Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 icon

Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10

НазваниеУрок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10
Дата конвертации07.11.2012
Размер157.72 Kb.
ТипУрок

Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества»


Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества.


Предмет: обществознание.

Класс: 10.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


  1. Сообщение темы и цели урока.




  1. Активизация учебной деятельности.


Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?


  1. ^ Изложение программного материала.


Рассказ с элементами беседы


Многообразие социальных групп


Как вы уже знаете, люди в процессе свой жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. К таким группам, например, относятся народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив, семья. Социальные группы, как можно заметить по приведённым примерам, различны по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе. Что же даёт основание объединить такие непохожие друг на друга сообщества в категорию «социальные группы»? Ответ на этот вопрос прост: все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания. Каждую социальную группу характеризуют определённые связи и общие социально значимые признаки. Такими признаками могут быть национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни и пр.

Чем вызвано существование социальных групп? Как взаимодействуют в этих группах люди и как эти группы взаимодействуют между собой? Ответы на эти вопросы дают исследователи-социологи. Они объясняют возникновение и существование относительно стабильных социальных групп, прежде всего, общественным разделением труда и специализацией деятельности. (Вспомните, например, как в глубокой древности в связи с отделением ремесла от сельского хозяйства в обществе возникли группы ремесленников и крестьян, городских и сельских жителей, как ремесленники одной специальности стали объединяться в особую группу – цех, как появилось цеховое руководство.) Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды (экономическую, политическую и т. д.) определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование богатых, бедных и средних слоёв населения, с политической – существование в обществе лидеров и масс, управляемых и управляющих.

Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет существование в современном обществе этнических и религиозных групп.

Можно ли каким-либо образом классифицировать все существующие в обществе социальные группы?

Учёные пытаются ответить на этот вопрос начиная с античных времён. Однако до сегодняшнего дня общепринятой типологии социальных групп не существует. Один из принципов классификации – условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые. Именно с такой классификацией вы познакомились в основной школе.

Как вы помните, в качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п. Малую группу отличает от большой то, что все её участники объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом.

Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединённых природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами. Такие группы людей создают естественный фон их общественной жизни. В определённых условиях природные различия людей могут приобретать социальные качества. Например, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но лишь при определённом уровне общественного развития возникает социальная группа пенсионеров.

Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп или занимает некое промежуточное, переходное положение.

Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат. marginalis – находящийся на краю) группы. К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определённых занятий (бомжей). Признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой. Однако, утратив связь со своей прежней социальной группой, маргиналы долгое время не могут принять новые ценности и правила поведения. Яркий пример такого состояния – люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город, оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей образа жизни горожан. Оказавшись без корней (родственных, дружеских, культурных), они словно «повисают в воздухе». Они, как правило, выполняют самую простую, неквалифицированную, часто временную работу, и её потеря грозит им превращением в бродяг и нищих.

Отсутствие определённых устойчивых связей и норм способствует проявлению маргиналами социальной активности и инициативы в поисках своего нового места в жизни. Однако состояние неопределённости, «промежуточности» время от времени вызывает напряжение, дискомфорт, беспокойство и даже агрессивность. Вот почему маргинальные личности могут стать как социальной опорой прогрессивных преобразований в обществе, так и носителями различных антидемократических тенденций.


^ Социальное неравенство


Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение, по мнению социологов, определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества. Приведём следующий пример. Из курса истории России XIX в. вы знаете, какое положение в обществе занимали дворяне, помещики, буржуазия, священники, купцы, мещане, казаки, крестьяне. При этом положение крестьян также было неодинаково: государственные, помещичьи, монастырские и вольные крестьяне.

Образно можно представить каждую социальную группу на определённой ступени социальной лестницы: одни группы находятся выше, другие – ниже.

Разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе, называют социальной дифференциацией.

Социальная дифференциация, как утверждают социологи, свойственна любому обществу, так как в любом обществе существуют различные по своему положению социальные группы. Иными словами, существует неравенство – неравный доступ представителей различных социальных групп к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Даже в первобытном сообществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Дальнейшее развитие человечества способствовало более сложному социальному расслоению.

В то же время нельзя отрицать и тот факт, что человечество уже много лет стремится к социальному равенству. Но осуществимо ли оно? Возможно ли достижение равенства в обществе, где существует социальная дифференциация? Или это лишь мечта, миф, утопия?

Среди учёных нет единого мнения по этим вопросам. И объясняется это, прежде всего, различным пониманием слов «равенство» и «неравенство». Например, марксистская теория связывает неравенство с отношениями собственности и эксплуатации человека человеком. Марксисты считают, что достижение социального равенства возможно и связано оно с уничтожением частной собственности на средства производства.

Согласно некоторым другим теориям, социальное неравенство рассматривается как все существенные различия между людьми, возникающие в процессе их жизнедеятельности. И поскольку эти различия неустранимы, то и социальное неравенство рассматривается как неизбежное социальное явление, а идеи построения общества полного социального равенства как несбыточные, утопичные.

В современном обществе социальное равенство всё чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства – соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для представителей всех социальных групп (независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания) в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учёбу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты).

В современных международных документах Организации Объединённых Наций (ООН) ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей.


^ Социальная стратификация


Взаимосвязанные между собой социальные группы образуют социальную структуру общества. Каков основной элемент этой структуры?

В основе ряда теорий о социальной структуре общества лежит понятие «класс». Оно вам знакомо из курса истории. Рассматривая различные исторические периоды, вы изучали положение рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуазии и рабочего класса.

Марксистская теория использует деление общества на классы для обозначения больших групп людей, отличающихся своим отношением к собственности. Многие современные учёные используют понятие «класс» для фиксации различий в доходах.

Так, одна из классификаций американского общества выделяет в нём высший класс (он включает богатых людей), средний класс (к нему относят зажиточных людей, а также людей, имеющих средние доходы: мелких предпринимателей, хорошо оплачиваемых служащих, квалифицированных рабочих) и низший класс (класс бедных людей – низкооплачиваемых рабочих, безработных, нищих).

В то же время многие учёные считают, что классовое деление общества (классификация) может и должно быть дополнено делением общества на страты (стратификация). Слово «страта» происходит от латинского слова stratum – слой. Выделение страт (слоёв) позволяет представить социальную структуру общества более детально.

С помощью социальной стратификации, во-первых, можно увидеть слои внутри одного и того же класса. Например, одна из американских теорий стратификации выделяет внутри высшего класса верхний и нижний слои – очень богатых и просто богатых людей. Средний класс разбивается на «высший средний класс», «средний средний класс» и «низший средний класс». При такой стратификации к доходу как главному критерию деления общества на социальные слои добавляется объём власти, престиж профессии и уровень образования. Это значит, например, что к «высшему среднему классу» относятся люди, чей доход, объём власти, престиж профессии и уровень образования выше, чем у тех, кто попадает в «средний средний» и тем более в «низший средний класс».

Во-вторых, стратификация позволяет представить деление общества на социальные слои по одному или нескольким произвольно выбранным признакам. Ими могут быть этнические, демографические, профессиональные, территориальные, возрастные характеристики, отношение к власти, размер дохода, уровень образования, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни, стандарты поведения, любительские интересы и пр. Например, вы, учащиеся 10 класса, по возрастному признаку можете быть отнесены к страте молодёжи. По виду деятельности – к страте учащейся молодёжи. По месту жительства – к городским или сельским жителям. По уровню доходов родителей – к страте людей с высокими, низкими или средними доходами. Иными словами, на основе определённого признака каждый человек может быть отнесён к тому или иному общественному слою – страте.


^ Социальная мобильность


Как вы уже поняли, социальная структура общества отражает положение человека в нём, или, иными словами, его социальный статус. А может ли человек изменить своё социальное положение? Может ли он переместиться из одной социальной группы в другую?

Анализируя в связи с этим вопросом исторический опыт, американский социолог Б. Барбер писал: «В прежние времена военные, землевладельческие, хозяйственные, правительственные и религиозно-официальные роли оценивались несколько выше, чем коммерческие, промышленные, научные, преподавательские и всевозможные прочие профессиональные роли. Люди стремились переместиться сами или поместить своих сыновей в роли первой из помянутых категорий, как только им представлялась такая возможность».

Общество, однако, далеко не всегда давало человеку возможность перейти из одной социальной группы в другую. В патриархальном и феодальном обществе такие переходы были крайне ограниченны. Молодые люди наследовали принадлежность к тому или иному социальному слою (сословию), соответствующие права и привилегии, перенимали занятия своих родителей. О женитьбе и замужестве часто договаривались родственники независимо от личных симпатий молодых. А в некоторых странах существовали прямые запреты на переход из одной социальной группы в другую. Примером такой закрытой общественной структуры является кастовый строй в Индии и ряде стран Африки.

Современное общество стало открытым. В нём сняты прежние ограничения, ведущие к переходу человека с одной ступеньки социальной лестницы на другую. Например, запреты на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате активизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Например, переход с одного государственного предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое. Сюда же иногда относят и перемещения людей в географическом пространстве без изменения своего статуса. Например, переезд из одного города в другой, от места жительства к местам работы, покупок, развлечений, отдыха.

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К восходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, например, процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике.


^ Социальные интересы


Каждой социальной группе свойственны общие для всех её участников интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. (Вспомните, что вы уже знаете о потребностях человека.) Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными эти предметы. Прежде всего, это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. По направленности интересы можно разделить на экономические, социальные, политические, духовные.

Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе, называют социальными интересами. Они состоят в сохранении или преобразование тех учреждений, порядков, норм взаимоотношений, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе.

Социальные интересы воплощаются в деятельности – её направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян и фермеров в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей решений. Такими средствами могут быть письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступления в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей, пикетирования и других акций социального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определённые целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Важным средством выражения социальных интересов является отказ в поддержке при избрании в органы власти людей, олицетворяющих противоположные социальные интересы. Свидетельством борьбы и компромисса различных социальных интересов является деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений.

Стремление людей участвовать в процессах, определяющих их жизнь, ведёт к превращению социально-групповых интересов в политический фактор развития общества.

Сходство социальных интересов и деятельность в их защиту приводят различные группы к объединению. Так возникают общественные и общественно-политические движения, создаются политические партии. Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нередко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в её осуществлении.

Активность социальных групп, связанная с удовлетворением своих интересов, проявляется и в межгосударственных отношениях. Яркий пример этого явления – защита крупнейшими нефтепроизводителями разных стран своих экономических интересов, проявляющихся в совместных решениях об увеличении или сокращении добычи нефти в связи с изменением цен на нефть.

Учёт многих признаков при выделении социальных групп и выявлении их социальных интересов позволяет создать многомерную картину социальной жизни общества и выявить тенденции её изменений.


  1. ^ Практические выводы.




  1. В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.

  2. Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить её будущее развитие, важно знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково её влияние на общественную жизнь и политику.

  3. Оценивая деятельность государства, проследите, учитывает ли оно интересы тех или иных групп в своей социально-экономической политике, например, при решении таких вопросов, как установление или отмена налогов, определение социальной помощи малоимущим слоям населения и т. п.

    1. Документ.


Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ ^ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.


^ Вопросы и задания к документу


  1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?

  2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?

  3. Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

  4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания структуры современного общества?




    1. Вопросы для самопроверки.




  1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

  2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?

  3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

  4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?

  5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где существует социальная дифференциация?

  6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды?

  7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.

  8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?

  9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?

  10. В чём состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?




    1. Задания.




  1. Национальный Демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нём рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?

  2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.

  3. Бывший рабочий открыл своё дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

  4. С чем связаны забастовки шахтёров, учителей, других профессиональных групп? Формулируя свой ответ, опирайтесь на соответствующие понятия темы. Используйте материал из газет и других средств массовой информации.




    1. Мысли мудрых.


«Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом».


О. де Бальзак (1799-1850), французский писатель


  1. Заключительная часть.




    1. Оценивание ответов учащихся.

    2. Домашнее задание: читать §14 «Социальная структура общества» (сс. 151-162).




Похожие:

Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 iconУрок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества» Цель: рассмотреть особенности культуры как компонента духовной жизни общества. Предмет: обществознание. Класс: 10
Охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое...
Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 iconУрок по обществознанию на тему «Социальная структура общества»
«социальная группа», назвать основные виды социальных групп; определить роль социальных конфликтов в развитии общества
Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 iconОтветы по обществознанию для 11 класса
Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества
Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 iconУрок по обществознанию на тему «Экономика и её основные участники» Цель: узнать, что такое экономика, рассмотреть её назначение в жизни общества. Предмет: обществознание. Класс: 7
Какие задачи решает милиция общественной безопасности? Какие службы и подразделения существуют в моб?
Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 iconУрок по обществознанию на тему «Развитие общества» Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом. Предмет: обществознание. Класс: 8
Цель: рассмотреть основные изменения в обществе, обусловленные техническим прогрессом
Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 iconУрок 2 Социальная организация общества
Цели: усвоить определение понятий: социальная группа, класс, страта; понимать сущность понятий: социальная структура общества, социальная...
Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 iconУрок по обществознанию на тему «Роль экономики в жизни общества» Цель: определить место (роль) экономики в жизни общества. Предмет: обществознание. Класс: 10
Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться экономического процветания страны? Каков портрет «новой...
Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 iconУрок по обществознанию на тему «Семья и быт» Цель: расширить знания о семье как ячейке общества, рассмотреть семейный быт в контексте социального развития. Предмет: обществознание
Цель: расширить знания о семье как ячейке общества, рассмотреть семейный быт в контексте социального развития
Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 iconУрок по обществознанию на тему «Охранять природу значит охранять жизнь» Предмет: обществознание. Класс: Дата: 24. 03. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цели: расширить знания в области охраны природы; рассмотреть примеры и последствия безответственного отношения общества к природным...
Урок по обществознанию на тему «Социальная структура общества» Цель: рассмотреть особенности социальной структуры общества. Предмет: обществознание. Класс: 10 iconУрок по обществознанию на тему «Право, его роль в жизни общества и государства» Цель: определить сущность права, его роль в жизни общества и государства. Предмет: обществознание
Какие правила поведения людей существуют? В чём состоит основное значение нормы? Для чего создаются нормы?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы