Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса icon

Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса

НазваниеПрограмма факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса
Дата конвертации09.11.2012
Размер144.35 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

городского округа город Стерлитамак



Рассмотрено на заседании

Методобъединения МБОУ «СОШ №16»

Протокол №_____ от __________2010 г.

Председатель МО

_______ Хаматгалеев Э. Р.

Согласовано на заседании НМС

МБОУ «СОШ №16»

Протокол №____ от _________. 2010 г.

Руководитель МС

________ Щербакова Л. М.

Утверждено на заседании ГЭС



Программа

факультативных занятий по технологии

«В мире профессий»

для учащихся 6 класса

34 часа


Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации: 1 год


Составитель: Хаматгалеев Э. Р., учитель технологии МБОУ «СОШ №16»


Стерлитамак


2010

^ Пояснительная записка


Предлагаемая программа (составленная на основе программы элективного курса «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» (авторы С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Е. О. Черкашин) / Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. Под общей ред. А. Г. Каспржака. М.: Вита-Пресс, 2004. – 48 с.) поможет школьникам сориентироваться в мире современных профессий и выбрать для себя ту из них, которая будет отвечать способностям и склонностям участников образовательного процесса. Обучающиеся познакомятся с описанием 33 наиболее популярных профессий.

На протяжении всего курса «В мире профессий» учащиеся работают над выполнением проекта «Моя профессиональная карьера». В связи с возможностями школы в рамках данного проекта предусмотрено развитие практических умений и профессиональных навыков в области таких профессий, как плотник, столяр, Web-дизайнер, оператор ЭВМ, художник, артист театра и кино, военный офицер, инженер-технолог, конструктор (с освоением черчения на компьютере, компьютерной графики), пожарный (в том числе подготовка к ежегодным городским соревнованиям по пожарно-спасательному спорту), спасатель, фермер.

Овладение программой осуществляется на основе оптимального сочетания теоретического и практического обучения, преемственности с технологией, изобразительным искусством, ОБЖ, информатикой.


Как известно, высокая квалификация будущих специалистов в любой области науки и техники во многом зависит от того, насколько школьные учебные программы обеспечивают преемственность по отношению к программам обучения в вузах, техникумах и профессионально-технических училищах нашей страны.

Нарушение этого важнейшего принципа преемственности создаёт ситуацию, при которой по окончании школы молодёжь оказывается недостаточно подготовленной для продолжения своего образования в высших и средних технических учебных заведениях.

Научно-техническая революция предъявила необычайно высокие требования к подготовке специалистов во всех областях народного хозяйства. Программы вузов и техникумов перестроены в соответствии с новыми требованиями. Средняя школа также приняла все меры, чтобы принцип преемственности не был нарушен. Она не только расширила и углубила свои учебные программы, но и начала применять новые, чрезвычайно смелые и, как оказалось, весьма эффективные методы обучения.

Выбор профессии – один из серьёзнейших шагов, стоящих перед молодёжью. От того, насколько адекватно он совершён, отвечает ли выбранная профессия способностям, интересам и склонностям, является ли востребованной на рынке труда, даёт ли возможности для карьерного роста, зависит то, как сложится дальнейшая жизнь. Тем не менее, осмысленно и осознанно совершить этот выбор весьма сложно. Программа призвана помочь учащимся школы в этом нелёгком, но чрезвычайно важном деле, опираясь на знания о мире профессий.

В первую очередь курс ориентирован на профессии, которые подразумевают получение высшего образования, дают большие возможности для карьерного роста и являются при этом более или менее массовыми.

Данный учебный материал рассчитан, прежде всего, на жителей крупных и средних городов, планирующих строить карьеру в гражданской сфере; сельские и военные профессии изучаются лишь поверхностно.

Занятия не ограничиваются пересказом сведений, доступных в справочной литературе и в Интернете, а дают новые и подлинные факты, исходящие, что называется, из первых рук. То есть, от тех квалифицированных работников, которым соответствующие профессии знакомы по собственному опыту, от авторитетных специалистов в разных областях деятельности.


Основной целью занятий данного факультатива является формирование у обучающихся ориентиров в сфере выбора профессии и осознанный выбор профиля обучения на старшей ступени общего образования.


Задачи курса:

  • раскрытие и развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;

  • выявление и поддержка талантливых детей;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности;

  • формирование технологической и художественной культуры;

  • освоение и формирование практических навыков работы с инструментами, познание теории и практики инженерной графики на начальном (соответствующем возрасту школьников) уровне;

  • практическое ознакомление с деятельностью профессионалов гуманитарного и культурного профилей;

  • создание условий для осознанного профессионального самоопределения;

  • развитие таких качеств личности, как трудолюбие, восприятие, память, внимание, наблюдательность, умение творчески мыслить.


Образовательные – ознакомление с профессиями, доступными для практического освоения учениками 6 класса МБОУ «СОШ №16».

Воспитательные – воспитание активной жизненной позиции в процессе социального и профессионального становления, положительного отношения к самому себе через осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии, ответственности за результаты своего выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности.

Развивающие – развитие способности самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда города Стерлитамак и Республики Башкортостан; развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе исследовательской и проектной деятельности.


Требования к уровню подготовки обучающихся


По окончании изучения каждой из предложенных тем учащиеся должны знать ответы на следующие вопросы.

  • В чём суть данной профессии?

  • Чем конкретно занимается сотрудник, как обычно складывается его рабочий день?

  • Где имеются соответствующие рабочие места? В каких условиях происходит труд?

  • Как получить профессию, какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?

  • Какие способности нужны для успешного овладения профессией? Имеются ли противопоказания?

  • Какова ситуация на рынке труда? Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?

  • На какие заработки можно рассчитывать, обладая данной профессией?

  • Каковы возможности для карьерного роста, в каких именно формах он может происходить?


По окончании учебного года обучающиеся должны уметь:

  • соотносить состояние своего здоровья и знания, умения, навыки с требованиями избираемой (интересующей) профессии, учитывать свои профессиональные интересы, склонности, качества личности и данные о состоянии здоровья при выборе профессии;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • выполнять учебный мини-проект по определению своих профессиональных намерений.



Основное содержание учебного материала


  1. Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию (1 час).

  2. Рынок профессионального труда и образовательных услуг (32 часа).

  3. Притязания человека и его профессиональная карьера (выполнение мини-проекта) – 1 час.


Половина каждого занятия отведена на практическую работу по получению основных умений и навыков в области художественного труда и таких профессий, как плотник, столяр, Web-дизайнер, инженер-технолог, конструктор (с освоением черчения на компьютере, компьютерной графики в программе КОМПАС), оператор ЭВМ, художник, военный офицер (включая строевую подготовку), пожарный (в том числе подготовка к ежегодным городским соревнованиям по пожарно-спасательному спорту), спасатель, фермер, агроном, артист театра и кино.


Тематический план


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию

1

2

Рынок профессионального труда и образовательных услуг

32

3

Притязания человека и его профессиональная карьера (создание и презентация проекта «Моя профессиональная карьера»)

1




ИТОГО

34


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

факультативных занятий для 6 класса


№ п/п

Дата

Количество часов

Тема урока

^ ГДЕ И КАК МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ






1

Введение. Ориентиры в мире профессий. Доходность и карьерные перспективы.

^ РЫНОК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ






1

Автомеханик. Веб-дизайнер






1

Агроном






1

Артист театра и кино






1

Аниматор






1

Бухгалтер






1

Ветеринар






1

Водитель






1

Военный офицер

10




1

Горничная

11




1

Дизайнер

12




1

Журналист

13




1

Инженер-технолог

14




1

Кассир

15




1

Кинолог

16




1

Косметолог

17




1

Маляр-штукатур

18




1

Машинист железнодорожный

19




1

Менеджер

20




1

Милиционер

21




1

Моряк

22




1

Официант

23




1

Охранник

24




1

Пилот гражданской авиации

25




1

Повар

26




1

Пожарный

27




1

Работник кафе быстрого обслуживания

28




1

Садовник

29




1

Спасатель

30




1

Спортсмен-профессионал

31




1

Фермер

32




1

Фотограф. Художник

33




1

Врач

^ ПРИТЯЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

34




1

Создание и презентация проекта «Моя профессиональная карьера»

Методические рекомендации


Данная программа рассчитана на один год с возможностью продолжения знакомства с миром профессий в 7, 8, 9 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу, в общем объёме 34 часа.

В ходе обучения рекомендуется использовать игровые технологии, не перегружать детей, подкреплять работу обучающихся участием в конкурсах, выставках, конференциях, поддерживать соревновательных дух между членами учебного коллектива.

На протяжении всего курса учителем приводятся занимательные рассказы из истории становления профессий, истории инструментов, принадлежностей, о прошлом образовательной сферы человеческого общества.


Список литературы для педагогов


  1. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. С. В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с.

  2. Кодекс успешного бизнесмена в цитатах и афоризмах / Сост. О. В. Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 476 с.

  3. Пошаговое руководство по открытию частного бизнеса: российский опыт / [Л. Н. Агаркова – ред.-сост.]. – Москва: Вершина, 2007. – 272 с.

  4. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с. – (Методическая библиотека).

  5. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика / К. С. Станиславский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 478, [2] с.: ил. – (Золотой фонд актёрского мастерства. Актёрский тренинг).

  6. Симоненко В. Д., Матяш Н. В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 176 с.

  7. Семёнова Г. Ю. Технология. Основы агрономии: 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.

  8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2004. – 96 с.

  9. Станиславский К. С. Искусство представления: Классические этюды актёрского тренинга. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 192 с.

  10. Технология производства мебели: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Геннадий Иванович Клюев. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176с.

  11. Учебник (пособие): Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.: ил.

  12. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003 г. – 221 с.: ил.

  13. Школьник К. А. Графическая грамота. Научно-популярная литература. Оформл. Б. Белова. М., «Дет. Лит.», 1977. – 143 с. с ил.

  14. Челышева Е. Столярные работы. / Серия «Для дома и заработка». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 320 с.



Список литературы для обучающихся


  1. Кодекс успешного бизнесмена в цитатах и афоризмах / Сост. О. В. Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 476 с.

  2. Пошаговое руководство по открытию частного бизнеса: российский опыт / [Л. Н. Агаркова – ред.-сост.]. – Москва: Вершина, 2007. – 272 с.

  3. Учебник (пособие): Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.: ил.

  4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2004. – 96 с.




Похожие:

Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса iconПрограмма факультативных занятий по технологии «Графическая грамота» для учащихся 5 класса
Предлагаемая программа (составленная на основании учебного пособия Школьник К. А. Графическая грамота. Научно-популярная литература....
Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» для 2 класса
Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной...
Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса iconПрограмма факультативных занятий по математике для 8 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
Автор: Ананченко Константин Онуфриевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и методики преподавания...
Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса iconРабочая программа по технологии для учащихся 1б класса коррекционно-развивающего обучения педагога Селютиной Любови Александровны
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для...
Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса iconПредмет: факультатив по технологии «В мире профессий»
Какое нужно образования для того, чтобы быть работником кафе быстрого обслуживания?
Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса iconПрограмма факультативных занятий по математике для 6 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
Авторы: С. А. Гуцанович, заведующий лабораторией математики и естественно-научного образования нио, доктор педагогических наук, доцент;...
Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса icon«Дорога в страну профессий» Игра-путешествие для учащихся 5–8-х классов
Проводится с 5–6-ми и 7–8-ми классами (или командами из каждого класса). В ходе игры команды, выполняя задания, предлагаемые им ведущим...
Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса iconПредмет: факультатив по технологии «В мире профессий»
Сотрудник, который работает с детьми в условиях дошкольного учреждения, следит за безопасностью жизни ребёнка, создаёт условия для...
Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса iconПредмет: факультатив по технологии «В мире профессий»
Специалист, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний у людей
Программа факультативных занятий по технологии «В мире профессий» для учащихся 6 класса iconРабочая программа по математике для учащихся 7 класса педагога Новиковой Татьяны Григорьевны (высшая квалификационная категория)
Настоящая программа по математике для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы