Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon

Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

НазваниеИнтегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
страница1/6
Ярулов Александр Анатольевич
Дата конвертации24.08.2014
Размер0.75 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6


На правах рукописи

Ярулов Александр Анатольевич



Интегративное управление

формированием среды образования в школе

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2008

Работа выполнена на кафедре управления развитием школы

факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО,

заслуженный деятель науки РФ Шамова Татьяна Ивановна
Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ Новиков Александр Михайлович
доктор педагогических наук, профессор, Путилин Валерий Дмитриевич
доктор педагогических наук, профессор,

Остапенко Андрей Александрович
Ведущая организация: Государственное научно-исследовательское учреждение «Институт управления образованием» РАО
Защита состоится 16 июня 2008 г. в___часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок, д.6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.
Автореферат разослан «____»_______________________2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Плешаков В.А.

Актуальность исследования. На современном этапе взаимодействия общества, государства и человека в качестве настоятельной необходимости выступает потребность в интеграции – объединении усилий и включенности всех субъектов и объектов социального управления в продолжающиеся процессы преобразований российской действительности. Дело в том, что, несмотря на позитивные изменения в жизни россиян, на всех уровнях управления происходит постепенное осознание того факта, что избранная стратегия и тактика проводимых реформ требует своего серьезного переосмысления и коррекции.

Это связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что во многих сферах социального управления в ходе осуществления реформ доминирующими факторами выступали явления дезинтеграции, выраженной характеристикой которых является кризис взаимодействия, рассматриваемый, как кризис управления. Суть данного кризиса состоит в том, что оказался не соблюденным принцип разумного сочетания интересов и потребностей общества ↔ государства ↔ человека.

Самым существенным образом кризис взаимодействия сказался на деятельности одной из ключевых сфер социального управления – образовании, и, прежде всего, на деятельности образовательных учреждений, так как в ходе реформирования системы управления образованием был нарушен разумный баланс функционирования и развития. Школе, как основному институту управления процессами образования, было предложено резко отказаться от привычной платформы функционирования и включиться в бесконечную кампанию формального реформирования, выстроенную на политике деидеологизации образования, дискредитации советской науки и практики управления обучением и воспитанием, а также неадаптированном заимствовании зарубежных концепций и технологий.

В то же время кризис взаимодействия способствовал активизации поиска оптимальных путей управления образовательными учреждениями в новых для них условиях. Одним из таких направлений предлагается путь интеграции, основанный на объединительных тенденциях науки и практики, культуры и образования, приоритетной ценности жизни и значимости человека как основной цементирующей единицы общества и государства.

Подчеркивается, что интеграция культуры, науки и образования является одним из существенных факторов социальной модернизации России, одним из магистральных путей, направленных на восстановление и развитие функционального, структурного, культурного и организационного единства всех систем управления данными процессами (В.В. Краевский, А.В. Миронов, В.С. Швырев и др.).

Отмечается, что, выступая результатом и условием качественного воспроизводства общества, государства и человека, интеграция призвана противостоять разрушительным дезинтеграционным тенденциям, выступить ключевой цементирующей идеей согласования провозглашенных целей и задач реформирования, способов и средств их достижения и решения (В.А. Энгельгардт).

При этом речь идет не о восстановлении единства на прежних идеологических основаниях уравниловки, унификации, подчинения личностных интересов общественным, а о формировании взаимной консолидированной способности субъектов взаимодействия нести ответственность за единое «целое» – человека, государство, общество.

В данной связи следует отметить, что в отечественной науке управления образованием сложилась благоприятная ситуация поливариативности, теоретического и методологического плюрализма в построении моделей и программ перехода образовательных учреждений на путь интегративного управления.

Ведущей во многих концепциях выступает идея целостного управления, которому свойственны: внутренняя упорядоченность и системность; разрешение противоречий в единстве всех компонентов; опора на объективные закономерности целостного развития; интеграция методов, средств и организационных форм; согласованность целей и задач развития общеобразовательных учреждений с заказом общества и перспективными целями развития (Ю.В. Васильев, В.С. Ильин, Т.В. Орлова, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.).

С позиции целостного педагогического процесса рассматривают цели и задачи управления школой В.И. Григорьев, В.А. Сластенин, Г.Ф.Федорец, Е.Н. Шиянов и др. Они подчеркивают, что целостность выступает синтетическим качеством педагогического процесса, характеризующим высший уровень его развития, являющимся результатом стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

В качестве стержневого звена реализации идеи интеграции в практику школ рассматривается педагогическое управление, предусматривающее включение в процессы управления педагога в качестве его основного субъекта (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Е.А. Леванова, М.М. Левина, Н.Е. Мажар, И.Г. Шамсутдинова и др.).

Также прослеживается тенденция включения школьников в качестве субъекта управления (Е.Д. Божович, Э.Г. Газиев, Л.А. Головей, В.Н. Карандашев, Е.И. Машбиц, В.П. Одинцова, В.Д. Путилин, А.И. Савенков и др.).

Позицию совместной субъектности педагогов и школьников в управлении активно разрабатывают В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, В.А. Ситаров и другие.

С позиции социализации рассматривают проблемы педагогической интеграции Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.И. Шилова, Л.В. Филиппова и др. В своих исследованиях они раскрывают закономерности взаимодействия взрослеющего человека и социума, рассматривают социализацию как интегрированный процесс становления и развития человека во всех его ипостасях и значениях.

С позиций педагогизации среды как системы условий, способов и средств, содействующих взрослеющему человеку в процессах его образования как индивида, личности и индивидуальности, предлагают действовать Е.В. Бондаревская, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.Д. Семенов, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Н.Е. Щуркова и другие.

В современной науке также стала устойчиво проявляться тенденция к интеграции, осуществляемой на уровнях взаимопроникновения и взаимообогащения научных направлений и школ (В.В. Давыдов, А.Н. Джуринский, В.С. Мухина, А.М. Новиков, А.А. Остапенко и др.).

Но проблема заключается как раз в том, что данные модели и программы преобразования управленческой практики школы находятся в распыленном, рассредоточенном по отдельным отраслям научного знания состоянии.

Кроме того, каждый из предлагаемых подходов восстановления целостного управления целостным педагогическим процессом избирательно и фрагментарно реализуется в практической деятельности школ, так как многие из них оказались не готовыми действовать в условиях диатропичности, поливариативности, самостоятельности, управлять обстоятельствами, изменять их, находить ключевое звено в разрешении множества имеющихся взаимосвязанных проблем-противоречий:

– между существующим заказом общества, государства и педагогической науки на гармонично развитого целостного человека, умеющего управлять собой и обстоятельствами своей жизни, и фрагментарным, мозаичным решением на уровне школы совокупного ряда задач: социализации и индивидуализации; обучения, воспитания и развития; воздействия и взаимодействия; со- и самоорганизации; со- и самообразования;

– между требованиями обеспечения включенности всех участников образовательного процесса в совместное и самостоятельное управление и отсутствием системы их оптимального воплощения в повседневную жизнь образовательных учреждений;

– между существующей тенденцией отрицания субъект-объектных отношений, замене их на субъект-субъектную позицию взаимодействия и необходимостью сохранения и гармонизации субъект-объектных отношений, когда взрослеющий человек одновременно выступает объектом целенаправленного системно выстроенного педагогического управленческого воздействия и субъектом собственной преобразовательной деятельности познания, общения и самосознания;

– между истинным пониманием и ложным воплощением ценностей свободы, выбора и ответственности, особенно в педагогическом управлении;

– между реально существующей умственной, физической и психологической перегрузкой школьников и нерациональным использованием и задействованием внутренних ресурсов человека;

– между требованиями правильного, по Л.С. Выготскому, соединения взрослеющего человека со средой своего образования и отсутствием интегративной программы формирования таковой среды в пространстве управленческих влияний школы.

Данные проблемы-противоречия варьируются, формулируются и уточняются в зависимости от специфики деятельности каждой школы в виде вопросов. Но главное заключается не в способности ставить вопросы, а в способности их разрешать.

Такой потенциальной способностью разрешения проблем-противоречий обладают наука и практика управления образовательными системами.

Именно от управления, от его интегративной способности генерировать, побуждать, стимулировать, организовывать и воплощать в практику плодотворные научные идеи и концепции во многом зависит реализация поставленных перед школьной системой целей и задач образования качественно нового поколения граждан.

Именно школьное управление, с помощью специально сформированной и, следовательно, управляемой культурной среды образования как совокупности условий и средств обучения, воспитания, может организовать целенаправленное развитие взрослеющего человека как совокупного субъекта и объекта своего развития, знающего, умеющего и обладающего способностями со- и самоорганизации, со- и самоуправления, со- и самообразования.

В связи с этим объективно возникает потребность в повышении праксиологического уровня управления школой, в уточнении его функционального содержания, исходя из качественного определения управления как интегративного, то есть ценностно-целевым, системным и непрерывным образом направленного на создание системы условий, способов и средств, поддерживающих и обеспечивающих интеграционные процессы в человеке, государстве, обществе.

Отсюда проблема исследования сформулирована следующим образом: с каких теоретико-методологических позиций, на основе соблюдения каких закономерностей и принципов, посредством каких механизмов и условий, с помощью каких управленческих способов и программ становится возможным осуществить переход на более качественный интегративный уровень управления школой и тем самым обеспечить созидательную включенность взрослеющего человека в интеграционные процессы со- и самоуправления, со- и самоорганизации, со- и самообразования?

Решение данной проблемы составляет цель исследования и определяет выбор темы – «Интегративное управление формированием среды образования в школе».

Объектом исследования является система управления формированием среды образования в школе.

Предметом исследования выступает процесс интегративного управления формированием среды образования в школе.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретико-методологические предпосылки и основания осуществления интегративного управления формированием среды образования в школе.

2. Выявить и обосновать закономерные связи, принципы, критерии и условия интегративного управления формированием среды образования в школе.

3. Уточнить и при необходимости сформулировать систему понятий, описывающих специфику организации интегративного управления формированием среды образования в школе.

4. Разработать концепцию интегративного управления формированием среды образования в школе.

5. Спроектировать и обосновать модель организации системы взаимодействующего управления между основными участниками образовательного процесса в пространстве управленческих влияний школы.

6. Разработать и апробировать технологию осуществления интегративного управления формированием среды образования в школе.

7.Обосновать эффективность предложенной концептуально-инструментальной системы интегративного управления формированием среды образования в школе и показать качественную зависимость среды образования человека от организации в пространстве школы системы взаимодействующего управления.

Ведущая идея исследования – интегративное управление, целенаправленно, системно и непрерывно обеспечивающее в пространстве управленческих влияний школы формирование среды образования взрослеющего человека как совокупного субъекта и объекта своего развития.

Гипотеза исследования основана на предположении, что управление формированием среды образования в школе будет характеризоваться с позиций интеграции, если:

1) в основу разработки системы интегративного управления формированием среды образования в школе будут положены:

– интегративная мировоззренческая модель гармоничного многомерного взаимодействия взрослеющего человека с внутренне ↔ внешней средой своего образования;

– аксиологически направленная, системно выстроенная, синергетически ориентированная, акмеологически организованная и праксиологически выверенная совокупная линия требований-условий, содержащая в себе принципы, методы, способы и средства управления процессами содействия взрослеющему человеку в обогащении его внутренне ↔ внешней программы взаимодействия с самим собой и окружающей его действительностью;

2) система интегративного управления формированием среды образования в школе будет:

– опираться на главный, внутренний преобразовательный ресурс – человеческий, который необходимо не только включить, но и профессионально задействовать – развить, обогатить, умножить;

– обеспечивать содержательную практическую интеграцию целей и задач: социализации и индивидуализации; обучения, воспитания и развития; со- и самоуправления; со- и самоорганизации; со- и самообразования;

3) методы, способы и программы осуществления интегративного управления формированием среды образования в школе:

– учитывают и обогащают индивидуальный стиль: компетентного взаимодействия взрослеющего человека с самим собой и окружающей его действительностью; профессионально-организованной деятельности педагогов и руководителей;

– обеспечивают целостность, преемственность и непрерывность процессов развития познавательной, волевой и коммуникативной внутренне ↔ внешней активности школьников;

– содействуют явным образом формированию учебно-познавательной, социально-нормативной и управленческой самостоятельности как ключевых компетентностей взрослеющего человека;

– направлены на оптимизацию и устранение психоэмоциональных, умственных и физических перегрузок школьников;

4) доминирующей формой организации интегративного управления становится структурно-логическая система построения учебных занятий, обеспечивающая на ценностной основе практический синтез:

– информационно-знаньевого, личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов организации учебно-познавательной деятельности школьников;

– субъектного (управляющего) и объектного (управляемого) развивающего образования;

– коллективных форм организации обучения и индивидуального характера присвоения школьниками знаний, умений и навыков;

– урочной и внеурочной деятельности школьников.

Методологические основы и теоретическая база исследования:

В качестве философской основы исследования выступают:

мета-парадигмы: экологизации (В.И. Вернадский, И.Р. Пригожин, Тейяр де Шарден, А.И. Субетто, В.И. Панов и др.); гуманизации (Ш.А. Амонашвили, Н.Б. Ромаева, Е.Н. Шиянов и др.); антропологизации (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим - Бад, М.Я. Виленский, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др.) образования;

диалектические основы: методы диалектического познания и логики, позволяющие осуществить взаимодействующий анализ и синтез, вскрыть механизмы перехода на новый качественный уровень управления образовательными системами; принципы: единства и многообразия мира; единства онтологии и гносеологии; причинной взаимообусловленности процессов и явлений; перехода количественных явлений в качественные; целостности; диатропичности; дополнительности и соответствия.

Общенаучный уровень исследования включает совокупный ряд методологических подходов: аксиологический (Г.П. Выжлецов, В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, П.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); системный (Ю.А. Конаржевский, В.Н. Садовский, Г.Н. Сериков и др.); синергетический (В.Г. Буданов, Н.М. Таланчук, И.Р. Пригожин, и др.); акмеологический (А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.), направляющих современную методологическую мысль на поиск интегративных оснований организации управленческой деятельности в системах образования.

Конкретно-научный уровень исследования определяют:

концепции: феноменологии развития бытия личности (В.С. Мухина); культурно-генетическая (Л.С. Выготский); субъекта деятельности, познания, общения и самосознания (С.Л. Рубинштейн); целостного управления образовательными системами (А.С. Батышев, В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, В.И. Загвязинский, Н.М.Яковлева и др.);

концептуально-иструментальные системы: развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков и др.), интерактивного обучения и воспитания (В.В. Гузеев, А.М. Кушнир, Л.И. Маленкова, И.П. Поласый, А.С. Прутченков, В.М. Шепель, Н.Е. Щуркова и др.); компетентностного управления (В.А. Болотов, С.В. Воровщиков, О.А. Шклярова и др.); личностно-профессионального управления (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.В. Маркова и др.).

Методы исследования. Интегративный (мировоззренческий ↔ методологический ↔ праксиологический) характер исследования обусловил необходимость совокупного использования:

– методов науковедческого характера: анализа текстов; логического анализа, интерпретации и синтеза стержневых понятий; целенаправленного построения системы общих теоретических представлений, синтезированных на совокупности элементов знаний гуманитарных и естественных наук; восхождения от абстрактного к конкретному (теоретически и, следовательно, интегративно осмысленному); мысленного прогнозирования, моделирования, проектирования и эксперимента; идеализации и конкретизации; редукционизма и интегратизма;

– методов изучения практического опыта и системного научно-методического сопровождения: наряду с традиционными методами эксперимента, наблюдения, тестирования, в исследовании используются методы пилотажной разработки и экспериментального апробирования комплекса программ интегративного управления формированием среды образования в различных типах образовательных учреждений; индивидуального и коллективного рефлексивного анализа полученных результатов, дальнейшей коррекции и совершенствования программ; повышения квалификации и подготовки управленческих и педагогических кадров к тиражированию полученного опыта программного управления школой на интегративных основаниях.

Этапы исследования. Хронологические рамки исследования вбирают в себя 37-летний опыт практической педагогической, управленческой, а в последующем и научно-исследовательской деятельности диссертанта в различных типах образовательных учреждений и системах социального управления. Оценивая с современных методологических позиций пройденный исследовательский путь, его можно охарактеризовать как системно-синергетический подход, признающий приоритеты: открытости, нелинейности, неопределенности, условности, дополнительности, смыслового значения управленческих действий; тонких, мягких, гибких, открытых и скрытых технологий созидающего управления и регулирования деятельности управленческого сознания в поиске смысла, построения собственной мировоззренческой картины и программы действий в ней и т.д.

В рамках хронологии исследования как основные выделяются следующие этапы, совокупно вбирающие в себя прогностическую, поисковую, проектировочную, исследовательскую и внедренческую деятельность:

1989–1996 гг. – работа диссертанта директором школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г.Канска Красноярского края.

Результатом исследовательской и управленческой деятельности на данном этапе явились:

– создание новой интегративной управленческой модели образовательного учреждения внесемейного воспитания – педагогического комплекса «Дом детства», включающего в себя дошкольное отделение, начальную и основную среднюю школу, разновозрастные сообщества;

– пилотажная разработка и апробирование технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО), системы экономического и трудового воспитания, программы самовоспитания «Ориентир», техник и приемов коррекции негативной психической напряженности воспитанников, находящихся в условиях семейной депривации;
  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconМоделирование компетентности участников открытого общего образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования гоу...
Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconГенезис гуманистических идей отечественного образования в педагогической публицистике 13. 00. 01 общая педагогика история педагогики и образования
Диссертационного совета д 800 00201 при Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования...
Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «опд. Ф. 01» «Педагогика (История педагогики и образования, Социальная педагогика)» для специальностей: 032600. 00 История, 032700. 00 Юриспруденция
...
Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПланы лекций Педагогика История образования и педагогической мысли (18 часов) Факультет Истории и права, педагогическое образование, 1-й семестр Лекция Введение в курс «История педагогики и образования»
Лекция Введение в курс «История педагогики и образования». Развитие педагогической мысли на разных этапах развития человечества
Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПедагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Защита состоится 25 марта 2011 г в 12 часов на заседании диссертационного совета д 212. 024. 01 при гоу впо «Владимирский государственный...
Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебник для вузов Общая педагогика и история педагогики Педагогика и психология личности Педагогические задачи и ситуации
Охватывает, как правило, все звенья и эле­менты системы
Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconДидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Защита состоится «29» октября 2010 г в 13. 30 на заседании диссертационного совета дм 212. 275. 02 при гоу впо «Удмуртский государственный...
Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПримерный план занятий по интегративной дисциплине «Актуальные вопросы развития образования» «Педагогика»
«Педагогика», «Методика преподавания дисциплин», «Управление образованием», «Правовые и организационные основы образования», «Информационные...
Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconАвторефераты диссертаций 2005-2009 гг по сельским школам 2005 Коковихина С. И
Общ педагогика, история педагогики и образования / Коковихина Светлана Ивановна; [Кузбас гос пед акад.]. Новокузнецк, 2004. 21 с...
Интегративное управление формированием среды образования в школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПедагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики
Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, его формировании как личности. Педагогика изучает сущность, закономерности,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы