Организация и проведение современного занятия в оудод icon

Организация и проведение современного занятия в оудод

НазваниеОрганизация и проведение современного занятия в оудод
Милькова О.В
Дата конвертации09.11.2012
Размер289.7 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Рекомендовано экспертным советом МОУ ДОД «Дом детского творчества имени Б.Т, Куропаткина» г.Полысаево.

Автор-составитель Милькова О.В., методист.

Рецензент Едакина Л.В., методист ДДТ.


Методические рекомендации содержат материалы по организации и проведению современного занятия в ОУДОД. В пособии приводятся рекомендации по проведению современного занятия в ДДТ, классификация занятий, методы организации занятия в детском объединении, классификация методов и план самоанализа занятия.

Пособие разработано в помощь молодым специалистам и педагогам дополнительного образования.


^ Организация и проведение современного занятия в ОУДОД. [Текст] Методические рекомендации. / Автор-составитель Милькова О.В., методист, МОУ ДОД «Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина», Полысаево 2011.


Содержание


Введение………………………………………………………………………….….3

Глава 1. Организация образовательного процесса в ОУДОД

Основные требования к современному занятию.........................................4

Алгоритм разработки занятия в ОУДОД……………………..……..….…7

Классификация занятий в системе дополнительного образования детей……………………………….................................................................8

^ Глава 2. Методика проведения занятия в детском объединении

Методы организации занятия в детском объединении………………….13

Классификация методов организации занятий в д/о…………………….14

Самоанализ занятия в ОУДОД…………………..………………………..16

Заключение.................................................................................................................18

Список литературы…………………………………………..……………………..19

Приложения………………………………………………………………………...20


Введение


«Миссия педагога не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам, а в умении и готовности вместе с ними пройти «путь» познания, результаты которого не преодолены. В этом суть педагогики сотворчества».

/Л.Г.Логинова/


Решая проблему качества образовательного процесса в ДДТ необходимо обратить внимание на формирование условий для профессионального роста молодых и начинающих педагогов.

Каждому педагогу необходимо знать - чтобы научить, нужно многое уметь самому. И в первую очередь – быть методически компетентным в организации образовательного процесса, владеть методикой организации работы с детьми разного возраста в условиях дополнительного образования. В этом помогут методические рекомендации, которые содержат материалы по организации и проведению современного занятия в ОУДОД. В пособии приводятся рекомендации по проведению современного занятия в ДДТ, классификация занятий, методы организации занятия в детском объединении, классификация методов и план самоанализа занятия.

Данные методические рекомендации будут полезны молодым специалистам в овладении теоретических основ организации и проведения современного занятия в ОУДОД.


^ Глава 1. Организация образовательного процесса в ОУДОД

Основные требования к современному занятию


В словаре С.И. Ожегова «занятие» определяется как труд, дело, время учения; «заниматься» - значит сосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на чем-нибудь.

Занятие в учреждении дополнительного образовании детей должно занимать детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, развивая их творческий потенциал, и педагог ДО, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образователь­ный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и под­ростков в соответствии с их природными задатками, склонностями и интересами).

Занятие в ОУДОД не возникает случайно. Каждое занятие является запланированным и проводится педагогом ДО в соответствии с учебно-тематический планом реализуемой образовательной программы. Поэтому любое занятие представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы педагога дополнительного образования, реализуемой в конкретном детском объединении. В основе вариативных занятий имеются общие признаки: занятие является наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы педагога ДО с обучающимися объединения; для всех занятий, проводимых в рамках ОУДОД, характерным является выбор педагогом ДО целей и задач, структуры, соответствующего содержания, определенных методов организации образовательной деятельности, применение соответствующих педагогических технологий, а также педагогическая рефлексия (рефлексивная оценка деятельности обучающихся на занятии), самооценка и саморефлексия педагога ДО, саморефлексия обучающихся и т. д.

Занятие в учреждении дополнительного образова­ния детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности.

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обуче­ния, сформулированных еще RA. Каменским, и в дальней­шем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешколь­ного образования взрослых в России:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);

  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

  • прочности;

  • сознательности и активности;

  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

  • заинтересованности и мобильности (образова­тельный процесс организуется в соответствии с ме­няющимися интересами детей);

  • обеспечение отбираемой информации.

Технологическая цепочка занятия:

  • организация работы обучающихся на доступном дли них уровне, на пределе их возможностей и в приемле­мом для них темпе;

  • четкое, поэтапное объяснение на высоком профессиональном уровне теоретического материала по разделу или теме программы или обучение практиче­ской операции;

  • установка не на механическое запоминание обучаю­щимися учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

  • промежуточный контроль или итоговая проверка, осуществляемые в контексте объяснения новой темы;

  • реализация индивидуального подхода к обучающимся на каждом занятии (выяснение цепей и возможностей; входная диагностика развития творческого потенциал па каждого обучающегося на основе знания их способностей, потребностей, склонностей, интересов, промежуточная и итоговая диагностик в конце каждо­го года обучения).

  • четкость в определении содержательных компонен­тов занятия в соответствии с поставленными целями и возрастными возможностями определенной возрас­тной группой обучающихся;

  • связь данного занятия с предыдущими и последую­щими занятиями как необходимого условия сохране­ния и развития познавательного интереса обучаю­щихся;

  • единство воспитательной, развивающей, обучающей целей занятия;

  • применение принципа ценностной ориентации;

  • сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы с обучающимися.

В ходе проведения занятия, главным для педагога ДО является не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного и познава­тельного опыта, включение их в сотворчество с педагогами, родителями, друг с другом, в активный поиск необхо­димых для них знаний с приобретением умений, навыков, и в итоге, формирование творческой самореализации обучающихся.

^ Основные требования к современному занятию:

1) Постановка и комплексное решение на занятии обу­чающих (образовательных), развивающих задач. Соз­дание мотивации предстоящей деятельности.

2) Организация структуры занятий. Применение актив­ных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

3) Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ, дополнительного образования. Разви­тие у обучающихся способов познавательной и прак­тической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

4)Технология обучения. Приемы, методы, средства! формы, способы деятельности на занятии.

  1. Экология занятия. Состояние здоровья детей, на­строение их на занятии. Степень нагрузки. Создание: педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

  2. Психологическая культура и профессионализм. Лю­бовь к детям, знание их психологии. Наличие специ­альных знаний по преподаваемому предмету. Вдох­новение, фантазия, артистизм, индивидуальный по­черк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным от­ветам и т. д.

^ Алгоритм разработки занятия в ОУДОД

Занятие является главной частью учебного процесса. Оно может быть представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации деятельности, где выделяются: цель, содер­жание, способы, результаты деятельности, а также этапы его достижения. Как модель, учебное занятие в учреждении дополнительного образований представляет собой -последовательность этапов в процессе усвоения знаний построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает учебно-тематический план используемой образовательной программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие, обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики развития личности обучающегося, которому, на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области. Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу). Определяется объем образовательного компонента учебного материала.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др.; Продумывается методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала; определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детым; разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. Необходимо учитывать государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, методики здоровьесберегающих систем.

^ Классификация занятий в системе дополнительного образования детей.

Традиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе:

Лекция: лекция -

парадокс; парный

опрос; экспресс -

опрос; урок - за-

щита работы;

урок-практикум.

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.




Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитиче­ское мышление, отражает интенсивность само­стоятельной работы, развивает навыки публич­ных выступлений.




Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмот­рение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и от­стаивания своей точки зрения.




Конференция

Собрание, совещание представителей различ­ных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки откры­того обсуждения результатов своей деятельно­сти.




Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью ос­мотра, знакомства с какой-либо достопримеча­тельностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.




Экспедиция

Поездка группы со специальным заданием; ре­шает комплекс разноплановых задач по органи­зации эффективной практики в процессе полу­чения профильного результата вне аудиторных условий.




Туристический

поход

Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.










^ Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием

жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.




Утренник,

праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

^ Нетрадиционные формы организации деятельности детей в образовательном процессе.


^ Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.




Социадрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.




^ Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идеи

для решения жизненных проблем.




^ Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни «Свобода и долг», «Человек и

природа» и т.п.




Чаепитие

Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.







«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, дове-

рительный разговор на основе добрых взаимоотношений.




День добрых сюрпризов


Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять лю-

дям радость.




^ Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.




^ Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого,

планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.




^ Психологический урок

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.




^ Урок мудрости; урок откровения; урок-блок; урок «дублер» и т.д.







^ Интегрированные занятия

Занятия, сконструированные и проведенные одним педагогом

ДО, имеющим подготовку по нескольким дисциплинам или

занятие, проведенное несколькими педагогами смежных дисциплин; создание педагогом ДО интегрированных тем, разделов, курсов.







Занятия, проведенные в форме соревнований и деловых игр: конкурс; турнир; эстафета; дуэль;, КВН; кроссворд; викторина и т.д.







Занятия, опирающиеся на фантазию: урок-сказка; урок -фантазия; урок -. сюрприз и т.д.







Занятия, основанные на имитации разнообразной мыслительной деятельности: заочная экскурсия по историческим местам края; экскурсия & прошлое; экскурсия в будущее.







Занятия публичных форм обучения: аукцион идей; митинг; «живая» газета, устный журнал и т.д.







Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений: урок-суд; урок-следствие; урок-цирк; урок -патентное бюро; урок - ученый совет; творческая мастерская и т.д.







Занятия, основанные на формах, жанрах, методах, известных в общественной практике: «Дебаты», «Следствие ведут знатоки», «Парламентская республика», исследование: анализ; мозговая атака; изобретательство и т.д.



















Блоки однотипных занятий







Уроки творчества

Межпредметные и внутрикурсовые занятия




урок - изобретательства и технического творчества; урок - выставка конкурсных

рисунков; урок - творческий отчет по| основам лозоплетения и т.д.

одновременно по двум предметам;

одновременно для учащихся разных возрастов.





Игровые занятия:

Занятия с элементами истории и культуры:




Сюжетно-ролевая игра; дидактическая игра; урок - соревнование; урок -путешествие.

урок об артистах, художниках, ученых, поэтах, мастерах, спортсменах и т.д.; урок - бенефис; урок - портрет любимого детского

писателя и т.д.




Вспомогательные занятия:

Занятия - театрализации:




урок - тест, урок для родителей, урок - консультация.

урок - спектакль; урок - аукцион;

урок - воспоминание.




Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство {живопись, графика, скульптура, художественная

фотография); знакомство, изучение, обсуждение, создание произведений

изобразительного искусства; занятия на природе; декоративно-прикладное

искусство: знакомство с декоративно-прикладным искусством; изучение народных промыслов, изготовление художественных изделий, художественная обработка утилитарных предметов (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда, средства пере-

движения, игрушки и т.д.), художественное конструирование. При обработке материалов (дерево, металл, керамика, стекло, текстиль, природные материалы и др.); использование резьбы, росписи, инкрустации, литья, ковки, чеканки, планировки, выжигания, вышивки, вязания, набойки, плетения и др.

хореография: просмотр балетных спектаклей, выступлений ансамблей танца; исполнение и разучивание танцев - народных, бальных, современных; создание танцев (спектаклей), исполнение и создание хореографических

этюдов (изображение средствами хореографии явлений природы, животных, предметов и т.д.); пантомима; создание живых композиций - картин, портретов; изображение средствами пантомимы литературных и сказочных героев произведений, героев кинематографии, мультфильмов, животных

и птиц: загадок, пословиц, поговорок и т.д.;

театр; драматический, музыкальный, литературный, исторический, психологический, дидактический, театр миниатюр, театр одного актера, театр балета, театр пантомимы (пластики, жеста, мимики, театр кукол, театр теней, театр зверей: просмотр, обсуждение, инсценирование, постановка, создание спектаклей, знакомство с историей театра, театрализованные игры;

кино; просмотр и обсуждение фильмов, создание фильмов: диа­фильмов, слайд-фильмов, мульт­фильмов, кино-, видео-, телевизи­онных фильмов, учебных, документальных, научно-популярных и художественных фильмов; литература; проза, поэзия, уст­ное народное творчество): чте­ние, прослушивание, обсуждение, сочинение литературных произ­ведений, создание











































литературных композиций, встречи с писателя­ми и поэтами, литературные игры и конкурсы, конкурс чтецов и рас­сказчиков, создание рукописного журнала (книги); музыка; по родам и видам (сим­фоническая, камерная, духовная, народная, фольклорная, рок-музыка, популярная музыка и др.), по средствам исполнения: во­кальная (соло, ансамблевая, хоро­вая); инструментальная (оркестровая, ансамблевая, соло); вокаль­но-инструментальная: по жанрам: симфония, сюита, соната, опера, песня, марш, танец и др. Прослу­шивание, пение, исполнение, ра­зучивание, импровизация, сочи­нение музыкальных произведе­ний; создание музыкальных композиций: встречи с композитора­ми, музыкантами, исполнителями, музыкальные игры.









^ Глава 2. Методика проведения занятия в детском объединении

Методы организации занятия в детском объединении


Методы обучения – это основные виды деятельности педагога, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

^ Методы обучения на занятии должны соответство­вать: целям и задачам занятия; характеру и содержанию учебного материала; уровню знаний, умений и навыков обу­чающихся; материальному обеспечению занятия; личным качествам педагога ДО, его подготовленности и уровню ме­тодического мастерства; индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся.

^ Типы занятий: сообщения новых знаний, комбиниро­ванные; закрепления, обобщающего повторения; занятия -лекции, беседы, семинары, экскурсии, самостоятельные работы, занятия - вариации; применения, коррекции и контроля знаний, умений и навыков и др.

^ Виды занятий: заочное путешествие во времени и про­странстве; лекции; работа с литературой; деловая игра; учебное занятие в мастерской; практическая работа, встре­ча с интересными людьми; выставка; конкурс; творческий портрет; импровизация; образ по сценарию со специальной подготовкой; праздник, эксперимент; игра - путешествие; игра - сказка; другие.

^ Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД: репродуктивный; словесные ме­тоды обучения; работа с шитой; методы практической рабо­ты; метод наблюдения; исследовательские методы; методы проблемного обучения; методы программированного обу­чения; проектно-конструкторские методы; метод игры; на­глядный метод обучения, использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной дея­тельности, психологических к социологических методов и приемов.


^ Классификация методов организации занятий в детском объединении


Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения: упражнения; тренинг, тренировка; ре­петиция. Письменные работы: конспект, выписка; состав­ление докладов, реферат.

^ Словесные методы обучения: лекция, объяснение; рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

Графические работы: составление таблиц, схем, диа­грамм, графиков, чертежей, работа с картами, схемами.

^ Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигна­лов; фото-, видеосъемка; проведение замеров.

Исследовательские методы: проведение опытов; ла­бораторные занятия; эксперименты; опытническая работа на участке.

^ Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

^ Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного материала.

^ Проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций, конструирование игр, конструирование из бумаги, создание творческих работ, литературных произведений; разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

^ Метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра; настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры -конструкторы.

^ Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты, видеоматериалы.

^ Проведение занятий с использованием средств ис­кусства: изобразительное искусство; декоративно-прик­ладное искусство; литература; музыка, хореография; пан­томима, театр, кино; радио и телевидение.

^ Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий: анке­тирование: разработка, проведение и анализ анкеты, ин­тервьюирование; психологические тесты; создание и реше­ние различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра.


^ Самоанализ занятия в ОУДОД

Примерная схема предварительной беседы и само­анализа проведенного занятия.

/. Схема предварительной беседы педагога ДО с при­сутствующими на занятии:

  1. Наименование детского объединения, год обучения.

  2. Характеристика коллектива: познавательные интере­сы, отношение к учению; сознательность дисциплины; от­ношение к общественно-полезному труду; культурный кру­гозор.

3. Характеристика коллектива по успешности усвоения
материала (сильный, средний, слабый).

4. Уровень обученности кружковцев:
высокий- %

средний - %

низкий - %

5. Тема предстоящего занятия и её место в системе тем,

в логике процесса обучения.

6. Ожидаемый результат.

//. Схема самоанализа занятия:

  1. Сколько обучающихся по списку, сколько присутство­вало на занятии.

  2. Готовность помещения к занятию, оборудование ра­бочего места.

  1. Полнота методического обеспечения (наглядность, дидактический материал), оснащение необходимыми сред­ствами.

  2. Четкость организации начала занятия, мотивация учащихся на учебную деятельность.

  3. Тема. Была ли она названа детям.

6. Поставленные цели, их комплексность:

  • образовательная;

  • развивающая;

7. Адекватность содержания поставленным целям, их соответствие особенностям детского коллектива.

8. Образовательно-познавательная значимость материала. Научность, практическая ценность.

9. Логика занятия: наличие этапов (каких?) на занятии, их оправданность; преемственность этапов; целесообраз­ность в распределении времени между этапами.

  1. Оправданность применяемых форм, методов, прие­мов на данном занятии на различных этапах.

  2. Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию.

12. Сочетание Общих, групповых и индивидуальных
форм организации деятельности уч-ся на занятии.

  1. Способы поддержки работоспособности детей.

  2. Занимательная часть занятия.

  3. Формы контроля ЗУН на занятии.

  4. Наличие и методика проведения итогового и реф­лексивного этапов занятия.

  5. Психологическая атмосфера на занятии (общение педагога и обучающихся).

Вывод:

-Достигло ли занятие поставленной цели?

  • В каком объеме и качестве реализованы задачи заня­тия на каждом из его этапов?

  • Насколько полно и качественно реализовано содержа­ние?

  • Каков в целом результат занятия, оправдался ли про­гноз педагога?



Заключение


Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей является весьма специфичным, так как е отличается устойчивостью в силу его демократичности: выбор ребенком любой образовательной деятельности, любой образовательной программы и времени на ее освоение, свободное посещение занятий и т.д.

Начинающий педагог должен понимать: открыть ребенка с творческой стороны – означает не только умение распахнуть его душу всему новому, но и знать каким образом это сделать, не навредив человеку.

Используя данные методические рекомендации начинающий педагог сможет организовать и проводить занятия методически грамотно.


^ Список литературы


  1. Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей [Текст] : учеб.-метод. пособ. для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов, педагогов учебных заведений, слушателей ИПК / В.Н. Иванченко.- Ростов н /Д : Учитель,2007.-288 с.

  2. Кульневич, СВ. Дополнительное образование детей: методическая служба [Текст] : практ. пособ. для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов, педагогов учебных заведений, слушателей ИПК / С,В, Кульневич, В.Н. Иванченко [и др.]; - Ростов н/Д : Учйтель^Здаз. - 324 с.

  3. Левина, С.А. Детский творческий центр: организация методической работы [Текст] / С.А.Левина, Ю.Н.Суслов, Э.Г.Белоусова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 126 с.



Приложения

Приложение 1

Открытое занятие по декоративно-прикладному искусству.

2-й год обучения (обучающиеся 10-13 лет)

^ Тема занятия: «Японский сувенир - как отражение культуры, быта и традиций народа».

Цель занятия: приобщить учащихся к искусству изготовления сувениров через знакомство с лучшими традициями японского народа. Создать творческую атмосферу на уроке.

^ Задачи занятия.

Развивающие - активизация словарного запаса, расширение знаний о технологических приемах, развитие творческого воображения, фантазии.

Обучающие - знакомство с основными видами сувениров Японии, получение знаний о прикладном искусстве, традициях, культуре и быте японского народа.

Воспитательные - формирование культуры межнационального общения, помочь ребятам почувствовать, что многообразие культур - это одно из главных наших богатств, В воспитание любознательности и интереса к окружающему миру.

^ Тип занятия - занятие - путешествие.

Методы обучения.

Словесные - рассказ педагога о сувенирах и приклад­ном искусстве Японии, чтение стихов японских поэтов, стихи о сувенирах, викторина.

Наглядные - образцы готовых сувениров, информационный стенд «Лики Японии», иллюстрации с изображением карпов, таблица «Словарный запас», национальные костюмы и аксессуары: веера, зонтики, фуросики.

Практические - самостоятельная работа над эскизами сувениров, изготовление карпов по представлению на основе фантазии с использованием приобретенного опыта.

Игровые - игра «ожившие куклы» - где куклы как бы : оживают и устами детей рассказывают об обычаях Японии и показывают маленькие зарисовки из жизни и быта страны восходящего солнца. Игра «Путешествие».

^ Развивающее обучение - викторина на знание культу­ры и искусства Японии, расширяющая кругозор учащихся; развитие умения сравнивать, выделяя контрастные призна­ки, различия и некоторые сходства.

Понятийные - «сувенир» - французское слово, обозначающее «подарок на память» - это вещь, несущая в себе какую-то информацию, связанная с воспоминаниями о ка­ких- либо событиях или о каком-то человеке.

^ Дидактические материалы и инструмент.

Для педагога: тематическая литература, репродукции японских сувениров, пейзажей, национальных костюмов, образцы самодельных сувениров (карпов) рисунки, табли­цы, иллюстрации, плакат основных понятий урока.

^ Для учащихся: ножницы, иголки, булавки, наперстки, проволочная щетка, карандаши, клей, мел, нитки, лекала, бумага, картон, Ткань, фетр, мех, капрон, кружева, игольни­ца, бусинки, блестки.

Вид занятия: комбинированное.

План занятия.

  1. Организационный момент - 7 мин.

  2. Вводная беседа -15 мин.

  3. Физ. Пауза - 5 мин.

  4. Практическая часть урока - 40 мин.

  5. Перерыв-10 мин.

  6. Игра «Ожившие куклы» -10 мин.

  7. Познавательная викторина -10 мин.

  8. Подведение итогов занятия - 10 мин. Просмотр ра­бот. Обсуждение. Рефлексия.

Ход занятия.

Педагог; Для нашего занятия, как всегда, нам нужны по­слушные ручки. У вас они послушные? Сейчас проверим. Давайте проведем разминку для рук (упражнение).

Педагог; Да, ручки у вас молодцы, слушаются вас. А еще для занятия нужны умные головы. У вас они умные? Сейчас проверим. Слушайте загадки (2 загадки).

Педагог; Молодцы! Это, конечно, рыбка. Вот какие вы у меня умные! Уже догадались во что мы будем сегодня пре­вращать мех и ткань. Правильно - в рыбку, но не простую, а...вот послушайте какую: тема нашего сегодняшнего заня­тия необычная - «Японские карпы из шелка» и речь в ней пойдет о традиционном популярном сувенире, который есть в каждой японской семье, у кого есть мальчики. Вы познакомитесь с лучшими образцами японского искусства. Дети, I вспомните, пожалуйста, чем отличается сувенир от игрушки? Какую информацию несет в себе сувенир?

Педагог: Ребята, у кого есть мечта путешествовать, увидеть как живут другие люди? Я хочу осуществить вашу мечту и отправиться в дале­кое и интересное путешествие, в страну утренней зари -Японию - удивительную страну, где странным образом уживаются новейшие достижения технологии и традицион­ный, совершенно непонятный нам образ жизни и общения.

^ Вводная беседа. Низкий поклон, улыбка и радужный прием - это первые

впечатления, которые мы получаем, прибыв в Японию. б Япония...Поезд на магнитной подушке, автоматизированные линии на автомобильных заводах, работы, производящие роботов, уникальные компьютеры - такою Японию мы знаем, такой удивляемся и такой восхищаемся. В тоже время страна, расположенная на экзотических островах, сла­вится и оригинальным искусством. Икебана, бонсай, бонсеки, осибана, оригами. Это назва­ния видов японского прикладного искусства, которые все шире и смелее завоевывают мир. Только то, что может прославить страну, достойно считаться национальным сокро­вищем. А знаменитые японские куклы - это сокровище из сокровищ! Кукла - это самое дорогое, что есть в японском доме, это и уют, это и оберег.

Куклы как духовное богатство передаются из одного поколения другому. В Японии есть даже праздник кукол или его: еще называют «Праздник девочек», который празднуют еже­годно 3 марта. Но не подумайте, что японские мальчики обделены праздничным вниманием, мальчики празднуют свой праздник 5 мая. Именно этот праздник как праздник - посвя­щение освящает мужское, светлое начало и считается на­циональным праздником в стране. В этот праздничный день возле домов на шестах колышутся надутые ветром огромные карпы из шелка по числу мальчиков в доме. Карп - наиболее умная, по поверью, смелая и сильная рыба, олицетворяющая символ мужества. После того, как мы с вами выяснили духовную основу нашего сувенира, приступим к практической части занятия, так как его целью является приобщение ребят к искусству изготовления сувениров. Практическая часть.

Создавая этот сувенир, не старайтесь выполнить его точь-в-точь, как показано на рисунке! Выкройки и рекомен­дации должны стать для вас только помощниками в работе, которые подскажут и разбудят творческую фантазию. При работе не забывайте о правилах техники безопасности, вспомните основные этапы выполнения сувениров. Получив необходимые наставления о новой технологии выполнения «карпа из шелка», обучающимся предлагается во время работы прослушать легкую мелодию.

Игра «Ожившие куклы». После перерыва и физкульт паузы дети, одевшись в национальный японский костюм - кимоно, показывают маленькие зарисовки из жизни и быта Японии, т.е. читают стихи - хайку (трехстишье), сев на ци­новки, изображают чайную церемонию, элементы танца с веером, принятие пищи с помощью палочек. Викторина.

Педагог: А сейчас наше путешествие подошло к концу.
Пора возвращаться домой. Вы привезли с собой богатейший материал о жизни и быте японского народа. Давайте же вспомним его и покажем свои познания в декоративно-прикладном искусстве Японии. (Вопросы к викторине обу­чающиеся подготовили самостоятельно. И за правильные ответы педагог вручает детям поощрительные сувениры).

^ Итоговый этап занятия. В заключение занятия идет коллективное обсуждение творческих работ детей. Детям предлагаются вопросы на обсуждение и творческое осмысление. Что же общего между этими работами? У кого получился чрезвычайно интересный сувенир? Выдели во всех работах ценные находки в оформлении и т. д. Какие существуют на Дону традиции.

Педагог: Славные у нас получились карпы, словно живые! Но сначала, ребята, давайте с вами выберем самую аккуратную и самую оригинальную работу. Подвесим рыбок нa ниточки, пусть они свободно плавают у нас и исполняют все ваши желания, ведь рыбки это неразгаданная настоя­щая тайна.... Ими можно любоваться бесконечно. Многие писатели пишут о них в своих произведениях, сочиняют по­словицы, поговорки, загадки, скороговорки, ученые изучают подводный мир морских обитателей, в том числе, и класс рыб. (Дети по желанию читают стихотворения о морских и речных рыбах, исполняют песни).

Рефлексия. Ребята, как вы думаете, достигнута ли цель нашего занятия? Появилось ли у вас желание к осуществ­лению самостоятельной деятельности? Насколько прояви­лась фантазия у ребят?




Похожие:

Организация и проведение современного занятия в оудод iconЛорченко Максим Михайлович
Проведение организация по программе "Жить по закону", Организация различны мероприятий по программе движения в своем городе
Организация и проведение современного занятия в оудод iconКислицина Вера Геннадьевна День рождения
Организация и проведение мониторинговых исследований на основе комплексного мониторинга
Организация и проведение современного занятия в оудод iconПлан-сетка на Май 2013г
Семинар для старших вожатых «Организация и проведение мероприятий в пришкольных лагерях»
Организация и проведение современного занятия в оудод iconОтчет за год Изучение, распространение и внедрение опыта
Организация и проведение конкурса презентаций педагогов дополнительного образования
Организация и проведение современного занятия в оудод iconОсновные мероприятия мбоу дод срцртдиЮ «Созвездие»
Организация и проведение конкурса презентаций педагогов дополнительного образования
Организация и проведение современного занятия в оудод iconСеминар для учителей «Технология разработки разноуровневых тестов»
Проведение обучающего занятия для педагогов 4 классов по теме «Формирование психологической готовности учащихся к пгк»
Организация и проведение современного занятия в оудод iconМетодические указания к организации и проведению игры «Дебаты»
Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение
Организация и проведение современного занятия в оудод iconТема занятия «Добро и зло» Цель
Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию «Организация индивидуально-групповой работы на уроке»
Организация и проведение современного занятия в оудод iconПлан-график работы центра молодежных проектов (июнь 2009)
Организация и проведение туристического слета с элементами военно-исторической реконструкции
Организация и проведение современного занятия в оудод iconПлан мероприятий по подготовке к пгк 4 класс 2007 2008 учебный год
Проведение обучающего занятия для педагогов 4 классов по теме «Формирование психологической готовности учащихся к пгк»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы