Утверждаю Директор Л. А. Андрианова icon

Утверждаю Директор Л. А. Андрианова

НазваниеУтверждаю Директор Л. А. Андрианова
Дата конвертации16.10.2012
Размер188.6 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Великовская средняя общеобразовательная школа "




Утверждаю

Директор

Л.А. Андрианова

«___»_______2010г.


Программа

«Одарённые дети»


Зам. директора по УВР

И.В.Аксенова

Зам. директора по ВР

Е.М. Ворошилова




2010
^

Содержание проблемы


Реформы, произошедшие в системе образования, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. В нашем сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Приоритетность направления в документах федерального уровня:

  • Модель «Российское образование – 2020»

  • Президентская образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • Программа «Шаг в будущее».



Актуальность программы


Актуальность программы обусловлена необходимостью создания оптимальных условий для творческой реализации личности. В последнее время изменился социальный заказ, возросла потребность общества в активных, творческих, предприимчивых, образованных людях. Следовательно, уже сегодня одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние и вправе рассчитывать на особые социальные права, поддержку и развитие способностей.


^

Паспорт программы

Наименование программы:


«Одарённые дети».

Разработчики программы:


администрация школы.

Цель программы:


- создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей школы, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями каждого;

- развитие личностно-ориентированной деятельности учащихся.
^

Задачи программы:


  • создание системы работы с одаренными детьми;

  • использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

  • отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  • развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях;

  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;


^

Сроки реализации программы:


2010–2015 годы.

Исполнители основных мероприятий программы:


  • администрация школы;

  • педагогический коллектив школы;

  • классные руководители;

  • родительский коллектив школы.
^

Ожидаемые результаты:


  • создание системы работы в школе с одарёнными детьми;

  • создание механизма выявления, поддержки одарённых детей;

  • повышение качества подготовки и переподготовки специалистов школы;

  • сотрудничество с другими образовательными учреждениям;

  • создание механизма индивидуального психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.



^

Обоснование программы


В последние годы в школе наблюдается резкий спад количества призовых мест на муниципальном (районном)этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Причиной тому является неудовлетворительная работа коллектива школы по выявлению и сопровождению талантливых подростков. В условиях постоянного уменьшения количества призовых мест на муниципальном (районном)этапе особое значение приобретают выявление и поддержка одарённых детей. Под одарённостью понимается высокий уровень развития обучающегося, позволяющий ему достичь успехов в определённой деятельности.


^ Для достижения данной цели в школе имеются все необходимые условия:

  • школа работает в одну смену, а значит, имеется место для создания индивидуальной работы с учащимися по индивидуальным планам;

  • в школе имеются достаточно квалифицированные кадры.


Вместе с тем имеются причины, которые способны влиять на ход реализации программы:

  • школа расположена в удалении от дворцов культуры, ДЮЦов;

  • малó взаимопонимание между педагогическим коллективом и родительским коллективом;

  • слабое психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в школе;

  • недостаточная работа по внедрению инновационных программ, способствующих развитию одарённых детей;

  • отсутствие системы общественной поддержки одаренных детей.




Программа «Одарённые дети» предусматривает решение обозначенных проблем через создание в школе системы работы с одаренными детьми возрастного диапазона от 7 до 17 лет посредством усилий педагогического и родительского коллективов по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей.
^

Основные направления
реализации программы


Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных задач, взаимно скоординированных по времени, ресурсам и исполнителями на всех стадиях выявления, поддержки и развития одарённых детей, включая материальное, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение.

Предусматривается поддержка педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Предполагается:

  • внедрение новых методов работы с одарёнными детьми, адресной их поддержки;

  • проведение на школьном уровне мероприятий, реализация которых позволить детям демонстрировать свои достижения.

  • внедрение инновационных образовательных программ нового поколения.

Планируется составление школьного банка данных «Одарённые дети».
^

Контроль за ходом реализации программы


Координация работы по реализации программы осуществляется администрацией школы.

Программа реализуется путём проведения мероприятий.

Исполнители программы несут ответственность за своевременное полное выполнение программы, отчитываются на методическом совете школы не реже одного раза в четверть. Заместитель директора по УР не реже одного раза в полугодие информирует педагогический совет о ходе выполнения программы.
^

Оценка эффективности
реализации программы


В результате реализации программы:

  • будет создана система работы с одарёнными детьми, выявления и поддержки одарённых детей;

  • увеличится количество педагогов, работающих с одарёнными детьми, что позволит повысить интеллектуальный, творческий потенциал школы.


^ Концепция Программы 

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отли­чаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также  обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси­фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенно­стью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способ­ности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают пред­приятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и неко­торое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

• Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несооб­разности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему во­круг них.

Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анали­зировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять суще­ственное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уров­ня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчи­вости в достижении цели и др.

Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную диф­ференциацию, особенно по степени познавательной самостоятель­ности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

 б) создание системы развиваю­щего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечи­вающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармониза­ции всех учебных  дисциплин в системе базис­ного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса  основана на взаимозависимости компонентов струк­турирования:   идеи -  содержание  -  обновление содержания обучения, ва­риативность образовательных программ -  определение индивиду­альных      образовательных траекторий - технологии  - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность  - по­мощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообра­зуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается глав­ное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается че­ловеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педа­гогическая система строится на четырех базовых идеях:

- на осознании самоценности каждого школьника как уникаль­ной, неповторимой личности;

- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребен­ка, в том числе его творческих способностей;

- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свобо­ды, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы творческого саморазвития как интег­ральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, са­моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствова­ние и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 

^ Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

        принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.  

^ Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

^ Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

        учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

        учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

        учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

        учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

^ Учитель должен быть:

        увлечен своим делом;

        способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

        профессионально грамотным;

        интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

        проводником передовых педагогических технологий;

        психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

        знатоком во всех областях человеческой жизни.

^ Формы работы с одаренными учащимися

        творческие мастерские;

        групповые занятия с сильными учащимися;

        факультативы;

        кружки по интересам;

        занятия исследовательской деятельностью;

        конкурсы;

        интеллектуальный марафон;

        научно-практические конференции;

        участие в олимпиадах;

        работа по индивидуальным планам;

        сотрудничество с другими школами районами.


^

Мероприятия по реализации программы

1.Выявления, развития, поддержки одарённых детей, их творческого проявления




Мероприятие


Срок

Исполнители



^ Отм о выполн




Формирование банка данных талантливых уч-ся школы.

2010г

Зам. директора

по УВР






Ввод в практику работы школы портфолио личных достижений обучающихся.

2010

ежегодно

Педагоги школы






Создание школьного научного общества учащихся

2010

Зам. директора по УВР






Проведение школьного этапа олимпиады по всем предметам

Ежегодно

Рук-ли МО






Участие в городских олимпиадах по всем предметам

Ежегодно

Рук-ли МО






Проведение школьных интеллектуальных игр

По плану

Педагоги школы






Участие в городских и областных конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Ежегодно

Рук-ли МО






Проведение школьной научно-практической конференции



Ежегодно

Рук-ли ШМО






Проведение школьной спортивной спартакиады

Ежегодно

Учитель физвоспитания






Участие в районной спортивной спартакиаде

Ежегодно

Учитель физвоспитания






Осуществление сравнительного анализа учебной успеваемости талантливых учащихся ОУ.


каждую четв и по итогам года

Зам. директора по УВР






Организация школьных детских художественных выставок

Ежегодно

Учитель ИЗО






^

2.Научно-методическое, информационное обеспечение
работы с одарёнными детьми

3.



Мероприятие

Срок

Исполнители

^ Отм о выполн



Создание и ежегодное обновление банка данных «Одарённые дети»

2010г-2015

Зам. директора по УВР






Разработка, утверждение и применение на практике индивидуальных планов работы с одаренными и талантливых детьми.

Ежегодно









Ввод материалов в школьный сайт: информации о программе и ходе её реализации, о паспортизации одарённых детей, о картинной галерее

2010–2015 годы

Зам. директора по УВР, творческая группа по созданию школьного сайта






Отбор современных педагогических технологий, способствующих совершенствованию учебного процесса с талантливыми детьми.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

Рук-ли МО






Отбор программ и учебно-методической литературы, способствующих совершенствованию учебного процесса с талантливыми детьми.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

Рук-ли МО






Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

2015

Зам. директора по УВР




Кадровое обеспечение работы с одарёнными детьми





Мероприятие

Срок

Исполнители

^ Отм о выполн



Обеспечение эффективной психолого-педагогической подготовки учителей к работе с одарёнными и талантливыми детьми в процессе повышения квалификации через обучение в ВИПКРО, школьные семинары, изучение передового опыта других учреждений

2010-2015 годы

Зам. директора по УВР






Проведение школьной научно-практической конференции «Одарённые дети»

1 раз в год

Зам. директора по УВР

Педагоги школы






Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.


2015

г

Зам. директора по УВР

Педагоги школы






^

4.Поддержка одарённых детей, создание условий,
способствующих профессиональному самоопределению







Мероприятие

^ Срок исполнения

Исполнители

Отм о выполн



Участие одарённых детей в школьных и городских олимпиадах, научно-практических конференциях

ежегодно

Рук-ли МО






Участие одарённых детей во всероссийских дистанционных конкурсах «Кенгуру», «Золотое руно», «Русский медвежонок»,

«КИТ», «Бульдог»

ежегодно

Рук-ли МО









Похожие:

Утверждаю Директор Л. А. Андрианова iconИнформация о рабочих программах учебных дисциплин
«Букварь» Автор Т. М. Андрианова. «Русский язык. 1 класс». Авторы Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Аст «Астрель», Москва, 2011
Утверждаю Директор Л. А. Андрианова icon«согласовано» «утверждаю» Директор Директор агу ивановской области фбгук «Государственный Российский «Областной координационно-методический Дом народного творчества»
С. И. Федосеева Т. В. Пуртова
Утверждаю Директор Л. А. Андрианова iconУчебное пособие для читающих детей Русский язык. 1 класс авторы: Андрианова Т. М. и Илюхина
Русский язык. 1 класс авторы: Андрианова Т. М. и Илюхина В. А.; Рабочая тетрадь «Русский язык»в 2-х частях
Утверждаю Директор Л. А. Андрианова icon«Согласовано» «Утверждаю» Председатель методического совета директор моу «сош №33»
Председатель Попечительского совета Жигалкина Т. С., директор школы Ларионова О. М. Коновалова Л. Н., зам директора
Утверждаю Директор Л. А. Андрианова iconСогласовано утверждаю директор моу сош №34 Директор моу дод «Детский оздоровительно- образовательный (социально-педагогический) центр»
График работы педагога – психолога моусош №34 г. Владимира Маковой Л. П. на 2011 – 2012 учебный год
Утверждаю Директор Л. А. Андрианова iconУтверждаю Директор школы

Утверждаю Директор Л. А. Андрианова icon«Утверждаю» Директор школы Т. Л. Голова

Утверждаю Директор Л. А. Андрианова iconУтверждаю Директор школы \Жарова Т. А.\

Утверждаю Директор Л. А. Андрианова iconСогласовано: Утверждаю: Директор школы

Утверждаю Директор Л. А. Андрианова iconУтверждаю Директор филиала ргсу в г. Воронеже

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы