Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon

Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

НазваниеПедагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
страница1/5
Маджуга Анатолий Геннадьевич
Дата конвертации24.08.2014
Размер0.84 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи


Маджуга Анатолий Геннадьевич


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Владимир – 2011
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная
педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»


Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Завражин Сергей Александрович

^ Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Вербицкий Андрей Александрович
доктор педагогических наук, профессор

Леванова Елена Александровна
доктор педагогических наук, профессор

Абаскалова Надежда Павловна

^ Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный

педагогический университет им. А.И. Герцена»

Защита состоится 25 марта 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.024.01 при ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет» по адресу: 600024, г. Владимир, проспект Строителей, д. 11, ауд. 136.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет».

Автореферат разослан «____» _____________ 2011 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета




Молева Г.А.

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена тем, что современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью детей и учащейся молодежи. Поэтому в системе образования проблематика здоровья становится все более актуальной.

В настоящее время в педагогической практике наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования к образованию, ориентированному на личностные особенности и способности каждого индивида, а также на уровень его здоровья.

В «Национальной доктрине развития образования», в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», в «Основных направлениях правительства РФ на период до 2012 года» отмечается, что сегодня приоритетной задачей системы образования в нашей стране является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи во всех его аспектах – духовном, психическом, физическом.

1 декабря 2007 г. в Закон Российской Федерации «Об образовании» внесена поправка, определяющая формирование духовно-нравственной личности, ориентированной, в том числе, на здоровый и безопасный образ жизни, как одно из основных общих требований к содержанию образования.

Новая модель образования смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков у учащихся и учащейся молодежи на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения к здоровью детей и учащейся молодежи в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации их жизненных целей и смыслов.

Современные исследования указывают на то, что традиционный образовательный процесс имеет негативное влияние на состояние здоровья детей.

Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. К окончанию школы у трети выпускников наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой системы, число страдающих близорукостью увеличивается с 3% до 30%, нервно-психическими расстройствами – с 15% до 40%, гастроэнтерологическими заболеваниями – в 3,8 раза. Число детей, состоящих на диспансерном учете, в некоторых школах достигает 50% (М.М. Безруких, 2003; Н.К. Смирнов, 2005; В.Р. Кучма, 2009).

По данным Института возрастной физиологии РАО, влияние внутришкольной среды на здоровье учащегося составляет 21% (при этом учитывается преимущественно роль только установленных санитарно-гигиенических условий обучения).

Проблемы организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения на основе системного и комплексного подхода разрабатываются Н.П. Абаскаловой, В.И. Бондиным, Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым, В.С. Кукушкиным, Л.М. Митиной, Н.К. Смирновым, А.Г. Трушкиным, Ф.Ф. Харисовым и др.

Идеи целостного подхода к определению феномена «здоровье», причин и механизмов его формирования, сохранения и совершенствования представлены в работах Г.Л. Апанасенко, Э.М. Казина, В.П. Казначеева, Г.А. Кураева, А.А. Мордвинова, А.А. Разумова и др.

В исследованиях А.Д. Ботулу, О.С. Васильевой, О.И. Даниленко, Ю.А. Лукина, Ю.В. Науменко, С.И. Троицкой, Д.И.Фельдштейна, Ф.Р. Фи­латова, Е.В. Шестун и др. убедительно показано существование эталонов здоровья в их культурно-историческом контексте, которые, как концептуальные схемы описания жизнедеятельности человека, возникли в конкретных социокультурных условиях.

Социально-психологические аспекты феномена «здоровье» и его взаимосвязь с социальной адаптацией подростков анализировались в работах М.В. Бесединой, В.И. Дунаевой, И.А. Ерохиной, С.А. Завражина, Ю.А. Клей­берга, В.Н. Лучаниновой, А.П. Спицина, О.В. Шиняевой и др.

Конкретные психолого-педагогические технологии формирования у подростков осознанного отношения к собственному здоровью представлены в работах В.А. Ананьева, И.В. Дубровиной, В.М. Кабаевой, Е.В. Конькиной, Г.С. Никифорова, И.В. Сапельцовой, Б.А. Титова и др. Вопросы здоровьесбережения в аспекте здравосозидательной направленности процесса обучения освещались также в исследованиях Л.Б. Дыхан, В.И. Загвязинского, Н.Н. Малярчук, П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой и др. Различные подходы к обеспечению индивидуального опыта здоровьесбережения рассматривались в работах В.К. Бальсевича, В.С. Быкова, В.А. Вишневского, В.И. Дубровского, Н.А. Фомина и др.

Необходимость развития мотивации здоровьесбережения учащихся рассмотрены в трудах педагогов-валеологов Э.Н. Вайнера, В.В. Колбанова, В.И. Сыренского, Л.Г. Татарниковой и др.

В исследованиях А.Г. Дембо, В.И. Дубровского, С.П. Завитаева представлена стратегия развития мотивации здоровьесбережения через организацию физкультурно-оздоровительной деятельности школьников. Вопросы проектирования и реализации здоровьеразвивающей технологии физического воспитания студентов вузов освещены в диссертационных исследованиях С.В. Ким, Ю.П. Кобякова, С.Д. Сомова и др.

Анализ разработанности исследуемой проблемы показал, что значительное количество научных публикаций раскрывает различные аспекты здоровье-сберегающей деятельности в образовании (М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Е.Н. Дзятковская, Г.К. Зайцев, В.Н. Ирхин, И.В. Кузнецова, А.М. Митяева, Г.Н. Сердюковская, Н.К. Смирнов, В.П. Соломин, В.Д. Сонькин и др.).

В работах, освещающих проблемы подготовки педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях (И.А. Баева, О.А. Клестова, С.Е. Ратенко, Т.В. Сущенко, Н.В. Суворова, Л.И. Уткина и др.), рассмотрены вопросы организации здоровьесберегающего обучения; формирования систем и моделей здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности; реализации валеологического компонента профессиональной подготовки.

В настоящее время в отечественной системе образования идет процесс модернизации, переход от знаниевого подхода к компетентностному, в контексте которого образование должно быть ориентировано на результат.

В этой связи разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования», основываясь на культурологической концепции теории содержания образования М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Краевского представляют содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный по структуре (но не по объему) человеческой культуре. В контексте названной стратегии содержание образования состоит из четырех основных элементов:  опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных.

В данном документе утверждается, что освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные культуросообразные виды действия. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют «компетентностями», рассматривая компетентностный подход как один из инструментов обновления образования. Учитывая главные цели общего образования, структурное представление социального опыта личности и основные виды деятельности учащихся, с позиции нашего исследования представляет интерес компетенция личностного самосовершенствования, названная в перечне ключевых компетенций, предлагаемых А.В. Хуторским в качестве стандартов образования. Компетенция личностного самосовершенствования, по мнению ученого, должна проявляться в усвоении способов физического, нравственного, эмоционального развития, заботе о здоровье, его сохранении и формировании.

С позиции компетентностного подхода здоровье есть способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию (В.А. Лищук и Е.В. Мосткова). Ценность такого подхода, прежде всего, в том, что здоровье выступает не как результат влияния внешних условий и сопротивления им, а как проявление внутренней созидательной активности, творчества в процессе жизнедеятельности. Следовательно, здоровье можно рассматривать как целевой ресурс личности, которым можно управлять. У здоровья, как ресурса, должен быть определенный базис. В его роли выступает здоровьесозидающий потенциал.

В этой связи одна из главных задач современной школы – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни (ЗОЖ) для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого учащиеся должны осознать и, главное, принять для себя основные принципы ЗОЖ, а это возможно только в результате целенаправленной совместной работы педагогов, родителей и самого ребёнка.

Существует множество концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья. В этой связи, рассматривая проблему укрепления и развития здоровья подрастающего поколения, необходимо конкретизировать сущность этого понятия.

С позиции аксиологического подхода здоровье понимается как главная ценность жизни и занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития личности (А.Я. Иванюшкин, Д.В. Колесов, В.П. Петленко, Н.В. Сократов, Д.Н. Давиденко, А.В. Сахно, В.Ф. Сыч, Б.Г. Юдин), в рамках деятельностного подхода здоровье рассматривается как результат собственной деятельности (Н.М. Амосов, В.И. Бе­лов, Т.Ф. Орехова, В.А. Левашова, А.А. Петраков, А.С. Ворончихин), культурологический подход трактует здоровье как область человеческой культуры (Н. Барышева, В. Касаткин, М.Б. Каченовский, Л.И. Маленкова, А.Б. Холмо­горова, Н.Г. Гараян); акмеологический подход к проблемам сохранения, формирования и укрепления здоровья человека представлен в работах А.А. Деркача, А.А. Бодалева, С.В. Кондратьева, Ю.Н. Казакова, Н.М. Полетаевой и др. Для нас эти подходы представляют интерес, так как в них акцентируется внимание на рассмотрении здоровья как ресурса.

Анализ работ последних лет показывает, что большей частью эти исследования ориентированы на традиционные методы оздоровления, а также ведения здорового образа жизни и лишь некоторые исследователи (Н.П. Абаскалова, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.И. Казаренков, В.В. Колбанов, А.З. Рахимов, Л.Г. Татарникова, Л.Ф. Тихомирова и др.) рассматривают отдельные стороны здоровьеориентированного учебно-воспитательного процесса, а именно: саморегуляцию и адаптацию к педагогическим условиям, диагностику уровня здоровья, валеологическую готовность учителя, методы здоровьесозидающего воспитания и др.

Тем не менее, без внимания остаются вопросы поиска принципов систематизации и объяснения частных решений по использованию содержания и методов обучения и воспитания, способных обеспечивать планируемые уровни формирования культуры здоровья и здоровьесозидающей позиции учащихся, которые составляют один из приоритетов и важнейших результатов образовательной деятельности.

В современной педагогике до сих пор отсутствует непротиворечивое представление о здоровьесозидающей функции образования, нет работ, которые бы рассматривали эту функцию с позиций целостности педагогического процесса, единства его содержательной и процессуальной сторон.

Следует отметить, что в контексте модернизации образования одной из центральных выступает идея здоровьесозидания, которая ориентирует учащихся на конструирование собственного здоровья на основе механизмов личностной самоактуализации и самореализации.

Именно поэтому система образования может и должна явиться не менее важным фактором здравоохранения человека, чем медицина, а в плане профилактики так называемых «болезней поведения» – и более значимым. Выражением такого понимания стал такой ориентир, как здоровье, через образование, который обеспечивает реализацию его здоровьесозидающей функции.

Таким образом, объективная потребность в педагогической концептуализации здоровьесозидающей функции образования вступает в противоречие с отсутствием механизма ее реализации, а именно:

– недостаточной изученностью психолого-педагогических условий личностного развития и саморазвития учащихся в процессе ведения здорового образа жизни;

– отсутствием эффективных комплексных учебно-воспитательных разработок, обеспечивающих развитие ценностно-смыслового отношения к собственному здоровью;

– недостаточным уровнем разработанности средств и методов актуализации здоровьесозидающего потенциала личности, а также несистематичностью их применения.

Важность целостного рассмотрения проблемы здоровьесозидающей функции образования на единой теоретической основе и недостаточная ее разработанность определяют актуальность избранной темы исследования: «Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе, направленный на реализацию здоровьесозидающей функции образования.

^ Предмет исследования: формирование здоровьесозидающей позиции личности как условия реализации здоровьесозидающей функции образования.

Цель исследования: разработать педагогическую концепцию здоровьесозидающей функции образования, интегрально отражающую совокупность теоретико-методологических, содержательно-процессуальных и организационно-методических положений и апробировать ее в ходе опытно-экспериментальной работы.

^ Гипотеза исследования: изменение отношения к своему здоровью у субъектов педагогического процесса и формирование у них здоровьесозидающей личностной позиции возможно, если:

  • рассматривать здоровьесозидающую функцию образования как имманентное качество целостного педагогического процесса, как одну из его функций, которая интегрирует реализацию здоровьесберегающей, здоровьеразвивающей, здоровьеформирующей направленности образовательной деятельности;

  • построена научно обоснованная концептуальная модель здоровьесозидающей функции образования, репрезентирующая содержание и логику реализации названной функции;

  • обеспечить ориентацию образования на субъект-субъектную основу взаимодействия учащихся и учителей и формирование у них готовности к здоровьесозидающей деятельности, обусловливающей сохранение, становление и приращение здоровья за счет актуализации их здоровьесозидающего потенциала;

  • реализация здоровьесозидающей функции образования обусловливается системным включением субъектов педагогического процесса в активную здоровьесозидающую деятельность в учебное и во внеучебное время с учетом комплекса психолого-педагогических условий: внедрения в педагогический процесс принципов здоровьесозидающего образования, здоровьесозидающих педагогических технологий, организацию здоровьесозидающего педагогического процесса, психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории ученика, скрининга и мониторинга отношения к здоровью субъектов образовательного процесса, включающего валеологическую диагностику состояния здоровья учащихся и учителей и выявление особенностей влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье личности;

  • проектирование индивидуальной стратегии здорового образа жизни будет осуществляться на основе взаимосвязи типа валеологической установки с доминирующим мотивом, амплификация которых определяет характер направленности деятельности личности в отношении своего здоровья и выявления уровня ее созидательной активности.

Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования определены следующие задачи:

1. Провести анализ исторического опыта решения проблемы валеолого-педа­гогического обеспечения образования и на основе его результатов раскрыть содержание понятий «здоровьесозидающая функция образования», «здоровьесозидающее образование», «здоровьесозидающий потенциал», «культура здоровья», «здоровьесозидающая позиция личности».

2. Разработать и обосновать педагогическую концепцию здоровьесозидающей функции образования в современной школе, включающую методологические основания, понятийно-категориальный аппарат, принципы и концептуальную модель.

3. Обосновать стратегию технологического обеспечения развития и саморазвития учащихся на основе формирования у них здоровьесозидающей личностной позиции.

4. Выявить особенности включения субъектов педагогического процесса (учителей и учащихся) в реализацию здоровьесозидающей функции образования в современной школе.

5.Провести опытно-экспериментальную работу, подтверждающую обоснованность авторских концептуальных положений и эффективность программы формирования у учащихся здоровьесозидающей личностной позиции.

^ Теоретико-методологическую основу исследования составили: учение о развитии личности как диалектическом процессе, определяемом спецификой наследственных характеристик человека, особенностями всей совокупности условий среды его обитания и целесообразной направленностью процесса воспитания (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, М. Бубер, Г. Гегель, Э.В. Ильенков, Э. Кассирер, Ю.С. Мануйлов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, М. Хайдеггер, П.Т. де Шарден, Л. Фейербах, И.Т. Фролов, Э. Фромм, Т.М. Ярошевский и др.); идеи системного подхода к изучению сложных объектов и явлений (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.); теоретические положения, раскрывающие сущность процесса обучения как единства его содержательной и процессуальной сторон (И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский, И.Я. Лер­нер, И.М. Осмоловская, М.Н. Скаткин, А.П. Тряпицына и др.); концепция целостности личности, в формировании которой важную роль играет образование (В.П. Беспалько, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер); инновационные подходы к содержанию образования (Р.Г. Лемберг, И.М. Осмоловская, Л.М. Перминова, Л.С. Подымова, Е.Н. Селивёрстова, Т.И. Шамова, С.А. Шапоринский), концепция совместно-диалогической продуктивной деятельности субъектов образовательного процесса (М.М. Бахтин, Б.С. Братусь, С.М. Джакупов); бинарно-интегративная теория содержания образования (Л.М. Перминова); труды, определяющие сущностные характеристики педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов и др.); интегративная методология современного исследования, которая включает контекстный, системно-синергетический, личностно ориентированный, личностно-деятельностный, акмеологический, холистический и здоровьесберегающий подходы к образованию (К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, А.С. Белкин, Л. Фон Берталанфи, В.П. Бранский, А.А. Вербицкий, А.А. Деркач, Г.К. Зайцев, И.А. Зимняя, В.В. Колбанов, Н.В. Кузьмина, А. Леман, А.Н. Леонтьев, В.Н. Максимова, С.Д. Пожарский, Н.М. Полетаева, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, В.В. Сериков, Я. Смэтс Л.Г. Татарникова, Г. Хакен, И.С. Якиманская и др.); физиолого-гигиенические исследования (М.М. Безруких, В.Д. Еремеева, М.Р. Сапин, J. Stegemann, А.А. Ухтомский, Н.А. Фомин, Т.П. Хризман, А.Г. Хрипкова и др.); исследования, посвященные разработке проблемы здоровьесбережения и здоровьесберегающих технологий в образовании (Н.П. Абаскалова, Н.В. Богдан, И.И. Брехман, В.А. Вишневский, Г.К. Зайцев, В.Н. Ирхин, В.В. Колбанов, Б.А. Куган, Е.А. Леванова, Н.В. Никитин, Т.Ф. Орехова, И.В. Пичугина, И.Н. Пономарева С.Г. Сериков, В.П. Соломин, Л.Г. Татарникова, С. Anderson, C. Eastwood A. Harnett, B. Jensen, G. Kok, W. De Haes, R.E. Orout и др.); идеи гуманизации образования и аксиологического подхода, признающие самоценность личности в педагогическом пространстве (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, М.В. Корепанова В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.).

^ Методы исследования: логико-дедуктивный анализ философских, психологических и педагогических источников; педагогическое наблюдение за различными состояниями «живого» образовательного процесса; анализ, систематизация, обобщение и схематизация наблюдаемых в практике проявлений здоровьесозидающей направленности образования; моделирование и концептуализация теоретических и практических представлений о здоровьесозидающей функции образования; опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание-рейтинг, обобщение независимых характеристик); праксиометрические (анализ учебных планов, программ изучаемых дисциплин; анализ продуктов деятельности преподавателей и обучающихся); скрининг и мониторинг отношения к здоровью субъектов образовательного процесса; экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный педагогический эксперимент); математико-статистические.
  1   2   3   4   5



Похожие:

Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconМоделирование компетентности участников открытого общего образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования гоу...
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconИнтегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Ведущая организация: Государственное научно-исследовательское учреждение «Институт управления образованием» рао
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconДидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Защита состоится «29» октября 2010 г в 13. 30 на заседании диссертационного совета дм 212. 275. 02 при гоу впо «Удмуртский государственный...
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconГенезис гуманистических идей отечественного образования в педагогической публицистике 13. 00. 01 общая педагогика история педагогики и образования
Диссертационного совета д 800 00201 при Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования...
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «опд. Ф. 01» «Педагогика (История педагогики и образования, Социальная педагогика)» для специальностей: 032600. 00 История, 032700. 00 Юриспруденция
...
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПланы лекций Педагогика История образования и педагогической мысли (18 часов) Факультет Истории и права, педагогическое образование, 1-й семестр Лекция Введение в курс «История педагогики и образования»
Лекция Введение в курс «История педагогики и образования». Развитие педагогической мысли на разных этапах развития человечества
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебник для вузов Общая педагогика и история педагогики Педагогика и психология личности Педагогические задачи и ситуации
Охватывает, как правило, все звенья и эле­менты системы
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПланы лекций История педагогики и философия образования
Лекция Основы педагогической генеалогии. Образование и педагогическая мысль в древнем мире
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconВопросы к экзамену Факультет Истории и права
Педагогика как наука. Объект, предмет, функции педагогики. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconВопросы к экзамену по Общей и профессиональной педагогике Факультет Истории и права. Профессиональное обучение. 5-й семестр
Педагогика как наука. Объект, предмет, функции педагогики. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы