Примерная программа кружка «Я гражданин России» icon

Примерная программа кружка «Я гражданин России»

НазваниеПримерная программа кружка «Я гражданин России»
Дата конвертации26.08.2014
Размер106.45 Kb.
ТипПримерная программа

Приложение №2
В помощь учителю
Примерная программа кружка «Я – гражданин России»
Пояснительная записка
Содержание программы кружка «Я – гражданин России!» изложено в предлагаемом пособии, рассчитано на учащихся начальной школы и направлено, прежде всего, на знакомство детей с основным законом страны, на формирование представлений ребёнка о его правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся младших классов устойчивой мотивации в сознании себя как члена общества, представителя своего государства.

Программа, как и пособие, состоит из трёх частей: «Моя семья», «Мой народ», «Моё Отечество». Стержнем гражданского воспитания является патриотизм, а он, по словам академика Д. С. Лихачёва, начинается с любви к семье, поэтому реализацию примерной программы предлагается начинать с части «Моя семья». Освоение программы с предложенными в пособии тестами по каждой теме поможет ребятам разобраться в сложном мире человеческих и межнациональных отношений, научит детей тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе, даст возможность самим определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общего в целом, поможет проявить при необходимости в каждом ученике гражданскую позицию.

Проведение во внеурочное время кружковых занятий позволит не только дать детям представление об отношениях в семье, толерантности и гражданственности, но и поможет учителю получить информацию через тестирование о понимании каждым учащимся рассматриваемых на занятиях сложных тем. Во многих тестах пособия заложены вопросы, которые могут стать основой для вовлечения детей при проведении занятий кружка в небольшие дискуссии, споры по рассматриваемой теме. На каждом занятии учитель может включать учащихся при желании и их возможностях в проектную деятельность, которая в примерной программе распределена по видам внеурочной деятельности.

Приоритетными целями занятий в кружке «Я – гражданин России!» являются воспитание чувства патриотизма, формирование гражданина России, осознание обучающимися их причастности к судьбе Отечества, его прошлому и настоящему; понимание семьи как важнейшей жизненной ценности; формирование активной жизненной позиции, толерантности и любви к своему народу, малой родине, уважения к истории и культуре народов России.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: формировать у подрастающего поколения убеждённость, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества; прививать учащимся понимание ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства и милосердия, способности к сопереживанию; приобщать детей к семейным традициям и обычаям народов России.

Обучение в кружке «Я – гражданин России!» предполагает проведение занятия один раз в неделю и рассчитано на учебный год. Каждый учитель сможет самостоятельно определить возможность использования на занятиях кружка предложенных в пособии тестов в зависимости от возраста и способностей детей. На одном занятии может быть использовано несколько близких по содержанию тестов, а на другом, - по усмотрению учителя, тесты могут вообще не применяться, т. к. ими можно воспользоваться в соответствии с приложением №1 к данному пособию также и на уроках, и на классных часах. Неплохо было бы предложенные в тестах ситуации обсуждать со всеми детьми, помочь каждому ребёнку научиться высказывать собственное мнение, обосновывать свои взгляды на имеющиеся в тестах варианты ответов. Отдельные занятия кружка рекомендуется посвятить обсуждению результатов проектной деятельности детей, просмотру театральных сценок и постановок, организации вместе с детьми выставок поделок, фотографий, альбомов и самодельных книг. В проектной деятельности могут участвовать как один ребёнок, так и группа детей, а также их родители и школьники других классов.

^ Тематическое планирование


Наименование и номер теста

Тематическое планирование

^ Вид внеурочной и название проектной деятельности учащихся

1

2

3

Моя семья (8 часов)

1. Почему говорят «Крепка семья – крепка держава!»?

Родные от слова «род». Родословная семьи. Семейные реликвии и отношение к памяти предков. Дружная семья – крепкая держава. Забота друг о друге в семье. Значение мира и согласия в семье.

Художественная: изготовление альбома «Родословная моей семьи»

2. Почему в России семьи были большими?

Традиционная русская семья. Большая семья в России, её состав. Распределение обязанностей в русской семье. Приобщение детей к труду и обязанностям по дому.

Трудовая: изготовление макета древнерусской избы (казачьего куреня, южнорусской хаты, кавказской сакли, башкирской юрты)

3. Как создавалась казачья семья?

Семейное принятие решения о выборе невесты. Роль сватов. Свадебный обряд: рукобитьё, благословление родителей, выкуп невесты, венчание.

Досугово-развлекательная: подготовка и проведение инсценировки сватовства и девичника в русской свадьбе

4. Кто самый мудрый в семье? Бурятская сказка «Золотая чаша»

Значимость в семье дедушек и бабушек. Заботливое отношение к старости. Поддержание преемственности в семье.

Художественная: создание семейного альбома

5. Почему следует гордиться своей фамилией?

Образование русских фамилий и имён, их разнообразие. В фамилиях – связь поколений, единство семьи.

Научно-познавательная: проведение исследования «Откуда пошла моя фамилия?»

6. Как играли свадьбу в кабардинской семье?

Свадьба – главное событие в жизни любого народа. Кабардинская свадьба: сватовство (его отличие от русского сватовства), уплата калыма, дорога к дому невесты, привоз невесты в чужой дом и в дом жениха.

Научно-познавательная: проведение исследования: «Сравнение свадебного наряда невесты своего народа со свадебным нарядом кабардинской невесты»

7. Кто такой настоящий друг? Хакасская сказка «Два друга»

Значение дружбы в жизни человека. Кто он, настоящий друг? Чем проверяется дружба. Как стать другом.

Художественная: подготовка словарика пословиц и поговорок народов мира о друзьях и дружбе

8. Как воспитывался джигит?

Воспитание характера мальчика на Кавказе. Физическое развитие и труд. Национальные виды спорта. Значение здоровья в жизни человека.

Спортивно-оздоровительная: проведение состязаний по народным играм и забавам

9. Какие они, трудовые деньги? Кабардинская сказка.

Значение труда в жизни человека. Любой труд почётен. Безделье и его последствия. Честно заработанные деньги. Бережливость. Материальная независимость человека.

Научно-познавательная: экономическое исследование «Семейная экономика»

10. Что такое семейное дело?

Традиция продолжать семейное дело. Предпринимательство и семейный бизнес. Заинтересованность в результатах труда. Особенности характера: упорство и самоотдача. Важность знаний и умений в получении результатов труда.

Научно-познавательная: составление бизнес-плана по продаже цветов индивидуальным предпринимателем

^ Мой народ (10 часов)

11. У какого народа все мужчины умели смастерить из дерева любой предмет?

Занятия людей, многообразие видов деятельности человека. Ремёсла, занятия народов России. Народ коми. Деревянных дел мастера.

Трудовая: изготовление деревянной поделки

12. Что значит на Кавказе быть дорогим гостем?

Значение этикета в жизни человека. Правила поведения на Кавказе. Значение чести и традиций в жизни человека. Воспитание гордости и самоуважения.

Трудовая: сервировка праздничного стола

13. Кто такие поморы?

История появления поморов на берегу Белого моря. Смелость, предприимчивость и открытость поморов. Лучшие мореходы и рыболовы России. Отношение поморов к природе.

Познавательная: подготовка правил поведения на природе

14. Что означает для осетина слово «недостойно»?

Воспитание осетинских юношей. Смелость и трусость. Хорошие и плохие поступки. Что такое честное поведение? Уважительное отношение к людям другой национальности.

Туристско-краеведческая: проведение заочной экскурсии в Северную Осетию (Аланию)

15. Можно ли праздник посвящать плугу?

Народный праздник хлеборобов. Подготовка к Сабантую. Демонстрация умений девушек и силы, ловкости, удали юношей. Потешные игры.

Художественная подготовка фоторепортажа о празднике Сабантуй

16. Какие они, коренные сибиряки?

Суровые природные условия Сибири и человеческие отношения. Взаимопомощь, гостеприимство, трудолюбие. Поклонение предкам, уважительное отношение к старшим, к природе.

Трудовая: изготовление макета переносного жилища коренных народов Сибири – чума, яранги

17. Что за праздник – Цаган Сар?

Республика Калмыкия на карте России. Весенний праздник Цаган Сар. Его особенности: гостеприимство, щедрость, пожелание счастья.

Трудовая: изготовление макета буддийского храма

18. Какой танец танцуют все народы Кавказа?

Танцы народов России. Почему нужно уметь танцевать народные танцы. Коллективизм в танце. Лезгинка – старинный танец Кавказа. Мужской и женский образы в танце.

Познавательная: изучение танцевального этикета

19. Почему марийцы называют реку Ветлугу непокорной?

Героический эпос народов России. Кто такой герой? Мужество и отвага людей. Народ мари. Марийская легенда о непокорной Ветлуге.

Художественная: иллюстрирование героического эпоса народов своего края

20. Что самое главное в калмыцкой сказке о родном крае?

Что значит для человека Родина. Понятие малой родины. Калмыцкая сказка о родном крае. Главная мысль сказки.

Художественная: создание коллажа «Моя Родина»

^ Моё Отечество (10 часов)

21. Что ты знаешь о Конституции Российской Федерации?

Конституция России. Человек, его права и свободы. Ограничение прав и свобод граждан. Права ребёнка. Защита прав детей.

Художественная: изготовление книжки «Правила жизни для счастливых граждан»

22. Как устроено государство, в котором ты живёшь?

Значение слов «республика», «демократическая», «федеративная». Субъекты федерации. Федеральные округа. Представитель Президента РФ.

Художественная: разработка и представление проекта «Создай своё государство»

23. Где и когда используются государственные символы?

Государственная символика. Изображения государственного герба. Закон «О Государственном гимне Российской Федерации».

Художественная: изготовление плаката «Элементы российского герба и их значение»

24. Что такое судебная власть?

Из каких частей состоит власть в Российской Федерации. Что такое судебная власть. Судебные споры и судебное заседание. Судья – носитель судебной власти.

Досугово-развлекательная: театральная постановка «Суд над мачехой из русской народной сказки «Морозко»»

25. Почему 9 мая – праздник «со слезами на глазах»?

Почему война – Великая, Отечественная? Главный лозунг военного времени: «Всё для фронта! Всё для победы!». Жизнь людей на оккупированной фашистами территории. День Победы.

Социальное творчество: участие в акции «Георгиевская ленточка»

26. Что мог испытать во время войны твой ровесник?

История мальчика Володи. Положение детей во время войны. Отношение к детям в концлагере. Геноцид народа. Самоотверженность людей во время и после войны.

Познавательная: участие в школьной конференции о Великой Отечественной войне

27. Знаешь ли ты, как таганрожцы в 19 веке защищали свой город?

Героическая защита Севастополя. Вражеский план захвата города Таганрога. Героизм и смекалка горожан. Страницы истории и достопримечательности родного города. Уважительное отношение к истории страны, региона, города (села).

Художественная: проведение фотовыставки «Памятники архитектуры и истории родного города (села)»

28. Почему городу Ржеву присвоено почётное звание «Город воинской славы»?

Кровопролитные сражения во время Великой Отечественной войны. Битва подо Ржевом, её значение в истории войны. Поклонение памяти героев. Война в жизни каждой семьи. Память о героическом прошлом.

Художественная: изготовление стенда «Мои земляки в Великой Отечественной войне»

29. Где в России пчелиный мёд собирают не на пасеке, а на деревьях?

Промыслы России. Бортничество в Башкирии. Трудолюбие, честность, коллективный сбор мёда. Мёд и его значение для человека. Заповедные места России и региона. Человек и природа, её сохранение.

Художественная: подготовка наглядного пособия для уроков «Природа в жизни наших предков»

30. Какой из ныне «живущих» городов России является самым древним?

Большие и малые города России. Богатство истории нашей страны. Город Дербент – самый древний город России. История крепости Нарын-кале. Героические страницы истории народов России.

Трудовая: изготовление макета крепости

Итоговое тестирование (1 час)

Резерв (5 часов)

Всего: 34 часа




Похожие:

Примерная программа кружка «Я гражданин России» iconРабочая программа по английскому языку Начальные классы Примерная рабочая программа по иностранным языкам
Примерная программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Примерная программа кружка «Я гражданин России» iconПримерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов...
Примерная программа кружка «Я гражданин России» iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины «Коррекционная и специальная педагогика». – М.: Издательский отдел ипр спо, 2003. – 20 с
Примерная программа кружка «Я гражданин России» iconПрограмма кружка по информатике «Мир мультимедиа технологий»
Количество часов для качественного приобретения навыков составления презентаций, фильмов, Web-сайтов и для реализации метода проектов...
Примерная программа кружка «Я гражданин России» iconПримерная программа по информатике и информационным технологиям профильный уровень пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа кружка «Я гражданин России» iconПримерная программа по информатике и информационным технологиям базовый уровень Статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа кружка «Я гражданин России» iconПримерная программа по информатике и информационным технологиям базовый уровень Пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа кружка «Я гражданин России» iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) пояснительная записка статус документа
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного...
Примерная программа кружка «Я гражданин России» iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям профильный уровень пояснительная записка статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа кружка «Я гражданин России» iconПримерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на профильном уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09. 03. 04 №1312)
«Информатика и икт» на профильном уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы