Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon

Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

НазваниеДидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
страница1/3
ГРИШАНОВА Ирина Алексеевна
Дата конвертации24.08.2014
Размер0.64 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ГРИШАНОВА Ирина Алексеевна


ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики
и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ижевск 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Глазовский государственный

педагогический институт им. В.Г. Короленко»


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
^ Веретенникова Людмила Кузьминична

доктор педагогических наук, профессор
Голованова Надежда Филипповна

доктор педагогических наук, профессор
Машарова Татьяна Викторовна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пермский государственный
педагогический университет»


Защита состоится «29» октября 2010 г. в 13.30 на заседании диссертационного совета ДМ 212.275.02 при ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 1, ауд. 003.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государственного университета (г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 2).
Автореферат разослан «___» __________ 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент Э.Р. Хакимов

^ Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.

Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, обладающая наибольшим развивающим потенциалом, то есть, ори­ентированная на создание гуманного социума, способного обеспечить гармо­нию отношений личности и общества, преодолеть кризисные и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей человека, осуществить приобще­ние к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация. Это обостряет научный интерес к коммуникативной сущности образования как основополагающей идее при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности.

Важнейшим звеном в системе непрерывного образования является на­чальная школа, так как от успеш­ности этого периода во многом зависит судьба человека, его личностное ста­новление. На начальном этапе обучения индивиду­альные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в ка­честве одной из основных задач начального образования рас­сматривается соз­дание опти­мальных условий для формирования мотивации достижения, ини­циативы, самостоятельности учащегося. Эта установка зачастую является дек­ларатив­ной, не имея достаточного научного обоснова­ния и условий реализации; проблема школьной адаптации остаётся одной из самых актуальных в совре­менной педагогике. По данным ряда исследовате­лей от 15 до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).

Теоретическими предпосылками решения указанной проблемы высту­пают исследования, связанные с современным пониманием многоаспектной природы общения, коммуникативных потребностей, способ­ностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин,
А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Г.С. Трофимова и др.); педагогики развития школьника в образовательной среде учебного заве­дения (Л.К. Веретенникова, Т.В. Машарова, Т.В. Поштарева, И.Н. Розина, Е.А. Ходырева и др.). Ведущей во многих исследованиях выступает идея адап­тации дидактического процесса к особенностям развития учащихся. Изуче­нием особенностей развития детей младшего школьного возраста за­нимались Л.И. Божович, В.В. Давыдов, С.Д. Забрамная, Л.В. Занков, И.С. Кон, В.И. Слободчиков, Г.И. Щукина и др. Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой и др. В литературе описаны и теоретически обоснованы способы преодоления трудностей уче­ния младших школьников, к которым относят стимулирова­ние познаватель­ной активности учащихся, коррекцию школьной тревожно­сти, создание си­туации успеха в учебной деятельности школьников, органи­зацию их само­стоятельной работы в процессе обучения (А.Ф. Ануфриев, А.С. Белкин, А.А. Востриков, В.В. Зайцев, С.Н. Костромина, Е.В. Коротаева, О.А. Яшнова и др.). В числе способов преодоления трудностей учения исследователи назы­вают организацию общения младших школьников. Данной проблемой занима­лись Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. Проблема организации общения младших школьников остаётся актуальной и на сегодняшний день, об этом свидетельст­вуют работы Л.Ю. Александровой, А.Б. Венецкой, В.Н. Коновальчук, Е.В. Коро­таевой, Л.Я. Лозован, О.Н. Мостовой, Н.А. Песняевой, Е.А. Хамраевой, Ф.В. Чарковой и ряда других исследователей, которые едины во мнении о том, что через межличностное взаимодействие формируется активное отношение младших школьников к учебной деятельности, реализу­ется личностный потенциал учащихся.

Анализ научной литературы показал, что, если вопросы общей подго­товки младших школьников к общению, вопросы формирования отдельных коммуникативных качеств личности, умений и навыков общения рассмотрены в педагогической науке достаточно детально, то проблема фор­мирования ком­муникативной успешности младших школьников в образовательной среде ос­таётся открытой для решения: не разработана теория целенаправленного взаи­модействия школьников с другими субъектами коммуникативной деятельно­сти. Проблема успешности коммуникативной деятельности изучается педаго­гической психологией. Вместе с тем собственно дидактический процесс обла­дает малореализованным потенциалом, что свидетельствует о возможном ре­шении проблемы формирования коммуникативной успешности средствами ди­дактики. Общая науч­ная концепция формирования коммуникативных качеств личности сред­ствами дидактики обоснована Г.С. Трофимовой, исследование которой посвящено проблеме формирования коммуникативной компетентности студентов в усло­виях образовательной среды вуза. Характеризуя состояние изученности вопроса применительно к младшему школьному возрасту, отме­тим, что проблема организации общения младших школьников традиционно решается путём проведения спе­циальных занятий, непо­средственно учебный процесс в педагогических публикациях редко обсуждается с точки зрения рас­крытия и реализации его потенциальных возможностей для приобретения уча­щимися опыта коммуникативной деятельности, обеспечивающего, в результате, коммуникативную успешность младших школьников. Отсут­ствуют теоретиче­ские исследова­ния, направленные на разработку дидактических основ форми­рования ком­муникативной успешности учащихся начальной школы.

Таким образом, изучение научно-педагогических публикаций позволило выявить противоречия:

  • между ростом числа младших школьников, испытываю­щих трудности общения, и отсутствием научно-обоснованной концепции формирования коммуникативной успешно­сти, которая бы охватывала систему начального образования;

  • между необходимостью выявления комплекса организационно-педа­гогических условий, обеспечивающих формирование комму­никатив­ной успешности младших школьников, и недостаточным использова­нием возможностей дидактического процесса, обладаю­щего значи­тельным потенциалом в силу своей коммуникативной природы.

Названные противоречия определяют проблему исследования: каковы концептуальные основы формирования коммуникатив­ной успешности младших школьников?

В качестве объекта исследования выступает образовательный процесс в современной начальной школе.

^ Предметом исследования является дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников.

Цель исследования заключается в разработке дидактической концепции формирования коммуникативной успешности млад­ших школьников как совокупности теоретико-методологических положений, лежащих в основе образовательной практики начальной школы.

^ Гипотеза исследования основана на том, что формирование коммуникативной успешности младших школьников будет осуществляться эффективно в условиях обучения в начальной школе при реализации совокупности теоретико-методологических положений, если:

  • коммуникативная успешность рассматривается как многоаспектное личностное образование, являющееся результатом положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, формирование которого осуществляется на основе концептуальной идеи о связи между обучением и общением;

  • механизм формирования коммуникативной успешности младших школьников функционирует благодаря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха, стимулированию их коммуникативной деятельности и активизации компенсаторного способа устранения коммуникативных трудностей в контексте дидактического процесса;

  • разработана модель, отражающая влияние коммуникативной обра­зовательной среды на процесс формирования коммуникативной успешности младших школьников;

  • выявлены организационно-дидактические условия, способствую­щие переходу ребёнка с низкого на более высокий уровень комму­никативной успешности;

  • определены критерии и способ диагностики, позволяющие адекватно оценить коммуникативную успеш­ность младших школьников и, на этой основе, совершенствовать процесс её формирования.

Задачи исследования.

  1. Обосновать совокупность теоретико-методологических положений о форми­ровании коммуникативной успешности младших школьников.

  2. Определить сущность коммуникативной успешности младших школьников как многоаспектного личностного образования.

  3. Выявить и обосновать дидактический механизм формирования коммуникативной успешности младших школьников.

  4. Разработать модель процесса формирования коммуникативной успешности млад­ших школьников.

  5. Выявить организационно-дидактические условия формирования коммуникативной успешности младших школьников.

  6. Обосновать совокупность критериев сформированности и способ диагно­стики коммуникативной успешности младших школьников в условиях дидактического процесса.

^ Методологическая основа исследования определяет подход к обуче­нию как общению, ориентирующий на понимание дидактического процесса как процесса коммуникативного. Исследование базируется на системном подходе, обеспечивающем рассмотрение процесса формирования коммуни­кативной успешности как многоаспектного системного образования с выде­лением параметров, критериев, уровней; деятельност­ном подходе, предполагающем организацию коммуникативной деятельности вокруг предметной деятельности школьника; личностно-ориентированном подходе, обеспечивающем создание оптимальных условий, при которых обу­чающиеся реализуют свои способности к общению. Научно-аргументированная идея гуманизации, связанная с возможностью реализации в сфере дидактики идеалов развития коммуникативного потен­циала школьника; субъектности, – отражающая объективную зависимость процесса и результатов формирования коммуникативной успешности школь­ника от его собственной активности в образовательной среде; интеграции, – обусловливающая включение школьника в рамках образовательной среды во взаимодействие с группой, учителем, учебной информацией, способствуя приобретению опыта коммуникативной деятельности; принципы самоорганизации, сотрудничества, успешности деятельности в условиях преодоления коммуникативных трудностей, – являются общими положениями, взаимосвязь которых обеспечивает эффективность данного процесса, так как создаёт благоприятные условия для коммуникативного развития личности младшего школьника.

^ Теоретической основой исследования послужили: идея понимания обучения как общения, предложенная Б.Г. Ананьевым; теория о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой Л.С. Выготского; концепция гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.Б. Ворожцова, И.С. Якиманская и др.); теоретические положения об успешном, продуктивном общении (А.А. Бодалёв, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Л.А. Петровская и др.) теория функциониро­вания педагогических систем Н.В. Кузьминой, В.А. Якунина; концепция ин­тегра­тивной системы формирования коммуника­тивных качеств личности сред­ствами дидактики Г.С. Трофимовой; теория дея­тельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); концепция лично­стно-ориентиро­ванного образования (Ш.А. Амона­швили, Л.К. Веретенникова, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др.); положения тео­рии развивающего обучения (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, В.В. Давы­дов, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин и др.); теория коррекци­онно-разви­вающего обучения (Г.Ф. Кумарина, Р.В. Овчарова, С.Г. Шевченко и др.); исследования в области образовательных технологий (В.П. Беспалько,
Н.В. Бордовская, М.В. Кларин, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др.); теория мотивации (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Г.И. Щукина и др.); теория развития младшего школьника как субъекта учебной и социальной деятельности (Г.И. Вергелес, Н.Ф. Голованова,
В.Г. Казанская, Г.А. Цукерман, М.Г. Яновская и др.); концепция успешного обуче­ния школьников (А.С. Белкин, С.В. Данилов, Е.И. Казакова,
Е.К. Коротаева, Н.Е. Щуркова, О.А. Яшнова и др.); положения социальной педагогики о взаимодействии личности и среды (В.С. Кукушин, Ю.С. Мануйлов, Т.В. Машарова, Л.В. Филиппова, Е.А. Ходырева, В.А. Ясвин и др.); положе­ния концепции раннего языкового образования
(М.З. Биболетова, М.К. Колкова, Е.И. Негневицкая, Н.В. Рыбакова, А.Н. Утехина и др.).

^ Общая концептуальная идея исследования заключается в том, что на основе понимания обучения как общения создаётся коммуникативная образовательная среда начальной школы, обеспечивающая функционирова­ние дидактического механизма, благодаря которому обучающиеся на основе собственного положительного опыта учебной коммуникативной деятель­ности поднимаются на более высокий уровень своего коммуникативного развития.

Данная концепция базируется на следующих концептуальных положениях, определяющих содержание исследования.

^ Первое концептуальное положение – о выявлении и реализации коммуникативного потенциала дидактического процесса в начальной школе для приобретения младшими школьниками положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, результатом которого становится их коммуникативная успешность.

^ Второе концептуальное положение – о создании коммуникативной образовательной среды в начальной школе как совокупности условий обучения, обеспечивающих выполнение младшими школьниками учебной коммуникативной деятельности на основе интеграции специально отобранных средств педагогической коммуникации и учебной информации, признания ведущей роли общения в развитии личности, а также связи между общением, обучением и воспитанием.

^ Третье концептуальное положение – о выявлении дидактического меха­низма формирования коммуникативной успешности младших школьни­ков, функционирующего благодаря включению учащихся в учебное общение на ос­нове создания ситуации успеха средствами дидактики; стимулированию учеб­ной коммуникативной деятельности учащихся путём включения в области предметно-практической деятельности, которые отвечают их воз­расту, потреб­ностям и интересам; активизации компенсаторного способа устранения комму­никативных трудностей через использование в процессе учебного взаимодейст­вия учащихся речевых моделей иностранного языка в игровой форме.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования.

^ Теоретические методы: социально-педагогический анализ применялся для выявления закономерностей в коммуникативном развитии ребёнка; ло­гико-исторический анализ, – в процессе определения тенденций в развитии совре­менной начальной школы; понятийно-терминологический и сравни­тель­ный анализ философской, психолого-педагогической литературы, – в ходе разра­ботки и систематизации понятийного аппарата концепции; теоре­тико-методо­логический анализ, – при изучении и представлении научных фактов, а также обосновании собственной точки зрения на сущность, струк­туру и со­держание формирования коммуникативной успешности младших школьни­ков; систем­ный метод, – как основа целостного рассмотрения про­блемы ис­следования; метод моделирования, – при построении модели фор­мирования коммуникатив­ной успешности младших школьников в образова­тельной среде; обобщение, – в процессе обоснования и представления результатов исследо­вания.

^ Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирова­ние, метод экспертной оценки и самооценки, педагогический эксперимент.

Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.

^ База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в муниципальных образовательных учреждениях средних общеобразовательных школах №№ 49, 81 г. Ижевска. Отдельные положения проверялись в ряде образовательных учреждений Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Пермской, Кировской, Тюменской и Челябинской областей.

^ Основные этапы исследования.

Первый этап (1999–2003 гг.) – концептуальный. На данном этапе определялись методологические подходы к изучению проблемы исследования, констатировалась коммуникативная природа дидактического процесса, разрабатывалась модель процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде.

^ Второй этап (2003–2006 гг.) – опытно-экспериментальный, в ходе которого осуществлялась апробация авторской концепции формирования коммуникатив­ной успешности младших школьников, её вне­дрение в педагогический процесс, а также разработка диагностических средств измерения ком­муникативной успешности.

^ Третий этап (2006–2010 гг.) – аналитический. На этом этапе проводи­лась систематизация полученных данных исследования и их классификация, публиковались результаты исследования в изданиях, включённых в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ, готовились и издавались моно­графии, осуществлялось оформление диссертации.

^ Научная новизна исследования заключается в том, что в нём:

  1. Впервые на научно-методологическом уровне определена сущность коммуникативной успешности младших школьников как многоаспектного личностного образования, являюще­гося результатом положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, решена проблема формирования коммуникативной успешности младших школьников дидактическими средствами, явившаяся предметом самостоятельного изучения в педагогике.

  2. Разработана целостная дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников, которая определяется совокупностью теоретико-методологических положений, связанных с коммуникативным потенциалом дидактического процесса в начальной школе, созданием коммуникативной образовательной среды, обеспечивающей функционирование дидактического механизма формирования коммуникативной успешности младших школьников, и основывается на взаимопроникновении и интеграции идей системного, личностно-ориентированного, деятельностного подхо­дов, а также подхода к обучению как к общению.

  3. Выявлен дидактический механизм формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде, который функционирует благо­даря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха (механизм ситуации успеха); стимулированию учебной ком­муникативной деятельности учащихся путём включения в области предметно-практической деятельности, которые отвечают их возрасту, потреб­ностям и интересам (механизм мотивации); активизации компенса­торного способа устранения коммуникативных трудностей через использование в процессе учебного взаимодействия учащихся рече­вых моделей иностранного языка в игровой форме (механизм компенсации).

  4. Разработана модель процесса формирования коммуникативной успешно­сти младших школьников в коммуникативной образовательной среде как совокупности условий обучения, обеспечивающих выполне­ние школь­никами учебной коммуникативной деятельности на основе интеграции специально отобранных средств педагогической коммуни­кации и учеб­ной информации, признания ведущей роли общения в раз­витии лично­сти, а также связи между общением, обучением и воспитанием.

  5. Выявлены организационно-дидактические условия формирования ком­муникативной успешности младших школьников, включающие много­аспектную представленность коммуникативной успешности с выделе­нием параметров, критериев, уровней; комплексное использование элементов дидактического процесса; освоение учащимся позиции активного субъекта учебной коммуникативной деятельности; реализа­цию программно-методического обеспечения дидактического процесса в начальной школе.

  6. Определена совокупность критериев сформированности коммуника­тив­ной успешности младших школьников по когнитивному, поведен­че­скому, эмотивному параметрам; установлен способ диагностики, позво­ляющий оценить коммуникативную успешность младших школьников и способствующий совершенствованию процесса её формирования.
  1   2   3




Похожие:

Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconМоделирование компетентности участников открытого общего образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования гоу...
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПедагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Защита состоится 25 марта 2011 г в 12 часов на заседании диссертационного совета д 212. 024. 01 при гоу впо «Владимирский государственный...
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconИнтегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Ведущая организация: Государственное научно-исследовательское учреждение «Институт управления образованием» рао
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебник для вузов Общая педагогика и история педагогики Педагогика и психология личности Педагогические задачи и ситуации
Охватывает, как правило, все звенья и эле­менты системы
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «опд. Ф. 01» «Педагогика (История педагогики и образования, Социальная педагогика)» для специальностей: 032600. 00 История, 032700. 00 Юриспруденция
...
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПланы лекций Педагогика История образования и педагогической мысли (18 часов) Факультет Истории и права, педагогическое образование, 1-й семестр Лекция Введение в курс «История педагогики и образования»
Лекция Введение в курс «История педагогики и образования». Развитие педагогической мысли на разных этапах развития человечества
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconГенезис гуманистических идей отечественного образования в педагогической публицистике 13. 00. 01 общая педагогика история педагогики и образования
Диссертационного совета д 800 00201 при Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования...
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПояснительная записка Общая характеристика факультатива. «Юный эколог»
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической...
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПедагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики
Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, его формировании как личности. Педагогика изучает сущность, закономерности,...
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчет возрастных особенностей младших школьников при проведении занятий по пдд
Обучая младших школьников безопасному поведению, необ­ходимо учитывать возрастные особенности восприятия ими учебного материала....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы