Программа дополнительного образования «подвижные игры» icon

Программа дополнительного образования «подвижные игры»

НазваниеПрограмма дополнительного образования «подвижные игры»
Дата конвертации10.11.2012
Размер151.02 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3»


Утверждена педагогическим советом

Прот. № ___ от « » ______ 20 __ г.

Директор МОУ «НСОШ №3»

___________________С.И.Фролов


ПРОГРАММА


ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»


(спортивно-оздоровительного направления)


Возраст детей 7-10 лет


Срок реализации: 2 года


Составитель

Самсонова Ю.Л.

учитель физической культуры


Новомичуринск – 2011г.

Пояснительная записка

Актуальность программы определяется тем, что при поступлении ребенка в школу заметно сокращается двигательный режим. Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направленная на решении двигательной задачи.

Она развивает мышление, воображение, чувство ритма, учит соблюдать правила, особенно действовать в изменяющейся игровой ситуации, подчиняться требованиям, быть искренним, хорошим товарищем, сопереживать и помогать друг другу, активизирует дыхание, обменные процессы, кровообращение, память, фантазию, формирует быстроту, силу, выносливость, чувство справедливости, дисциплинированность. Помогает овладеть пространственной терминологией, познавать окружающий мир, освоиться в коллективе, пополняет словарный запас детей.

Преодоление гиподинамии в условиях массовой школы - системная организация урочной и внеурочной деятельности. В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игр, в программу включены подвижные игры, которые позволяют

-укреплять здоровье

- развивать двигательные качества – быстроту, ловкость,

силу, выносливость, физические качества

- формировать культуру движений

- обогащать двигательный опыт

- повышать функциональные качества личности

- соблюдать нормы коллективного взаимодействия и

сотрудничества.

Программа направлена на обучение, развитие личности и воспитание учащихся средствами подвижных игр, спортивных игр по упрощенным правилам и специальных оздоровительных игр. Она рассчитана на возраст детей 7-10 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях.

Она рассчитана на два года обучения. Занятия на первом году обучения 1раз в неделю по 40 минут каждое занятие, на втором году обучения - два раза в неделю также по 1 часу каждое занятие. На занятиях соблюдается оптимальный двигательный режим, что способствует сохранению и укреплению здоровья. При обучении используется принцип совместно-разделенной деятельности.

Игры разделены на группы по определенным признакам, что облегчает подбор игрового материала.

К первой группе отнесены игры, где участники вступают в активное единоборство – этот вид наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий («Охотники и утки», «Караси и щука» и др.)

Ко второй группе отнесены игры – вступление участников в соприкосновение с командой соперника («Пионербол», «Лапта», «Перестрелка» и др.)

Третья группа игр – игровые эстафеты, где действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Программой рекомендовано проведение эстафетных игр не только на площадке, но и на лыжне.

Распределение игрового материала зависит от времени года. Занятия проходят на открытой площадке осенью и весной, зимой – на лыжах.

Новые игры разучиваются в конце первой четверти, во второй-третьей четвертях. В четвертой четверти игры усложняются. Занятия проводятся фронтальным и групповым методом. Учащиеся, отнесенные врачом к специальной медицинской группе, ограничиваются в движениях в соответствии с медицинскими показаниями. Один раз в четверть проводится День здоровья.

Учащиеся принимают участи в школьных соревнованиях по пионерболу, в «Веселых стартах», в «Перестрелках».

^ Уникальность программы заключается в том, что в ней

  1. Сочетаются занятия в спортзале с занятиями на свежем воздухе.

  2. Обучение по смежным видам спорта: а) лыжный спорт, б) гимнастика, в) легкая атлетика.


ЦЕЛЬ: Закреплять и совершенствовать приобретенные навыки владения техникой двигательных действий, стимулировать детей к самостоятельному выполнению движений, создать возможность применения навыков двигательных действий в играх и жизни.


^ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ


Формировать начальные навыки и умения к спортивным играм.

На первом году обучения (7-10 лет) учащиеся очень быстро утомляются, внимание их неустойчиво, поэтому программа обеспечивает короткие перерывы отдыха – игры-перебежки («День и ночь», «Вызов номеров» и др.). В этом возрасте не разделены интересы мальчиков и девочек – в этом они совпадают. В программе использованы игры для совершенствования речевого аппарата, коллективные игры с водящим. Дни здоровья проводятся как смешанными по возрасту командами, так и командами одного возраста.


ЗАДАЧИ

-формировать навыки общественного поведения, заинтересованность в совместных действиях, умение бороться за свое место и общий порядок в коллективе

-совершенствовать и обогащать двигательный опыт учащихся без больших длительных напряжений

-для прочности усвоения систематически повторять игры

- адаптировать к неблагоприятным условиям внешней среды


^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Учащиеся должны освоить и приобрести следующие знания, умения и навыки:

-знать структуру игры (название игры, роли играющих, расположение на площадке, ход игры, правила игры)

-уметь делать выбор в играх

-уметь находить выход из проблемных ситуаций

-придумывать свои игры

-уметь проводить игры самостоятельно

-принимать участие в Днях здоровья

-применять приобретенный опыт в соревнованиях «Веселые старты», «Перестрелка», «Пионербол».


На втором году образовательный процесс строится на играх с большей интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий. Поэтому сюжеты подвижных игр для этого возраста символичны, и они принимают их условность, но действуют в соответствии с правилами и полной отдачей («Перестрелка», «Защита укрепления»). Они успешно выполняют технические приемы игры в баскетбол, волейбол, пионербол, уверенно применяют полученные знания и навыки, накапливают и углубляют личный опыт, достижение спортивных результатов.


ЗАДАЧИ

-формирование и укрепление волевых качеств, смелости, решительности, инициативы, выдержки, осторожности, терпеливости

-развитие самостоятельности

-воспитание спортивного трудолюбия

-привитие интереса к спортивным играм (волейбол, баскетбол, пионербол)

-изучение основных приемов техники и простейших тактических действий в спортивных играх

- самостоятельное применение различных ходов в играх, эстафетах

-овладение навыками судейства в соревнованиях


^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


Учащиеся должны освоить и приобрести следующие знания и навыки:

-умение выполнять передачи различным способом

-выполнять подачу мяча

-ведение мяча шагом, бегом, с изменением направления

-выполнять броски по кольцу разным способом с расстояния 3-4 м.

-знать и применять правила игры в волейбол и баскетбол (упрощенные), в пионербол с применением в игре 3-х мячей)

-участвовать в организации и проведении соревнований и Дней здоровья в качестве помощников и инструкторов

-принимать участие в соревнованиях (пионербол, «Веселые старты», «Перестрелка»)


За год учащиеся должны принять участие в Днях здоровья (1 раз в четверть). В январе- марте совершить лыжные экскурсии в лес (8 часов).

Мониторинг реализации программы осуществляется 2 раза (в конце каждого учебного года ) и включает в себя самостоятельную организацию и проведение игры из каждой условной группы.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ






ТЕМА


Всего


Теория

Практика



1


Игры с бегом и ходьбой

4




4




2

Игры с прыжками

4




4

6



Игры с ведением и передачей мяча

4

1

3


7


Игры на свежем воздухе

13

1

12

9



Игры-соревнования

4




4

10



Дни здоровья

4




4


11


Инструктаж по ТБ

1

1







Итого

34

3

31



^ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


ТЕМА 1. ИГРЫ С БЕГОМ И ХОДЬБОЙ.

- закрепление и совершенствование навыков бега, чередование

ходьбы и бега

-развитие скоростных способностей

-развитие способностей к ориентированию в пространстве

-постепенное развитие выносливости организма

^ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Пустое место», «Космонавты», «Два мороза», «Караси и щука», «У медведя во бору», «Успей занять место», «Вызов номеров», «Салки», «Гуси-лебеди», «День и ночь», «Лес, озеро, болото», «Найди клад», «Что изменилось», «Запретное движение», «Ходьба по линии», «Салки маршем», «Дотронься до руки», «Мышеловка», «Белые медведи».


^ ТЕМА 2. ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ


-закрепление и совершенствование прыжков через скакалку, в высоту,

длину

-развитие скоростно-силовых способностей


^ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Зайцы в огороде», «Прыгающие воробьишки», «Удочка», «Волк во рву», «Лиса и куры», «Чемпионы скакалки», «Эстафеты с перепрыгиванием предметов», «Прыгающие пингвины», «Конники и спортсмены», «Прыгуны и ползуны», «Чья команда дальше прыгнет?»


^ ТЕМА 3. ИГРЫ С МЕТАНИЕМ НА ДАЛЬНОСТЬ И В ЦЕЛЬ


-закрепление и совершенствование метания малого, большого мяча на дальность, в цель


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ : «Кто дальше бросит?», «Метко в цель», «Точный расчет», «Попади в цель», «Охотники и утки», «В кругу и за кругом», «Лови –не лови », «Передал - садись»


^ ТЕМА 4. ИГРЫ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ К СПОРТИВНЫМ ИГРАМ


- передвижение в играх-эстафетах приставным шагом с изменением направления, игры из исходных положений: сидя, лежа на спине, на животе, игры с ускорениями, с выполнениями определенных действий на сигнал.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Салочки», «Пятнашки», «Мяч на полу», «Мяч соседу», «Эстафеты», «Передача мяча в колоннах»


^ ТЕМА 5. ИГРЫ С ЛАЗАНИЕМ И ПЕРЕЛЕЗАНИЕМ


-совершенствовать лазание по гимнастической лестнице, канату разным способом, подлезание под барьерами разной высоты, подлезание под обручами


^ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ с элементами туризма «Маятник», «Кто дальше?», эстафеты с лазанием по канату (малому), гимнастической лестнице, подлезанием в обручи, под барьеры, сочетание в эстафетах лазания и подлезания


^ ТЕМА 6. ИГРЫ С ВЕДЕНИЕМ И ПЕРЕДАЧЕЙ МЯЧА


-освоение умений в ловле, передачах и ведение мяча шагом, бегом.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Попади в цель», «Передал-садись!», «Мяч среднему», «Гонка мячей в колонне», «Гонка мячей в шеренге», «Вызови по имени», «Мяч через веревочку», «Перестрелка» (1-2 мяча)


^ ТЕМА 7. ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ


-адаптация организма к внешней среде, занятия на свежем воздухе


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Двенадцать палочек», «Салки с пленом», «Салки маршем», «Перестрелка», «В кругу и за кругом», эстафеты с мячом, эстафеты с бегом на дистанции 10 м, 20 м, 30 м., эстафета «Кто быстрее?», эстафеты с гимнастической палкой, с обручем, с флажками, со скакалкой, с волейбольным, баскетбольными мячами, «Третий лишний».


^ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Тревога», спуск с препятствиями, спуск парами, «Быстрый лыжник», «Подними кеглю», подъем в гору, «Кто быстрее?», эстафеты с применением изученных ходов 20 м., 30 м., 60 м.


^ ТЕМА 8. ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ


Соревнования проводятся осенью- «Веселые старты», зимой- «Лыжные гонки» (9-10 лет, дистанция 1 км.), весной – «Перестрелка» (2 мяча), пионербол.


ТЕМА 10. Дни


-привитие интереса и желания заниматься физической культурой

-формировать навыки и умения как средство укрепления здоровья

-развивать наблюдательность, фантазию, личное творчество


Тематика Дней здоровья: «Экскурсия в осенний лес», «Сбор урожая», «Праздник сибирского снега», «Новый год в Простоквашино», «Дуют ветры в феврале», «Спасение Весны», «Где растут елки», «Прилет птиц», «Здравствуй, лето!»


^ ТЕМА 11. ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ


Теория. Проведение инструктажа по ТБ при занятиях на лыжах, о поведении на улице, на стадионе, в лесу, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ






ТЕМА


Всего


Теория


практика


















4

Игры-соревнования

28

6

22



5

Игры на свежем воздухе

28

4

24



7

Дни здоровья

9




9



8

Техника безопасности на занятиях

3

3







Итого

68

13

55



^ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ

2 –го ГОДА ОБУЧЕНИЯ


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Мяч в воздухе» (варианты в парах, тройках, в круге с водящим в середине, во встречных колоннах), «Мяч капитану», эстафета у стены, «Два мяча через сетку», эстафеты с включением перемещений, характерных для игры в волейбол. Пионербол (бросковая подача), пионербол (волейбольная подача).


^ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Общий старт» (отдельно строятся девочки и мальчики), «Переноска палок», «Быстрая команда», «Кто меньше», «Правильно применяй ход», встречная эстафета с переноской палок, командная гонка (дистанция 1 км)


ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ


Организация и проведение соревнований, «Веселые старты», «Перестрелка» (3 мяча), «Лыжные гонки», «Пионербол», «Лапта».


^ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Обеспечивают максимальную активность. Обеспечивают мотивацию к занятиям.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Лапта» (по правилам соревнований), «В кругу и за кругом»,эстафеты с прыжками бегом, метаниями мяча, с передачами мяча.


^ ИГРЫ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ К ПИОНЕРБОЛУ

-учить правилам игры


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ : эстафеты с набивным мячом (1 кг), с передачей его в шеренгах, колоннах, «Прокати и догони». Работа у сетки, «У кого упал мяч меньше» (передача под сеткой, над сеткой, с продвижением к сетке и от сетки, вдоль сетки), «Мяч ловцу».


^ ДНИ ЗДОРОВЬЯ

Проводятся один раз в четверть. «Праздник Урожая», «Сильные, смелые, умелые», «Весна пришла», «Собираемся в поход», «Праздник у индейцев», «Тайны зеленого леса».


^ ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ


Теория:


Техника безопасности при проведении спортивных игр (волейбол, баскетбол, пионербол), на соревнованиях, на лыжах, на стадионе, в лесу.


^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




ТЕМА

Форма занятия

Оснащение


1


Техника безопасности на занятиях

Бесед

Журнал по ТБ


2

Игры, подготовительные к баскетболу

Подвижные игры,мини-баскетбол

Мячи баскетбольные -15 шт, мячи набивные – 15 шт, кегли – 10 шт, мячи волейбольные – 7 шт.


3

Игры, подготовительные к волейболу

Беседа, тренировка

Мячи баск. – 15 шт, мячи вол. – 15 шт, мячи набивные – 15 шт.



4

Игры на свежем воздухе

Беседа, игры, тематические экскурсии

Скакалки – 15 шт, мячи резиновые – 15 шт, барьеры – 3 шт, флажки – 10 шт,обручи – 10 шт, ракетки – 4 шт, биты – 3 шт.



5

Дни здоровья

Соревнования, экскурсии

Канаты – 1 шт, палатки – 2 шт, лыжи – 15 шт, обручи – 10 шт, скакалки – 10 шт.


6


Игры с бегом и ходьбой

Игра, игра-эстафета

Эстафетные палочки - 4 шт флажки – 10 шт, кегли – 15 шт, мячи резиновые – 15 шт, мячи баскетбольные – 15 шт, мячи набивные – 15 шт.

7

Игры с прыжками

Игра, игра-эстафета, соревнование

Набивные мячи – 15 шт, скакалки – 15 шт, песочная яма, барьеры – 3 шт.

8

Игры с метанием

Игра, игра-эстафета, соревнование

Мячи (резиновые – 15 шт, набивные – 15 шт, волейбольные – 15 шт, баскетбольные – 15 шт), волейбольная сетка – 1 шт, скакалки – 15 шт, обручи – 15 шт.

9

Игры с ведением и передачей мяча

Игра, игра-эстафета

Мячи (баскетбольные - 15 шт, набивные – 15 шт, волейбольные – 15 шт), кегли -10 шт.

10



Игры на лыжах

Игра, соревнования, экскурсии

Лыжи – 15 шт, лыжные ботинки – 15 шт, лыжные палки – 15 шт, флажки – 10 шт, кегли – 10 шт, эстафетные палочки – 6 шт.



ЛИТЕРАТУРА


1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Министерство образования РФ, 2004г.


2.Коротков И.М. Подвижные игры в школе. Просвещение, 1979 г.


3.Бутин И.М. Лыжный спорт. Владос-пресс, 2003 г.


4.Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе. Владос. 2003 г.


5.Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. Издательский Дом МСГ,1998 г.


6.Иванов Ю.Г., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье. Московская правда, 1991 г.


7.Дереклеева Н.И. Двигательные игры и тренинги и уроки здоровья. М., ВАКО, 2004 г.


8.Гриженя В. Подвижные игры. Спорт в школе. №4,2006 г.


9.Богданова Г. Игры, праздники и развлечения для детей. Владос, 2001 г.


10.Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. Творческий центр,2003 г.


11.Титова Т.В., Степанова Т.М. Волейбол-развитие физических качеств и двигательных навыков в игре. Спорт в школе, № 2(8),2006 г.


12.Баула Н.Г., Кучеренко В.И. Баскетбол: тактика игры. Спорт в школе.№1, 2005 г.


13.Зинин А. Детский баскетбол. Физкультура и спорт, 1969 г.



Похожие:

Программа дополнительного образования «подвижные игры» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 1 класса
Программа курса внеурочной деятельности Подвижные игры соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего
Программа дополнительного образования «подвижные игры» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения
Программа дополнительного образования составлена на основе программ: «Информатика и икт» Макаровой Н. В., «Искусство компьютерной...
Программа дополнительного образования «подвижные игры» iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи это базовый образовательный маршрут учащихся, при прохождении которого...
Программа дополнительного образования «подвижные игры» iconУчебный план муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Детское объединение «Филиппок» «Развивающие игры» (авторская комплексная программа «Филиппок»)
Программа дополнительного образования «подвижные игры» iconТехнология разработки рабочей программы
Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или...
Программа дополнительного образования «подвижные игры» icon"Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через подвижные игры" в старшей группе мбдоу «Бочкаревский детский сад «Аленушка»
...
Программа дополнительного образования «подвижные игры» iconПриказ № 2011 г «О создании Центра дополнительного образования в моу сош №34 г. Владимира» с целью создания условий для обеспечения интеграции основного и дополнительного образования учащихся 1 класса, максимального учета их потребностей и интересов
Создать Центр дополнительного образования структурное подразделение школы в составе
Программа дополнительного образования «подвижные игры» iconТема урока 1 класс
Разнообразные способы бега. Бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени и т д. Подвижные игры
Программа дополнительного образования «подвижные игры» iconФорма отчета педагога дополнительного образования отчет педагога дополнительного образования детей, (руководителя факультета Межшкольной Академии) по результатам учебного года
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей советский районный центр развития творчества детей и юношества...
Программа дополнительного образования «подвижные игры» iconТесты для 2, 3, 4 классов Математика Диски Тематическое планирование по математике (1-4 кл)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы