Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  icon

Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка 

НазваниеПрограмма «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка 
страница1/4
Дата конвертации10.11.2012
Размер0.68 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4



ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

(направление «Экология и здоровье человека»)


Е.Д. Целых,

к.б.н., доцент кафедры зоологии ДВГГУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Экология и здоровье человека» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной экологической школе (КОЗЭШ) и рассчитана на 3 года, с очно-заочной формой обучения.

Образовательная программа «Экология и здоровье человека» является интегрированной и включает: основы гистологии; анатомии; общей, возрастной и нейрофизиологии; общей и возрастной физиологии и психофизиологии и др.

В программе дано распределение учебных часов по формам (очно, заочно) обучения, учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а так же определены практические работы (в соответствии со спецификой предмета).

Программа «Экология и здоровье человека» апробирована в системе дополнительного образования и адаптирована для КОЗЭШ.


Актуальность и новизна программы

«Экология и здоровье человека» как учебный предмет краевой очно-заочной экологической школы несет в себе большой развивающий потенциал: у учащихся формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные, исследовательские интересы и способности; создаются условия для саморазвития детей. Знания, формируемые в рамках предмета «Экология и здоровье человека» имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью учащихся, а так же дальнейшего выбора профессии.

Содержание образовательной программы «Экология и здоровье человека» включает многие вопросы, относящиеся к механизмам организации поведения человека в реальных условиях жизни, раннее остававшиеся без внимания, (к примеру, проблема адаптации отдельных органов, систем и организма в целом к макро- и микроэкологическим факторам).

Рассматриваются актуальные в настоящее время вопросы влияния таких экзофакторов как алкоголь; никотин; вещества, загрязняющие среду.


Цели и задачи программы

Изучение программы «Экология и здоровье человека» в КОЗЭШ направлено на достижение следующей цели:

– формирование и развитие экологической культуры и витальной ответственности личности за окружающую среду и судьбу человека.

Задачи:

    • развить представления о процессах морфогенеза и функциогенеза органов, систем и организма в целом под влиянием факторов среды;

    • развить творческие способности и познавательную активность учащихся при изучении биоэкологических проблем;

    • сформировать навыки работы с методиками изучения состояния индивидуального и популяционного здоровья;

    • пропагандировать достижения мировой и отечественной науки в области экофизиологии.

Особенности программы

Отличительными особенностями содержания программы «Экология и здоровье человека» являются:

  • интегрированный характер;

  • изучение и применение естественнонаучных знаний;

  • расширение практической деятельности учащихся;

  • наличие содержания, обеспечивающего развитие как общих учебных умений, навыков и способов учебно-исследовательской деятельности, так и обучение учащихся соответствующим способностям проектной деятельности (целеполаганию, самоопределению, позициированию, проблематизации и т.д.);

  • формирование информационной культуры учащихся через освоение различных способов получения учебной информации (конспектирование, лекции, практическое занятие, изучение учебной и специальной литературы, переписка с преподавателями, методистом КОЗЭШ, умение работать в Интернете, электронная почта и др.), ее обработка и оформление через использование дневников наблюдений, схем, алгоритмов, конспектов и др.


Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Экология и здоровье человека» определены ступенями (I, II,II) обучения, требованиями, предъявляемые КОЗЭШ и представлены в программе разделами:

I год обучения

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – «Эпителиальные ткани: классификация, строение, функции, развитие в онтогенезе, влияние факторов внешней среды», «Соединительные ткани. Многообразие, классификация, строение, функции, развитие в онтогенезе», «Мышечные ткани. Влияние образа жизни и факторов внешней среды на морфо – функциональное состояние мышечных тканей», «Морфо- функциональное состояние нервной ткани в зависимости от возраста, пола и влияния различных экзофакторов»;

  • очное обучение (сессионные занятия) – «Обзорная лекция», «Практическая работа», «Итоговое занятие».

II год обучения

    • заочное обучение (межсессионные занятия) – «Физическое развитие как совокупность морфологических и функциональных признаков на определенном этапе онтогенеза. Построение графика профиля индивидуального физического развития», «Изучение возрастных особенностей сердечно – сосудистой системы. Расчет адаптационного потенциала (АП)», «Характеристики биогеохимической провинции Хабаровского края», «Содержание витаминов в рационе питания учащихся Хабаровского края. Определение С-витаминной достаточности по резистентности сосудов», «Определение основного и общего обмена на основании антропометрических признаков, режима дня и преобладающих видов деятельности» и «Расчет соответствия рациона питания гигиеническим требованиям. Корректировка суточного рациона», «Содержание йода в воде, воздухе, почве и продуктах питания (в том числе, привозных) Хабаровского края», «Принципы кодирования информации. Межнейронное взаимодействие и типы нейронных сетей. Определение индивидуальных особенностей цветового периферического поля зрения», «Определение чувствительности отдельных участков языка к различным вкусовым раздражениям», «Обнаружение тепловых, холодовых и болевых точек кожи. Определение порога дискриминации», творческая работа, олимпиада;

  • очное обучение (сессионные занятия) – лагерь (экспедиция), школа «Юный эколог», очная сессия (индивидуальные консультации).

III год обучения

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – подготовка исследовательской работы, индивидуальная работа (письменные консультации), олимпиада;

  • очное обучение (сессионные занятия) – научно-практическая конференция, подготовка автореферата, очная сессия (индивидуальные консультации).



Место программы «Экология и здоровье человека»

в «Примерном учебном плане краевой очно-заочной экологической школы»

Общий объем учебного времени составляет 458 часов, из них:

I год обучения – 26 часов, в том числе:

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – 18 часов

  • очное обучение (сессионные занятия) – 8 часов

II год обучения – 216 часов, в том числе:

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – 140 часов

  • очное обучение (сессионные занятия) – 60 часов

  • контрольные задания – 16 часов

III год обучения – 216 часов, в том числе:

  • заочное обучение (межсессионные занятия) – 177 часов

  • очное обучение (сессионные занятия) – 11 часов

  • контрольные задания – 23 часа


Методы, средства и формы образовательного процесса

Основные методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесные, которые позволяют учащимся понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой (консультация, лекция, беседа и др.).

Наглядные, которые лежат в основе разных видов деятельности, направленных на познание природы. Формирование экологической культуры основывается в первую очередь на наблюдении.

Практические – ключевое значение имеет практическая деятельность и используется, когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов, выполнение практических природоохранных мероприятий.

^ Самостоятельная работа направлена на развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда через очно-заочную форму с учетом особенностей естественнонаучного содержания и наличие дидактического материала для ее проведения:

  • наблюдение

  • эксперимент

  • работа с книгой

  • общегрупповая, групповая, индивидуальная

  • самостоятельная выработка и совершенствование навыков

  • самостоятельное закрепление и совершенствование усвоенных умений и навыков

  • самостоятельная подготовка к восприятию нового материала

  • самостоятельное усвоение нового материала

Используются так же методы обучения: индуктивно-дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые. С целью мотивации учебной деятельности, подкрепления и усиления воздействия на личность учащихся в процессе обучения используются методы стимулирования: соревнования, познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций при проведении очных сессий, а также методы стимулирования ответственности через предъявления требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания.

Формы обучения по программе «Экология и здоровье человека» то четко организованные занятия при очной и заочной формах обучения. Очное обучение (сессионные занятия) рассчитано не только на изучение более сложных тем, но и на отслеживание уровня усвоения материала, предложенного для самостоятельного изучения, консультаций и помощи в практических, исследовательских и проектных работах учащихся КОЗЭШ. Чтобы сохранить интерес у учащихся и желание заниматься выбранным видом деятельности во время сессионных работ (очно) организуются и проводятся новые типы занятий, позволяющие расширять кругозор и обогащать мировоззрение учащихся, например: экспедиции, экскурсии, тематические встречи, научно-практические конференции, групповые и индивидуальные консультации и др. в школе-лагере, профильном лагере, полевых условиях.

Заочное обучение (межсессионные занятия) предполагает помощь учащимся в изучении предлагаемого материала и формировании навыков практической работы со стороны учителей биологии и экологии, педагогов дополнительного образования и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. Межсессионные занятия (заочно) включают изучение относительно легких разделов программы по литературным источникам, приведенным в списке литературы, а также выполнение практических заданий. Используя дистанционное обучение, учащиеся выстраивают индивидуальный образовательный маршрут по годам или в целом по всей программе в соответствии с учебной программой.

Для этого учащийся под руководством педагога овладевает содержанием исследовательской темы.

С целью ускорения процесса усвоения учебного материала по программе «Экология и здоровье человека» необходимо использовать следующие дидактические средства обучения: учебную литературу по предмету, учебно-методические рекомендации к программе КОЗЭШ, учебные пособия, ж/л «ЭГБО», дидактические материалы и средства наглядности (схемы, диаграммы, фотографии и др.), тестовый материал, технические средства обучения (фотоаппарат, лупа, микроскоп и др.), учебные компьютерные программы, сайт в Интернете.


Ожидаемый результат

Индивидуальные результаты (уровень образованности личности), которые может достичь учащийся на каждой ступени или в конце обучения по программе «Экология и здоровье человека»:

  • общекультурный (I ступень обучения) – развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, информированность в естественнонаучной области, обогащение опыта общения, в результате совместной образовательной деятельности;

  • углубленный (II ступень обучения) – предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;

  • профессионально ориентированный (III ступень или «Образ ожидаемого результата») – предусматривает достижение высшей на данном этапе степени образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального (среднего, высшего) образования.

^ Ожидаемые формальные результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки, оканчивающих ступени (I, II, III) обучения» программы «Экология и здоровье человека» и содержат три компонента: знать/ понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками и использование их в повседневной практической, проектно-исследовательской деятельностях, а так же влияющие на профессиональное самоопределение учащихся (количество выпускников, процент поступающих в ВУЗы и ССУЗы).


Мониторинг образовательной деятельности

Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля. Основные методы контроля и самоконтроля, которые используются в данной образовательной программе:

  • устного контроля и самоконтроля по темам и вопросам;

  • письменного контроля и самоконтроля (письменный самоконтроль, тестовый контроль, проблемные творческие работы, письменные зачеты, авторефераты, исследовательская работа, олимпиадные задания);

  • окончательным результатом учебного процесса является составление исследовательской работы или учебного проекта по избранной теме и защита его и автореферата на научно-практической конференции «Шаг в будущее» в конце III ступени обучения.

Итоговым документом обучающихся КОЗЭШ является «Зачетная книжка», в которой фиксируются результаты по ступеням и формам обучения (т.е. суммарный образовательный рейтинг). Мониторинг образовательной деятельности осуществляется на протяжении учебного года (Приложение 3,4,5).


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первой ступени (года) обучения (26 часов)



Тема

Теория

Практика

Итого

^ ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Эпителиальные ткани: классификация, строение, функции, развитие в онтогенезе, влияние факторов внешней среды

2

2

4

2

Соединительные ткани. Многообразие, классификация, строение, функции, развитие в онтогенезе

2

4

6

3

Мышечные ткани. Влияние образа жизни и факторов внешней среды на морфо – функциональное состояние мышечных тканей

2

2

4

4

Морфо- функциональное состояние нервной ткани в зависимости от возраста, пола и влияния различных экзофакторов

2

2

4

ИТОГО

8

10

18

^ ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Обзорная лекция

2

2

4

2

Практическая работа

-

2

2

3

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО

4

4

8



СОДЕРЖАНИЕ


^ ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тема 1. Эпителиальные ткани: классификация, строение, функции, развитие в онтогенезе, влияние факторов внешней среды (4 часа)

Эпителиальная ткань. Железы и выстилка полостей внутренних органов. Эпителиальные ассоциаты. Базальная мембрана. Строение, физиологическая и репаративная регенерация. Белок — кератин. Слущивание эпителия.

^ Практическая работа: Приготовление прижизненного неокрашенного препарата эпителия внутренней щечной поверхности ротовой полости. Сравнение клеток «курящих и некурящих» людей, разного возраста. Рассмотрение (на малом и большом увеличении микроскопа) препаратов эпителия.

^ Тема 2. Соединительные ткани. Многообразие, классификация, строение,

функции, развитие в онтогенезе (6 часов)

Соединительная ткань, основные виды соединительной ткани и их функции. Три компонента соединительной ткани. Эмбриональная соединительная ткань (мезенхима). Преобразование клеток мезенхимы. Факторы среды и гормоны, влияющие на организацию и развитие соединительной ткани.

^ Практическая работа: Сравнение клеток крови лягушки и человека (2 часа). Сделать вывод о соотношении количества, размеров, функциональных особенностей форменных элементов крови теплокровных и холоднокровных организмов. Рассмотрение препаратов соединительной ткани, составление вывода о морфофункциональных особенностях определенных тканей.

^ Тема 3. Мышечные ткани. Влияние образа жизни и факторов внешней среды на морфо – функциональное состояние мышечных тканей (4 часа)

Мышечная ткань, основные функции ткани, классификация. Миофибриллы. Физиологическая и репаративная регенерация разных видов мышечной ткани. Функциональная гипертрофия. Возможность полной репаративной регенерации при современном развитии науки. Роль нервной и гуморальной регуляции.

^ Практическая работа: Рассмотрение (на малом и большом увеличении микроскопа) препаратов мышечной ткани, составление вывода (5-6 предложений) о морфофункциональных особенностях определенных тканей.

^ Тема 4. Морфо - функциональное состояние нервной ткани в зависимости от возраста, пола и влияния различных экзофакторов (4 часа)

Нервная ткань. Нейроны (нервные клетки), их специализиция. Клетки-спутники (микро-, макроглиальные), их функции. Отростки нервных клеток (аксоны, дендриты). Нервные пучки (нервы), состоящие из нескольких нервных волокон, которые бывают разного диаметра. Миелиновая оболочка. Перехваты Ранвье.

^ Практическая работа: Рассмотрение (на малом и большом увеличении микроскопа) препаратов нервной ткани, составление вывода (5-6 предложений) о морфофункциональных особенностях нервных и глиальных клеток.


^ Требования к уровню подготовки учащихся,

оканчивающих I ступень обучения

В результате изучения учащийся должен:

Знать/понимать

  • о морфофункциональной организации тканей позвоночных животных и человека;

  • о взаимодействии клеток внутри одного типа ткани, о межтканевых взаимодействиях;

  • о процессах, связанных с развитием и регенерацией тканей, и влиянии на эти

процессы факторов среды (экзофакторов).

Уметь:

  • работать с микроскопом и гистологическими препаратами;

  • самостоятельно определять основные факторы, влияющие на морфо-

функциональное состояние (строение и функции) клеток, тканей;

  • разрабатывать рекомендации, связанные с проблемой исследования.



^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

второй ступени (года) обучения (216 часов)



Тема

Теория

Практика

Итого

^ ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Физическое развитие как совокупность морфологических и функциональных признаков на определенном этапе онтогенеза. Построение графика профиля индивидуального физического развития


6


4



10

2

Изучение возрастных особенностей сердечно – сосудистой системы. Расчет адаптационного потенциала (АП)


6


4


10

3

Характеристики биогеохимической провинции Хабаровского края


6


6


12

4

Содержание витаминов в рационе питания учащихся Хабаровского края. Определение С-витаминной достаточности по резистентности сосудов



6




10



16

5

Определение основного и общего обмена на основании антропометрических признаков, режима дня и преобладающих видов деятельности


10



4


14

6

Расчет соответствия рациона питания гигиеническим требованиям. Корректировка суточного рациона


10


10


20

7

Содержание йода в воде, воздухе, почве и продуктах питания (в том числе, привозных) Хабаровского края


8


8


16

8

Принципы кодирования информации.

Межнейронное взаимодействие и типы нейронных сетей.

Определение индивидуальных особенностей цветового периферического поля зрения


6


10


16

9

Определение чувствительности отдельных участков языка к различным вкусовым раздражениям


6


8

14

10

Обнаружение тепловых, холодовых и болевых точек кожи. Определение порога дискриминации


6


6


12

ИТОГО

70

70

140

^ ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Лагерь (экспедиция)







40

2

Школа «Юный эколог»







16

3

Очная сессия







4

ИТОГО







60

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1

Творческая работа







8

2

Олимпиада







8

ИТОГО







16


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Физическое развитие как совокупность морфологических и функциональных признаков на определенном этапе онтогенеза. Построение графика профиля индивидуального физического развития (10 часов)

Понятие «физическое развитие». Влияние различных экзофакторов на физическое развитие. Методы соматометрических, соматоскопических и физиометрических измерений. Правила проведения антропометрических измерений. Здоровье как естественное состояние организма. Понятие об абсолютно и практически здоровых людях. Акселерация физического развития. Внешние причины и следствия акселерации.

^ Практическая работа: Метод «сигмальных отклонений». Расчет индивидуальных «сигмальных отклонений». Определение уровня и гармоничности физического развития.

^ Тема 2. Изучение возрастных особенностей сердечно – сосудистой системы. Расчет адаптационного потенциала (АП) (10 часов)

Непрерывное и гетерохронное развитие сердечно–сосудистой системы (до периода зрелости). Изменение функциональных показателей по мере роста и развития организма. Оценка состояния сердечно–сосудистой системы в состоянии физиологического покоя и при физических нагрузках. Юношеская гипертония и ее связь с нейрогуморальными влияниями на сердечно-сосудистую систему в период полового созревания. Сердечно-сосудистая система как инди­катор адаптационных возможностей организма, отражающий равно­весие организма со средой. Регуляция уровня функционирования системы кровооб­ращения. Адаптационный потенциал.

^ Практическая работа: Измерение и расчет основных параметров сердечно-сосудистой системы. Определение состояния параметров на уровне половых, возрастных групп.

^ Тема 3. Характеристики биогеохимической провинции Хабаровского края (12 часов)

Понятие «биогеохимической провинции». Ландшафтное районирование территорий России. Влияние условий биогеохимической провинции на процессы обмена веществ, механизмы регуляции жизненно-важными процессами, состояние тканей, органов и систем органов в зависимости от климатических и др. условий территории. Влияние элементного дисбаланса на здоровье растущего организма.

^ Практическая работа: Морфо-физиологические проявления дефицита или избыточности элементного состава почвы, воды, воздуха, продуктов питания. Составление таблицы макро-, микроэлементов и их влияния на растительный и животный организм (в том числе, человека).

^ Тема 4. Содержание витаминов в рационе питания учащихся Хабаровского края. Определение С-витаминной достаточности по резистентности сосудов (16 часов)

Питание как фактор, определяющий состояние здоровья и работоспособность человека. Витамины, их значение для морфо-физиологических процессов. Дозы витаминов. Гиповитаминоз. Последствия авитаминозов, гипервитаминизации.

^ Практическая работа: Определение С-витаминной достаточности по резистентности капилляров кожи (прибор Нестерова, модификация Целых). Выяснение нормы потребления витаминов для лиц разного возраста и пола (в сутки).

^ Тема 5. Определение основного и общего обмена на основании антропометрических признаков, режима дня и преобладающих видов деятельности (14 часов)

Обмен веществ и энергии. Превращения химической энергии макронутриентов (белков, жиров, углеводов) в другие виды энергии (тепловую, механическую, электрическую). Основной обмен. Относительное постоянство величины основного обмена для каждого человека и его зависимость от состояния нервной системы, возраста, пола, роста, физиологического состояния организма. Общий обмен в зависимости от интенсивности выполняемой работы и условий труда.

^ Практическая работа: Расчет индивидуального основного (по антропометрическим параметрам) и общего обмена, с использованием методики «вчерашнего дня» при расчете режима дня.

^ Тема 6. Расчет соответствия рациона питания гигиеническим требованиям. Корректировка суточного рациона (20 часов)

Расход энергии при усвоении белков, углеводов и жиров. Постулаты рационального питания. Особенности рационального питания различных групп населения. Пищевой статус как показатель здоровья. Антропометрические показатели адекватности питания. Биохимические критерии адекватности питания.

^ Практическая работа: Расчет рациона питания на содержание макронутриентов в различные приемы пищи и в сутки. Определение состава макронутриентов (белков, жиров, углеводов) в рационе расчетным методом (методика вчерашнего дня). Определение коэффициента соответствия энергетических затрат (в результате жизнедеятельности) энергетическому поступлению (с пищей). Построение графика режима питания.

^ Тема 7. Содержание йода в воде, воздухе, почве и продуктах питания (в том числе, привозных) Хабаровского края (16 часов)

Проблема йодной недостаточности биогеохимических провинций многих стран мира. Территории ландшафтного йодного дефицита в России (в том числе, Хабаровский край). Отклонения в физическом и умственном развитии в районах, с выраженным йоддефицитом. Суточная потребность в йоде для людей разного возраста, пола, интенсивности физической и интеллектуальной нагрузки, состояния здоровья. Проблема потери йода при тепловой обработке блюд, приготовленных с использованием йодированной соли.

^ Практическая работа: Расчет содержания йода, поступающего с пищей (в сутки). Определение основных источников йода в рационе расчетным методом (методика вчерашнего дня). Определение соответствия количества йода, поступающего с пищей, возрастным, половым и ландшафтным нормам. Составление рекомендаций, позволяющих нивелировать йододефицит в рационе питания.

Тема 8. Принципы кодирования информации. Межнейронное взаимодействие и типы нейронных сетей. Определение индивидуальных особенностей цветового периферического поля зрения (16 часов)

Уровни анализа информации. Кодирование качества (модальности) сигнала. Кодирование интенсивности сенсорного сигнала. Теория архитектурных ансамблей Маунткасла. Корковый уровень регуляции сенсорных функций. Нейронные сети и ансамбли

^ Практическая работа: Значение зрительного анализатора в переработке информации из внешней среды. Зависимость сенсорного входа от величины поля зрения. Оценка качества зрения по показателям остроты зрения, поля зрения, особенностей цветового зрения и выраженности зрительных иллюзий. Определение величины периферического цветового поля зрения как важной характеристики умственного развития человека. Занесение индивидуальных данных величины периферического цветового поля зрения в таблицу. Определение доминирования полушария в переработке зрительной информации.

^ Тема 9. Определение чувствительности отдельных участков языка к различным вкусовым раздражениям (14 часов)

Обеспечение пищевых контактов человека с внешней средой посредством вкусовой чувствительности. Вкусовые почки. Вкусовые сосочки. Чувствительность поверхности языка к различным видам вкусовых раздражений. Пороги вкусовой чувствительности взрослого человека. Вкусовой дальтонизм (дефицит вкусовых ощущений). Вкусовая чувствительность детей. Неравномерное проявление видов вкусовой чувствитель­ности. Изменение чувстви­тельности с возрастом.

^ Практическая работа: Определение преобладающей индивидуальной вкусовой чувствительности и вариабильность на уровне группы. Построение таблицы и графиков, отражающих разницу вкусовых ощущений людей разного возраста, пола, национальной (расовой) принадлежности.

^ Тема 10. Обнаружение тепловых, холодовых и болевых точек кожи. Определение порога дискриминации (12 часов)

Ощущения, связанные с кожей и слизистыми оболочками: прикосновения и давления (механорецепция), тепла и холода (терморецепция), боли (ноцицепция). Раннее развитие кожной чувствительности. Неравномерность в возрастном развитии видов чувствительности. Частота расположения «тепловых», «холодовых» и «болевых» точек на поверхности тела. Порог дискриминации. Различительная способность разных участков кожи.

^ Практическая работа: Определение индивидуальной болевой, температурной и тактильной чувствительности. Определение порога дискриминации для людей разного возраста, пола, ведущих разный образ жизни.

^ Требования к уровню подготовки учащихся,

оканчивающих II ступень обучения

В результате изучения учащийся должен:

Знать/понимать:

  • проблемы негативного влияния факторов биогеохимической провинции Хабаровского края на организм человека;

  • особенности гисто-морфологического строения различных систем организма и основные процессы восприятия информации (сенсорная, структурная, вербальная);

  • основные факторы, влияющие на количественный и качественный уровень усвоения информации (в т.ч., наркотические вещества; режим деятельности и отдыха; режим и характеристики питания и т.д.).

Уметь:

  • находить и рассчитывать количественные характеристики;

  • корректировать разнообразные, определенные в исследованиях факторы внешней среды, на основании данных о нормативных стандартах;

  • составлять пакет рекомендаций, выполнение которых могло бы гарантировать сохранение здоровья продолжительное время.


^ ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(индивидуальный маршрут развития)

третей ступени (года) обучения (216 часов)

^ ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1


Подготовка

исследовательской работы

150

2

Индивидуальная работа

(письменные консультации)

27

3

Олимпиада

8

^ ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Научно-практическая конференция

3

2

Подготовка автореферата

12

3

Очная сессия

4

4

Индивидуальная работа

(устные консультации)

12

ИТОГО

216
  1   2   3   4



Похожие:

Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  iconПрограмма «общая и прикладная экология» (направление «Общая и прикладная экология») Г. В. Волкова, к п. н., доцент кафедры ботаники двггу пояснительная записка 
Программа «Общая и прикладная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...
Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  icon«Экология и здоровье человека» Общие положения
Областной конкурс научно-исследовательских работ "Экология и здоровье человека" (далее – Конкурс) направлен на привлечение к исследовательской...
Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  iconКонкурс научно-исследовательских работ школьников «Экология и здоровье человека»
В рамках Нижегородского областного конкурса научно-исследовательских работ школьников 2 ноября 2010 г состоится конференция учащихся...
Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  iconПо итогам 1 этапа Конкурса «Экология и здоровье человека» Оргкомитет может сделать следующие выводы
Заявки и исследовательские работы учащихся были поданы на каждую из 5 секций. Наибольший интерес у учащихся вызвала тематика по медицинской...
Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  iconПояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя первая экология» составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы
«Моя первая экология» Самковой В. А. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф,...
Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  iconФизкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении в летний период
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство...
Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  iconМинистерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский областной конкурс исследовательских работ учащихся «Экология и здоровье человека», 2 ноября 2010 г., Нижний Новгород:...
Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  icon«Репродуктивное здоровье составляющая здоровья человека и общества»
Цель: познакомиться с общей характеристикой репродуктивного здоровья человека и общества в целом, с основными критериями, определяющими...
Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  iconУрок 25 здоровье человека, общие понятия и определения. Основные критерии здоровья предмет: обж. Класс: 10. Дата: 31. 12. 2011. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель: познакомить учащихся с понятием «здоровье человека», а также с критериями здоровья
Программа «экология и здоровье человека» (направление «Экология и здоровье человека») Е. Д. Целых, > к б. н., доцент кафедры зоологии двггу пояснительная записка  iconУрок 39 курение и его влияние на здоровье человека, на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение предмет: обж. Класс: 10. Дата: 02. 03. 2012
Учебно-наглядный комплекс: плакаты и рисунки, касающиеся темы «Курение и здоровье человека»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы