Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 icon

Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8

НазваниеУрок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8
Дата конвертации07.11.2012
Размер118.13 Kb.
ТипУрок

Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения»


Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире.


Предмет: обществознание.

Класс: 8.

Дата проведения: 25.04.12 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


I. Повторение пройденного материала.


  1. Беседа по вопросам:




  1. Что определяет статус человека?

  2. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

  3. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

  4. Что входит в понятие «социальная роль»?

  5. Что такое гендер?

  6. Как закрепляются гендерные роли?


2. Сообщение темы и цели урока.


II. Изложение программного материала.


Рассказ с элементами беседы


ВСПОМНИ


Что в тексте Конституции нашей страны означают слова «многонациональный народ России»?


ПОДУМАЙ


Как определяется национальность человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?


На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племён. Среди них есть многочисленные и малочисленные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят в состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.


Факты


Общепризнано, что Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.


Вы, вероятно, не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos – народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание её членами общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»). Иными словами, этническая группа – это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают её от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. Учёные нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. Многие учёные используют слово «нация» в другом смысле: нация – это все граждане определённой страны, независимо от их этнических различий.


^ Отношения между нациями. Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племён формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооружённые столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времён и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.


^ Отношение к истории и традициям народа. Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть – славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган, - их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличен к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое (свойственное другой нации) – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать всё, что было в истории своего народа, и хорошее, и плохое, и при этом чернить всё, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведёт к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно – с болью или негодованием – не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988 г. в Армении представители других народов нашей страны и зарубежных стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и сёла. Но бывают и другие традиции, например, кровная месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщённость в СССР, возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.


Документ


Фрагмент из работы российского учёного В. А. Тишкова:

«Пока мы не начнём наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идёт не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, учёных и педагогов – терпеливо и настойчиво объяснять, что «российскость» как идентичность и российский народ-нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий, которые существуют среди населения страны».


Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.


^ Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. XX в. в некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате, Сумгаите, Абхазии, Фергане, Нагорном Карабахе и т. д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковы причины этих конфликтов? Одна из главных причин – территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылались на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные её периоды происходило передвижение народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда чётко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликта бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти – всё это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке, и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряжёнными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Порой конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц. Бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии. Большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нём, прежде всего, записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.


Мнения


Социологи в 2001-2002 гг. провели исследование, как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?». Мнения разделились. 16,3% ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я». 7,4% дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семье». Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность супруга/супруги не будет иметь значения». Причём обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придаёт особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.


    • ^ А каково твоё отношение к этому вопросу?


Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.


Ситуация


За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов – приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать её законы.


И ещё одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечёт за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.


III. Итог урока.


^ ПРОВЕРЬ СЕБЯ


  1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?

  2. Каковы различные понятия национальной гордости?

  3. Какое значение имеют национальные традиции?

  4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

  5. В чём опасность межнациональных конфликтов?

  6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?

  7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?


^ В КЛАССЕ И ДОМА


  1. Найдите в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века, вам известны? Назовите нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

  2. Приведите примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

  3. В притче давних времён рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумайте, о чём говорит эта притча. Объясните, как вы оцениваете ответ человека волшебнику.

  1. Проиллюстрируйте на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

  2. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласны ли вы с писателем? Покажите на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

  3. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности, а мать другой. Объясните, о чём свидетельствует этот факт. Предположите, как бы вы определили национальную принадлежность детей в этих семьях.

  4. Попробуйте сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций.


Говорят мудрые


«Нации – это богатство человечества, это обобщение личности его; самая малая из них несёт свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего промысла».


А. И. Солженицын (1918-2008), русский писатель


Оценивание ответов учащихся.


Домашнее задание: читать §25 «Нации и межнациональные отношения» (сс. 198-206); завершить выполнение заданий рубрики «В классе и дома» (сс. 205-206).




Похожие:

Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения»
Цель: рассмотреть основные признаки и пути становления наций; охарактеризовать особенности межнациональных отношений в современном...
Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Рыночные отношения в экономике» Цель: рассмотреть основные принципы функционирования рыночной экономики. Предмет: обществознание. Класс: 11
Рынок – благо или зло? Что делает «невидимая рука» рынка? Российская экономика уже рыночная или ещё нет?
Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Деньги, их функции» Цель: рассмотреть роль денег в современной экономике. Предмет: обществознание. Класс: Дата проведения: 10. 03. 2011 г
Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?
Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Мировая экономика» Цель: рассмотреть основные принципы функционирования мировой экономики. Предмет: обществознание. Класс: 11
Почему страны торгуют? Можно ли отгородиться друг от друга? Каковы плюсы и минусы процесса глобализации?
Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Социальные взаимодействия» Цель: рассмотреть сущность и особенности социальных взаимодействий. Предмет: обществознание. Класс: 10
Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Все ли наши отношения с другими людьми могут быть отнесены к социальному...
Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Экономика и государство» Цель: рассмотреть роль государства в экономике. Предмет: обществознание. Класс: 11. Дата проведения:. 20 г
Зачем государство вмешивается в рыночные отношения? Кто должен оплачивать работу библиотек, светофоров и маяков? Почему государство...
Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Охранять природу значит охранять жизнь» Предмет: обществознание. Класс: Дата: 24. 03. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цели: расширить знания в области охраны природы; рассмотреть примеры и последствия безответственного отношения общества к природным...
Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8
Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом
Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10
Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?
Урок по обществознанию на тему «Нации и межнациональные отношения» Цель: рассмотреть совокупность межнациональных отношений в современном мире. Предмет: обществознание. Класс: 8 iconУрок по обществознанию на тему «Экономика и её основные участники» Цель: узнать, что такое экономика, рассмотреть её назначение в жизни общества. Предмет: обществознание. Класс: 7
Какие задачи решает милиция общественной безопасности? Какие службы и подразделения существуют в моб?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы