Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса icon

Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса

НазваниеПрограмма факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса
Дата конвертации08.11.2012
Размер227.81 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

городского округа город Стерлитамак



Рассмотрено на заседании

Методобъединения МБОУ «СОШ №16»

Протокол №_____ от __________2010 г.

Председатель МО

_______ Хаматгалеев Э. Р.

Согласовано на заседании НМС

МБОУ «СОШ №16»

Протокол №____ от _________. 2010 г.

Руководитель МС

________ Щербакова Л. М.

Утверждено на заседании ГЭС



Программа

факультативных занятий по технологии

«Графическая грамота»

для учащихся 5 класса

34 часа


Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год


Составитель: Хаматгалеев Э. Р., учитель технологии МБОУ «СОШ №16»


Стерлитамак


2010

^ Пояснительная записка


Предлагаемая программа (составленная на основании учебного пособия Школьник К. А. Графическая грамота. Научно-популярная литература. Оформл. Б. Белова. М.: «Дет. Лит.», 1977. – 143 с. с ил. (Серия «Знай и умей»)) поможет школьникам решать графические задачи и строить чертежи.

Овладение программой осуществляется на основе оптимального сочетания теоретического и практического обучения, преемственности с изобразительным искусством и трудовым обучением (технологией) в 5-9 классах.


Как известно, высокая квалификация будущих специалистов в любой области науки и техники во многом зависит от того, насколько школьные учебные программы обеспечивают преемственность по отношению к программам обучения в вузах, техникумах и профессионально-технических училищах нашей страны.

Нарушение этого важнейшего принципа преемственности создаёт ситуацию, при которой по окончании школы молодёжь оказывается недостаточно подготовленной для продолжения своего образования в высших и средних технических учебных заведениях.

Научно-техническая революция предъявила необычайно высокие требования к подготовке специалистов во всех областях народного хозяйства. Программы вузов и техникумов перестроены в соответствии с новыми требованиями. Средняя школа также приняла все меры, чтобы принцип преемственности не был нарушен. Она не только расширила и углубила свои учебные программы, но и начала применять новые, чрезвычайно смелые и, как оказалось, весьма эффективные методы обучения. Достаточно напомнить о том, что в современной школе алгебру и геометрию ребята успешно изучают в начальных классах.

Однако сегодняшние выпускники средней школы в начальных классах учились по старым программам, и прогрессивные методы обучения «застали» их, когда они уже заканчивали школу. Естественно, что перед ними то и дело возникают трудности; для этой категории молодёжи принцип преемственности в какой-то мере нарушен.

Графическая грамота – одна из дисциплин, в изучении которой учащиеся вузов и средних технических учебных заведений испытывают наибольшую трудность.

Вероятно, это объясняется некоторой недооценкой графической грамоты, которая в школьных расписаниях именовалась «черчением».

Задачей курса – помочь обучающимся ликвидировать разрыв между полученными и необходимыми знаниями и умениями. Поэтому курс ни в коей мере не может заменить собой дисциплину «Черчение», а является как бы своего рода помощником в практической работе. Этой задачей объясняется и построение курса, начиная с введения, в котором определяется, что такое графическая грамота и какую роль она играет в эпоху НТР, и кончая особенностями изложения материала.

Акцентируется внимание именно на тех вопросах, которые требуют разъяснения с азов, с азбуки. В этих случаях руководителю курса приходится прибегать к более обширным теоретическим обоснованиям, потому что знания, полученные «без основ», поверхностны и недолговечны. Когда же речь идёт о вопросах, которые по наблюдениям учителя более знакомы обучающимся, теоретические обоснования кратки.

Автор-составитель считает также наиболее эффективным методом обучения графической грамоте практические занятия, поэтому в программе широко представлены «задачи на построение», даны и совершенно новые способы их решения.

Сведения теоретического характера, примеры и практические задачи данного курса не могут исчерпать весь круг вопросов и проблем графической грамоты, но составитель надеется, что его работа поможет обучающимся научиться тому, без чего немыслима деятельность в любой из научных и технических профессий.


Основной целью занятий данного факультатива является формирование у обучающихся графической грамоты, технологической культуры, творческой активности, содействие в овладении образным языком черчения.


Задачи курса:

  • раскрытие и развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;

  • выявление и поддержка технически талантливых детей;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности;

  • формирование технологической и художественной культуры;

  • освоение и формирование практических навыков работы с инструментами, познание теории и практики инженерной графики на начальном (соответствующем возрасту школьников) уровне.

  • создание условий для осознанного профессионального самоопределения;

  • развитие таких качеств личности, как трудолюбие, восприятие, память, внимание, наблюдательность, умение творчески мыслить;

  • ознакомление с историей чертежа, чертёжных и измерительных инструментов.


Образовательные – формирование, углубление и расширение знаний по элементарной геометрии и отдельным разделам начертательной геометрии; ознакомление с профессиями «инженер», «конструктор», «технолог».

Воспитательные – привитие интереса к технологической культуре, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.


Требования к уровню подготовки обучающихся


По окончании обучения по курсу «Графическая грамота» обучающиеся должны показать высокий уровень знаний следующих разделов программы:

  • чертёжные инструменты и принадлежности;

  • общие сведения о геометрических элементах;

  • основные задачи на построение;

  • касательные и сопряжения;

  • способы деления окружности и построение многоугольников;

  • лекальные кривые;

  • методы графических изображений.


Обучающиеся должны уметь:

  • рационально организовать своё рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учётом требования технической эстетики, безопасных приёмов работы;

  • планировать работу, составлять графическую и проектную документацию;

  • выполнять простые творческие проекты.



Тематический план


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Введение. Чертёжные инструменты и принадлежности

1

2

Сведения из ГОСТов и оформление чертежей

2

3

Общие сведения о геометрических элементах

3

4

Основные задачи на построение

5

5

Касательные и сопряжения

7

6

Способы деления окружности и построение многоугольников

13

7

Методы графических изображений

3




ИТОГО

34



^ Содержание программы (34 часа)


  1. Введение. Чертёжные инструменты и принадлежности (1 час)


Содержание и задачи курса «Графическая грамота». Чертёжные инструменты и принадлежности.

Теоретические сведения:

  • содержание и задачи раздела «Графическая грамота»;

  • инструменты и принадлежности;

  • гигиена труда.

Практическая работа:

  • подготовка рабочего инструмента для выполнения чертежей;

  • рациональная организация рабочего места.




  1. Сведения из ГОСТов и оформление чертежей (2 часа)


Форматы чертежей. Масштабы. Линии чертежа. Шрифты чертёжные.


Теоретические сведения:

  • понятие ГОСТа;

  • форматы чертежей;

  • масштабы;

  • линии чертежа и их обводка;

  • шрифты чертёжные.

Практическая работа:

  • вычерчивание рамки чертежа на листе формата А4;

  • получение линий чертежа и их обводка;

  • оформление надписей чертёжным шрифтом.




  1. Общие сведения о геометрических элементах (3 часа)


Линия. Ломаная линия. Кривая линия. Смешанная линия. Взаимное положение прямых линий. Поверхность. Угол. Измерение и геометрия. Геометрические формы. Окружность. Тело.

Теоретические сведения:

  • линия;

  • ломаная линия;

  • кривая линия;

  • смешанная линия;

  • взаимное положение прямых линий;

  • поверхность;

  • угол;

  • измерение и геометрия;

  • геометрические формы;

  • окружность;

  • тело.


Практическая работа:

  • научиться строить линии различного типа, определять взаимное положение линий на плоскости и в пространстве;

  • научиться строить углы, определять геометрическую форму тел;

  • выполнить построение окружности (по заданным параметрам).

  1. Основные задачи на построение (5 часов)


Теоретические сведения:

  • порядок оформления задач;

  • назначение линий;

  • построение перпендикуляров;

  • параллельные линии;

  • деление отрезков;

  • нахождение части отрезка;

  • точка золотого сечения или деления;

  • способы построения углов;

  • деление произвольных и прямых углов на равные части

Практическая работа:

  • построение линий различного вида (сплошная толстая основная, штриховая и т. д.);

  • построение перпендикуляров;

  • построение параллельных линий;

  • деление отрезков пополам, на n равных частей;

  • определение части отрезка (1/3 и т. п.);

  • построение углов;

  • деление углов на равные части.




  1. Касательные и сопряжения (7 часов)


Общие понятия о касательных и нормалях. Определение центра подобия двух окружностей. Основные задачи на построение касательных. Практические задачи на применение касательных при выполнении контурных очертаний технических форм. Сопряжения.

Теоретические сведения:

  • общие понятия о касательных и нормалях;

  • сопряжения;

  • коробовые кривые (овалы);

  • овоид.

Практическая работа:

  • определение центра подобия двух окружностей;

  • основные задачи на построение касательных;

  • практические задачи на применение касательных при выполнении контурных очертаний технических форм;

  • построение овала;

  • построение овоида.




  1. Способы деления окружности и построение многоугольников (13 часов)


Центральный угол. Вписанный угол. Описанный угол. Вписанная фигура. Описанная фигура. Сектор круга. Практический способ построения углов. Деление окружности на n равных частей. Построение правильных многоугольников.

Теоретические сведения:

  • центральный угол;

  • вписанный угол;

  • описанный угол;

  • вписанная фигура;

  • описанная фигура;

  • сектор круга.

Практическая работа:

  • деление окружности на три, шесть и двенадцать равных частей;

  • деление окружности на четыре равные части;

  • деление окружности на восемь равных частей;

  • деление окружности на шестнадцать равных частей;

  • деление окружности на пять, десять и двадцать равных частей;

  • деление окружности на семь равных частей;

  • деление окружности на четырнадцать равных частей;

  • деление окружности на девять равных частей;

  • деление окружности на восемнадцать равных частей;

  • построение правильного треугольника по данной стороне;

  • построение квадрата по данной стороне;

  • построение шестиугольника по данной стороне;

  • построение правильного пятиугольника по данной стороне;

  • построение правильного девятиугольника по данной стороне.




  1. Методы графических изображений (3 часа)


Общие сведения о методах изображений. Метод ортогональных (прямоугольных) проекций. Метод аксонометрических проекций. Примеры на построение проекций детали «серьга».

Теоретические сведения:

  • назначение и роль разметки;

  • какие используют инструменты и приспособления для выполнения разметки.

Практическая работа:

  • научиться готовить поверхность изделия под разметку;

  • научиться выполнять элементы разметки;

  • научиться делать разметку по чертежу, эскизу и шаблону.



^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

факультативных занятий для 5 класса


№ п/п

Дата

Количество часов

Тема урока

Элементы содержания

Практическая работа

Домашнее задание






0,5

Введение.

Чертёжные инструменты и принадлежности

Содержание и задачи курса «Графическая грамота». Практическая значимость знаний, умений, навыков в области графической грамоты и черчения.

Соотнести аксонометрическое (пространственное) изображение модели с её изображением в трёх видах способом прямоугольных проекций.







0,5

Виды карандашей. Типы линеек. Циркуль. Транспортир.

Подготовка рабочего инструмента для выполнения чертежей.

Рациональная организация рабочего места.









1

Сведения из ГОСТов и оформление чертежей (2 ч.)

Понятие ГОСТа. Форматы чертежей. Масштабы. Линии чертежа и их обводка.

Вычертить рамку чертежа на листе формата А4. Начертить линий чертежа и обвести их.









1

Шрифты чертёжные. Оформление надписей чертёжным шрифтом.

Оформить надписи чертёжным шрифтом.






1

Общие сведения о геометрических элементах

(3 часа)

Линия. Ломаная линия. Кривая линия. Смешанная линия. Взаимное положение прямых линий. Поверхность.

Научиться строить линии различного типа, определять взаимное положение линий на плоскости и в пространстве.









1

Угол. Измерение и геометрия. Геометрические формы.

Научиться строить углы, определять геометрическую форму тел.






1

Окружность. Тело.

Выполнить построение окружности по заданных параметрам.






1

Основные задачи на построение (5 часов)

Порядок оформления задач. О назначении линий.

Назвать линии заданного чертежа.









1

Построение перпендикуляров.

Выполнить построение перпендикуляра тремя различными способами.






1

Параллельные линии.

Провести через данную точку линию, параллельную данной прямой. Три способа решения этой задачи.






1

Деление отрезков.

Научиться делить отрезок пополам, на четыре равные части.






1

Деление произвольных и прямых углов на равные части.

Научиться делить углы на равные части.






1

Касательные и сопряжения

(7 часов)

Общие понятия о касательных и нормалях.

Построить касательную к окружности и нормаль.









1

Основные задачи на построение касательных.

Провести касательную через точку, заданную на окружности.






1

Основные задачи на построение (продолжение).

Провести касательную из точки, данной вне окружности.






1

Практические задачи на применение касательных при выполнении контурных очертаний технических форм.

Выполнить упражнения на самостоятельное вычерчивание контурных очертаний.






1

Сопряжения.

Построить сопряжение для острого угла.






1

Коробовые кривые (овалы).

Построение овала по данной большой оси.






1

Овоид.

Построение овоида по данному отрезку.






1

Способы деления окружности и построение многоугольников (13 часов)

Центральный угол. Вписанный угол. Описанный угол. Вписанная фигура. Описанная фигура. Сектор круга. Практический способ построения углов.

По заданию учителя построить углы 360, 100, 420, 180, 70, 140, 550, 540.









1

Деление окружности на три, шесть и двенадцать равных частей.

Разделить окружность на три, шесть, двенадцать равных частей.






1

Деление окружности на четыре равные части.

Разделить окружность на четыре равные части.






1

Деление окружности на восемь равных частей.

Разделить окружность на восемь равных частей.






1

Деление окружности на шестнадцать равных частей.

Разделить окружность на шестнадцать равных частей.






1

Деление окружности на пять, десять и двадцать равных частей.

Разделить окружность на пять, десять и двадцать равных частей.






1

Деление окружности на семь и четырнадцать равных частей.

Разделить данную окружность на семь и четырнадцать равных частей.






1

Деление окружности на девять равных частей.

Разделить окружность на девять равных частей.






1

Деление окружности на восемнадцать равных частей.

Разделить окружность на восемнадцать равных частей.






1

Построение правильных многоугольников. Построение правильного треугольника по данной стороне. Построение квадрата по данной стороне.

Построить правильный треугольник по данной стороне. Построить квадрат по данной стороне.






1

Построение шестиугольника по данной стороне.

Научиться строить шестиугольник по данной стороне.






1

Построение правильного пятиугольника по данной стороне.

Построить правильный пятиугольник по данной стороне.






1

Построение правильного девятиугольника по данной стороне.

Построить правильный девятиугольник по данной стороне.






1

Методы графических изображений (3 часа)

Общие сведения о методах изображений.












1

Метод ортогональных (прямоугольных) проекций.

Выполнить рабочий чертёж данной детали (в трёх видах).






1

Метод аксонометрических проекций.

Выполнить чертёж данной детали в аксонометрической проекции (диметрия).




Методические рекомендации


Данная программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу, в общем объёме 34 часа.

В ходе обучения рекомендуется использовать игровые технологии, не перегружать детей, подкреплять работу обучающихся участием в конкурсах, выставках, конференциях, поддерживать соревновательных дух между членами учебного коллектива.

На протяжении всего курса учителем приводятся занимательные рассказы из истории инструментов, принадлежностей, стандартов; из истории масштабов и размеров; из истории геометрических построений; из истории видов, крепёжных деталей, сборочных чертежей и др.

Овладение графической грамотой начинается с ознакомления с инструментами и принадлежностями, необходимыми в черчении. Далее обучающиеся овладевают знаниями об основных геометрических элементах (линия, поверхность, угол, окружность, тело).

Решаются основные задачи на построение, изучаются способы деления окружности и построения многоугольников.

Заканчивается курс изучением методов графических изображений (построение прямоугольных и аксонометрических проекций детали).

После разъяснения задания учитель совместно с детьми выполняет построение.

Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности.


Формы контроля по выполнению эффективности обучения

по образовательным программам


  1. Усложнённые творческие задания на построение.

  2. Тестовый контроль полученных знаний, умений, навыков.

  3. Игровые задания: кроссворды, ребусы, загадки, стихи, чайнворды.

  4. Конференция: один раз в месяц.

  5. Самостоятельная практическая работа.

  6. Анкетирование.

  7. Наблюдение.



Материально-техническое обеспечение программы


Материалы и оборудование:


  1. Готовальня.

  2. Деревянный и автоматический карандаши.

  3. Чертёжные листы формата А4 или А3.

  4. Листы миллиметровой бумаги формата А4 или А3.

  5. Линейка, угольники, транспортир.

  6. Ластик.

  7. Тетрадь общая.



Список литературы для педагогов


  1. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. С. В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с.

  2. Карточки-задания по черчению. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 1. / В. В. Степакова, Л. Н. Анисимова, Р. М. Миначева и др.; Под ред. В. В. Степаковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с.: ил.

  3. Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., Беляева И. А. Черчение: Основные правила оформления чертежей. Построение чертежа «плоской» детали: Рабочая тетрадь №1. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 56 с.

  4. Хакимов Г. Ф., Саитова Т. Н., Гайфуллина Г. М., Вакутина О. В. Сборник задач и тестовых заданий по черчению и графике: Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных учреждений / Под общей редакцией Г. Ф. Хакимова. – Уфа: Китап, 2008. – 168 с.: ил.

  5. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003 г. – 221 с.: ил.

  6. Школьник К. А. Графическая грамота. Научно-популярная литература. Оформл. Б. Белова. М., «Дет. Лит.», 1977. – 143 с. с ил.



Список литературы для обучающихся


  1. Школьник К. А. Графическая грамота. Научно-популярная литература. Оформл. Б. Белова. М., «Дет. Лит.», 1977. – 143 с. с ил.

  2. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. С. В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с.

  3. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003 г. – 221 с.: ил.



Похожие:

Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса iconПрограмма факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса
Г. Каспржака. М.: Вита-Пресс, 2004. – 48 с поможет школьникам сориентироваться в мире современных профессий и выбрать для себя ту...
Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса iconПредмет: факультатив по технологии «Графическая грамота»
Цели: познакомить учащихся с основными способами построения параллельных прямых
Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса iconПредмет: факультатив по технологии «Графическая грамота»
Цели: ознакомить учащихся с порядком оформления графических задач, рассмотреть типы линий, применяемые в инженерной графике
Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса iconПредмет: факультатив по технологии «Графическая грамота»
Цели: ознакомить учащихся с понятиями и видами фигур, тел, научить строить окружность по заданным радиусу и диаметру, длине, трём...
Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» для 2 класса
Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной...
Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса iconПрограмма факультативных занятий по математике для 8 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
Автор: Ананченко Константин Онуфриевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и методики преподавания...
Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса iconПредмет: факультатив по технологии «Графическая грамота»
Проведение общей касательной к двум окружностям (касание внутреннее). (Рис. 56.)
Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса iconПредмет: факультатив по технологии «Графическая грамота»
Требуется провести касательную через точку K, заданную на линии окружности. (Рис. 53.)
Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса iconПредмет: факультатив по технологии «Графическая грамота»
Назовите типы линий в соответствии с их позициями на чертеже «Деталь №1», не смотря на таблицу спецификации
Программа факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса iconПредмет: факультатив по технологии «Графическая грамота»
Цели: познакомиться со способами деления произвольных и прямых углов на две равные части
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы