«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) icon

«Менеджмент организации» (дневной формы обучения)

Название«Менеджмент организации» (дневной формы обучения)
страница1/3
Дата конвертации18.11.2012
Размер0.61 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3


«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра «финансы и кредит»


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности»

для студентов специальностей «Управление персоналом»,

«Менеджмент организации»

(дневной формы обучения)

Ф.И.О. студента_______________________________________________

Курс, группа_____________________


г. Ростов-на-Дону

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ



темы

Название темы

страниц

1.

Теоретические основы экономического анализа в условиях рыночной экономики




2.

Метод и методика экономического анализа деятельности предприятий




3.

Логические способы обработки экономической информации




4.

Анализ производства и реализации продукции




5.

Анализ использования трудовых ресурсов предприятия и фонда заработной платы




6.

Анализ использования основных средств хозяйствующего субъекта






ТЕМА 1. Теоретические основы экономического анализа в условиях рыночной экономики.

Вопросы:

1.

Сущность и основные задачи экономического анализа.

Конспект лекции

2.

Содержание предмета и объектов экономического анализа.

Самостоятельно

3.

Классификация и содержание основных видов экономического анализа

Конспект лекции

4.

Место экономического анализа в системе наук

Самостоятельно

5.

Основные принципы экономического анализа

Конспект лекции



1.2 Содержание предмета и объектов экономического анализа

^ КОММЕНТАРИЙ К 1.2.1.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Познание причинно-следственных связей в хозяйст­венной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений. Только раскрыв причинно-следственные связи различных сторон деятельности можно быстро просчитать, как изменятся ос­новные результаты хозяйственной деятельности за счет того или иного фактора, произвести обоснование любого управленческого решения, рассчитать, как изменится сумма прибыли, объем продаж, запас финансовой устойчивости, себестоимость еди­ницы продукции при изменении любой производственной ситуации.

Объектами экономического анализа являются экономические результаты хозяй­ственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продук­ции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения науки свойства и признаки. В экономическом анализе таким существенным признаком является изучение взаимодействия явлений, причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий.



Схема 1.2.1.


ЗАДАНИЕ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1.4. Место экономического анализа в системе наук

^ КОММЕНТАРИЙ К 1.4.1.

Среди наук экономического направления экономический анализ первую очередь связан с экономической теорией, которая, изучая экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. В свою очередь, анализ содействует развитию экономической теории: аналитические исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов, изучение этих сведений позволяет форму­лировать новые, ранее неизвестные законы, осуществлять прогнозирование развития экономики.

Экономический анализ тесно взаимосвязан с планированием и управлением производством. В анализе широко используются плановые материалы, поэтому аналитик должен владеть методикой планирования производства на предприятии. Одно­временно научно обоснованное планирование и управление предприятиями невозможно осуществлять без широкого использования результатов экономического анализа. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных и рациональных управленческих решений.

Связь анализа с бухгалтерским учетом также имеет двой­ственный характер: с одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе хозяй­ственной деятельности, а с дру­гой – требования, которые ставятся перед анализом, прямо или косвенно относятся к бухгалтерскому учету.

Экономический анализ связан также с финансированием и кредитованием предприятий. Без знания действующего порядка финансирования и кредитования предприятий, взаимосвязей между финансовыми и кре­дитными органами и учреждениями невозможно квалифицированно проводить анализ хозяйственной деятельности. С другой стороны, финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуется с учетом результа­тов анализа, который показывает эффективность воздействия этих способов на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Существуют тесные взаимосвязи между анализом и ста­тистикой. Обе науки используют большинство методов и способов экономи­ческого исследования, у них одинаковые источники информации, но анализ и статистика решают различные задачи. Статистику как науку интересует обобщение прояв­лений экономической жизни, поиск общих тенденций развития экономики на макроуровне. Экономический анализ детального изучает производство на уровне подразделений предприятия, осуществляет поиск резервов повышения эффективности производства, их обоснование, разработку рекомендаций по их освоению. Это свидетельствует о существенных различиях статистики и экономического анализа деятельности предприятий. Вместе с тем, эти науки в значительной степени взаимно обога­щаются через обмен информацией и методы исследования.

Среди наук неэкономического направления в первую очередь нужно выделить математические. Использование в аналитических исследованиях математических методов существенно повысило их действенность. Анализ стал более глубоким, обоснованным. С помощью этих мето­дов он может проводиться более оперативно, охватывать большее количество объектов, изучать значительно больше информации.

Нельзя анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время нужно отметить, что сама технология производства стремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований. Яркий пример тому – использование методики функционально-стоимостного анализа.

Таким образом, экономический анализ деятельности предприятий является синтезированной наукой, которая сформировалась путем интеграции целого ряда наук.



Схема 1.4.1.


ЗАДАНИЕ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тестовые задания к теме 1.

  1. Экономический анализ как наука относится к группе экономических наук:

а) абстрактных;

б) прикладных;

в) отраслевых;

г) специальных.


2. Содержание экономического анализа определяется:

а) целью;

б) задачами и целью;

в) нормативами;

г) решениями вышестоящей организации;

д) актами проверок контролирующими организациями.


3. Экономический анализ в первую очередь способствует:

а) обоснованию планов и принятию управленческих решений;

б) выявлению резервов повышения эффективности производства;

в) оценке результатов деятельности предприятий.


4. В системе управления экономический анализ относится к:

а) управляемой системе;

б) управляющей системе;

в) функциям управления.


5. Наиболее существенной можно назвать связь экономического анализа с такой смежной наукой, как

а) менеджмент;

б) статистика;

в) бухгалтерский учет.


6. Основной подход к изучению «анализа хозяйственной деятельности» заключается в:

а) оценке системы управления предприятием;

б) комплексном изучении работы предприятий;

в) определении «узких мест» производства;

г) получении достоверной информации о финансовом состоянии предприятия.


7. Связь экономического анализа и математики проявляется в:

а) решении актуальных производственных задач;

б) нахождении оптимальных соотношений между трудом и капиталом;

в) установлении внутрипроизводственных связей;

г) комплексном подходе решения задач;

д) изучении количественных отношений.

8. По содержанию программы (кругу изучаемых вопросов) экономический анализ может быть:

а) полным и выборочным;

б) сплошным и тематическим;

в) комплексным и тематическим;

г) все ответы верны.


9. По времени проведения экономический анализ подразделяется на:

а) текущий и перспективный;

б) предварительный и последующий;

в) предварительный, текущий и заключительный.


10. Наибольшее развитие на предприятии получил вид анализа:

а) перспективный;

б) оперативный;

в) текущий;

г) отраслевой.


11. Отличительной чертой оперативного анализа является исследование показателей:

а) стоимостных;

б) качественных;

в) синтетических;

г) статистических;

д) натуральных.


12. Какой вид анализа оценивает вклад каждого подразделения в результаты работы предприятия в целом:

а) внешний;

б) оперативный;

в) текущий;

г) внутрихозяйственный;

д) отраслевой.


13. Количественный (факторный) анализ рассматривают в рамках следующего признака:

а) отраслевого;

б) методики изучения объектов;

в) степени охвата изучаемых объектов.


ТЕМА 2. Метод и методика экономического анализа деятельности предприятий

Вопросы:

1.

Сущность и содержание метода экономического анализа.

Самостоятельно

2.

Методика АХД: понятие, виды.

Самостоятельно

3.

Этапы проведения экономического анализа.

Самостоятельно

4.

Классификация способов АХД предприятия

Конспект лекции

5.

Факторный анализ: понятие, типы, методика проведения

Конспект лекции

Условие задач в рабочей тетради



    1. Сущность и содержание метода экономического анализа



^ КОММЕНТАРИЙ К 2.1.1.

Экономический анализ базируется на диалектическом методе познания, который включает следующие постулаты:

  • Динамика подразумевает, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии. Характерная черта экономического анализа – сравнение: фактические результаты деятельности сравниваются с результатами прошлых лет, достижениями других предприятий, плановыми показателями;

  • ^ Каждый процесс и явление надо рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Характерная черта АХД – изучение положительных и отрицательных сторон каждого явления и процесса;

  • ^ Изучение хозяйственной деятельности предприятий должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одному явлению не может быть дана объективная характеристика, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими;

  • ^ Установление причинно-следственных связей и их количественная характеристика. Причинно-следственные связи изучаются с помощью методов индукции (от частного к общему) и дедукции (от общего к частному). Индуктивный метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным.

Таким образом, использование диалектического метода в анализе означает, что каждый процесс и каждое экономическое явление необходимо рассматривать как систему – совокупность многих элементов взаимосвязанных между собой.




Схема 2.1.1.

Отсюда возникает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа.



Схема 2.1.2.


В целом, этапы системного подхода схематично можно представить следующим образом (схема 2.1.3.).



Схема 2.1.3.

Таким образом, метод АХД – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования предприятия.



    1. Методика АХД: понятие, виды.

Методика – совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы



Схема 2.2.1.

^ 2.3. Этапы проведения экономического анализа.



Схема 2.3.1.

ЗАДАНИЕ:________________________________________________________

_______________________________________________________

^ 5. Факторный анализ: понятие, типы, методика проведения.

Таблица 1.

Показатели

План

Факт

Отклонение

Годовой фонд заработной платы, тыс. руб.










Численность рабочих, чел.

120

123




Количество дней, отработанных в среднем каждым работником за год, дни

240

238




Средняя продолжительность рабочего дня, час

8,0

7,7




Средняя часовая заработная плата, руб.

320,5

340,4






ЗАДАНИЕ: Проведите факторный анализ влияния различных показателей на величину годового фонда заработной платы основных рабочих. ИСПОЛЬЗУЙТЕ СПОСОБ ЦЕПНЫХ ПОДСТАНОВОК


Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 2.

Показатели

План

Факт

Отклонение

Стоимость использованного сырья, тыс. руб.










Расход сырья на единицу продукции, кг

67

68,8




Цена сырья за 1 кг, руб.

234

232,5




Объем производства, шт.

4000

4150






ЗАДАНИЕ: Проведите факторный анализ влияния различных показателей на стоимость использованного сырья.

^ ИСПОЛЬЗУЙТЕ СПОСОБ АБСОЛЮТНЫХ РАЗНИЦ


Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 3.

Показатели

План

Факт

Отклонение

Выпуск продукции, тыс. руб.










Численность рабочих, чел.

160

153




Количество дней, отработанных в среднем одним рабочим за год, дни

225

215




Дневная выработка одного работника, руб.

550

490






ЗАДАНИЕ: Проведите факторный анализ влияния различных показателей на объем производства продукции в стоимостном выражении.

^ ИСПОЛЬЗУЙТЕ СПОСОБ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ РАЗНИЦ


Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовые задания к теме 2.

  1. Установите правильную последовательность этапов аналитического исследования: 1 – измерение; 2 – обобщение; 3 – изучение:

а) 3,2,1

б) 1,3,2

в) 2,3,1

г) 3,1,2



  1. Завершающей стадией изучения хозяйственной деятельности является:

а) обобщение результатов анализа;

б) разработка организационно- технических рекомендаций;

в) составление отчета;

г) информирование трудового коллектива о результатах анализа;

д) оценка финансового состояния предприятия.


  1. Под предметом экономического анализа понимается:

а) хозяйственная деятельность предприятия в целом;

б) система экономических показателей деятельности предприятия;

в) хозяйственные процессы предприятий и конечные производственно-финансовые результаты их деятельности;

г) производственные отношения.


  1. В случае внедрения новой технологической линии для модификации изделия предприятие осуществляет:

а) корреляционно-регрессионный анализ;

б) факторный анализ;

в) инновационный анализ;

г) инвестиционный анализ.


  1. Какой метод анализа используется для исчисления влияния отдельных факторов на совокупный показатель?

а) индексный;

б) функционально-стоимостной;

в) цепных подстановок;

г) комплексный;

д) балансовый.


ТЕМА 4. Логические способы обработки экономической информации

Вопросы:

1.

Сущность и основные типы сравнений в экономическом анализе

Конспект лекции

^ Условие задач в рабочей тетради

2.

Способы приведения показателей в сопоставимый вид

Конспект лекции

^ Условие задач в рабочей тетради

3.

Относительные величины: понятие, формы и виды

Конспект лекции

^ Условие задач в рабочей тетради

4.

Использование средних величин в экономическом анализе

Конспект лекции

^ Условие задач в рабочей тетради

5.

Группировка информации: понятие и типы

Конспект лекции

^ Условие задач в рабочей тетради


  1   2   3




Похожие:

«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) iconМетодические рекомендации по изучению материала, организации и проведению конкретного социологического исследования. Пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения, преподавателей и аспирантов
Пособие печатается в соответствии с решением Ученого Совета Факультета социальной работы и менеджмента и высшего сестринского образования,...
«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) iconПриказ №3 Специальность «Менеджмент организации»
На основании решения приемной комиссии (протокол №3 от 14 октября 2005 года) зачислить в число студентов первого курса (полный срок...
«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) iconОрганизация индивидуального обучения учащихся с овз правовая основа организации обучения на дому
Основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса устанавливают следующие...
«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) iconИ. Ф. Гудзик, кандидат педагогических наук, зав лабораторией Института педагогики апн украины формы обучения русскому языку
С точки зрения компетентностного подхода к обучению языку необходимо рассмотреть способы организации обучения, предполагающие разнообразие...
«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) iconДокументи
1. /Стратегический менеджмент/10 Портфельный анализ.docx
2. /Стратегический...

«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) iconПоложение об организации индивидуального обучения на дому мкоу старокриушанская сош
Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников...
«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) icon1. Режим работы моу-сош №1 г. Аткарска
В режиме 5-дневной недели обучается 1 класс; в режиме 6-дневной недели обучаются 2-11классы
«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) icon1. Режим работы моу-сош №1
В режиме 5-дневной недели обучается 1 класс; в режиме 6-дневной недели обучаются 2-11классы
«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) iconКонтрольная работа для студентов з -го курса заочной формы обучения
Контрольная работу, для студентов 3 курса заочной формы обучения состоит из пяти вариантов. В каждом варианте содержится 4 задания...
«Менеджмент организации» (дневной формы обучения) iconПоложение об организации обучения по индивидуальным учебным планам
Типовым положением об образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 19. 03. 2001 №196 (п. 36, 49 б),...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы