Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 icon

Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8

НазваниеУрок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8
Дата конвертации07.11.2012
Размер124.46 Kb.
ТипУрок

Урок по обществознанию на тему «Развитие общества»


Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом.


Предмет: обществознание.

Класс: 8.

Дата проведения: 28.09.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


  1. Повторение пройденного материала.




    1. Беседа по вопросам:




      • Каково значение научного понятия «общество»?

      • Что представляют собой общественные отношения?

      • Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?

      • Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?

      • Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?

      • Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?




    1. Сообщение темы и цели урока.




  1. Изложение программного материала.


ВСПОМНИ


Что такое социальные нормы? Чем социальные революции отличаются от реформ? Чем характеризуется постиндустриальное общество?


ПОДУМАЙ


Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы? Можно ли считать революции «локомотивами истории»? В чём состоят глобальные проблемы человечества?


Изменчивость и стабильность


На уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени усложняются формы общественного устройства, меняется образ жизни людей, совершенствуются технологии. Это свидетельствует о развитии общества. При этом источники этого развития находятся в самом обществе. Рассматривая на уроках истории крупные события, значимые социальные процессы, ведущие к преобразованию общественной жизни, вы всегда выявляли их причины, основные движущие силы.

Интенсивность, глубина общественных изменений оценивались по-разному. Многие философы, социологи, историки поддерживали идею эволюционного развития. Сторонники эволюционизма подчёркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.

Есть традиции, сложившиеся столетия назад, есть возникшие сравнительно недавно. К последним можно отнести, к примеру, ежегодное новогоднее обращение главы нашего государства к народу.

Отрицать постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится. Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. История знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам организации. (Вспомните такие факты из курса истории.) В отдельных случаях возврат к более простым структурам служил гарантией выживания: именно печка, колодец и собственный огород, а не городская квартира без тепла и света помогали выжить людям в годы военного лихолетья.

Иной взгляд на проблему отстаивали последователи марксизма. Согласно этому учению решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их К. Маркс называл «локомотивами истории». Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом, происходит качественный скачок в развитии общества.

Теория выглядит достаточно абстрактной, но сами революции, как вы знаете из курса истории, вполне реальные события, которые имели место во многих странах и часто коренным образом меняли сложившийся порядок. Не случайно ряд революций назвали великими (вспомните, какие). Однако, хотя революционные изменения были значительными, они не всегда отвечали интересам широких слоёв общества, а нередко расходились с представлениями самих «застрельщиков революции». Нередко революционные действия и политика новых властей усиливали трудности, уже существовавшие в обществе, утверждались диктатуры, превосходящие по своей жестокости прежние режимы. Эти черты социальных революций заставили историков и политологов отнестись более сдержанно к оценке позитивной роли революций в истории, а политиков если и призывать к революциям, то только «бархатным», лишённым элементов гражданской войны и диктаторских замашек лидеров. В современной науке эволюционная теория развития общества и теория качественных скачков не противоречат, а дополняют друг друга.

Одной из очевидных закономерностей общественных изменений является возрастание их темпа за последние два-три века.

Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчётами: если представить себе историю человечества как одни сутки (т. е. 24 ч), то окажется, что земледелие было изобретено в 23 ч 36 мин, цивилизация появилась в 23 ч 57 мин, а современные общества – в 23 ч 59 мин 30 с. Однако за эти 30 с произошло, возможно, столько же изменений, сколько за весь «день человечества».

Оглянитесь вокруг себя – подавляющее большинство вещей, с которыми вы имеете дело в повседневной жизни, создано не ранее середины прошлого века.


Мнения


При оценке процесса ускорения общественного развития высказываются различные точки зрения. Одни считают, что это явление – свидетельство общественного прогресса: люди создают более комфортную для себя среду существования (сокращают расстояния, облегчают коммуникацию, производят всё больше удобных и красивых вещей). Другие уверены, что ускорение общественного развития приходит в противоречие с практически неизменными физиологическими и психологическими свойствами человека. В результате люди перестают справляться с творениями собственной деятельности, увеличивается число техногенных аварий и катастроф, мир становится менее безопасным.


А каково ваше мнение по этому поводу?


Реформы и реформаторы


Изменения, большие или малые, в обществе происходят всегда, это его объективное свойство, отменить которое не в состоянии даже те, кто готов на века законсервировать сложившийся порядок вещей. Революция – это попытка внесения изменений в ход общественного развития. Другой формой сознательного преобразования общества выступают реформы. Вместе с тем реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, а также большей продуманностью и организованностью со стороны властей.

Если революции принято считать порывом широких масс, праздником угнетённых, т. е. движением «снизу», то реформы проводятся «сверху». Группы людей, входящих во властные органы или призванных властью, осознавшей необходимость перемен, определяют основные направления и характер реформ, средства и методы их проведения, анализируют возможные последствия преобразований. На этой основе власть принимает нужные решения (царский манифест, президентские указы), дающие толчок преобразованиям.

Нередко в словарях реформу определяют как изменение какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя. Однако известно, что в истории различных стран бывали реформы, менявшие устои сложившейся общественной жизни. Из курса истории вы знаете, что в нашей стране к реформам, существенно изменившим уклад жизни, общественные отношения, можно отнести петровские преобразования первой четверти XVIII в.

Часто на первом этапе реформы приводят не к улучшению, а к ухудшению условий жизни значительной части населения. Сказывается элемент дезорганизации (прежние связи нарушены, новые ещё не налажены), непоследовательность действий реформаторов, необходимость «затягивания поясов» для того, чтобы высвободить необходимые для преобразований средства. Кроме того, приспосабливаться к новым условиям жизни очень непросто, особенно для людей старшего поколения.

Видимо, поэтому, хотя история различных государств хранит имена своих крупных реформаторов, они редко бывают любимы современниками.


Развитие человечества в XXI в.


Одну из особенностей современного общественного развития – заметное ускорение его темпов – мы уже отмечали. Другой важнейшей чертой развития современного общества является глобализация. Сам этот термин в значении усиления связей и взаимозависимостей людей, народов, государств стал использоваться в науке сравнительно недавно.

Глобализация проявляется в различных сферах жизни, но более всего затрагивает экономику. Национальные компании объединяются в международные транснациональные корпорации. Эти компании организуют производство своей продукции в тех регионах планеты, где это является наиболее выгодным.


Факты


Сегодня в мире насчитывается более 60 тыс. транснациональных корпораций. Объём производства многих из них сопоставим с объёмом производства среднего государства.


В ещё большей степени глобализация охватила финансовые рынки. Сегодня на глобальных валютных рынках обращаются суммы, намного превышающие триллион долларов США. Такой размах и глобальность финансовых операций оказались возможны во многом благодаря появлению так называемых электронных денег, существующих только в виде цифр на экране компьютера.

Это подводит нас к ещё одной особенности развития современного мира – информационной революции. Научно-технические открытия и изобретения последних десятилетий существенно изменили нашу жизнь. Её уже трудно представить без телевизора, компьютера, мобильного телефона. Большинство из нас являются постоянными телезрителями, многие отдают немало времени прогулкам по Интернету, следовательно, мы активно включаемся в мировое информационное пространство. Собственно экономическая или культурная глобализация была бы невозможна без этих новых средств связи и коммуникации.

Между тем отношение людей к процессам глобализации различно. Наряду с теми, кто считает их необходимыми и прогрессивными, немало и противников этих процессов. Некоторые из них, называя себя антиглобалистами, устраивают шумные акции протеста, особенно в тех местах, где происходят встречи лидеров ведущих мировых держав или конференции международных организаций (Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации).

Такое двойственное отношение к глобализации вызвано противоречивостью её последствий. Рассмотрим некоторые из них.

Глобализация, несомненно, способствует развитию производства, научно-техническому прогрессу. Однако плодами этого пользуются преимущественно экономически развитые страны. Именно там находятся штаб-квартиры многих транснациональных корпораций, центры по созданию новых технологий. В результате разрыв в уровнях экономического развития развитых и развивающихся стран только возрастает.

Обратимся к сфере культуры. Сегодня благодаря современным средствам связи сотни миллионов людей практически в любой точке Земли, включив телевизор, могут «попасть» на концерт выдающихся оперных исполнителей, на премьеру балетного спектакля, познакомиться с шедеврами Эрмитажа или Лувра. Вместе с тем те же технические средства доставляют нам на дом и иные «культурные продукты» - боевики и фильмы ужасов, переполненные сценами насилия, бесконечное количество рекламы товаров и услуг, видеоклипы «королей» поп-музыки. Далеко не вся эта продукция отличается высоким качеством. Но главное, по мнению противников глобализации, в том, что людям навязывается определенный образ, стиль жизни, часто не согласующийся со сложившимися в данном обществе ценностями.


Глобальные проблемы современности


О глобальных проблемах человечество узнало раньше, чем о глобализирующемся обществе. Само понятие «общемировые глобальные проблемы» появилось в середине XX в. и было связано с угрозой новой разрушительной мировой войны в условиях противостояния двух военных блоков – Варшавского договора и НАТО. В конце 60-х гг. человечество осознало ещё одну опасность – загрязнение и разрушение природной среды обитания человека. Группа учёных выступила с докладом, в котором, во-первых, показала мировой уровень проблемы ухудшения природной среды, во-вторых, обосновала необходимость серьёзно и безотлагательно взяться за её решение. С того времени список глобальных проблем пополнился такими вызовами и угрозами, как разрыв между «богатым Севером» (наиболее развитые страны мира) и «бедным Югом» (экономически отсталые страны), увеличение числа техногенных катастроф, угроза мирового терроризма, проблема народонаселения.

Одной из наиболее острых по-прежнему остаётся экологическая проблема. Приостановить неблагоприятные процессы, вызванные экологическим кризисом (опасные изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, рост заболеваемости людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания, и др.), человечеству пока не удаётся. Происходит истощение невозобновляемых природных ресурсов – нефти, угля, газа. Продолжают мелеть крупные реки и озёра.


Факты


За минувшее столетие мировое потребление воды возросло в 6 раз. Почти 90% сточных вод не подвергаются очистке. По данным ООН, более полутора миллиардов человек лишены возможности пить чистую воду.


Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление. В ряде стран летняя температура бьёт все рекорды, всё чаще возникают тайфуны и штормы, растёт их разрушающая сила.

Человечество ищет пути разрешения экологического кризиса. Отдельные страны и регионы осуществляют практические меры, направленные на восстановление лесов, снижение загрязняющих выбросов в атмосферу, борьбу с опустыниванием земель и т. д. Однако эту глобальную проблему, как и другие, без общих усилий не решить. В начале 1990-х гг. был провозглашён новый подход к решению экологических проблем, основанный на идее устойчивого развития. Среди принципов этого подхода выделим следующие:

  • необходимо удовлетворять элементарные потребности всех людей; одна из главных причин экологического кризиса – нищета;

  • необходимо согласовывать образ жизни тех, кто располагает большими материальными средствами, с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии;

  • размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся потенциалом экосистемы Земли.

От людей сегодня требуется признать ограниченность ресурсов планеты и изменить свой образ жизни с учётом этого факта. (Разделяете ли вы этот призыв? Что лично вы готовы сделать для этого?)

Появление общемировых проблем показало взаимозависимость стран и регионов. Начавшаяся в конце минувшего века глобализация усилила её. При этом отдельные глобальные проблемы приобрели ещё большую остроту.


III. Итог урока.


^ ПРОВЕРЬ СЕБЯ


  1. В чём выражается эволюционный характер развития общества? Чем эволюция общества отличается от эволюции в природе?

  2. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция?

  3. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ?

  4. Каковы основные отличия реформ от революций?

  5. Что способствовало глобализации в различных сферах общества?

  6. К каким последствиям ведёт процесс глобализации?

  7. Какие проблемы относят к глобальным?

  8. Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем? Обоснуйте свой вывод.


^ В КЛАССЕ И ДОМА


  1. Приведите примеры революций, известных вам из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назовите.

  2. Как повлияли революционные события в стране на её последующее развитие? Покажите на любом примере.

  3. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать сеть Интернет менее чем через 5 лет после её появления.

Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?

  1. По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в. – в эпохе Великих географических открытий. Попробуйте обосновать или опровергнуть этот тезис.

  2. Некоторые называют глобализацию не «всемирным братством», а «всемирным пиратством». Справедлива ли такая оценка? Обоснуйте свой вывод.


^ ГОВОРЯТ МУДРЫЕ


«Мы изменили своё окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении».


Н. Винер (1894-1964), американский учёный


Выводы к главе


  1. Человек – существо биосоциальное. Он отличается от других живых существ тем, что способен производить и использовать орудия труда, обладает развитым мышлением и членораздельной речью, способен к целенаправленной творческой деятельности. Способности человека проявляются и развиваются в процессе разнообразной деятельности. В деятельности происходит становление и самореализация личности. К ней побуждает собственной стремление человека к своей жизненной цели, к свободному развитию. Процесс социализации, т. е. приобщения к нормам и ценностям общества, продолжается всю жизнь.

  2. Все люди, связанные друг с другом многообразными отношениями, образуют общество. В нём выделяются экономическая, социальная, политическая и духовная сферы, которые между собой неразрывно связаны и постоянно взаимодействуют. На сохранение целостности общества и регулирование отношений между людьми направлены социальные нормы, среди которых особое место занимают нормы нравственные и правовые. С изменениями общества менялось и положение человека в нём. Люди хотят жить в справедливом обществе, которое защитило бы их от бедности и болезней, создало бы возможность всем трудоспособным иметь хороший заработок, а детям, инвалидам и престарелым обеспечило бы достойные условия существования. Это стремление людей зависит во многом от их собственной деятельности по преобразованию условий жизни.

  3. Современный мир – это множество народов, государств, разнообразие языков, культур, жизненных укладов. У каждого человека, каждой большой или малой социальной общности есть свои насущные проблемы. В настоящее время происходят процессы глобализации – усиление связей и взаимозависимостей народов и государств. В последние десятилетия возникли также проблемы, ставшие «головной болью» всего человечества. Разрешение глобальных проблем требует коллективных действий людей, общих усилий всех народов.


Вопросы для повторения


  1. Как соотносятся понятия «человек» и «общество»?

  2. Кого называют личностью?

  3. Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида?

  4. Почему учёные характеризуют общество как форму совместной жизнедеятельности людей?

  5. В чём заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни?

  6. Какие изменения происходят в современном обществе?

Оценивание ответов учащихся.


Домашнее задание: читать §3 «Развитие общества» (сс. 20-28).




Похожие:

Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10
Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?
Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Экономика и её основные участники» Цель: узнать, что такое экономика, рассмотреть её назначение в жизни общества. Предмет: обществознание. Класс: 7
Какие задачи решает милиция общественной безопасности? Какие службы и подразделения существуют в моб?
Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества» Цель: рассмотреть особенности культуры как компонента духовной жизни общества. Предмет: обществознание. Класс: 10
Охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое...
Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Мировая экономика» Цель: рассмотреть основные принципы функционирования мировой экономики. Предмет: обществознание. Класс: 11
Почему страны торгуют? Можно ли отгородиться друг от друга? Каковы плюсы и минусы процесса глобализации?
Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы»
Цель: узнать, как закон устанавливает порядок в обществе; рассмотреть мнения различных учёных о справедливости; изучить основные...
Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Рыночные отношения в экономике» Цель: рассмотреть основные принципы функционирования рыночной экономики. Предмет: обществознание. Класс: 11
Рынок – благо или зло? Что делает «невидимая рука» рынка? Российская экономика уже рыночная или ещё нет?
Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Фирма в экономике» Цель: рассмотреть основные принципы деятельности фирмы в экономике. Предмет: обществознание. Класс: 11
Почему одни фирмы сопровождает удача, а другие разоряются? Всё ли выгодно производить? Есть ли рецепты от банкротства? Могут ли в...
Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8
Что в тексте Конституции нашей страны означают слова «многонациональный народ России»?
Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Деньги, их функции» Цель: рассмотреть роль денег в современной экономике. Предмет: обществознание. Класс: Дата проведения: 10. 03. 2011 г
Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?
Урок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Занятость и безработица» Цель: рассмотреть основные принципы функционирования рынка труда, проблемы занятости и безработицы. Предмет: обществознание
Цель: рассмотреть основные принципы функционирования рынка труда, проблемы занятости и безработицы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы