Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования icon

Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

НазваниеКонцепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
страница1/5
АБРАМОВСКИХ Наталья Викторовна
Дата конвертации24.08.2014
Размер0.86 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

АБРАМОВСКИХ Наталья Викторовна
КОНЦЕПЦИЯ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Челябинск – 2010
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»


^ Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор

ЛИТВАК Римма Алексеевна.


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

^ ГАЛАГУЗОВА Юлия Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор

ГУЛИЕВ Новруз Амирхан-оглы,
доктор педагогических наук, профессор

ЕМЕЛЬЯНОВА Маргарита Аркадьевна.


^ Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова».

Защита состоится «21» октября 2010 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И.Ленина, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

Автореферат разослан «___» ______ 2010 года.





Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент



Н.Ю. Кийкова


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется сменой приоритетов и ценностей, особым значением информационной составляющей общественного развития, наличием синергетических детерминант культурного развития, что обостряет необходимость совершенствования системы профессионального образовании в соответствии с вызовом времени. В условиях перехода к общемировому открытому образовательному пространству возрастает научно-практическая потребность разработки особых, инновационных, модернизирующих стратегий подготовки специалистов в высшей школе.

Основным ресурсом развития современного общества является человекокапитал, обеспечивающий обществу стабильность культурного развития, что обосновало приоритет социального предназначения человека, необходимость его адаптации в обществе, где значительная роль принадлежит становлению личности. Отсюда возникает потребность в мобильных, высококвалифицированных специалистах, компетентных в вопросах оказания педагогической, психологической, социальной помощи людям, нуждающимся в ней, способных в современной социокультурной ситуации решать проблемы в контексте адаптации личности в окружающей среде, что способствует определению основных требований к организации образовательно-воспитательного процесса в вузе с позиции изучения социального направления педагогики, где важное место занимает социальная педагогика как теоретическая база, учебная дисциплина и практика.

Следует отметить, что выделение социальной педагогики в самостоятельную отрасль человекознания, которая интегрирует в себе знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром, людьми и самим собой на основе личностной и социальной активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме, является правомерным. В настоящий период времени сложились объективные основания перспективного развития профессиональной подготовки социальных педагогов.

Актуальность решения проблемы повышения качества подготовки специалиста данного профиля подтверждается рядом международных и отечественных документов в области развития образования, обогащения его содержания, концептуальных положений. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» важнейшей задачей на ближайшую перспективу является повышение качества подготовки специалистов, усиление интеграции в образовательном процессе внутри Европейского Союза, России и субъектов Российской Федерации. В Болонской декларации говорится о необходимости предоставления вузам автономии и свободы, возрождения гуманистических европейских традиций в их деятельности, достижения неразрывной связи между наукой и учебным процессом, к чему всегда стремится российская система высшего образования.

Необходимость изменения профессиональной подготовки социального педагога со смещением акцента на адаптивность подтверждается потребностью общества в специалисте данного типа, поскольку в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" указано, что Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития, а школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, что невозможно без поддержки образовательного процесса социальным педагогом. В «Стратегии развития России до 2020г.» одним из главнейших конкурентных преимуществ России выступает ориентация на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей при постоянном улучшении технологий, экономических результатов, жизни общества в целом, а это требует социально-педагогической поддержки личности в процессе ее воспитания, образования и профессионального становления. В таких условиях подготовка специалиста социально-педагогической сферы нуждается в постоянном обновлении этого процесса, самосовершенствовании, что возможно при адаптивной системе подготовки.

Исследования, проведенные в этом направлении, показали, что современный этап развития характеризуется глобальными проблемами, которые происходят в обществе, в цивилизационных процессах социума, а это неизбежно сказывается на состоянии системы образования, которая не может сегодня ограничиваться только подготовкой специалистов в традиционных формах, и требует обращения к системе адаптивной подготовки специалистов. Определенная трудность в этом плане заключается в том, что в педагогике, психологии и социальной педагогике до настоящего времени не сложилось четкого понимания адаптации. Теория адаптации, прежде всего, означает возможность приспособления, с одной стороны, к социальным запросам общества в системе профессиональной подготовки специалистов, а с другой – приспособление самой системы к индивидуальным потребностям и возможностям личности будущего социального педагога.

Нормативная основа адаптивной системы профессиональной подготовки социального педагога закреплена в Законе РФ «Об образовании», где определяется востребованность многообразия образовательных учреждений, разноуровневость, дифференцированность образовательных программ, возможность непрерывного и опережающего образования, постановка адекватных педагогических задач, подходов, методов и форм обучения, что позволяет осуществить реализацию прав обучающихся на свободный выбор индивидуальных образовательных траекторий в соответствии со своими потребностями, способностями и жизненными планами.

Утверждение института социальных педагогов в нашей стране (1991 г.) требует подготовки новых специалистов, что предполагает создание особой адаптивной системы профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, которая бы позволяла будущему специалисту осваивать профессионально-статусные роли, активно осуществлять социально-педагогическую и психологическую поддержку другим людям, которые в ней нуждаются, была бы способна к самореализации и гибкой смене способов, форм осуществления своей профессиональной деятельности.

Необходимость ориентации высшего образования на адаптивную систему подготовки социального педагога к профессиональной деятельности обусловлена еще и тем, что сегодня социальных педагогов готовят университеты, пединституты, технические и технологические вузы, медицинские институты, военные академии, институты культуры и архитектуры и др. В данной ситуации для решения всех организационных, содержательных, финансово-материальных вопросов необходима консолидация государственных организаций, централизация управления всей системой подготовки социальных педагогов с учетом специфики каждой отрасли, каждого региона.

Возрастающая конкуренция образовательных учреждений обусловила необходимость разработки адаптивной системы образования, направленной на поддержку индивидуального развития студента, выбора им вектора изучаемых дисциплин и специализаций. Актуализируется проблема субъектности студента, предполагающая его профессиональную активность, сознательное и целенаправленное развитие качеств, необходимых для эффективного осуществления социально-педагогической деятельности в адаптивной системе образования.

Институционализация социальной педагогики отражена в ведущих исследованиях данной области (В.Г. Бочарова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, И.А. Липский, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, Л.Я. Олифиренко и др.), что требует интеграции направлений: теоретико-методологического обоснования системы образования, модернизации подготовки социальных педагогов в вузе и опоры на реальную практическую деятельность в этой сфере. В настоящий период развитие такой интеграции невозможно достигнуть, опираясь на традиционную концепцию организации подготовки студентов по данной специальности. Одним из путей решения этой проблемы может стать создание адаптивной системы.

Теоретико-методологический анализ научных трудов по проблемам профессиональной подготовки социального педагога в контексте высшего образования свидетельствует, что к настоящему времени имеется достаточный объем научно-педагогического знания, позволяющего обосновать проблему исследования и разработать концепцию адаптивной системы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе.

^ Степень научной разработанности проблемы исследования. Научную ценность для исследования общих закономерностей развития высшей школы в целом и подготовки социального педагога в частности представляют следующие идеи и концепции.

Процесс профессионального становления человека, развитие его сущностных оснований и личностных качеств признается важнейшим. К его рассмотрению обращались классики педагогики: А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

Существенный вклад в разработку дидактики высшей школы в целом внесли: С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др. Характер изучаемой проблемы обуславливает использование положений данных теорий для оптимального выстраивания социально-педагогического образования.

За последние десятилетия появились работы, исследующие отечественную систему высшего социального образования (А.И. Арнольдов, В.А. Беликов, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жуков, И.А. Зимняя, P.M. Куличенко, Р.А. Литвак, В.А. Никитин, Г.И. Осадчая, A.M. Панов, В.Г. Рындак, А.В. Топчий, М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро, Н.Б. Шмелева, Г.П. Штинова и др.). Интеграция данных теорий, вариативность основных их принципов позволяет обосновать нашу концепцию адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Анализ работ, представляющих содержание и технологии подготовки социальных педагогов, показал, что исследование данной проблемы в вузе ведется в определенных аспектах: подготовка социальных педагогов к исследовательской деятельности (И.А. Липский, С.И. Липский, И.А. Маврина, В.Г. Рындак, С.В. Шмачилина, Г.Н. Штинова и др.); становление профессиональной зрелости социального педагога (Р.С. Димухаметов, М.А. Емельянова, С.В. Сальцева и др.); профессиональная подготовка социального педагога на основе социально-педагогического подхода (Н.Ф. Басов, В.М. Басова, Б.З. Вульфов, Ю.Н. Галагузова и др.); становление и развитие института социальных педагогов в России (Р.М. Куличенко, Л.Е. Никитина); этнокультурный подход в подготовке социального педагога к работе с семьей (Н.М. Ахмерова, Т.А. Василькова, Ю.Н. Василькова, Ф.А. Мустаева и др.); формирование социально-перцептивной компетентности социальных педагогов в вузе (А.Л. Фатыхова); формирование профессиональной культуры социального педагога (И.П. Клемантович, Л.Б. Соколова и др.); развитие духовно-ценностной ориентации социальных педагогов (Т.Т. Щелина и др.).

Формирование отдельных видов профессиональной компетентности социального педагога исследовалось в ряде диссертационных работ по коммуникативной компетентности (Г.А. Кудрявцева, И.Г. Назарова и др.); эстетической компетентности (Р.К. Джандосов); этнокультурной компетентности (Н.Г. Арзамасцева). Диагностика профессионально значимых качеств социального педагога рассматривалась Л.И. Кобышевой; практическая подготовка социальных педагогов – В.Л. Симонович, Л.К. Ивановой и др.

Вместе с тем, несмотря на достижения в педагогической науке по отдельным аспектам проблемы обоснования, разработки и использования критериев и показателей, обеспечивающих достижение требуемого качества профессиональной подготовки социальных педагогов, уровень ее современного состояния не предоставляет участникам образовательного процесса конкретных решений в разработке и реализации адаптивной системы социально-педагогического образования.

Это обстоятельство обусловлено следующими причинами:

  1. Смена образовательных парадигм изменяет цели профессионального социально-педагогического образования, реализация которых невозможна без определения методологических подходов к разработке системы подготовки социальных педагогов в вузе.

  2. Современный этап развития профессиональной педагогики является этапом анализа и обобщения, научного переосмысления, применения новых методологических подходов к профессиональной подготовке специалистов, но которые, к сожалению, оставлены без должного внимания проблему проектирования адаптивной системы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе.

  3. Требования рыночной экономики к подготовке квалифицированных кадров не могут осуществляться за счет овладения в процессе обучения узкопрофессиональными умениями и навыками; акцент делается на развитие индивидуальных и творческих способностей студентов, осознанного профессионального самоопределения, профессиональной мобильности, адаптивности к смене условий социально-педагогической деятельности, которые пока еще не нашли системного отражения в используемых на практике профессионально-педагогических технологиях подготовки социальных педагогов.

  4. Несогласованность понятийного аппарата социально-педагогического образования, которым оперируют как ученые, так и практики, трудности с определением общей стратегии разработки адаптивной системы профессиональной подготовки социального педагога, представляющей прогностическую модель образовательного процесса, неразработанность структурного содержания профессиональной компетентности социального педагога, аккумулирующего мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, личностно-творческий аспекты ее развития, не позволяют оптимизировать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе.

Исследование направлено на преодоление следующих противоречий:

- между имеющимися в объективной реальности социальными явлениями, отражающими общесоциальную потребность в социально-педагогическом образовании с целью подготовки кадров для защиты, поддержки и социализации лиц, в них нуждающихся, и отсутствием целостной концепции адаптивной системы профессиональной подготовки социального педагога в вузе;

- между полифункциональным характером социально-педагогической деятельности как явления социальной действительности и объективной реальности, требующей подготовки высококвалифицированных специалистов как носителей совокупности интегративных характеристик, и отсутствием теоретико-методологических основ данного процесса в педагогической науке;

- между современными целями развития системы многоуровневой профессиональной подготовки социальных педагогов, обусловленными сменой образовательных парадигм, в которых недостаточно отражены социальные, педагогические и психологические факторы, оказывающие влияние на адаптивную систему подготовки специалистов данного профиля;

- между доминированием в практике подготовки социальных педагогов традиционных концептуальных положений и подходов, а также существующих способов и средств достижения целей подготовки данных специалистов и неразработанностью научно-методического обеспечения результативности адаптивной системы профессиональной подготовки специалистов этого профиля.

Указанные противоречия отражают проблему исследования: каковы концептуальные особенности проектирования адаптивной системы профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в вузе, ее методологические, теоретические основания, содержание и технологии.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности».

Основополагающей идеей исследования выступает положение о том, что адаптивная система профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля становится важным структурным компонентном высшего профессионального педагогического образования в современных условиях, особенность которой заключается в осмыслении и в активизации решения социальных проблем человека; в формировании студентами свободной личностной позиции в социальном самосовершенствовании; в нахождении способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания детей, социализации различных групп населения.

Цель исследования – разработать научно-теоретические основы и экспериментально апробировать концепцию адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, обеспечивающую высокое качество профессиональной компетентности специалиста.

^ Объект исследования: образовательно-воспитательная система вуза.

Предмет исследования: методология, теория и практика адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

^ Гипотетически предполагаем, что повышение уровня качества социально-педагогического образования, профессиональной компетентности будущих социальных педагогов и улучшение социально-культурной ситуации социума обеспечивается концепцией адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, сущность которой заключается в следующем:

– общенаучной основой концепции выступает детерминационный подход, теоретико-методической стратегией – интегративно-компетентностный подход, практико-ориентированной тактикой – проектный подход, реализация данных подходов позволяет осуществить выбор цели, задач, способов отбора содержания, обеспечивающего достижение рационального результата социально-педагогической деятельности студентов;

– ядро концепции составляют выявленные закономерности и соответствующие им принципы адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности;

– компонентный состав (структура) адаптивной системы профессиональной подготовки социальных педагогов позволяет успешно овладеть вузовской программой обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов, способствует их социализации, успешному приспособлению и преобразованию социальных условий будущей профессиональной деятельности;

– содержательно-смысловое наполнение концепции раскрыто в модели, которая включает взаимосвязные подсистемы: концептуальную, нормативно-содержательную, технологическую и эмпирическую, направленные на формирование социально-педагогических знаний и умений, обеспечивающей целостность, базирующейся на общепедагогических принципах, значимых для педагогического образования; специфических принципах, обусловленных особенностями социально-педагогического образования.

– эффективность реализации модели поддерживается комплексом педагогических условий, включающих: использование в процессе профессиональной подготовки инновационного потенциала вуза; фасилитативное управление образовательной деятельностью студентов в вузе; развитие социально-культурного пространства профессиональной деятельности студентов;

– обеспечивает направленность разработанной технологии адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности на согласование индивидуальных возможностей с окружающей средой к новым условиям социально-педагогической деятельности в определенных социально-педагогических ситуациях с учетом опыта, полученного в ходе социально-педагогической практики (в учреждениях социального патронирования, домашних условиях ребенка, в специализированных центрах, в семье, профессионально замещающей родителей и т.д.).

^ Задачи исследования:

  1. Провести историко-педагогический анализ и выявить предпосылки становления последующей проблемы для обоснования адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

  2. Опираясь на теоретико-методологические основы, определить особенности адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности; определить ее сущность, структуру и содержание.

  3. Разработать и обосновать концепцию адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, включающую методологическую основу, понятийно-терминологический аппарат, закономерности, принципы и концептуальную модель рассматриваемой системы.

  4. Выявить и теоретически обосновать комплекс организационно-педагогических условий, повышающий успешность адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

5. Создать научно-методическое обеспечение реализации адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

6. В ходе опытно-экспериментальной работы верифицировать разработанную концепцию.
  1   2   3   4   5




Похожие:

Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПрактикум по лабораторным занятиям по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога»
«Теория и методика профессиональной деятельности психолога» (раздел 1 «Общая психодиагностика»)
Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Основной образовательной программы высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемой Кыргызско-Российским...
Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconКонспект лекций по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога» Доцент Покровская С. Е
Краткий конспект лекций по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога»
Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПоложение о районном методическом объединении педагогов-психологов, социальных педагогов и учителей-логопедов образовательных учреждений комсомольского района чувашской республики I. Общие положения
Я (рмо) педагогов-психологов, социальных педагогов и учителей – логопедов образовательных учреждений Комсомольского района Чувашской...
Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconПоложение о внутреннем аудите аттестационного портфолио и оценке профессиональной компетентности педагогов муниципальных образовательных учреждений в межаттестационный период. Общие положения
Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года №209, в целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов...
Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconСостав городского профессионального методического объединения социальных педагогов и педагогов-психологов

Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconФормирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования»
Защита состоится «21» октября 2010 г в «12» часов на заседании диссертационного совета д 212. 112. 01 в Магнитогорском государственном...
Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования icon«Институт развития образования и социальных технологий» Инновационный проект Создание региональной модели обеспечения реализации фгос в образовательном процессе учреждений начального и среднего профессионального образования Курганской области Исполнители
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования...
Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconУтверждаю: Ректор
Предназначение Основной образовательной программы высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемой Кыргызско-Российским...
Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования iconТема: «Эмоциональная игра в диалоге как средство повышения мотивации обучения иностранному языку»
Цель: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором: а приобретается опыт подготовки к проектированию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы