Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» icon

Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования»

НазваниеФормирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования»
страница1/3
Савочкина Любовь Викторовна
Дата конвертации24.08.2014
Размер424.53 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи




Савочкина Любовь Викторовна



Формирование готовности студентов университета
к графической деятельности на основе
проектно-процессного подхода


13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования»

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Магнитогорск, 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова»

^ Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Лешер Ольга Вениаминовна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

^ Климова Татьяна Егоровна
кандидат педагогических наук

Хубетдинов Галим Камилович

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Защита состоится «21» октября 2010 г. в «12» часов на заседании диссертационного совета Д 212.112.01 в Магнитогорском государственном университете по адресу: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 114, ауд. 211.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Магнитогорского государственного университета. Электронная версия автореферата размещена на сайте
ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» http://science.masu.ru
«20» сентября 2010 г.


Автореферат разослан «20» сентября 2010 года


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Н.Я. Сайгушев
^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В России в настоящее время обеспечение высокого качества профессионального образования определяется следующими положениями: вступлением в общее европейское пространство высшего образования (Болонский процесс); переходом к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений; внедрением системы обеспечения качества подготовки высококвалифицированных специалистов. Таким образом, главной задачей высшего профессионального образования в вузе является обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки будущих специалистов, значимым компонентом которой можно назвать графическую подготовку студентов, осуществляемую в процессе изучения таких дисциплин как «Начертательная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика». При этом, главным критерием графической подготовки является степень готовности студентов к графической деятельности.

Графическая подготовка в педагогических исследованиях изучалась в разных аспектах, наибольшее количество работ посвящено теоретическим и методическим основам. Разработана система профессионально-графической (Л.Н. Анисимова и Т.И. Пашковская) и геометро-графической (В.А. Рукавишников) подготовки студентов в вузе. Подробно рассмотрены педагогические (М.В. Лагунова, А.П. Салахбеков), дидактические (Г.Ф. Горшков) и методические (А.И. Шутов) основы обучения графическим дисциплинам.

Процесс графической деятельности изучался с позиции различных методологических подходов: системного (Т.К. Мусалимов); системно-синергетического (Т.В. Чемоданова); системно-функционального (В.А. Руковишников); деятельностного (Л.Н. Анисимова, В.А. Руковишников); продуктивно-деятельностного (Ю.Ф. Катха-нова); интегративного (Г.Ф. Горшков, В.А. Руковишников, Г.К. Хубетдинов); целостного (Л.Н. Анисимова); универсального (М.В. Лагунова, Т.И. Пашковская).

Состав, содержание, структура и функции графической деятельности студентов были рассмотрены в работах: Л.Н. Анисимовой, Т.И. Пашковской, Ю.Ф. Катхановой, Е.Ю. Кучинской и ряда других исследователей.

Методическим основам графической деятельности было уделено внимание в работах: А.Д. Ботвинникова и И.С. Якиманской, разработавших методику довузовской подготовки; А.И. Шутова, описавшего методическую систему дифференцированного обучения графическим дисциплинам студентов технических вузов; Л.А. Найниш, рассмотревшую методику преподавания курса начертательной геометрии; И.Н Акимовой, разработавшей и внедрившей в учебный процесс методику рейтингового контроля графических знаний. Интерес для нашего исследования представляют работы: М.В. Лагуновой, применившей тестовую методику диагностирования уровней усвоения графических знаний, формирования умений и навыков, а так же создавшей систему индивидуальных дифференцированных заданий; Л.Н. Анисимовой, разработавшей комплекс профессионально направленных графических задач, обеспечивающих профессионально-графическую подготовку. А.П. Салахбеков рассматривал творческие графические задачи, как средство формирования поисково-конструктивных умений будущего учителя, способствующих включению в поисковую и конструктивную составляющие творческой деятельности; В.А. Рукавишников внедрил набор задач и заданий, дифференцированных по уровню (учебные, учебно-профессиональные, профессиональные); описание графической деятельности студентов в дизайне имеется в исследовании Т.В. Усатой.

Вопросам применения информационных технологий в графической подготовке студентов вузов были посвящены работы: Т.В. Чемодановой, которой была создана система информационно-технологического обеспечения графической подготовки студентов технического университета; В.А. Рукавишникова по использованию компьютерных технологий трехмерного геометрического моделирования; Г.К. Хубетдинова о применении в процессе графической деятельности студентов компьютерной программы трехмерного моделирования «Компас 3D»; Л.Н. Анисимовой связанной с разработкой учебно-информационного обеспечения профессионально-графической деятельности студентов.

Анализ научных трудов, посвященных исследованию, графической подготовке и графической деятельности студентов вуза позволил выявить, что формирование готовности студентов университета к графической деятельности не исследовалось в полной мере, данная проблема учеными рассматривалась косвенно, что говорит об актуальности исследования. Вместе с тем, рассмотрев ряд работ, посвященных графической деятельности студентов в высшей школе, можно отметить, что в настоящее время остаются недостаточно полно раскрыты многие вопросы процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности. В связи с этим, возникла необходимость поиска научных подходов, моделей, педагогических условий и методик, способствующих повышению формирования готовности студентов университета к графической деятельности.

Исходя из анализа теоретической разработанности, практического применения и значимости проблемы графической подготовки студентов в вузе, можно отметить наличие следующих противоречий:

на социально-педагогическом уровне – между потребностью современного производства в высококвалифицированных специалистах, готовых к осуществлению профессионально-графической деятельности и недостаточно высоким уровнем готовности студентов университета к графической деятельности;

на научно-теоретическом уровне – между потребностью педагогической науки в теоретическом обосновании процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности и недостаточной разработанностью данного процесса в теории и практике профессионального образования;

на научно-методическом уровне – между потребностью высших учебных заведений в научно-методическом обеспечении процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности и недостаточной представленностью данного обеспечения в технических университетах.

Анализ существующих исследований данного направления и необходимость разрешения выявленных противоречий определили проблему исследования, заключающуюся в повышении эффективности процесса формирования готовности к графической деятельности студентов вуза. Данная проблема рассматривалась нами в аспекте графической подготовки студентов университета в процессе изучения дисциплин графического цикла.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в теории и практике современной высшей школы послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода».

^ Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности, разработанной с учетом принципов проектно-процессного подхода.

^ Объект исследования – графическая деятельность студентов университета.

Предмет исследования – процесс формирования готовности студентов университета к графической деятельности.

^ Гипотеза исследования: формирование готовности студентов университета к графической деятельности будет более эффективно, если:

1) графическая деятельность студентов осуществляется в соответствии с разработанной моделью процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности, основанной на принципах проектно-процессного подхода;

2) в рамках модели реализован комплекс педагогических условий, включающий:

- создание мотивационно-развивающей среды, направленной на формирование готовности студентов университета к графической деятельности;

- использование в учебном процессе электронно-дидактического комплекса «Основы графической подготовки», разработанного на основе проектно-процессного подхода;

- перевод студентов в рефлексивную позицию путем самоанализа и самооценки графической деятельности.

Достижение поставленной цели и подтверждение гипотезы исследования мы осуществляли путем решения следующих задач:

1) выявления степени разработанности исследуемой проблемы в педагогической теории и практике высшей школы, уточнив при этом содержание понятий «графическая деятельность» и «готовность студентов университета к графической деятельности»;

2) определения принципов проектно-процессного подхода, позволивших рассмотреть особенности процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности;

3) разработки и теоретического обоснования структурно-функциональной модели процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности;

4) в рамках разработанной модели выявление и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, способствующего эффективной реализации модели;

5) разработки и внедрения научно-методического обеспечения процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности с учетом принципов проектно-процессного подхода.

^ Теоретико-методологической основой исследования является диалектико-материалистическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, единство теории и практики, а также: теория деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); формирование готовности личности к различным видам деятельности (М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович, К.К. Платонов, В.А. Сластёнин, А.А. Смирнов, Д.Н. Узнадзе и др.); психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности (С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, А.Я. Найн, Т.Е. Климова, А.В. Коржуев, А.В. Морозов, В.А. Попков, Л.И. Савва, В.Д. Симоненко и др.).

При исследовании педагогического процесса основополагающими являлись теоретические положения: системного подхода (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Г.Н. Сериков и др.); личностно-ориентированного подхода (В.А. Бели-ков, О.В. Лешер, Е.С. Полат, К. Роджерс, И.С. Якиманская и др.); деятельностного подхода (В.А. Беликов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн и др.); средового подхода (Л.П. Буева, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слободчиков, Л.Н. Седова, В.И. Ясвин и др.); проектного подхода (В.Ф. Аитов, Дж. К. Джонс, Дж. Дьюи, Я. Дитрих, И.А. Зимняя, В.Х. Килпатрик, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, П. Хилл, Н.О. Яковлева и др.); процессного подхода (В.Г. Елиферов, Г.Дж. Левит, Т.В. Распопова, В.В. Репин, Г. Саймон, А. Файоль и др.); информационного подхода (Г.Ф. Горшков, И.М. Ибрагимова, Г.М. Коджаспирова, Е.С. Полат, В.А. Трайнев и др.); рефлексивного подхода (Г.Г. Гранатов, Т.М. Давыденко, А.Я. Найн, Н.Я. Сайгушев и др.).

^ Экспериментальная база и этапы исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова») и его филиале в г. Белорецке, на базе «МАТИ» - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского («МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского), в котором приняло участие 108 студентов 1-2 курсов. Формирующий эксперимент проходил на базе ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» на факультете горных технологий и транспорта, в котором приняло участие 120 студентов 1-2 курсов.

Поставленная цель, задачи и выдвинутая гипотеза определили ход исследования, проводившегося в несколько этапов в течение 2006-2010 годов.

^ 1 этап – поисковый (2006-2007 уч. год) был посвящен изучению философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Проводился анализ научных работ: диссертаций и монографий, а также нормативных документов: государственных образовательных стандартов, учебных планов и рабочих программ высшего профессионального образования. На основе теоретического анализа определены и уточнены понятия: «графическая деятельность» и «готовность студентов университета к графической деятельности». В рамках обозначенной проблемы изучался и обобщался передовой опыт педагогов-новаторов. На основе полученных фактов были определены объект и предмет исследования, обоснована актуальность, выявлены противоречия и сформулирована гипотеза, поставлена цель и конкретизированы задачи исследования. На данном этапе была определена теоретико-методологическая база исследования, проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлен начальный уровень готовности студентов к графической деятельности. Нами использовались следующие методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация), эмпирические (констатирующий эксперимент, изучение литературы, документов, результатов деятельности, наблюдение, тестирование, обобщение педагогического опыта) и показатели математической статистики.

^ 2 этап – подготовительный (2007-2008 уч. год) заключался в обосновании проектно-процессного подхода, как основы формирования готовности студентов университета к графической деятельности. На основе данного подхода нами раскрыты: сущность, содержание, структура и функции исследуемого процесса. Выделены компоненты структурно-функциональной модели процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности и определен комплекс педагогических условий, способствующий эффективному функционированию модели, а также разработана методика формирования готовности студентов университета к графической деятельности. Составлена программа проведения эксперимента и определен оценочно-критериальный инструментарий мониторинга исследуемого процесса. На данном этапе использовались следующие методы: теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение, моделирование); эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, экспертная оценка); математические методы обработки данных (регистрация, ранжирование, шкалирование).

^ 3 этап – основной (2008-2009 уч. год) – на данном этапе осуществлялся формирующий эксперимент, в ходе которого проверялось влияние комплекса педагогических условий на формирование компонентов готовности студентов технического университета к графической деятельности: мотивационно-целевого, информационно-когнитивного, операционно-деятельностного и оценочно-рефлексивного, а также проводилась апробация экспериментальной методики. Нами использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация); эмпирические (формирующий эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетный опрос, анализ продуктов деятельности студентов, анализ учебной документации, экспертная оценка); математические методы обработки данных (регистрация, ранжирование, шкалирование) и показатели математической статистики (средний показатель, коэффициент эффективности, показатель абсолютного прироста).

^ 4 этап – обобщающий (2009-2010 уч. год) – проводилась обработка полученных экспериментальных данных, их количественный и качественный анализ и интерпретация полученных результатов. Математическими методами доказана верность выдвинутой гипотезы исследования. По итогам экспериментальной работы нами сформулированы выводы и разработаны методические рекомендации для преподавателей «Методика формирования готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода», а также методические указания для преподавателей «Мониторинг процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности». Обобщен, систематизирован и оформлен материал диссертации. Методы, применяемые нами на заключительном этапе исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); эмпирические (анкетирование, тестирование); показатели и методы математической статистики (средний показатель, коэффициент эффективности, показатель абсолютного прироста, критерий «Хи-квадрат»); методы наглядного представления результатов эксперимента.

^ Научная новизна выполненного нами исследования состоит в следующем:

1) разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности, включающая целевой, нормативный, теоретико-методологический, научно-методический, организационно-технологический, оценочно-результативный и контрольно-регулирующий блоки;

2) выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, способствующий реализации данной модели и эффективному формированию готовности студентов университета к графической деятельности;

3) разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс методика формирования готовности студентов университета к графической деятельности основанная на принципах проектно-процессного подхода.

^ Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении содержания понятий «графическая деятельность» и «готовность студентов университета к графической деятельности»; в определении принципов проектно-процессного подхода, способствовавших раскрытию особенностей процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности; в разработке структурно-функциональной модели рассматриваемого процесса; в определении комплекса педагогических условий, способствующего реализации данной модели.

^ Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе проектно-процессного подхода разработано и внедрено научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности, включающее: электронно-дидактический комплекс «Основы графической подготовки»; практикум и сборник заданий по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика»; методические рекомендации для преподавателей «Методика формирования готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода» и методические указания для преподавателей «Мониторинг процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности»; определен оценочно-критериальный инструментарий мониторинга исследуемого процесса, включающий критерии и показатели оценки уровня сформированности компонентов готовности студентов университета к графической деятельности, методы и методики их диагностики.

Материалы диссертации могут быть использованы в теории и практике профессиональной подготовки специалистов высшей школы; в процессе изучения дисциплин графического цикла с адаптацией к условиям конкретного учебного заведения; в организации самостоятельной работы студентов.

^ Личное участие соискателя состоит в непосредственной организации и проведении педагогического эксперимента на всех его этапах; в разработке и внедрении в процесс графической подготовки будущих специалистов электронно-дидактического комплекса «Основы графической подготовки»; практикума по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика»; методических рекомендаций для преподавателей «Методика формирования готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода»; методических указаний для преподавателей «Мониторинг процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности».

Работа выполнена при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, контракт № 02.740.11.0422.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме; совокупностью выбранных теоретико-методологических позиций; применением комплекса научных методов педагогического исследования, адекватных объекту, цели и задачам исследования; повторяемостью результатов на разных этапах экспериментальной работы, подтверждающих гипотезу исследования; количественным и качественным анализом данных, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики; внедрением результатов исследования в практику профессиональной подготовки студентов в вузе.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Структурно-функциональная модель процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности проектируется с учетом факторов, задаваемых внешней средой. С одной стороны – это требования, заключенные в целевом, теоретико-методологическом и нормативных блоках, а с другой стороны – это ресурсы, заключенные в научно-методическом, организационно-технологическом и оценочно-результативном блоках. Для эффективного функционирования модели нами был выделен контрольно-регулирующий блок.

2. Эффективность реализации модели процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности обеспечивается комплексом педагогических условий: создание мотивационно-развивающей среды, направленной на формирование готовности студентов университета к графической деятельности; применение в учебном процессе электронно-дидактического комплекса «Основы графической подготовки», разработанного на основе проектно-процессного подхода; перевод студентов в рефлексивную позицию путем самоанализа и самооценки графической деятельности.

3. Научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности, разработанное с учетом принципов проектно-процессного подхода и включающее в себя: оценочно-критериальный инструментарий мониторинга исследуемого процесса; методику формирования готовности студентов университета к графической деятельности; электронно-дидактический комплекс «Основы графической подготовки»; методические указания и рекомендации для преподавателей.
  1   2   3




Похожие:

Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» iconТворческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
Защита состоится «21» мая 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета д 212. 112. 01 в Магнитогорском государственном...
Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» iconКонцепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» iconФормирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа 13. 00. 08- теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
Защита состоится «13» ноября 2007 года в 10. 00 ч на заседании диссертационного совета дм 212. 087. 01 по защите диссертаций на соискание...
Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» iconПрактикум по лабораторным занятиям по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога»
«Теория и методика профессиональной деятельности психолога» (раздел 1 «Общая психодиагностика»)
Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» iconКонкурс студенческих работ, посвященный дню юриста
Цель конкурса – привлечение студентов к научной деятельности, повышение профессионального уровня подготовки молодых специалистов...
Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» iconРефлексивный диалог в образовательном процессе вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Российской международной академии туризма
Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» iconАвтореферат диссертации Мокрого Валерия Юрьевича
«педагогическое образование», представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13. 00. 02....
Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Основной образовательной программы высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемой Кыргызско-Российским...
Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» iconКонспект лекций по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога» Доцент Покровская С. Е
Краткий конспект лекций по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога»
Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» iconНепрерывное развитие и саморазвитие личности в условиях образовательной среды на основе компетентностного образовани
Продолжать формирование у 100% учащихся готовности к непрерывному образованию на основе умения учиться согласно требованиям стандартов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы