовательного процесса
Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  iconДокументи
1. /программы/Programmi_hud_est_napriam_vipusk_2_2009_.pdf
2. /программы/centr2007_vupusk1.pdf
Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  iconДокументи
1. /программы/Programmi_hud_est_napriam_vipusk_2_2009_.pdf
2. /программы/centr2007_vupusk1.pdf
Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  iconПрограмма по истории 6 9 класс. Общая пояснительная записка
Рабочие программы по истории 6-9 класс разработаны на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного...
Программа «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка  iconСписок направлений и профилей, реализуемых в фгбоу впо нпгу в соответствии с фгос (прием 2011 года) Очная форма обучения Направление 021000
Направление 022000 «Экология и природопользование Профиль «Природопользование»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы