Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р icon

Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р

НазваниеУрок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Дата конвертации07.11.2012
Размер88.68 Kb.
ТипУрок

Урок 20. Культура Руси второй половины XIII – XIV века


Предмет: российская история.

Класс 6.

Дата: 07.03.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цель – познакомиться с культурой Руси второй половины XIII – XIV века.


План


  1. Влияние монгольского нашествия на культуру русских земель.

  2. Литература XIV века.

  3. Ереси на Руси.

  4. Возрождение каменной архитектуры на Руси.

  5. Новые темы в живописи.


Оборудование: Дан. §19.


Ход урока


Вспомни


  • Что такое ересь?

  • Что вы знаете о ересях в Западной Европе, об отношении к ним горожан и церкви?




  1. Влияние монгольского нашествия на культуру русских земель.


Вихрь монгольского нашествия стёр с лица земли замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников.

Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла.

«Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени.

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.

^ Русская культура не умерла в огне нашествия. С конца XIII века началось её возрождение.


  1. Литература XIV века.


Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы стали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.

Непросто было заслужить славу «доброписца» - создание книги было непростым делом. Часто в текст закрадывались ошибки, они кочевали из одной рукописи в другую. Порой переписчики прямо в книге делали вот такие примечания:

«А если где я описался, или неверно написал, или не дописал, читайте исправляя ради Бога, а не проклинайте, потому что книги ветхие, а ум молодой не дошёл».

В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.

Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провёл также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учёности автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского.

Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за её свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига её участников стала ведущей в русской литературе.

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского.

«Хочу как словом, так и делом быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять своё мужество», - говорит князь своим сподвижникам перед битвой.

Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению автора, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжёлых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.

В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». Как предполагают учёные, начало ему положила песня, сочинённая рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве».


«А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».


^ В рукописных книгах отражалась идея борьбы Руси за свободу.


  1. Ереси на Руси.


Основную массу книг, которые переписывали и читали на Руси, составляла церковная литература. Христианское учение лежало в основе отношения наших предков к окружающему миру, к людям, к историческим событиям. Поэтому каждый, кто задумывался над тем, как устроена природа, что является самым важным в жизни человека, как улучшить жизнь, обращался к религиозному учению. Но многим образованным горожанам было недостаточно тех ответов, что давали простые священники или монахи. Люди видели, что среди тех, кто служит Богу, есть и те, кто живёт по заветам Христа, и те, кто их нарушает. Это заставляло некоторых прихожан сомневаться в истинности проповедей священников.

В результате в конце XIII – начале XIV века на Руси появились ереси – учения, не совпадавшие с тем, что говорила церковь. Например, в «Слове о лживых учителях» писалось о том, что духовенство наживается на простом народе, выслуживаясь перед государственной властью. При этом, по мысли автора «Слова», церковники скрывают от народа «истинное» слово Божье.

Еретики появлялись в самых разных городах Руси. Но больше всего их было в Новгородской земле. Жители вечевой республики отличались свободомыслием, они не привыкли гнуть спину перед князьями или знатными церковниками. Церковь осуждала ереси, расправлялась с теми, кто их распространял. Но учения еретиков, тем не менее, широко распространялись среди городского населения.

^ Еретические учения становились частью духовной жизни народа.


  1. Возрождение каменной архитектуры на Руси.


Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Фёдора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату.

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.

Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чём-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.

^ Самые яркие архитектурные памятники XIV века были созданы в Новгородской и Московской землях.



  1. Новые темы в живописи.


В иконописи, как и в других видах искусства, нашли отражение трагические события, потрясшие страну. В русских землях возникло особое почитание святого Николая. Появилось множество посвящённых ему икон. В образе святого, изображавшегося во весь рост, с распростёртыми руками, люди видели своего защитника и заступника. Вначале такие иконы писали в Киеве, затем – в Рязани. В XIV веке они получили на Руси повсеместное распространение.

Особый смысл во времена ордынского владычества получила икона «Царь царей». На ней мастера изображали сидящего на престоле и увенчанного короной Христа. Одна из таких икон после Куликовской битвы была помещена в главном храме Москвы – Успенском соборе. Она подчёркивала, что русские не хотят признавать верховенства ордынских ханов, считавших себя «царями Руси».

Тогда же на иконах стали изображать видных современников, пользовавшихся в народе особым уважением. К их числу относились митрополит Пётр и Сергий Радонежский.

Многие иконы были созданы приглашёнными на Русь византийскими мастерами. Самый известный из них – Феофан Грек. Он сумел соединить в своём творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приёмы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись.

Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворённостью, словно светятся изнутри.

У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублёв. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной её части, художники создали иконостас. На нём в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию.

^ Русская иконопись обогащалась новыми формами и темами.

Пережив тяжёлую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII – XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.



  1. Вопросы и задания для самоконтроля.




      1. Какие последствия монгольского нашествия пришлось преодолевать русскому народу?

      2. Как вы думаете, почему «Задонщина» начинается такими словами: «Пойдёмте, братья и друзья, взойдём на горы киевские и величим землю Русскую»?

      3. Почему появились еретические учения? К чему стремились их создатели?

      4. Как вы думаете, почему специально для Успенского собора в Московском Кремле было сделано повторение Владимирской иконы Божьей Матери?

      5. Расскажите о жизни и творчестве Феофана Грека.



^ Из «Слова о лживых учителях»


«Скажу: когда близка смерть, неважно, епископ ли, священник ли добру научит, или простой человек.

В притчи это хорошо уразуметь:

Когда бы шла рать к некоему граду и некий простолюдин бы, увидав, воскликнул: «Люди, бегите в град! Рать идёт на вас!» То слышавшие это смышлёные люди бежали бы в град и избегли бы зла. А несмышлёные сказали бы: «Не княжеский муж говорит с нами – не побежим в град». Пришедшая бы рать избила их и повоевала.

Разумейте же, братья, так и сейчас есть:

Ратники эти – бесы. А священника, учащего нас, как избежать зла, нет! Век наш короток, а мука долга, а кончина близка, а вождя – учителя нет. Учителя же наши, наполняя богатством имения, ослепли… И сами стали враги своему спасению… Но не избежать им ответа в день Страшного суда, когда явятся дела наши тайные и мысли злые…

Увидь же, человек, что книги всему доброму есть мать, кормящая своё дитя…

И испытай же, любимый брат, если богат и если нищ, если свободен и если раб, что в святых книгах всё добро сокрыто. В них путь спасения, путь вечной жизни, не имеющей окончания всему доброму».


  • В чём автор «Слова…» обвиняет священников? Какой выход предлагает он своим читателям?




  1. Домашнее задание: читать и пересказывать §19 «Культура Руси второй половины XIII – XIV века» (сс. 171-178); ответить на вопросы с. 178.




Похожие:

Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с жизнью российского общества во второй половине XV – начале XVI века
Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 19. Объединение Северо-Восточной Руси вокруг Москвы (вторая половина XIV века) Предмет: российская история. Класс Дата: 12. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – рассмотреть предпосылки объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы, проследить ход вооружённой борьбы московского князя...
Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 10. Достижения культуры Руси IX начала XII века Предмет: российская история. Класс Дата: 13. 02. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с основными достижениями культуры Руси IX – начала XII века
Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 18. Усиление Московского княжества в первой половине XIV века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – охарактеризовать основные события и ход борьбы тверских и московских князей за лидерство на северо-востоке Руси; выяснить,...
Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 13. Господин Великий Новгород в XII-XIII веках Предмет: российская история. Класс Дата: 27. 02. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с особенностями развития хозяйства, государственного управления и культуры Новгородской республики в XII-XIII...
Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 16. Золотая Орда в XIII-XIV веках. Предмет: российская история. Класс Дата: 04. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с территорией, населением, хозяйством, системой управления, религией, культурой Золотой Орды; охарактеризовать...
Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 11. Раздробленность русских земель Предмет: российская история. Класс Дата: 13. 02. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с причинами, характерными особенностями и последствиями государственной раздробленности на Руси
Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 12. Владимиро-Суздальское княжество в XII-XIII веках. Предмет: российская история. Класс Дата: 27. 02. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с особенностями развития хозяйства, государственного управления и культуры Владимиро-Суздальского княжества...
Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок Расцвет Древней Руси во времена Ярослава Мудрого (первая половина XI века) Предмет: российская история. Класс Дата: 16. 11. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с жизнью Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого
Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок Правление князя Владимира и крещение Руси. Предмет: российская история. Класс Дата: 02. 11. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с периодом правления князя Владимира, предпосылками и последствиями принятия христианства на Руси
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы