Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р icon

Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р

НазваниеУрок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Дата конвертации07.11.2012
Размер127.68 Kb.
ТипУрок

Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века


Предмет: российская история.

Класс 6.

Дата: 21.03.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цель – познакомиться с жизнью российского общества во второй половине XV – начале XVI века.


План


  1. Служилые князья, боярство и дворянство.

  2. Православное духовенство.

  3. Жители российских городов.

  4. Крестьянство и казачество.


Оборудование: Дан. §24.


Ход урока


Вспомни


  • Что такое сословие? Какие сословия существовали в Западной Европе?

  • Какие повинности выполняли зависимые крестьяне в Западной Европе?




  1. Служилые князья, боярство и дворянство.


В эпоху создания централизованного государства в русском обществе многое изменилось. Складывались большие группы людей – сословия. Самым знатным из них было сословие крупных вотчинников – служилых князей и бояр – родовитая знать.

Большинство служилых князей отличалось высокомерием – они не хотели забывать те времена, когда их предки ничем не уступали по своей силе и власти московским князьям. Эти представители знати претендовали на то, чтобы занимать руководящие позиции в государстве. Чтобы ограничить их самостоятельность, не упустить из рук земель, московский государь запрещал служилым князьям продавать свои владения. Не очень-то допускал он их к важнейшим государственным делам.

Гораздо большую роль в них играло московское родовитое боярство. Это были члены семей, на которые издавна опирались московские князья, усиливая свою власть. К ним относились роды Фёдора Кошки (родоначальника Романовых и Шереметьевых), Мурзы-Чета (родоначальника Плещеевых), роды Головиных, Морозовых и многие другие. В условиях централизованного государства положение служилых князей и бояр во многом сблизилось. Все они находились на службе у государя, владели своими землями как вотчинами. Каждый из них был обязан участвовать в защите государства, выставляя отряды в «государево войско».

Князья и бояре гордились своим отличием от простонародья и всячески это подчёркивали. Жили в высоких хоромах с «росписными теремами», одевались в платья из шёлка и бархата, ели на золотой, серебряной и стеклянной (в то время очень редкой) посуде. Занятия физическим трудом были не в чести у родовой знати. Не случайно в моду вошла одежда, в которой можно было двигаться только «степенно» - неторопливо, с достоинством, без резких движений. Таким же был и образ жизни московской знати. День начинался с заутренней молитвы в церкви. Потом боярин шёл на государеву службу (в Думу, приказ, избу наместника). После обедни (церковной службы и трапезы) следовал обязательный послеобеденный сон, а потом возвращение к делам до захода солнца.

Залогом сильной центральной власти, расширения границ была армия. Но сил, которые могли выставить хозяева вотчинных владений, недоставало.


  • Какие особенности одежды должны были придавать представителям знати «степенность»? (см. рис. на с. 210).

  • Что означает пословица «Работать спустя рукава»?

  • В каких слоях населения эта пословица могла появиться?


Стремясь создать боеспособную армию, московские князья стали со временем всё больше опираться на войска, в которых служили дворяне. Это были как представители знатных, порой потерявших свои владения, родов, так и совсем простые люди. Среди служилых людей могли оказаться даже самые обычные слуги великих князей – конюхи, псари, ключники. За военную службу государство давало дворянам земли, населённые крестьянами. Например, после присоединения Новгорода к Москве более тысячи новгородских бояр и купцов потеряли свои прежние владения. Они были переданы московским служилым людям.

Государство, как говорили тогда, «испомещало» дворян на земле, поэтому новых землевладельцев стали называть помещиками. По первому зову государя они обязаны были оставить свои усадьбы и явиться в войско, имея коня, всё необходимое оружие и доспехи, а также отряд воинов.


  • ^ Попробуйте продолжить рассказ о дворянине Соколове (см. рис. на с. 211).


Помещики, в отличие от западноевропейских феодалов, не были полными хозяевами своих владений. Поместья запрещалось продавать, передавать наследникам. За нерадивую службу государь мог лишить помещика его земли.

В положении родовой знати – служилых князей и боярства – и дворян было много общего. И те, и другие не считались полноправными собственниками своих владений – хозяином земли в государстве был великий князь. Землевладельцы находились у него на службе. Сами они урожай не собирали и коров не пасли – занимались военным делом и государственным управлением. Но при этом помещик, в отличие от вотчинника, прекращая службу, терял и землю. К тому же родовитая знать, в отличие от дворян, играла в государственных делах гораздо более видную роль.

^ В Российском государстве высшее положение занимали служилые землевладельцы-вотчинники (князья и боярство) и помещики (дворянство).


  1. Православное духовенство.


В эпоху образования Российского государства большинство представителей ещё одного сословия – духовенства – поддерживало московских князей, стремившихся объединить страну. Церковь помогла Ивану III успешно решить эту важную историческую задачу. Само духовенство делилось на приходских священников, монахов, церковных иерархов (епископов, митрополитов).

Духовенство было неоднородно. Его низшие слои – приходские священники (попы и диаконы) – были близки к своим прихожанам: они выбирались приходом (часто из простых горожан и земледельцев), жили на его доходы, заводили семью. Обособленной группой было монашество. Монашеские обеты мог дать любой человек, если его принимал монастырь и настоятель (игумен) совершал над ним обряд пострижения. Именно из монашеской среды, как правило, выбирались высшие церковные иерархи (епископы и митрополит). При этом многие из них были представителями знатных княжеских и боярских родов.

Руководители церкви считали, что по своему положению в обществе они не уступают князьям. Ведь религиозные идеи полностью определяли в то время отношение человека к окружающему миру. Но великий князь не желал никому уступать своего первенства. Порой это приводило к ссорам. Однажды, например, митрополит и великий князь поспорили из-за того, как проводить крестный ход во время освящения нового собора.

Многие представители духовенства отстаивали идеалы отречения от жизненных благ. Они призывали церковь (епископов, монастыри) отказаться от земельных владений, называя их «яд смертоносный». Этих людей заботила мысль о духовном совершенствовании человека. Самым видным из них был Нил Сорский – основатель монастыря на далёкой северной реке Соре. В молодости он жил в Москве и занимался переписыванием церковных книг.

Нила Сорского поддержал поначалу Иван III. Если бы церковные земли перешли к государству, князь увеличил бы свои владения. Значит, он укрепил бы армию и свою власть – ведь часть земель можно было раздать помещикам.

Но далеко не все представители церкви были готовы расстаться с земельными владениями. Их возглавил основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Он говорил о превосходстве церковной власти над княжеской. Иосиф считал, что богатства церкви нужно сохранять и преумножать, чтобы использовать их для строительства храмов, распространения грамотности, помощи больным и бедным. Он призывал также безжалостно расправляться с еретиками – прибегать к «рати и ножу».

Большинство церковных руководителей оказалось на стороне Иосифа. Сам он признал верховенство княжеской власти и стал говорить, что государь «подобен вышнему Богу». Поэтому Иван III склонился на сторону Иосифа – поддержал церковное землевладение.

В Российском государстве высшее духовенство и монастыри сохранили свои земельные богатства.


  1. Жители российских городов.


В эпоху образования Российского государства росли города и находившиеся возле крепостных стен торгово-ремесленные посады. Увеличивалось городское население. Наиболее крупными центрами ремесла были Москва, Новгород, Тверь и Смоленск, где жили представители десятков ремесленных специальностей. Например, новгородские летописи упоминают плотников, серебряников, портных; тверские – бронников, ткачей, мясников. Ремесленники селились в слободах, которые получали название по их специальности. В Москве появились Таганная, Кузнецкая, Овчинная слободы, местности Котельники, Кошели, Старые Кожевники.

С конца XV века стало развиваться литейное дело – производство пушек (колокола начали лить намного раньше). В Москве на реке Неглинной был устроен государев Пушечный двор. Самая древняя из сохранившихся до наших дней пушек была сделана в 1488 году мастером Яковом. В начале XVI века литейный мастер Пётр изготовил колокол весом в пять с половиной тонн. На специальных Денежных дворах начали чеканить монеты Российского государства.


  • ^ Попробуйте продолжить рассказ (см. изображение на с. 214).


Почти во всех городах существовали рынки, или торжки (торговые ряды). Возле них стояла обычно церковь Параскевы Пятницы, которую считали покровительницей рыночной площади.

Особенностью жизни посадских людей было то, что многие из них занимались и сельским трудом. Внутри города между ремесленными слободами и торговыми площадями находились пашни, огороды. По утрам со дворов на пригородные луга выгоняли коров и коз. Вдоль заборов расхаживали куры и гуси.

Разные группы горожан сильно отличались по своему положению. Почти все посады и отдельные слободы располагались на чёрных землях. Их жители несли повинности – тягло в пользу великого князя, то есть государства. Они платили налоги и выполняли некоторые работы (строительство крепостных стен, подвоз провианта армии).

При этом над основной массой тяглого посадского населения резко возвышались богатые купцы. Торговля приносила сказочные доходы. Купеческие палаты были разукрашены не хуже боярских. В их каменных подклетах ломились от «злата и серебра» окованные железом дубовые сундуки. В рабочих светлицах лежали пудовые книги с записями купленных и проданных товаров. В светлых горницах к обеду подавали жареных поросят и осетровую икру, персидские лимоны и французские вина. Один из иностранцев (несколько преувеличив события) писал тогда:


«Вскоре в России никто не возьмётся более за соху, - все бегут в город и становятся купцами».


У купцов появились свои объединения – «сотни». Например, их создали купцы «сурожане» (торговавшие с итальянскими городами в Крыму), «суконники» (они везли товары в Европу). Некоторые купцы становились крупными землевладельцами, занимали видные места в государственном аппарате.

Но не все посадские жители несли тягло. ^ Городские служилые люди – воротники (стража воротных башен), пушкари – были освобождены от повинностей. Особенно много их было в городах-крепостях «засечных черт» на южных границах.

Некоторыми ремесленными слободами владели монастыри, бояре. Их жители несли повинности в пользу своих владельцев, а не в пользу государства. Они были как бы «обелены» - освобождены от тягла, за что их поселения называли «белыми слободами».

^ Сословие посадских людей состояло из купцов, тяглых и белых ремесленников, городских служилых людей.


  1. Крестьянство и казачество.


Основную массу населения Российского государства составляли простые крестьяне. Благодаря их упорному труду, смекалке развивалось сельское хозяйство. Продолжалась выкорчевка леса, осваивались новые земли. В центральной части страны почти не осталось территорий, где не трудились бы крестьяне. В XV веке в некоторых районах земледельцы перешли к трёхполью.

Некоторые сочетали земледелие с занятием промыслами. Крестьяне добывали руду и выплавляли из неё железо, работали на «варницах» - на специальных сковородах выпаривали на огне соль. До многих уголков страны изделия городских ремесленников не доходили, поэтому крестьянки пряли нить, ткали, шили одежду. «Мужики» умели точить сапоги, плести лапти и корзины, строить избы и сараи. Их одежда была проста и свободна, а основной пищей служили караваи ржаного хлеба, капустные щи, овсяные, пшённые, гороховые каши.

По-прежнему значительная часть крестьян жила на чёрных землях, которые считались государственной собственностью. Земледельцы несли тягло в пользу государства. Постепенно увеличивалось и число владельческих крестьян, живших в дворянских поместьях, боярско-княжеских и монастырских вотчинах.


  • ^ Попробуй продолжить рассказ (с. 216).


Нуждаясь в военных слугах, государство всё больше чёрных земель раздавало дворянам-помещикам. Став владельческими, местные крестьяне должны были теперь нести повинности в пользу новых хозяев. Прежде всего, в усадьбу помещика свозили натуральный оброк – часть собранных хлебов, приплода от скота и домашней птицы. Но дворянину для приобретения коня и оружия нужны были деньги – он требовал также уплаты денежного оброка.

В вотчинах и поместьях земля делилась на владение крестьянской соседской общины и собственно хозяйское, «барское», поле. Обработка этой земли является теперь не только старинной обязанностью холопов, но и новой повинностью крестьян. Так появляется барщина – несколько дней в неделю крестьянин обрабатывает хозяйскую землю.

Крестьяне по-прежнему сохраняли право переходить с одного земельного владения на другое, меняя хозяина. По обычаю, такие переселения проходили осенью, после окончания полевых работ. Судебник 1497 года установил единый для всей страны срок перехода – за неделю до Юрьева дня (праздник святого Георгия – 26 ноября) и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить хозяину за проживание на его земле (пожилое). Тем самым была ограничена свобода земледельцев, начался процесс их прикрепления к земле.

Многие из крестьян в поисках лучшей жизни устремились на южные и восточные границы страны. Сюда же, спасаясь от непосильного государева тягла, бежали и некоторые горожане. Перебравшись за «засечные черты» на Великий Дон или Волгу, они считали себя свободными людьми – «казаками». Здесь, на «ничьей земле» между Московским государством, Великим княжеством Литовским и осколками Золотой Орды, их уже не могли достать ни помещики, ни государевы дьяки, ни боярские тиуны.


Общественный строй России на рубеже XV-XVI веков


Великокняжеская семья (московская ветвь династии Рюриковичей)

Бояре и служилые князья (вотчинники)

Высшее духовенство (вотчинники)

Дворяне (помещики

Монахи (вотчинники)

Посадские люди

Приходское духовенство

Купцы

Ремесленники чёрных слобод

Ремесленники белых слобод

Служилые горожане

Черносошные крестьяне (свободные миры на государственных землях)

Владельческие крестьяне (сёла на вотчинных и помещичьих землях)

Холопы








Казаки




  • ^ Опишите схему (см. пример на с. 63).

  • Сравните общественное устройство России XV века и Руси XI века (см. с. 63), России и Литовского княжества (см. с. 144, §16), России и Орды (см. с. 134, §15). Представь, что ты купец, ремесленник или крестьянин (на выбор). Что ты можешь сделать, чтобы перестать быть тяглецом (не платить налоги)?


Переселенцы, осваивая новые территории, занимались рыболовством, охотой, хлебопашеством. Но чаще всего, собираясь в отряды, они совершали набеги на земли соседних государств – захватывали торговые караваны, освобождали пленников. Во главе отрядов вольных казаков вставали выбранные на вечевых сходах атаманы. Некоторые атаманы поступали на военную службу к Российскому государству – их отряды охраняли границы от разорительных набегов степняков. Таких казаков называли служилыми. Так формировалось казачество – новое сословие российского общества.


Работа по рисунку «Землевладения на территории волости Московского государства».


  • Какие поселения расположены на схеме?

  • Попробуйте выделить территории боярской вотчины, монастырской вотчины, дворянского поместья.

  • Сравните поместье и вотчину.

  • Сравните вотчину XV века и вотчину XI века (см. с. 55, §6).


В Российском государстве постепенно оформлялось несколько сословий. Самым многочисленным из них было крестьянство. Ему принадлежала главная роль в хозяйстве страны. Опору государственной власти составляли крупные землевладельцы, а также духовенство. Росло число горожан – ремесленников и купцов, формировалось новое сословие – казачество.

^ На берегах вольного казачьего Дона (см. рис. на с. 219)


«Со своей родины, из Владимирского уезда, Аким пробирался на Дон четыре недели. Миновав последнюю государеву заставу, он вышел наконец к станице вольных казаков…»


  • Что означает выражение «С Дона выдачи нет»?

  • Попробуйте продолжить рассказ.




  1. Вопросы и задания для самоконтроля.




      1. Укажите отличия боярской вотчины от дворянского поместья. В чём сходство этих владений?

      2. Как вы думаете, почему новгородским боярам и купцам, у которых московский князь отнял их прежние владения, были потом предоставлены новые земли неподалёку от Москвы?

      3. Объясните, почему именно благодаря труду крестьян усилилась российская армия.

      4. Чем отличалось положение черносошных и владельческих крестьян, положение крестьянского сословия и казачества?

      5. Как Нил Сорский хотел изменить облик духовенства? Удалось ли ему это сделать?

      6. Составьте рассказ на тему «На рыночной площади российского города». Опишите людей и товары, которые там можно было встретить.



^ Судебник 1497 года о Юрьевом дне


«57. О крестьянском отказе.

А крестьянам отказываться [переходить] из волости в волость, из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего. Пожилое за дворы [плату за проживание на дворе хозяина земли] крестьяне пусть платят – в полях [с хорошей земли] из расчёта рубль за двор, а в лесах [с худшей земли] из расчёта полтина за двор. Если какой-либо крестьянин проживает на чьей-то земле год и уйдёт прочь, то пусть заплатит пожилое за четверть двора… Если проживёт четыре года, то пусть заплатит пожилое за весь двор.

62. О межах.

Если кто из владений великого князя перепашет межу или перерубит пограничные знаки у владений боярина или монастыря, или кто из владений боярина или монастыря – [нарушит границу] у владений великого князя, или кто из владений боярина или монастыря – [нарушит границу] у владений боярина или монастыря, то виновного бить кнутом, и истцу взыскать с него рубль [штрафа].

Если между собой в одной волости или в одном селе перепашут или перекосят один у другого межу, то волостелям взыскать с того, кто виноват, два алтына».


  • Интересы каких сословий и в какой степени защищают 57 и 62 статьи Судебника Ивана III?




  1. Домашнее задание: читать и пересказывать §24 «Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века» (сс. 209-220); ответить на вопросы с. 220.




Похожие:

Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 24. Централизованное Российское государство на рубеже XV-XVI веков Предмет: российская история. Класс Дата: 19. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с происхождением символов Российского государства на рубеже XV-XVI веков, охарактеризовать аппарат управления...
Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история. Класс Дата: 07. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Вихрь монгольского нашествия стёр с лица земли замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения...
Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 10. Достижения культуры Руси IX начала XII века Предмет: российская история. Класс Дата: 13. 02. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с основными достижениями культуры Руси IX – начала XII века
Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок Жители Древнерусского государства Предмет: российская история. Класс Дата: 09. 11. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с процессом формирования единой древнерусской народности, общественным устройством и бытом жителей Древнерусского...
Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок Становление Древнерусского государства в IX-X веках. Предмет: российская история. Класс Дата: 02. 11. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
В какие века были созданы первые государства у германских племён, у западных славян?
Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Он хорошо изучил историю – вставил в книгу имена реальных героев. Речь шла при этом не только о князе и других знатных людях, но...
Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок Древние жители нашей страны до начала новой эры: от первобытного общества к цивилизации Предмет: российская история. Класс Дата: 10. 10. 11. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Урок Древние жители нашей страны до начала новой эры: от первобытного общества к цивилизации
Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок 23. Русские земли во второй половине XV первой трети XVI века: от раздробленности к единому государству. Предмет: российская история. Класс Дата: 19. 03. 2012 г
Урок 23. Русские земли во второй половине XV – первой трети XVI века: от раздробленности к единому государству
Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок Расцвет Древней Руси во времена Ярослава Мудрого (первая половина XI века) Предмет: российская история. Класс Дата: 16. 11. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с жизнью Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого
Урок 25. Жители Российского государства второй половины XV начала XVI века Предмет: российская история. Класс Дата: 21. 03. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р iconУрок Начало распада Древнерусского государства (рубеж XI-XII веков) Предмет: российская история. Класс Дата: 16. 11. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цель – познакомиться с основными причинами и ходом процесса распада Древнерусского государства
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы